Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА (КОНТРОЛЯ) В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА (КОНТРОЛЯ) В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЛАСТЬ ЭКОЛОГИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР / КОНСТИТУЦИЯ РФ / САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малахова Е.Ю.

В статье проанализирована нормативно-правовая регламентация государственного экологического надзора (контроля) в Самарской области. Также автором обозначены особенности экологического надзора в Самарской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY AND LEGAL REGULATION OF STATE ENVIRONMENTAL SUPERVISION (CONTROL) IN THE SAMARA REGION

The article analyzes the legal regulation of state environmental supervision (control) in the Samara region. The author also outlines the features of environmental supervision in the Samara region.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА (КОНТРОЛЯ) В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 004.02:004.5:004.9

Малахова Е.Ю.

Тольяттинский государственный университет Российская Федерация, г. Тольятти

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА (КОНТРОЛЯ) В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация: В статье проанализирована нормативно-правовая регламентация государственного экологического надзора (контроля) в Самарской области. Также автором обозначены особенности экологического надзора в Самарской области.

Ключевые слова: область экологии, государственный экологический надзор, Конституция РФ, Самарская область, государственная власть, государственная политика

Malakhova E. Y.

Tolyatti State University Russian Federation, Tolyatti

REGULATORY AND LEGAL REGULATION OF STATE ENVIRONMENTAL SUPERVISION (CONTROL) IN THE SAMARA

REGION

Abstract: the article analyzes the legal regulation of state environmental supervision (control) in the Samara region. The author also outlines the features of environmental supervision in the Samara region.

Keywords: ecology, state environmental supervision, Constitution of the Russian Federation, Samara region, state power, state policy

Государственный экологический надзор (контроль) на уровне субъектов в своей основе опирается на базовое законодательство РФ, на специальную нормативную базу в области экологии, федеральные нормативные акты или нормативные документы кластеров (что реализовано в области государственного регионального экологического надзора в Самарской и Ульяновской области), в связи с принадлежностью к сфере государственного управления, часть регламента деятельности институтов государственной власти также используется в процессе функционирования, кроме этого формируется отдельная база законодательного регулирования на уровне регионов.

Учитывая, что реальная ситуация в области государственного экологического надзора постоянна изменяется, возникают новые угрозы и

риски в области экологии, меняется сама экосистема, требования к уровню безопасности среды обитания, нормативы и государственная политика в области экологии в целом, нормативная база государственного контроля в области экологии не статична, она постоянна редактируется и совершенствуется. Однако основой для разработки всех норм и направлений правового регулирования является Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ) [1].

В России конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением закреплено в статье 42 Конституции РФ

[3].

Кроме того, в статье 36 декларируется право граждан на пользование ресурсами, а именно указано что «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц» [2]. Можно отметить, что оговорка о необходимости бережного и рационального распоряжения природными ресурсами со стороны собственников - является базовой для существования самой системы государственного экологического надзора, ибо исполнение норм главного закона страны обязательно должно обеспечиваться и контролироваться со стороны уполномоченных органов государственной власти.

На базе Конституции РФ формируется второй уровень нормативного регулирования, к которому относятся федеральные законы в области экологии и государственного экологического контроля, а также документы стратегического и планового характера, определяющие целевые ориентиры государственной политики в области экологии и охраны окружающей среды, а также документы федеральных институтов экологического контроля министерств и управлений).

Следующим уровнем нормативно-правого регулирования можно считать региональный уровень, который включает как законодательство, так и административные регламенты управлений в сфере государственного экологического контроля, постановления органов исполнительной власти в области экологии и контроля природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Следующим уровнем регламентации деятельности органов контроля и надзора в области экологии выступают ведомственные документы, административные положения и регламенты служб и управлений экологического надзора по сферам (лесной, водный, земельный и пр.), регулирующие деятельность государственных служащих по отдельным вопросам или видам надзора.

К современному моменту нормативно-правовая база государственного экологического надзора сформирована исходя из Конституции РФ и «Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», на данный документационный регламент включает около 60 федеральных законов в области экологии, более 200 подзаконных актов различного уровня и около 150 административных регламентов для служебного пользования, что позволяет сделать вывод о постепенном совершенствовании системы нормативного регулирования надзорной деятельности в сфере экологии [4].

В качестве документа регионального уровня, являющегося основой для разработки региональных экологических программ, выступает Закон Самарской области «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры населения Самарской области» (с изменениями на: 13.06.2017) [2]. Нормативный акт содержит концептуальные положения и целевые ориентиры в области охраны окружающей среды региона, направлен прежде всего на формирование экологической культуры,

Действует в Самарской области, и региональная программа «Охрана окружающей среды Самарской области на 2014 - 2025 годы и на период до 2030 года» (с изменениями на 16 июля 2020 года) [3], направленная на сохранение ресурсной базы, уникальной природы субъекта, снижения загрязнения, мероприятия по охране природных комплексов восстановление биоразнообразия растительности и животного мира на территории региона, обеспечение развития особо охраняемых природных территорий.

Таким образом, система нормативно-правого регулирования государственного экологического надзора включает в себя четыре уровня НПА, детализированных по сферам и функциям, ее широта зависит от позиции государственной власти регионального уровня к сфере экологического благополучия территории. В Самарской области качество нормативной базы достаточно высокое, сформирован комплекс НПА включающий стратегический и оперативный аспект экологического надзора и просвещения.

Использованные источники:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон РФ от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 14.05.2018) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.

2. Об утверждении Основ Экологической политики РФ на период до 2030 года: Указ президента РФ от 30 апреля 2012 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http: //www.garant .ru.

3. Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление

Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370: постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400 (в ред. от 16.04.2015). - URL: http://www.pravo.gov.ru

4. Ферару Г.С. Методология устойчивого развития предприятий лесопромышленного комплекса как эколого-экономических систем. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. - Архангельск: Изд-во Поморского госуниверситета им. М.В. Ломоносова, 2018. 53 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.