Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
энергетика / стратегическое планирование / доктрина энергетической безопасности / энергетическая стратегия / нормативно-правовое обеспечение / energy / strategic planning / energy security doctrine / energy strategy / regulatory support

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леонтьев А.А.

Стратегическое планирование в сфере энергетики – одно из важнейших направлений государственной политики. Развитая и эффективно работающая энергетика является опорой Российской Федерации, без нее не могут быть реализованы подавляющее большинство государственных функций. Подробное изучение нормативно-правового обеспечения стратегического планирования в сфере энергетики, механизмов обеспечения энергетической стабильности и безопасности становится особенно актуальным в кризисную эпоху начинающейся трансформации капитализма в новую посткапиталистическую систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY AND LEGAL SUPPORT FOR STRATEGIC PLANNING IN THE ENERGY SECTOR

Strategic planning in the energy sector is one of the most important areas of government policy. A developed and efficient energy sector is the backbone of the Russian Federation, without which the vast majority of state functions cannot be realized. A detailed study of the regulatory framework for strategic planning in the energy sector, mechanisms for ensuring energy stability and security is becoming especially relevant in the crisis era of the incipient transformation of capitalism into a new post-capitalist system.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ»

УДК 34

Леонтьев А. А.

студент 4 курса Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (г. Москва, Россия)

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ

Аннотация: стратегическое планирование в сфере энергетики - одно из важнейших направлений государственной политики. Развитая и эффективно работающая энергетика является опорой Российской Федерации, без нее не могут быть реализованы подавляющее большинство государственных функций. Подробное изучение нормативно-правового обеспечения стратегического планирования в сфере энергетики, механизмов обеспечения энергетической стабильности и безопасности становится особенно актуальным в кризисную эпоху начинающейся трансформации капитализма в новую посткапиталистическую систему.

Ключевые слова: энергетика, стратегическое планирование, доктрина энергетической безопасности, энергетическая стратегия, нормативно-правовое обеспечение.

Для того, чтобы оценить значение правового стратегического планирования в сфере энергетики, необходимо понять, как наше государство видит будущее развитие энергетической отрасли, какие цели и задачи ставит перед собой. Не меньший интерес представляют способы обеспечения уже существующего уклада. Следует помнить, что любая государственная политика, в том числе и энергетическая, оформляется в нормативно-правовых актах [1, с.79]. По совокупной массе нормативного материала по энергетической безопасности Россия занимает первое место в мире [2, с.14]. В стратегическом планировании в сфере энергетики основополагающими нормативно-правовыми

актами являются «Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года» и «Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации». В данных документах еще раз подчеркивается важность энергетической отрасли не только как основы жизнедеятельности государства, но и как одной из основ наполнения бюджета и поддержки других отраслей и национальных проектов. Цель же развития энергетики обозначена таким образом: «Целью развития энергетики Российской Федерации является, с одной стороны, максимальное содействие социально-экономическому развитию страны, а с другой стороны, - укрепление и сохранение позиций Российской Федерации в мировой энергетике, как минимум, на период до 2035 года. При этом топливно-энергетический комплекс должен внести до 2024 года свой вклад и способствовать другим секторам экономики в достижении национальных целей и решении стратегических задач развития Российской Федерации [3, ст. 3847] Однако для успешного выполнения таких задач требуется качественное изменение подходов к использованию и развитию энергетической системы. Для этого предлагается несколько мер.

Во-первых, оптимизация пространственного размещения энергетической инфраструктуры. Это особенно актуально для Дальнего Востока, Сибири и Арктики. Многие энергосистемы в этих регионах не имеют выхода к единой энергетической сети России, являются технологически изолированными. Первые серьезные шаги к этому уже делаются. Например, теперь процесс присоединения технологически изолированных энергосистем к единой энергетической сети России решает напрямую Правительство РФ. Сейчас процесс такого присоединения активно идет в западной и центральной части Якутии. Кроме того, технологически изолированные энергосистемы получили право перехода на долгосрочные тарифы, что может помочь изолированным территориям частично перейти на возобновляемые источники энергии, так как при таком тарифе они наиболее выгодны.

Во-вторых, структурная диверсификация. Ставится цель экспортировать не только нефть, газ и прочие углеводороды, но и новые, неуглеродные

энергетические ресурсы. Кроме того, стратегия предполагает постепенную замену экспорта ресурсов на экспорт отечественных технологий, оборудования и энергетических услуг, что в перспективе может принести гораздо большую выгоду.

В-третьих, защита окружающей среды путем минимизации негативного воздействия электроэнергетической системы на природу России. К сожалению, практически виды добычи и переработки энергии довольно сильно вредят экологии. Для недопущения этого принимаются новые технические стандарты, проводится модернизация энергетической системы с учетом ее степени влияния на окружающую среду. Также действенным способом защиты природы от нежелательного воздействия является использование низкоуглеродных способов генерации энергии. Это особенно актуально для экспортных товаров России. Многие страны сейчас вводят «углеродный налог», который сделает экспорт товаров, произведенных с использованием углеводородов, в такие страны экономически невыгодным. Споры вокруг целесообразности подобных способов борьбы за экологию не утихают, но очевидно одно - если мы не хотим потерять рынки, а возможно даже хотим приобрести новые, то нам придется делать самое лучшее предложение, экологичность которого уже давно стала для многих стран одним из важнейших критериев наряду с ценой и качеством. Однако по большей части это не проблема, а шанс для Российской Федерации. Среди крупнейших экономик мира топливно-энергетический баланс Российской Федерации является одним из самых экологически чистых (низкоуглеродных) - более трети генерации электрической энергии приходится на атомную энергетику, гидроэнергетику и другие возобновляемые источники энергии, около половины - на природный газ [4, с.525]. Таким образом, подобные меры могут привести к повышению конкурентоспособности отечественной продукции и увеличению прибыли.

В-четвертых, расширение инфраструктуры транспортировки энергетических ресурсов. Главной целью является установление господства России на Азиатско-Тихоокеанском энергетическом рынке. Планируется это

сделать путем расширения энергетической сети и увеличения добычи энергоресурсов в Сибири и на Дальнем Востоке, с дальнейшим созданием новых путей и модернизации старых путей транспортировки энергоресурсов в Азиатско-Тихоокеанский регион. Учитывая современную международную обстановку, эта цель становится наиболее актуальной.

Еще одним важным компонентом энергетической системы является энергетическая безопасность. Большинство положений об обеспечении национальной энергетической безопасности содержит в себе Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации. Собственно, данный документы и дает нам легальную дефиницию понятия энергетической безопасности. Энергетическая безопасность - состояние защищенности экономики и населения страны от угроз национальной безопасности в сфере энергетики, при котором обеспечивается выполнение предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к топливоснабжению и энергоснабжению потребителей, а также выполнение экспортных контрактов и международных обязательств Российской Федерации [5, ст. 2421].

Интересно, что в Доктрине энергетической безопасности рассматривается сразу несколько видов опасностей способных помешать эффективной работе энергетического сектора экономики. Ранжируются они в соответствии со степенью опасности и по субъекту, от которого опасность исходит.

Во-первых, это внешние и внутренние вызовы. Одним из внутренних вызовов является успешное выполнение энергетической стратегии России, которая включает в себя такие положения как качественное изменение структуры экономики, в том числе энергетики, региональное и пространственное развитие, развитие децентрализованного энергоснабжения и извлечение максимума из положительных сторон существующего централизованного энергоснабжения, модернизация и обновление устаревшей, подходящей к крайнему сроку эксплуатации инфраструктуры, повышение производительности труда, как за счет усовершенствования материальной базы, так и за счет

совершенствования человеческого капитала, повышения качества обучения и совершенствования профессионализма работников. Также очень важен демографический вопрос, так как недостаточно быстрый рост населения со временем не позволит укомплектовать гигантскую энергетическую систему России. Более того, на успешность и прибыльность электроэнергетической отрасли влияют даже люди, напрямую с ней не связанные, ведь чем больше граждан проживают в нашей стране - тем больше прибыли получает энергетическая система. Таким образом, именно демографический вопрос среди внутренних вызовов является самым актуальным и важным.

Внешним вызовом же, согласно Доктрине, является структурное изменение мировой энергетической экономики. В основном, это связано с попытками перехода многих развитых стран на, как они полагают, экологически безвредные способы добычи энергии. В связи с этим спрос на углеводороды падает, а требования к качеству и соблюдению природоохранных норм на энергетических объектах со стороны международного сообщества растет. Однако, как было упомянуто выше, Российская Федерация добывает одну из самых экологически безвредных видов нефти, а что касается внутренней энергетики, в нашей стране уже десятки лет большинство энергии вырабатывают экологически чистые источники энергии. Поэтому Российская Федерация активно поддерживает данные инициативы, ведь они могут быть полезны нашему государству. Однако при этом Россия предостерегает о том, что защита природы должна быть беспристрастной и не иметь политического окраса, не быть инструментом в руках какой-либо страны. Также наше государство считает необходимым обратить внимание на рост производства и продаж сжиженного природного газа и увеличение доля сжиженного природного газа на мировых рынках. Это очень важное направление, так как далеко не во все страны можно провести газопровод, а выход на такие рынки с помощью увеличения добычи сжиженного природного газа лишним не будет. На данный момент Россия производит около 10% всего сжиженного природного газа в мире. Очевидно, добыча такого газа с каждым годом будет только увеличиваться, нужные

предприятия для этого уже строятся. Интересно, что около трети российского сжиженного газа производится в Арктике.

Теперь перейдем к еще более интересной и важной теме - к угрозам, внутренним и внешним. Большинство таких угроз - это более конкретизированный и эскалированные вызовы, но есть и новые, не связанные с вызовами угрозы. Давайте поподробнее рассмотрим внешние и внутренние угрозы энергетической безопасности.

Первые две внутренние угрозы напрямую связаны с возможными плохими демографическими показателями. Результатом может стать слишком малое количество трудовых кадров, что может привести к невозможности полного и эффективного обслуживания энергетической системы России, также уменьшение количества граждан неизбежно приведет к снижению потребностей населения в электроэнергии, вследствие уменьшения общего количества потребителей. Это может привести к падению прибылей и существенному осложнению работы электросетей и генерирующих кампаний.

Есть еще одна серьезная угроза, предотвратить которую невозможно, но можно к ней подготовиться. Недра нашей страны хоть и крайне богаты ресурсами, но все же тоже ограничены, рано или поздно эти ресурсы закончатся. Поэтому к этому нужно быть готовым морально и материально. Делается это путем развития возобновляемых источников энергии, предварительной заменой экспорта сырья на экспорт оборудования, технологий и услуг. Эти процессы изложены более подробно в Энергетической стратегии Российской Федерации, там это одна из основных целей. Однако из-за исключительной важности она упоминается как одна из угроз и в Доктрине безопасности энергетики.

Что же касается внешних угроз - тут основные опасения связаны с возможной дискриминацией и использованием нерыночных методов воздействия на энергетическую отрасль Российской Федерации. Отдельно подчеркнуты опасения о том, что благородный лозунг борьбы за сохранение природы может быть использован для дискриминации нашей страны в интересах экономических соперников России.

Однако кроме вызовов и угроз существует еще один вид опасности для электроэнергетики - риски. Данный вид опасности связан с возможностью совершения ошибок или слишком запоздалой реакции государства на вызов или угрозу.

Внутренние риски заключаются в возможности слишком слабого регулирования государством энергосистемы, что может привести к непропорциональному развитию энергосектора, разложению самой системы энергообеспечения. Также риском является возможный недостаток денег в государственном бюджете и слабые меры поддержки энергетических предприятий во время кризиса. Особняком стоят риски излишней финансовой нагрузки - Доктрина предостерегает от чрезмерного увеличения платежей и обязанностей. Подобные финансовые инструменты не должны приводить к чрезмерному увеличению затрат. Одним из главных внутренних рисков является критический уровень изношенности энергетической инфраструктуры, постоянно снижающаяся из-за этого эффективность использования. Мерами борьбы с этим могут выступать модернизация, капитальный ремонт, либо замена энергетического объекта на новый. Технологически объекты нашего энергетического комплекса должны быть на самом высоком уровне, при этом это должны быть отечественные разработки. Основа экономики и жизнеобеспечения граждан и государства не должна технологически зависеть от какой бы то ни было страны.

Внешние же риски связаны с потенциальной невозможностью защиты российской энергетики и допущением дискриминации российских компаний, отсутствие своевременно выстроенного механизма защиты. Кроме того, внешним риском является недостаточная готовность энергетического комплекса к военно-политическим угрозам.

Как мы видим, энергетика - очень сложная и нестабильная отрасль. Регуляция энергетической системы без многоуровневой эффективной системы правового стратегического планирования практически невозможна.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лаврик Т.М., Фролов С.А. «Правовое регулирование отношений в сфере энергетики» - Тамбов: издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2014, 79 с;

2. Жаворонкова Н. Г. Эколого-правовые проблемы безопасности объектов топливно-энергетического комплекса России // Научные исследования. — 2011. — № 4. — С. 14;

3. Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2020 N 1523-р «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года» // «Собрание законодательства РФ» №24 от 15 июня 2020 года, ст. 3847;

4. Меркулова Е.Ю. «Общая экономическая безопасность» - Москва: издательство Юрайт, 2021, 525 с;

1. 5. Доктрина энергетической безопасности, утвержденная Указом Президента Российской Федерации №216 от 13 мая 2019 года. // «Собрание законодательства РФ» №20 от 20 мая 2019 года, ст. 2421

Leontev A.A.

Kutafin Moscow State Law University (Moscow, Russia)

REGULATORY AND LEGAL SUPPORT FOR STRATEGIC PLANNING IN THE ENERGY SECTOR

Abstract: strategic planning in the energy sector is one of the most important areas of government policy. A developed and efficient energy sector is the backbone of the Russian Federation, without which the vast majority of state functions cannot be realized. A detailed study of the regulatory frameworkfor strategic planning in the energy sector, mechanisms for ensuring energy stability and security is becoming especially relevant in the crisis era of the incipient transformation of capitalism into a new post-capitalist system.

Keywords: energy, strategic planning, energy security doctrine, energy strategy, regulatory

support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.