11 См.: Решения партии и правительства ... Т. 3. С.60,87,92,127,160,175,193,219,227.
12 См.: Решения партии и правительства ... Т. 3. С.55, 89,96,175-176.
13 Там же. С.35.38, 60, 193,219.
14 См.: Доклад о работе главного управления исправительно-трудовых лагерей и колоний НКВД СССР за годы Отечественной войны // Новая и новейшая история. 1996. № 5. С. 134.
15 См.: Решения партии и правительства ... Т. 3. С. 64, 87, 88; Трудовое законодательство... С.9, 18, 32-33.
16 См.: Иосиф Сталин - Лаврентию Берии...С.216; Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. М., 1993. С.112.
'7 Иосиф Сталин - Лаврентию Берии... С.7-15,94, 97.
18 См.: Доклад о работе главного управления исправительно-трудовых лагерей и колоний НКВД СССР за годы Отечественной войны // Новая и новейшая история. 1995. № 5. С. 137-138; Иванова Г.М. ГУЛАГ в экономической и политической жизни страны // СССР и холодная война. М., 1995. С. 214-215; Полемщиков В.М. Под семью замками: из архива КГБ. Сыктывкар, 1996. С.37; Земсков В.Н. ГУЛАГ (историко-социологический аспект) //Социс. 1991. № 7. С.4-5.
19 См.. Иосиф Сталин-Лаврентию Берии...С. 142; Бугай Н.Ф. Автономию немцев Поволжья ликвидировать // История СССР. № 2. С. 175.
В.Н. Иванов
Номенклатура Южного Урала в годы перестройки
Одним из направлений демократизации политической системы СССР в годы перестройки стала поэтапная реорганизация системы партийной номенклатуры, которая являлась отработанным механизмом формирования советской элиты, принимавшей ключевые решения на всех уровнях государственной власти и управления страны. С помощью номенклатуры партийные организации держали под своим контролем и влиянием все сферы общественной жизни, осуществляя подбор кадров на ключевые посты и управляя карьерным ростом руководящих работников.
Номенклатура имела жёсткую иерархию. Все номенклатурные должности уже в сталинское время имели разграничение на 14 рангов. В номенклатуру Политбюро ЦК КПСС входили первые и в ряде случаев вторые секретари республиканских ЦК компартий, первые секретари обкомов и горкомов крупнейших городов, союзные министры, высшие военные чины, послы, директора крупнейших заводов ВПК, руководители творческих союзов, главные редакторы центральных партийных изданий. Номенклатура Секретариата ЦК КПСС включала чиновников рангом ниже: заместителей министров, вторых секретарей обкомов, секретарей облисполкомов и т.д.1 На момент приостановки деятельности компартии (август 1991 г.) номенклатура ЦК КПСС насчитывала 7 тыс. должностей2.
Все звенья номенклатуры были тесно взаимосвязаны. Ключевые должности могли входить одновременно в номенклатуру двух и более партийных комитетов различных уровней. Например, директора крупнейших предприятий союзного значения могли состоять в одно и то же время в номенклатуре городского, областного комитетов по месту нахождения производства и в номенклатуре ЦК КПСС, исходя из значимости этого поста. Поэтому служебная карьера управленца, чиновника и служащего предполагала последовательное продвижение внутри номенклатуры под жёстким контролем партийных органов. В силу вышеизложенного очевидно, что переход к демократическому устройству общества требовал отказа от номенклатуры как закрытой системы рекрутирования в политическую элиту страны, обеспечивающей интересы одной партии. Процесс этот проходил сложно и противоречиво. В настоящей статье рассматривается его региональный аспект на материалах Южного Урала.
Номенклатура парторганизаций региона включала две категории должностей: основную -работников, утверждаемых бюро партийного комитета, и учетную - кадры, назначаемые по согласованию с отделами партийного комитета, курирующими эту сферу деятельности. В партийных документах они определялись как номенклатура бюро и учетно-контрольная.
Работой с кадрами и контролем за состоянием дел различных отраслей народного хозяйства занимались отраслевые отделы партийных комитетов. Номенклатура этих подразделений охватывала должности от мастера производственной бригады до руководителей федерального уровня. В областных парторганизациях Южного Урала число отраслевых отделов было различно. На 1987 г. в Челябинском обкоме КПСС было 14 отделов, в том чис-
ле 8 - по отраслям экономики, в Башкирском - соответственно 17 и 8, в Курганском - 10 и 5, в Оренбургском - 16 и 7 отделов3
В числе общих для всех областных комитетов КПСС можно назвать отделы промышленности, транспорта и связи, легкой промышленности и товаров народного потребления, торговли и бытового обслуживания, строительства, сельского хозяйства и пищевой промышленности, экономический
При этом структура областных парторганизаций имела ряд незначительных отличий, вызванных спецификой экономики региона Так, в Челябинском и Башкирском обкомах КПСС для курирования предприятий ВПК существовали оборонные отделы (в Челябинской области он назывался отделом обкома КПСС) В Оренбургском и Башкирском обкомах работали отделы нефтяной и химической промышленности, в Челябинском существовал также отдел машиностроения В Курганском обкоме КПСС число отделов было меньше, исходя из того, что в области главной отраслью производства являлось сельское хозяйство В его структуре промышленность и транспорт были представлены одним отделом, отсутствовал экономический отдел
Помимо отделов, курировавших ключевые отрасли народного хозяйства, в обкомах были подразделения, контролирующие положение дел в других сферах жизни общества К ним можно отнести отделы науки и учебных заведений, административных органов, агитации и пропаганды Ряд подразделений обеспечивал работу основных звеньев областных парторганизаций - отделы организационно-партийной работы, финансово-хозяйственный и комиссия партийного контроля
Каждый из отраслевых отделов имел номенклатуру кадров Номенклатура должностей областных комитетов КПСС Южного Урала с 1985-го по 1987 г оставалась неизменной Она насчитывала в Башкирском обкоме - 3797, в Курганском - 2077, Оренбургском - 2033, Челябинском - 2430 должностей4 Первые серьезные изменения в номенклатуре партийных комитетов произошли в 1987 г Они были вызваны возникшими противоречиями между политикой КПСС на введение элементов экономической демократии (выборности хозяйственных руководителей, формирования советов трудовых коллективов, внедрения различных форм хозяйственного расчета) и существующим жестким партийным контролем за кадрами Поскольку на начальном этапе перестройки акцент делался на повышение эффективности экономики, Январский 1987 г Пленум ЦК КПСС внес определенные коррективы в кадровую политику компартии В частности, выполняя его решения, партийные комитеты вынуждены были сократить состав должностей номенклатуры, чтобы дать больше самостоятельности органам государственной власти и управления в вопросах кадров хозяйственных руководителей Такие решения были приняты на бюро Башкирского обкома КПСС 1 сентября, Курганского - 12 октября, Оренбургского - 25 августа, Челябинского - 23 октября 1987 г По состоянию на 1984 г, те на начало перестройки, номенклатура парторганизаций Южного Урала включала 10 353 должности После ее пересмотра в 1987 г число должностей сократилось на 3 662, те почти на одну треть, и составило 6 691 штатную единицу
Должности, входившие в номенклатуру обкомов, были переданы либо в номенклатуру районных и городских парторганизаций, либо хозяйственным и иным областным органам В областных партийных комитетах региона наибольшее число сокращений должностей произошло по отделам сельского хозяйства и пищевой промышленности - 2 154 штатные должности, организационно-партийной работы - 742, промышленности - 109 Если говорить конкретно о должностях, исключенных из номенклатуры обкомов КПСС, то наглядно это можно рассмотреть на примере Челябинской и Курганской областных парторганизаций Так, номенклатура должностей Челябинского обкома КПСС была сокращена по сравнению с 1986 годом на 777 должностей, в том числе по промышленному отделу - 48 директоров и начальников предприятий5,33 должности главных инженеров предприятий в отделах промышленности, строительства, транспорта и связи6, 4 начальника и директора строительно-монтажных трестов в отделе строительства7, 139 должностей секретарей парткомов в совхозах и колхозах® и тд В целом по обкому КПСС количество должностей, работники на которые утверждались бюро или по согласованию с отделами обкома партии, сократилось на 32%9
В Курганской парторганизации номенклатура обкома КПСС была сокращена на 216 должностей10 При этом исключались, как правило, второстепенные должности Так, из основной номенклатуры были выведены по промышленно-транспортному отделу - замести-
тель управляющего «Челябэнерго» по Курганской области, по отделу организационно-партийной работы - председатель областного Совета по управлению курортами профсоюзов. Из учетной номенклатуры сокращение коснулось 8 заведующих отделами обкома ВЛКСМ, 28 вторых секретарей горкомов и райкомов ВЛКСМ, заведующего внештатным орготделом областного комитета народного контроля.
В номенклатуре отдела пропаганды и агитации были упразднены должности заместителя начальника областного управления издательств, полиграфии и книжной торговли, управляющего областной конторой «Главкинопрокат», заведующего архивным отделом исполкома, трех заместителей начальника областного управления культуры, заместителя председателя областного комитета по физической культуре и спорту, директоров областного музея и библиотеки.
По отделу науки и учебных заведений были сокращены должности двух заместителей заведующего областным отделом народного образования, двух заместителей начальника областного управления профтехобразования, 32 директоров городских и сельских ПТУ, 4 проректоров вузов по заочному обучению, командир областного студенческого отряда
В учетной номенклатуре промышленного отдела были сокращены должности четырех заместителей директоров по режиму и кадрам производственных объединений «Курган-прибор», «Курганармхиммаш», Шадринского автоагрегатного завода, Курганского отделения железной дороги.
Из перечня должностей по отделу административных органов были исключены посты трех заместителей председателя областной плановой комиссии, двух заместителей начальника отдела юстиции, заместители управляющего конторой Стройбанка и начальника областного управления финансов, трех заместителей заведующего областного здравотдела.
Из приведенного перечня видно, что номенклатура парторганизаций освободилась от второстепенных и сохраняла ключевые должности. Обновленная номенклатура должностей областных организаций КПСС по-прежнему включала должности руководителей экономической, социальной сферы, органов государственной власти, общественных и творческих организаций.
Отделы организационно-партийной работы курировали подбор и расстановку кадров работников аппаратов обкомов, секретарей райкомов, горкомов КПСС (в том числе первых и вторых), заведующих отделами этих организаций, советских работников (председателей исполкомов областных Советов и их заместителей, председателей горисполкомов и райисполкомов, а в Башкирии - председателя и секретаря Президиума Верховного Совета БАССР, первых руководителей Совета Министров БАССР - председателя правительства и его заместителей), председателей областных комитетов народного контроля, их заместителей, руководителей городских и районных подразделений этой организации
В номенклатуру должностей отделов входили также руководители общественных организаций все секретари областных комитетов ВЛКСМ, секретари городских и районных комитетов комсомола, председатели и секретари отраслевых обкомов профсоюзов
По отделам агитации и пропаганды проходили редакторы областных, городских и районных газет, руководители местных издательств, радио и телевидения, Обллита (цензуры), комитетов по физической культуре, Союза журналистов, общества «Знание», кадры Дома политпросвещения обкома КПСС.
Отделами науки и учебных заведений курировались ректоры, проректоры вузов, заведующие гуманитарных кафедр, секретари парткомов институтов, заведующие областными отделами народного образования, начальники областных управлений профтехобразования.
В номенклатуру кадров по отделам культуры были включены начальники областных управлений культуры и кинофикации, директора и режиссеры театров и цирков, председатели творческих союзов (художников, композиторов, писателей, театральных деятелей).
По отделам промышленности (легкой, тяжелой) и оборонному проходили директора и секретари парткомов крупных предприятий, а по таким, как Магнитогорский, Челябинский, Орско-Хапиловский металлургические комбинаты и «Южуралникель»,- еще и главные инженеры, руководители швейных и обувных фабрик, директора и секретари парткомов предприятий ВПК.
В номенклатуру отделов транспорта и строительства входили руководители и секретари предприятий железнодорожного, авиа- и автомобильного транспорта, начальники строительных управлений и объединений, управляющие строительными трестами, секретари парткомов этих хозяйствующих субъектов, директора предприятий строительной индустрии.
По отделам сельского хозяйства и пищевой промышленности проходили должности аппаратов областных агропромышленных объединений, директора, председатели, секретари парткомов совхозов и колхозов, директора птицефабрик и предприятий пищевой промышленности.
Через отделы административных органов шел подбор и расстановка кадров на ключевые должности в УВД и УКГБ областей (начальников управлений, их заместителей, начальников отделов, секретарей парткомов), председателей областных судов и их заместителей, прокуроров областей, городов и районов, руководителей областных отделов юстиции и Министерства юстиции БАССР.
В Башкирском и Оренбургском обкомах КПСС существовали отделы нефтяной и химической промышленности. Они курировали должности генеральных директоров, главных инженеров производственных объединений, начальников управлений по добыче нефти и газа, секретарей парторганизаций, например таких, как ПО «Аксаковнефть», «Арланнефть», «Уфанефть», предприятий по переработке нефти «Башнефтехимзавод», «Салаваторгсинтез», «Каустик» (г. Салават) в БАССР11 и «Оренбурггазпром», «Оренбург-газдобыча», «Оренбурггаззавод», «Бузулукнефть», Бугурусланнефть», «Орскнефтеорг-синтез» в Оренбургской области12.
В Челябинском обкоме до 1989 г. действовал отдел машиностроения, через который проходило назначение на должности директоров, главных инженеров, секретарей парткомов заводов: ЧТЗ, «Уралаз» (г .Миасс), завода дорожных машин им. Колющенко, «Стром-машина» (г. Челябинск), « ТОКАМ» (г. Куса)13.
В номенклатуру экономических отделов обкомов КПСС входили должности начальников управлений облисполкомов (финансового снабжения и сбыта), гострудсберкасс, статистики, Госснаба СССР, областных территориальных управлений контор Госбанка и Стройбанка СССР
Из этого видно, что в целом парторганизации Южного Урала сохранили основные параметры номенклатуры, а значит, и механизм контроля за кадрами, рычаг эффективного влияния на ситуацию в регионе.
Осталась прежней и сама процедура решения кадровых вопросов, которая была определена постановлениями бюро обкомов партии. Согласно установленному порядку, предложения об избрании, утверждении, назначении и освобождении кадров, входивших по должностям в номенклатуру, вносились через соответствующие отделы обкома КПСС. По кадрам областного звена кандидатуры предлагали облисполкомы, облагропромы, облсовпрофы, обкомы ВЛКСМ и другие органы и ведомства. Кандидатуры на должности городского и районного звена, руководителей объединений, предприятий и учреждений вносились горкомами и райкомами КПСС по согласованию с соответствующими областными органами, управлениями, ведомствами. При освобождении от занимаемой должности горкомы и райкомы КПСС, областные органы направляли в обкомы партии через соответствующие отделы письма-представления на вновь рекомендуемого работника с изложением мотивов замены.
Утверждение и освобождение по должностям, входившим в основную номенклатуру, осуществлялось бюро и секретариатами обкомов КПСС. Работники учетно-контрольной номенклатуры согласовывались в соответствующем отделе обкома.
При утверждении основной номенклатуры отделы обкомов КПСС готовили проекты постановлений на основе обширного круга документов на кандидата, включавшего: личный листок по учету кадров, автобиографию, копии документов об образовании, постановления, решения организаций, учреждений, ведомств об избрании или назначении на должность. Это позволяло партийным органам иметь исчерпывающую информацию о кандидатах, управлять их карьерой.
Помимо областной номенклатуры кадров на таких же принципах существовала номенклатура городских и районных комитетов КПСС, которая также в 1987 г. была сокращена. Для того, что бы составить о ней представление, можно рассмотреть номенклатуру горкомов и райкомов КПСС Курганской области. Здесь номенклатура этого партийного звена на 1 января 1987 г., на момент ее пересмотра, составляла 9386 должностей. После сокращения номенклатуры на 1 января 1988 г. она насчитывала 8029 должностей. Таким образом, номенклатура сократилась на 1357 штатных единиц.
Общие параметры номенклатуры районного и городского звена выглядели следующим образом:
Номенклатура горкомов и райкомов КПСС На 01 01 87 г На
Курганской области 0101 88 г
Всего должностей 9386 8029
Всего работников 9067 7781
По образованию
с высшим образованием 6127(67,5%) 5524 (70,9%)
со средним образованием 2582 (28,5%) 2089(26,8%)
Из них
специалисты промышленности, строительства, транспорта
и связи 1018(11,2%) 1001 (12,8%)
сельского хозяйства 3787(41,8%) 3148 (40,4%)
других отраслей 2929(32,6%) 2623 (33,7%)
Сменилось за год 2034 (22,4%) 2038 (26,2%)
В том числе ушло на повышение 5089 (24,9%) 427 (20,9%)
Не обеспечили должный уровень руководства 147 (7,2%) 142(6,9%)
Данные, приведенные выше, отражают специфику кадрового корпуса районов и городов области. Учитывая, что здесь главной отраслью производства являлось сельское хозяйство, специалисты этого профиля доминировали и составляли 40,4% в номенклатуре должностей райкомов и горкомов. Вторую позицию занимали кадры промышленности, строительства, транспорта и связи (12,8%). Представители всех остальных отраслей в совокупности составили 33,7%.
XIX Всесоюзная конференция КПСС, состоявшаяся в Москве 28 июня - 1 июля 1988 г., приняла решение о реформе политической системы страны. Одним из основных её направлений была передача ряда властных полномочий от компартии Советам народных депутатов. И прежде всего это касалось сферы управления экономическими процессами. Для реализации этого курса по решению Июльского 1988 г Пленума ЦК КПСС была проведена реорганизация партийного аппарата всех уровней. Были ликвидированы производственные отделы партийных комитетов, осуществлявшие контроль за состоянием различных отраслей экономики. В новой структуре областных партийных комитетов экономическими вопросами занимались только два отдела: социально-экономический и аграрный. В структуре горкомов и райкомов КПСС отделы, занимающиеся непосредственно экономикой, не предусматривались. Исключение делалось для парторганизаций индустриальных центров и крупных сельскохозяйственных районов. Здесь в горкомах и райкомах могли создаваться соответственно отделы социально-экономического развития и аграрные.
Безотраслевая структура партийных комитетов потребовала переформирования и сокращения их номенклатуры. Эта работа в парторганизациях Южного Урала была проведена в феврале - марте 1989 г.
Кадры, которые проходили по производственным отделам, были переданы в социально-экономический и аграрный Количество должностей существенно сократилось. Так, номенклатура Курганского обкома КПСС теперь состояла из 819 штатных единиц, Оренбургского - 1060, Челябинского - 994, Башкирского - 942.
По сравнению с первой ревизией номенклатуры кадров (1987 г.) ее численность в 1989 г. сократилась в Курганском обкоме КПСС с 1861 до 819, в Оренбургском - с 1246 до 1060, в Челябинском - с 1669 до 944, в Башкирском - с 1915 до 942 штатных единиц. В целом в результате двух пересмотров партноменклатуры в 1987 и 1989 гг. она существенно изменилась. Представление о масштабах этого процесса дают сравнительные данные таблицы14.
Динамика численного состава должностей номенклатуры областных комитетов КПСС Южного Урала за 1988-1989 гг.
Парторганизация Число должностей номенклатуры обкомов Сокращено должностей номенклатуры за 1988-89 гг
на 01 01 88 г на 01 12 89 г
Всего В том числе Всего В том числе Всего В том числе %
основной учетной основной учетной основной учетной
Курганская 1869 986 872 819 443 376 1042 546 496 55,99
Оренбургская 1246 807 439 1060 482 578 186 325 139 14,92
Челябинская 1669 1095 574 994 601 393 675 494 181 40,44
Башкирская 1915 866 1046 942 633 309 973 233 740 50,8
ИТОГО по
региону 6691 3757 2934 3815 2159 1656 2876 1598 1278 42,98
Из приведенных данных видно, что в среднем по Южному Уралу номенклатура обкомов КПСС сократилась за 1987-1989 гг на 42,98%, а по отдельным из них - от 14,92% в Оренбургском до 55,99% в Курганском областном комитете, пропорционально этому ослаб контроль КПСС за кадрами и снизились ее возможности эффективно влиять на процессы в обществе Перегруппировка кадров номенклатуры в 1989 г, как и предыдущая, снизив масштабность последней, оставила без изменения ее суть как инструмента партийного руководства По-прежнему отделы организационно-партийной и кадровой работы курировали назначения на ключевые должности в Советах народных депутатов областного, городского и районного звена, профсоюзных, комсомольских, штатных партийных работников Идеологическими отделами контролировались кадры учреждений культуры, средств массовой информации, вузов, творческих союзов Номенклатура социально-экономических отделов включала должности начальников основных областных управлений экономической сферы, директоров крупнейших предприятий всех отраслей промышленности, транспорта, связи, торговли, общественного питания и бытового обслуживания Через аграрные отделы проходили назначения на должности руководящих работников областного и районных агропромышленных комитетов, директоров предприятий и начальников объединений сельскохозяйственного профиля Государственно-правовые отделы занимались расстановкой руководящих кадров областного, городского и районного уровня в органах милиции, государственной безопасности, областного суда, прокуратуры, юстиции, коллегии адвокатов Абсолютно не изменился порядок рассмотрения кадровых вопросов, а внутри таких отделов, как социально-экономический, сохранилось закрепление сотрудников по отраслям экономики в качестве кураторов, что стало в какой-то мере заменой распущенных производственных отделов обкомов Эта практика фактически сохранилась до отмены партийной номенклатуры осенью 1990 г
Вместе с тем следует отметить, что решения XIX Всесоюзной конференции КПСС привели не только к очередному пересмотру номенклатуры, но и положили начало формированию новой системы рекрутирования в политическую элиту В частности, по решению конференции в избирательную систему страны были внесены нормы, предусматривающие свободные альтернативные выборы в Советы народных депутатов всех уровней, которым предполагалось передать всю полноту политической власти Таким образом, создавался новый механизм отбора кадров в органы государственной власти - открытый, с участием всего политически активного населения страны, предполагающий состязательную борьбу претендентов
По обновленному избирательному законодательству прошли выборы народных депутатов СССР (1989 г) и РСФСР (1990 г) Избранный депутатский корпус уже не был подконтрольным, как ранее, партийным органам После формирования на основе демократических процедур вертикали Советов (съездов народных депутатов СССР и РСФСР, местных Советов) центр реальной политической власти начал стремительно перемещаться к ним Это заставило XXVIII съезд КПСС (июль 1990 г) высказаться за введение многопартийности и ликвидацию монополии компартии на политическую власть Данное решение лишало смысла сохранение существовавшей системы номенклатуры Поэтому партийный съезд признал целесообразным ее упразднить
Парторганизации Южного Урала ликвидировали свою номенклатуру кадров в конце 1990 - начале 1991 г При этом они пытались заменить жесткий номенклатурный подход в кадровой политике на демократические формы работы в этой сфере
Бюро Башкирского рескома КП РСФСР 19 февраля 1991 г упразднило номенклатуру должностей и установило новый порядок рассмотрения кадровых вопросов В рескоме теперь утверждались только кадры партийных работников, руководители партийных учреждений и печати В бюро рескома должны были представляться секретари горкомов, райкомов, партийных комитетов с правами райкомов, коммунисты-председатели гор- и райисполкомов Советов, секретари республиканского Союза демократической молодежи Башкирии Здесь рассматривались и рекомендовались для утверждения пленумом кандидатуры на должности заведующих отделами рескома и редакторы газет, учрежденных республиканской парторганизацией Бюро рескома утверждало работников рескома, партархива, заместителей редакторов газет и заведующих отделов партийной жизни, руководителей партгруппы в Верховном Совете БССР
Несмотря на ликвидацию номенклатуры, реском определил перечень должностей в республиканских органах государственной власти и управления, общественных организациях и творческих союзах, в отношении которых он намеревался выдвигать свои предложения по кандидатурам на замещение этих постов
Примерный перечень содержал 460 должностей Он включал руководство Верховного Совета и Совета Министров БССР, городских и районных Советов народных депутатов, ли-
деров профсоюзов и Союза демократической молодежи Башкирии, высшие чины КГБ, МВД, Минюста, прокуратуры, Госарбитража, Верховного Суда республики, министры, ректоры вузов, директора крупнейших производственных объединений.
Решение предусматривало собеседование в рескоме с коммунистами-руководителями, должности которых были включены в перечень после их избрания или назначения. Орготделу рескома поручалось фиксировать биографические данные на кадры этой категории. На каждого из них в реском представлялись справки-объективки.
Аналогично выглядела ситуация и в областях Южного Урала. Так, в Курганской областной парторганизации номенклатура кадров была отменена постановлением бюро обкома 15 октября 1990 г., в Оренбургской - 30 октября 1990 г. Как и в Башкирском рескоме, обкомы КПСС оставили за собой утверждение только партийных кадров. Они также определили круг должностей руководящих работников, в замещении которых намеревались принимать активное участие, рекомендуя свои кандидатуры из числа членов партии и беспартийных. В этот перечень вошли руководители советских, профсоюзных, комсомольских органов областей, начальники управлений исполкомов областных Советов, высшие чины милиции, госбезопасности, прокуратуры, юстиции, судов, директора крупных предприятий.
Таким образом, после упразднения номенклатуры должностей парторганизации Южного Урала лишились главного рычага участия в управлении политическими и экономическими процессами в регионе. Попытка заменить номенклатуру должностей подбором кадров и рекомендацией их на важнейшие посты в условиях многопартийности заранее была обречена на провал, так как теперь точка зрения партийных органов по конкретной кандидатуре не являлась обязательной для государственных и хозяйственных органов. А в условиях растущих в стране антикоммунистических настроений любая рекомендация со стороны организации КПСС имела для претендента на должность скорее отрицательное, чем положительное значение. Реально комитеты КПСС могли бы проводить угодных им кандидатов только на выборные должности и лишь тогда, когда они имели большинство своих сторонников на предприятиях, в учреждениях и органах власти, где проходили такие выборы. Однако, как показала практика работы Советов, подавляющее большинство в их составе коммунистов не означало безусловной поддержки ими политической линии парторганизации. После приостановки, а затем и запрета деятельности КПСС на территории РСФСР в августе - ноябре 1991 г. была окончательно ликвидирована основа для возможного возвращения к номенклатуре кадров как системе формирования политической элиты.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Подробно об этом и о трансформации номенклатуры ЦК КПСС см.: Крыштановская О. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту // Обществ, науки и современность. 1995. № 1. С.51-65.
2 Эти данные приведены в констатирующей части постановления Конституционного Суда РФ от 30 ноября 1992 г «По делу о проверке конституционности Указов Президента РФ от 25 августа 1991 г. № 79 "О приостановлении деятельности КП РСФСР", от 25 августа 1991 г. № 169 "О деятельности КПСС и КП РСФСР"». Доступ к статистической отчётности о номенклатуре ЦК КПСС пока закрыт.
3 ЦЦНИ 40. Ф.288. Оп.200. Д.270. Л.1; ЦГАОО РБ. Ф.122. Оп.221. Д.94. Л.26; ГАОПД КО. Ф.166. Оп.353. Д. 189. Л.2; ЦЦНИ ОО. Ф.371. Оп.97. Д.26. Л.25.
4 Там же.
5 ЦЦНИ ЧО. Ф.288. 0п.200. Д.270. Л.2.
6 Там же. Л.З.
7 Там же. Л. 197.
8 Там же. Л.213.
9 Там же. Ф.288. 0п.200. Д.8. Л.9.
10 ГАОПД КО. Ф.166. Оп.221. Д.94. Л.59-61.
11 ЦГАОО РБ. Ф.122. Оп.221. Д.94. Л.59-61.
12 ЦЦНИ 00. Ф.371. Оп.97. Д.26. Л.41-44.
13 ЦЦНИ ЧО. Ф.288. 0п.200. Д.8. Л.637-639.
14 Таблица составлена поданным номенклатуры обкомов КПСС. См.: ЦЦНИ ЧО. Ф.288.0п.200. Д.270. Л.1; Оп.202. Д. 19. Л.44; ЦЦНИ 00. Ф.371. Оп.97. Д.26. Л.25; Оп.97. Д.505. Л. 159; ГАОПД КО. Ф.166. Оп.353. Д.189. Л.1; Оп.361. Д.6. Л.7; ЦГАОО РБ. Ф.122. Оп.221. Д.94. Л.26; Оп.227. Д.83. Л.9.