Научная статья на тему 'Исследование актуальных проблем правового регулирования отношений в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий'

Исследование актуальных проблем правового регулирования отношений в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
474
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
EMERGENCY / PREVENTION AND LIQUIDATION OF EMERGENCY SITUATIONS / PREVENTIVE MEASURES / PUBLIC POLICY / LAW OR REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Крутина Екатерина Сергеевна

Стихийные бедствия, аварии, катастрофы, пожары, очень часто вызывают большие человеческие и материальные потери, нарушение нормальной деятельности органов государственной власти, предприятий, систем и объектов жизнедеятельности населения и территорий. В статье рассматриваются проблемы правового регулирования отношений в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, также рассматривается сущность государственной политики в сфере профилактики различных аварий и катастроф, многоаспектно проанализирована современная система ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, также рассмотрены различные взгляды, сформировавшиеся в юридической науке по указанным вопросам. Автор, рассматривая проблемы и пробелы законодательной техники в области управления безопасностью, обосновывает свои взгляды и предложения по дальнейшему развитию правового регулирования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Крутина Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование актуальных проблем правового регулирования отношений в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий»

УДК 34.096

Крутина Екатерина Сергеевна, студентка 2 курса юридического факультета ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», г. Саранск

(кгиИпа2302@таИ. ги)

ИССЛЕДОВАНИЕ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ

Аннотация. Стихийные бедствия, аварии, катастрофы, пожары, очень часто вызывают большие человеческие и материальные потери, нарушение нормальной деятельности органов государственной власти, предприятий, систем и объектов жизнедеятельности населения и территорий. В статье рассматриваются проблемы правового регулирования отношений в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, также рассматривается сущность государственной политики в сфере профилактики различных аварий и катастроф, многоаспектно проанализирована современная система ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, также рассмотрены различные взгляды, сформировавшиеся в юридической науке по указанным вопросам. Автор, рассматривая проблемы и пробелы законодательной техники в области управления безопасностью, обосновывает свои взгляды и предложения по дальнейшему развитию правового регулирования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, предупреждение и ликвидация ЧС, превентивные меры, государственная политика, нормативно-правовой акт.

Krutina Ekaterina Sergeevna, second-year student of the Faculty of Law Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «National Research Ogarev Mordovia State University», Saransk.

THE STUDY OF ACTUAL PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF RELATIONS IN THE SPHERE OF PREVENTION AND LIQUIDATION OF EMERGENNCIES AND THEIR CONSEQUENCES

Abstract. Natural disasters, accidents, disasters, fires often cause great human and material loss, disrupting the normal functioning of public authorities, enterprises, systems and objects of life support of the population and territories. The article considers problems of legal regulation of relations in the sphere of prevention and liquidation of emergencies and their consequences, also considers the essence of the state policy in the sphere of prevention of various accidents and disasters, multidimensional analyses the current system of liquidation of consequences of emergency situations, also considered the various views that emerged in the jurisprudence on these issues. The author, considering the problems and the gaps of legislative technique in the field of safety management, justifies their views and proposals for the further development of legal regulation in the field of protection of population and territories from emergency situations.

Keywords: emergency, prevention and liquidation of emergency situations, preventive measures, public policy, law or regulation.

В настоящее время все больше и больше увеличивается количество дел причинения прямого ущерба от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) различной природы возникновения и расходы на их устранение говорят о том, что в скором времени экономика государства не будет иметь возможности восстанавливать ущерб от такого вида катастроф. В создавшейся ситуации переход к стабильному развитию является затруднительным без скорого повышения уровня и эффективности предупредительных мер, которые

способны снизить опасность, размеры и последствия ЧС.

Единые для России организационно-правовые нормы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера закреплены в ФЗ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [3], что указано в его преамбуле.

В то же время считаю нужным обратить внимание на то, что правовое регулирование ликвидации возникающих в России ЧС различного вида является наиболее закрепленным и развитым. Существующими законодательными, методическими и другими руководящими документами закреплены общие требования, цели и задачи и порядок деятельности, а также перечень мер для защиты населения и территорий, которые возможно осуществить вне зависимости от причин и времени появления аварий в техногенной сфере, стихийных и других бедствий, их масштабов и последствий.

Российская Федерация является федеративным государством. Это означает, что субъекты Федерации имеют не только свои предметы ведения и полномочия, но и право на собственное законодательство в границах указанных предметов ведения и полномочий. Поэтому все субъекты Федерации активно занимаются законотворчеством. При этом за последние годы количество законодательных актов, принятых в Российской Федерации и, особенно в ее субъектах значительно возросло. Это в полной мере относится и к созданию законодательства на уровне субъекта РФ (в том числе и на уровне муниципалитетов) [7], регулирующего различные сферы правовых отношений, в том числе и сферу предупреждения и ликвидации ЧС и их последствий.

Необходимо отметить, что в общем порядок законодательного регулирования в решении вопросов в сфере защиты населения и территорий от ЧС различной природы возникновения наиболее целесообразно проводить по нижеуказанным основным направлениям.

В первую очередь, проведение нужной систематизации законодательных

актов на федеральном, региональном и местном уровнях, в той или иной степени рассматривающих причины предупреждения и ликвидации ЧС, а также формирование выводов правовой деятельности в данной отрасли.

Во вторую очередь, формирование и разрешение имеющихся коллизий и противоречий в действующем праве, другими словами, согласование, законодательных актов, а также предупреждение процессов отставания отдельных субъектов РФ в создании правовых норм о защите населения и территорий от ЧС.

В-третьих, формирование основных моментов разработки, принятия и последующей реализации новых законодательных актов, принимаемых в изучаемой области.

В-четвертых, определение гармонии российского и зарубежного права в области обеспечения безопасности при ЧС, осуществление в дальнейшем тесного сотрудничества, обмена опытом и технологиями при осуществлении борьбы с катастрофами, а также оказание гуманитарной помощи.

Таким образом, все рассмотренные области направления, на мой взгляд, в рассматриваемом случае не являются исчерпывающими. В то же время, рассматриваемый методологический подход к созданию в России правовых норм о защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, по моему мнению, является наиболее оптимальным и в то же время соответствующим концепциям по формированию такого законодательства в промышленно развитых странах мира.

В то же время предстоит решить еще одну важную функцию, а именно: нормы и положения вновь созданных нормативно-правовых актов, вместе с требованиями ответственности за факты их нарушения, должны формировать условия, благоприятные для осуществления превентивных, предупредительных мероприятий, то есть иметь упреждающую функцию [8, С. 11].

В результате правотворческой деятельности в стране была сформирована единая правовая основа в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,

предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Рассмотрев федеральное законодательство и другие нормативные акты в области ликвидации аварий, можно сказать, что, в них отражаются в некоторых случаях рассмотренные ранее основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Рассмотрение вопросов нормативно-правового обеспечения, регулирующего деятельность по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, позволяет сформулировать вывод о том, что сформированная структура нормативного регулирования, в первую очередь направлена на обеспечение решения возникших вопросов в этой сфере.

Подводя итог вышеизложенному, можно сформулировать вывод о том, что созданная и существующая законодательная база в сфере предупреждения катастроф, готовности к ним, немедленного реагирования на произошедшие ЧС и ликвидации их последствий, включая межведомственные и локальные документы, регулирующие вопросы взаимодействия органов государственной власти, в настоящий момент является не до конца созданной.

Одним из основных приоритетных направлений государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предупреждения и ликвидации этих ситуаций является формирование и совершенствование нормативно-правовой и методической базы по данным вопросам.

Любая деятельность в рассматриваемой области, как показывает практика, если она не регулируется правовыми актами страны, будет иметь незначительную эффективность, или даже прекратит деятельность.

Кроме прочего, признавая необходимость и эффективность такой деятельности, органы государственной власти и управления, общественные организации, отдельные граждане не станут, как правило, относится к ней по-настоящему ответственно и заинтересованно, если будут отсутствовать соответствующие законы и другие нормативные правовые акты.

Вместе с тем было бы ошибкой эту работу сводить только к разработке и принятию нормативных правовых документов.

Оптимальное решение в создавшейся ситуации - формирование новых взглядов противодействия катастрофам и составление на ее базе государственной стратегии в сфере понижения рисков и уменьшения последствий ЧС, основой которой на мой взгляд должна стать применение научно обоснованной и экономически целесообразной системы превентивных мер по предотвращению ЧС.

Отдельного рассмотрения заслуживает значительно часто встречающиеся в научных изданиях мнение, в соответствии с которым отстаивается точка зрения, что появилась острая потребность в разработке и принятии нового Федерального закона «О режиме чрезвычайной ситуации» с наиболее движимым механизмом ограничения прав и свобод физических и юридических лиц по сравнению с Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» [2]. Так, по мнению отдельных ученых, отражение в одном правовом акте различных оснований объявления чрезвычайного положения и разных по степени правоограничений считаю недопустимым [9, С. 37].

Такой же точки зрения придерживаются и некоторые другие авторы, указывая на то, что нормы Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» должны содержать основы управления правоотношений при создании социальных конфликтов, при разрешении этнических, межнациональных сложностей, противоречий в федеративных отношениях [5, С. 213]. В законе на мой взгляд необходимо закрепить возможность введения чрезвычайного положения на территории субъекта Российской Федерации в виде меры сохранения государственного и правового единства России.

Необходимо отметить, что подобная проблема встречается во многих сферах правового регулирования Российской Федерации, вопрос о переиздании некоторых Федеральных законов все чаще освящается в ряде научных работ, так, например, в работе А.Р. Еремина «Реализация права человека и гражданина

на местное самоуправление в Российской Федерации: конституционные вопросы» [6].

Для дальнейшей деятельности органов государственной власти по ликвидации последствий природных бедствий, катастроф природного и техногенного характера автор предлагает принять Федеральный закон «О чрезвычайных ситуациях». На мой взгляд, предложенный в юридической науке выход из сложившейся достаточно противоречивой ситуации, требующей скорейшего правового разрешения, будет являться обоснованным и целесообразным, но в то же время, требующим дальнейшей глубокой теоретической разработки и дальнейшего всестороннего исследования.

Основным предназначением данного закона считаю, должно быть увеличение оперативности реагирования на возникающие ЧС природного и техногенного характера; понижение накопления поражающих факторов ЧС; снижение рисков возможных негативных последствий ЧС на основе создания прав, обязанностей и ответственности привлекаемых органов государственной власти и местного самоуправления, соответствующих подразделений, а также физических и юридических лиц.

Библиографический список

1 Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. // Собр. законодательства РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.

2 О чрезвычайном положении : федер. конституц. закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ [с посл. изм. и доп.] // Собр. законодательства РФ. - 2001. - № 23. -Ст. 2277.

3 О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера : федер. закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ [с посл. изм. и доп.] // Собр. законодательства РФ. - 1994. - № 35. - Ст. 3648.

4 Постановление Правительства РФ от 04 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного

и техногенного характера» [с посл. изм. и доп.] // Собр. законодательства РФ. -2003. - № 37. - Ст. 3585.

5 Артемьев Е.В. Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (постатейный). - М.: Проспект, 2013. -210 с.

6 Еремин А.Р. Реализация права человека и гражданина на местное самоуправление в Российской Федерации: конституционные вопросы / Под ред. В.Т. Кабышева - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2003. - 280 с.

7 Еремин А.Р. ,Любушкин В.А., Останков Д.Б. Проблемы организации и правового регулирования жилищно-коммунального хозяйства в Республике Мордовия // Современные проблемы науки и образования. - Пенза : Издательский Дом «Академия Естествознания», 2015. - № 2-2. - С. 715-724.

8 Караичев А.В. Некоторые проблемные аспекты правового регулирования предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций // Наука и образование. - 2016. - № 8. - С. 11-14.

9 Ким Е.В. Правовое регулирование в области защиты граждан от чрезвычайных ситуаций: проблемы и пути совершенствования // Государственная власть и местное самоуправление. - 2011. - № 10. - С. 37-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.