Научная статья на тему 'Нормативно-правовая база обеспечения безопасности субъекта Российской Федерации при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (на примере Республики Мордовия)'

Нормативно-правовая база обеспечения безопасности субъекта Российской Федерации при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (на примере Республики Мордовия) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
363
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
EMERGENCY SITUATION / TECHNOGENIC CHARACTER / NATURAL AND ECOLOGICAL DISASTER / EMERGENCY / DISASTERS / REGULATORY AND LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Крутина Екатерина Сергеевна

Субъекты Российской Федерации в соответствии с Конституцией и установленными полномочиями в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций провели большую работу по формированию своих законов и других правовых актов, регулирующих отношения в рассматриваемой области. В настоящей статье рассматривается механизм обеспечения защищенности населения и территорий от угроз возникновения чрезвычайных ситуаций на основании законодательства Республики Мордовия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Крутина Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовая база обеспечения безопасности субъекта Российской Федерации при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (на примере Республики Мордовия)»

УДК 34.096

Крутина Екатерина Сергеевна, студентка 2 курса юридического факультета ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», г. Саранск

(krutina2302@mail. ru)

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ УГРОЗЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)

Аннотация. Субъекты Российской Федерации в соответствии с Конституцией и установленными полномочиями в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций провели большую работу по формированию своих законов и других правовых актов, регулирующих отношения в рассматриваемой области. В настоящей статье рассматривается механизм обеспечения защищенности населения и территорий от угроз возникновения чрезвычайных ситуаций на основании законодательства Республики Мордовия.

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, техногенный характер, природная и экологическая катастрофа, МЧС, катаклизмы, нормативно-правовое регулирование.

Krutina Ekaterina Sergeevna, second-year student of the Faculty of Law Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «National Research Ogarev Mordovia State University», Saransk.

REGULATORY FRAMEWORK THE SECURITY OF A SUBJECT OF THE

RUSSIAN FEDERATION WITH THE THREAT OF EMERGENCE OF EMERGENCY SITUATIONS OF NATURAL AND TECHNOGENIC CHARACTER (ON THE EXAMPLE OF MORDOVIA REPUBLIC)

Abstract. The subjects of the Russian Federation in accordance with the Constitution and established authority in the field of protection of population and territories from emergency situations have done extensive work on the formation of its laws and other legal acts regulating relations in this area. This article discusses the mechanism of ensuring protection of population and territories from threats of emergencies on the basis of the legislation of the Republic of Mordovia.

Key words: emergency situation, technogenic character, natural and ecological disaster, emergency, disasters, regulatory and legal regulation.

В настоящее время все действия мер защиты, которые осуществляются в различных условиях, если рассматривать их значение, место и роль в обеспечении безопасности с точки зрения получаемых от их реализации экономических, политических и социальных итогов, проводятся не только в целях предупреждения аварий в техногенной сфере, стихийных и других бедствий, но и в целях снижения их вредных воздействий на людей и территории. Примером этому являются мероприятия инженерной защиты людей, объектов экономики и территорий от различных стихийных бедствий: наводнений, оползней, ураганов, цунами, а также иных природных катаклизмов.

Наступление этих событий нельзя ни предотвратить, ни устранить, но всегда есть действительная возможность сильно уменьшить их пагубное воздействие, например, соорудив дамбы, построив каналы, укрепив стены зданий и т.д.

Нормативно-правовой акт помогает создать для решения вопроса прочную юридическую основу, но в тоже время, недостаточную для решения пробелов регулирования всех появившихся в этой связи отношений.

Чтобы данные законы или иные нормативные правовые акты функционировали, прежде всего нужно организовать и провести большую, многоплановую работу, провести большое количество мероприятий, составляющих в общем виде понятие правового обеспечения деятельности в

области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Я считаю, что достижение этой цели сможет решить многие проблемы и восполнить возникшие пробелы правового регулирования в сфере управления безопасностью при чрезвычайных ситуациях различного характера, а также поможет создать в России современную эффективную структуру их предупреждения и ликвидации, основывающуюся на канонах взаимодействия государства, общества и личности, которая в настоящее время, требует дальнейшего совершенствования и скорейшей структуризации.

Правовое обеспечение состоит из значительного количества мероприятий нормативного, организационного, правоприменительного и

правоохранительного характера.

Особенно большое значение в современный период приобретает проблема взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, теоретического осмысления различных аспектов этого взаимодействия и воплощения их в законодательную практику [10, С. 4].

Создание норм права федеральными и региональными органами государственной власти в рассматриваемой области основывается на Программе развития правовой и нормативной базы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Правотворческая деятельность состоит из подготовительных мероприятий и внесение в представительные органы проектов федеральных и региональных законов.

Федеральный закон определяет общие принципы создания нормативно-правовой базы в разных сферах правоотношений, предоставляя субъектам Федерации право самостоятельно регламентировать определенный круг отношений [10, С. 36].

На федеральном уровне правовую основу в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют Конституция Российской

Федерации [1], федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, а также отраслевые приказы, положения и инструкции, регулирующие деятельность государственных органов в этой сфере.

В качестве примера можно рассмотреть то, что в современное время в России принят целый ряд федеральных законов, формирующих вопросы обеспечения природной и техногенной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Нормативную правовую базу в сфере безопасности в России заложил Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. «О безопасности» [5].

В то же время нормативно-правовые акты и другие акты, принятые на федеральном уровне, не могут эффективно существовать без создания единой законодательной базы на уровне субъектов Российской Федерации, так как в соответствии со ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, борьба с их последствиями относится к совместному ведению России и ее субъектов.

Субъекты Российской Федерации в соответствии с Конституцией и закрепленными за ними полномочиями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций провели большую работу по созданию своих законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в данной сфере [8, С. 22].

При этом свои усилия они сосредоточили на закреплении в них правовых норм, отражающих специфику правового регулирования рассматриваемых отношений на своей собственной территории, продиктованную существующими особенностями географического, экономического, социального, национального и иного характера. Как свидетельствуют данные о состоянии этой работы субъектов Российской Федерации, ими принято более тысячи различных нормативных документов, касающихся данной проблемы.

При осуществлении деятельности по формированию правовой основы в субъектах РФ должны соблюдаться фундаментальные принципы, такие как:

- соответствие норм законов и нормативных документов субъектов

Российской Федерации требованиям соответствующих правовых норм Российской Федерации и положений международного права;

- распространение нормотворческой деятельности на все главные направления решения проблем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- учет в правовых нормах особенностей субъекта Российской Федерации.

Нормативно-правовую базу функционирования деятельности по ликвидации чрезвычайных ситуаций и ответственности за осуществление аварийно-спасательных и других экстренных работ составляют федеральные законы, соответствующие постановления Правительства Российской Федерации и нормативные акты МЧС России и субъектов Российской Федерации [6].

В политике России одним из основных направлений является задача создания условий для достойной жизни и свободного развития граждан. Достичь данной цели без состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от общественно опасных деяний и негативного воздействия чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, катастрофами, авариями, пожарами, эпидемиями и иными чрезвычайными событиями делается невозможным.

В связи с этим вопросы обеспечения общественной безопасности вызывают к себе особый интерес.

Чрезвычайные ситуации природного характера могут возникнуть при землетрясениях, наводнениях, ураганах, смерчах, оползнях, различных видах пожаров, болезнях, и других опасных катаклизмах [9, С. 158].

Чрезвычайные ситуации техногенного характера могут возникнуть при больших промышленных пожарах, взрывах, авариях и катастрофах, влекущих большое осложнение обстановки. Здесь же могут быть и экологические катастрофы технологического происхождения.

Понятие, виды и классификация чрезвычайных ситуаций, а также меры

по их предупреждению и ликвидации установлены в ФЗ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [3], ФЗ от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» [4], ФКЗ «О чрезвычайном положении» [2] и рядом иных законов, нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принятых в пределах их компетенции.

Применение сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации при ликвидации чрезвычайных ситуаций установлено в ст. 17 указанного Закона.

Таким образом, в системе законодательства основную роль играют нормативно-правовые акты, разрешающие вопросы социальной защиты населения, пострадавшего от стихийных бедствий, и лиц, принимавших участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Также большое действие имеет перечень международно-правовых актов, принятых в рамках Содружества Независимых Государств. При введении военного положения и чрезвычайного положения область деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий регулируется также Федеральными конституционными законами.

Библиографический список

1 Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. // Собр. законодательства РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.

2 О чрезвычайном положении : федер. конституц. закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ [с посл. изм. и доп.] // Собр. законодательства РФ. - 2001. - № 23. -Ст. 2277.

3 О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера : федер. закон от 21 декабря 1994 г. №

68-ФЗ [с посл. изм. и доп.] // Собр. законодательства РФ. - 1994. - № 35. - Ст. 3648.

4 Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей : федер. закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ [с посл. изм. и доп.] // Собр. законодательства РФ. - 1995. - № 35. - Ст. 3503.

5 О безопасности : федер. закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ [с посл. изм. и доп.] // Собр. законодательства РФ. - 2011. - № 1. - Ст. 2.

6 О предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и эпидемий в Республике Мордовия : Закон РМ от 26 мая 2005 г. № 46-З [с посл. изм. и доп.] // Известия Мордовии. - 2005. - № 78-10.

7 Указ Главы Республики Мордовия от 26 января 2009 г. № 4-УГ «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Республике Мордовия» [с посл. изм. и доп.] // Известия Мордовии. - 2009. - № 12.

8 Баклакова А.В. Правовое регулирование безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2015. - № 11. - С. 22-24.

9 Дагиров Ш.Ш. Правовое регулирование компетенции органов местного самоуправления в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2010. - № 1. - С. 158-162.

10 Еремин А.Р. Реализация права человека и гражданина на местное самоуправление в Российской Федерации: конституционные вопросы / Под ред. В.Т. Кабышева - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2003. - 280 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.