УДК 347
ОСОБЕННОСТИ СОВЕТСКОЙ КООПЕРАТИВНОЙ ПОЛИТИКИ FEATURES OF THE SOVIET COOPERATIVE POLICY
О.А. ЛИПИЧ (O.A. LIPICH)
Рассматриваются особенности формирования и реализации советской кооперативной политики. Ключевые слова: потребительская кооперация, кооперативная политика.
Features of formation and realization are considered the Soviet cooperative policy.
Key words: consumers' cooperative society, the cooperative policy.
Октябрьская революция, высвободив веками копившиеся в народе жажду социальной справедливости и ненависть к угнетателям, обостренные изнурительной войной, крахом возникших после Февраля надежд, породила колоссальный всплеск энергии народных масс. Органами государственной власти, концентрировавшими в себе активность трудящихся и направлявшими ее против прежних общественных отношений и старого государственного аппарата, стали Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Власть в первые послеоктябрьские месяцы была децентрализована и опиралась главным образом на революционную самоорганизацию населения. Процесс государственного строительства значительно осложнялся резким неприятием новой власти меньшевиками и правыми эсерами, относившимися к демократическим партиям.
Кооператоры встретили Октябрьскую революцию весьма настороженно, а некоторые откровенно враждебно. Особое неприятие и критику вызывали действия Советов, направленные на ликвидацию многих прежних институтов, с которыми ранее взаимодействовали кооператоры, таких как суды, органы местного самоуправления, частный сектор. Открыто осуждалась политика репрессий в отношении некоторых видных специалистов, хорошо известных в кооперативной среде. Сибирский журнал СКоопера-
тивное слово □ так оценивал политическую ситуацию: «Большевистская власть не получила признания страны. Та видимость власти, авторитет которой большевикам приходилось поддерживать угрозой штыков, пулеметов, террором и упразднением свободы слова, печати и собраний, не давала стране элементарного порядка. Они напрягали усилия, чтобы удержать власть, но она вываливалась из рук» [1]. В то же время некоторые кооперативные союзы заявляли о намерении заниматься исключительно хозяйственными вопросами, не вмешиваться в борьбу за власть и соблюдать нейтралитет по отношению к любому правительству.
Однако тесная связь экономики с политикой не позволила кооператорам остаться в стороне от происходящих событий. На проводившихся в этот период съездах и совещаниях они активно обсуждали политические события, пытались выработать определенную линию поведения. В конце ноября 1917 г. в г. Новониколаевске проходил I Всесибирский кооперативный съезд, собравший представителей от 47 союзов всех видов кооперации. Его основные заявления касались непризнания правительства и неподчинения распоряжениям и декретам. СОт группы лиц, присвоивших себе наименование Совета народных комиссаров, требовалась немедленная передача Учредительному собранию всего захваченного государственного механизма» □ гласила
© Липич О.А., 2011
его резолюция [2]. На съезде было решено создать смешанный орган для проведения в жизнь выработанных резолюций. Он получил название Совет Всесибирских кооперативных съездов. В его состав вошли члены правлений известных сибирских кооперативов: «Вакуп-сбыта», «Синкредсоюза» и Союза сибирских маслодельных артелей. Председателем Совета был избран А.В. Сазонов [3].
Свое недоверие советской власти выразил и состоявшийся в феврале 1918 г. в г. Москве I Всероссийский кооперативный съезд. На нем также доминировали политические вопросы. Большинство кооператоров высказалось за отступление от нейтралитета кооперации в отношениях с новой властью. Выступая против советской власти, А.В. Меркулов четко сформулировал позицию кооперации: «Кооперация должна вступить на этот путь. Это логическое завершение того пути, по которому кооперация шла раньше □ [4].
В то же время видный кооперативный деятель А.В. Чаянов в кооперативном движении был сторонником компромисса между советской властью и кооперацией, доказывал необходимость их сотрудничества, но отстаивал при этом самостоятельность хозяйственной деятельности кооперации. Основную работу он предлагал сосредоточить в местной кооперативной ячейке, видя в ней базу последующего союзного объединения [5].
Кооперация как хозяйственная структура привлекала внимание различных политических деятелей, многие из которых принимали в ней активное участие. Наиболее активно в своей партийной работе пытались использовать кооперативную среду эсеры и меньшевики [6]. Так, лидер партии эсеров Н.В. Фомин был видным деятелем Енисейского союза кредитной кооперации. В Мариинском кооперативе инструктором работал эсер М.Ф. Омельков. Разъезжая по деревням, он в духе партийной программы пропагандировал идеи кооперативного социализма. Позднее Г.Е. Виновьев указывал, что «йартия большевиков недооценивала роль кооперации как базы антисоветских партий и течений, используемой для борьбы меньшевиков и эсеров и вообще антисоветских сил против правящей партии □ [7].
Большевики в этот период в большей степени сосредоточились на работе в Сове-
тах, профсоюзах и партийных организациях, хотя не оставляли без внимания и кооперацию. Работая кооперативными инструкторами, ревизорами, они вели свою агитацию, стремились ослабить позиции эсеров и меньшевиков [8].
В начальный период Советского государства РКП(б) в большей степени занималась разрушением старого буржуазного государственного аппарата, созданием подконтрольных ей новых государственных структур, поэтому кооперация, не обозначившая политических претензий на власть, относилась к второстепенным сферам деятельности большевиков.
По этой причине идеологические основы кооперативной политики советской власти слабо выражены в законодательных актах (решениях съездов Советов, декретах ВЦИК и Совнаркома), а также в партийных резолюциях. Можно считать, что ее принципы были сформулированы в выступлениях и публикациях В.И. Ленина. В современной литературе распространено мнение о том, что начало разработки кооперативного плана Ленина было положено в 1918 г. в его работе «Очередные задачи Советской власти» в которой он указал на особое значение кооперации в условиях советского строя [9].
Здесь сформулирован ряд положений о необходимости всеобщего кооперирования населения путём охвата его сначала потребительской и другими простейшими видами кооперации с постепенным переходом к более высоким формам. На начальном этапе кооперирования, писал В.И. Ленин, происходит постепенное понимание единоличниками выгод и преимуществ кооперации в хозяйственной жизни, намечается сближение крестьян с рабочими на почве общих потребительских интересов, обеспечивается конкретное руководство кооперативами со стороны передовых рабочих и усиливается их влияние на крестьянскую массу. В итоге укрепляется союз рабочих и крестьян, а оказываемая государством помощь крестьянству через кооперацию поднимает её значение в глазах сельского населения [10].
Статьи и речи В.И. Ленина первых лет советской власти подчеркивают необходимость сохранения, преобразования и использования кооперации для снабжения населе-
ния продуктами и товарами, а также для подъема крестьянского хозяйства. Кооперацию, созданную в дореволюционный период, он рассматривал как большое культурное наследие, как аппарат, наиболее подготовленный к массовому распределению продуктов, и указывал, что его следует использовать в соответствии с государственными задачами. Он полагал, что с буржуазными кооператорами можно договориться, если нужно, пойти на уступки с целью привлечения их к совместной работе. Ленин писал: СБыло бы смешно с нашей стороны бояться соглашения с представителями кооперации, ибо мы теперь господствующая власть. Нам нужно такое соглашение, чтобы найти практически осуществимые, удобные, подходящие для нас формы перехода от частичных раздробленных кооперативов к единому всенародному кооперативу □ [11].
Таким образом, кооперативная политика реально складывалась в процессе сложного взаимодействия партийного и государственного аппарата, с одной стороны, и кооперативной общественности, ученых, низовой сети кооперативов □ с другой. В то же время позиция государства, отличавшаяся сдержанным и лояльным отношением к кооперации, признанием ее хозяйственной значимости и исторических заслуг, во многом определила характер такого взаимодействия.
По мере укрепления советской власти возрастала объективная потребность в стабильном законодательстве, юридически закреплявшем основы нового строя. Несмотря на предпринятые в революционный период усилия по созданию нового законодательства, жизнь заставила вернуться ко многим правовым нормам, выработанным в предшествующие десятилетия.
Кооперативы продолжали работать на основе установлений Временного правительства. Однако закрытие окружных судов и прекращение работы их регистрационных отделов поставило в качестве первоочередной проблему регистрации кооперативов. Регистрационные полномочия никому не были переданы, поэтому кооперативная общественность в лице кооперативных съездов вынуждена была самостоятельно урегулировать этот вопрос.
Большое значение для консолидации кооперативных сил имела деятельность Пер-
вого юридического кооперативного съезда, созванного Советом Всероссийских кооперативных съездов 14 февраля 1918 г. в г. Москве. Он вынес резолюцию о разработке правил регистрации кооперативных организаций. Там, где окружные суды прекратили свою деятельность, кооперативные товарищества и их союзы должны были представлять свои уставы с изменениями и дополнениями в Совет Всероссийских кооперативных съездов, в местные советы съездов или кооперативные союзы, уполномоченные Советом Всероссийских кооперативных съездов [12].
Уставы по мере их поступления просматривались в специально созданных для этого комиссиях. В состав последних рекомендовалось включать бывших представителей регистрационного отдела местного окружного суда.
Уплаты гербового сбора не требовалось, так как его предполагалось взимать впоследствии при совершении формальной судебной регистрации. На уставе, признанном соответствующим кооперативным законам от 20 марта и 21 июня 1917 г., проставлялась удостоверительная надпись. Сведения о занесении кооператива в кооперативный реестр Совета публиковались в «Известиях Всероссийских кооперативных съездов □
В случае восстановления судебных учреждений и установления порядка регистрации предполагалось, что Совет Всероссийских кооперативных съездов примет общие меры к регистрации всех кооперативных организаций в судебных учреждениях или получит общее постановление о признании за выданными им удостоверениями значения законной судебной регистрации [13]. В некоторых регионах отмечались факты регистрации кооперативных уставов советскими судами. Подобный вывод вытекает из анализа архивных материалов, сосредоточенных в Государственном архиве Иркутской области. К сожалению, в других изученных материалах об этом не упоминается.
Таким образом, инициатива в разрешении актуальной проблемы исходила от самих кооператоров, заинтересованных в создании легальных условий своей деятельности. Кроме того, предложенный порядок регистрации превращал кооперативное сообщество в самоуправляющуюся корпорацию, доста-
точно автономную от государственного аппарата.
В Забайкалье регистрация кооперативов осуществлялась следующим образом. После прекращения деятельности Читинского окружного суда на совещании представителей неторговых отделов Забайкальского областного союза кооперативов, кредитного союза и Читинского отделения Московского народного банка было вынесено постановление о создании особой юридической комиссии. Задача ее состояла в рассмотрении уставов кооперативных организаций и выдаче заключения о соответствии их требованиям кооперативного законодательства. До образования Совета кооперативных съездов комиссия зарегистрировала 44 общества потребителей и 14 кредитных товариществ [14].
Совещание кооперативных организаций
28 июня 1918 г. признало «необходимость создания« Совета кооперативных съездов Забайкалья« в целях законченности и стройности организационного строительства кооперации в Забайкальской области и для более успешного развития кооперативного движения среди населения» [15].
Именно эта организация с согласия, полученного от Всероссийского съезда кооперативов в июле 1918 г., рассматривала и регистрировала уставы кооперативных организаций в Забайкальской области. Состав Совета определялся в количестве восьми человек: четверо из них избирались совещанием, а остальные делегировались областным союзом Забайкальских кооперативов, Прибайкальским товариществом, кредитным союзом и Читинским отделением Московского народного банка. В обязанности Совета входило также проведение ревизий в кооперативах [16].
На Первом Всесибирском кооперативном юридическом съезде 27 ноября 1918 г., состоявшемся в г. Омске, обсуждались возможности применения кооперативного законодательства Временного правительства. Поскольку к этому моменту советская власть была установлена не на всей территории страны, было решено его использовать до тех пор, пока не будет урегулирован вопрос о власти, об установлении гербового и податного обложения кооперативных организаций, не сложится судебная практика по коопера-
тивным делам. Представляет интерес намерение кооператоров организовать юридическую помощь населению. Кроме того, на совещании анализировались уставы кооперативных учреждений, зарегистрированных большевистскими судами и местными отделами Всекосоюза [17].
Наряду с чисто практическими задачами кооператоров интересовали проблемы теоретического характера, связанные с изучением истории, теории и системы кооперативного права, разработкой его отдельных вопросов, ознакомлением широкого круга кооперативных работников с правовой регламентацией кооперации. По мнению самих кооператоров, они требовали широкого коллегиального обсуждения [18], поэтому Советом Всесибир-ских кооперативных съездов было принято решение о создании юридической коллегии. В ее состав вошли юрисконсульты кооперативных организаций, а также лица, интересующиеся вопросами кооперативного права и обладающие специальными познаниями (адвокаты, члены судебного ведомства, кооператоры-практики и т. п.).
В регионах подобную работу осуществляли юридические отделы областных союзов кооперативов. Так, юридический отдел Забайкальского союза кооперативов занимался сбором разнообразного материала. В первую очередь он стремился составить общий перечень кооперативных организаций, действовавших в регионе. Это было далеко не простое мероприятие. Некоторые кооперативы работали на основе Положения «О кооперативных товариществах и их союзах» от
20 марта 1917 г., другие были зарегистрированы уже советскими судами, третьи вообще обошлись без регистрации. По мнению юридического отдела, наиболее предпочтительным оставался порядок, предусмотренный актом от 20 марта 1917 г. [19].
Таким образом, непосредственно после Октябрьской революции победившая власть достаточно лояльно отнеслась к кооперации, рассматривая ее как организованную на демократических принципах хозяйственную структуру. Кооперация, несмотря на смену режима, продемонстрировала устойчивость своего положения. Эволюционный путь адаптации кооперации к советским условиям оказался невозможен в связи с развернув-
шейся Гражданской войной и нарастанием глубокого экономического кризиса. Росла гиперинфляция, при которой деньги потеряли свою ценность, повсюду царили голод и разруха. Хозяйственные отношения регулировались в рамках системы простого товарообмена, для чего требовался соответствующий аппарат. Таким аппаратом располагала потребительская кооперация, и именно его государство собиралось использовать для снабжения населения.
В итоге доминирующей тенденцией стало огосударствление кооперации и изменение принципов ее работы. Новая социальная функция кооперации требовала соответствующего идеологического обоснования и нормативного закрепления.
Новые принципы кооперативной политики излагались в тезисах, подготовленных
В.И. Лениным 7П8 января 1918 г. Кооперацию планировалось использовать для создания «сети, способной правильно организовать снабжение всего населения всем необходимым и организовать производство в государственном масштабе □ [20].
Для этого, по замыслу В.И. Ленина, предстояло объединить всех граждан в местное потребительское общество, через которое стало бы возможным снабжение населения продуктами. Такое потребительское общество могло заниматься закупкой товаров, их распределением и сбытом. Правление общества должно было образовать комитеты снабжения. Продукты передавались в комитет снабжения по свободным ценам за исключением случаев, когда закон устанавливал твердые цены. Деньги, поступающие в качестве платы за продукты, записывались на текущий счет собственника в местном отделении Народного банка. Контрольные полномочия за деятельностью комитетов снабжения предполагалось возложить на местные Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
Разрабатываемый в это время законопроект Народного комиссариата продовольствия (Наркомпрода) более подробно раскрывал некоторые выдвинутые В.И. Лениным предложения. В нем, например, дополнительно устанавливались нормы учета потребностей населения в продуктах первой необходимости и нормы распределения про-
дуктов. Предусматривалось, что средства на закупку продуктов и операционные расходы будут отпускаться из государственной казны в виде беспроцентных возвратных ссуд [21]. Таким образом, проект ограничивал самостоятельность кооперации и подчинял ее государственному воздействию.
Закономерно, что он вызвал резкое недовольство кооператоров. С 10 по 17 февраля 1918 г. они провели ряд экстренных совещаний, на которых признали проект нового закона о потребительских обществах неприемлемым. Об этом, в частности, заявила делегация представителей центральных, московских и петроградских учреждений потребительской кооперации на встрече в Высшем совете народного хозяйства (ВСНХ) [22].
В феврале 1918 г. в г. Москве проходил Первый Всероссийский кооперативный съезд. Он признал проект о потребительских коммунах несостоятельным и гибельным для кооперации. На съезде было заявлено, что «непременным условием успешного в интересах трудового народа развития кооперации является полная самостоятельность кооперативных организаций, над кооперацией никаких опытов национализации производимо быть не должно □ [23].
21 марта 1918 г. было созвано совещание представителей ВСНХ с представителями рабочей и всесословной кооперации для выяснения вопроса о возможном сотрудничестве советских органов с кооперативными организациями. На нем предстояло выработать конкретные предложения о совместной работе для выполнения общегосударственных заданий по обслуживанию всего населения [24].
С обоснованием государственной позиции выступил нарком земледелия В.П. Милютин. На кооперацию возлагалась функция по заготовке и распределению продуктов, чтобы охватить всё население, создавались специальные участки. На каждом из них могли организовываться два кооператива: общегражданский (объединял всё население) и классовый (объединял рабочих и трудящихся). Кооперативные организации могли обслуживать как членов кооператива, так и иных лиц. Взаимоотношения с государством строились следующим образом. Государство с целью контроля устанавливало формы и
сроки отчетности кооперативов. Ограничивалась и финансовая деятельность кооперативов. В свою очередь представители кооперации получали право на участие в деятельности центральных и районных государственных органов снабжения. За объединение в кооператив всего населения обслуживаемой территории государство предоставляло налоговые преимущества [25].
Кооператоры, в свою очередь, старались отстоять свою самостоятельность, сложившиеся принципы кооперирования и сохранить раздельное существование рабочей и всесословной кооперации. Их позиция основывалась на том, что привлечение в кооперацию всего населения страны, установление принципа бесплатного вступления в кооператив сведет на нет основные принципы кооперативного строительства. Не устраивали участников совещания пункты о продаже членам и не членам кооператива товаров по разным ценам, о запрете иметь более 1/3 голосов в правлении представителям зажиточных слоев [26].
Видный кооперативный деятель
А.В. Чаянов высказался о том, что кооперация не может быть представлена единым всеобъемлющим идеальным типом организации. Она должна учитывать местные экономические условия и создавать на их базе соответствующую первичную хозяйственную форму, а также союзы более высокого порядка. Кроме того, кооператоры полагали, что политика государства была направлена на установление порядка распределения продуктов по районам, округам и губерниям. Предлагаемые властями условия позволяли государству вмешиваться во внутреннюю жизнь кооперации, устанавливать пределы для ее свободного развития. Предстояло найти компромиссное решение [27].
29 марта 1918 г. состоялось совместное заседание представителей продовольственных и кооперативных организаций, на котором был выработан окончательный вариант соглашения в виде проекта декрета «О потребительских кооперативных организаци-ях^ [28]. После этого в ВСНХ на совещании Президиума Совета с представителями кооперативных организаций было принято решение о направлении законопроекта в Совет народных комиссаров. Центральным испол-
нительным комитетом РСФСР 11 апреля 1918 г. был утвержден декрет «О потребительских кооперативных организациях □ [29]. Можно выделить следующие наиболее значимые последствия декрета.
Во-первых, законодательное оформление своего статуса получила потребительская кооперация, способная выполнить поставленные государством задачи. Во-вторых, другие виды кооперации оставались пока без внимания власти и продолжали в своей деятельности руководствоваться правовыми установлениями, принятыми до революции. В-третьих, решение ситуативных политических задач оказало влияние на содержание последующего кооперативного законодательства. В отношении каждого вида кооперативов формировалась самостоятельная нормативная правовая база.
В соответствии с декретом, на кооперацию возлагалась функция по распределению предметов потребления среди населения каждого района. Однако в организационном отношении кооперация сохраняла свою самостоятельность по отношению к государству. Декрет носил компромиссный характер, поэтому он содержал ряд предложений кооператоров. В частности, сохранялись добровольность вступления в кооперацию, вступительные и паевые взносы, выплата дивидендов. Одновременно членам кооперативов предоставлялись материальные льготы при покупке товаров по сравнению с покупателями, не являющимися членами кооператива, а также льготные условия внесения паевых взносов для малоимущих. Представители кооперативов могли участвовать в работе государственных, центральных и местных органов снабжения. Компромиссным было положение о допущении в каждой местности функционирования двух кооперативов □ общегражданского и классового. При этом государство оставляло за собой возможность контроля над потребительской кооперацией. Путем административного решения кооперативные общества могли укрупняться. Вводилась практика ревизий потребительских обществ со стороны государственных органов.
Таким образом, декрет гарантировал сохранение потребительской кооперации. В стране, несмотря на начавшуюся Гражданскую войну, создавались новые потребитель-
ские общества и союзы. В столичных и губернских городах шел процесс объединения и укрупнения кооперативов.
К осени 1918 г. экономическое положение страны ухудшилось. Продовольственные трудности государство пыталось решить принудительными и запретительными методами. Еще более ограничивалась свободная торговля, вводились продразверстка (обязательная и принудительная сдача крестьянством излишков хлеба и другой сельскохозяйственной продукции) и нормированное распределение продуктов.
Собственным заготовительным и особенно распределительным аппаратом государство не обладало, а на его создание и обеспечение деятельности понадобились бы значительные средства. В связи с этим, для налаживания снабжения населения было решено использовать уже существующий аппарат потребительской кооперации. Главным достоинством кооперативов В.И. Ленин признавал способность самостоятельно организовать работу. Выступая в 1918 г. на собрании уполномоченных Московского центрального рабочего кооператива, он говорил: «Всем вам ясно, что одна из основных задач власти □ сейчас же правильно поставить дело снабжения и распределения продуктов. И раз мы имеем аппарат, который обладает таким опытом и который, главное, основан на самодеятельности масс, мы должны его направить к осуществлению этих задач. Важно именно в этом отношении использовать самодеятельность масс, создавших эти организации. Необходимо, чтобы к работе по снабжению были привлечены самые низы □ [30]. Аналогичным образом оценивал ресурсы кооперации большевик Д.Д. Шляпников, который писал: Закрывать глаза нельзя □ революция еще не создала того аппарата по удовлетворению нужд потребителей, какой был создан капиталистическим строем, частным предпринимательством. Благодаря этому при усилившемся недостатке продуктов потребления положение потребителя крайне тяжелое. Но революция быстро начала искать пути создания этого аппарата и нашла его в буржуазной кооперации □ [31].
Однако существующие кооперативы объединяли не всё население и обслуживали только своих членов, поэтому власть поста-
вила задачу преобразования кооперативного аппарата и его деятельности. Важнейшим шагом на этом пути явилась национализация Московского народного (кооперативного) банка. Переговоры делегации кооператоров-акционеров банка с В.И. Лениным проходили в конце ноября 1918 г. на чрезвычайном съезде акционеров банка. В составе делегации был и А.В. Чаянов. На его вопрос «Нельзя ли оставить МНБ как кредитный центр коопераций, который сохранял бы свою самостоятельность?« В.И. Ленин ответил, что он видит в этом выгоду и подчеркнул, что отношение советской власти к Центросоюзу всегда было благожелательным, она всегда входила с ним в соглашение и такое же отношение возможно с МНБ [32].
В то же время, выступая перед делегатами съезда, он заявил: «Соглашение с кооперацией необходимо для власти не только потому, что она обладает прекрасно налаженным хозяйственным аппаратом, но и потому, что кооперация представляет массовое среднее крестьянство, на которое и должна опираться власть. Однако отказаться от национализации Советская власть не может, и если кооперация не видит возможности совместной работы, то для власти такое положение неприемлемо« [33]. На съезде была принята резолюция, направленная против намечаемой национализации банка. В ней ни слова не говорилось о слиянии кооперативного банка и государственного, но предлагалось создание Центрального кредитного союза с еще более широкими задачами по финансированию и объединению кооперативов, чем у МНБ. Этой лазейкой и воспользовались власти для реализации своих задач. Уже через два дня В.И. Ленин писал: «Представители съезда тогда заменили свою резолюцию другой, провели через съезд другую резолюцию, в которой вычеркнули всё, что говорилось против слияния, но выдвинули план особого «кредитного союза« кооператоров, ничем на деле не отличающегося от особого банка!« [34]. В связи с этим, 2 декабря
1918 г. был принят декрет СНК РСФСР «О национализации Московского народного банка и кредитования кооперации« [35]. Московский народный банк был национализирован и его актив и пассив перешли в Народный банк РСФСР. Правление же МНБ было
преобразовано в кооперативный отдел Центрального управления Народного банка РСФСР.
В результате ликвидации собственного кредитного центра кооперация, в сущности, лишилась возможности свободного финансирования. Государство выделяло субсидии лишь под определенные торговые операции, проводившиеся по его заданиям. Все попытки получения иных источников кредитования (в частности, из так называемого миллиардного фонда) не увенчались успехом. История национализации МНБ показала, что взаимопонимания договаривающихся сторон не произошло. Переговоры шли на разных языках: кооператоры стояли на «кооперативных □ принципах независимости кооперации от государства.
Реорганизация потребительских кооперативов вызвала озабоченность у сельскохозяйственной кооперации, которая в хозяйственном отношении была с ней тесно связана. В конце 1918 г. в Сельскосовете (Совет объединенной сельскохозяйственной кооперации) [36] прошел ряд дискуссий об отношении к советской власти, о перспективах и содержании дальнейшей работы. Собиравшийся здесь под председательством С. Л. Маслова цвет русской сельскохозяйственной кооперации (Н.В. Крылов, С.В. Бернштейн-Коган,
А.Н. Минин, Н.П. Гибнер, Д.Г. Лихоносов, И.П. Матвеев, А.В. Чаянов) высказывал опасения относительно происходящих процессов реструктуризации потребительской кооперации. Считали, что отсутствие независимости как основополагающего принципа и давление со стороны правительственных органов приостанавливают ее развитие [37].
Опасения кооператоров оказались не напрасными. Сеть сельскохозяйственных кооперативов путем отдельных предписаний включалась в единую распределительную систему, ядром которой являлась потребительская кооперация.
В соответствии с декретом СНК РСФСР «О потребительских коммунах» от 20 марта
1919 г. [38], кооперация была превращена в единую распределительную систему, а всё население страны входило в потребительскую коммуну. Кооператоры весьма отрицательно отреагировали на данный декрет. «Потребительской кооперации больше не существует,
кооперация уничтожена как таковая, даже собраний уполномоченных в прежнем их значении быть больше не может, а Центросоюз превращается просто в орган власти, сохраняя мнимое право управляться на выборных нача-лах^ □ докладывал юридический отдел Центросоюза на совещании Совета, правления и ревизионной комиссии союза [39].
На совещании Совета сельскохозяйственной кооперации 25 И6 мая 1919 г. его председатель С.Л. Маслов, критикуя проводимую государственную политику, указывал, что положения декрета СНК РСФСР СО потребительских коммунах □ не затрагивают деятельность других видов кооперации и поэтому не дают возможности создавать кооперативные союзы смешанного типа [40].
По словам И.Я. Макеровой, кооперация в этот период превратилась в полугосударст-венный орган, выполняющий на основе указаний продорганов государственные задания по заготовкам и распределению [41]. В.В. Кабанов охарактеризовал кооперацию как распределительный аппарат Наркомпрода, т. е. как часть государственного аппарата [42].
Исходя из приоритетов проводимой политики и контрольно-фискальных функций государства, был подготовлен проект декрета СНК РСФСР «Об объединении всех видов кооперации^ [43]. 26 января 1920 г. под председательством В.И. Ленина прошло совещание по его обсуждению, 27 января проект был принят. На основании декрета все виды кооперации объединялись под началом потребительской и прекращали самостоятельное существование.
Однако высказанные в этот период оценки, что намеченное слияние влекло упразднение всех видов кооперации как самостоятельных структур [44], нельзя понимать буквально. Ликвидация независимости кооперативного движения преследовала не хозяйственные, а прежде всего политические цели. Это было настолько очевидно, что с этим соглашались и «независимые □ кооператоры, и большевики. Представитель России в Международном кооперативном альянсе
В.Ф. Тотомианц писал, что под реорганизацией кооперации большевики имели в виду не ущемление ее экономических интересов, а устранение нежелательных, с политической точки зрения, руководителей.
Ему вторил видный теоретик и практик советского кооперативного движения
В.М. Целлариус. Он подчеркивал, что декрет от 20 марта 1919 г. был обусловлен необходимостью сделать из недостаточно еще выверенного в политическом отношении кооперативного аппарата такой, который послушен решениям руководящих органов советской власти. Декрет же от 27 января
1920 г., говорил он, вообще не имел больших хозяйственных результатов, но завершал политическое завладение кооперацией [45].
Известный английский историк Э. Карр особо подчеркивал, что результаты, достигнутые советским правительством в период «военного коммунизма» объясняются почти полностью успехами в превращении кооперативного движения в основной инструмент своей политики [46].
Поскольку к моменту объединения по причине хозяйственного упадка все виды кооперации отказались от специализации и занимались преимущественно торговлей и заготовкой продуктов, то их объединение с Центросоюзом, по мнению A.A. Николаева, выглядело вполне логичным. К тому же оно соответствовало идеологической доктрине всеобъемлющего государственного контроля [47].
Начавшееся закрепление за РКП(б) руководящих функций во всех организациях потребительской кооперации, привлечение кооперативного аппарата к делу снабжения на основе продовольственной политики, устанавливаемой Наркомпродом, получило свое оформление на IX съезде РКП(б), проходившем 29 марта □5 апреля 1920 г. В резолюции о взаимоотношениях между потребительской кооперацией и государственными органами говорилось об упразднении из структуры потребительских обществ, губернских союзов и Центросоюза отделов, дублирующих функции центральных и местных советских органов. Взаимоотношения между потребительской кооперацией и государственными органами строились следующим образом. Всю систему потребительской кооперации контролировал Наркомпрод. Кооперация по его заданиям выполняла технические хозяйственные операции по распределению продуктов питания и предметов первой необходимости. Государственная хо-
зяйственная политика строилась на принципе государственной повинности, составляющей предмет исключительной компетенции государственных органов. Через кооперативный заготовительный аппарат производилась заготовка тех продуктов и предметов первой необходимости, на которые не распространялась продовольственная разверстка. Задания государственных органов в области заготовок были обязательными для кооперативных организаций. Это способствовало использованию в полном объеме кооперативного аппарата не только в области распределения, но и в сфере заготовок. Тем самым происходило преобразование кооперации из более узкой формы объединения населения в новую кооперативную форму, отвечающую хозяйственным и политическим условиям.
На съезде сформировалась группа делегатов, выступивших за окончательное огосударствление кооперации. Им удалось добиться поддержки кооперативной секции съезда, от имени которой соответствующую резолюцию огласил В.П. Милютин. Содержание резолюции предусматривало ускорение преобразования кооперации в виде слияния с местными органами власти. Ленин, по-прежнему считая, что немедленное огосударствление «Хорошо, но невозможно □ резко выступил против резолюции В.П. Милютина [48]. В своей речи он указал, что достаточным материалом для эффективности проводимых мер правительство еще не располагает. Боле того, он высказался против дальнейших радикальных шагов в отношении кооперации, а также от полного слияния кооперативов с государственными органами [49].
Таким образом, произошедшие в стране после Октябрьской революции преобразования не оставили кооператоров равнодушными. Почти повсеместно они обсуждали политические вопросы. Пытаясь сохранить самостоятельность кооперации, они выходили со смелыми законодательными инициативами, но в то же время стремились строить свои взаимоотношения с новой властью на компромиссной основе. Результатом такого сотрудничества стал декрет СНК РСФСР от 11 апреля 1918 г. «О потребительских кооперативных организациях Ц закрепляющий за потребительской кооперацией функции распределения и заготовок предметов потребления
среди всего населения, проживающего на территории деятельности общества. Вместе с тем, властями была сохранена та организационная основа кооперации, которая сложилась до революции. Однако государство начало контролировать деятельность потребительской кооперации с помощью своих органов □ Высшего совета народного хозяйства и Народного комиссариата продовольствия.
Постепенно происходит огосударствление кооперации, и она, в соответствии с замыслом власти, преобразуется из общественно-хозяйственной системы в технический аппарат государственных продовольственных органов. Свое законодательное оформление эта трансформация получила в декрете СНК РСФСР от 20 марта 1919 г. «О потребительских коммунах« В соответствии с ним потребительская кооперация стала заниматься распределением продуктов питания и предметов первой необходимости. Дублирование другими видами кооперации в условиях экономического кризиса полномочий потребительских кооперативов и неспособность в сложившейся ситуации решать иные задачи привели к ликвидации их самостоятельного существования и объединению под эгидой потребительской кооперации. Идеологическую основу всех преобразований в отношении кооперации составили в первую очередь идеи В.И. Ленина о принципах взаимодействия органов государственной власти с кооперацией.
1. Политическая обстановка // Кооперативное слово. □ 1917. □ № 41/42. □ С. 13.
2. Резолюция Всесибирского съезда кооперативов в Новониколаевске // Кооперативное слово. П1918. □ № 5. □ С. 16.
3. Алексеева В. К., Малахова Г. М. Кооперация в Азиатской России (первое столетие). □ Чита : Изд-во ЗИПСибУПК, 2004. □ С. 153-154.
4. Первый Всероссийский съезд // Кооперативное слово. П1918. □ № 31. □ С. 15-18.
5. Балязин В. Н. Профессор Александр Чаянов.
□ М., 1990. □ С. 65.
6. Алексеева В. К., Малахова Г. М. Указ. соч. □ С. 150-151.
7. ГАЧО. □ Ф. р. 37. □ Оп. 1. □ Д. 2. □ Л. 12 (Доклад Г.Е. Зиновьева «Антисоветские партии и течения. Кооперация-).
8. Днепровский С. Большевики в кооперативном движении // Советская потребительская кооперация. □ 1957. □ № 6. □ С. 15.
9. См.: Сергеев И. И. К вопросу о разработке
В.И. Лениным кооперативного плана. □ Саратов, 1960. □ С. 25; Берхин И. Б. Основные этапы формирования кооперативного плана
B.И. Ленина и его дальнейшее развитие в решениях Коммунистической партии. □ М., 1961. □ С. 35 и др.
10. Ленин В. И. Очередные задачи Советской власти // Полн. собр. соч. □ Т. 36. □ С. 471« 472.
11. Ленин В. И. О кооперации. □ М., 1971. □ С. 68.
12. Кооперативные хроники // Кооперативное слово. □ 1918. □ № 16. □ С. 4.
13. К вопросу о регистрации кооперативов // Кооперативное слово. «1918. □ № 16. □ С. 8.
14. ГАИО. □ Ф. р. 222. □ Оп. 1. □ Д. 35. □ Л. 25 (Повестка Первого Всесибирского юридического съезда, принятая на юридическом совещании при юридическом отделе ВСЕКОСОВЕТА от 27 ноября 1918 г.).
15. Доклад М. А. Ваксберга на совещании кооперативных организаций по вопросу организации Совета съездов от 28 июня 1918 г. // Кооперативное слово. «1918. □ № 24. □ С. 23.
16. Резолюция совещания кооперативных организаций по вопросу организации Совета съездов от 28 июня 1918 г. // Кооперативное слово. □ 1918. □ № 24. □ С. 24.
17. ГАИО. □ Ф. р. 222. □ Оп. 1. □ Д. 35. □ Л. 25 (Повестка Первого Всесибирского юридического съезда, принятая на юридическом совещании при юридическом отделе ВСЕКОСОВЕТА, от 27 ноября 1918 г.).
18. Антропов И. А. Лекции по русскому кооперативному праву. □ Казань, 1918. □ С. 36.
19. ГАИО. □ Ф. р. 222. □ Оп. 1. □ Д. 35. □ Л. 11об. (Обращение Забайкальского Союза кооперативов к членам союза от 15 декабря 1918 г. № 14072).
20. Тезисы В. И. Ленина // Декреты Советской власти. «1959. □ Т. 2. □ С. 79-80.
21. Проект Наркомпрода декрета о потребительских коммунах // Декреты Советской власти.
□ 1959. □ Т. 2. □ С. 81-83.
22. В связи с декретом о кооперации // Кооперативное слово. □ 1918. □ № 16. □ С. 2П3; Огородников Д. Декрет о потребительских кооперативах. □ Тверь, 1918. □ С. 216.
23. Материалы заседания Первого Всероссийского кооперативного съезда // Союз потребителей. □ 1918. □ № 11/12. □ С. 82.
24. О соглашении ВСНХ с центральными кооперативными организациями о совместной работе // Народное хозяйство. □ 1918. □ № 2. □
C. 12.
25. РГАЭ. □ Ф. 3429. □ Оп. 1. □ Д. 5. □ Л. 58об. (Доклад В. П. Милютина о проекте декрета «О потребительских коммунах« 21 марта
1918 г.).
26. Исаев А. А. Новое кооперативное законодательство. □ Пг., 1918.
27. Блинов Н. Потребительские общества и потребительские коммуны. Критика декретов советской власти // Союз потребителей. □ 1918. □ № 5. □ С. 23-25.
28. РГАЭ. □ Ф. 3429. □ Оп. 1. □ Д. 35. □ Л. 58об., 59а (Протокол совместного заседания представителей продовольственных и кооперативных организаций от 29 марта 1918 г.).
29. Декрет СНК РСФСР ПО потребительских кооперативных организациях □ от 11 апреля
1918 г. // СУ РСФСР. □ 1918. □ № 32. □ Ст. 418.
30. Ленин В. И. О кооперации□ □ С. 59.
31. Шляпников Д. Д. Кооперация и революция (от старой к новой кооперации). □ Казань, 1920. □
С. 17.
32. Кабанов В. В. Октябрьская революция и кооперация. □ М., 1973. □ С. 205.
33. Народное хозяйство. П1918. □ № 12. □ С. 59.
34. Декреты Советской власти. □ 1968. □ Т. 4. □
С. 119-120.
35. РГАЭ. □ Ф. 478. □ Оп. 4. □ Д. 143. □ Л. 158 (Декрет СНК РСФСР «О национализации Московского народного банка и кредитования кооперации □ от 2 декабря 1918 г.).
36. Создан 17 декабря 1918 г. в целях объединения деятельности различных видов сельскохозяйственной кооперации в области экономической, финансовой и торговой политики, представительства и защиты ее интересов в правительственных, кооперативных и иных учреждениях.
37. См. об этом: Чижевский В. Кооперации и потребительские коммуны. Критика декрета советской власти о потребительских коммунах // Рабочая кооперация. □ 1919. □ № 2/3. □
С. 1-2; Вульф Г. Советское законодательство о потребительской кооперации и декрет о потребительских коммунах // Союз потребителей. П1919. □ № 9/10. □ С. 4-10.
38. Декрет СНК РСФСР -О потребительских коммунах □ от 20 марта 1919 г. // СУ РСФСР.
□ 1919. □ № 17. □ Ст. 191.
39. Шляпников Д. Д. Указ. соч. □ С. 11.
40. РГАЭ. □ Ф. 7018. □ Оп. 1. □ Д. 6. □ Л. 44 (Доклад С.Л. Маслова на заседании Совета объединенной сельскохозяйственной кооперации. Протокол заседания Совета объединенной сельскохозяйственной кооперации 25-26 мая
1919 г.).
41. Макерова И. Я. Потребительская кооперация в СССР // Кооперация в СССР за 10 лет. □ М., 1928. □ С. 108.
42. Кабанов В. В. Октябрьская революция и кооперация (1917 г. □ март 1919 г.). □ М., 1973. □
С. 12.
43. Декрет СНК РСФСР «Об объединении всех видов кооперации □ от 27 января 1920 г. // СУ РСФСР. □ 1920. □ № 6. □ Ст. 37.
44. РГАЭ. □ Ф. 7018. □ Оп. 1. □ Д. 6. □ Л. 44 (Протокол заседания Совета объединенной сельскохозяйственной кооперации 25-26 мая
1919 г.); см. об этом также: Принудительное объединение кооперации // Вестник промысловой кооперации. □ 1920. □ № 3/4. □ С. 8П 10; Исаев А. Декрет 27 января 1920 г. // Северное хозяйство. П1920. □ № 17/18. □ С. 3-6.
45. Веселов С. В. Кооперация и советская власть: период «военного коммунизма^ // Вопросы истории. П1991. □ № 9/10. □ С. 34.
46. Карр Э. История Советской России. □ М., 1990. □ С. 568.
47. Николаев А. А . Советская потребительская кооперация: основные этапы и тенденции развития (1917-1991 гг.) // Кооперация Сибири: история и современное состояние. □ Новосибирск, 2006. □ С. 205.
48. См. об этом: Лупей Н. Выдающееся творение ленинской мысли // Советская потребительская кооперация. П1983. □ № 1. □ С. 6.
49. Ленин В. И. Полн. собр. соч. □ Т. 40. □ С. 276П 280.