Научная статья на тему 'Нормандский формат и Мюнхенская конференция по безопасности: противоречивый результат'

Нормандский формат и Мюнхенская конференция по безопасности: противоречивый результат Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
196
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НОРМАНДСКИЙ ФОРМАТ / МЮНХЕНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / УКРАИНСКИЙ КРИЗИС / НАТО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Громыко Алексей Анатольевич, Белов Владислав Борисович

Осторожные надежды на прогресс переговоров в формате нормандской четвёрки в ходе Мюнхенской конференции не оправдались. Конкретных договорённостей, судя по всему, достигнуто не было. Основным итогом стало подтверждение готовности участников продолжить встречи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормандский формат и Мюнхенская конференция по безопасности: противоречивый результат»

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

УДК 327.5

Алексей ГРОМЫКО, Владислав БЕЛОВ

НОРМАНДСКИЙ ФОРМАТ И МЮНХЕНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ: ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ1

Аннотация. Осторожные надежды на прогресс переговоров в формате нормандской четвёрки в ходе Мюнхенской конференции не оправдались. Конкретных договорённостей, судя по всему, достигнуто не было. Основным итогом стало подтверждение готовности участников продолжить встречи.

Ключевые слова: европейская безопасность, Нормандский формат, Мюнхенская конференция, украинский кризис, НАТО.

В конце декабря 2015 г. - середине января 2016 г. обозначились благоприятные перспективы продолжения минского процесса и перевода его в продвинутую стадию - через промежуточное подведение итогов, уточнение достигнутых договорённостей и обсуждение возможных путей их выполнения2:

• Россия назначила Б. Грызлова своим новым представителем на переговорах в рамках четырёх рабочих групп в Минске, после чего он вступил в активный диалог с украинским президентом и другими ключевыми игроками;

• В. Сурков провёл в январе 2016 г. в Калининградской области встречу с В. Нуланд, что обозначило подключение США - "серого кардинала" украинского кризиса - к переговорному процессу;

• П. Порошенко предпринял усилия для того, чтобы собрать необходимое количество голосов в Верховной Раде для продвижение конституционной реформы;

• В. Путин в интервью газете "Bild" в начале 2016 г. позитивно оценил роль Германии в регулировании кризиса на Украине, приведя в пример конструктивный стиль выдающегося немецкого дипломатии Эгона Бара3;

1 Аналитическая записка №6, 2016 (№36).

2 http://instituteofeurope.ru/nauchnaya-zhizn/novosti/item/minsk-3-dlya-kieva-i-moskvy

3 http://kremlin.ru/events/president/news/51154

© Громыко Алексей Анатольевич - д.полит.н., директор Института Европы РАН, председатель Координационного совета профессоров РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, 11-3. E-mail: alexey@gromyko.ru Белов Владислав Борисович - кандидат экономических наук, заместитель директора НЕ РАН по научной работе, заведующий Отделом страновых исследований, руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, 11-3. E-mail, vladisbelov@yandex.ru DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope220161012

Нормандский формат и Мюнхенская конференция по безопасности:

11

• руководство ФРГ и Франции (в т.ч. в контексте начала действия экономической части соглашения об ассоциации Украины с ЕС) стали оказывать растущее давление на официальный Киев - как в отношении внутриполитических реформ, так и Минского процесса;

• в целом удерживалось перемирие между украинской армией и отрядами самообороны самопровозглашённых республик, в которых началась подготовка к выборам.

Во второй половине января позитив стал вытесняться негативом. На Западе с новой силой возник спрос на переутверждение враждебного образа России. На этот раз основной огонь критики был связан с действиями Москвы на Ближнем Востоке, особенно на фоне успехов официальной сирийской армии, опирающейся на поддержку воздушно-космических сил РФ. И в очередной раз не осталась в стороне Ангела Меркель, жёстко высказавшаяся в адрес Москвы во время своего визита в Турцию в начале февраля.

Собственно, всё это время не прекращались вбросы и другой антироссийской темы - "угрозы с востока". Особенно в этом усердствовали руководство НАТО, польские и прибалтийские политики. Но далеко не только. Так, с середины января и федеральный канцлер Германии, и уполномоченный по делам военнослужащих, и министр обороны последовательно обосновывали необходимость роста расходов на оборону [Белов, 2016].

Постоянная антироссийская риторика в Европарламенте, наделавший много шума фильм Би-Би-Си "Третья мировая война: в военном штабе" [Би-би-си представила сценарий конфликта между Россией и НАТО, 2016], в котором Россия первой использует тактическое ядерное оружие против сил НАТО, взаимные российско-немецкие обвинения из-за происшествия с русскоговорящей девочкой Лизой, интенсификация военных столкновений по линии соприкосновения на Донбассе - таков фон, на котором происходила подготовка Мюнхенской конференции по безопасности.

В ходе конференции антироссийской риторики было немало, но появились и иные мотивы. Обвинения в адрес Москвы распадались в основном на две категории: "неизбирательные бомбёжки" в районе сирийского города Алеппо и "военные угрозы" со стороны России на восточном фланге НАТО. Ритуально звучали и обвинения Кремля в нарушении территориальной целостности Украины. В отношении новых мотивов, стоит отметить уход украинской темы на второй план, а также постоянные отсылки западных политиков к возможностям взаимодействия с Россией.

Более того, утвердился новый формат "распределения" вины за положение дел на юго-востоке Украины: после набивших оскомину обвинений Москвы западные политики и дипломаты, включая Дж. Керри, непременно делали выговор Киеву за медлительность в проведении конституционной реформы, за слабые результаты борьбы с коррупцией. Формулу "поругать, но добавить щепотку позитива" использовал в своей речи и Генеральный секретарь НАТО Столтенберг. Сказав многократно о политике сдерживания Москвы, включая упоминание о ядерном компоненте Альянса, он не исключил возобновление работы Совета Россия - НАТО, а также предложил обмениваться информацией о готовящихся военных учениях.

Выступление Д. Медведева привлекло аудиторию прежде всего глубокой озабоченностью тем, что отношения России и Запада скатываются к "новой холодной войне", и отсылками к апофеозу противостояния в ходе Карибского кризиса 1962 года. Большой интерес вызвали акцентированные слова С. Лаврова о безальтернативное™ тесного сотрудничества российских и американских военных для успешной борьбы с ИГИЛ, его обеспокоенность тем, что Государственный департамент США поддерживает эту идею, а Пентагон одновременно её отклоняет.

12

Алексей Громыко, Владислав Белов

Как могут развиваться события в ближайшие недели в контексте нормандского формата и предстоящей встречи четвёрки в марте?

Многое зависит от эволюции внутриполитической ситуации на Украине, в центре которой - отношения Порошенко и Яценюка. Главные риски здесь заключаются в том, что первый ради укрепления своих пошатнувшихся позиций, а второй -ради удержания власти могут в очередной раз использовать антироссийскую карту. И если для Яценюка это привычная тактика, то отказ Порошенко как главного гаранта с украинской стороны Минска-2 от его реализации может принципиально изменить к худшему ситуацию на востоке Украине и вокруг неё. О том, что потенциал такой угрозы растёт, свидетельствуют появившиеся в последнее время вбросы из приближённого к Порошенко круга людей идеи отказа от Минска-2 как якобы не выгодного для Киева и не оправдавшего себя формата.

Надежда заключается в том, что Берлин, Париж и, по крайней мере, декларативно Вашингтон заявляют о необходимости всем вовлечённым сторонам придерживаться договорённостей от февраля 2015 года, хотя в этих столицах не прочь поманипули-ровать с последовательностью выполнения пунктов Минска-2. Что касается украинской стороны, то стоит ожидать усиления провокационное™ в её поведении, попыток, если не торпедировать Минск-2, то расширить Нормандский формат за счёт наиболее антироссийски настроенных соседей России, спекуляций на крымской теме.

В значительной мере прогресс на переговорах будет зависеть от позиции немецкой стороны. Однако, по состоянию на середину февраля ни федеральный канцлер, ни глава внешнеполитического ведомства не готовы к наращиванию конструктивного взаимодействия с российскими партнёрами. Что касается США, то в условиях президентской избирательной гонки, наполненной антироссийской риторикой, их дальнейшая линия поведения в урегулировании украинского кризиса непредсказуема.

Список литературы

Белов В. (2016) Рост военных расходов в ФРГ — с оружием спокойнее. (http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=7234#top-content)

Би-би-си представила сценарий конфликта между Россией и НАТО (2016) (http://ria.ru/mediawars/20160204/1369449648.html)

References

Belov V. (2016) Rost voennyh rashodov v FRG — s oruzhiem spokojnee. (http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=7234#top-content)

Bi-bi-si predstavila scenarij konflikta mezhdu Rossiej i NATO (2016) (http://ria.ru/mediawars/20160204/1369449648.html)

Normandy format and Munich Security Conference: controversial results

Authors. Gromyko Al.A., Doctor of Political Science, Director of the Institute of Europe (Russian Academy of Sciences). Address: 11-3, Mokhovaya Str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: alex-ey@gromyko.ru

Belov V.B., PhD, Deputy Director of IE RAS, Chief of Department for countries researches, Chief of Center for German studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaja Str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: vladisbelov@yandex.ru

Abstract. Cautious hopes about progress of negotiations in the Normandy format during the Munich Security conference did not materialize. New results, apparently, were not achieved. The main outcome was the confirmation of the willingness of participants to continue their meetings.

Key words: European security, the Normandy format, the Munich conference, the Ukrainian crisis, NATO.

Дата выпуска: 17 февраля 2016 года.

Материал доступен для скачивания по адресу: ■www.instituteofeurope.ru/publications/analvtics

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.