Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ЭЛЕМЕНТА РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ЭЛЕМЕНТА РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
133
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
выборы / выборные должности / избирательные округа / избирательный процесс / избирательные технологии / методология региональной политики / мажоритарная система / пропорциональная система и др.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фомина О.С., Шагбанова Х.С.

В статье проанализирован ряд аспектов, связанных с особенностями организации избирательного процесса в рамках региональной политики. Показаны особенности развития избирательной системы РФ на региональном уровне. Авторы рассматривают этапы организации избирательного процесса. Приводится классификация моделей и этапов избирательного процесса. Освещены направления развития применения современных технических средств при организации избирательного процесса на уровне субъектов Российской Федерации. Отмечается важная роль и федеральных и региональных политических партий современной России в избрании органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Обозначены перспективы дальнейшей эволюции избирательного процесса в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ЭЛЕМЕНТА РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-5-414-418 NIION: 2018-0076-5/22-724 MOSURED: 77/27-023-2022-5-923

ФОМИНА Ольга Сергеевна,

старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления и права Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», e-mail: os.fomina@mpgu.su

ШАГБАНОВА Хабиба Садыровна,

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры философии, иностранных языков и гуманитарной подготовки сотрудников органов внутренних дел ФГКУДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации»,

e-mail: khabiba@yandex.ru

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ЭЛЕМЕНТА РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье проанализирован ряд аспектов, связанных с особенностями организации избирательного процесса в рамках региональной политики. Показаны особенности развития избирательной системы РФ на региональном уровне. Авторы рассматривают этапы организации избирательного процесса. Приводится классификация моделей и этапов избирательного процесса. Освещены направления развития применения современных технических средств при организации избирательного процесса на уровне субъектов Российской Федерации. Отмечается важная роль и федеральных и региональных политических партий современной России в избрании органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Обозначены перспективы дальнейшей эволюции избирательного процесса в России.

Ключевые слова: выборы, выборные должности, избирательные округа, избирательный процесс, избирательные технологии, методология региональной политики, мажоритарная система, пропорциональная система и др.

FOMINA Olga Sergeevna,

Senior Lecturer, Department of State and Municipal Administration and Law, Institute of Social and Humanitarian Education,

Moscow State Pedagogical University

SHAGBANOVA Khabiba Sadyrovna,

Doctor of Philology, Associate Professor, Professor of the Department of Philosophy, Foreign Languages and Humanitarian Training of Employees of the Internal Affairs Bodies of the Tyumen Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

REGULATORY AND LEGAL ANALYSIS OF THE MODERN ELECTORAL PROCESS AS AN ELEMENT OF THE REGIONAL POLICY OF THE

Annotation. The article analyzes a number of aspects related to the peculiarities of the organization of the electoral process within the framework of regional policy. The features of the development of the electoral system of the Russian Federation at the regional level are shown. The authors consider the stages of the organization of the electoral process. The classification of models and stages of the electoral process is given. The directions of development of the use of modern techni-

RUSSIAN FEDERATION

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

cal means in the organization of the electoral process at the level of the constituent entities of the Russian Federation are highlighted. The important role of both federal and regional political parties of modern Russia in the election of state authorities of the constituent entities of the Russian Federation is noted. The prospects for further evolution of the electoral process in Russia are outlined.

Key words: elections, elective offices, electoral districts, electoral process, electoral technologies, methodology of regional policy, majority system, proportional system, etc.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в трансформирующемся обществе необходим новый подход к изучению основ избирательного процесса в регионах Российской Федерации. Тенденции развития избирательного процесса на региональном уровне в XXI веке формируют почву для дальнейшей содержательной эволюции института выборов, исторически являющимся связующим звеном между обществом и властью. В избирательный процесс внедряются инновационные технологии, появление которых обусловлено цифровизацией общества и ростом значения Глобальной сети Интернет. Ряд новаций, внедряемых в электоральную практику, обусловлен необходимостью адаптации к условиям, сложившимся вследствие угрозы распространения коронавирусной инфекции. В то же время, продолжает сохраняться взятый курс на открытость и прозрачность избирательных процедур. Целью статьи является нормативный анализ избирательного процесса как элемента региональной политики. Как мы все прекрасно осознаем, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими [1; 2; 3]. Такого рода правовой подход в полной мере относится и к электоральной сфере. Совокупность государственно-правовых норм, регулирующих порядок организации и проведения выборов, бесспорно, должны обеспечивать реализацию избирательных прав граждан в соответствии с буквой и духом Конституции РФ [3].

С точки зрения регионального управления проблема избирательного процесса имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как напрямую влияет на развитие всего региона. В целом выборы выступают показателем уровня демократичности в регионе и уровня доверия граждан к государственным институтам власти. Именно во время проведения выборов есть возможность увидеть имеющиеся общественно-политические проблемы, характер борьбы между различными группами влияния, недостатки действующей нормативно-правовой базы [4; 5]. Поскольку избирательный процесс оказывает вли-

яние на формирование власти и дальнейшего политического курса на определенной территории, по условиям проведения региональных выборов, то этот вопрос требует пристального внимания со стороны исследователей, политиков, рядовых граждан, а самое главное - представителей органов власти всех уровней. Порядок проведения, возможные угрозы злоупотреблений и нарушений со стороны всех участников процесса во многом зависит от многих факторов. Среди них [9, с. 37]:

- устойчивость политической системы в стране;

- стабильность общественно-политических отношений;

- фундаментальность действующих законов;

- уровень организации избирательного процесса на всех этапах;

- наличие высокой политической и правовой культуры у подавляющего большинства участников (представителей органов публичной власти, политических деятелей, полит-технологов, рядовых граждан-избирателей и тому подобное);

- имидж политической элиты и общественное мнение о ней.

Очевидно, что организационно-правовой аспект играет ведущую роль в избирательном процессе, поскольку благодаря действенности законодательной базы и четкости организации всех этапов можно нивелировать влияние других факторов. Со временем это создаст условия, при которых для страны будут характерны Общественно-политическая стабильность, положительное отношение граждан к политическим деятелям и представителям власти.

Избирательный процесс исследователи часто рассматривают с политической точки зрения и разделяют его на несколько этапов (рис. 1). В течение этих этапов политические участники играют роли, которые определенным образом зависят от общественно-политической ситуации в стране и организационно-правового обеспечения [10, с. 83].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

Рис. 1. Политическое участие в избирательном процессе по этапам

Учитывая особенности политического участия, следует говорить о том,что в избирательном процессе политики пытаются оказывать влияние на граждан, а поскольку для данного процесса характерна цикличность, то граждане в большей или меньшей степени находятся под влиянием. При этом органы публичной власти находятся в стороне и должны выступать арбитром. Властные органы фактически должны лишь утвердить нормы и обеспечить их соблюдение всеми сторонами.

С точки зрения организации избирательного процесса целесообразно рассматривать участие органов публичной власти на этапах избирательного процесса, как основополагающую и неотъемлемую. Политическая элита может со временем быть заменена, однако для обеспечения стабильности и законности процедуры необходимым атрибутом должна стать четкая правовая база, которая будет обеспечивать условия для организации выборов на демократических началах и с учетом интересов разных сторон. Следующим элементом участия органов власти является организация избирательного процесса. Соответственно, это должна быть четкая организация, которая обеспечит проведение выборов на уровне, который всех удовлетворит, а после получения результатов не будет сомнений в легитимности.

Существует также несколько иной взгляд на разделение избирательного процесса. Так, например, отмечают следующие этапы:

1) формирование территориального базиса выборов;

2) создание административных органов для непосредственной организации избирательного процесса;

3) Составление избирательных реестров;

4) регистрация участников выборов;

5) контроль за соблюдением норм ведения предвыборной агитации;

6) организация голосования;

7) проведение подсчетов и подведение итогов [8, с. 205].

Такой подход является более формализованным, однако не раскрывает всей сути избирательного процесса, поскольку здесь рассматриваются непосредственно выборы и определенный небольшой промежуток времени до и после выборов. Однако, следует отметить, что для избирательного процесса характерной является более длительная временная ориентация. С определенной точки зрения можно говорить о перманентности этого процесса, потому что то же самое принятие норм по выборам может происходить в любое время. Так же, косвенная агитация может проводиться не только в предвыборное время, а гораздо раньше. Что касается организационного момента, здесь тоже могут быть варианты, поскольку кроме создания избирательных комиссий и проверки реестра избирателей, могут внедряться механизмы формирования актуальных избирательных реестров. К тому же, деятельность Центральной избирательной комиссии не ограничивается

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

только непосредственной организацией выборов, а распространяется на информационно-аналитическую и культурно-просветительскую деятельность [5].

Как отмечают исследователи, сейчас есть ряд факторов, которые обуславливают проблемы избирательного процесса на региональном уровне в России. Среди них можно выделить следующие [11, с. 207]:

- взаимоотношения между ветвями и разными уровнями власти не всегда согласованы, что порождает недовольство среди граждан;

- политические партии в стране в основном создаются не на идеологической основе и, соответственно, могут не отличаться друг от друга, так называемый феномен «медианного избирателя»;

- использование технических кандидатов и партий для распыления голосов избирателей и последующей игры на этом;

- вмешательство административного ресурса в избирательный процесс;

- манипуляции непосредственно во время проведения региональных выборов;

- использование политиками грязных технологий (серый пиар, популизм, влияние на общественное мнение через СМИ.

Если проанализировать указанные факторы, то можно сделать вывод о возможности устранить некоторые из них организационно-правовым путем. Так, взаимоотношения между органами публичной власти с проведением реформ в России более или менее стабилизируются. Кроме того, значительная доля конфликтных моментов создается из-за несогласованности действующего законодательства, что со временем может быть преодолено благодаря принятию правок согласно сложившихся условий настоящего времени с учётом результатов широкомасштабных изменений в российском обществе.

Вмешательство административного ресурса в избирательный процесс является хоть и сложной темой, однако решение может быть найдено через усиление ответственности и выработки механизмов мониторинга с участием представителей органов власти в избирательном процессе. Примерно так же с манипуляциями во время выборов. Увеличение контроля и усиления ответственности за действия, которые могут повлиять на процесс голосования, подсчет голосов, ведение соответствующей документации и подведение итогов выборов [6]. Использование политическими партиями и деятелями грязных технологий является актуальной проблемой не только для отдельных регионов, но и для всего государства. Решение этого является довольно сложным, однако в некоторой степени его влияние можно нивелировать благодаря организации системати-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

ческого информирования граждан относительно избирательного процесса, тонкостей законодательства в данной сфере и тому подобное. Опытные с политической и правовой точки зрения граждане обращают меньше внимания на популистские лозунги, а также критически относятся к позитивной или негативной информации о политических деятелей и партии.

Остается открытым вопрос отсутствия идеологий у партий и использования технических кандидатов. Конечно, уровень правового и политического образования граждан может частично помочь, однако это по большей части вопрос морального характера. Возможно, с развитием демократических традиций в России можно надеяться на устранение такой негативной практики. Итак, проведенный анализ избирательного процесса на региональном уровне позволяет говорить о том, что его усовершенствование имеет определенные перспективы. С организационно-правовой точки зрения на сегодня существует ряд проблем, среди которых разногласия в действующем законодательстве и несовпадение с реалиями, что является результатом проведения полномасштабных реформ. Также организация избирательного процесса страдает от вмешательства со стороны органов власти разных уровней, что вызвано неотработанностью практики наказания за злоупотребление своим служебным положением в условиях проведения выборов или за вмешательство в избирательный процесс в целом. Отдельно возникает неготовность преодолевать проблемы политического характера: недобропорядочность политических партий и деятелей, манипулирование общественным сознанием и тому подобное. Обращаясь к ситуации развития избирательного процесса, к примеру, в столице Российской Федерации (городу федерального значения), можно отметить, что базовый законодательный документ (Избирательный кодекс города Москвы [7]) хоть и является прогрессивным, однако имеет недостатки в силу того, что реформирование административно-территориального устройства в Москве, как и в целом по России, еще не завершено. Кроме того, сам процесс выборов сопровождается недоразумением среди граждан, поскольку современная модель выборов по избирательным округам для многих сложна для восприятия.

Список литературы:

[1] Всеобщая декларация прав человека, принятая Резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1948 // Российская газета. № 67. 05.04.1995.

[2] Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с Протоколом №1

(Подписан в г. Париже 20.03.1952), Протоколом № 4 «Об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), Протоколом № 7 (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // Собрание законодательства Российской Федерации от 08.01.2001 № 2. - Ст.163.

[3] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 03.03.2014. № 9. - Ст. 851.

[4] Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 01.04.2022 № 90-ФЗ) [Электронный ресурс]. -URL: https://base.garant.ru/183523/ (дата обращения: 10.04.2022).

[5] Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ (посл. ред.). [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_37119/ (дата обращения: 10.04.2022).

[6] Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [Электронный ресурс]. - URL: https://base. garant.ru/71670570/ (дата обращения: 10.04.2022).

[7] Закон г. Москвы от 6 июля 2005 г. № 38 «Избирательный кодекс города Москвы» (с изм. и доп. на 25.05.2022) [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/3660202 (дата обращения: 10.04.2022).

[8] Володенков С.В. Управление современными политическими кампаниями: Учебное пособие для вузов. - М.: Издательство Московского университета, 2018. - 312 с.

[9] Граждане и политические практики в современной России: воспроизводство и трансформация институционального порядка / ред. колл.: С.В. Патрушев (отв. ред.), С.Г. Айвазова, П.В. Панов. - М.: Российская ассоциация политической науки (РАПН); Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. - 318 с.

[10] Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учебник / С.А. Куемжиева, М.С. Савченко, А.В. Красницкая [и др.]; под общ. ред. М.С. Савченко. - Краснодар: КубГАУ, 2018. - 199 с.

[11] Электоральная Россия 2021: Битва за Госдуму. Ежегодный сборник статей о российских выборах. - М.: Агентство стратегических коммуникаций Никколо М, 2017. - 335 с.

Spisok literatury:

[1] Vseobshchaya deklaraciya prav cheloveka, prinyataya Rezolyuciej 217 A (III) General'noj Assam-

blei OON ot 10.12.1948 // Rossijskaya gazeta. № 67. 05.04.1995.

[2] Konvenciya o zashchite prav cheloveka i osnovnyh svobod (Zaklyuchena v g. Rime 04.11.1950) (s izm. ot 13.05.2004) (vmeste s Protokolom №1 (Podpisan v g. Parizhe 20.03.1952), Protokolom № 4 «Ob obespechenii nekotoryh prav i svobod pomimo tekh, kotorye uzhe vklyucheny v Konvenciyu i pervyj Protokol k nej» (Podpisan v g. Strasburge 16.09.1963), Protokolom № 7 (Podpisan v g. Strasburge 22.11.1984)) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 08.01.2001 № 2. - St.163.

[3] Konstituciya Rossijskoj Federacii. Prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 (v red. ot 01.07.2020) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 03.03.2014. № 9. - St. 851.

[4] Federal'nyj zakon «O politicheskih partiyah» ot 11.07.2001 № 95-FZ (red. ot 01.04.2022 № 90-FZ) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://base.garant. ru/183523/ (data obrashcheniya: 10.04.2022).

[5] Federal'nyj zakon «Ob osnovnyh garantiyah izbiratel'nyh prav i prava na uchastie v referendume grazhdan Rossijskoj Federacii» ot 12.06.2002 № 67-FZ (posl. red.). [Elektronnyj resurs]. - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_37119/ (data obrashcheniya: 10.04.2022).

[6] Ukaz Prezidenta RF ot 9 maya 2017 g. № 203 «O Strategii razvitiya informacionnogo obsh-chestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody» [Elektronnyj resurs]. - URL: https://base.garant. ru/71670570/ (data obrashcheniya: 10.04.2022).

[7] Zakon g. Moskvy ot 6 iyulya 2005 g. № 38 «Izbiratel'nyj kodeks goroda Moskvy» (s izm. i dop. na 25.05.2022) [Elektronnyj resurs]. - URL: https:// docs.cntd.ru/document/3660202 (data obrashcheniya: 10.04.2022).

[8] Volodenkov S.V. Upravlenie sovremennymi politicheskimi kampaniyami: Uchebnoe posobie dlya vuzov. - M.: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 2018. - 312 s.

[9] Grazhdane i politicheskie praktiki v sovre-mennoj Rossii: vosproizvodstvo i transformaciya institucional'nogo poryadka / red. koll.: S.V. Patru-shev (otv. red.), S.G. Ajvazova, P.V. Panov. - M.: Rossijskaya associaciya politicheskoj nauki (RAPN); Rossijskaya politicheskaya enciklopediya (ROSSPEN), 2011. - 318 s.

[10] Izbiratel'noe pravo i izbiratel'nyj process v Rossijskoj Federacii: uchebnik / S.A. Kuemzhieva, M.S. Savchenko, A.V. Krasnickaya [i dr.]; pod obshch. red. M.S. Savchenko. - Krasnodar: KubGAU, 2018. - 199 s.

[11] Elektoral'naya Rossiya 2021: Bitva za Gos-dumu. Ezhegodnyj sbornik statej o rossijskih vybo-rah. - M.: Agentstvo strategicheskih kommunikacij Nikkolo M, 2017. - 335 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.