Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ЭКСТРАДИЦИИ В ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКЕ ГЕРМАНИЯ'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ЭКСТРАДИЦИИ В ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКЕ ГЕРМАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
88
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФРГ / ВЫДАЧА / ОСНОВНОЙ ЗАКОН / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ЭКСТРАДИЦИЯ / ЛЕГИТИМНОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ / ЗАПРОС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исаев Виктор Владимирович

Настоящая статья посвящена изучению нормативно-правового регулирования процедуры экстрадиции в Федеративной Республике Германия (далее по тексту - ФРГ). Целью статьи является изучение международных и национальных источников правового регулирования процедуры выдачи лиц для осуществления уголовного преследования или исполнения приговора. Основной задачей исследования является определение стадий регулирования правового статуса лица, подлежащего передаче по запросу иностранного государства. В частности, автор анализирует нормы Основного закона 1949 года, Европейской Конвенции о правах человека 1950 года, а также ряд иных нормативных актов, закрепляющих основы правового статуса, преследуемого лица. В качестве основного научного метода выбран метода синтеза, позволяющий путем выделения из общей массы нормативных источников, регулирующих порядок экстрадиции граждан в ФРГ, определить наиболее значимые с точки зрения оценки правового положения указанных лиц. Основным выводом стало то, что вопросам экстрадиции в ФРГ посвящен целый ряд законодательных и административных актов, основу которых составляют и законодательные акты государств-членов Европейского Союза, в первую очередь направленные на гарантирование основных прав человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Исаев Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE EXTRADITION PROCEDURE IN THE FEDERAL REPUBLIC OF GERMANY

This article is devoted to the study of the legal regulation of the extradition (extradition) procedure in the Federal Republic of Germany (hereinafter referred to as the FRG), taking into account the belonging of the state in question to the continental European legal system. The purpose of this work, the author has chosen to study international, supranational and national sources of legal regulation of the procedure for extradition of persons for criminal prosecution or execution of a sentence. The main objective of this study is to determine the stages of regulation of the legal status of a person to be transferred at the request of a foreign state. In particular, the author analyzes the norms of the Basic Law of 1949, the European Convention on Human Rights of 1950, as well as a number of other normative acts and international treaties that establish the foundations of the legal status of a person prosecuted during the extradition process. The author chose the synthesis method as the main scientific method of conducting the study, which allows, by isolating from the total mass of normative sources governing the procedure for extradition of citizens to Germany, to determine the most significant in terms of a proper assessment of the legal status of these persons, as well as a possible violation of their rights. The main conclusion of this study was that a number of legislative and administrative acts are devoted to the issues of extradition in Germany, the basis of which are the legislative acts of the Member States of the European Union, primarily aimed at observing and guaranteeing fundamental human rights enshrined in basic international treaties. and fundamental regulations at the national level.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ЭКСТРАДИЦИИ В ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКЕ ГЕРМАНИЯ»

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

Нормативно- правовое регулирование процедуры экстрадиции в Федеративной Республике Германия

Исаев Виктор Владимирович,

магистр права, МГИМО E-mail: isaevmsuiogp@yandex.ru

Настоящая статья посвящена изучению нормативно-правового регулирования процедуры экстрадиции в Федеративной Республике Германия (далее по тексту - ФРГ). Целью статьи является изучение международных и национальных источников правового регулирования процедуры выдачи лиц для осуществления уголовного преследования или исполнения приговора. Основной задачей исследования является определение стадий регулирования правового статуса лица, подлежащего передаче по запросу иностранного государства. В частности, автор анализирует нормы Основного закона 1949 года, Европейской Конвенции о правах человека 1950 года, а также ряд иных нормативных актов, закрепляющих основы правового статуса, преследуемого лица.

В качестве основного научного метода выбран метода синтеза, позволяющий путем выделения из общей массы нормативных источников, регулирующих порядок экстрадиции граждан в ФРГ, определить наиболее значимые с точки зрения оценки правового положения указанных лиц.

Основным выводом стало то, что вопросам экстрадиции в ФРГ посвящен целый ряд законодательных и административных актов, основу которых составляют и законодательные акты государств-членов Европейского Союза, в первую очередь направленные на гарантирование основных прав человека.

Ключевые слова. ФРГ, выдача, Основной закон, права человека, экстрадиция, легитимное перемещение, запрос.

Нормативно-правовое регулирование отношений, связанных с процедурой выдачи лица, подлежащего передачи иностранному государству для осуществления уголовного преследования или исполнения приговора, в каждом государстве основывается на источниках права, система и иерархия которых определяется в зависимости от принадлежности государств к определенной правовой системе. В настоящее время известны три правовые системы, к которым относятся романо-германская (континентальная) правовая система, правовая система общего права и религиозно-правовая система [14, P. 729]. Основным источником права в романо-германской правовой системе является закрепленный на бумаге нормативный правовой акт (закон), в то время как в государствах системы общего права господствующее положение в системе источников права занимает прецедент. В государствах религиозной правовой системы основополагающим источником права является священное писание (Коран, Сунна), которые составляют основу для разработки нормативно-правовых актов со стороны государства.

Говоря о Федеративной Республике Германия, следует отметить, что ввиду принадлежности рассматриваемого государства к романо-германской (континентально-европейской) правовой системе, основным источником права является нормативный акт, изложенный на бумаге, в связи с чем необходимо более подробно рассмотреть систему источников права в ФРГ, которыми регулируется международное сотрудничество по делам о выдаче лиц, подлежащих уголовному преследованию или в целях исполнения приговора.

Так, на вершине правовой системы Германии находится Основной закон (далее - ОЗ), который был принят 23 мая 1949 года и вступил в силу на следующий день после принятия [9]. Расположение Основного закона 1949 года на вершине правовой системы означает, что положения других нормативных актов должны соответствовать и не противоречить нормам Основного закона 1949 года [12, P. 130]. Основной закон 1949 года закрепляет важнейшие принципы германского правопорядка, которые играют определяющую роль в рамках процесса экстрадиции. Так, принцип верховенства права (ст. 20 III, ст. 1 III ОЗ), гарантия неизменности демократического порядка (ст. 79 III ОЗ), основные права человека (ст. 1-20 ОЗ) создают основу для

5 -а

сз ж

<

функционирования государства и его взаимодействию с лицами, пребывающими в нем.

Ярким примером, подтверждающим значимость закрепленных в ОЗ 1949 года прав лица в процессе экстрадиции, является прямое применение норм ОЗ, закрепляющих право на жизнь и физическую неприкосновенность (ст. 2 II ОЗ) в процессе по делам о выдачи. Так в случае, если при экстрадиции жизнь лица, подлежащего выдаче, подвергается опасности в запрашивающем государстве, то возникает вопрос о допустимости такой экстрадиции со ссылкой на нормы ОЗ [4, P. 2000].

Праву на физическую неприкосновенность противостоит опасность бесчеловечного или унижающего достоинство обращения в запрашивающем государстве, на что также обращается внимание при принятии решения о допустимости экстрадиции [11, P. 1429]. Право на свободу выражения мнения (ст. 5 I ОЗ) послужило основанием для установления прямого запрета на выдачу лица в случае осуществления политического преследования в запрашивающем государстве. Говоря о плюрализме мнений, необходимо также указать на запрет выдачи лиц, которые запросили политическое убежище в соответствии с Законом «О предоставлении политического убежища» ^уЮ) от 2 сентября 2008 года [19, P. 2554].

Таким образом, Федеративная Республика Германия достаточно строго подходит к процедуре проведения экстрадиции лиц, подлежащих выдаче иностранному государству для осуществления уголовного преследования или исполнения приговора, отдавая приоритет действующим нормам Основного закона и основополагающим правам человека.

В связи с тем, что Федеративная Республика Германия является государством-членом Европейского Союза, учредительные договоры ЕС, а именно Договор о Европейском Союзе (Лиссабонский договор) [22] и Договор о функционировании Европейского Союза [22], а также законодательные акты ЕС имеют свое прямое действие и общеобязательный характер для ФРГ. Так, учредительные договоры ЕС являются частью первичного права и носят конституционный характер как для самого Европейского Союза, так и для его государств-членов. Особое значение для процедуры проведения экстрадиции имеют конституционные принципы ЕС, закрепленные в Учредительных договорах, к которым относятся уважение человеческого достоинства, свобода, равенство, демократический режим и верховенство закона [3, P. 3044].

Вместе с Учредительными договорами ЕС Хартия ЕС об основных правах [5] также подлежит непосредственному применению на всей территории ЕС (ст. 6 I Лиссабонского договора). Хартия ЕС об основных правах закрепляет принцип непри-^ косновенности человеческого достоинства, право 2 на жизнь, право на неприкосновенность, запрет пы-£3 ток и право на убежище. Следует также учитывать еЗ тот факт, что права лиц при осуществлении уго-ав ловного преследования перечислены в отдельном

разделе и включают в себя право на эффективное средство правовой защиты и на беспристрастный суд, презумпцию невиновности, принципы пропорциональности и ne bis in idem [12, P. 572].

Что же касается самой процедуры экстрадиции, осуществляемой на основе взаимодействия двух государств, то данный процесс подробно регулируется Рамочным решением Совета Европейского Союза от 13.06.2002, которое также называется Европейским ордером на арест. Европейский ордер на арест выполняет одновременно две функции: во-первых, он носит характер объявления о розыске, выданное запрашивающим государством; во-вторых, он представляет собой запрос об экстрадиции, который является обязательным для государств-членов Европейского Союза [15]. Европейский ордер на арест имеет отношение не только к процедуре экстрадиции, но и играет важную роль в правоохранительной деятельности в целом, существенно облегчая сотрудничество между государствами-членами ЕС [16, P. 155].

Международные соглашения не являются частью права Европейского Союза, но занимают место между применимым правом Союза и национальным правом. Так, например, Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 года предусматривает «экстрадиционные» преступления, стандартизирует принцип двойной криминализации, запрещает выдачу за политические преступления и предоставляет государствам-участникам право по своему усмотрению выдавать или отказывать в выдаче своих граждан [24, P. 2367].

Другими международными документами являются Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. [1] и Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. [10], последний из которых подписан и ратифицирован ФРГ. Всеобщая декларация прав человека закрепляет право на жизнь, свободу и безопасность, неприкосновенность человеческого достоинства, запрет пыток, произвольных арестов и задержаний (статьи 1, 3, 5, 7, 8). В Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, наряду с уже упомянутыми выше правами и гарантиями, описаны дополнительные права и уголовно-процессуальные гарантии преследуемых лиц, к которым относится, в частности, правило «habeas corpus» (ст. 9). Кроме того, Международный пакт 1966 года закрепляет принцип разумного срока рассмотрения дела (ст. 9), право на гуманное обращение и уважение человеческого достоинства (ст. 7), право обвиняемого изъясняться на языке, которым он владеет или понимает, а также пользоваться помощью переводчика, в случае необходимости, бесплатно (ст. 14). Право на защиту по смыслу рассматриваемого Пакта включает в себя не только процессуальную возможность тщательно подготовиться к защите в течение определенного времени, но и право на молчание и привлечение защитника, а также право лица, подвергающегося уголов-

ному преследованию, присутствовать на судебных заседаниях при рассмотрении своего дела (ст. 14).

Говоря о праве на гуманное обращение и уважение человеческого достоинства, отдельно хотелось бы остановиться на запрете пыток, которому посвящена принятая 10 декабря 1984 года в Нью-Йорке Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказаниях. Рассматриваемая Конвенция запрещает применение физической силы, которая причиняет лицу страдания или физическую боль с целью получения признательных показаний от такого лица либо с целью наказания такого лица за совершенное им общественно-опасное деяние [21].

Немалое значение имеет и Европейская конвенция по правам человека 1950 года (далее - ЕКПЧ) [6], которая, согласно практике Конституционного Суда ФрГ, занимает второе место после Основного закона, и которая формально имеет статус Федерального закона [8, Р. 725]. Рассматриваемая конвенция содержит наиболее важные права человека, такие как право на жизнь, запрет на применение смертной казни. Кроме того, ЕКПЧ закрепляет право на свободу и безопасность, право на физическую неприкосновенность, запрет пыток (ст. 3 ЕКПЧ), и право на свободу слова и получение информации (ст. 2, 5, 9, 10 екпч). Отдельно остановиться хотелось бы на ст. 6 ЕКПЧ, где закреплены процессуальные гарантии, включающие в себя право на справедливое судебное разбирательство на основе устности и в разумные сроки, а также на рассмотрение дела тем судом и тем судьей, к подсудности которого отнесено дело.

Примечательно, что в процессах по делам о выдаче значительная роль отведена двусторонним соглашениям, на основании которых и заключается взаимодействие договаривающихся сторон. Так, в настоящее время ФРГ заключила двусторонние договоры о выдаче с США, Канадой, а также со специальным регионом Китайской Народной Республики - Гонконгом. Что же касается мусульманских стран, то на сегодняшний день отсутствует договорная основа для экстрадиционного процесса с такими странами, как Иран, Саудовская Аравия или Объединенные Арабские Эмираты [17]. Однако в случае с ОАЭ, выдача допускается на основе принципа взаимности, закрепленном в национальном законодательстве, которое следует рассмотреть более подробно.

Системообразующим нормативно-правовым актом на национальном уровне в ФРГ для процедуры экстрадиции является Закон «О международной правовой помощи по уголовным делам» (IRG) от 27.04.1994 г.[7]. Рассматриваемый закон действительно хорошо структурирован, поскольку в нем законодателем были установлены правила международного сотрудничества по взаимной правовой помощи с третьими странами и с государствами-членами ЕС. Процедура экстрадиции подробно регламентирована, описаны общие предпосылки и препятствия для экстради-

ции. Так, в разделе 2 III IRG содержится запрет на выдачу граждан Германии и устанавливаются необходимые ограничения в отношении допустимости выдачи для исполнения смертной казни или при осуществления политического преследования. В литературе справедливо высказывается мнение, что Закон 1994 года представляет собой важный краеугольный камень для взаимной правовой помощи между Германией и другими государствами [13, P. 1836.].

Помимо Закона 1994 года нельзя не обратить внимание и другие нормативные акты, формирующие правовую основу в области международного сотрудничества по уголовным делам.

Так, Уголовно-процессуальный кодекс регламентирует статус обвиняемого, устанавливает правила проведения следственных действий [20]. Нередко УПК ФРГ напрямую содержит отсылки Закон 1994 года, что означает содержание специальных норм в Законе 1994 года в отличие от УПК, имеющих приоритет в правоприменении. Однако в случае, если Закон о правовой помощи по уголовным делам оставляет возможность для применения правовых норм Уголовно-процессуального кодекса, такие будут применимы в том случае, если рассматриваемым законом не установлены специальные положения (§ 77 Закона 1994 года).

Что же касается судебных решений, то можно утверждать, что в континентальной европейской правовой системе таковые не являются источником права. Однако в правовой системе Германии судебные решения приобретают все большее значение для правоприменителя. Так, решения Конституционного Суда показывают, каким образом применяются установленные законодателем запреты на экстрадицию на практике. Ярким примером является решение КС ФРГ, когда из широкой формулировки «бесчеловечное или унижающее достоинство обращение» Суд выделил некоторые группы дел и уточнил, что на бесчеловечное или унижающее достоинство обращение указывают плохие условия содержания в местах лишения свободы [2].

Рассмотрев роль законодательных актов и обратившись к значению судебных решений для процедуры выдачи лица, необходимо остановиться на административно-правовых нормах. Наиболее важными административными правилами являются Руководящие принципы по взаимодействию с иностранными государствами по уголовным делам (RiVaSt) [18]. Рассматриваемые принципы предназначены для правоохранительных органов, однако они содержат некоторые принципы, которые имеют огромное значение и для лица, подлежащего выдаче. Так, норма, согласно которой необходимо запросить мнение высшей судебной инстанции, если в запрашивающем государстве данному лицу грозит смертная казнь или существует риск политического преследования, напрямую свидетельствует о гарантировании лицу, подлежащему выдаче, право на жизнь и физическую неприкосновенность (№ 13 RiVaSt).

5 -а

сз ж

<

Таким образом, рассмотрев основные нормативные документы, следует отметить, что вопросам экстрадиции посвящен целый ряд законодательных и административных актов, а также законодательные акты государств-членов Европейского Союза, которые направлены на соблюдение и гарантирование основных прав человека, закрепленные в базовых международных договорах и основополагающих нормативных актах национального уровня.

Литература

1. Allgemeine Erklärung der Menschenrechte. - Elektronisches Portal: https://www.ohchr.org/en/ human-rights/universal-declaration/translations/ german-deutsch? LangID=ger (дата обращения: 24.02.2023)

2. BVerfG. Überstellung auf Grund Europäischen Haftbefehls nach Rumänien - Überprüfung der dortigen Haftbedingungen. - Elektronisches Portal: https://beck-online.beck.de/Doku-ment?pos=7&vpath=bibdata%2Fzeits%2Fn-stz-rr%2F2021%2Fcont%2Fnstz-rr.2021.86.1.ht-m&hlwords=on (дата обращения: 13.05.2023).

3. Calliess, Ruffert, Calliess. EUV, AEUV mit Europäischer Grundrechtecharta. Kommentar. C.H. Beck, 6. Auflage. 2022. P. 3044.

4. Dürig, Herzog, Scholz, Di Fabio. Kommentar zum Grundgesetz. C.H. Beck, 95. Auflage, 2021. P. 2000.

5. EU-Grundrechtecharta. - Elektronisches Portal: https://www.europarl.europa.eu/charter/pdf/text_ de.pdf (дата обращения: 25.02.2023)

6. Europäische Menschenrechtskonvention. - Elektronisches Portal: https://www.echr.coe.int/doc-uments/convention_deu.pdf (дата обращения: 26.02.2023)

7. Gesetz über die internationale Hilfe in Strafsachen (IRG). - Elektronisches Portal: https://www. gesetze-im-internet.de/irg/ (Дата обращения: 27.02.2023)

8. Grabenwarter, Pabel. Europäische Menschenrechtskonvention. C.H. Beck, 7. Auflage, 2021. P. 725.

9. Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland. Bundesamt für Justiz. - Elektronisches Portal: https://www.gesetze-im-internet.de/gg/ BJNR000010949.html (дата обращения: 13.02.2023).

10. Internationaler Pakt über bürgerliche und politische Rechte. - Elektronisches Portal: https://www.insti-tut-fuer-menschenrechte.de/fileadmin/Redaktion/ PDF/DB_Menschenrechtsschutz/ICCPR/ICCPR_ Pakt.pdf (дата обращения: 25.02.2023)

11. Jarass, Pieroth. Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland. C.H. Beck, 16. Auflage. 2020, P. 1429.

12. Jarass. Charta der Grundrechte der Europäischen Union. C.H. Beck. 4. Auflage, 2021. P. 572.

13. Kai Ambos, Stefan König, Peter Rackow. Rechtshilferecht in Strafsachen, IRG. Nomos Verlag, 2. Auflage, 2020. P. 1836.

14. Konrad Zweigert, Hein Kötz. Einführung in die Rechtsvergleichung auf dem Gebiet des Privatrechts. Mohr, 1996. P. 729.

15. Krauß. Beckischer Online Kommentar zur Strafprozessordnung. - Elektronisches Portal: https:// beck-online.beck.de/Dokument?vpath=bibdata-%5Ckomm%5Cbeckok_stpo_1%5CStPO%5C-cont%5Cbeckok.StPO.p112.glC.gl.htm (дата обращения: 01.05.2023)

16. Prof. Dr. Heinrich Amadeus Wolff. Die verfassungsrechtlichen Auslieferungsverbote. StV -Strafverteidiger, Carl Heymanns Verlag, 2004, Heft 3, P. 154-159.

17. Rademacher, Horst. Strafverteidiger. - Elektronisches Portal: https://www.auslieferungsver-fahren.de/de/startseite.html (дата обращения: 22.04.2023)

18. Richtlinien für den Verkehr mit dem Ausland in strafrechtlichen Angelegenheiten. - Elektronisches Portal: https ://www .bmj. de/SharedDocs/Down-loads/DE/Service/RiVaSt/Anhaenge/RiVaSt_Tex-

tfassung_2016.pdf?__blob=publicationFile&v=5

Retrieved (дата обращения: 05.05.2023).

19. Sachs. Grundgesetz. C.H. Beck, 9. Auflage 2021. P. 2554.

20. Strafprozessordnung (StPO). - Elektronisches Portal: https://www.gesetze-im-internet.de/stpo/ (дата обращения: 27.02.2023)

21. Übereinkommen gegen Folter und andere grausame, unmenschliche oder erniedrigende Behandlung oder Strafe. - Elektronisches Portal: https://www.institut-fuer-menschenrechte.de/ fileadmin/Redaktion/PDF/DB_Menschenrechtss-chutz/CAT/CAT_Konvention.pdf (дата обращения: 24.02.2023)

22. Vertrag über die Arbeitsweise der Europäischen Union. - Elektronisches Portal: https://eur-lex. europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CEL-EX:12012E/TXT: de: PDF (дата обращения: 24.02.2023)

23. Vertrag über die Europäische Union. - Elektronisches Portal: https://eur-lex.europa.eu/resource. html?uri=cellar:2bf140bf-a3f8-4ab2-b506-fd-71826e6da6.0020.02/D0C_1&format=PDF (дата обращения: 12.02.2023)

24. Wabnitz, Janovsky. Wirtschafts. Handbuch zum Wirtschafts- und Steuerstrafrecht. C.H. Beck, 5. Auflage, 2020. P. 2367.

LEGAL REGULATION OF THE EXTRADITION PROCEDURE IN THE FEDERAL REPUBLIC OF GERMANY

Isaev V.V.

Master of law MGIMO

This article is devoted to the study of the legal regulation of the extradition (extradition) procedure in the Federal Republic of Germany (hereinafter referred to as the FRG), taking into account the belonging of the state in question to the continental European legal system. The purpose of this work, the author has chosen to study international, supranational and national sources of legal regulation of the

procedure for extradition of persons for criminal prosecution or execution of a sentence.

The main objective of this study is to determine the stages of regulation of the legal status of a person to be transferred at the request of a foreign state. In particular, the author analyzes the norms of the Basic Law of 1949, the European Convention on Human Rights of 1950, as well as a number of other normative acts and international treaties that establish the foundations of the legal status of a person prosecuted during the extradition process.

The author chose the synthesis method as the main scientific method of conducting the study, which allows, by isolating from the total mass of normative sources governing the procedure for extradition of citizens to Germany, to determine the most significant in terms of a proper assessment of the legal status of these persons, as well as a possible violation of their rights.

The main conclusion of this study was that a number of legislative and administrative acts are devoted to the issues of extradition in Germany, the basis of which are the legislative acts of the Member States of the European Union, primarily aimed at observing and guaranteeing fundamental human rights enshrined in basic international treaties. and fundamental regulations at the national level.

Keywords. Germany, extradition, Basic Law, human rights, extradition, legitimate movement, request.

References

1. Universal Declaration of Human Rights. - Electronic portal: https://www.ohchr.org/en/human-rights/universal-declaration/ translations/german-deutsch? LangID=ger (date of the application: 02/24/2023)

2. Federal Constitutional Court. Transfer to Romania on the basis of a European arrest warrant - review of the prison conditions there. - Electronic portal: https://beck-online. beck.de/Document?pos=7&vpath=bibdata%2Fzeits%2Fn-stz-rr%2F2021%2Fcont%2Fnstz-rr.2021.86.1.htm&hlwords=on (date of the application: 05/13/2023).

3. Calliess, Ruffert, Calliess. EUV, TFEU with European Charter of Fundamental Rights. Comment. CH Beck, 6th edition. 2022. P. 3044.

4. Dürig, Herzog, Scholz, Di Fabio. Commentary on the Basic Law. CH Beck, 95th edition, 2021. P. 2000.

5. EU Charter of Fundamental Rights. - Electronic portal: https:// www.europarl.europa.eu/charter/pdf/text_de.pdf (date of the application: 25.02.2023)

6. European Convention on Human Rights. - Electronic portal: https://www.echr.coe.int/documents/convention_deu.pdf (date of the application: 26.02.2023)

7. Law on International Assistance in Criminal Matters (IRG). Electronic portal: https://www.gesetze-im-internet.de/irg/ (Date of the application: 27.02.2023)

8. Grabenwart, Pabel. European Convention on Human Rights. CH Beck, 7th edition, 2021. P. 725.

9. Basic Law for the Federal Republic of Germany. Federal Office of Justice. - Electronic portal: https://www.gesetze-im-in-ternet.de/gg/BJNR000010949.html (date of the application: 13.02.2023).

10. International Covenant on Civil and Political Rights. - Electronic portal: https://www.institut-fuer-menschenrechte.de/fileadmin/ Redaktion/PDF/DB_Menschenrechtsschutz/ICCPR/ICCPR_Pa-kt.pdf (date of the application: 25.02.2023)

11. Jarass, Pieroth. Basic Law for the Federal Republic of Germany. CH Beck, 16th edition. 2020, P. 1429.

12. Jarass. Charter of Fundamental Rights of the European Union. CH Beck. 4th edition, 2021. P. 572.

13. Kai Ambos, Stefan Koenig, Peter Rackow. Mutual Legal Assistance in Criminal Matters, IRG. Nomos Verlag, 2nd edition, 2020. P. 1836.

14. Konrad Zweigert, Hein Koetz. Introduction to comparative law in the field of private law. Mohr, 1996. P. 729.

15. Krauss. Beckischer Online Commentary on the Code of Criminal Procedure. - Electronic portal: https://beck-online.beck.de/ Document?vpath=bibdata%5Ckomm%5Cbeckok_stpo_1%5C-StPO%5Ccont%5Cbeckok.StPO.p112.glC.gl.htm (date of the application: 01.05.2023)

16. Prof Dr Heinrich Amadeus Wolff. The constitutional prohibitions on extradition. StV - criminal defense lawyer, Carl Heymanns Verlag, 2004, Issue 3, P. 154-159.

17. Rademacher, Horst. criminal defense attorney. - Electronic portal: https://www.auslieferverfahren.de/de/startseite.html (date of the application: 22.04.2023)

18. Guidelines for dealings with foreign countries in criminal matters. - Electronic portal: https://www.bmj.de/SharedDocs/ Downloads/DE/Service/RiVaSt/Anhaenge/RiVaSt_Textfas-

sung_2016.pdf?_blob=publicationFile&v=5 Retrieved (date of

the application: 05.05.2023).

19. Sachs. Basic Law. CH Beck, 9th edition 2021. P. 2554.

20. Code of Criminal Procedure (StPO). - Electronic portal: https:// www.gesetze-im-internet.de/stpo/ (date of the application: 27.02.2023)

21. Convention against Torture and other Cruel, Inhuman or Degrading Treatment or Punishment. Electronic portal: https:// www.institut-fuer-menschenrechte.de/fileadmin/Redaktion/ PDF/DB_Menschenrechtsschutz/CAT/CAT_Konvention.pdf: 02/24/2023)

22. Treaty on the Functioning of the European Union. - Electronic portal: https://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ. do?uri=CELEX:12012E/TXT: de: PDF (date of the application: 24.02.2023)

23. Treaty on European Union. - Electronic portal: https://eur-lex.eu-ropa.eu/resource.html?uri=cellar:2bf140bf-a3f8-4ab2-b506-fd-71826e6da6.0020.02/DOC_1&format=PDF (date of the application: 12.02.2023)

24. Wabnitz, Janovsky. economic. Handbook on Commercial and Tax Criminal Law. CH Beck, 5th edition, 2020. P. 2367.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.