ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПЕРЕВОЗОК КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОГО ТРАНСПОРТА Башмаков И.А.1, Покровский А.К.2, Тришкина А.Л.3 Em ail: [email protected]
'Башмаков Игорь Александрович — кандидат технических наук, доцент, кафедра менеджмента;
2Покровский Анатолий Константинович — кандидат технических наук, профессор-консультант; 3 Тришкина ААлевтина Леонидовна — техник, кафедра менеджмента, делопроизводитель, отдел координации работы с аспирантами, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет,
г. Москва
Аннотация: необходимо отметить, что востребованность и безальтернативность транспорта должны заставлять государственные структуры двигаться в ногу со временем и применять современные методы организации и управления транспортными системами. При поэтапном и контролируемом внедрении этих методов успех в достижении поставленных целей гарантирован. Причем для начала реализации этих методов в России достаточно лишь подкорректировать образ мышления руководителей соответствующих структур. Поэтому в данной статье изложены рекомендации, необходимые для реализации правительственных программ, утвержденных президентом и премьер-министром страны, направленных на развитие транспортной системы России.
Ключевые слова: организация, транспортная политика, производство, рационализация, управление, эффективность.
REGULATORY MANAGEMENT OF THE ORGANIZATION OF TRANSPORTATION AS A FACTOR IN INCREASING THE COMPETITIVENESS OF RUSSIAN TRANSPORT Bashmakov I.A.1, Pokrovsky A.K.2, Trishkina A.L.3
'Bashmakov Igor Aleksandrovich - PhD (Tech.), Associate Professor; DEPARTMENT OF MANAGEMENT; 2Pokrovsky Anatoly Konstantinovich - PhD (Tech.), Professor-Consultant; 3Trishkina Alevtina Leonidovna - Technician, MANAGEMENT DEPARTMENT, CLERK,
DEPARTMENT FOR COORDINATING WORK WITH GRADUATE STUDENTS, MOSCOW AUTOMOBILE AND HIGHWAY STATE TECHNICAL UNIVERSITY,
MOSCOW
Abstract: it should be noted that the demand for and lack of alternative transport should force state structures to keep up with the times and apply modern methods of organizing and managing transport systems.
With the phased and controlled implementation of these methods, success in achieving the goals set is guaranteed. Moreover, to begin the implementation of these methods in Russia, it is enough only to correct the way of thinking of the leaders of the relevant structures.
Therefore, this article sets forth the recommendations necessary for the implementation of government programs approved by the President and the Prime Minister of the country aimed at the development of the transport system of Russia.
Keywords: organization, rationalization, management, the transport policy, manufacture, efficiency.
УДК 005.932
При критически возрастающем с каждым годом значении транспорта в жизни страны важно правильно подходить к вопросам организации его работы. Ведь транспорт является
незаменимым инструментом при ведении государственной политики, опирающийся на закон «О транспортной безопасности» (Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ О транспортной безопасности). В связи со сложившейся обстановкой в стране и в частности с отношением государства к транспортной сфере, не будет лишним, дать некоторые рекомендации в сфере организации и управления производства на транспорте [7].
Данные рекомендации опираются на положения Федеральной Целевой Программы «Развитие транспортной системы России до 2020», а также на пожелания, высказанные В.В. Путиным о развитии транспортной системы России, и сопутствующих производств, во время участия в автопробеге Чита - Хабаровск [6].
Востребованность и безальтернативность транспорта, должна заставлять государственные структуры двигаться в ногу со временем, тем более что методы организации работы транспортных систем, используемых в развитых странах, соответствуют требованиям российского законодательства и могут быть применены в дополненном и измененном виде в нашей стране.
Начинать изменения нужно с понимания того, что в концепции современной организации на предприятиях транспорта заложен комплекс следующих положений, идей, подходов:
1. Положения приоритетов (человеческие факторы, мотивирование, профессионализм);
2. Идея критических факторов (фактор времени, информационные технологии, корпоративность);
3. Подходы ориентирования (миссии и стратегии, фактор качества, фактор креативности).
Так, к факторам развития предприятия относятся [1]: ресурсы; техническая политика, т.к.
нынешнее техногенное общество основано на использовании технических устройств во всех сферах деятельности; формы общественной организации производства - концентрация, специализация, кооперирование, комбинирование; потребность в продукции (услугах) предприятия; общие социально экономические условия.
Именно поэтому здесь необходимо познание объективной реальности, объективной данности, действительности, причем речь идет не о непознаваемом, а только о непознанном: поэтому объектом познания является практика с ее чувственно-предметным, материально-вещественным, социальным и природоохранным содержанием.
Понимание того, что, как и почему происходят те или иные явления, не только обеспечивает возможности быстрой адаптации предприятия к внешним изменениям, но и выполняет полезную функцию стимулирования внутренней направленности к изменениям, к совершенствованию.
Успех предприятия - это его выживаемость; результативность и эффективность; производительность; практическая реализация.
Так распределение дефицитных ресурсов по подразделениям, выполняющим наиболее важные задачи предприятия, есть способ его выживания, а развитие технологий вызывает необходимость поиска тех методов организации, которые позволяют ей приспособиться к новому технологическому деловому миру. Кроме того, для малых предприятий важна гибкость, а для больших - выносливость.
Проблемная ситуация создается на предприятиях вследствие возникающих противоречий между его стремлением к достижению поставленной цели и возможностью ее осуществления. При этом структура проблемы определяет и организацию ее выполнения.
Результативность деятельности предприятия есть наличие такой цели, достижение которой внедряется в потребительский рынок. Результативность является одним из наиболее обобщающих показателей, отражающим влияние и взаимодействие результатов, процессов и системных факторов. Она отражает степень реализации ключевых компетенций и эффективность процессов производства и его организации.
Система показателей оценки эффективности, например, транспортного процесса должна выявлять недостатки его организации с целью дальнейшего снижения затрат. Эффективность -это сопоставление достигнутых характеристик с использованными ресурсами. При этом системе организации необходимы следующие виды затратных ресурсов: трудовые (людские), материальные (в том числе и техника), информационные и финансовые. Кроме того, должно соблюдаться требования ценности цели, которая должна превышать затраты ресурсов.
Система оценки эффективности организации решает две задачи: оценку эффективности решения ключевых социальных и социально экономических проблем и конкретных решений на стадии исполнения и последствий исполнения; определении способов и формулирование ресурсов для решения указанных проблем, коррекции или альтернатив упомянутых решений.
При этом оценка проблем в системе организации предполагает: отделение реальных проблем от псевдо-реальных; отбор реальных проблем по критерию ценности ожидаемого результата; выбор проблем в соответствии с критерием возможностей их разрешения.
При оценке проблем можно так же использовать поисковый и нормативный прогнозы. Первый направлен на определение возможных состояний, например, тенденции в будущем. Такой прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет при условии сохранения существующих тенденций? Второй направлен на определение путей и сроков достижения возможных состояний тенденций, принимаемых в качестве цели. Такой прогноз отвечает на вопрос: какими путями достичь желаемого?
Эффективность деятельности предприятий на рынке, например, услуг описывается не нормальным законом распределения вероятностей, а степенным (в частности законом Парето).
Продукция транспорта - перемещение грузов из пункта производств в пункты потребления. Ряд показателей эффективности транспортных систем в зависимости от цели либо максимизируются, либо минимизируются, другие задаются параметрически (т.е. изменяются в заданных пределах) или барьерно (т.е. значение параметра ограничено с одной стороны).
К критериям выбора ключевых показателей эффективности на транспорте относятся: относительная легкость измерения; создание правильных стимулов; возможность сравнения. К основным же требованиям при формировании ключевых показателей эффективности бизнеса в транспортно-распределительных системах относятся: планирование от возможного, а не от достигнутого: использование и учет наибольшего количества возможных фактов, в том числе ожидания аналитиками финансовых рынков, внутри- и межотраслевые сравнения, анализ успешного опыта внутри предприятия и т.д.; увязка поставленных целей и задач с конкурентной ситуацией на рынке; соответствие целей и задач, проводимых на предприятии «сверху вниз», реальным возможностям совершенствования деятельности «снизу вверх»; наличие механизмов, позволяющих «повышать планку» по мере достижения подразделением предприятия запланированных результатов [2].
В перечень ключевых показателей эффективности системы организации входят: средняя стоимость затрат ресурсов на событие; процент событий, разрешенных первой линией затрат поддержки (без направления в другие группы); число решенных событий на одно рабочее место или на одного сотрудника; увеличение коэффициента повторного использования услуг существующими клиентами; увеличение индекса лояльности и удовлетворенности существующих клиентов; соответствие рабочих мест нормам безопасности; общее снижение отходов (%); обеспечение прибыли (%); соответствие учетных плановым показателям; предприятия; индекс удовлетворенности работой (полностью, не полностью, частично, незначительно, полностью неудовлетворен); количество часов обучения в расчете на одного сотрудника; фактор разнообразия в работе; соответствие целевым (ключевым) показателям эффективности; % увольнений по собственному желанию, число инноваций в расчете на одного сотрудника; % реализованных инноваций; рентабельность инвестиций в совершенствовании технологий; рост уровня компетенции сотрудников; % сотрудников, прошедших смежное обучение с целью выполнения трех и более функций; продолжительность простоев; частота возникновения простоев [3].
К показателям оценки эффективности транспортно-распределительных систем относятся: финансовые (стоимостные), транспортные, складские, показатели эффективности использования активов, а также оборачиваемость запасов; уровень транспортно-распределительного обслуживания (норма насыщения спроса по одному заказу), норматив совершенного заказа, доступность, функциональность (процессность); производительность (число обработанных упаковок за рабочий час), производительность труда персонала, число принятых заказов в час; качество (удовлетворенность клиентов исполнением заказов); общая продолжительность цикла заказа; время предоставления точной информации о статусе заказа; время доставки заказа; надежность; стабильность.
В группу экономических показателей эффективности транспортного процесса входят: затраты транспортной деятельности, отнесенные к общему грузообороту: затраты на единицу транспортных средств; доход от перевозок к общему грузообороту; доход на единицу транспортных средств. В группу же технико-эксплуатационных показателей эффективности транспортного процесса входят: коэффициент использования грузоподъемности подвижного состава по отдельным типам грузов; коэффициент использования пробега; коэффициент выпуска и коэффициент технической готовности парка; грузооборот на тонну грузоподъемности [4].
Неизбежностью в социально-экономических системах является, как минимум, двухсторонний характер отношений при взаимодействии участников (неизбежность выстраивания этих контактных связей). Экономические отношения при этом есть ресурсоопосредованные отношения, и складывающиеся в процессе производства, обмена, распределения и потребления. Принципиально любое предприятие должно определить, построить и организовать взаимосвязь 30 взаимоотношений [5]:
1. Классические рыночные отношения: поставщик - клиент; клиент - поставщик -конкурент; каналы дистрибьюции.
2. Специальные рыночные отношения: моменты истины; отношения с клиентами предприятия; профессиональные отношения; некоммерческие отношения.
3. Мега отношения: отношения с бизнес сообществом; альянсы с другими предприятиями, властью, отношения со средствами массовой информации, интеллектуальные отношения.
4. Нано отношения: отношения с внутренними работниками; клиентами, владельцами, акционерами и инвесторами.
Структура предприятия - это совокупность связей и отношений внутри системы организации. При этом любая подсистема, как структурная составляющая системы, состоит из микроблоков (элементов) более низкого уровня, между которыми существуют жестко детерминированные связи. Число вариантов подобных связей образует до 27 классификационных групп. В зависимости от наличия посредников на каждом из основных этапов осуществления хозяйственного взаимодействия общее возможное число вариантов хозяйственных связей партнеров возрастает до 64. Такая интерпретация позволяет определить порядка 1728 составляющих «типовых» бизнес-технологий.
При формировании системы организации на предприятии создавать следует не систему, ориентированную на конечный результат, а систему, которая может быстрее адаптироваться к динамично изменяющимся условиям, будь они внешними или внутренними. При этом любое явление необходимо рассматривать с позиций сущности, содержания и специфики на микро -, мезо- и макроуровнях.
Так существует четыре вида базовых критериев для оценки организации различных видов деятельности: результативность (продуктивность), безопасность, удовлетворенность и развитие.
При этом надо учитывать и тот факт, что хозяйствующие субъекты выступают на рынке одновременно в двух лицах: покупателей и продавцов, и для них необходимо решение двух масштабных и значимых задач: оценка конъюнктуры на рынке закупок; регулирование конъюнктуры на рынке продаж.
Таким образом, любой процесс на предприятии результативен, если он достигает экономически возможного (нормативно-правового) уровня потребления ресурсов и удовлетворяет потребности, как клиента, так и бизнеса (штрафы, потери времени) при обязательном использовании имеющегося на предприятии потенциала, который может быть интеллектуально-креативный, социально-экономический и организационно-технологический.
И здесь, организационные воздействия целесообразно (при повышении коммерческой активности) направлять на движущиеся материальные и финансовые потоки, добиваясь тем самым увеличения скорости их движения, т.к. коммерция - это требование соизмерения размеров вложенных средств с финансовым результатом от вложения.
Коммерческая деятельность является экономической по содержанию, организационно-правовой по форме, многофункциональной и полипредметной по структуре, комплексной и системной по организации, многоотраслевой по сфере (обхвату) и глобальной по тенденции развития и роста масштабов. Экономическое содержание коммерческой деятельности определяется как экономическим содержанием категории ее предмета (товара-ценности), так и экономическим результатом по обмену ценностями, направленной на взаимовыгодное удовлетворение потребностей субъектов обеих взаимодействующих сторон. Потенциал коммерческой деятельности в пространстве измеряется: предметным (ресурсным), отраслевым и функциональным критериями.
Сегодня успех предприятию приносят уже не товары и услуги, а процессы их создания через организацию сквозными процессами на основе экономии затрат на их протекание, поэтому необходимо прежде всего обеспечение: степени организационного единства процессов; степени технологического единства процессов; степени экономического единства процессов; степени информационного единства процессов. При этом целесообразно сфокусировать внимание на рационализации организации процессов через использование разных правовых и других регламентирующих документов, т.к. системная рационализация
организации именно технологических процессов хозяйственной деятельности - вот основная
задача управления предприятия.
Список литературы / References
1. Покровский А.К. Исследование систем управления (транспортная отрасль): Учебное пособие / А.К. Покровский. М.: КноРус, 2010. 360 с.
2. Ташбаев Ы.Э. Формирование системы транспортно-логистического менеджмента: Монография / Ы.Э. Ташбаев. М.: Изд-во «Техполиграфцентр», 2002. 194 с.
3. Как работают японские предприятия. М.: Экономика, 1999. 262 с.
4. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Системный анализ в логистике / Л.Б. Миротин, Ы.Э. Ташбаев. М.: Экзамен, 2002. 479 с.
5. Некрасов А.Г. Комплексная безопасность цепей поставок: Научно-практическое пособие / А.Г. Некрасов. М.: PrintUp, 2008. 106 с.
6. ФЦП «Развитие транспортной системы России до 2020 года».
7. Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2007 г. # 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
ОБЗОР СИСТЕМ АНАЛИЗА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ДЛЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ВУЗА Есболганов С.И.1, Дауренбеков К.К.2 Email: Е[email protected]
'Есболганов Сабит Издибаевич — магистрант, специальность: информационные системы, кафедра компьютерных наук, инженерно-экологический факультет, Кызылординский государственный университет им. Коркыт ата; 2Дауренбеков Куаныш Койшыгулоович — кандидат технических наук, ректор, Университет «Болашак», г. Кызылорда, Республика Казахстан
Аннотация: сегодня высшие учебные заведения стали полноправными субъектами рыночной экономики, получив право самостоятельно определять направления своего развития, цели и методы их достижения. Данная статья может быть интересна руководителям структурных подразделений образования, поскольку в статье анализируются популярные системы анализа бизнес-процессов. Приведены основные задачи, решаемые этими информационными системами, их сильные и слабые стороны. Представлена структура управления, отражающая динамику принятия решений.
Ключевые слова: анализ данных, управление организацией, уровни управления.
OVERVIEW OF BUSINESS PROCESS ANALYSIS SYSTEMS FOR ANALYTICAL UNIVERSITY SYSTEM Еsbolganov S.I.1, Daurenbekov K.K.2
'Esbolganov Sabit Izdibaevich — Master Student, SPECIALTY: INFORMATION SYSTEM, COMPUTER SCIENCE DEPARTMENT, FACULTY OF ENGINEERING AND ECOLOGY, KYZYLORDA STATE UNIVERSITY NAMED AFTER KORKYT ATA; 2Daurenbekov Kuanysh Koyshygulovich — Candidate of Technical Sciences, Rector, UNIVERSITY "BOLASHAK", KYZYLORDA, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Abstract: today, higher education institutions have become full-fledged subjects of a market economy, having acquired the right to independently determine the directions of their development, goals, and methods for achieving them. This article may be of interest to heads of departments of education, since the article analyzes popular systems for analyzing business processes. The main tasks solved by these information systems are given. Their strengths and weaknesses. A management structure reflecting the dynamics of decision making is presented.
Keywords: data analysis, organization management, management levels.