Научная статья на тему 'Номинация 'печь' как один из репрезентантов концепта 'огонь': на материале русских загадок'

Номинация 'печь' как один из репрезентантов концепта 'огонь': на материале русских загадок Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
246
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шестеркина Наталья Викторовна

Статья представляет классификацию русских народных загадок с номинацией 'печь' построенную на принципе кодов культуры. Изображение самой многочисленной группы загадок основано на артефактном коде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Номинация 'печь' как один из репрезентантов концепта 'огонь': на материале русских загадок»

Lingua mobilis №2 (16), 2009

НОМИНАЦИЯ ‘ПЕЧЬ’ КАК ОДИН ИЗ РЕПРЕЗЕНТАНТОВ КОНЦЕПТА ‘ОГОНЬ’: НА МАТЕРИАЛЕ РУССКИХ ЗАГАДОК

Н.В. Шестеркина

Статья представляет классификацию русских народных загадок с номинацией ‘печь’ построенную на принципе кодов культуры. Изображение самой многочисленной группы загадок основано на артефактном коде.

Печь является материнским символом, она олицетворяет утробу матери-земли, в которой элементы достигают зрелости. Существуют параллельные представления о «перепекании» младенцев посредством их символического помещения в печь; в сказочном сюжете о Бабе-яге, сажающей героя в печь, очевидно, отражаются древние обряды инициации [7. С. 148]. В структуре жилища печь является одним из главных элементов, центром домашнего мира: отсюда значение выражения «семейный очаг». У восточных славян печь выступала в качестве оберега. У печи также давались клятвы, заключались договора, туда прятали (от порчи) молочные зубы детей; под печкой обитал главный покровитель дома - домовой. Печь - это начало начал (ср. «плясать от печки» в значении «делать как принято, по привычной схеме»).

Л.Г. Невская считает, что печь является необходимой принадлежностью «правильного» дома и в парадигме противопоставлений ‘жизнь - смерть’, ‘теплый - холодный’ манифестирует позитивную левую часть оппозиции. Печь может быть метонимическим обозначением жилой части дома и синонимом дома вообще. ‘Согреваться у чьей-либо печеньки’ = ‘жить в чьем-либо доме ’. Семиотически более сложное отношение устанавливается внутри пространства дома между такими его элементами, как красный угол и печь, где она в соответствии с комплексом архаических представлений воплощает уже негативную часть оппозиции [5. С. 92-93].

104

Мир описывается в загадке на языке основополагающих концептов, обнажающих мифопоэтическую сущность бытового как изоморфного, изофункционального и изосемантического воплощения мирового древа. Именно загадка никогда не упускает из вида общий семантический стержень и самой своей структурой воплощает тавтологичность далеко разошедшихся феноменов, к которым принадлежат собственно дерево, столб/столп, церковь, дом, печь, утварь и т. п. Будучи детерминированными этой общей семантикой, многие концепты вступают в частное семантическое взаимодействие друг с другом. В основе общеязыковых метафор лежат свойственные архаичному мышлению парадигмы отождествлений [6. С. 101-102.]

Целью нашей статьи является классификация загадок с отгадкой «печь» по кодам культуры (и соответственно по метафорическим моделям, свойственным тому или иному коду). В.И. Карасик [2. C. 137] считает, что существуют концепты, отражающие специфическую логику, свойственную носителям определенной лингвокультуры, это «своеобразные коды - ключи к пониманию этой культуры, условий жизни людей, стереотипов их поведения». В.В. Красных определяет «культурный код» как «сетку», которую культура „набрасывает“ на окружающий мир, членит, категоризует, структурирует и оценивает его [4. C. 232]. По Д.Б. Гудкову и М.Л. Ковшовой, культурный код - это «система знаков (знаковых тел) материального и духовного мира, ставшие носителями культурных смыслов» [1. C. 9]. Коды культуры являются универсальным явлением и свойственны человеку как homo sapiens. Но их проявления, удельный вес каждого из них в определенной культуре, а также метафоры, в которых они реализуются, всегда национально детерминированы и обусловливаются конкретной культурой.

Под термином «код культуры» в рамках языкового кода понимается совокупность самых разных кодов: природно-ландшафтный, зооморфный, временной, количественный, цветовой, соматический, вещный и другие. Между кодами не может быть жестких границ. Коды культуры образуют систему координат, т. е. систему ценностей, которая содержит и задает эталоны культу-

105

Lingua mobilis №2 (16), 2009

ры. Эти эталоны участвуют в структурировании и оценке материального мира, содержат нормы и правила поведения, принятые в данном социуме, определяют особенности языковой личности [8.

C. 361].

По Л.Г. Невской, корпус загадок о печи с очевидностью свидетельствует о свойственном балто-славянской картине мира изоморфизме космоса, человека, дома и печи. Л.Г. Невская отождествляет Космос и печь (в нашем исследовании это - Астральный код). Она пишет, что в системе взаимного употребления небесный свод со звездами и месяцем отождествляется с печью: полна печка пирожков, по середине мягонькой = небо, звезды, месяц (57), печь-перепечь, полна печь пирогов, промежу пирогов - большой каравай = небо, звезды, месяц (59), а печь, ее свод - с небесным сводом: небо черно, бока камены = печь (3330) [6. С. 103]. Нетривиальным образом связь космоса и печи выявляется при загадывании их через образ сита: сито вито решетом покрыто = небо и земля (7), сито бито, золотом обито = небо (9) и сито убито в углу стоит = печь (3322). Если бы не обширный корпус загадок, в котором в разных отношениях идентифицируются небо и печь, загадку о сите-печке можно было бы отгадать по «дешифрующему намеку», содержащемуся в предикате убито, апеллирующему к глинобитной печи [6. С. 104]

Наиболее многочисленна группа загадок, относящихся к Артефактному коду, где подчеркивается рукотворность печи, так как она существует сепаратно, однако делают также и вывод о ее нерукотворности [6. С. 104].

Слово «артефакт» происходит от латинского artefactum - «искусственно сделанное». Р.Д. Керимов считает, что сфера «Артефакт» состоит из трёх концептуальных сфер, объединяющих разные виды артефактов. К первой группе исследователь относит артефакты, составляющие концептуальные сферы «Техника», «Механизмы» и «Транспорт». Вторая группа - артефакты из концептуальной сферы «Архитектура», которые объединяют номинации дома и других сооружений и объектов коммунального хозяйства. Третья группа представлена артефактами из сферы «Быт», к которым относятся гастрономические (субсфе-

106

ра «Кухня») и текстильные (субсфера «Одежда») артефакты. Эти единицы номинируют объекты лично-бытовой сферы человека: продукты питания и одежду [3. C. 9].

В анализируемых загадках артефакты можно квалифицировать в качестве строений: Стоит ковалица у судной лавицы, / Грызет ковалица золоты яйца (М 3477, печь, уголья, кочерга); Полон засечек красных овечек, /Волк сивой вскочит - всех разгонит (М 3471, печь, уголья, кочерга); Полон засечек красных яичек (М 3358, угли в печи, в загнетке); Полон сусечек золотых яичек (М 3357, угли в печи, в загнетке); Полна конюшня красных коров, /Черная зайдет - всех выгонит (М 3472, печь, уголья, кочерга); В Пашиной избушке крашены бабушки (М 3351, угли в печи, в загнетке); Самсон в избе (М 3411, заслонка); Залезла Варвара выше амбара, /Не ест и не пьет, все на небе глядит (М 3388, печь и труба); вместилища: В красной шкатулке золотые клубочки (М

3359, угли в печи, в загнетке); Полна коробка красных ложек (М

3360, угли в печи, в загнетке); Полна коробушка золотых воробушков (М 3361, угли в печи, в загнетке); У нас в ящичке золоты бабочки (М 335, угли в печи, в загнетке); Стоит тюрьма, /В тюрьме - ящик, /В ящике - мучка, в мучке - золотая жучка (М 3338, дом, печь, зола, загнетка); Стоит терем, /В тереме

- ящик, /В ящике - мучка, /В мучке - жучка (М 3340, дом, печь, угли); Стоит ларчик средь избы, /В ларчике есть плат, В плате

- золото (М 3341, изба, печь, чело, жар); Полно гнездо куликовых яиц (М 3355, угли в печи, в загнетке) - подобное представление образа печи как гнезда с птичьими яйцами близка загадка Сидит курица с золотыми яйцами (М 3362, угли в печи, в загнетке). Л.Г. Невская отмечает также прочную близость курицы /петуха с огнем /очагом /печью /избой, которая относится к регулярно повторяющейся во многих славянских загадках: Красный петушок по нашесту бежит (огонь).

К вместилищу относят также посуду: Суну, посуну в золотую посуду, /Там поколочу, назад поворочу (М 3475, печь, уголья, кочерга); Висит котел - полтораста ведер (М 3323, печь); Полная чаша винных ягод (М 3352, угли в печи, в загнетке); Кривая собака в кувшин глядит (М 3482, печь, уголья, кочерга).

107

Lingua mobilis №2 (16), 2009

Одежда также относится к артефактам: Шуба в избе, рукав на улице (М 3385, печь и труба); Полна шляпа китайских яблок (М 3353, угли в печи, в загнетке); Полон колпак татарских яиц (М 3356, угли в печи, в загнетке).

Прочие артефакты: Сито убито в углу стоит (М 3322, печь); Шкаф большой, дверцы маленькие. /Кладут белое, вынимают черное (М 3342, печь и дрова); Лежит игла на полке, /Ее не увезти на тройке (М 3328, печь); В печурке три чурки, три гуся, три утки, три яблочка (ружейный заряд) (Даль 2004: 75).

Антропоморфный код. Природа может выступать как подобие человека: она и сама мыслится в человеческом образе. На этом основан принцип антропоморфизма, который позволяет видеть в тех или иных природных явлениях аналог человеческих действий [7. С. 157]. Антропоморфизм появляется в поздний родовой период. Старые мифологические представления вытесняются реалистическими элементами.

Л.Г. Невская отмечает, что печь уподоблена человеку конструктивно: стоит мужик посередь избы, сумка за плечами, рога во лбу = печной столб, печь и два воронца (3374), пастух стоит на горке, две трубки во рту и кошель за плечами = печной столб, два воронца и печь (3373) [6. С. 105].

В гендерном отношении печь чаще всего ассоциируется с женщиной: У семерых баб один глаз (М 3320, печь) (здесь бабы

- составляющие печи); Сквозь потолок мужик бабу проволок (М 3387, печь и труба); Стоит Антонко, посередке тонко (М 3383, печь и труба); Стоит Матрена / здорова, ядрена, / Пасть открывает, что дают, глотает (М 3332, печь); Стоит Арина, рот разиня (М 3393, печь и труба). В загадках отражается возраст: Дедушка старый весь белый, /Лето придет - не глядят на него, / Зима настанет - обнимают его (М 3316, печь) Л.Г. Невская отмечает в данном тексте введение временных параметров (зима

- лето, день - ночь).(с. 105); Стоит дед с милю длины, с версту толщины (М 3320, печь); Белая старуха на одном месте сидит (М 3321, печь); Стоит девица в избе, а коса на дворе (М 3384, печь и труба); Около стены сучок - это мой старичок, / За него завалюсь - никого не боюсь (М 3317, печь); может иметь социаль-

108

ный статус: Сидит барыня в амбаре, /Не свезешь ее на паре (М 3327, печь); родственные отношения: Мать толста, дочь красна, / Сын кудреват, отец горбоват (М 3334, печь, огонь, дым, кочерга); Мать толста, дочь красна, / Сын храбер, под небеса ушел (М 3335, печь, огонь, дым); Мать толста, дочь красна, / Сын воробей под небеса улетел (М 3336, печь, огонь, дым). Л.Г. Невская относит эту группу загадок к интернациональным загадкам, в основе которых лежит идея связи земной и небесных сфер. Тип кодирования через кровнородственные отношения принадлежит к одному из самых архаичных, чем отчасти можно объяснить текстовое подобие этих загадок в разных традициях [6. С. 104].

Печь, как и человек, является деятелем, в загадках отражаются ее основные функции: Кто хлебы пек, на того бы и лег (М 3333, печь); В каждом доме я стою и дом отепляю (М 3314, печь).

В группе «человек = печь» Л.Г. Невская отмечает в структуре загадки печь день и ночь печет, а невидимка дошлую ковригу выхватывает = жизнь и смерть (1645) обозначение печью, которая печет без перерыва, течения жизни [6. С. 104]. Во многих загадках о печи ее статичность, неподвижность подчеркивается глаголами стоять, сидеть, а также отмечается и ее величина (Великан в углу (М 3325, печь); Стоит дед с милю длины, с версту толщины (3324)).

Ландшафтный код включает в себя следующие подгруппы: 1) природные элементы: Небо черно, бока каменны (М 3330, печь); Черная гагара по полю скакала, золото сбирала (М 3482, печь, уголья, кочерга); Полно поле рыжих коней, /Синий скочит - всех разгонит (М 3477, печь, уголья, кочерга); Полно поле рыжих лошадей, /Одна вороная придет - всех разгонит (М 3474, печь, уголья, кочерга); Клюква царица по полю ходила, золото зобала. Не смейся, космач, тебе то же будет (помело и кочерга); На горе, горище стоит голенище (М 3394, печь и труба); Пастух стоит на горке, две трубки во рту и кошель за плечами (М 3373, печной столб, два воронца и печь); Черная гагара по морю летала, гусей гоняла (М 3483, печь, уголья, кочерга); 2) элементы присутствия людей: Летала галица по красной улице, / Считала

109

Lingua mobilis №2 (16), 2009

галица золотые яйца (М 3474, печь, уголья, кочерга); Крюкова царица по миру ходила, золото сбирала, сыта не бывала (М 3481, печь, уголья, кочерга).

Зооморфный код: Что за зверь: /В зиму ест, а летом спит, /Тело тепло, а крови нет. / Сесть на него сядешь, а с места не свезет (М 3315, печь); Стоит медведь, около него сума висит (М 3407, печь и заслонка); Стоят два быка, между ними черная собака (М 3378, бока и чело печи); Стоит лохань, кругом крылом махал, /В лохани - турица, в турице - лисица, /В лисице

- жук, в жуке вода, в воде - трава (М 3772, изба, печь, огонь, чугун); Стоит кобыла, /В кобыле - жеребеночек, /В жеребеночке

- жучка, /В жучке - мучка (М 3339, печь); Рогоуша, недотыка брякоушечкой прикрыта (М 3408, печь и заслонка); Сидит курица с золотыми яйцами (М 3362, угли в печи, в загнетке); Сидит Гараша на вороне (М 3394, печь и труба).

Список литературы

1. Гудков Д.Б., Ковшова М.Л. Телесный код русской культуры: материалы к словарю. - М., 2007.

2. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс.

- М., 2004.

3. Керимов Р.Д. Артефактная кон-

цептуальная метафора в немецком политическом дискурсе: авто-

реф. дисс. ... канд. филол. наук.

- Барнаул, 2005.

4. Красных В.В. Этнопсихолин-гвистика и лингвокультурология.

- М., 2002.

5. Невская Л. Г. Балто-славянс-кое причитание : Реконструкция семантической структуры. - М. : Наука, 1993. - 240 с.

6. Невская Л. Г. Печь в фольклорной модели мира // Исследования

110

List of literature

1. Gudkov D.B., Kovshova M.L. Tieliesnyyj kod russkoj kulituryy: matieriihalyy k slovariu. - M., 2007.

2. Karasiik VII. Jazyykovoj krug: li-ichnosti, konthieptyy, diiskurs. - M., 2004.

3. Kieriimov R.D. Artiefaktnaja kon-thieptualinaja mietafora v niemieth-kom poliitiichieskom diiskursie: avtorief. diiss. ... kand. fiilol. nauk. - Barnaul, 2005.

4. Krasnyyx VV

Etnopsiixoliingviistiika ii liingvoku-liturologiija. - M., 2002.

5. Nievskaja L. G. Balto-slavianskoje

priichiitaniije : Riekonstrukthiija

siemantiichieskoj strukturyy. - M. : Nauka, 1993. - 240 s.

6. Nievskaja L. G. Piechi v foliklor-noj modielii miira // Iissliedovaniija

в области балто-славянской духовной культуры: Загадка как текст. 2.

- М. : Индрик, 1999. С. 101 - 109.

7. Словарь символов и знаков.

- М.; Мн., 2006.

8. Филичкина Т.П. Языковая личность и культурный код // Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах. Т. 2.

- Челябинск, 2008.

v oblastii balto-slavianskoj duxovnoj kulituryy: Zagadka kak tiekst. 2. - M. : Iindriik, 1999. S. 101 - 109.

7. Slovari siimvolov ii znakov. - M.; Mn., 2006.

8. Fiiliichkiina T.P. Jazyykovaja li-ichnosti ii kuliturnyyj kod // Slovo, vyyskazyyvaniije, tiekst v kogniiti-ivnom, pragmatiichieskom ii kuli-turologiichieskom aspiektax. T. 2. - Chieliabiinsk, 2008.

111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.