Научная статья на тему 'НОРМАТИВНАЯ И НАРОДНАЯ АРХИТЕКТУРА КИТАЯ КАК ДВЕ ОСНОВНЫЕ ВЕТВИ КИТАЙСКОГО ЗОДЧЕСТВА'

НОРМАТИВНАЯ И НАРОДНАЯ АРХИТЕКТУРА КИТАЯ КАК ДВЕ ОСНОВНЫЕ ВЕТВИ КИТАЙСКОГО ЗОДЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
390
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архитектура Китая / классификация / нормативная архитектура / народная архитектура / терминология / architecture of China / classification / normative architecture / vernacular architecture / terminology

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — М Ю. Шевченко, Ф Я. Шемякин

В Китае в ходе формирования научной дисциплины «Истории архитектуры» в начале ХХ века сложилось разделение зодчества на две основные составляющие части: «нормативную» и «народную» архитектуру. Распространенная в то время в европейской науке классификация архитектурных объектов по функциональному признаку без учета их принадлежности к разряду нормативного или народного зодчества не позволяла в полной мере объяснить особенности структуры и форм сооружений. Нормативная архитектура была описана в классических трактатах по строительству, создание которых было связано с необходимостью осуществления контроля за строительством со стороны императорской администрации. Требование соответствия нормативной архитектуры официальным стандартам привело к относительному единообразию форм таких сооружений по всему Китаю, вне зависимости от удаленности района от столицы. Именно поэтому нормативная архитектура может быть рассмотрена в целом как единый феномен на всем протяжении своего существования. Народная архитектура не подчинялась единым нормам, ей присуще невероятное многообразие, значительно превышающее разнообразие нормативной архитектуры. При ее изучении требуется каталогизация и систематизация фактического материала, чтобы дать возможность проведения узконаправленных исследований как базиса для дальнейшего обобщения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORMATIVE AND VERNACULAR ARCHITECTURE AS TWO MAIN BRANCHES OF CHINESE ARCHITECTURE

During establishing of history of architecture as an academic discipline in China in the beginning of 20th century, traditional Chinese architecture was divided into two main branches: normative and vernacular architecture. Classification of architectural objects by functional criteria, widespread at that time in European science, without taking into account their belonging to the category of normative or vernacular architecture did not allow to fully explain the features of structure and forms of buildings. Normative architecture has been described in classical treatises on construction, which compilation was associated with the need to exercise control over construction by the imperial administration. Requirement for normative architecture to comply with official standards has led to a relative uniformity in the shape of such structures throughout China, regardless of the remoteness of the area from the capitals. That is why normative architecture can be studied as a whole throughout its entire existence. Vernacular architecture did not obey uniform norms, it is inherent in an incredible variety, significantly exceeding the variety of normative architecture. When studying it, it is necessary to catalog and systematize the actual material in order to make it possible to conduct narrowly focused research as a basis for further generalization.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНАЯ И НАРОДНАЯ АРХИТЕКТУРА КИТАЯ КАК ДВЕ ОСНОВНЫЕ ВЕТВИ КИТАЙСКОГО ЗОДЧЕСТВА»

НОРМАТИВНАЯ И НАРОДНАЯ АРХИТЕКТУРА КИТАЯ КАК ДВЕ ОСНОВНЫЕ ВЕТВИ КИТАЙСКОГО ЗОДЧЕСТВА

УДК 72.03(510) DOI: 10.24412/1998-4839-2021-2-37-45

М.Ю. Шевченко, Ф.Я. Шемякин

Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия Аннотация

В Китае в ходе формирования научной дисциплины «Истории архитектуры» в начале ХХ века сложилось разделение зодчества на две основные составляющие части: «нормативную» и «народную» архитектуру. Распространенная в то время в европейской науке классификация архитектурных объектов по функциональному признаку без учета их принадлежности к разряду нормативного или народного зодчества не позволяла в полной мере объяснить особенности структуры и форм сооружений. Нормативная архитектура была описана в классических трактатах по строительству, создание которых было связано с необходимостью осуществления контроля за строительством со стороны императорской администрации. Требование соответствия нормативной архитектуры официальным стандартам привело к относительному единообразию форм таких сооружений по всему Китаю, вне зависимости от удаленности района от столицы. Именно поэтому нормативная архитектура может быть рассмотрена в целом как единый феномен на всем протяжении своего существования. Народная архитектура не подчинялась единым нормам, ей присуще невероятное многообразие, значительно превышающее разнообразие нормативной архитектуры. При ее изучении требуется каталогизация и систематизация фактического материала, чтобы дать возможность проведения узконаправленных исследований как базиса для дальнейшего обобщения.1

Ключевые слова: архитектура Китая, классификация, нормативная архитектура, народная архитектура, терминология

NORMATIVE AND VERNACULAR ARCHITECTURE AS TWO MAIN BRANCHES OF CHINESE ARCHITECTURE

M. Shevchenko, F. Shemyakin

Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia Abstract

During establishing of history of architecture as an academic discipline in China in the beginning of 20th century, traditional Chinese architecture was divided into two main branches: normative and vernacular architecture. Classification of architectural objects by functional criteria, widespread at that time in European science, without taking into account their belonging to the category of normative or vernacular architecture did not allow to fully explain the features of structure and forms of buildings. Normative architecture has been described in classical treatises on construction, which compilation was associated with the need to exercise control over construction by the imperial administration. Requirement for normative architecture to comply with official standards has led to a relative uniformity in the shape of such structures throughout China, regardless of the remoteness of the area from the capitals. That is why normative architecture can be studied as a whole throughout its entire existence. Vernacular architecture did not obey uniform norms, it is inherent in an incredible variety, significantly exceeding the variety of normative architecture. When studying it, it is necessary to catalog and

1

Для цитирования: Шевченко М.Ю. Нормативная и народная архитектура Китая как две основные ветви китайского зодчества / М.Ю. Шевченко, Ф.Я. Шемякин // Architecture and Modern Information Technologies. - 2021. - №2(55). - С. 37-45. - URL:

https://marhi.ru/AMIT/2021/2kvart21/PDF/03 shevchenko.pdf DOI: 10.24412/1998-4839-2021-2-37-45

systematize the actual material in order to make it possible to conduct narrowly focused research as a basis for further generalization.2

Keywords: architecture of China, classification, normative architecture, vernacular architecture, terminology

В ходе изучения процессов формирования архитектуры различных стран и регионов имеющийся фактический материал требуется структурировать и классифицировать исходя из определенных признаков, таких как географическое положение, принадлежность к конкретной школе или к определенному стилю или мастеру. Это также может быть классификация по функциональному назначению построек: дворцовое, храмовое, погребальное, жилое зодчество и так далее. В Китае в ходе формирования научной дисциплины Истории архитектуры в начале ХХ века сложилось разделение зодчества на две основные составляющие части: «нормативную» и «народную» архитектуру.

Формирование терминологии

Китайские классические трактаты по строительству и исторические тексты не имеют определенных терминов для названия двух вышеуказанных ветвей китайской архитектуры. В 1934 году ученый Лян Сычэн в предисловии к книге «Строительные правила цинского образца» впервые употребил термин «гуаньши» (Ш^) - «нормативная» по отношению к архитектуре, описанной в трактате по строительству XVIII века «Гунчэн цзофа цзэли» [1, С.51]. Впоследствии этот термин стал применяться и к более ранней архитектуре, тем или иным образом связанной с императорским двором или подчинявшейся централизованному административному контролю.

Если же архитектурные сооружения были выстроены без следования государственным стандартам, то такие постройки получили название «миньцзянь» (ШН), или народных. Относительно данного наименования в Китае до сих пор нет единства. Чаще употребляют термин «миньцзянь», но встречается и «дифан» (ЭД^), то есть

провинциальная архитектура, а также «сянту» - сельская архитектура. Одни и те

же объекты в разных книгах маркируются разными терминами. Термины «дифан» и «сянту» представляются менее удачными, поскольку и в провинции, и даже в некоторых сельских районах встречаются примеры нормативной архитектуры. Поэтому более точным является термин «миньцзянь» - народная архитектура.

Используемые в настоящей статье понятия «нормативное» и «народное» зодчество - это авторское предложение перевода китайских терминов «гуаньши» и «миньцзянь». Термин «гуаньши» состоит из двух иероглифов: Ш гуань - административный, казенный, государственный; и ши - образец, норма, стандарт, эталон, тип. То есть архитектура «гуаньши» - это архитектура, соответствующая определенным государственным нормативам. К такого рода сооружениям, помимо построек императорского двора и администрации, относились также и погребальные комплексы членов императорской семьи и знати, а также крупные храмы и монастыри. Частично это могли быть и парковые ансамбли в том случае, если эти парки принадлежали императорскому двору и выполняли функцию летних дворцов. Нормативная архитектура намеренно отделялась от так называемого «народного» зодчества, и в отдельные эпохи даже издавались указы,

2

For citation: Shevchenko M., Shemyakin F. Normative and Vernacular Architecture as Two Main Branches of Chinese Architecture. Architecture and Modern Information Technologies, 2021, no. 2(55), pp. 37-45. Available at: https://marhi.ru/AMIT/2021/2kvart21/PDF/03 shevchenko.pdf DOI: 10.24412/1998-4839-2021-2-37-45

запрещавшие строительство жилых построек простых людей по нормативному образцу [3, С.240].

Термин «миньцзянь» ШЙсостоит из иероглифов: Ш минь - народ, народный и Щ| цзянь -среди, между. Он указывает на архитектуру, распространенную среди народа. К народному зодчеству могут быть отнесены не только жилые сооружения. Оно включает в себя также небольшие сельские монастыри, храмы предков, молельни, частные сады, захоронения, землячества, школы, чайные, сельские театры, таверны, торговые лавки, здания ремесленнических мастерских, небольшие мосты и другие объекты, находившиеся вне зоны ответственности императорской администрации.

Формирование системы классификации объектов китайской архитектуры в научных работах Китая и России

Самые ранние научные исследования традиционного зодчества в Китае появляются в первой половине ХХ века. Знаковым событием на этом пути стало основание в 1930 году «Общества по изучению китайской архитектуры» - «Инцзао сюэшэ», которое изначально было нацелено на исследование трактата по строительству династии Сун - Инцзао фаши, составленного в 1103 году [8]. Несколькими годами позже появляются исследования и цинской нормативной архитектуры, результатом которых стал выпуск в

1932 году книги «Правила расчета при строительстве» (н^Ш^)3 и в 1934 году книги

«Строительные правила цинского образца» (Й^Н^ЙШ)4, которые основывались на исследовании трактата по строительству «Гучнэн цзофа цзэли», выпущенного цинским Министерством работ в 1734 году.

Председателем «Общества по изучению китайской архитектуры» был видный ученый, политик и предприниматель конца династии Цин - периода Китайской Республики Чжу Цицянь (1872-1964 гг.), а ученые Лян Сычэн и Лю Дуньчжэнь возглавляли группы по изучению норм и стандартов и литературных памятников [8]. Группа по изучению норм и стандартов была нацелена на натурные исследования сохранившихся архитектурных объектов, а группа по изучению литературных памятников занималась поиском свидетельств наличия нормативов и стандартов в письменных трактатах различных династий.

Первыми изученными памятниками архитектуры стали крупные дворцовые и культовые сооружения. На основании этих исследований и Лян Сычэн, и Лю Дуньчжэнь впоследствии издали книги по истории китайской архитектуры, которые стали классическими учебниками для поколений китайских архитекторов и, пережив несколько переизданий, остаются таковыми по сей день. Иными словами, изначально научный интерес китайских ученых был сосредоточен на исследовании именно нормативной архитектуры.

В книге Лян Сычэна «История архитектуры Китая»5, законченной в 1944 году, а изданной в 1954 году, во вводной главе даны некоторые разъяснения различий нормативной и народной архитектуры, выявлены основные этапы эволюции нормативной архитектуры, связанные с выпусками трактатов династий Сун и Цин. Народная архитектура в книге представлена обзорно, всего на шести страницах дана краткая классификация жилых сооружений.

3 М^ЙО ^ЩЩ (Лян Сычэн. Правила расчета при строительстве). - Пекин: Цзинчэн иньшуцзюй, 1932. - 155 с.

4 М^Йо ЙКЦЩ'М (Лян Сычэн. Строительные правила цинского образца). - Пекин: Цзинчэн иньшуцзюй, 1934. - 53 с.

5 ФШШотЙО (Лян Сычэн. История архитектуры Китая). - Пекин: б.и., 1954.

В 1965 году Лю Дуньчжэнь заканчивает рукопись книги «История древнекитайской архитектуры»6, но ее издание было отложено до окончания периода Культурной революции. Книга вышла лишь в 1980 году. В ней также основное внимание уделено нормативной архитектуре, а раздел, затрагивающий народное зодчество, в основном посвящен жилым постройкам. Хотя, по сравнению с книгой Лян Сычэна, типология жилых сооружений Китая в книге Лю Дуньчжэня разработана более полно.

Схожую тенденцию в китайской архитектурной науке демонстрируют и более поздние книги, посвященные истории архитектуры Китая. Издававшийся на протяжении 1999-2003 годов пятитомник «История древнекитайской архитектуры»7 также основное внимание уделяет раскрытию особенностей нормативной архитектуры. В то же время деление на нормативную и народную архитектуру в этой книге проявляется не столь отчетливо, и повествование ведется по функциональному признаку. В результате народная архитектура оказалась раскрытой лишь в разделе архитектуры жилищ, а народная храмовая архитектура в отдельную типологию не выделена. Есть также небольшой раздел, касающийся особенностей региональной техники деревянного каркаса, однако к нему отсутствует пояснение, почему в различных регионах Китая появились такие расхождения с правилами строительства. Иными словами, с первой половины ХХ века систематическому, глубокому и всестороннему изучению подверглась именно нормативная архитектура Китая, в то время как народная архитектура долгое время находилась вне поля зрения серьезных исследователей.

Первые систематические исследования народной архитектуры начинаются лишь в 50-х годах ХХ века [6, С.6]. Тогда появляются первые классификации народной архитектуры, выявляются основные типы народных жилищ. Значительный вклад в исследование народной архитектуры Китая внесли такие ученые как Лоу Цинси, Сунь Дачжан, У Цинчжоу, Сюй Цянь, Фу Синянь и др. Первоначально исследователи стремились в своих работах охватить феномен народной архитектуры в целом, но со временем стало очевидным, что при таком подходе невозможно раскрыть суть явления глубоко. Тогда стали возникать более узкоспециализированные исследования: по функциональному признаку (чаще всего исследовалась садово-парковая8 или жилая архитектура9) или по региональному признаку10. После этого появились работы по изучению элементов декоративного убранства в народной архитектуре. Здесь необходимо отметить серию книг «Пять книг о декоративном убранстве в китайской архитектуре» Лоу Цинси11, где последовательно рассматривается каменная и кирпичная резьба, оформление оконных решеток, формы ворот и дверей, резьба и росписи на деревянных балках.

В российской науке вопрос сосуществования нормативной и народной архитектуры в Китае практически не поднимался, поэтому и нет устоявшегося перевода соответствующей терминологии. Наиболее заметными научными изданиями по истории архитектуры Китая в России были книги «Китай» автора Б.П. Денике (1935 г.)12,

6 х'ШКъ ФШЁТСШотЙ^ (Лю Дуньчжэнь. История древнекитайской архитектуры). - Пекин: Чжунго цзяньчжу гунчэн, 1980.

7 (История древнекитайской архитектуры в 5 томах/ Под ред. Лю Сюйцзе, Фу Синянь, Го Дайхэн, Пань Гуси, Сунь Дачжан). - Пекин: Чжунго цзяньчжу гунъе, 1999-2003.

8 х'ШКъ (Лю Дуньчжэнь. Классические парки Сучжоу). - Пекин: Чжунго цзяньчжу гунъе, 1979.

9 ЩвШЭР—-ФЩЁШийЦ (Архитектура жилых построек. В серии: Эстетика древнекитайской

архитектуры). - Пекин: Чжунго цзяньчжу гунъе, 1992.

10 ^ШЗнНяо (Ли Чанцзе. Народное жилище севера провинции Гуанси). - Пекин: Чжунго цзяньчжу гунъе, 1990.

11 ЩШъ ФШИ^ЙШ^Шг^ь (Лоу Цинси. Пять книг о декоративной отделке в традиционной архитектуре Китая). - Пекин: издательство университета Цинхуа, 2011.

12 Денике Б.П. Китай. Москва: издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1935.

«Архитектура Китая» Е.А. Ащепкова (1959 г.)13 и раздел «Архитектура Китая» в 9 томе Всеобщей истории архитектуры (1971 г.)14, автором которого была О.Н. Глухарева. В книге Б.П. Денике был дан общей обзор эволюционного развития китайской архитектуры, а вопрос терминологии не рассматривался. В книге Е.А. Ащепкова в вводной части подробно описаны нормативные правила построения деревянного каркаса династии Цин. Однако нет отдельного пояснения того, что эти правила не относятся ко всей китайской архитектуре, а затрагивают лишь ее часть. Схожий характер описания китайской архитектуры просматривается и в тексте О.Н. Глухаревой, с той лишь разницей, что в последней книге рассмотрены также некоторые нормы династии Сун. При этом во всех трех книгах практически нет информации об особенностях народной архитектуры Китая, а классификация объектов также выстроена по функциональному признаку.

Основные особенности нормативной и народной архитектуры

В Китае в целостности сохранились два трактата о строительстве: «Инцзао фаши», составленный Ли Цзе (второе имя Ли Минчжун) и выпущенный в 1103 году при династии Сун и «Гунчэн цзофа цзэли», составленный Министерством работ династии Цин в 1754 году. Существуют свидетельства, что и до династии Сун уже составлялись подобного рода книги, которые в последствии были утеряны [4, С.6]. Наиболее древние правила, касающиеся построения некоторых культовых сооружений, а также планировочных структур дворцов и городов появляются еще при династии Чжоу в трактатах о ритуале15. При династии Хань пишется шестая глава трактата «Чжоули» -«Каогунцзи», где говорится об устройстве столицы правителя и о структуре храма-дворца Минтан, важнейшего ритуального сооружения того времени.

С развитием деревянного каркаса появляется понятие о модульности его построения. А с развитием кронштейнов доугун основным модулем становится сечение стандартного бруса кронштейна. Такие косвенные свидетельства, как изображения построек на росписях, фресках и в скульптурном декоре говорят о том, что полноценные формы кронштейны приобретают не ранее династии Суй (581-618 гг.). То есть вполне вероятно, что в своем завершенном виде модульная система построения деревянного каркаса складывается также не ранее VI века. Анализ структуры кронштейнов танских сооружений УШ-1Х веков показал применение в них пропорциональных соотношений, схожих с более поздними примерами [2]. Иными словами, фактические свидетельства говорят в пользу наличия определенных норм устройства деревянного каркаса уже при династии Тан.

В трактатах по строительству «Инцзао фаши» династии Сун и «Гунчэн цзофа цзэли» династии Цин говорилось именно о нормативной архитектуре, объяснялась терминология и типология. Нормированию подвергались размеры всех конструкций, геометрия сооружений, формы крыш, стилобатов, ограждений, оконных и дверных решеток, особенности черепичного покрытия и черепичного декора, характер и цветовое решение росписей и так далее [7]. Основной целью написания трактатов о строительстве было создание единых стандартов по расчету сроков и стоимости строительства, что позволило бы императорской администрации более точно планировать расход средств и ресурсов на возведение построек. И стоит отметить, что в этом отношении администрация действовала весьма эффективно. Известно, что на строительство таких крупных комплексов, как императорские дворцы или захоронения как правило тратилось

13 Ащепков Е.А. Архитектура Китая. Москва: государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1959.

14 Глухарева О.Н. «Архитектура Китая» / Всеобщая история архитектуры. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX века // отв. ред. Прибыткова А.М. Москва: Стройиздат, 1971.

15 Основные трактаты династии Чжоу, в которых при описании ритуалов попутно даются правила организации пространственной композиции сооружений - это Записки о благопристойности «Лицзи», Правила этикета «Или» и Чжоуские ритуалы «Чжоули».

не более 5 лет. Чтобы не допустить перерасхода средств или срыва сроков за соблюдением строительных правил велся достаточно тщательный контроль.

Принадлежность к категории нормативных сооружений определяется исключительно характером построения их деревянного каркаса, а также планировочной организации и не зависит от функционального назначения построек. Это могли быть дворцовые, храмовые, погребальные комплексы, алтари, крупные резиденции, административные здания и др. К тому же нормативные постройки дополнительно подразделялись по размерам: при династии Сун выделяли дворцы, зальные сооружения и остальные строения [5, С.52], при династии Цин - крупные и малые постройки [3, С.123]. Существовавший в Китае административный контроль за соответствием нормативной архитектуры определенным стандартам привел к заметному единообразию планировочной структуры, форм и отделки таких сооружений на территории всей Китайской империи вне зависимости от удаленности регионов от столицы. Безусловно, и в таких условиях встречаются некоторые отличительные черты, связанные, прежде всего, с климатическими особенностями различных регионов Китая, однако по сравнению с народной архитектурой они выражены довольно слабо.

Именно поэтому нормативная архитектура может быть рассмотрена в целом как единый феномен. Относительное единообразие и схожесть строительных правил различных эпох позволяет проводить эволюционный и типологический анализ такой архитектуры на всем протяжении ее существования. Очень важно подчеркнуть, что в отличие от архитектуры Европы, в китайской традиционной архитектуре функциональное назначение построек не оказывало столь значительного влияния на их объемно-пространственную структуру. Именно поэтому нормативные дворцовые, храмовые, погребальные деревянные сооружения не так заметно отличаются друг от друга. Принципиально важным была именно их принадлежность к разновидности нормативных построек.

Если структура деревянного каркаса, формы построек и характер декоративной отделки в нормативном зодчестве подчинялись нормам и стандартам, а также подвергались определенному контролю, то народная архитектура находилась вне данного нормативного поля, в силу чего, не считая ряда запретов на использование некоторых конструкций, к примеру, кронштейнов доугун и деталей отделки, таких как глазурованная черепица, золотые росписи, декор на коньках крыш в целом обладала полной свободой выражения. Можно сказать, что в народной архитектуре не существовало такого понятия как «норма». В этом плане она представляет собой полную противоположность нормативному зодчеству.

В связи с тем, что народная архитектура не подчинялась единым нормам, ей присуще невероятное многообразие, значительно превышающее разнообразие нормативной архитектуры. Кроме того, поскольку народная архитектура является неотделимой частью региональных культур, для ее понимания требуются познания и в смежных областях, таких как фольклористика, культурология, социология, декоративно-прикладное искусство и других.

Поскольку народное зодчество находилось, в сущности, вне поля зрения императорской администрации, то и расходы на возведение и содержание такого рода построек несли сами жители. Объекты народной архитектуры подвергались непрерывному обновлению и перестройке, их сохранению в принципе не уделялось внимания. В связи с этим наиболее ранние сохранившиеся примеры народных построек в Китае насчитывают не более 400-500 лет [6, С.39], а обычно такие сооружения датируются концом XIX века. Помимо этого, значительное число объектов народного зодчества было утеряно во второй половине ХХ века, так как рядовые деревянные сооружения, не обладая современными инженерными коммуникациями, не воспринимались даже самими жителями как нечто ценное. Лишь с началом третьего тысячелетия в Китае стал активно подниматься вопрос сохранения традиционной застройки, и появился целый ряд новых проектов по реконструкции исторических кварталов китайских городов.

Многообразие форм, конструкций и отделки народной архитектуры привели к осознанию того, что ее невозможно изучать как единый феномен, поскольку на территории Китая проживает 56 народностей, каждая из которых обладает собственной уникальной архитектурной традицией. Более того, порой на территории одного региона может быть сосредоточено несколько примеров совершенно разных архитектурных школ. Это проявляется в выборе объемно-пространственных решений, в применении различных строительных материалов и конструкций, в использовании характерных приемов декоративной отделки, в предпочтении определенного колорита, что нередко становилось определяющими стилевыми признаками архитектуры того или иного региона.

С конца ХХ - начала XXI века в Китае проводится огромная работа по каталогизации сохранившегося наследия различных регионов Китая, результатом чего стали выпуски многотомников «Библиотека древнекитайской архитектуры»16 (35 томов, 2016-2021 годы), «Объекты культурного наследия Китая»17 в трех томах (2004 г.), «Полное собрание по архитектурному искусству Китая»18 (24 тома, 1999 г.), и другие. Отдельно нужно отметить книги по региональной культуре, такие как «Библиотека региональных культур Китая»19 (24 тома, 1995 г.), без которых невозможно понимание особенностей народного зодчества отдельных районов. Все это дало исходный материал для проведения более глубоких исследований различных аспектов народного зодчества. На сегодняшний день работа по систематизации огромного фактического материала еще далека от завершения, к ней активно привлекаются студенты для проведения обмерных работ и фиксации сохранившихся объектов. Поэтому комплексный анализ, полноценная систематизация и классификация народной архитектуры - это безусловно задача для будущих поколений исследователей.

Выводы

Анализ особенностей нормативной и народной архитектуры показал, что две данные ветви китайского зодчества требуют совершенно разных подходов при исследовании.

Нормативная архитектура, обладая единым мировоззренческим базисом и подчиняясь правилам, которые эволюционировали преемственно, может изучаться как единый феномен, начавший зарождаться еще до нашей эры, к концу правления династии Чжоу -началу правления династии Хань, то есть около III века до н.э. и продолживший свое непрерывное развитие вплоть до начала ХХ века, то есть до времени падения последней императорской династии Китая.

Народная архитектура, не обладая тем внутренним единством, представляет собой чрезвычайно многогранное явление, которое на данном этапе развития архитектурной науки невозможно изучать в целом. Здесь требуется прежде всего каталогизация и систематизация фактического материала, на основании чего станет возможным проведение различных узконаправленных исследований, которые должны стать базисом для позднейших обобщающих работ.

16 ФШ'ЙШт^^ (Библиотека древнекитайской архитектуры в 35 томах). - Пекин: Чжунго цзяньчжу гунъе, 2016-2021.

17 ^ШЖЙ^^ШЯЩ'Й (Основные объекты культурного наследия Китая/ Редакционная коллегия Комитета по охране памятников Китая). - Пекин: Вэньу, 2004.

18 (Полное собрание по архитектурному искусству Китая. В 24 томах). - Пекин: Чжунго цзяньчжу гунъе, 1999.

19 ФШЙ^^Ь^^ (Библиотека региональных культур Китая. В 24 томах). - Шэньян: Ляонин Цзяоюй, 1995.

Литература

1. Sun Zhuqing. Royal Buildings with Civil Construction: the Exploration of Civil Construction Techniques in the Taoist Classics Library in Wudang Complex // South Architecture. -2014. - №1. - С. 50-56.

2. IMImi ^o (Ли Байцзинь. Строительство в стиле династии Тан). - Пекин: Чжунго цзяньчжу гунъе, 2005. - 742 с.

3. ^ii^Imio (Лю Дуньчжэнь. История древнекитайской архитектуры, второе издание). - Пекин: Чжунго цзяньчжу гунъе, 2003. - 423 с.

4. (Лян Сычэн: полное собрание трудов. Т.6.) - Пекин: Чжунго цзяньчжу гунъе, 2004. - 434 c.

5. ^S^o i^/i^iPo (Лян Сычэн. Толкование трактата «Инцзао фаши») // Лян Сычэн: полное собрание трудов. Т.7. - Пекин: Чжунго цзяньчжу гунъе, 2001. - 524 c.

6. ПШФо (Пань Гуси, Хэ Цзяньчжун. Исследование трактата Инцзао фаши). - Нанкин: Southeast University Press, 2005. - 322 c.

7. (Сунь Дачжан. Исследование народного жилища Китая). -Пекин: Чжунго цзяньчжу гунъе, 2004. - 645 c.

8. ii. ^^^M.tRfc'in^i^.^^^ifCM^" (Чжао Лэй. Понятие устоявшейся «нормы»

при возведении нормативной деревянной архитектуры) // ФШШ^ШШШШ^Ш (Мир декоративной отделки китайского интерьера). - 2018. - №012. - С. 118.

9. (Чжу Цицянь. Причины основания Общества по изучению

китайской архитектуры) // ^Si^^tt^TU (Журнал Общества по изучению китайской архитектуры). - 1930. - №1. - Т.1. - С. 1-6.

References

1. Sun Zhuqing. Royal Buildings with Civil Construction: the Exploration of Civil Construction Techniques in the Taoist Classics Library in Wudang Complex. South Architecture, 2014, no. 1, pp. 50-56.

2. ЙМШт^Ш 0 (Li Baijin. Tangfeng Jiangzhu Yingzao). Beijing, 2005, 742 p.

3. й^^оФШЙ^Шш^о (Liu Dunzhen. Zhongguo Gudai Jianzhushi). Beijing, 2003, 423p.

4. (Liang Sicheng Quanji Di Liu Juan). Beijing, 2004, 434 p.

5. ШШо ШШШ^/^М ° (Liang Sicheng. Yingzao Fashi Zhushi). Beijing, 2001, 524 p.

6. Я!Фо (Pan Gixi, He Jianzhong. Yingzao Fashi Jiedu). Nanjing, 2005, 322 p.

7. ФВИ^МЩ^ 0 (Sun Dazhang. Zhongguo Minju Yanjiu). Beijing, 2004, 645 p.

8. (Zhao Lei. Guanshi Gujianzhu Mujiegou Yingzaozhong de chuantong "Guiju"). Zhongguo Shinei Zhuangshi Zhuangxiu Tiandi, 2018, no. 012, 118 p.

9. ФД(Zhu Qiqian. Zhongguo Yingzao Xueshe Yuanqi). Zhongguo Yingzao Xueshe Huikan, 1930, no. 1, vol. 1, pp. 1-6.

ОБ АВТОРАХ

Шевченко Марианна Юрьевна

Кандидат архитектуры, профессор кафедры «История архитектуры и градостроительства», Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия e-mail: [email protected]

Шемякин Федор Яковлевич

Магистрант кафедры «История архитектуры и градостроительства», Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия e-mail: [email protected]

ABOUT THE AUTHORS Shevchenko Marianna

PhD in Architecture, Professor, Department of History of Architecture and Town Planning, Moscow Institute of Architecture, Moscow, Russia e-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Shemyakin Fedor

Master's Degree Student, Department of History of Architecture and Town Planning, Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.