Научная статья на тему 'Нормативно-правовая база регулирования деятельности государственных сельскохозяйственных вузов на современном этапе'

Нормативно-правовая база регулирования деятельности государственных сельскохозяйственных вузов на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1099
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 83-ФЗ / ТИПЫ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ / ЕДИНЫЙ ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / СУБСИДИИ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАДАНИЯ / FEDERAL LAW NO. 83 / REFORMING OF THE BUDGETARY SPHERE / TYPES OF THE BUDGETARY ESTABLISHMENTS / STATE TASK / UNIFIED ACCOUNTS PLAN / SUBSIDIES FOR THE IMPLEMENTATION OF THE STATE TASK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жученко Ирина Александровна, Ламовская Ольга Григорьевна

Реформирование бюджетной сферы коснулось всех бюджетных учреждений, в т.ч. и сельскохозяйственных вузов. Вступление в действие Федерального закона от 08,05.2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» повлекло создание новых типов бюджетных учреждений: автономных, бюджетных и казенных. Кроме того, это вызвало необходимость создания для этих учреждений новых нормативных документов по бухгалтерскому учету. Авторами дана оценка и сделаны выводы последствий действия нового Федерального закона № 83-ФЗ. Кроме того, предложена схема уровней правового регулирования государственных сельскохозяйственных вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Standard and legal base of regulation of activity of the state agricultural universities at the present stage

Reforming of the budgetary sphere concerned all budgetary establishments, including the agricultural higher education institutions. The introduction in action of the Federal law of 08.05.2010 N 83-FL "About modification of separate acts of the Russian Federation in connection with improvement of a legal status of the public (municipal) institutions" entailed creation of new types of the budgetary establishments: autonomous, budgetary and state. Besides, it caused of creation for these establishments of new normative documents on accounting. The assessment is given and conclusions of consequences of action of the new Federal law N 83-FL are drawn. The scheme of the legal regulation levels of the state agricultural universities is offered.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовая база регулирования деятельности государственных сельскохозяйственных вузов на современном этапе»

УДК 35.07

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ВУЗОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

© 2013 г. И. А. Жучен ко, О.Г. Ламовская

Реформирование бюджетной сферы коснулось всех бюджетных учреждений, в т.ч. и сельскохозяйственных вузов. Вступление в действие Федерального закона от 08,05.2010 года № 83 -ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» повлекло создание новых типов бюджетных учреждений: автономных, бюджетных и казенных. Кроме того, это вызвало необходимость создания для этих учреждений новых нормативных документов по бухгалтерскому учету.

Авторами дана оценка и сделаны выводы последствий действия нового Федерального закона № 83-Ф3. Кроме того, предложена схема уровней правового регулирования государственных сельскохозяйственных вузов.

Ключевые слова: реформирование бюджетной сферы, Федеральный закон № 83-Ф3, типы бюджетных учреждений, государственное задание, единый план счетов бухгалтерского учета, субсидии на выполнение государственного задания.

Reforming of the budgetary sphere concerned all budgetary establishments, including the agricultural higher education institutions. The introduction in action of the Federal law of 08.05.2010 N 83-FL "About modification of separate acts of the Russian Federation in connection with improvement of a legal status of the public (municipal) institutions" entailed creation of new types of the budgetary establishments: autonomous, budgetary and state.

Besides, it caused of creation for these establishments of new normative documents on accounting. The assessment is given and conclusions of consequences of action of the new Federal law N 83-FL are drawn. The scheme of the legal regulation levels of the state agricultural universities is offered.

Key words: reforming of the budgetary sphere, Federal law No. 83, types of the budgetary establishments, State task, Unified accounts plan, subsidies for the implementation of the state task.

Происходящие в настоящее время изменения в сфере бюджетного учета связаны с очередным этапом проводимой бюджетной реформы. Закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ и нормативные документы, принятые во исполнение данного закона, определяют новые типы государственных (муниципальных) учреждений, существенно меняют систему финансового обеспечения данных учреждений. Происходящие изменения не могут не отразиться на системе бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях.

Система образования в целом и высшая школа в частности являются составной частью социально-культурной сферы. Вы-

сокая социальная значимость сферы образования объясняет жесткое регулирование ее деятельности со стороны государства. В сфере государственного регулирования находится вся деятельность образовательных учреждений, включая их доходы и расходы.

Формирование и развитие рыночных механизмов в экономике непосредственно отразилось и на сфере высшего образования. Реформирование экономических отношений в современной России затронуло и деятельность государственных сельскохозяйственных вузов в двух, фактически взаимосвязанных, направлениях. Во-пер-вых, это сокращение бюджетного финан-

сирования государственных вузов, и, во-вторых, принципиальное расширение самостоятельности высших учебных заведений, прежде всего государственных, их автономии, в частности имущественной.

Действующее законодательство, регулирующее систему высшего образования крайне противоречиво и несовершенно. Можно констатировать, что отношения, возникшие в системе высшего профессионального образования, подвержены противоречивому разноотраслевому регулированию. Важная роль в регулировании образовательных отношений принадлежит гражданскому законодательству. Нормативные документы, регулирующие деятельность государственных вузов, объединены в группы в соответствии с уровнем их установления: Кодексы Российской Федерации; Федеральные законы РФ; Приказы Министерства Финансов РФ; Постановления правительства РФ; Методические указания и рекомендации; Письма и другие нормативные документы.

От разработанности законодательной и нормативной базы во многом зависит и обеспеченность права на образование. На сегодняшний день оценить состояние законодательной базы высшего образования очень сложно.

В настоящее время основополагающим документом по нормативно-правово-му регулированию деятельности учреждений бюджетной системы, в том числе и государственных сельскохозяйственных вузов, является Федеральный закон от 08.05.2010 года № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», который внес изменения в целый ряд правовых актов, среди которых можно назвать; Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном обра-

зовании», Федеральный закон от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», Федеральный закон от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Бюджетный кодекс Российской Федерации и ряд других правовых актов.

Таким образом, Закон № 83-Ф3 создает условия для оптимизации федеральными органами исполнительной власти работы подведомственных им учреждений. Его положения направлены на решение следующих задач:

- создание предпосылок для повышения качества государственных и муниципальных услуг и внедрение элементов рыночных отношений в их деятельность;

- переориентация внимания учреждений с обоснования потребности в бюджетных ресурсах и дальнейшего их освоения на максимальный учет интересов потребителей услуг;

- ускорение реструктуризации бюджетного сектора и формирование условий для более полной практической реализации подходов, заложенных в федеральном законодательстве об автономных учреждениях;

- развитие материальной базы за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников финансирования;

- привлечение и удержание в бюджетной сфере высококвалифицированных кадров; создание механизмов для переложения части ответственности за отраслевое развитие на руководителей государственных и муниципальных учреждений.

Принятие Закона № 83-ФЗ является важным этапом реформирования бюджетной системы, который направлен на повышение эффективности бюджетных расходов по обеспечению потребностей граждан в государственных услугах, увеличению их доступности и качества, выполнению государственных функций и социально-экономического развития в целом.

В ходе реализации Закона № 83-ФЗ правовой статус действующих бюджетных учреждений должен измениться путем преобразования в один из типов государственных (муниципальных) учреждений:

казенные, бюджетные (нового типа) или автономные (рис. 1).

Кроме того, в целях обеспечения минимизации организационных мероприятий, связанных с изменением типа государственных (муниципальных) учреждений, установлен переходный период с 01.01.2011

г. по 01.07.2012 г., который позволит им функционировать в прежнем правовом режиме.

В связи с этим можно создать пятиуровневую систему нормативного регулирования деятельности государственных вузов (рис. 2).

Государственные (муниципальные) учреждения

Автономные учреждения

Бюджетные учреждения

Казенные учреждения

V.

Рис. 1. Типы бюджетных учреждений

Закон № 83-ФЗ дает точное определение бюджетного учреждения: бюджетное учреждение - это «некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах».

Государственные задания для бюджетного учреждения, в том числе и для государственных сельскохозяйственных вузов в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными его учредительными документами, формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (для государственных сельскохозяйственных вузов учредителем является Министерство сельского хозяйства РФ).

Стимулирующими факторами для повышения качества и доступности образова-

тельных услуг должны стать следующие шаги: формирование для каждого бюджетного учреждения, в том числе и государственного сельскохозяйственного вуза, государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) с указанием показателей объема и качества его выполнения; обеспечение контроля за выполнением задания; установление прямой зависимости объема финансового обеспечения выполнения задания (размера субсидии) от результатов деятельности учреждений; большая экономическая самостоятельность учреждения и ответственность ректоров вузов за финансовые результаты его деятельности; однозначное определение перечня услуг, финансируемых за счет соответствующего бюджета, и четкие требования к порядку оказания платных услуг учреждениями и определению их стоимости для потребителя. Все это будет в конечном итоге способствовать появлению конкурентных условий, при которых производить некачественные услуги будет невыгодно.

Государственные вузы вправе сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установ-

ленного государственного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, предусмотренной учредительным документом, гражданам и юридическим лицам за плату и на одинаковых при оказании одних и тех

же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

УРОВНИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Рис. 2. Структура правового регулирования деятельности государственных сельскохозяйственных вузах

Государственные вузы вправе вести служит достижению целей, ради которых иные виды деятельности, не являющиеся они созданы. При этом такие виды дея-основными, лишь постольку, поскольку это

тельности должны быть указаны в его учредительных документах, т.е. в уставах.

Согласно п. 2 ст. 69.2 БК РФ, скорректированной Федеральным законом № 8Э-ФЗ, показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением. Другими словами, в результате изменений, внесенных в требования действующего законодательства Федеральным законом № 83-ФЗ, выделение государственным сельскохозяйственным вузам бюджетных ассигнований будет напрямую связано с объемами оказываемых ими государственных услуг и потребностью в содержании необходимого для их оказания имущества, определенными государственными заданиями.

Указанные перемены повлекут за собой необходимость изменения механизмов финансового обеспечения учреждений нового типа. В этой связи осуществится перевод казенных учреждений на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в соответствии с показателями бюджетной сметы этого учреждения, а в части бюджетных учреждений - перевод со сметного финансирования на субсидии, выделяемые в рамках выполнения государственного задания. Средства из бюджета будут выделяться бюджетным учреждениям не в соответствии с бюджетной сметой, а в рамках выполнения ими государственного задания. Такое обеспечение осуществляется из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ с учетом:

- расходов на содержание имущества (недвижимого и особо ценного движимого), закрепленного за учреждением учредителем или приобретенного за счет бюджетных средств;

- расходов на уплату налогов на землю и имущество при условии, что объек-

том налогообложения является указанное имущество, в том числе земельные участки

В соответствии с проводимой реформой бюджетной системы в соответствии с Федеральным законом № 83-Ф3 были внесены значительные изменения в порядок организации бухгалтерского учета бюджетных учреждений.

В целях установления единого порядка ведения бухгалтерского учета, приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н, утверждены Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению.

Необходимо отметить, что Инструкция № 157н не содержит ни конкретных хозяйственных операций и бухгалтерских записей, ни видов первичных документов, все это указано в инструкциях к планам счетов для существующих учреждений нового типа.

В отдельности для каждого из существующих ныне типов государственных организаций - казенных, бюджетных, автономных Министерством Финансов России были разработаны планы счетов и инструкции по их применению, которые представлены на рисунке 3.

С 1.01.2011 все государственные и муниципальные учреждения, в зависимости от их типа должны будут работать по следующим инструкциям:

Приказ Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»;

Приказ Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению»;

Приказ Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению».

Рис. 3. Единый порядок ведения бухгалтерского учета

Таким образом, Единый план счетов является единым нормативным документом для всех государственных (муниципальных) учреждений независимо от их типа. Остальные три инструкции построены на основе единого плана счетов исходя из специфики учреждения, влияющей на особенности ведения в нем бухгалтерского учета. Поэтому инструкция по применению единого плана счетов содержит общие требования по ведению учета, тогда как инструкции, утвержденные для отдельных типов учреждений, описывают собственно корреспонденцию счетов бухгалтерского учета.

Разделы Единого плана счетов дополнены новыми счетами, ранее не применявшимися в бюджетных организациях:

• В разделе «Нефинансовые активы» основные средства организаций разделены на четыре группы: недвижимое имущество, особо ценное движимое имущество, иное движимое имущество учреждения и предметы лизинга; материальные запасы группируются по трем категориям - особо ценное движимое имущество, иное движимое имущество и предметы лизинга. В группировке материальных запасов добавлено два счета - 010508000 «Товары» и 010509000 «Торговая наценка». Введен новый счет для контроля за использованием субсидий - 010900000 «Затраты на изготовление го-

товой продукции, выполнение работ, услуг», который делится на четыре группы: «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг», «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг», «Общехозяйственные расходы», «Издержки обращения».

Следует отметить, что основные различия в порядке применения планов счетов проявляются в части поступления и использования денежных средств. Казенные учреждения также будут использовать счет 130405000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами» в части бюджетной деятельности. Однако бюджетные и автономные учреждения будут использовать только счета второго раздела «Финансовые активы».

• Четвертый раздел плана счетов предусматривает для учета сумм расходов, начисленных учреждением в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, новый счет 040150000 «Расходы будущих периодов».

• Для бюджетных и автономных учреждений в пятом разделе введено три счета 050600000 «Право на принятие обязательств», 050700000 «Утвержденный объем финансового обеспечения», 050800000 «Получено финансового обеспечения».

Среди новшеств можно также выделить то, что в новой редакции Инструкции учтены требования к отчетности учреждений с учетом изменений, внесенных в законодательство РФ Законом № 83-Ф3, введено понятие рабочего плана счетов.

В новую Инструкцию включены положения, большая часть которых содержались в Федеральном законе от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также в новом Федеральном законе от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в частности требования:

- о необходимости формирования учетной политики учреждения и ее содержании;

- о принципах, применяемых учреждением при формировании учетной политики,

- отражения в учете информации об имуществе и обязательствах учреждения.

Учитывая изменения, внесенные в действующее законодательство Законом № 83-ФЗ, Инструкция предусматривает, что при ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает:

- формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных финансовых результатах;

- формирование бухгалтерской отчетности, необходимой внутренним пользователям, а также внешним пользователям бухгалтерской отчетности;

- предоставление информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для осуществления ими полномочий по внутреннему и внешнему финансовому, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами и нормативами.

Подводя итоги, отметим, что основной целью принятия Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ и создания новых типов учреждений является повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг и их ка-

чества. Для этого новым типам учреждений дается больше свободы и самостоятельности в плане распоряжения имуществом, закрепленным за ними, и использования доходов. Они самостоятельно отвечают по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом.

Литература

1. Федеральный закон от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система Консультант.

2. Письмо Минфина РФ от 25.04.2011 № 20-06-07/1546 Методические рекомендации по порядку отражения в бухгалтерском учете входящих остатков по активам, обязательствам и финансовым результатам при принятии решения о преобразовании государственного (муниципального) учреждения путем изменения его типа [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система Консультант.

3. Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.12.2010 № 19452) [Электронный ресурс] // Справочно-право-вая система Консультант.

4. Сильвестрова, Т. Переход на новые положения по ведению бухгалтерского учета / Сильвестрова Т. // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2001. - № 6.

5. Хабаев, С.Г. Основные изменения в бухгалтерском учете бюджетных учреждений / Хабаев С.Г. // Бюджетный учет. -2011. -№4.

Сведения об авторах Жученко Ирина Александровна - начальник отдела, главный бухгалтер УСЗН Администрации Зерноградского района, аспирант кафедры бухучета, анализа и аудита Аз ово-Черномор с кой государственной агроинженерной академии (г. Зерноград). Тел. 8(86359)42-4-81.

Ламовская Ольга Григорьевна - канд. экон. наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита главный бухгалтер Азово-Черноморской государственной агроинженерной академии (г. Зерноград).

Information about the authors Zhuchenko Irina Alexandrovna - head of department - chief accountant of the population social protection control in the Zernogradsky District Administration, postgraduate student of the Accounting, analysis and audit department, Azov-Black Sea State Agroengineering Academy (Zernograd). Phone: 8(86359)42-4-81.

Lamovskaya Olga Grigorievna - Candidate of Economic Sciences, associate professor of the Accounting, analysis and audit department, chief accountant, Azov-Black Sea State Agroengineering Academy (Zernograd).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.