Научная статья на тему 'Нормализация процесса допечатной подготовки в условиях типографии «Бизнес Контакт», г. Калининград'

Нормализация процесса допечатной подготовки в условиях типографии «Бизнес Контакт», г. Калининград Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
128
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормализация процесса допечатной подготовки в условиях типографии «Бизнес Контакт», г. Калининград»

Нормализация процесса допечатной подготовки в условиях типографии «Бизнес Контакт», г. Калининград

Е.Б. Козлова,

доцент кафедры технологии допечатных процессов

Н.Ю. Семичева,

инженер типографии «Бизнес Контакт»

Качество полиграфической продукции в значительной степени зависит от корректного проведения допечатных процессов. В свою очередь, параметры допечатных процессов определяются соответствующими нормативными документами. К регулируемым параметрам, которые влияют на допечатную подготовку, следует отнести 5отн, колориметрические характеристики и оптические свойства бумаги и красок, толщину красочного слоя и некоторые другие параметры. На предприятии в настоящее время применяется технология компьютер - фотоформа, поэтому при разработке нормализации процессов допечатной подготовки, в условиях данного предприятия были проведены мероприятия, обеспечивающие стабилизацию процессов изготовления фотоформ и печатных форм и выполнение этих процессов в соответствии с существующими стандартами. Кроме того, мы оценили соответствие используемой на предприятии цифровой цветопробы печатному оттиску, полученному с соблюдением всех предложенных норм.

Как известно, для обеспечения стабильности работы фотовыводного устройства необходимо проводить его калибровку, но, поскольку в течение последних лет для изготовления фотоформ в типографии используется один и тот же фотографический материал -фототехническая пленка AGFA HF, для которого процессы калибровки уже выполнены, мы провели только процесс линеаризации. После линеаризации для всех красок триады были выведены контрольные шкалы. Мы выяснили, что при выбранных углах растрирования градационные кривые в достаточной степени линейны, и расхождения в величинах

относительных площадей растровых точек для каждой из красок не превышает 2%, что может являться погрешностью измерений денситометра. Вся дальнейшая работа проводилась с учетом проведенной линеаризации процесса записи.

Далее были определены оптимальные условия изготовления печатных форм. Целью этого этапа нормализации допечатных процессов было обеспечение линейности градационной передачи на этапе фотоформа - печатная форма. Кроме этого, мы поставили задачу определения рабочего разрешения этапа изготовления печатных форм с целью определения возможных размеров минимально воспроизводимых штрихов.

Для определения режимов экспонирования применялась шкала контроля формного процесса UGRA PCW 1982. Кроме того, мы использовали дополнительную контрольную шкалу, сгенерированную нами и выведенную на фотографический материал с помощью ФВУ DotMate 5000, которое применяется в типографии. Эта шкала содержит растровые поля с 5отн, от 2% до 100%, а также, набор вертикальных и горизонтальных штрихов и просветов шириной от 1 до 30 мкм. Контрольная шкала была изготовлена на откалиброванном ФВУ, с линиа-турой вывода 150 1р1; форма растровой точки - эллиптическая эвклидова, так как именно она применяется для печатания всех тиражей в типографии.

Перед началом проведения тестов была определена неравномерность освещенности в копировальном аппарате. Выяснилось, что эта неравномерность не превышает 10%, что соответствует нормам. Кроме того, была скорректирована рецептура проявителя в соответствии с рекомендациями производителя. Затем формные пластины экспонировались за тестовыми шкалами при различных временах экспонирования. После обработки полученные формы оценивались по следующим параметрам:

• наличие растровых точек в области «высоких светов»;

• наличие растровых точек в области «глубоких теней»;

• наличие или отсутствие следов от краев фотоформы и липкой ленты;

• минимальная ширина воспроизведенных на форме штрихов и просветов.

После обработки полученных результатов было определено оптимальное время экспонирования, которое составило 25002900 единиц отсчета копировальной рамы. Поскольку в данном диапазоне выдержек на форме остаются следы от краев фотоформы и липкой монтажной ленты, следует применять дополнительное экспонирование с рассеивающей пленкой, которое не должно превышать 20% от времени основного экспонирования. При любом времени экспонирования, входящем в указанный выше диапазон, в сочетании с использо-

ванием рассеивающей пленки происходит уменьшение размеров растровых точек, рабочим признано 2750/410 единиц отсчета. При этом времени уменьшение 50%-ной точки составляет 1,7% и отсутствуют следы от краев фотоформы и липкой монтажной ленты. Обнаружено, что в этих условиях минимальная ширина воспроизводимых штрихов и просветов составила 10 мкм. Как известно, возможности печатных процессов значительно ниже. Надежно напечатать можно растровую точку диаметром 30-40 мкм [1], штрихи и просветы шириной 0,1 мм или 100 мкм [2].

Таким образом, для достижения должного качества продукции необходимо придерживаться указанных режимов изготовления фотоформ и печатных форм.

Как известно, цветопроба занимает значительное место в процессе управления цветом [3], и в том числе в контроле цветопередачи в процессе печатания. На предприятии в качестве цифровой цвето-пробы применяется цветной принтер/копир DocuColor X-12, использующий принцип электрофотографии. Данное печатающее устройство обладает широкими возможностями имитации печатного процесса. В распоряжении пользователя имеются три профиля имитации, названия которых определены названиями стандартов, которым они соответствуют: SWOP, Euroscale, DIC. При получении цветопробы можно выбрать любой из этих профилей, либо не использовать никакой профиль, кроме профиля самого принтера (None). Имеется возможность также осуществлять корректировку профилей путем изменения градационной кривой, а также, изменением оптических плотностей плашек каждого из тонеров, с целью более полного соответствия печатному процессу.

После измерения цветовых координат LAB плашек основных и бинарных цветов пробных изображений, с различными, приведенными выше настройками, были построены их цветовые охваты [4]. Анализ цветовых охватов показал, что они практически совпадают, лишь цветовой охват настройки None в незначительной степени шире, особенно, в области желто-красных цветов. Поэтому было принято решение использовать в дальнейшем, в качестве пробных изображений, изображения, полученные при настройке None.

Для определения соответствия цветопробы тиражному оттиску, на устройстве цветопробы был распечатан (при обеспечении вышеприведенных условий) файл шкалы цветового охвата, применяющийся для построения профиля печатного процесса. Фотоформы шкал, изготовленных с того же файла, были вставлены в монтажи, которые применялись для изготовления печатных форм. Режимы изготовления фотоформ и печатных форм выбирались по методике, изложенной ранее. Печать осуществлялась на печатной машине Rapida SRIII4/0 на мелованной глянцевой бумаге марки «Kreda Gloss» с массой 170 г/м2. Достоверность измерений обеспечивалась тем, что оттиски были взяты в

начале, середине и конце тиража. Цветовой охват печатного процесса построен по тем же принципам, что и цветовой охват цветопробы.

Совмещенные цветовые охваты печатного оттиска и цветопробы приведены на рис. 1. Анализ показывает, что, несмотря на различие цветовых охватов тонеров цветопробы и пигментов печатных красок, область цветового охвата, в которой цвета оттиска и цветопробы совпадают, достаточно велика. Это позволяет сделать заключение о том, что совпадение большинства цветов оттиска и цветопробы возможно. Однако в области красно-желто-оранжевых и зеленых цветов цветовой охват цветопробы уже цветового охвата оттиска, что носит принципиальный характер и применять DocuColor Х-12 следует с учетом этого; решить настоящую проблему можно лишь путем применения другого устройства.

Рис. 1. Цветовые охваты оттиска и цветопробы: сплошная линия — оттиск; прерывистая — цветопроба; штрихпунктирные линии — приблизительные границы областей цветовых тонов

Мы также измерили цветовые различия между цветами цве-топроб, полученных при различных профилях имитации, и оттиска. Данные измерений приведены в табл. 1. Из таблицы видно, что, хотя изображения на печатных оттисках и цветопробе имеют существенные различия по цвету, наименьшие значения различий, в основном, соответствуют настройке None. Наличие существенных цветовых различий

Таблица 1

Усредненные значения цветовых различий

Настройки цветопробы c m y k r g b

None 6,39 4,62 3,41 1,48 3,03 8,05 2,99

Swop 6,42 4,66 3,64 2,47 3,36 8,48 3,07

Euroscale 6,31 4,93 3,68 2,25 3,47 8,84 3,15

DIC 6,08 5,75 4,13 2,38 3,36 8,63 2,90

подтверждает и субъективная оценка изображений, которая проводилась по пятибалльной системе группой наблюдателей по следующим параметрам:

• воспроизведение цвета фона;

• воспроизведение текста;

• воспроизведение памятных цветов (телесные цвета);

• воспроизведение деталей в «светах»;

• воспроизведение деталей в «тенях».

Результаты соответствия субъективной оценки цветопробы и оттисков до коррекции приведены на рис. 2 и в табл. 2.

Рис. 2. Диаграмма сравнения субъективных оценок: 1 — фон; 2 — текст; 3 — памятные цвета; 4 — детали в светах; 5 — детали в тенях

Таблица 2

Влияние цветокоррекции на субъективную оценку оттисков

Параметры Усредненные оценки до коррекции Усредненные оценки после коррекции

Фон 1,6 4,0

Текст 4,2 4,8

Памятные цвета 1,8 4

Детали в светах 3,0 4,4

Детали в тенях 2,4 4,4

Для более точной оценки воспроизведения цветов важно изучить характер кривых тоновоспроизведения цветопробы и оттисков [5]. Такие кривые приведены для голубой (a), пурпурной (b), желтой (с), и черной (d), красок на рис. 3, кривые 1 и 4. Анализ кривых показы-

W аО 60 «О 100 20 40 60 50 100

Рис. 3. Градационные кривые оттисков и цветопробы: 1 — цветопроба; 2 — оттиск после коррекции; 3 — градационная кривая печати по стандарту SWOP; 4 — оттиск до коррекции; a — голубая краска; b — пурпурная краска; c — желтая краска; d — черная краска

вает, что соотношение тоновоспроизведения цветопробы и печатных оттисков нелинейно. Наибольшие различия наблюдаются в диапазоне от 30% до 90%. Это подтверждается и субъективной оценкой обоих изображений - передача полутонов некорректна; изображения на оттиске выглядят более темными; детали в «глубоких тенях» проработаны плохо или отсутствуют совсем. Для исследуемых условий печати величина растискивания для 50%-ной точки составляет 35,9%, то есть разница с цветопробой составляет порядка 16%. Это приводит к исчезновению деталей в тенях и искажениям при передаче полутонов.

Для улучшения передачи градаций оттиска на цветопробе необходимо создать профиль печатного процесса. Данный профиль можно использовать в устройстве печати цветопробы и в качестве рабочего в программах обработки изображений и верстки, имеющих встроенные модули организации работы с цветом, таких как, PhotoShop, InDesign и другие. Помимо этого, корректировку градационной кривой можно осуществить и другим способом: ввести изменения в настройки систем управления цветом, например, в настройку Color Settings программы PhotoShop. Но условия работы типографии имеют ряд особенностей, которые делают трудно осуществимым применение указанных выше способов. Во-первых, печать такой продукции, как этикетки, ярлыки и т. д. выполняется периодически с использованием созданных ранее файлов, использующих профиль SWOP с заданным 20%-ным растискиванием в 50%-ной точке. Во-вторых, большинство файлов, поступающих от заказчиков, также используют стандартные профили с растискиванием в 50-ной точке 15-20 процентов. Кроме того, часто используется для подготовки файлов к печати программа CorelDraw, исключающая возможность подключения профилей PhotoShop и не имеющая механизмов коррекции ее собственных профилей.

Из литературы [5] известно, что в таких случаях рекомендуется проводить коррекцию на RIP-е при выводе фотоформ. Необходимо также учитывать тот факт, что цифровые файлы были подготовлены к печати с использованием стандартных профилей, следовательно, данная коррекция должна лишь привести стандартную кривую растискивания к кривой, описывающей стандартный печатный процесс. Поэтому для расчета кривой коррекции мы использовали профиль, соответствующий стандарту SWOP [6].

Данная кривая была смоделирована с учетом следующих величин растискивания в 50%-ной точке: 24% для голубой краски; по 20% для пурпурной, желтой и черной красок. Эти значения отличаются от стандарта SWOP, но соответствуют тем, что используются в программах пакета Adobe Creative Suite.

Градационную кривую по стандарту SWOP можно смоделировать по трем известным точкам с помощью полинома 2-й степени:

y= aX + a2x+ a3.

Расчет кривой для голубой краски выполняется для координат [0, 0], [50, 74], [100, 100]; координаты для остальных красок - [0, 0], [50, 70], [100, 100]. Они соответствуют началу, концу и середине градационной кривой, построенной с учетом растискивания. После решения систем уравнений получаем уравнения для расчета стандартных кривых:

y = 24/2500X + 47/25x (1)

y=20/2500X + 18/10x (2)

Уравнение (1) использовалось для расчета стандартной кривой для голубой краски, а уравнение (2) - для расчета кривых для пурпурной, желтой и черной красок. Соответствующая кривая 3 показана на рис. 3. В табл. 3 приведены значения разницы Д5отн оттиска между значениями печатного процесса и стандартной кривой. Полученные значения Д5отн были использованы на RIP^ в программе вывода. Далее с применением данной коррекции были изготовлены фотоформы, содержащие текущий заказ и контрольные шкалы, изготовлены печатные формы и отпечатан тираж в указанных выше условиях. Для измерений были взяты оттиски в начале, середине и конце тиража. По усредненным значениям были построены градационные кривые 2, рис. 3. Таким образом, на рис. 3 приведены градационные кривые однокрасочных изображений, полученных до коррекции (кривая 4), после коррекции (кривая 2), рассчитанной стандартной кривой SWOP (кривая 3) и цве-топробы, полученной при использовании настройки None (кривая 1).

Таблица 3

Значения AS файла для однокрасочных оттисков

S файла отн ~ AS„™ AS„™ AS™ AS,™

голубая пурпурная желтая черная

100 0,00 0,00 0,00 0,00

90 0,86 2,00 -0,70 2,00

80 3,34 5,00 -0,80 5,40

70 6,14 7,90 1,50 9,50

60 6,96 10,40 3,60 12,00

50 7,60 11,50 4,90 12,90

40 6,86 9,00 3,30 12,20

30 9,54 5,00 5,30 13,70

25 6,80 4,40 4,20 14,40

20 6,94 3,30 2,80 9,20

Окончание табл. 3

S файла отн ~ AS отн AS отн AS отн AS отн

голубая пурпурная желтая черная

15 5,46 2,80 1,90 7,40

10 4,76 1,80 2,10 5,70

7 5,05 2,79 3,19 5,59

3 1,11 1,07 0,67 1,17

0 0,00 0,00 0,00 0,00

Рассмотрев приведенные графики, можно увидеть, что, хотя полного совпадения градационных кривых стандартного печатного процесса, откорректированных оттисков и цветопробы достичь не удалось, различия между ними в области полутонов значительно уменьшились. Например, для черной краски (рис. 3, d), наблюдается почти полное совпадение; для пурпурной краски (рис. 3, b) расхождение между оттиском и стандартным процессом составляет не более 7%, а для голубой и желтой красок (рис. 3, a и с) - 5-6%. Основные различия между градационными кривыми цветопробы и оттиска находятся в области «светов», где растискивание цветопробы превышает полученное при печати. В области «глубоких теней» также имеются расхождения между оттиском и цветопробой. В этом случае, наоборот, растискивание при печати выше, чем у цветопробы, но различия не более 5%.

Нами была также проведена субъективная оценка соответствия откорректированных оттисков цветопробы методом экспертного опроса по приведенной выше методике. Полученные данные приведены в табл. 2 и на рис. 2. Диаграммы на рис. 2 наглядно демонстрируют факт большего соответствия печатных оттисков, полученных с коррекцией и цветопроб. Улучшение зафиксировано практически по всем исследуемым параметрам.

Для более успешной коррекции, в дальнейшем следует получить более точную статистическую картину о величине растискивания при печати, а также провести корректировку выводного профиля устройства цветопробы путем приведения этого профиля к значениям, определяемым стандартом.

Библиографический список

1. Толивер-Нигро X. Технологии печати / X. Толивер-Нигро. -М. : Принтмедиацентр, 2006.

2. Журнал «Курсив». - № 5, 1997. - С. 32.

3. РодниЭ. Энциклопедия цветокоррекции / Э. Родни. - М. : НТ Пресс, 2007.

4. Шашлов А.Б. Основы светотехники / А.Б. Шашлов. - М. :

Логос, 2011.

5. Фрейзер Б. Управление цветом / Б. Фрейзер, К. Мэрфи, Ф. Бантинг // ИД «Вильямс», 2006.

6. SWOP Specifications, www.swop.org/specifications

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.