Научная статья на тему 'Динамика представительства номенклатуры ЦК КПСС в региональной номенклатуре в 1953-1965 годах (на примере Молотовского (Пермского) обкома КПСС)'

Динамика представительства номенклатуры ЦК КПСС в региональной номенклатуре в 1953-1965 годах (на примере Молотовского (Пермского) обкома КПСС) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
229
35
Поделиться
Журнал
Технологос
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАРТИЙНАЯ НОМЕНКЛАТУРА / СОСТАВ / ЧИСЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белоногов Юрий Геннадьевич

Рассматривается партийная номенклатура как социальная группа в советский период, ее количественный и качественный состав, особенности функционирования

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Белоногов Юрий Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Динамика представительства номенклатуры ЦК КПСС в региональной номенклатуре в 1953-1965 годах (на примере Молотовского (Пермского) обкома КПСС)»

ББК Т3 (2Рос-4Пер)63 -3

Ю.Г. Белоногов

ДИНАМИКА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОМЕНКЛАТУРЫ ЦК КПСС В РЕГИОНАЛЬНОЙ НОМЕНКЛАТУРЕ В 1953-1965 ГОДАХ (НА ПРИМЕРЕ МОЛОТОВСКОГО (ПЕРМСКОГО) ОБКОМА КПСС)

В работах исследователей, специализирующихся на проблематике номенклатуры, понятие «номенклатура» имеет несколько распространенных и взаимосвязанных между собой трактовок. Во-первых, номенклатура понимается как властная группа, в которой были сконцентрированы основные рычаги управления советским обществом и государством, построенных на редистрибутивных отношениях. С помощью номенклатуры как политического института приводилась в действие вся нерыночная общественная система индустриального общества76.

Во-вторых, номенклатура трактуется и как конструируемая социальная реальность, включавшая в себя представителей наиболее значимых политических, социальных и профессиональных групп советского общества. Как социальный институт номенклатура также выполняла институционализирующие функции, определяя формы, границы и правила социальных взаимодействий, конструируя с помощью политикоправовых и экономических норм социальные группы в той форме, в какой это было необходимо для реализации советского проекта модерни-

77

зации .

Сама номенклатура не была однородным образованием, поскольку имела сложную внутреннюю структуру. Ее численный состав и должно-

76 Мохов В.П. Номенклатура как политический институт в истории советского общества второй половины ХХ века // Номенклатура и номенклатурная организация власти в России: Материалы интернет-конф., ноябрь 2003 - март 2004 г. / Перм. гос. техн. ун-т. Пермь, 2004. С. 33-36.

77 Подробней об этом см.: Дука А.В. Логика институционального дизайна: к обоснованию введения номенклатуры // Номенклатура и номенклатурная организация власти в России: Материалы интернет-конф., ноябрь 2003 - март 2004 г. Перм. гос. техн. ун-т. Пермь, 2004. С. 13-32; Кузнецова П.Ю. Сравнительный анализ социального состава номенклатуры обкома КПСС и регионального аппарата КПСС (1960-1985 гг.) (на примере Пермской области) // Номенклатура и номенклатурные практики в России: Материалы интернет-конф., февраль - апрель 2007 г.. Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2007. С. 230-231.

стное представительство постоянно менялись в зависимости от конкретной политической и экономической ситуации. В ней отчетливо выделялись как иерархические (центральный, региональный и местный) уровни, так и «отраслевые» структуры власти. Последние были представлены номенклатурами партийных и советских органов, общественных организаций, министерств и ведомств. В итоге номенклатура представляла собой сложную многослойную и многомерную сеть с «узловыми точками»

78

на каждом уровне и «вертикали» власти .

С точки зрения истории развития региональной номенклатуры научный интерес для исследователей продолжает представлять период 1950-х - 1960-х годов, когда под воздействием совокупности внутренних и внешних, объективных и субъективных факторов проходил сложный и противоречивый процесс трансформации советской общественнополитической системы. Необходимым аспектом изучения происходивших в данный период внутрисистемных изменений является пересмотр сложившихся при И.В. Сталине внутриноменклатурных взаимоотношений между Центром и регионами, для которых, как считают исследователи, были характерны тотальная централизация управления, создание многоканальной системы контроля деятельности региональных партийно-советских органов, жесткий порядок соподчинения высшей и регио-

79

нальной номенклатуры .

Целью данной работы является анализ основных тенденций в представительстве номенклатуры ЦК КПСС в номенклатуре регионального парткома в период «политической оттепели». Для этого предполагается проследить эволюцию численного состава региональной номенклатуры и номенклатуры ЦК КПСС в ней; определить зависимость количественных изменений в «региональной» составляющей номенклатуры ЦК КПСС от изменений политического курса высшего руководства страны; выявить качественные изменения во влиянии ЦК КПСС на региональные кадры.

В качестве case study выбрана номенклатура Молотовского (Пермского) областного комитета КПСС, включавшая в себя статусные должностные группы территории Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, которые ныне объединены в один субъект Российской Федерации - Пермский край. Данный территориальный выбор

78 Мохов В.П. Указ. соч. С. 37-38.

79 Коновалов А.Б. Партийная номенклатура Сибири в системе региональной власти (1945-1991). Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. С. 152.

объясняется возможностью анализа научной проблемы применительно к индустриально развитому региону. Но, несмотря на очевидные различия в приоритетах социально-экономического развития в регионах, применительно к данному историческому периоду исследователи все же отмечают наличие общего вектора политической эволюции для региональной номенклатуры как политического института советского общества.

Согласно данным табл. 1, общим вектором изменений стало существенное сокращение представительства номенклатуры ЦК КПСС в номенклатуре регионального парткома. В частности, за период 1953— 1965 годов численность номенклатуры ЦК КПСС в номенклатуре Моло-товского (Пермского) обкома КПСС сократилась в 2 раза (а по основной номенклатуре - 2,3), причем наибольшие показатели сокращения приходятся на вторую половину 1950-х годов. За период 1955—1956 годов общая численность сократилась в 3,4 раза, а по учетно-контрольной номенклатуре — 4,4 раза. Необходимо заметить, что это имело кратковременное, но принципиальное значение: только в 1956—1957 годы в составе представительства номенклатуры ЦК КПСС ее основная (утверждаемая Президиумом и Секретариатом ЦК КПСС) группа численно и пропорционально превосходила учетно-контрольную. В другие годы удельный вес основной номенклатуры варьировался в пределах всего 30—40 %.

Данные этой таблицы показывают, что очевидным рубежом резкого изменения численности номенклатуры ЦК КПСС в номенклатуре регионального парткома является середина 1950-х годов. Расширение компетенции региональных партийных органов в решении кадровых вопросов являлось не только результатом целенаправленного давления региональных парткомов на ЦК КПСС сразу же после смерти И.В. Сталина, но и результатом прагматичных соображений партийного лидера страны. Следует согласиться с мнением тех исследователей, кто связывает усиление влияния региональных партийных органов с укреплением режима личной власти самого Н.С. Хрущева80, поскольку в развернувшейся после смерти И. В. Сталина внутриэлитной борьбе за власть региональное партийное руководство активно выступило в поддержку политического курса главы партии. Правда, при довольно значительном сокращении общей численности представительства ЦК КПСС в региональной номенклатуре в 1956—1957 годах большая доля представителей номенклатуры ЦК КПСС вошла в ее основную (утверждаемую) часть.

80 Коновалов А.Б. Указ. соч. С. 116.

Таблица 1

Эволюция представительства номенклатуры ЦК КПСС в номенклатуре Молотовского (Пермского) ОК КПСС81

Даты Номенклатура ЦК КПСС Номенклатура ОК КПСС

всего в том числе всего в том числе

основная учетно- контроль- ная основная учетно- контроль- ная

чел. % чел. % чел. % чел. % чел. % чел. %

21.08. 1953 250 100 98 39,2 152 60,8 2971 100 1879 63,2 1092 36,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29.04. 1955 256 100 110 43 146 57 4020 100 2960 73,6 1060 26,4

17.08. 1956 76 100 43 56,6 33 43,4 3013 100 2567 85,2 446 14,8

29.08. 1957 79 100 48 60,8 31 39,2 1850 100 1471 79,5 379 20,5

30.12. 1958 75 100 22 29,3 53 71,7 1652 100 854 51,7 798 48,3

07.03. 1961 81 100 30 37 51 63 1537 100 725 47,2 812 52,8

24.04. 1962 100 100 30 30 70 70 1617 100 892 55,2 725 44,8

12.02. 1963 116 100 38 32,8 78 67,2 1515 100 932 61,5 583 38,5

09.03. 1965 122 100 42 34,4 80 65,6 1384 100 1028 74,3 356 25,7

Только с начала 1960-х годов фиксируется постепенный возврат со стороны ЦК КПСС утраченных позиций: за период 1958—1965 годов численность номенклатуры ЦК КПСС в номенклатуре обкома КПСС увеличилась с 75 до 122 должностей, т.е. более чем в 1,5 раза. Это сов-

81 Рассчитано по: ГОПАПО. Ф. 105. Оп. 20. Д. 61. Л. 78-111; Оп. 22. Д. 32. Л. 2759; Оп. 23. Д. 58. Л. 111-157; Оп. 24. Д. Д. 40. Л. 52-90; Оп. 25. Д. 68. Л. 54-88; Оп. 28. Д. 30. Л. 48-83; Оп. 29. Д. 34. Л. 81-123; Оп. 283. Д. 21. Л. 74-127; Ф. 7214. Оп. 1. Д. 15. Л. 200-229; Д. 209. Л. 76-119; Ф. 7215. Оп. 1. Д. 152. Л. 159-178.

пало с периодом резкого обострения взаимоотношений между

Н.С. Хрущевым и региональным руководством. Главным механизмом разрешения назревших противоречий стала реализация на рубеже 1950— 1960-х годов инициированной главой партии и государства политической реформы, направленной, кроме всего прочего, и на значительное ограничение влияния политической и административной ветвей элиты на региональном и местном уровне. В условиях разделения органов власти по производственному принципу представительство номенклатуры ЦК КПСС в промышленном обкоме было в 2,4 раза выше аналогичного показателя в сельском обкоме, а по утверждаемой Президиумом и Секретариатом ЦК КПСС номенклатуре — в 5,3 раза (табл. 2). Однако вернуться к количественным показателям периода «позднего сталинизма» (и даже «ранней оттепели») Н.С. Хрущеву так и не удалось.

Таблица 2

Сравнительный анализ представительства ответственных работников Пермского промышленного и сельского областных комитетов КПСС в номенклатуре ЦК КПСС82

Даты Номенклатура промышленного обкома КПСС Номенклатура сельского обкома КПСС

основ- ная учетно- контроль- ная итого основ- ная учетно- контроль- ная итого

12.02.1963 32 50 82 6 28 34

30.06.1964 36 48 84 Нет данных

Динамика общего сокращения численности характерна не только для представительства ЦК КПСС, но и для самой региональной номенклатуры в 1953—1964 годы. В период «позднего сталинизма» наблюдается увеличение численного состава региональной номенклатуры: если на

1.07.1950 общая численность номенклатуры обкома партии насчитывала 3725 должностей, то на 1.01.1953 — 4185, причем наибольший прирост прослеживался в количественном и процентном соотношении по линии основной (утверждаемой) номенклатуры. Необходимость улучшения управляемости номенклатурой со стороны партийных комитетов как органов политической администрации позволяет объяснить выход закры-

82 Источники: ГОПАПО. Ф. 7214. Оп. 1. Д. 15. Л. 200-229; Д. 105. Л. 50-88; Д. 209. Л. 76-119; Ф. 7215. Оп. 1. Д. 152. Л. 159-178.

того постановления ЦК КПСС от 16 июля 1953 года, которое обязывало региональные парткомы сократить численность утверждаемой номенклатуры должностей83. В соответствии с постановлением Молотовского ОК КПСС от 21 августа 1953 года общая численность номенклатуры данного парткома сокращалась примерно на четверть (с 3992 должностей на 1 июля 1953 года до 2971)84.

Однако взятый в 1954 году курс на резкое увеличение производства зерна диктовал необходимость «усиления партийного руководства сельским хозяйством», что, в строгом соответствии с традицией, означало неизбежное увеличение численности подлежащих номенклатурному контролю кадров. Постановление февральско-мартовского Пленума ЦК КПСС обязывало включить в состав номенклатуры обкомов, крайкомов и ЦК компартий союзных республик должности председателей колхо-зов85. Как итог, за второе полугодие 1954 года по апрель 1955 года общая численность номенклатуры обкома увеличилась на 47,1 % (с 2733 до 4020 должностей), а численность основной номенклатуры - на 78 % (с 1666 должностей до 2960). Прежде всего это было достигнуто за счет включения в основную номенклатуру обкома КПСС по линии сельскохозяйственного отдела более 1300 должностей председателей колхозов.

Под настойчивым давлением «с мест» с конца 1955 года постепенно начинается процесс сокращения общей численности региональной номенклатуры. Если на 1.01.1956 в составе номенклатуры Молотовского обкома КПСС насчитывалось 3919 номенклатурных должностей, то на 1.08.1956 - 3013. Выполняя очередное закрытое постановление ЦК КПСС об «упорядочивании количественного состава» региональной номенклатуры, бюро Молотовского обкома партии своим решением от 29 августа 1957 года сократило численность своей номенклатуры на 1163 должности (38,6 %), причем наибольшие количественные показатели сокращения приходятся на основную номенклатуру. Принятое 30 декабря 1958 года постановление бюро Пермского ОК КПСС исключило

83 Ссылку на данное постановление см.: ГОПАПО. Ф. 105. Оп. 20. Д. 61. Л. 56—57.

84 Примечательно, что проект данного постановления предусматривал общее сокращение численности номенклатуры на 32 % (с 3992 до 2708 должностей), в том числе по основной номенклатуре — на 38,5 % (с 2663 до 1611 должностей), а по учетноконтрольной — всего на 20 % (с 1369 до 1097). См.: ГОПАПО. Ф. 105. Оп. 20. Д. 105. Л. 72.

85 О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель: Постановление Пленума ЦК КПСС. 2 марта 1954 г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 9-е, доп. и испр. Т. 8. М., 1985. С. 389.

из основной номенклатуры 294 должности, перевело 486 должности в учетно-контрольную номенклатуру, которая, в свою очередь, также сокращалась на 94 единицы86. При почти стабильном последующем снижении общая численность региональной номенклатуры на 9.03.1965 составила (в сравнении с данными на 1.01.1956) всего 35 %.

В то же время для 1950-х - начала 1960-х годов характерна синхронность в динамике регулирования численного состава региональной номенклатуры и номенклатуры ЦК КПСС (см. табл. 1). Так, предпринятые в 1954 году преобразования в области сельского хозяйства способствовали увеличению численности не только региональной номенклатуры, но и представленной в ней номенклатуры ЦК КПСС. Определенная синхронность наблюдается и при последующем сокращении их численного состава со второй половины 1955 года до конца 1950-х годов, а также незначительном его увеличении в 1961-1962 годах. Согласно нашим подсчетам по табл. 1, в целом за период с 21.08.1953 по 9.03.1965 численность всей номенклатуры ЦК КПСС в номенклатуре обкома КПСС сократилась в 2 раза, а общая численность номенклатуры регионального парткома - в 2,1 раза (по сравнению с 1.01.1953 - в 3 раза).

Как показывают исследования В.П. Мохова и П.Ю. Кузнецовой, в последующий период советской истории, на протяжении второй половины 1960-х - первой половины 1980-х годов, численность должностей номенклатуры ЦК КПСС по Пермской области несколько снизилась. Так, на 22.03.1966 численность номенклатуры ЦК КПСС в составе Пермского обкома КПСС составила 95 человек, на 30.08.1966 - уже 115, на 31.03.1972 - 89, на 30.03.1977 - 92, на 9.09.1986 - 96. При этом доминирующие позиции (61,1-83,7 %) занимала учетно-контрольная часть номенклатуры ЦК КПСС. Если показатель численности номенклатуры ЦК КПСС оставался практически стабильным, то численность должностей номенклатуры Пермского обкома КПСС за аналогичный период постоянно увеличивалась. По подсчетам П. Ю. Кузнецовой, на протяжении 1966-1986 годов численный состав номенклатуры вырос с 1500 до

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

87

2097 должностей, т.е. увеличился почти в 1,5 раза .

86 ГОПАПО. Ф. 105. Оп. 25. Д. 68. Л. 42-43.

87 Подробней см.: Кузнецова П.Ю. Сравнительный анализ социального состава номенклатуры обкома КПСС и регионального аппарата КПСС (1960-1985 гг.) (на примере Пермской области) // Номенклатура и номенклатурные практики в России: Материалы интернет-конф., февраль - апрель 2007 г. Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2007. С. 232; Мохов В.П. Региональная политическая элита России (1945-1991 гг.). Пермь: Кн. изд-во, 2003. С. 216-219.

С точки зрения проблематики исследования, представляется чрезвычайно важным выяснить, за счет каких должностных групп шло постепенное ослабление контроля ЦК КПСС над региональной номенклатурой.

Прежде всего, к номенклатуре ЦК КПСС по Молотовскому обкому КПСС до 1953 года причислялась группа руководящих партийных работников. К таковой относились должности не только секретарей и заведующих отделами (секторами), председателя партийной комиссии и шифровальщиков обкома КПСС, но и всех первых секретарей окружного, городских и районных партийных комитетов, парторгов ЦК КПСС на промышленных предприятиях, шахтах и стройках, заместителей директоров по политчасти ряда лесозаготовительных трестов.

ЦК КПСС включал в свою номенклатуру и руководящий состав органов государственной власти. К данной группе относились должности председателя исполкома областного Совета депутатов трудящихся и его заместителей, начальников областных управлений и заведующих отделами облисполкома, всех председателей исполкомов окружного, городских и районных Советов депутатов трудящихся.

К третьей группе номенклатурных работников, кадровые перемещения которых проходили под контролем ЦК КПСС, относились представители силовых структур. Данная группа была представлена руководящими работниками аппарата областного и городского управлений МВД, начальниками управлений и политотделов ИТЛ, прокурором области, начальником областного суда.

Четвертой группой работников номенклатуры обкома партии, входивших в номенклатуру ЦК КПСС, являлись руководители тех властных органов, которые напрямую проводили экономическую политику Центра на местах. В эту группу входили управляющий областной конторой Госбанка, областной и районные уполномоченные Министерства заготовок, председатель правления союза потребительских обществ области.

Кадровый контроль ЦК КПСС распространялся также на руководителей областных общественных организаций (всех секретарей обкома ВЛКСМ), ректоров и заведующих кафедрами общественных дисциплин вузов; ответственного редактора областной газеты «Звезда».

Наконец, последней «отраслевой» группой номенклатуры обкома, входившей в структуру номенклатуры ЦК КПСС, являлись хозяйственные руководители. К таковым относились директора и главные специалисты ведущих предприятий и комбинатов области. Вполне очевидно,

что к началу «оттепели» высший партийный орган за счет кадровых назначений держал под контролем все ключевые нити политической,

административной и экономической власти на областном и местном

88

уровне .

При замене номенклатурного работника ЦК ВКП(б) региональный партком должен был отчитываться подробным объяснением о мотивах кадровых перестановок. Примером существовавшей в «сталинский период» бюрократической процедуры может служить записка в Комитет Партийного контроля при ЦК КПСС от заместителя заведующего отделом партийных, профсоюзных и комсомольских органов Молотовского обкома КПСС И. Сигова по поводу снятия с должности первого секретаря Карагайского райкома ВКП(б) Д.В. Мельникова. Решением Молотов-ского обкома ВКП(б) от 25 апреля 1952 года Д.В. Мельников был снят с работы с объявлением строгого выговора с занесением в учетную карточку за «примиренческое отношение к расхитителям колхозного добра и непринятие мер к ликвидации в колхозах массовых нарушений Устава сельскохозяйственной артели, а также поверхностное руководство колхозами». К копии постановления прилагалась и обширная характеристика на бывшего первого секретаря Карагайского райкома партии89.

Сравнительный анализ списков номенклатур ЦК КПСС и Молотов-ского (Пермского) ОК КПСС показывает, что по аппарату обкома КПСС уже с 1956 года из основной в учетно-контрольную номенклатуру ЦК КПСС переводятся должности заведующих отделами и секторами обкома, председателя партийной комиссии.

В 1953 году из основной, а в 1956 году и из учетно-контрольной номенклатуры ЦК КПСС уже полностью выводятся должности первых секретарей городских и районных партийных комитетов. Правда, переписка обкома партии с отраслевыми отделами ЦК КПСС в конце 1950-х годов свидетельствует о том, что высший партийный орган был в курсе местных кадровых назначений и в рамках определенных кампаний «исправлял» решения обкома. В частности, в связи с упразднением Усольского района в 1959 году бюро Пермского обкома КПСС приняло решение перевести работавшего с 1953 года в должности первого секретаря данного райкома КПСС В. А. Кузнецова на должность председателя Березниковского райисполкома. Однако в связи с начавшимся обсужде-

88 Данные должностные группы выделены по: ГОПАПО. Ф. 105. Оп. 18. Д. Д. 40. Л. 35—38, 40—41.

89 ГОПАПО. Ф. 105. Оп. 20. Д. 137. Л. 54.

нием введения принципа принудительной сменяемости руководящих кадров эта кандидатура в ЦК КПСС вызвала возражение на том основании, что В.А. Кузнецов ранее уже два срока подряд занимал должность председателя Усольского райисполкома90.

С 1953 года из номенклатуры ЦК КПСС полностью переходят в номенклатуру обкома КПСС должности председателей исполкомов районных и городских Советов, заместителей председателя облисполкома. Исключение первоначально составляют только партийные и советские руководители Коми-Пермяцкого автономного округа и г. Молотова (как города республиканского значения). Однако уже с 1956 года должность председателя исполкома Коми-Пермяцкого окружного Совета депутатов трудящихся полностью переходит в номенклатуру обкома, а должности первого секретаря Коми-Пермяцкого окружкома, председателя Моло-товского горисполкома переходят из основной в учетно-контрольную номенклатуру ЦК КПСС. В 1958 году это происходит и с должностями первого секретаря Пермского горкома КПСС и первого секретаря Пермского обкома ВЛКСМ.

На протяжении 1956—1958 годов из состава основной номенклатуры ЦК КПСС полностью переходят в структуру номенклатуры обкома КПСС должности заведующих кафедрами марксизма-ленинизма, политэкономии, диалектического и исторического материализма пермских вузов, начальников большинства областных управлений и отделов Пермского облисполкома. В 1958 году должности начальников управлений ИТЛ МВД, начальника областного УВД, председателя областного суда, заместителей председателя и начальников отраслевых управлений Пермского Совета народного хозяйства и директоров крупных промышленных предприятий переходят из основной в учетно-контрольную номенклатуру ЦК КПСС.

Однако в 1961 году наблюдается небольшое увеличение численности как номенклатуры ЦК КПСС в целом, так и ее утверждаемой на Президиуме и Секретариате ЦК КПСС части. В этом году должности заместителей председателя СНХ, начальника областного УВД и первого секретаря Пермского горкома партии переводятся из учетно-контрольной в основную номенклатуру ЦК КПСС. Одновременно в составе номенклатуры ЦК КПСС с конца 1950-х годов появляются новые должности председателя областной плановой комиссии, начальника областного статистического управления и руководителя Пермской группы контролеров

90 См.: ГОПАПО. Ф. 105. Оп. 26. Д. 99. Л. 202.

при комиссии советского контроля Совета Министров РСФСР. Однако наибольшее увеличение численного состава номенклатуры ЦК КПСС связано с административно-управленческой реформой 1962 года: в составе учетно-контрольной номенклатуры ЦК КПСС появляются должности секретарей парткомов (первоначально - парторгов обкома) и начальников производственных колхозно-совхозных управлений. Структура номенклатуры ЦК КПСС по Пермской области в 1965 году никаких принципиальных изменений не претерпела.

Предпринятое сокращение численности номенклатуры ЦК КПСС в составе региональных парткомов означало постепенную ликвидацию подконтрольных высшей партийной инстанции должностных институтов, дублировавших на местах функции регионального партийного аппарата. К таковым структурам, фактически не подчинявшимся местным парткомам, относились должности парторгов ЦК КПСС на предприятиях оборонной промышленности (шахтах, стройках), начальников политотделов ИТЛ МВД, заместителей директоров хозяйственных организаций по политчасти.

Как убедительно показал на материалах Сибири А.Б. Коновалов, в период «позднего сталинизма» парторги ЦК ВКП(б) крупных предприятий, прикрываясь своим высоким статусом, нередко саботировали распоряжения региональных парткомов об отзыве квалифицированных специалистов на партийную работу. В его монографии приводятся примеры, когда при оформлении персональных дел работников для представления на бюро обкома партии парторги ЦК ВКП(б) запрещали коммунистам являться в обком ВКП(б), отказывались давать партийные характеристики на данных коммунистов, мотивируя тем, что они не согласны отпускать их с заводов91.

Архивные материалы по Пермской области также позволяют утверждать, что отношения между парторгами ЦК ВКП(б) и представителями местного партийного аппарата были сложные и противоречивые. Несмотря на то, что кандидатуры на номенклатурные должности парторгов подбирались обкомом из местных кадров, тем не менее, в своей практической деятельности они были достаточно независимы от территориальных парткомов. На февральском (1953) пленуме Молотовского обкома КПСС секретарь Боровского горкома партии Масленникова жаловалась: «На целом ряде парторганизаций городов есть парторги ЦК. Мы знаем, что парторг ЦК - это крупная солидная фигура, но мы должны с ними

91 Коновалов А.Б. Указ. соч. С. 79.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

работать, а мы... мало требуем, и обком партии также никакой работы не

92

ведет с парторгами ЦК» .

После смерти И. В. Сталина в Молотовский обком КПСС стали поступать от местных парткомов просьбы об увеличении численности штатных партийных работников непосредственно на ведущих промышленных предприятиях и стройках. Главной целью данных обращений являлось стремление утвердить на «статусных» промышленных объектах своих партийных работников, призванных не только ограничить фактическую независимость представителей ЦК КПСС, но и напрямую проводить на местах политику территориальных парткомов. Примечательно, что данные просьбы сопровождались и критикой в адрес парторгов ЦК КПСС за их функциональную беспомощность в вопросах партийной работы. Так, в письме от 9 мая 1953 года секретарь Соликамского горкома КПСС просил возбудить ходатайство перед ЦК КПСС об утверждении на местном магниевом заводе штатной единицы заместителя секретаря партбюро на том основании, что «один освобожденный работник - парторг ЦК КПСС - не в состоянии охватить весь объем партийнополитической и партийно-организационной работы завода»93.

При этом представители областного партийного комитета поддерживали ходатайства о ставках тех категорий партийных работников, которые будут находиться на бюджете областного или местных парткомов и входить в их номенклатуру. Так, первый секретарь Лысьвенского горкома КПСС Г. Ракланов в записке от 17 апреля 1953 года просил руководство обкома поставить вопрос о создании на местном турбогенераторном заводе парткома и утверждении ставки парторга ЦК КПСС. Интерес представляет корректирующая данную просьбу резолюция секретаря обкома КПСС: «Надо просить освобожденного секретаря пер-

94

вичной парторганизации» .

Обобщенные «просьбы с мест» стали действенным рычагом давления на высшую партийную инстанцию. Согласно постановлению ЦК КПСС от 22 июля 1953 года, на 30 предприятиях и шахтах Молотовской области были упразднены должности парторгов ЦК КПСС, взамен которых были введены 19 должностей освобожденных секретарей первичных парторганизаций. Руководство регионального парткома в своем обращении в ЦК КПСС от 2 августа того же года просило выделить еще

92 ГОПАПО. Ф. 105. Оп. 20. Д. 2. Л. 73.

93 ГОПАПО. Ф. 105. Оп. 20. Д. 122. Л. 27.

94 Аналогичные примеры см.: ГОПАПО. Ф. 105. Оп. 20. Д. 122. Л. 11, 13, 66, 69.

11 ставок штатных секретарей первичных парторганизаций для оставшихся предприятий и шахт. Их отсутствие, как отмечалось в документе, «ставит в серьезное затруднение организацию партийно-политической работы на этих предприятиях». Примечательно, что также предлагалось сохранить бывшим парторгам (а ныне — секретарям первичных парторганизаций) прежние (т. е. более высокие) оклады заработной платы95.

С точки зрения регионального партийного аппарата, именно должности освобожденных секретарей первичных парторганизаций, входившие в штат регионального или местных парткомов, были призваны стать его главной опорой непосредственно на производстве. Укрепление низового звена местной партийной вертикали власти позволяло региональному руководству более эффективно осуществлять в массах внутриполитический курс. Одновременно предпринятое уже в начале «политической оттепели» (1953—1956) значительное сокращение и упразднение института парторгов ЦК КПСС (как и института начальников политотделов) на важнейших производственных объектах способствовало как расширению контролирующих функций регионального партийного аппарата, так и превращению его в полноценного представителя политической администрации на местах.

Для анализа произошедших в период «политической оттепели» иных изменений в структуре номенклатуры ЦК КПСС по Молотовскому (Пермскому) обкому партии рассмотрим динамику показателей удельного веса работников ЦК КПСС по отраслевым отделам регионального парткома (табл. 3). В течение данного периода распределение представителей номенклатуры ЦК КПСС не носило равномерного характера. Если по показателю общей численности работников номенклатуры ЦК КПСС на 29.04.1955 исключительно лидирующие позиции занимал отдел партийных органов (29,7 %), на 17.08.1956 — отдел строительства и стройматериалов и промышленно-транспортный отдел (по 19,7 %), то с 1957 по 1962 год — только промышленно-транспортный отдел, имея в своем составе 20—25 % всех представителей номенклатуры ЦК КПСС. В связи с началом проведения с ноября 1962 года административноуправленческой реформы в структуре промышленного и сельского обкомов КПСС наибольшее число работников номенклатуры ЦК КПСС было сосредоточено в отделах партийных органов (21,6 %), а при реализации с марта 1965 года масштабных преобразований в сфере сельского хозяйства — в сельскохозяйственном отделе (22,1 %).

95 ГОПАПО. Ф. 105. Оп. 20. Д. 123. Л. 1, 65.

Таблица 3

Удельный вес номенклатуры ЦК КПСС по отраслевым отделам Молотовского (Пермского) обкома КПСС (в %)96

Отраслевые отделы обкома 29.04.1955 17.08.1956 29.08.1957 30.12.1958

1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3

Аппарат обкома КПСС 8,8 16,3 1,4 15,8 11,6 21,2 15,2 10,4 22,6 17,3 22,7 15,1

Отдел партийных органов 29,7 6,4 47,3 15,8 9,3 24,2 15,2 8,3 25,8 14,7 4,5 18,7

Отдел пропаганды и агитации 0,8 0,9 0,7 10,5 7,0 15,6 10,1 6,25 16,1 8,0 9,1 7,5

Отдел науки и культуры 5,9 7,3 4,8 Отсутствуют в структуре обкома КПСС

Отдел школ и вузов 2,0 1,8 2,1

Сельскохо- зяйственный отдел 2,7 1,8 3,4 2,6 4,6 0 2,5 2,1 3,2 2,7 4,5 1,9

Промыш- ленно-транс- портный отдел 17,6 17,3 17,8 19,7 34,9 0 22,8 37,5 0 25,3 18,2 28,3

Отдел адми-нистратив-ных и торго-во-финансо-вых органов 13,3 23,6 5,5 15,8 27,9 0 15,2 25 0 14,7 18,2 13,2

Отдел строительства и стройматериалов 4,3 6,4 2,7 19,7 4,7 39,4 19,0 10,4 32,3 8,0 0 11,3

96 Рассчитано по источникам к табл. 1.

Отрасле- вые отделы обкома 29.04.1955 17.08.1956 29.08.1957 30.12.1958

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3

Отдел оборонной промыш- ленности 9,8 9,1 10,3 Отсутствует в структуре обкома КПСС 9,3 22,7 3,8

Отдел лесной и бумажной промышленности 6,25 9,1 4,1 Отсутствует в структуре обкома КПСС

Другие отделы 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Отрасле- вые отделы обкома 07.03.1961 24.04.1962 10.02.1963 09.03.1965

1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3

Аппарат обкома КПСС 17,3 16,7 17,6 15,0 16,7 14,3 18,1 2,01 16,7 13,9 11,9 15,0

Отдел партийных органов 13,6 6,7 17,6 18,0 10,0 21,4 21,6 10,5 26,9 8,2 7,1 8,8

Отдел пропаганды и агитации 1,2 3,3 0 7,0 3,3 8,6 В составе идеологических отделов обкомов 0,8 2,4 0

Отдел вузов, школ и культуры (с 1965 г. -отдел науки и учебных заведений) 7,4 6,7 7,8 6,0 6,7 5,7 5,2 7,9 3,8 4,9 4,8 5,0

Отрасле- вые отделы обкома 07.03.1961 24.04.1962 10.02.1963 09.03.1965

1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3

Сельскохозяйствен-ный отдел 2,5 3,3 1,7 8,0 0 11,4 9,5 0 14,1 22,1 4,8 31,3

Промышленно-транспортный отдел 24,7 26,7 23,5 20,0 26,7 17,1 17,2 18,4 16,7 12,3 14,3 11,3

Отдел ад-министра-тивных и торговофинансовых органов 14,8 16,7 13,7 12,0 16,7 10,0 14,7 18,4 12,8 10,7 11,9 10,0

Отдел строительства и стройматериалов 9,9 0 15,7 4,0 0 5,7 6,9 2,6 9,0 5,7 11,9 2,5

Отдел оборонной промышленности 8,6 20,0 2,0 7,0 20,0 1,4 6,9 18,4 1,3 7,4 16,7 2,5

Отдел лесной и бумажной промышленности Отсутствует в структуре обкома КПСС 4,0 0 5,7 5,2 2,6 6,4 4,9 2,4 6,3

Другие отделы 0 0 0 0 0 0 2,5 0 3,8 6,6 4,8 7,5

Примечания: 1 — удельный вес в общей численности номенклатуры ЦК КПСС; 2 — удельный вес в составе номенклатуры, утверждаемой Президиумом и Секретариатом ЦК КПСС; 3 — удельный вес в составе учетно-контрольной номенклатуры ЦК КПСС.

Несколько изменилась конфигурация некоторых отраслевых структур номенклатуры обкома. Прежде всего, за период 1955—1965 годов практически в 2 раза (с 8,8 до 18,1 %) вырос общий удельный вес работников аппарата обкома (секретари, заведующие отделами, председатель партийной комиссии) среди всех представителей номенклатуры ЦК КПСС в региональном парткоме. Доля представителей союзной номенклатуры по отделу партийных органов, включавшего в себя работников местного партийного и советского аппарата и областных общественных организаций, последовательно снижалась на протяжении 1955—1961 годов с 29,7 до 13,6 %, затем в течение двух лет выросла до 18—21,6 %, но к началу 1965 года снизилась до 8,2 %.

Общий удельный вес работников номенклатуры ЦК КПСС в составе отдела административных и торгово-финансовых органов, включавшего в себя областных руководителей силовых и карательных ведомств (государственной безопасности, суда, прокуратуры, правоохранительной системы), оставался примерно на одном уровне 13—15 %. Данный показатель был значительно выше по промышленно-транспортному отделу (17—25 %). Правда, после отставки Н.С. Хрущева показатели по этим отделам несколько снизились. Общая численность представителей номенклатуры ЦК КПСС по другим отделам обкома (кроме отдела строительства и стройматериалов в 1956—1957 годах) в течение изучаемого периода была крайне незначительна.

Данные табл. 3 позволяют также сделать вывод о том, какие должностные группы в региональном парткоме оставались крайне значимыми для ЦК КПСС. Утверждаемые на Президиуме и Секретариате ЦК КПСС региональные работники в основном входили в состав отдела административных и торгово-финансовых органов, промышленно-транспортного отдела, аппарата обкома, с 1958 года — отдела оборонной промышленности. Если в структуре номенклатуры 1955—1957 годов безоговорочно лидирующие позиции занимали первые два отдела, чья совокупная доля составляла более 40—60 %, то с 1958 года — аппарат обкома и отдел оборонной промышленности (по 22,7 %). В первой половине 1960-х годов (кроме 1963 года) первенство принадлежало промышленно-транспортному отделу и отделу оборонной промышленности, которые включали в себя руководителей аппарата регионального СНХ, директоров и главных специалистов ведущих промышленных предприятий области. Их совокупная доля в данный период составляла 46,7—31 %.

Как правило, по всем указанным отделам удельный вес работников, утверждаемых ЦК КПСС, превосходил показатель по общей численности, причем в 1956—1957 годах в промышленно-транспортном отделе и отделе административных и торгово-финансовых органов вообще не было работников учетно-контрольной номенклатуры ЦК КПСС.

В целом приведенные данные косвенно подтверждают выводы исследователей об изменении со второй половины 1950-х годов приоритетов ЦК КПСС в региональной номенклатуре: представительство ЦК КПСС (особенно по утверждаемой Президиумом и Секретариатом ЦК КПСС номенклатуре) эволюционировало от партийно-государственного характера к отчетливо выраженному партийно-хозяйственному. При этом абсолютное большинство хозяйственных кадров были связаны

97

с индустриальным сектором народного хозяйства .

Как уже отмечалось, после смерти И.В. Сталина региональное руководство начало оказывать целенаправленное давление на ЦК КПСС с целью сокращения его представительства в региональной номенклатуре. В научной литературе уже описаны широко распространенные практики ЦК компартий союзных республик, министерств и ведомств по выводу из-под контроля ЦК КПСС кадровых назначений по ряду должно-

98

стных групп .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует отметить, что Молотовский областной партийный комитет в стремлении уменьшить влияние ЦК КПСС в своей номенклатуре предлагал вообще упразднить ряд ключевых для высшего партийного комитета должностей. Интерес представляет записка заместителя заведующего отделом парторганов ОК КПСС Ю. Гаврилова (1956 год) о необходимости упразднения областного совета профсоюзов, председатель которого с этого года входил в учетно-контрольную номенклатуру ЦК КПСС. В справке отмечалось, что в системе профсоюзных организаций областной совет является дублирующей ВЦСПС и ЦК профсоюзов надстройкой без влиятельных властных полномочий в кадровых и финансовых вопросах. «Ни одного вопроса, касающегося работы низовой профсоюзной организации, областной совет решить не может без ведома ЦК профсоюза, — отмечалось в справке. — Контроля и координации действий районных и низовых профсоюзных организаций облсовпроф не осуществляет, ибо они подчинены непосредственно райкомам, обко-

97 Мохов В.П. Региональная политическая элита России (1945—1991 гг.). Пермь: Кн. изд-во, 2003. С. 118—120.

98 Там же. С. 137—139.

мам и ЦК профсоюзам. Оказать им практической помощи в работе обл-профсовет не в состоянии, так как его аппарат небольшой и не может знать специфики работы всех отраслей промышленности... Постановления облсовпрофа никого ничему не обязывают и в абсолютном большинстве до низовых профорганизаций не доходят. Облпрофсовет и его аппарат по положению ни за что не отвечают». Предложение об упразднении областного совета профсоюзов, как отмечалось в справке, неоднократно поднималось на партийных собраниях и на пленумах обкома. Правда, сохранение в структуре номенклатуры ЦК КПСС должности председателя областного совета профессиональных союзов свидетельствовало о том, что данная просьба так и не была удовлетворена .

В то же время стремление региональных парткомов сократить удельный вес ЦК КПСС в своей номенклатуре ограничивалось объективными обстоятельствами, а именно прямой зависимостью политического статуса регионального или местного парткома от наличия в своей номенклатуре представителей номенклатуры ЦК КПСС, с которыми, следовательно, не желательно было вступать в откровенно конфликтные отношения. Поэтому работники, входившие в основную номенклатуру ЦК КПСС, на учете в региональных и местных партийных комитетах были «на особом счету», что позволяло им проявлять определенную «независимость». В частности, на XIV Молотовской городской партийной конференции (15-16 октября 1954 года) бюро горкома партии было подвергнуто острой критике за крупные недостатки в деле подбора, расстановки и воспитания кадров, представлявших номенклатуру ЦК КПСС: «Бюро и секретари горкома принизили требовательность к руководящим кадрам, в ряде случаев примиренчески относились к руководителям, не выполняющим партийных решений, допускающим нарушения партийной и государственной дисциплины». А в 1956 году на VII областной партийной конференции первый секретарь Молотовского ГК КПСС Б.В. Коноплев ответным образом критиковал уже бюро обкома партии за «чрезмерно терпеливое отношение» к номенклатурным работникам ЦК КПСС, которые «проваливают дело»100.

Высокий статус представителя ЦК КПСС объективно предоставлял его носителю определенный «иммунитет». Однако региональный партком был вынужден считаться с «неприкосновенностью» номенклатурного работника уровня ЦК КПСС до определенных пределов. Региональ-

99 ГОПАПО. Ф. 105. Оп. 23. Д. 91. Л. 21-22.

100 ГОПАПО. Ф. 105. Оп. 21. Д. 153. Л. 187-188, 210; Оп. 23. Д. 119. Л. 140.

ное руководство в некоторых случаях использовало практику различного рода наказаний «зарвавшихся» (как правило, хозяйственных) работников номенклатуры ЦК КПСС. Поскольку такие работники входили в номенклатуру и обкома, и местных парткомов, являлись членами выборных бюро парткомов, то в арсенале местных парткомов было достаточно средств воздействия на них. Чаще всего использовался метод наложения партийных взысканий, самым мягким из которых было предупреждение номенклатурного работника. Так, секретариат Молотовского обкома КПСС 26 мая 1953 года принял в отношении председателя областного союза потребительских обществ П. А. Мошкина постановление с весьма характерной формулировкой: «За допущенное 2 мая 1953 года пьянство указать П. А. Мошкину на недостойное для члена КПСС поведение и предупредить его, что при повторении таких позорных поступков он будет снят с руководящей работы и привлечен к строгой партийной ответственности»101.

Относительная мягкость наказания имела профилактический характер и давала возможность нарушителю исправить допущенные ошибки. В другом случае бюро Пермского обкома КПСС 28 июня 1960 года вынесло решение «строго предупредить директора Александровского машиностроительного завода Блинова за допущенные серьезные недостатки по руководству предприятием и потребовать незамедлительного их 102

устранения» .

В случае совершения номенклатурным работником серьезных нарушений, ставших поводом для разбирательства со стороны компетентных органов, региональный партком накладывал более строгие взыскания. Так, постановление бюро Пермского (промышленного) обкома КПСС от 27 июля 1963 года объявило директору НИИ-130 А.М. Секали-ну выговор с занесением в учетную карточку за «низкий уровень технологической и производственной дисциплины в НИИ-130, что привело к неоднократным авариям на опытном производстве, а также за неправильное поведение в быту». Несколько позднее то же бюро наложило аналогичное взыскание на директора завода им. Ленина В.Н. Лебедева (обе должности входили в утверждаемую номенклатуру ЦК КПСС) за «нарушение указаний ЦК КПСС и Совета Министров СССР, выразив-

101 ГОПАПО. Ф. 105. Оп. 20. Д. 115. Л. 19.

102 ГОПАПО. Ф. 105. Оп. 27. Д. 38. Л. 61.

шееся в допущении излишеств на строительство Дома культуры и хоккейного стадиона без соответствующего разрешения»103.

Наложение серьезных партийных взысканий (строгих выговоров с занесением в учетную карточку) являлось достаточным основанием для регионального парткома, чтобы без длительного согласования с ЦК КПСС снять провинившегося работника с занимаемой должности. Как правило, освобождение номенклатурного работника ЦК КПСС от занимаемой должности было результатом разбирательств по «поступившим сигналам». Так, постановление бюро Пермского (промышленного) обкома КПСС от 8 августа 1964 года освободило Г.И. Степанова от обязанностей председателя областного (промышленного) Совета профессиональных союзов. Партийной комиссии при обкоме было поручено

104

проверить «поступившие сигналы о его неправильном поведении» .

Об одном из основных обвинений в адрес представителей основной номенклатуры ЦК КПСС в 1950-е годы свидетельствуют весьма характерные формулировки «за злоупотребление служебным положением и серьезные недостатки в руководстве», «как не обеспечившего руководства», «за подлог и обман партии»105.

Самый неординарный пример связан с начальником Молотовского областного управления сельского хозяйства В. А. Антоновым, назначенным на данную должность решением ЦК КПСС и Министерством сельского хозяйства РСФСР. Согласно справке о его деятельности, с первых же дней пребывания в области В. А. Антонов «повел линию на отказ от работы». Это объяснялось нежеланием обкома партии выполнять «ничем не обоснованные» условия совмещения своей должности с должностью заместителя председателя облисполкома и получения по советской линии более значительного материального вознаграждения. Необходимо заметить, что, давая В.А. Антонову такое обещание, работники Министерства основывались на практике его предшественника на этом посту (впоследствии данная практика будет возрождена в конце 1950-х годов).

В ответ В. А. Антонов даже предпринял меры, чтобы легальным путем уйти с работы и выехать за пределы области. Воспользовавшись поощряемой и инициируемой установками Центра практикой мобилизаций работников номенклатуры для «укрепления отстающих участков работы», он подал заявление о направлении его в экономически слабый кол-

103 ГОПАПО. Ф. 7214. Оп. 1. Д. 18. Л. 28—29, 114.

104 ГОПАПО. Ф. 7214. Оп. 1. Д. 105. Л. 206.

105 ГОПАПО. Ф. 105. Оп. 22. Д. 34. Л. 29—30; Д. 23. Д. 38. Л. 17; Оп. 26. Д. 30.

Л. 91—92, Д. 44. Л. 90; Оп. 29. Д. 38. Л. 64; Д. 42. Л. 105; Оп. 283. Д. 23. Л. 59—62.

хоз. Данная комбинация предусматривала снятие его с партийного учета в местной парторганизации и, тем самым, освобождала от партийного контроля со стороны обкома. Снявшись с партийного учета в местной парторганизации, В.А. Антонов мог по своему желанию «не доехать» до нового места работы и с открепительным талоном сразу направиться из области в столицу. На практике был широко распространен и другой возможный вариант, по которому человек избирался председателем колхоза, но вскоре добивался от общего собрания колхозников (в строгом соответствии с Уставом сельскохозяйственной артели) своего освобождения и уезжал восвояси.

Однако руководство регионального парткома всячески пыталось закрепить В.А. Антонова в утвержденной ЦК КПСС должности. На заседании бюро Молотовского ОК КПСС от 5 мая 1955 года, учитывая искреннее осознание В. А. Антоновым своего «неправильного поступка и непартийного поведения», было принято решение предупредить его, что «в случае невыполнения встанет вопрос не только об отстранении с работы, но также и о партийности». Однако уже 1 февраля 1956 года бюро обкома на своем заседании вновь констатировало «недобросовестное отношение» В. А. Антонова к выполнению своих должностных обязанностей, отсутствие положительных «изменений в его поведении» и нежелание «браться по-настоящему за работу». Постановление обкома объявило В. А. Антонову строгий выговор с занесением в учетную карточку, на основании чего просило ЦК КПСС утвердить решение о снятии его с занимаемой должности начальника областного управления сельского хозяйства106.

Другим распространенным обвинением было так называемое «морально-бытовое разложение». Так, на заседании бюро Молотовского обкома ВКП(б) от 19 августа 1952 года рассматривался вопрос о главном редакторе областной газеты «Звезда», члене бюро обкома А.И. Сафонове. В преамбуле постановления А.И. Сафонов обвинялся в недостойном поведении в быту, систематическом пьянстве, связях с посторонней женщиной, «чем скомпрометировал себя и оказался не в состоянии обеспечить руководство газетой». За «недостойное поведение в быту и неудовлетворительное руководство газетой» бюро обкома освободило его от занимаемой должности и объявило ему строгий выговор с занесе-

106 См.: ГОПАПО. Ф. 105. Оп. 22. Д. 34. Л. 29—30; Оп. 23. Д. 28. Л. 17.

нием в учетную карточку. На очередном пленуме регионального парткома А.И. Сафонов был выведен из состава бюро обкома107.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обком партии лишь в одном зафиксированном нами случае все же исключил работника номенклатуры ЦК КПСС из партийных рядов. Правда, к таким методам воздействия региональное партийное руководство прибегало все же в самых исключительных случаях, только после неоднократных предупреждений в адрес провинившихся работников. 13 июля 1954 года бюро Молотовского ОК КПСС рассмотрело вопрос о партийности директора Соликамского калийного комбината А.В. Нестеренко. В постановлении отмечалось, что хозяйственный руководитель «забыл свои обязанности коммуниста и долг семьянина, допустил ряд серьезных проступков, ничего общего не имеющих с партийностью и дискредитирующих высокое звание коммуниста и советского работника». Руководство обкома просило ЦК КПСС утвердить решение об исключении А.В. Нестеренко из партии за «непартийное поведение в быту и грубое нарушение советских законов о браке и семье», а также снятии его с занимаемой должности «как скомпрометировавшего себя». Одновременно принятое постановление обращало внимание парткома комбината и бюро Соликамского ГК КПСС на «допущенную беспринципность

в решении вопроса о проступках Нестеренко и невмешательство в дело

108

его недостойного поведения» .

Привлечение номенклатурного работника ЦК КПСС к партийной ответственности не являлось единственным способом воздействия в арсенале партийного органа. Очевидным индикатором артикулированных противоречий между аппаратом парткома и номенклатурным работником ЦК КПСС может служить и факт отклонения его кандидатуры при выборах в состав руководящего органа власти, соответствующего статусу номенклатурного работника109.

Использование демократических процедур выборов являлось эффектным средством для компрометации номенклатурного работника, поскольку факт забаллотирования подавался региональной элитой как «волеизъявление масс». В частности, в информации для ЦК КПСС об итогах проведения городских и районных отчетно-выборных партийных конференций в Пермской области за 1958 год отмечался случай, когда

107 ГОПАПО. Ф. 105. Оп. 18. Д. 78. Л. 9-10.

108 См.: ГОПАПО. Ф. 105. Оп. 21. Д. 51. Л. 40-42.

109 Примеры, когда парторгов ЦК КПСС рядовые коммунисты не избирали в состав партбюро предприятий, см.: ГОПАПО. Ф. 105. Оп. 21. Д. 37. Л. 52-53; Оп. 22. Д. 38. Л. 74.

делегаты Кунгурской городской партконференции единодушно исключили из списков тайного голосования директора местного машиностроительного завода А.Н. Волкова «как зарвавшегося грубияна и бюрократа, оторвавшегося от людей». Волеизъявление рядовых коммунистов свидетельствовало и о «негодных методах работы Кунгурского горкома с кадрами», поскольку А.Н. Волков «в глазах работников горкома был безупречным работником». Данный факт был использован уже через несколько месяцев при наложении на директора строгого партийного взыскания за «грубые ошибки и неправильные действия, допущенные при упорядочении заработной платы в условиях перехода завода на семичасовой рабочий день». Как оказалось, при введении расчетнотехнических норм в кузнечном цехе была установлена система оплаты, не способствовавшая повышению производительности труда. Опережение роста заработной платы по сравнению с ростом производительности труда закономерно привело к перерасходу фонда заработной платы. Пытаясь исправить данный недостаток, директор завода единолично приказал пересмотреть расценки и с 1 апреля 1959 года снизить их на 40 %, что привело к полному отказу от работы нескольких бригад. Забастовка рабочих получила широкую огласку за пределами города и области, поэтому бюро Кунгурского горкома и Пермского обкома КПСС 16 и 21 апреля 1959 года проанализировало данный инцидент и возложило всю вину на А. Н. Волкова. Примечательно, заключительная часть постановления обкома содержала в себе и такое обвинение: «Директор завода Волков, несмотря на неоднократные критические замечания, допускает неправильное отношение к общественным организациям и партийным решениям. Предупредить, что если он и в дальнейшем будет игнорировать решения партийных и профсоюзных организаций, то будет снят с занимаемой должности и исключен из партии»110.

Пожалуй, самый характерный пример напряженных взаимоотношений регионального парткома и представителя хозяйственной ветви номенклатуры ЦК КПСС связан с деятельностью первого председателя Пермского совнархоза А.Г. Солдатова. В частности, на заседании бюро Пермского обкома КПСС 5 января 1959 года рассматривался вопрос о его «неправильном поведении». В числе основных обвинений называ-

110 Данные взыскания (строгие выговоры с занесением в учетную карточку) были сняты с А.Н. Волкова постановлением бюро Пермского обкома КПСС от 29 августа 1961 г., когда тот работал уже в должности начальника проектно-конструкторского бюро Пермского СНХ. См.: ГОПАПО. Ф. 105. Оп. 25. Д. 111. Л. 95; Оп. 26. Д. 38.

Л. 7—10; Оп. 28. Д. 48. Л. 59—60.

лась практика, когда «совнархоз самовольно освобождает от работы хозяйственных руководителей, входящих в номенклатуру обкома партии». «Неправильное поведение» самого А. Г. Солдатова проявилось и в том, что даже после получения «подъемных» для перевозки постоянно проживавших в Москве членов семьи, он отказался выполнить «неоднократные требования» ЦК КПСС и ОК КПСС и перевезти свою семью в Пермь. Данное обстоятельство приводило к тому, что «в ряде случаев т. Солдатов без ведома обкома выезжает в Москву и задерживается там больше, чем необходимо». Примечательно, еще в 1958 году Комиссией Советского Контроля при Совете Министров СССР на А.Г. Солдатова было наложено взыскание «за допущенное излишество в расходовании государственных средств на приобретение имущества и инвентаря из средств, выделенных для аппарата СНХ; незаконное пользование этим имуществом и разрешение отпуска принадлежащих СНХ мебели и инвентаря в личное пользование работникам СНХ»111. В принятом постановлении от 5 января 1959 года отмечалось, что за «неправильное поведение» А.Г. Солдатов заслуживает сурового наказания, однако бюро обкома сочло нужным ограничиться лишь строгим предупреждением

112

представителя утверждаемой номенклатуры ЦК КПСС .

Однако «нежелание» А.Г. Солдатова исправлять «допущенные ошибки» послужило основанием для принятия более серьезных мер воздействия на него. В частности, уже в 1959 году делегаты IX внеочередной областной партийной конференции забаллотировали кандидатуру председателя Пермского СНХ при избрании делегатов на XXI съезд КПСС. Среди критических замечаний лично в адрес А.Г. Солдатова отмечались факты игнорирования в своей деятельности решений и просьб партийных и общественных организаций. В частности, председатель областного Совета профессиональных союзов Г.И. Степанов заявил, что председатель Пермского СНХ «уклоняется от совместного решения ряда вопросов, ставит под защиту неугодных работников и игнорирует решения профсоюзных органов»113. Вероятно, недвусмысленная позиция регионального политического сообщества послужила поводом для последовавшего решения ЦК КПСС об освобождении А. Г. Солдатова от обязанностей председателей Пермского Совета народного хозяйства

111 ГОПАПО. Ф. 105. Оп. 25. Д. 82. Л. 110.

112 ГОПАПО. Ф. 105. Оп. 26. Д. 28. Л. 12—13.

113 ГОПАПО. Ф. 105. Оп. 26. Д. 102. Л. 12—13.

и назначение на данную должность секретаря Пермского обкома КПСС А. М. Головачева.

Очевидное противоречие между желанием парткома сохранить высокий внутриноменклатурный статус, с одной стороны, и стремлением ослабить кадровую зависимость от ЦК КПСС, с другой стороны, должно было разрешиться, по замыслу регионального руководства, путем выдвижения на номенклатурные должности ЦК КПСС собственно местных работников. Об артикуляции этого чрезвычайно важного требования свидетельствует выступление на VII Молотовской областной партийной конференции (1956 г.) первого секретаря Перм-Сергинского РК КПСС Сыромятникова, который, обращая внимание на недопустимость повторения «казуса Антонова», счел нужным предложить следующее: «Пора укрепить областное управление сельского хозяйства более способными работниками и поднять его авторитет, найти хороших работников в области, а не завозить из других областей (выделено мной. — Ю.Б. )»114.

Данная идея получит реальную практическую реализацию только в рамках стратегии стабилизации как нового внутриполитического курса общественного развития середины 1960-х — начала 1980-х годов. Наглядное различие между 1950-ми и 1960-ми годами можно показать на примере первых секретарей Молотовского (Пермского) обкома КПСС. Региональные партийные лидеры 1950-х годов (Ф.М. Прасс, А.И. Стру-ев, Т.И. Соколов) «перебрасывались» на эти должности из союзного Центра или других областных парторганизаций.

В случае необходимости освобождения первого секретаря данного обкома от работы (с повышением или понижением по служебной лестнице) ЦК КПСС в 1950-е годы никогда не рекрутировал на эту должность местных выдвиженцев. В связи с этим интерес представляет ситуация снятия с должности первого секретаря Молотовского ОК КПСС Ф.М. Прасса. 4 января 1954 года областное партийное руководство держало ответ перед представителями Секретариата ЦК КПСС и лично Н. С. Хрущевым за серьезные недостатки в сфере сельского хозяйства. По итогам неудовлетворительной работы было принято решение освободить Ф. М. Прасса от должности первого секретаря Молотовского обкома КПСС115. На заседании Секретариата ЦК КПСС Н.С. Хрущев по-

114 ГОПАПО. Ф. 105. Оп. 23. Д. 119. Л. 141.

115 Как пояснил на пленуме Молотовского обкома КПСС (14-15.01.1954) инспектор ЦК КПСС С.М. Пилипец, бюро обкома и его первый секретарь Ф.М. Прасс «плохо,

ставил перед членами бюро обкома вопрос о том, кого они могут рекомендовать на должность первого секретаря обкома КПСС из состава областной партийной организации. Как пояснил на пленуме областного парткома (14-15 января 1954 года) представитель ЦК КПСС С.М. Пили-пец, «члены бюро обкома попросили ЦК прислать первого секретаря, заявив, что в составе нашей парторганизации мы не располагаем такой кандидатурой»116.

Впоследствии (в 1960-е - 1980-е годы) кандидаты на пост первого секретаря Пермского обкома КПСС (К.И. Галаншин, Н.А. Трофимюк, Б.В. Коноплев) перед назначением последовательно прошли все ступени номенклатурной иерархии непосредственно на территории области117.

Таким образом, на протяжении изучаемого периода региональная номенклатура и представительство номенклатуры ЦК КПСС пережили этап серьезных изменений, что являлось результатом внутренней трансформации советской общественно-политической системы. Один из ас-

без глубокого знания дела и на очень низком уровне» руководили сельским хозяйством, в результате чего «за последние годы многие показатели в сельском хозяйстве идут вниз и не достигли даже довоенного уровня». Именно неудовлетворительное руководство областных партийных и советских органов власти объявлялось главной причиной продовольственного кризиса: «Такое “аристократическое отношение” к обеспечению урожаев картофеля и овощей привело к тому, что рабочие промышленных центров области живут без этих продуктов. Терпеть дальше такое положение нельзя, т.к. рабочие нам не простят и не сделают скидок на трудности, которыми руководители области объясняют отсутствие картофеля и овощей».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особой критике бюро обкома подверглось за неудовлетворительное выполнение постановления сентябрьского (1953 г.) Пленума ЦК КПСС по укреплению руководящими и механизаторскими кадрами МТС и колхозов области, аппарата сельских райкомов партии и исполкомов Советов депутатов трудящихся: «До сих пор не подобраны директора МТС, главные инженеры, главные механики. Обком и облисполком не рассмотрели и не приняли необходимых мер по укреплению состава председателей колхозов. Медленно ведется работа по укреплению кадрами сельских райкомов и райисполкомов. На партийную работу в сельские районы направлено из областных и городских организаций всего 49 человек. Из областных организаций и городов совершенно недостаточно послано специалистов сельского хозяйства на постоянную работу в колхозы и МТС». На самом заседании Секретариата ЦК КПСС (4.01.1954), по словам С.М. Пи-липца, «выявилось вопиющее незнание многих вопросов сельского хозяйства и оторванность руководителей обкома и облисполкома от жизни районов, колхозов и МТС», а сам Ф.М. Прасс «за четыре года не изучил элементарных вопросов сельского хозяйства». ГОПАПО. Ф. 105. Оп. 21. Д. 8. Л. 40—47.

116 ГОПАПО. Ф. 105. Оп. 21. Д. 8. Л. 159.

117 Применительно к началу 1960-х годов исключение составляет лишь выходец из Свердловской областной парторганизации М. А. Смирнов, занимавший в 1962—1964 гг. пост первого секретаря Пермского (сельского) обкома КПСС.

пектов данной трансформации связан с пересмотром взаимоотношений между центральной и региональной номенклатурой.

По нашему мнению, динамика численного представительства номенклатуры ЦК КПСС в областном парткоме прямо зависела и от соотношения политических сил в высшем руководстве страны. В процессе развернувшейся после смерти И.В. Сталина внутриэлитной борьбы за власть Н.С. Хрущев как партийный лидер был вынужден пойти на очень значительное сокращение представительства ЦК КПСС в региональной номенклатуре. По мере утверждения властных позиций Н.С. Хрущева и инициированных им попыток демократического реформирования номенклатурной системы представительство ЦК КПСС в номенклатуре обкома несколько увеличивается.

Одновременно данная трактовка динамики представительства ЦК КПСС в региональной номенклатуре является лишь дополнением к уже раскрытым в научной литературе причинам. Так, резкое сокращение численности номенклатуры ЦК КПСС в середине — второй половине 1950-х годов В.П. Мохов объясняет двумя группами причин. С одной стороны, для ЦК КПСС длительный и многоступенчатый порядок утверждения номенклатурных кадров регионального уровня, целенаправленный контроль за большой по численности номенклатурой уже сами по себе представляли серьезную проблему. С другой стороны, сокращение номенклатуры объясняется и новым раскладом сил в обществе, изменением политических институтов, модификацией методов управления и поддержания господства КПСС в позднеиндустриальном обществе118.

Количественные изменения сопровождались и качественными изменениями в приоритетах ЦК КПСС в региональной номенклатуре. На протяжении изучаемого периода меняется должностной характер представительства союзной номенклатуры. Если в начале 1950-х годов ЦК ВКП(б)-КПСС контролирует в большей степени партийно-государственную часть региональной номенклатуры, то со второй половины 1950-х годов значительно увеличивается удельный вес хозяйственных кадров, большая часть которых была связана с индустриальным сектором народного хозяйства. И сама региональная номенклатура, и представительство ЦК КПСС в ней приобретают партийно-хозяйственный облик.

118 Мохов В.П. Номенклатура как политический институт в истории советского общества второй половины ХХ века // Номенклатура и номенклатурная организация власти в России: Материалы интернет-конф., ноябрь 2003 — март 2004 г. / Перм. гос. техн. ун-т. Пермь, 2004. С. 38.

Отчетливо выраженная с середины 1950-х годов тенденция общего сокращения численности регионального представительства номенклатуры ЦК КПСС за счет передачи в ведение региональным парткомам ряда ключевых должностных позиций способствовала обретению областными руководителями определенной независимости от ранее существовавшего многоканального контроля и кадрового диктата Центра. Одновременно упразднение некоторых должностных групп (парторгов ЦК КПСС, заместителей директоров хозяйственных организаций по политчасти, начальников политотделов) в составе союзной номенклатуры существенно укрепляло централизаторские функции областного и местных парткомов по сосредоточению в своих руках собственно партийной власти. В конечном итоге, все это расширяло контролирующие возможности регионального партийного аппарата в регулировании политической жизни на местах, тем самым способствовало постепенному превращению областного и местных парткомов в органы политической администрации на базовом уровне советской политической системы.

Анализ кадровых согласований между обкомом партии, ЦК КПСС, союзными и республиканскими министерствами и ведомствами, практики воздействия на представителей номенклатуры ЦК КПСС свидетельствует о повышении роли регионального парткома. Начавшийся в период «политической оттепели» передел властных полномочий и сфер влияния между Центром и регионами способствовал артикуляции серьезных противоречий. Региональное руководство уже осмелилось на захват «снизу» властных ниш ЦК КПСС, пыталось распространить контроль над важными должностными позициями. Постепенно в недрах региональной номенклатуры артикулируется требование о необходимости назначения на номенклатурные должности ЦК КПСС местных выдвиженцев.

Данные тенденции получили свое начальное распространение еще в период «оттепели», однако только в условиях политической стабилизации они приобрели более значительные масштабы и фактически были закреплены новой практикой взаимоотношений центральной и региональных элит.

Получено 12.11.2008