Научная статья на тему 'Оценка эффективности функционирования контрагентов в логистической системе транспортного предприятия'

Оценка эффективности функционирования контрагентов в логистической системе транспортного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1694
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СКОРИНГОВАЯ МОДЕЛЬ / КОНТРАГЕНТ / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОСРЕДНИК / ОЦЕНКА НАДЕЖНОСТИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зырянов Владимир Васильевич, Еремина Любовь Валерьевна

Каждое предприятие, являющееся участником логистической цепочки поставок, рано или поздно сталкивается с проблемой выбора логистического контрагента. На основании чего делать выбор в пользу того или другого посредника? Объективно просчитать все плюсы и минусы сложно: все будет решаться на субъективном уровне. Предприятиям необходимо знать своего логистического контрагента, его поведение, запросы, возможности. Поэтому и нужны технологии, позволяющие динамично оценивать поведение контрагента по ряду параметров, в частности скоринговая модель оценки надежности контрагентов в логистической системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зырянов Владимир Васильевич, Еремина Любовь Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности функционирования контрагентов в логистической системе транспортного предприятия»

Оценка эффективности функционирования контрагентов в логистической системе транспортного предприятия

В.В.Зырянов, Л.В.Еремина

Ростовский государственный строительный университет, г. Ростов-на-Дону

Контрагенты, они же логистические посредники, присутствуют в логистических системах в разных видах - перевозчики, экспедиторы, информационные провайдеры. Одним из стратегических направлений в современной практике является сосредоточение всех логистических функций в специализированных компаниях-контрагентах, которые гарантируют высокое качество обслуживания при собственных низких затратах. Кроме того, такое решение, позволяет сократить численность обслуживающего персонала в собственных логистических службах производственных и торговых фирм, где, как правило, работают высокооплачиваемые специалисты.

Особенностями конкретных логистических контрагентов, существенно влияющими на процесс формирования логистической системы, являются [1]:

• форма собственности и организационно-правовая форма;

• различия в характере и целях функционирования;

• различная мощность и концентрация капитала, технологическое

оборудование, ресурсы;

• пространственное распределение инфраструктуры, трудовых, материальных

и других ресурсов.

При разработке алгоритма выбора логистического контрагента можно принять за основу скоринговую модель [2]. Шкала относительной значимости каждого критерия оценки должна разрабатываться только для заданной совокупности кандидатов в логистические посредники с известными показателями эффективности по каждому признаку. При изменении состава кандидатов или значений показателей их эффективности по всем признакам или их части шкала относительной значимости каждого критерия оценки должна изменяться.

Единая для всех кандидатов шкала относительной значимости каждого критерия оценки может быть только в том случае, если у всех кандидатов одни и те же значения показателей эффективности по каждому признаку. Выбор посредника должен быть осуществлен не по одному показателю, а по вектору разнородных показателей. Из всего этого можно сделать вывод, что в заданной совокупности кандидатов у каждого из них должна быть своя шкала относительной значимости каждого критерия оценки. Совокупность индивидуальных шкал всех кандидатов ставит их в равные условия. Источником таких шкал может стать матрица значений показателей эффективности каждого признака по всем кандидатам в логистические посредники.

Вопросы выбора логистических посредников, рассмотренные практически во всех работах по логистике, различаются в основном глубиной проработки и наличием примеров расчетов. В большинстве работ выбор логистических посредников производится в условиях определенности и рассматривается как однокритериальная или сводимая к ней многокритериальная задача. Исследования и накопленный опыт оценки позволил разработать общий алгоритм выбора логистического посредника, включающий разделение всех параметров на группы (количественные, качественные и релейные); применение квалиметрического подхода к оценке количественных параметров работы логистического контрагента, функции желательности для оценки качественных показателей; ранжирование критериев, расчет интегральной оценки и рейтинга контрагента, а также осуществление контроля качества работы логистических контрагентов. Контроль за деятельностью логистического контрагента является важной задачей, поскольку для протекания логистических процессов необходим повторяющейся выбор логистического контрагента.

В зависимости от содержания процесса снабжения формируется перечень показателей, как качественных, так и количественных, на основе которых оценивается выгодность привлечения того или иного контрагента для выполнения определенных функций. Часть суждений строится на формализуемых и количественно измеримых характеристиках (цена, объем инвестиций и т.п.). Однако конечное решение о выборе контрагента строится также и на основе суждений о множестве факторов, не подлежащих количественному отображению, и тех, формализовать которые представляется затруднительным.

Метод представления суждений в виде числовых значений должен удовлетворять многим критериям. Некоторая неопределенность в суждениях не должна сильно влиять на соответствующее числовое значение, но значительная разница в суждениях должна отражаться значительным разбросом на числовой шкале [5].

При числовом попарном сравнении двух контрагентов, предлагающих свою продукцию на приблизительно одинаковых условиях, трудно учесть чувства лица, принимающего решения (ЛПР) и опыт работы (собственный или других фирм) с данными предприятиями. Чтобы представить результат сравнения двух исследуемых контрагентов, требуется точное представление об их деятельности, знание их внутреннего состояния и того, какие характеристики и в какой степени могут повлиять на достижение поставленных перед ними целей.

При сравнении критериев говорят об их важности, а при сравнении альтернатив об их предпочтительности. Выбор оптимальных контрагентов из множества потенциальных для заключения контракта на основе числовой шкалы требует предварительного формирования рангов важности. Определим ранги важности, основываясь на изложенные в [5] шкалы отношений (таблица 1).

Таблица 1. Определение рангов важности логистических контрагентов

Степень важности Определение Пояснение

0 Участники несравнимы Сравнение двух предприятий бессмысленно

1 Участники имеют одинаковую значимость для проекта Оба предприятия могут внести одинаковый вклад в достижение представленной цели в рамках проекта

3 Слабое превосходство одного участника над другим Есть некоторые основания предпочесть одно предприятие другому, но их нельзя считать неопровержимыми

5 Один существенно выгоднее другого (сильное превосходство) Одно из предприятий обладает значительными конкурентными преимуществами

7 Очевидная конкурентоспособность участника Имеются неопровержимые основания, чтобы предпочесть одно предприятие другому

9 Абсолютная значимость участника Превосходство одного из предприятий столь очевидно, что не может вызвать ни малейшего сомнения

Значения 2, 4, 6, 8 соответствуют промежуточным суждениям и используются, когда выбор между двумя соседними нечетными числами вызывает затруднение. Для многих предприятий, нацеленных на участие в проекте, параметром их сравнения может служить надежность поставок. Характеристика «надежность поставок» в полной мере охватывает логистические правила «7-Я» [3, 4]. Она является интегральной оценкой способности предприятия обеспечивать стабильный, бесперебойный запланированный проектом производственный процесс заказчика. Надежность поставок включает в себя

степень готовности к поставкам, уровень гибкости поставок, умение обеспечивать сохранность продукции в процессе ее погрузки и транспортировки.

С учетом системных подходов должен учитываться многоцелевой характер логистических процессов. Экономические цели ориентируются на производственнохозяйственный успех с учетом постоянной ликвидности, что является необходимым условием. В качестве количественного показателя результата деятельности действует, прежде всего, коэффициент окупаемости капиталовложений и показатель увеличения стоимости предприятия. Наряду с этими количественными выходными величинами следует учитывать и выходные величины показателей качества. В качестве таковых следует назвать удовлетворенность внутренних и внешних клиентов, а также качество кооперативных взаимоотношений внутри цепочки поставок.

Техническими целями являются сокращение времени выполнения логистических процессов, особенно на стадии транспортного обслуживания, максимальное использование мощностей.

К экологическим целям следует отнести снижение уровня воздействия на окружающую среду во время реализации логистических процессов, снижение выбросов в процессе транспортировки.

Потенциальные конфликты между этими целями возникают, прежде всего, из разности интересов участников цепочки. Так как, как правило, сумма отдельных оптимумов не равна общему оптимуму цепочки поставок, то нужно, как минимум, дифференцировано подходить к рассмотрению уровня "участников" (уровень отдельных предприятий или уровень отдельных подразделений предприятий) и уровню внутренней организации (уровень общей цепочки поставок). С этой точки зрения необходимо, чтобы контроллинг воздействовал на формулирование единой целевой системы на уровне внутренней организации и на выработку совместных подцелей на уровне "участников". Это удается только в том случае, если контроллинг ориентирован как на процесс, так и на поведенческие аспекты.

Участники логистической цепочки стараются выбирать партнеров по бизнесу, основываясь на определенных критериях. Эти критерии позволяют оценить компанию, с которой собираются работать наиболее объективно.

Факторы, по которым формируются критерии выбора:

1. Возможности транспортной компании

о информационное обеспечение в процессе перевозки

о предоставление подтверждения о перевозке

о возможность перевозить опасные грузы

о возможности по времени перевозок и дням отправки

2. Информационное управление и администрирование

о обеспечение прозрачности логистической цепи

о обеспечение управления в реальном режиме времени

о надежность коммуникационных каналов связи с компанией и с клиентами

о страхование

3. Автоматизированная система управления

о интеграция с другими системами

о функциональные возможности

4. Возможности складской деятельности

о возможности по занесению информации и отслеживанию перемещения

продукции

о возможности обращаться с опасными грузами

о время работы склада

о месторасположение склада в аспекте ведения бизнеса с точки зрения

обслуживания

о время выполнения заказа

5. Контрактные условия

О условия оплаты

О ответственность за ошибки, повреждения и т.п.

О продолжительность контракта

О досрочное расторжение контракта

О сроки и условия для подписания контракта

О возможность внесения изменений для дополнительного сервиса

6. Внедрение проекта взаимодействия и управление им

О предложенная структура внедрения проекта

О ожидаемое время внедрения

О ожидаемые от вашей компании инвестиции

О возможности дальнейшего усовершенствования проекта

7. Цена

О цены и возможность их корректировки

8. Культура ведения бизнеса и структурная схожесть с компанией

О существование системы оценки качества

О потенциальная доминанта вашей компании или других клиентов

О величина компании (финансы и ресурсы)

О значимость, известность компании

О географическая сфера деятельности компании

Скоринговое решение по выбору логистического контрагента построено на опыте разработки, которая прямо или косвенно используются в скоринговых центрах различных стран. Основной принцип построения решения — способность к постоянному развитию. Для этого система снабжена встроенным функционалом по мониторингу действующих скоринговых моделей и по построению новых. Качество профессионального скорингового решения сейчас во многом определяет успех развития логистического рынка в России. К его выбору нужно подходить максимально взвешенно, понимая весь спектр его параметров и выбирая наиболее актуальные для конкретного логистического контрагента.

Литература

1.Акофф Р. Искусство решения проблем. М.: Мир, 1982.

2.Андреева Г., Скоринг как метод оценки кредитного риска Журнал Банковские технологии

3.Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э., Порошина О.Г. / Эффективная логистика. М.:Издательство «Экзамен». 2002. - 160 с.

4.Миротин Л.Б. Системный анализ в логистике: Учебник для вузов. - М.: Экзамен, 2002. - 479с

5.Ташбаев Ы.Э., Демина И.П. Задача выбора оператора доставки груза различными видами транспорта // Сборник материалов Московского международного логистического форума "Бизнес и логистика - 2003". - М.: Координационный совет по логистике. 2003. - С. 180 - 190.

6.Сергеев В.И. Логистические системы мониторинга цепей поставок: Учебное пособие / В.И.Сергеев, И.В. Сергеев. - М.: Инфра-М, 2003. - 172с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.