УДК 34.037
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ И ПОДСУДНОСТИ ДЕЛ В ЧЕРНОМОРСКОМ КАЗАЧЬЕМ ВОЙСКЕ (первая половина XIX в.)
Н.В. Паршина
Статья посвящена исследованию особенностей подведомственности и подсудности дел в Черноморском казачьем войске до судебных преобразований Александра II. С помощью формально-юридического, историко-правового и сравнительно-правового методов научного познания в работе проведен анализ законодательного регулирования порядка разрешения гражданских и уголовных споров в первой половине XIX в. Автор приходит к выводу, что основным критерием разграничения подведомственности и подсудности дел в Черноморском казачьем войске служила сословная принадлежность подсудимого (в разбирательствах по уголовному делу) либо спорящих сторон (по гражданским деликтам). Стремясь сохранить сословную замкнутость черноморского казачества, государство упорядочивало привлечение к юридической ответственности представителей других социальных групп Российской империи, проживающих в пределах войска.
Ключевые слова: подсудность; судебные учреждения; уголовное судопроизводство; гражданское судопроизводство; Черноморское казачье войско.
N.V. Parshina. NORMATIVE AND LEGAL REGULATION OF THE DELIMITATION OF JURISDICTION AND JURISDICTION OF CASES IN THE BLACK SEA COSSACK ARMY (the first half of the XIX century)
The article is devoted to the study of the peculiarities of jurisdiction and jurisdiction of cases in the Black Sea Cossack army during the pre-trial transformations of Alexander II. With the help of formallegal, historical-legal and comparative-legal methods of scientific cognition, the paper analyzes the legislative regulation of the procedure for resolving civil and criminal disputes in the first half of the XIX century. The author comes to the conclusion that the main criterion for distinguishing the jurisdiction and jurisdiction of cases in the Black Sea Cossack Army was the class affiliation of the defendant (in criminal proceedings) or the disputing parties (in civil torts). In an effort to preserve the class isolation of the Black Sea Cossacks, the state was ordering the legal liability of representatives of other social groups of the Russian Empire living within the army.
Keywords: jurisdiction; judicial institutions; criminal proceedings; civil proceedings; Black sea Cossack army.
Закрепление на законодательном уровне функционирования Судов чести во Всероссийском казачьем обществе [1] актуализирует анализ правовой официализации судебной системы у данной социокультурной общности в историческом прошлом. Так, правовой статус казачества на Юге России стал законодательно оформляться в конце XVIII в. императрицей Екатериной II [8]. В первой половине следующего столетия государство занялось изданием специальных нормативных актов, регламентирующих регулирование наиболее важных общественных отношений в казачьей среде, среди которых особое внимание уделялось разрешению уголовных и гражданских споров.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что Черноморское казачье войско проживало на Юге
Российской империи несколько обособленно. Подтверждением данного факта служит ряд нормативно-правовых актов, ограничивающих другие сословия в праве свободно селиться на казачьей территории, а также установление известных ограничений для казачек Черноморского войска при заключении брака с представителями иных социальных групп [10].
Именно поэтому к вопросу разграничения подведомственности и подсудности дел в Черноморском казачьем войске государство тоже относилось по-особому.
Обращаясь к содержанию терминов «подведомственность» и «подсудность», необходимо отметить, что в первом случае речь идет об относимости «... нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и
128
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2023. № 1(51)
других юридических дел к ведению того или иного государственного или иного органа...» [12, с. 306], а во втором - о совокупности «... правовых норм, которые позволяют определять подведомственность дела к конкретному суду» [9, с. 435].
Говоря о подведомственности уголовных и гражданских дел в Черноморском казачьем войске в первой половине XIX в., можно утверждать, что они находились в юрисдикции как судебных (Комиссии военного суда, Кавказского областного суда и др.), так и административных учреждений (Наказного атамана, Командующего войсками на Кавказской линии и в Черномории). Это объясняется слиянием их полномочий, которое допускалось имперским законодательством до судебной реформы 1864 г.
Подсудность уголовных и гражданских споров зависела прежде всего от сословной принадлежности субъектов. Впервые специальный акт, разграничивающий подсудность дел в отношении казаков и других сословий, проживающих в Черномории, был принят в 1827 г. [5]. Согласно этому документу в войске учреждались Военный суд и Гражданский суд. Первому были подсудны дела о казаках, а второму - уголовные преступления, совершаемые женщинами, и правонарушения, учиненные представителями других сословий. Если предмет иска превышал 500 руб., то дело передавалось из Гражданского в Кавказский областной суд [2]. Наряду с Военным и Гражданским судом судебные полномочия принадлежали и полицейским учреждениям. Так, земские сыскные начальства имели право выносить приговоры за маловажные правонарушения (пьянство, своевольство, нарушение благочиния и др.), совершенные казаками не из дворян и представителями других сословий. Закон прямо указывал, что «сыскное начальство производит все дела, которые предоставлены земским судам Высочайшим учреждением» [5, § 80].
О совмещении полицейских и судебных функций земской полицией свидетельствует, в частности, правоприменительная практика. Так, 23 мая 1829 г. из Екатеринодарского земского начальства поступил рапорт на имя генерал-майора, наказного атамана Черноморского казачьего Войска А.Д. Бескровного. В нем говорилось, что казачка Нововеличковского куреня Васса Головатова взята под стражу за убийство своего новорожденного ребенка, которого родила от постороннего лица в период нахождения ее мужа в персидском походе [6, л. 45].
В 1842 г. было издано новое Положение о Черноморском войске [11], согласно которому казаки, обвиняемые в военных преступлениях,
как служащие, так и отставные, судились Комиссией военного суда, которая учреждалась при Войсковом Дежурстве - органе военного управления войска.
Гражданские споры, субъектами которых выступали представители, как казачьего, так и неказачьего сословия, были подсудны окружным судам, учреждавшимся при каждом военном округе Черноморского войска: Таманском, Екатеринодарском и Ейском. В качестве судебного заседателя представитель казачьего сословия участвовал только в тех делах, которые касались «казаков и станиц» [11, § 370].
Уголовные преступления, совершенные казачками Черноморского войска, рассматривали военно-судные комиссии, учреждаемые при военных округах. Однако, в отличие от казаков, чьи преступления квалифицировались в соответствии с военным законом (Устав военно-уголовный 1839 г.), в отношении последних суд руководствовался общегражданским уголовным законодательством.
Следует отметить, что для дореформенной юстиции была характерна множественность судебных инстанций. Поэтому даже сам законодатель был вынужден принимать акты, разъясняющие порядок подсудности дел и отнесения их к компетенции того или иного суда. Известный критик дореформенного правосудия, дореволюционный правовед А.Ф. Кони справедливо отмечал, что Сенат в таких случаях старался «при помощи... буквоедства... заделать последние щели» несовершенства судебной системы [7, с. 13].
Так, к примеру, вследствие запутанности судоустройства в 1843 г. был издан специальный Указ, уточняющий порядок подсудности уголовных дел военно-судным комиссиям, в которых обвиняемыми являлись женщины Черноморского казачьего войска [4]. В 1844 г. Сенат принял очередной акт, согласно которому преступления, совершенные жителями неказачьего сословия на территории Черномории, были подсудны комиссиям военного суда при войсковых дежурствах, а совершенные женщинами -при окружных дежурствах [3]. В обоих случаях суд рассматривал дело по нормам общегражданских уголовных законов. В последующем приговоры передавались на рассмотрение наказному атаману, который, пользуясь полномочиями гражданского губернатора, имел право окончательно утверждать их и приводить в исполнение. Однако таким правом он наделялся только в том случае, если преступление было совершено лицами непривилегированного сословия (как отмечалось в акте, только если они из простолюдинов) в составе менее чем девять
человек. Если же обвиняемых было больше девяти, и в их числе были представители дворян, то приговор наказным атаманом направлялся на рассмотрение командующему войсками на Кавказской линии и в Черномории с целью последующей передачи на утверждение в Правительствующий Сенат.
Таким образом, современная юридическая терминология, позволяет констатировать, что как подведомственность, так подсудность гражданских и уголовных дел в первой половине XIX в. в Черноморском казачьем войске дифференцировалась в зависимости от сословного статуса подсудимого.
Безусловно, что это характерная черта всей дореформенной юстиции рассматриваемого периода. Суды в Черномории отличались множественностью инстанций, причем окончательное утверждение приговоров было адресовано административным учреждениям, которые обладали полномочиями надзорного органа, совмещая при этом судебные и управленческие функции в войске. Перечисленные особенности функционирования казачьей юстиции указывали на бесспорную необходимость реформирования действующей в Российской империи судебной системы, что и было осуществлено во второй половине XIX в.
Список литературы
1. О Всероссийском казачьем обществе (вместе с «Уставом Всероссийского казачьего общества»): указ Президента Российской Федерации от 04.11.2019 № 543 (в ред. от 21.09.2022) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2019. № 44, ст. 6189.
2. О дозволении совершать в Гражданском суде Черноморского войска крепостные акты до 500 рублей: сенатский указ от 12.10.1828 // Полное собрание законов Российской империи. СПб.: Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. Канцелярии. Собрание II. Т. III. № 2336. 1246 с.
3. О порядке суждения проживающих в пределах Черноморского казачьего войска лиц, не-принадлежащих казачьему сословию и военному ведомству: сенатский указ, по Высочайшему повелению от 10.08.1844 // Полное собрание законов Российской империи. СПб.: Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. Канцелярии. Собрание II. Т. XIX. № 18139. 921 с.
4. О порядке представления на ревизию военно-судных дел о женщинах Черноморского казачьего войска: именной указ, объявленный Военным Министром от 13.10.1843 // Полное собрание законов Российской империи. СПб.: Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. Канцелярии. Собрание II. Т. XVIII. № 17226. 842 с.
5. Об управлении Черноморским войском, с
приложением штата: высочайше утвержденное Положение от 26.04.1827 // Полное собрание законов Российской империи. СПб.: Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. Канцелярии. Собрание II. Т. II. № 1058. 1138 с.
6. Государственный архив Краснодарского края. Ф. 249. Оп. 1. Д. 1046.
7. Джаншиев Г.А. Сборник статей. Со вступительной статьей акад. А.Ф. Кони и перепиской Г.А. Джаншиева с А.Ф. Кони. М.: Задруга, 1914. 520 с.
8. Жалованная грамота войску Черноморскому от 30.06.1792 // Полное собрание законов Российской империи. СПб.: Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. Канцелярии. Собрание I. Т. XXIII. № 17055. 969 с.
9. Павлов Ю.А. Понятие и виды подсудности // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 29. С. 435-438.
10. Паршина Н.В. Правовое регулирование общественного устройства и земельных отношений казачества юга России (XV - начало XX вв.): монография. Бийск: АГАО им. В.М. Шукшина, 2015.167 с.
11. Положение о Черноморском казачьем войске. СПб: Типография Департамента Воен-ныхъ Поселений, 1842. 233 с.
12. Юдина Ю.В. Подведомственность и подсудность: новеллы процессуальной терминологии // Уголовно-исполнительная система на современном этапе и перспективы ее развития: сб. тезисов выступлений и докладов участников Междунар. науч.-практ. конф. (18-19 ноября 2020 г.): в 6 т. Рязань: Академия ФСИН России, 2020. Т. 3. 321 с.
References
1. O Vserossijskom kazach'em obshchestve (vmeste s «Ustavom Vserossijskogo kazach'ego obshchestva») [About the All-Russian Cossack Society (together with the «Charter of the All-Russian Cossack Society»)]: ukaz Prezidenta Rossijskoj Federatsii ot 04.11.2019 № 543 (v red. ot 21.09.2022) // Sobr. zakonodateFstva Ros. Federatsii. 2019. № 44, st. 6189.
2. O dozvolenii sovershat v Grazhdanskom sude Chernomorskogo vojska krepostnye akty' do 500 rublej [On permission to commit serfdom acts up to 500 rubles in the Civil Court of the Black sea army]: senatskij ukaz ot 12.10.1828 // Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. SPb.: Tip. 2-go Otd-niya Sobstv. E.I.V. Kantselyarii. Sobranie II. T. III. № 2336. 1246 s.
3. O poryadke suzhdeniya prozhivayushchikh v predelakh Chernomorskogo kazach'ego vojska lits, neprinadlezhashchikh kazachemu sosloviyu i voennomu vedomstvu [On the procedure for the
130
вестник Российского университета кооперации. 2023. № 1(51)
condemnation of persons residing within the Black sea Cossack army who do not belong to the Cossack estate and the military department]: senatskij ukaz, po Vysochajshemu poveleniyu ot 10.08.1844 // Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. SPb.: Tip. 2-go Otd-niya Sobstv. E.I.V. Kantselyarii. Sobranie II. T. XIX. № 18139. 921 s.
4. O poryadke predstavleniya na reviziyu voenno-sudnykh del o zhenshchinakh Chernomorskogo kazachego vojska [On the procedure for submitting to the audit of military court cases on women of the Black sea Cossack army]: imennoj ukaz, ob"yavlennyj Voennym Ministrom ot 13.10.1843 // Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. SPb.: Tip. 2-go Otd-niya Sobstv. E.I.V. Kantselyarii. Sobranie II. T. XVIII. № 17226. 842 s.
5. Ob upravlenii Chernomorskim vojskom, s prilozheniem shtata [About the management of the Black sea army, with an appendix of the state]: vysochajshe utverzhdennoe Polozhenie ot 26.04.1827 // Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. SPb.: Tip. 2-go Otd-niya Sobstv. E.I.V. Kantselyarii. Sobranie II. T. II. № 1058. 1138 s.
6. Gosudarstvennyj arkhiv Krasnodarskogo kraya. F. 249. Op. 1. D. 1046.
7. Dzhanshiev G.A. Sbornik statej. So vstupiteFnoj stafej akad. A.F. Koni i perepiskoj G.A. Dzhanshieva s A.F. Koni. M.: Zadruga, 1914. 520 s.
8. Zhalovannaya gramota vojsku Chernomor-skomu ot 30.06.1792 // Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. SPb.: Tip. 2-go Otd-niya Sobstv. E.I.V. Kantselyarii. Sobranie I. T. XXIII. № 17055. 969 s.
9. Pavlov Yu.A. Ponyatie i vidy podsudnosti [The concept and types of jurisdiction] // Innovatsii. Nauka. Obrazovanie. 2021. № 29. S. 435-438.
10. Parshina N.V. Pravovoe regulirovanie obshchestvennogo ustrojstva i zemelnykh otnoshenij kazachestva yuga Rossii (XV -nachalo XX vv.) [Legal regulation of the social structure and land relations of the Cossacks of the South of Russia (XV - early XX centuries)]: monografiya. Bijsk: AGAO im. V.M. Shukshina, 2015. 167 s.
11. Polozhenie o Chernomorskom kazach em vojske. SPb: Tipografiya Departamenta Voennykh" Poselenij, 1842. 233 s.
12. Yudina Yu.V. Podvedomstvennost i pod-sudnosf: novelly protsessuaFnoj terminologii [Jurisdiction and jurisdiction: novelties of procedural terminology] // Ugolovno-ispolniteFnaya sistema na sovremennom etape i perspektivy ee razvitiya: sb. tezisov vystuplenij i dokladov uchastnikov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (18-19 noyabrya 2020 g.): v 6 t. Ryazan: Akademiya FSIN Rossii, 2020. T. 3. 321 s.
ПАРШИНА Наталья Викторовна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета имени А.А. Хмырова. Кубанский государственный университет. Россия. Краснодар. E-mail: [email protected].
PARSHINA, Natalya Viktorovna - Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law of the Faculty of Law named after A.A. Khmy-rov. Kuban State University. Russia. Krasnodar. E-mail: [email protected].