УДК 347
Липич Оксана Александровна
Lipich Oxana
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РОССИИ
В 1917-1920 гг. STANDARD-LEGAL ADJUSTMENT OF USERS' COOPERATION IN RUSSIA IN 1917-1920
Статья посвящена особенностям нормативно-правового регулирования потребительской кооперации в России с 1917-1920-е гг. Рассматривается эволюция российского кооперативного законодательства, выделяются идеологические основы кооперативной политики советской власти, оказавшие влияние на формирование правовой базы о потребительской кооперации, на характер взаимодействия государственного аппарата и кооперативных обществ
The article is devoted to peculiarities of standardlegal adjustment of users' cooperative system in Russia of 1917-1920. The evolution of Russian cooperative legislation is considered, there are ideological grounds of the Soviet government cooperative policy which had an effect on formation of legal base of users' cooperative system, pattern of interaction between State machinery and cooperative societies
Ключевые слова: нормативно-правовое регулирова- Key words: standard-legal adjustment, users' cooperative ние; потребительская кооперация system
Российское кооперативное законодательство с момента своего возникновения и до октября 1917 г. прошло значительный путь развития. На протяжении дореволюционного периода выделяются несколько самостоятельных этапов, содержание которых обусловлено, в первую очередь, социальноэкономической ситуацией в стране. Изучение кооперативного законодательства, сложившегося в эпоху Российской империи, позволяет дать адекватную научную оценку его развития в советский период. Более того, позволяет определить, в какой мере в новых условиях востребован и адаптирован имеющийся дореволюционный опыт, и выявить степень новизны и преемственности советского кооперативного законодательства. Кроме того, анализ состояния нормативно-правового регулирования до-
революционной кооперации дает возможность найти отправную точку, с которой начинался советский этап его истории.
Так, постепенная трансформация обычаев, сложившихся в рамках сельской общины, в нормативные предписания способствовала появлению отдельных узаконений, закрепляющих правовое положение различных видов кооперативов. Нормативно-правовое регулирование кооперации в Российской империи осуществлялось преимущественно законодательными актами. Их издание было вызвано потребностью регламентации стихийно возникающих товариществ. Поэтому первые законодательные установления отличались высоким уровнем казуальности, а их нормы распространялись на отдельные виды кооперативов. Впоследствии при сохранении сложившейся
правовой традиции, состоящей в регулировании каждого вида кооперативных объединений специальными законами, возрастает степень абстрактности нормативных предписаний,
происходит закрепление общих принципов кооперативной организации.
Российское законодательство изначально признавало за кооперативами статус юридических лиц и соответствующим образом определяло порядок их создания, утверждения и характер работы. Большим достижением законодателя можно считать подготовку и издание Нормального устава потребительского общества 1897 г. [1], на основе которого каждый кооператив готовил свои учредительные документы. Процедура открытия кооперативных организаций носила концессионный (разрешительный) характер и состояла в утверждении уставов потребительских обществ министерством внутренних дел, что занимало много времени. Несовершенство применяемой процедуры вызывало недовольство кооператоров, осознавалось властями, что в итоге привело к ее существенному упрощению. Полномочия по утверждению уставов были делегированы губернаторам, то есть переданы на местный уровень. Это позволило не только ускорить сроки рассмотрения документов, но и более гибко учитывать особенности хозяйственной жизни в отдельных регионах.
Однако сохранявшийся жесткий административный контроль противоречил логике экономического развития, требующей более самостоятельной и динамичной деятельности всех хозяйствующих субъектов. Инициатива обновления законодательства исходила от самих кооператоров. Главные идеи, получившие всестороннее и глубокое обсуждение на проходившем в 1908 г. в Москве I кооперативном съезде, заключались в консолидации нормативных предписаний и изменении порядка открытия кооперативов. Однако уже завершенный проект данного закона долгое время находился в состоянии стагнации и был принят только Временным правительством в марте 1917 г. в совокупности с другими кооператив-
ными законами. В итоге появилась нормативно-правовая база, закрепляющая принципы самоуправления, автономии, корпоративности кооперативного движения. Разрешительный порядок открытия кооперативов был заменен регистрационным. Регистрация уставов стала осуществляться регистрационными отделами окружных судов, что ускорило процедуру прохождения документов, и предоставляла потребительским обществам возможность быстрее развернуть законную деятельность. Однако поступательное развитие кооперативного движения на основе демократических законодательных установлений было фактически остановлено после Октябрьской революции 1917 г.
Идеологические основы кооперативной политики советской власти можно реконструировать, опираясь, в первую очередь, на выступления и публикации В.И. Ленина. Применительно к начальному периоду советской государственности, они слабо отражены в решениях съездов Советов и партийных резолюциях, поскольку кооперация не относилась к наиболее актуальным политическим стратегиям. Реальная кооперативная политика складывалась в результате взаимодействия партии, государственного аппарата и самих кооператоров, которые, несмотря на осуждение насильственного захвата власти, заявляли о своем намерении продолжать заниматься хозяйственной работой.
В итоге кооперативный аппарат был приспособлен к выполнению государственных задач снабжения населения продуктами и товарами под контролем народного комиссариата продовольствия (Наркомпрода). Таким образом, кооперативные общества утрачивают самостоятельность, что вызывает перестройку их организационной структуры. Новый статус потребительской кооперации был закреплен в декрете «О потребительских коммунах» от 20 марта 1919 г. [2]. В результате произошедших преобразований кооперация стала выступать в качестве единой распределительной сети, а все население страны интегрировано в ячейки потребительской коммуны, что отразилось в их
наименовании - единое потребительское общество (ЕПО).
Дальнейшую эволюцию кооперативной политики отразил декрет «Об объединении всех видов кооперации» [3], который упразднил самостоятельное существование отдельных видов кооперации, включил их в состав потребительской кооперации, а кооперативная система в целом подлежала полному огосударствлению.
Традиционные кооперативные принципы и ценности были поставлены в зависимость от приоритетности целей и задач советского государства, что привело к утрате важнейших кооперативных принципов, в частности, важнейшего из них - добровольности объединения. В органы правления потребительских обществ в обязательном порядке вводятся представители органов государственной власти. Создавалась достаточно стройная система управления кооперацией, включавшая все звенья административного управления и контроля, что сближало ее дореволюционной моделью. Управленческие полномочия закреплялись за центральными государственными учреждениями - в Российской империи - за министерством внутренних дел, в РСФСР - за наркоматом продовольствия и ВСНХ. Утрачивался демократизм кооперативной организации - равенство и доступность членства. Напротив, вводился принцип классовой дифференциации: в каждой местности одновременно создавались общегражданские кооперативы, а также рабочие, военные, транспортные, которые пользовались большими преимуществами.
В условиях разрушения товарного рынка и продовольственной разверстки основной нормативно определенной функцией кооперации являлась заготовка и распределение продуктов в соответствии с планами, установленными Наркомпродом.
Переход к нэпу изменил содержание кооперативной политики, характер взаимодействия государственного аппарата и кооперативных обществ. Новые политические задачи обусловили пересмотр кооперативного зако-
нодательства. Кооперации отводилась важнейшая роль в налаживании товарообмена между городом и деревней, в обеспечении союза рабочих и крестьян взаимовыгодным материальным сотрудничеством. Резко возрастает интерес к деятельности кооперации со стороны партийных и советских органов, что подтверждается значительным объемом, исходящих от них документальных материалов, в которых затрагиваются эти вопросы. Кооперации оказывается всесторонняя организационная, финансовая и материальная помощь. Реализацией партийных подходов по работе в кооперации занимались кооперативные комиссии, позднее реорганизованные в кооперативные совещания при ЦК и губернских комитетах партии [4].
В кооперативном законодательстве периода нэпа наблюдается реконструкция многих норм, исторически сложившихся и применявшихся в кооперативной сфере. При учреждении потребительских обществ восстанавливается добровольность членства, принципы преимущественного обслуживания членов-пайщи-ков, их материальной заинтересованности в работе организаций. Принятое 20 мая 1924 г. постановление ЦИК и СНК СССР «О потребительской кооперации» [5] нормативно закрепляло демократические начала формирования первичных организаций и союзных объединений. Учитывая многоаспектную деятельность отдельных обществ, а также тесное хозяйственное взаимодействие отдельных видов кооперативов, законодатель разрешил создание смешанных союзов, объединяющих кооперативы любого характера.
Рецепция дореволюционного правового опыта проявилась в подготовке и утверждении СНК СССР Нормального устава потребительского общества, который служил основой уставов всех обществ.
Большим разнообразием в период нэпа отличались и функции, реализуемые потребительской кооперацией. Безусловно, основной оставалась деятельность по заготовке и реализации продукции, в то же время широко раз-
вивается торговля и сфера предоставления различных услуг. Многие общества налаживают собственные производства, продукция которых также поступает в кооперативную сеть. Новым направлением стало проведение воспитательной и просветительской работ, что повышало авторитет кооперации среди населения. Кроме того, советское законодательство допускало совершение кооперацией внеш-
1. Тычинин, С.В. Становление законодательства о кооперации в России [Текст] / С.В. Тычинин //Правоведение. - 2004. - № 1. - С. 202211.
2. Декрет СНК «О потребительских коммунах» от 20 марта 1919 г. //СУ РСФСР. - 1919.
- № 17. - Ст. 191.
3. Декрет СНК «Об объединении всех видов кооперации» от 27 января 1920 г. // СУ РСФСР. -1920. - № 6. - Ст. 37.
4. Резолюция XII съезда партии (17-25 апреля 1923 г.) «О кооперации» // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов. Т. 2. - М., 1983. - С. 583-587; ГАИО. ф.р. 222. оп. 1. д. 160. л. 13 (Декрет ЦИК «О налоговых льготах для кооперативных организаций» от 7 декабря 1923 г.); Постановление СНК «О финансировании
Коротко об авторе________________________________
Липич О.А., старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса, Забайкальский институт предпринимательства Сибирского университета потребительской кооперации (ЗИП СибУПК) cherry [email protected]
Научные интересы: правовое регулирование кооперации
неторговых сделок, и этим правом она активно пользовалась [6].
Основные положения и направления нормативно-правового регулирования потребительской кооперации, заложенные в годы новой экономической политики, учитывались при разработке современного российского кооперативного законодательства.
_________________________________Литература
кооперации» от 1 сентября 1921 г. II СУ РСФСР.
- 121. - № 58. - Ст. 382; РГАСПИ. ф. 17, оп. 267, д. 43, л. 241 (Протокол заседания кооперативной комиссии при ЦК партии № 9 от 22 апреля 1922 г.); Гамаюнов, М.В. Кооперативное совещание при ЦК партии (1920-1929 гг.) [Текст] I М. В. Гамаюнова II Вопросы истории КПСС. - 1959. - № 4. - С. 149-150.
5. Постановление ЦИК и СНК СССР «О потребительской кооперации» от 20 мая 1924 г. II Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам, 1917-1967. - М., 1967. - Т. 1. -С. 413-414.
6. Веселов, С. Внешнеэкономическая деятельность потребительской кооперации в годы НЭПа [Текст] I С. Веселов II Советская потребительская кооперация. - 1991. - № 9. - С. 47.
__________________________Briefly about author
Lipich O., Lecturer of Civil Law and Trial Department, Transbaikal Institute of Enterpreneurship of Siberian University of Users' Cooperation (TIE SibUUC)
Scientific interests: legal adjustment of cooperative system