Вестник Омского университета. Серия «Право». 2009. № 4 (21). С. 97-99. © О.А. Липич, 2009
УДК 347
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РОССИИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ (1917-1920-Е ГГ.)
THE NORMATIVE LEGAL REGULATION OF THE CONSUMER COOPERATION IN RUSSIA: HISTORICAL LEGAL ASPECT (1917-1920)
О.А. ЛИПИЧ
O.A. LIPICH
Посвящена особенностям нормативно-правового регулирования потребительской кооперации в России в 1917-1920-е гг. Рассматривается эволюция российского кооперативного законодательства. Выделяются идеологические основы кооперативной политики советской власти, оказавшие влияние на формирование правовой базы о потребительской кооперации и на характер взаимодействия государственного аппарата и кооперативных обществ.
The article is devoted the features of the normatively-legal adjusting of consumer co-operation in Russia with 1917-1920 th. An author examines the evolution of the Russian co-operative legislation. Selects ideological bases of co-operative policy of soviet power, having influence on forming of legal base about consumer co-operation and on character of co-operation of state machine and co-operative societies.
Ключевые слова: нормативно-правовое регулирование, потребительская кооперация.
Key words: standard-legal regulation, consumer's co-operative society.
Российское кооперативное законодательство с момента своего возникновения и до октября 1917 г. прошло значительный путь развития. На протяжении дореволюционного периода выделяются его несколько самостоятельных этапов, содержание которых обусловлено, в первую очередь, социально-экономической ситуацией в стране. Изучение кооперативного законодательства, сложившегося в эпоху Российской империи, позволяет дать адекватную научную оценку его развития в советский период. Более того, позволяет определить, в какой мере в новых условиях был востребован и адаптирован имеющийся дореволюционный опыт, и выявить степень новизны и преемственности советского кооперативного законодательства. Кроме того, анализ состояния нормативно-правового регулирования дореволюционной кооперации дает возможность найти отправную точку, с которой начинался советский этап его истории.
Нормативно-правовое регулирование
кооперации в Российской империи осуществлялось преимущественно законодательными актами. Их издание было вызвано потребностью регламентации стихийно возникающих товариществ. Поэтому первые законодательные установления отличались высоким уров-
нем казуальности, а их нормы распространялись на отдельные виды кооперативов. Впоследствии при сохранении сложившейся правовой традиции, состоящей в регулировании каждого вида кооперативных объединений специальными законами, возрастает степень абстрактности нормативных предписаний, происходит закрепление общих принципов кооперативной организации.
Российское законодательство изначально признавало за кооперативами статус юридических лиц и соответствующим образом определяло порядок их создания, утверждения и характер работы. Большим достижением законодателя можно считать подготовку и издание Нормального устава потребительского общества 1897 г. [1], на основе которого каждый кооператив готовил свои учредительные документы. Процедура открытия кооперативных организаций носила концессионный (разрешительный) характер и состояла в утверждении уставов потребительских обществ министерством внутренних дел, что занимало много времени. Несовершенство применяемой процедуры вызывало недовольство кооператоров, осознавалось властями, что в итоге привело к её существенному упрощению. Полномочия по утвер-
ждению уставов были делегированы губернаторам, т. е. переданы на местный уровень. Это позволило не только ускорить сроки рассмотрения документов, но и более гибко учитывать особенности хозяйственной жизни в отдельных регионах.
Однако сохранявшийся жесткий административный контроль противоречил логике экономического развития, требующей более самостоятельной и динамичной деятельности всех хозяйствующих субъектов. Не удивительно, что инициатива обновления законодательства исходила от самих кооператоров. Главные идеи, получившие всестороннее и глубокое обсуждение на проходившем в 1908 г. в Москве I кооперативном съезде, заключались в консолидации нормативных предписаний и изменении порядка открытия кооперативов. Однако уже завершенный проект данного закона долгое время находился в состоянии стагнации и был принят только Временным правительством в марте 1917 г. в совокупности с другими кооперативными законами. В итоге, появилась нормативно-правовая база, закрепляющая
принципы самоуправления, автономии, корпоративности кооперативного движения. Разрешительный порядок открытия кооперативов был заменен регистрационным. Регистрация уставов стала осуществляться регистрационными отделами окружных судов, что ускорило процедуру прохождения документов, и предоставляла потребительским обществам возможность быстрее развернуть законную деятельность. Однако поступательное развитие кооперативного движения на основе демократических законодательных установлений было фактически остановлено после Октябрьской революции 1917 г.
Идеологические основы кооперативной политики советской власти можно реконструировать, опираясь, в первую очередь, на выступления и публикации В.И. Ленина. Применительно к начальному периоду советской государственности, они слабо отражены в решениях съездов Советов и партийных резолюциях, поскольку кооперация не относилась к наиболее актуальным политическим стратегиям. Реальная кооперативная политика складывалась в результате взаимодействия партии, государственного аппарата и самих кооператоров, которые, несмотря на осуждение насильственного захвата власти, заявля-
ли о своем намерении продолжать заниматься хозяйственной работой.
В итоге, кооперативный аппарат был приспособлен к выполнению государственных задач снабжения населения продуктами и товарами под контролем народного комиссариата продовольствия (Наркомпрода). Таким образом, кооперативные общества утрачивают самостоятельность, что вызывает перестройку их организационной структуры. Новый статус потребительской кооперации был закреплен в декрете «О потребительских коммунах» от 20 марта 1919 г. [2] В результате произошедших преобразований кооперация стала выступать в качестве единой распределительной сети, а всё население страны было интегрировано в ячейки потребительской коммуны, что отразилось в их наименовании - единое потребительское общество (ЕПО).
Дальнейшую эволюцию кооперативной политики отразил декрет «Об объединении всех видов кооперации» [3], который упразднил самостоятельное существование отдельных видов кооперации, включил их в состав потребительской кооперации, таким образом, кооперативная система в целом подлежала полному огосударствлению.
Традиционные кооперативные принципы и ценности были поставлены в зависимость от приоритетности целей и задач советского государства, что привело к утрате важнейших кооперативных принципов, в частности важнейшего из них - добровольности объединения. В органы правления потребительских обществ в обязательном порядке вводились представители органов государственной власти. Создавалась достаточно стройная система управления кооперацией, включавшая все звенья административного управления и контроля, что сближало её с дореволюционной моделью. Управленческие полномочия закреплялись за центральными государственными учреждениями: в Российской империи - за министерством внутренних дел, в РСФСР - за наркоматом продовольствия и ВСНХ. Утрачивался демократизм кооперативной организации - равенство и доступность членства. Напротив, вводился принцип классовой дифференциации: в каждой местности одновременно создавались общегражданские кооперативы, а также рабочие, военные, транспортные, которые пользовались большими преимуществами.
В условиях разрушения товарного рынка и продовольственной разверстки основной нормативно определенной функцией кооперации являлась заготовка и распределение продуктов в соответствии с планами, установленными Наркомпродом.
Переход к нэпу изменил содержание кооперативной политики, характер взаимодействия государственного аппарата и кооперативных обществ. Новые политические задачи обусловили пересмотр кооперативного законодательства. Кооперации отводилась важнейшая роль в налаживании товарообмена между городом и деревней, в обеспечении союза рабочих и крестьян взаимовыгодным материальным сотрудничеством. Резко возрастает интерес к деятельности кооперации со стороны партийных и советских органов, что подтверждается значительным объёмом исходящих от них документальных материалов, в которых затрагиваются эти вопросы. Кооперации оказывается всесторонняя организационная, финансовая и материальная помощь. Реализацией партийных подходов по работе в кооперации занимались кооперативные комиссии, позднее реорганизованные в кооперативные совещания при ЦК и губернских комитетах партии [4].
В кооперативном законодательстве периода нэпа наблюдается реконструкция многих норм, исторически сложившихся и применявшихся в кооперативной сфере. При учреждении потребительских обществ восстанавливаются добровольность членства, принципы преимущественного обслуживания чле-нов-пайщиков, их материальной заинтересованности в работе организаций. Принятое 20 мая 1924 г. постановление ЦИК и СНК СССР «О потребительской кооперации» [5] нормативно закрепляло демократические начала формирования первичных организаций и союзных объединений. Учитывая многоаспектную деятельность отдельных обществ, а также тесное хозяйственное взаимодействие отдельных видов кооперативов, законодатель разрешил создание смешанных союзов, объединяющих кооперативы любого характера.
Рецепция дореволюционного правового опыта проявилась в подготовке и утверждении СНК СССР Нормального устава потребительского общества, который служил основой уставов всех обществ.
Большим разнообразием в период нэпа отличались и функции, реализуемые потребительской кооперацией. Безусловно, основной оставалась деятельность по заготовке и реализации продукции, в то же время широко развивались торговля и сфера предоставления различных услуг. Многие общества налаживают собственные производства, продукция которых также поступает в кооперативную сеть. Новым направлением стало проведение воспитательной и просветительской работ, что повышало авторитет кооперации среди населения. Кроме того, советское законодательство допускало совершение кооперацией внешнеторговых сделок, и этим правом она активно пользовалась [6].
Основные положения и направления нормативно-правового регулирования потребительской кооперации, заложенные в годы новой экономической политики, учитывались при разработке современного российского кооперативного законодательства.
1. Тычинин С. В. Становление законодательства о кооперации в России // Правоведение. -2004. - № 1. - С. 202-211.
2. Декрет СНК «О потребительских коммунах» от 20 марта 1919 г. // СУ РСФСР. - 1919. -№ 17. - Ст. 191.
3. Декрет СНК «Об объединении всех видов кооперации» от 27 января 1920 г. // СУ РСФСР. - 1920. - № 6. - Ст. 37.
4. См.: Резолюция XII съезда партии (17-25 апреля 1923 г.) «О кооперации» // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов. Т. 2. - М., 1983. - С. 583-587; ГАИО. - Ф. р. 222. - Оп. 1. - Д. 160. - Л. 13 (Декрет ЦИК «О налоговых льготах для кооперативных организаций» от 7 декабря 1923 г.); Постановление СНК «О финансировании кооперации» от 1 сентября 1921 г. // СУ РСФСР. - 1921. - № 58. - Ст. 382; РГАСПИ. - Ф. 17. - Оп. 267. - Д. 43. - Л. 241 (Протокол заседания кооперативной комиссии при ЦК партии № 9 от 22 апреля 1922 г.); Гамаюнов М. В. Кооперативное совещание при ЦК партии (1920-1929 гг.) // Вопросы истории КПСС. - 1959. - № 4. - С. 149-150.
5. Постановление ЦИК и СНК СССР «О потребительской кооперации» от 20 мая 1924 г. // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам, 1917-1967. - М., 1967. -Т. 1. - С. 413-414.
6. Веселов С. Внешнеэкономическая деятельность потребительской кооперации в годы НЭПа // Советская потребительская кооперация. - 1991. - № 9. - С. 47.