Алексеенко Семен Владимирович
адъюнкт кафедры уголовного процесса Краснодарского университета МВД России _(тел.: +79180833800)
Нормативно-правовое регулирование противодействия экстремистской
деятельности
В статье рассматривается нормативно-правовая база, регулирующая сферу борьбы с экстремизмом в Российской Федерации.
Ключевые слова: экстремизм, нормативно-правовое регулирование, насилие, идеология.
S.V. Alekseenko, Adjunct of a Chair of Criminal Procedure of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79180833800.
Standard and legal regulation of counteraction to extremist activity
In the article the standard and legal base regulating the sphere of fight against extremism in the Russian Federation is considered.
Key words: extremism, standard and legal regulation, violence, ideology.
В современной России с середины 90-х гг. ХХ в. активно ведется разработка нормативно-правовой базы по противодействию экстремизму. Но первоначальные попытки правового оформления борьбы с экстремизмом столкнулись с противодействием в обществе со стороны отдельных сил.
До сегодняшнего дня не прекращаются споры о необходимости и целесообразности нормативно-правового регулирования противодействия экстремистской деятельности, а также правового определения экстремизма. Учеными высказываются различные мнения, начиная с того, что необходимо полное отрицание использования правовых механизмов противодействия экстремизму, и заканчивая введением лишь отдельных «частных запретов» и тщательной нормативно-правовой регламентации различных проявлений экстремистской деятельности [1, с. 55].
Имеются факты, которые указывают на то, что экстремизм стал постоянно действующим фактором нашей повседневной жизни, и наличие вышесказанного обусловливает противоречивый характер экономических и политических преобразований в Российской Федерации, также усиливается рост социальной напряженности в обществе, возрастает низкая политическая и правовая культура населения, идеология насилия становится основным методом решения различного рода проблем, следовательно, повышается уровень экстремистской и террористической деятельности [2, с. 66].
Правовую базу по противодействию экстремистской деятельности составляют: Конституция РФ; Уголовный кодекс РФ; федеральные законы и ряд других нормативных актов, включая нормы международного права, ратифицированные международные соглашения. Важное место необходимо отвести Концепции национальной безопасности РФ; Доктрине информационной безопасности РФ, а также нормативным правовым актам Президента РФ и Правительства РФ, Генеральной прокуратуры РФ и федеральных ведомств, регламентирующих деятельность по борьбе с терроризмом и экстремизмом.
Данная нормативно-правовая база, регулирующая сферу борьбы с экстремизмом, в целом отвечает интересам национальной безопасности, однако устойчиво требует дальнейшего развития и совершенствования. Также среди ученых ведутся споры о правовом определении экстремизма и необходимости его правового регулирования.
Л.С. Левинсон утверждает, что «попытки включить экстремизм в закон - действие не правовое вовсе, а исключительно политическое» [3]. В.А. Лихачев считает, что «нет никакой необходимости в специальном законе, направленном на борьбу с экстремизмом» [3]. Другие же ученые полагают, что «отсутствует четкая понятийная определенность экстремизма» [4, с. 18], т.к. «экстремизм не поддается прямому законодательному регулированию ввиду его всеобщего характера и всепроникновения в
99
ткань социальных процессов» [5, с. 12]. Возможно, причиной такого скептицизма может быть то, что до сих пор в обществе нет четкого распознания пределов политической свободы и экстремизма.
Для эффективной организации нормативно-правового противодействия экстремизму необходимо четко разграничивать легитимные и нелегитимные формы политической борьбы, а также различные проявления экстремизма, отличающиеся друг от друга степенью общественной опасности.
Необходимо отметить, что отличительной чертой от нравственных и религиозных правил является то, что правовые нормы однозначны и они закреплены в законах и других актах, санкционированы государством, следовательно, и правовая оценка предпосылок и самого конфликта имеет официальный характер и не может быть изменена под давлением одной из сторон или под воздействием общественных настроений и пристрастий [6, с. 146].
Одно из первых упоминаний термина «экстремизм» в современной России в официальном документе содержалось в Указе Президента РФ от 28 октября 1992 г. № 1308 «О мерах по защите конституционного строя Российской Федерации», но само понятие экстремизма в нем не отражалось.
В Конституции РФ перечислен целый ряд противоправных действий, которые могут быть признаны экстремистскими, а именно «создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (п. 5 ст. 13) [7].
Однако на федеральном уровне длительное время отсутствовал специальный закон, который мог бы являться основой для противодействия экстремизму и позволял бы в практической деятельности обеспечивать защиту граждан и российского общества в целом от деструктивного воздействия различных проявлений экстремизма.
Первым примером правового закрепления понятия «экстремизм» можно считать Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г., ратифицированную Российской Федерацией 10 января 2003 г. [8]. В целях ее обеспечения Президент РФ подписал Указ от 17 июня 2003 г. № 680 «О центральных компетентных органах Российской Федерации, ответственных за вы-
полнение Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом».
27 июня 2002 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», 10 июля 2002 г. он был одобрен Советом Федерации, а 25 июля того же года подписан Президентом России. Понятие экстремизма было определено в Законе путем простого перечисления определенного ряда деяний.
Существуют различные механизмы признания организации террористической или экстремистской, тогда как материальные основания инициирования этих процедур в Законах «О борьбе с терроризмом» и «О противодействии экстремистской деятельности» совпадают. Таким образом, одна и та же организация может быть признана судом как террористической, так и экстремистской [9, с. 186]. Парадокс будет состоять в том, что и отдаленные правовые последствия судебного решения по делам данной категории не идентичны. Например, возобновление деятельности экстремистской организации уголовно наказуемо (ст. 2822 УК РФ), а террористической - нет. На сегодняшний день уже известны случаи, когда в отношении той или иной организации в суды направлялись иски сначала в соответствии с положениями Федерального закона «О борьбе с терроризмом», а затем - Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» [9].
Приказ Генерального прокурора РФ от 17 мая 2004 г. № 13 «О повышении эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности» оперирует понятием «преступления экстремистской направленности», однако прямо их не определяет. О содержании таких преступлений можно судить по тому, что в п. 2.3 данного приказа содержится указание о том, что о преступлениях, предусмотренных ст. 136, 148, 149, 212, 213, 280, 282-2822, 239 УК РФ, а также ст. 105, 111, 112, 117, 214, 243 и 244 УК РФ, если они совершены по мотивам национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, необходимо незамедлительно сообщать в Генеральную прокуратуру РФ специальным донесением.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» провозглашает международно-правовые стандарты в области прав человека, учитывая при этом, что всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти представляет собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию.
100
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2014 • № 2 (48)
Данное постановление оперирует аспектами рассмотрения уголовных дел экстремистской направленности, а также предусматривает процесс доказывания таких преступлений, разграничение действий экстремистской и неэкстремистской направленности и т.д.
Таким образом, можно сказать, что законодатель, определяя экстремизм, подразумева-
1. Сокол В.Ю. Экстремизм: Проблемы правового определения. Краснодар, 2006.
2. Зелинская Н.А. Политические преступления в системе международной преступности. Одесса, 2007.
3. Верховский А.М. Государство против радикального национализма. Что делать и чего не делать? М., 2008. иИ1: http://xeno.sova-center.ru/
4. Амирокова Р.А. Политический экстремизм в современном политическом процессе России: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Черкесск, 2008.
5. Экстремизм в среде петербургской молодежи: анализ и проблемы профилактики. СПб., 2007.
6. Козырев Г.И. Основы конфликтологии: учеб. 2-е изд. М., 2010.
7. Рос. газ. 2009. 21 янв.
8. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, Шанхай, 15 июня 2001 г. // Собр. законодательства РФ. 2003. № 41. Ст. 3947.
9. Бурковская В.А. Терроризм: проблемы предупреждения // Терроризм и безопасность на транспорте: сб. материалов 3-й между-нар. науч.-практ. конф., 3-4 марта 2004 г. М., 2008.
ет, что данное понятие имеет собирательный многоотраслевой характер, включающий нормы конституционного, административного, гражданского и уголовного права. Оно в большей мере носит характер общеправового определения и нуждается в дальнейшем уточнении, позволяющем исключить произвольное широкое толкование экстремизма.
1. Sokol V. Yu. Ekstremism: Problems of legal definition. Krasnodar, 2006.
2. Zelinskaya N.A. Political crimes in system of the international crime. Odessa, 2007.
3. Verkhovsky A.M. The state against radical nationalism. What to do and that not to do? Moscow, 2008. URL: http://xeno.sova-center.ru/
4. Amirokova R.A. Political extremism in modern political process of Russia: auth. abstr. ... Master of Poltical Sciences. Cherkessk, 2008.
5. Extremism in the environment of the Petersburg youth: analysis and prevention problems. St. Petersburg, 2007.
6. Kozyrev G.I. Conflictology bases: textbook. 2nd ed. Moscow, 2010.
7. Rus. newsp. 2009. Jan. 21.
8. Shanghai convention on fight against terrorism, separatism and extremism, Shanghai, June 15, 2001 // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2003. № 41. 3947.
9. Burkovskaya V.A. Terrorism: prevention problems // Terrorism and safety on transport: proc. of the 3d intern. sci.-pract. conf., March 3-4, 2004. Moscow, 2008.
101