Научная статья на тему 'Исследование цифровой цветопробы'

Исследование цифровой цветопробы Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
108
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование цифровой цветопробы»

Исследование

цифровой

цветопробы

Е.Б. Козлова,

доц. кафедры ТПП

И.В. Демина,

инженер

Как известно, для контроля качества будущих тиражных оттисков издавна применялась пробная печать. В последнее время на смену пробной печати пришли различные виды цветопробы. Одним из самых перспективных видов цветопробы нам представляется использование цифрового копира XEROX DCC-50. Применение такой цветопробы отличается оперативностью и дает возможность в случае необходимости провести на допечатной стадии коррекцию файлов иллюстраций [1].

Для исследований использовался файл цифрового изображения, содержавшего сюжет с телесными цветами, изображением зелени, воды, а также контрольные шкалы - цветные, с максимальными количествами красок триады, и серые для контроля градации. С цифрового файла были изготовлены печатные формы и получены оттиски на офсетной печатной машине на мелованных бумагах двух разных типов: «Neo Art», 200 г/м2 и «Snow Art», 170 г/м2. Отпечатки для измерений были взяты в начале тиража, в середине и в конце. Результаты измерений были усреднены.

С этого же файла были получены цветопробы при разных режимах, влияющих на плотность наложения тонеров на запечатываемый материал, и контрастность изображения. Первая цветопроба была получена при разрешении 300 dpi, линиатуре вывода 60 lpi, Режим - Screenеd, изображение - Light. Вторая и третья цветопробы были получены при таком же разрешении и линиатуре, но отличались режимом (в обоих случаях был выбран режим Conetone) и характером изображения. Для второй цветопробы был выбран характер Lighter, для третьей - Light.

Оттиски и цветопробы были предъявлены наблюдателям, которые в соответствии с предложенной им программой оценили визу-

1 5

альное сходство среднего по качеству оттиска с цветопробами. В основном, оценивалось сходство памятных цветов и фона. На рис. 1 приведены диаграммы, выражающие оценки сходства между оттисками и цветопробами. Из рисунка видно, что наиболее высокую оценку получила цветопроба № 3. зЧ

2-

цUCTTN LpStiTO- црстс-

прсба 1 PpQDa 2 праба 3

Рис.1. Диаграммы, выражающие сходство между оттисками и цифровыми цветопробами

Кроме субъективной оценки качества цветопробы нами была проведена и объективная оценка. Прежде всего мы оценили воспроизведение градации. Для этого были измерены оптические плотности серых шкал на оттисках и цветопробах. Соотношение между усредненными значениями оптических плотностей оттиска (D0TT) и цветопробы (£ ) показано на рис. 2. Как видно из рисунка, это соотношение нелинейно. Оптические плотности цветопробы несколько выше, чем оптические

D цп

1 6

плотности оттиска - цветопроба кажется темнее. Для устранения такого недостатка перед выводом следует произвести линеаризацию цветопробы, построив передаточную функцию Transfer Function. Суть построения этой функции состоит в том, что полученные оптические плотности надо уменьшить на разницу ДД которая существует между D полученной и Dтребуемой [2].

Нами также были построены кривые отражения красок оттисков и цветопроб. Они приведены на рис. 3а (голубая краска), 3b (пурпурная краска), 3с (голубая краска). Сплошные кривые соответствуют печатным краскам, круглые, квадратные и крестообразные точки - то-

краска; с - голубая краска

1 7

нерам. Как видно из рисунков, вопреки общепринятому мнению кривые отражения красок и тонеров имеют практически одинаковый характер. Однако тонеры характеризуются меньшей прозрачностью, поэтому в выделяемых зонах - голубой (красная зона) и желтый (синяя зона) работают практически как идеальные. Отражение в этих зонах составляет 0,05. Пурпурный тонер в зеленой зоне, отражает практически, как пурпурная краска. В невыделяемых зонах отражение всех тонеров уменьшается по сравнению с печатными красками примерно на величины от 0,05 до 0,1. Из-за этих отличий в общем случае изображение на цветопробе зрительно несколько темнее, что также следует учитывать при выборе режимов вывода цветопробы.

Далее были построены цветовые охваты печатных красок и тонеров. Как известно, каждой триадой красок можно воспроизвести определенную совокупность цветов. Зная координаты этих цветов, можно построить фигуру, описывающую их положение в пространстве или на плоскости [3]. Конечно, более подробную информацию дает тело цветового охвата, но у нас была возможность построения только цветовых охватов на плоскости. Совмещение усредненных цветовых охватов печатных красок с каждой из цветопроб показало, что при сравнении цветовых охватов цветопроб и оттисков можно заметить: первая цветопроба меньше цветового охвата оттиска в области красных и желтых цветов, а также в области голубых цветов. В свою очередь, эта цветопроба имеет более широкий цветовой охват, чем оттиск по зелено-голубым и голубым цветам. Вместе с тем область цветового охвата, по которой оттиск и цветопроба совпадают, достаточно велика.

Практически по тем же самым цветам наблюдается несовпадение оттиска и второй цветопробы. Однако область совпадения здесь выше.

Самое хорошее совпадение между цветовым охватом оттиска и цветопробы наблюдается у третьей цветопробы (рис. 4). Как показано выше, это совпадение лучше и согласно субъективной оценке. Анализ приведенных цветовых пространств показывает, что в принципе возможно совпадение большинства цветов оттиска и цветопробы, но для этого необходимо принять соответствующие меры. Существует несколько вариантов таких мер.

Универсальный способ - калибровка цветопробы. Для этого необходимо использовать шкалы цветового охвата, полученные с помощью печатного процесса. Например, можно использовать универсальные цифровые калибровочные шкалы. С этих шкал необходимо изготовить печатные формы, получить с них оттиски на печатной машине. С этих же шкал изготовить цветопробу. В результате измерений получить координаты цвета цветопробы и оттиска и создать в программе Photoshop профили цветопробы и печатной машины. Для этого мож-

1 8

Рис. 4. Цветовой охват оттиска (сплошная линия) и цветопробы № 3 (прерывистая линия)

но использовать опцию Edit/CMYK/Working Spaces. В опцию Custom CMYK нужно ввести в Ink Colors (настройка красок по цветопробе) координаты цвета в CieLab. Профили зоны совпадения цветовых охватов оттисков и цветопроб достаточно велики. Это говорит о том, что при применении калибровки цветопробы можно получить хорошее совпадение цветов оттисков и цветопроб и в дальнейшем надежно использовать цветопробу для контроля печатного процесса.

Библиографический список

1. Игнатов К. Эволюция цветопробных устройств / К. Игнатов // Курсив. - 1998. - № 6.

2. Шлихт Г Цифровая обработка цветных изображений / Г. Шлихт. - М. : ЭКОМ, 1997.

3. Шашлов А.Б. Основы светотехники / А.Б. Шашлов. - М. :

Логос, 2011.

1 9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.