5. Efimov P.P. Interaktivnye metody obucheniya - osnova innovatsionnykh pedagogicheskikh tekhnologiy [Interactive learning methods - the basis of innovative pedagogical technologies]. Innovatsionnye pedagogicheskie tekhnologii: materialy I Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Innovative pedagogical technologies. Materials of the I International Scientific Conference]. Kazan, Buk Publ., 2014, pp. 286-290. (In Russ.).
6. Kaulen M.E. Muzeefikatsiya istoriko-kul'turnogo naslediya Rossii [Museumfication historical and culture heritage of Russia]. Moscow, Aeterna Publ., 2012. 432 p. (In Russ.).
7. Kuryanova T.S. Sokhranenie i aktualizatsiya kul'turnogo naslediya: ucheb. posobie [Preservation andMainstreaming of Cultural Heritage. Educational Guide]. Tomsk, Publishing House TGU, 2014. 82 p. (In Russ.).
8. Mukhortova D.D. Vizualy, audialy, kinestetiki [Visual, auditory, kinesthetic]. Molodoy uchenyy [Young scientist], 2016, no. 12, pp. 787-789. (In Russ.). Available at: https://moluch.ru/archive/116/31787 (accessed 10.03.2023).
9. Samosvat O.I. Znachimost' sotsial'nogo odobreniya dlya podrostkov v usloviyakh sotsial'nykh setey [The importance of social acceptance for adolescents in social networks]. Nauchnye vedomosti. Seriya gumanitarnye nauki [Scientific Journal. Series of Humanities], 2016, no. 7, iss. 29, pp. 181-189. (In Russ.).
10. Starikova A.S. Aktualizatsiya kul'turnogo naslediya v muzeyakh pod otkrytym nebom (na primere istoriko-etnograficheskogo i arkhitekturnogo muzeya-zapovednika "Staraya Sarepta") [Updating of cultural heritage in open-air museums on the example of historical-ethnographic and architectural museum-reserve "Stary Sarepta"]. Molodoy uchenyy [Young scientist], 2018, no. 19, pp. 413-418. (In Russ.).
УДК 069.15
Doi: 10.31773/2078-1768-2023-63-30-39
НОЧЬ МУЗЕЕВ ВО ФРАНЦИ КАК ПРИМЕР СОВРЕМЕННОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ КООПЕРАЦИИ И ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА
Казакова Ольга Юрьевна, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории России, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева (г. Орел, РФ). E-mail: kazaolga@ yandex.ru
Кошелева Светлана Витальевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков в сфере профессиональной коммуникации, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева (г. Орел, РФ). E-mail: [email protected]
Статья посвящена современным трендам организации и проведения Европейской ночи музеев во Франции на основе широкой кооперации. Актуальность темы обусловлена лидерством Франции в акции Европейская ночь музеев и растущей популярностью мероприятия в России. Цель исследования заключается в изучении богатого и разнообразного французского опыта общественно-государственного и международного партнерства при организации и проведении Ночи музеев для его продуктивного использования в отечественной музейной практике. В изучении темы применялись общенаучные (анализ, синтез, сравнение, индукция) и частнонаучные методы (системный, историко-генетический, музейно-аксиологический, метод музейно-коммуникационного анализа). Источниковую базу исследования составили официальные документы, информационно-аналитические ресурсы Министерства культуры Франции, федерации обществ друзей музеев, отдельных музеев, международных, национальных и региональных партнеров акции, профильная периодика.
В ходе исследования выявлены особенности организации Ночи музеев во Франции, обусловленные государственной политикой мультикультурализма, национальными традициями музейного дела, ролью страны в Евросоюзе. Определены юридические и институциональные основы кооперации и партнерства в акции. Проанализированы практики коллаборации французских музеев с институтами Евросоюза и международными организациями, отдельными странами Европы и мира, ведомствами,
общественными объединениями, локальными сообществами. Выявлены положительные (активность общественных инициатив по поддержке Ночи музеев, разнообразие программы, синтез искусств, интернациональный состав участников, стимулирование внутреннего и международного туризма, ориентация на молодежь) и негативные (отсутствие государственной концепции мероприятия, формальное участие негосударственных организаций, утрата связи акции с музейными коллекциями из-за ее развлекательного характера) аспекты французского опыта проведения Европейской ночи музеев.
Ключевые слова: Франция, Европейская ночь музеев, музейная политика, международное сотрудничество, общественно-государственное партнерство.
MUSEUM NIGHT IN FRANCE AS AN EXAMPLE OF MODERN INTERNATIONAL COOPERATION AND STATE-PUBLIC COLLABORATION
Kazakova Olga Yuryevna, PhD in History, Associate Professor, Associate Professor of Department of Russian History, Orel State University named after I.S. Turgenev (Orel, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Kosheleva Svetlana Vitalyevna, Sr Instructor of Department of Foreign Languages in Professional Communication, Orel State University named after I.S. Turgenev (Orel, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The Night of Museums is a rapidly developing and well-known cultural project spreading around the world. The European Night of Museums emerged as a regional collaboration; as the project evolved, it was institutionalized at the state and interstate levels. France is a leader in public-state cooperation and organizing the Night of Museums owing to the numerous Museums Friends Associations where the business community and patrons take an active part, as well as the statutory regulation of their interaction with cultural institutions. The legislative framework for the museum policy is stipulated by the Act №2 2002-5 of 04.01.2002 on the status of Museum of France and the decentralization of museum activities. It encourages the initiatives of regional cultural institutions and local communities to develop cooperation within the Night of Museums.
France, as a leading member of the European Union, hosts the headquarters and branches of international organizations (UNESCO, the European Parliament, the European Commission), that organize their own and collaborative activities of the Night of Museums. The colonial past of France and the policy of multiculturalism stimulate cooperation with the countries of Asia and Africa.
The article analyzes the modern collaboration practices of Museums of France with the international organizations, the European countries and other countries of the world, different departments, public associations, local communities. In the course of this study, the author determines positive (activity of public initiatives to support the Night of Museums, diversity of the program, synthesis of arts, international participants, promotion of domestic and international tourism, targeting the young) and negative (absence of a government concept of the activity, formal participation of non-governmental organizations, lack of connection with museum collections due to its entertainment nature) aspects of the French version of the European Night of Museums. The extensive and varied experience of France is valuable to us, since the Night of Museums has been a priority of Russian museum policy and a cultural trend of recent years.
Keywords: France, European Night of Museums, museum policy, international cooperation, state-public collaboration.
Ночь музеев - это активно развивающийся и популярный культурный проект, охвативший весь мир. Хотя его участники по-разному понимают формат и задачи этого мероприятия, они соли-
дарны в трех его принципах: экстраординарный, праздничный характер, бесплатный доступ публики и ориентация на молодежь. Для Европейской ночи музеев изначально была характерна ре-
гиональная кооперация, по мере развития проекта происходила ее институционализация на государственном и межгосударственном уровнях. В сфере общественно-государственного партнерства в организации и проведении Ночи музеев Франция занимает лидирующие позиции благодаря развитой сети ассоциаций друзей музеев с участием бизнес-сообщества и меценатов, а также законодательному урегулированию их взаимодействия с учреждениями культуры.
Идея Ночи музеев принадлежит берлинским музеям, первые акции были организованы еще в 1990-х годах. В 1997 году состоялась Долгая музейная ночь в других европейских странах. В 1999 году Министерство культуры Франции повторило акцию под названием «Весна музеев» как воскресную, приуроченную к Международному дню музеев 18 мая. Только в 2005 году Министерство культуры и коммуникации Франции преобразовало «Весну музеев» в Европейскую ночь музеев, претендуя, таким образом, на авторство идеи современной популярной акции. Французский формат Ночи музеев, а именно особые культурные манифестации в дополнение к традиционным экспозициям, синтетический характер представлений (сплав живописи, музыки, литературы и пр.) и широкий охват аудитории, распространился по всему миру [12].
Франция до сих пор сохраняет за собой приоритет культурных инициатив и статус самого активного участника проекта: более трети всех мероприятий в рамках Европейской ночи музеев проводится во французских музеях и учреждениях культуры. Большой и разнообразный опыт Франции ценен для нас, так как Ночь музеев последние годы является приоритетом российской музейной политики и популярным культурным трендом.
Организация и проведение столь масштабных акций требуют дополнительных усилий и расходов со стороны власти, бизнеса и общества, в первую очередь формирования нормативно-правовой базы музейной политики. Во Франции, пожалуй, самой туристической стране Европы, богатой музейными собраниями, коллекциями и памятниками, давно велась дискуссия о статусе музея. В рамках Европейской ночи музеев этот вопрос снова встал на повестку дня, так как имен-
но он определяет объекты государственной поддержки и частногосударственного партнерства. Еще в 1980-е годы правительственные комиссии выработали четыре базовые характеристики музея: наличие коллекции (экспонатов), неотчуждаемость коллекции (то есть право собственности на экспонаты без угрозы реституции), человеческие и материальные средства к существованию (штат сотрудников и бюджет), двойная миссия -исследовательская и просветительская. В 1990-е годы определение «настоящего музея» свелось к двум условиям: наличию коллекции и публичного института (юридического лица) для ее хранения и популяризации.
На рубеже веков французские представления о музее существенно изменились. Лишь пять процентов музеев имели национальный статус, 13 % коллекций принадлежали частным лицам, остальные культурные учреждения являлись муниципальными. К тому же во Франции традиционно музеи изобразительных искусств занимали привилегированное положение в государственной музейной политике [20]. В начале XXI века, во многом благодаря масштабированию и диверсификации проекта Ночи музеев, пробудился общественный интерес к так называемым «музеям сообщества» - любым объектам, выполняющим для местных жителей функцию культурной памяти: значимым местам («местам памяти»), мемориальным объектам, связанным с выдающимися земляками («домам знаменитостей»), промышленным предприятиям (шахтам, заводам, фермам, маякам), уникальным природным объектам (деревьям, пещерам, озерам и пр.). Поэтому назрела необходимость более точного юридического определения статуса музея.
При типологическом разнообразии музейных объектов законодатель сконцентрировался на их статусе «публичного сервиса» и функциональном значении, так называемой «миссии музея» (культурной, исторической, художественной, археологической, научной, социальной и даже технической и социологической). В результате юридически было закреплено определение музея как «любого института, как общественного, так и частного, представляющего публике одну или несколько постоянных коллекций культурных
ценностей». Под миссией музеев подразумевался общественный интерес, а именно, с одной стороны, забота о коллекциях, с другой - воспитание и удовлетворение эстетических или интеллектуальных потребностей посетителей [4, р. 285]. Тем не менее даже это компромиссное определение вызвало разногласия, особенно в трактовке «культурных ценностей», например, мемориального объекта «Траншея» Музея Великой войны в г. Мо департамента Сены и Марны, получившего статус «экспозиции национального интереса» и участвовавшего в Ночи музеев.
Законодательной базой современной государственной музейной политики во Франции является закон от 04.01.2002, который ввел новое юридическое понятие «музея Франции», применимое к национальным, муниципальным и частным учреждениям. Согласно ему, музей Франции - это «постоянная коллекция, состоящая из объектов, сохранение и демонстрация которых представляет общественный интерес, и организованная в познавательных, воспитательных и развлекательных целях» [13]. Наделение новым статусом направлено на децентрализацию музейной деятельности, системное и целостное восприятие властями, туристами, местными жителями музеев страны, повышение престижа и финансирования провинциальных, муниципальных музеев [4, р. 283]. На данный момент насчитывается 1216 музеев Франции, которые государство мобилизует и поддерживает при проведении масштабных акций, таких как Европейские дни культурного наследия, Международный день музеев, Ночь искусств, Дни археологии, Праздник соседей, Европейская ночь музеев [14].
Более того, Европейская ночь музеев временно наделяет статусом музеев предприятия и организации, не предназначенные для публики (правительственные здания, тюрьмы, предприятия и пр.). Например, 14 мая 2022 года в акции впервые приняла участие Парижская торговая биржа. В то же время в качестве исключения для публики открываются с необычной стороны закрытые (корпоративные, отраслевые) музеи и арт-объекты, например, в 2022 году под Парижем открыл двери учебный музей Школы садоводства, а в столице посетители смогли попасть внутрь «Башни фигур» Жана Дюбюффе [16].
В рамках реализации закона 2002 года был создан Высший совет музеев Франции при министерстве культуры и коммуникаций. Этот консультативный орган во главе с министром взял на себя протекционистскую и координационную функции по организации и проведению вышеупомянутых акций на основе партнерства и кооперации (локальной, межрегиональной, международной). В состав совета входят 22 члена: депутат, сенатор, по пять представителей центральной и местной власти, музейных работников и специалистов музейного дела. На портале министерства культуры функционирует сайт Европейской ночи музеев, собирающий и рекламирующий все инициативы музеев Франции и аффилированных с ними учреждений культуры [19].
Развитие международной кооперации в рамках Европейской ночи музеев потребовало ее официальной многоуровневой поддержки. С 2001 года Совет Европы и ЮНЕСКО взяли акцию под опеку, со стороны общественности подключились Французская федерация обществ друзей музеев (FFSAM) и Собрание национальных музеев (RMN). С 2011 года она попала под патронаж Международного совета музеев (1СОМ). В тот год участие в акции приняли 4 тысячи музеев 40 стран мира. К сожалению, публичные сервисы (информационные ресурсы) этих межгосударственных и общественных организаций не конкретизируют их вклад в проведение акции, ограничиваясь рекламно-информационной поддержкой программы мероприятий. Поэтому мы не можем говорить о музейной политике этих международных организаций, а лишь об их отдельных инициативах.
В качестве примера можно привести экспозицию «Европейский опыт» в парижском офисе Европейского парламента и Европейской комиссии, в которых Франция председательствовала в 2022 году [7]. Три этажа здания в центре Парижа превратились в интерактивное пространство, полное инсталляций и кинопрезентаций о функционировании и перспективах Евросоюза. Посетителям предлагалось примерить роли депутатов Европарламента и принять участие в законотворческой деятельности. Международный формат мероприятия обеспечивался работой на 24 языках.
Французское отделение ЮНЕСКО также принимает постоянное и активное участие в Евро-
пейской ночи музеев. В 2019 году оно установило партнерские отношения с ассоциацией парижских галерей (более 50 участников в 2019 году, более 120 - в 2021 году). В рамках этого партнерства в главном зале Парижского дома ЮНЕСКО прошел показ двух короткометражных фильмов Парижской национальной оперы о синтезе классической музыки и уличного танца. В Ночь музеев 2020 года здесь же показали публике уникальную коллекцию картин. Еще на этапе строительства здания ЮНЕСКО заказала многим художникам произведения не только в целях декорации интерьера. Работы художников и скульпторов должны были символизировать мир, для сохранения и укрепления которого и была создана сама организация. Посетители Ночи музеев увидели росписи Пикассо, фрески Тамайо, барельеф Арпа, скульптуры Александра Кальдера и Генри Мура.
Очевидный формат международного сотрудничества присущ мероприятиям Ночи музеев, проводимым в рамках перекрестных лет Франции с другими странами. Например, в 2010, франко-российском перекрестном году, Лувр представил посетителям экспозицию «Святая Русь», а в Манеже прошла фотобиеннале «Да здравствует Франция!» [2].
Франция занимает лидирующие позиции в Европе по продвижению мультикультурализма. Интерес к зарубежному культурному опыту зародился еще в имперский колониальный период, нашел хорошее материально-технические подкрепление во второй половине XIX века на Всемирных выставках в Париже, оставивших французам на память национальные павильоны и коллекции из экзотических стран. Поэтому международное сотрудничество в рамках Ночи музеев во Франции выходит далеко за рамки европейского континента. Столица и регионы активно приглашают этнических и фолк-исполнителей, приветствуется коллаборация деятелей культуры разных стран. Например, в Ателье франко-японского художника Цугухару Фудзита под Парижем в Ночь музеев выступал японский музыкант Хисахито Савада с мастер-классом по сямисэну. Публика могла практиковаться в игре на нем и традиционных японских барабанах [6]. Ночь музеев 2022 года в Музее примитивного искусства имени Жака Ширака была организована вокруг прослушива-
ния пения исчезающих африканских птиц и конголезской музыки на основе птичьих звуков [17].
Государственное внимание к Ночи музеев не ограничивается работой профильного министерства и Регионального управления по делам культуры (DRAC). Информационную и организационную поддержку Европейской ночи музеев оказывают крупные предприятия и организации, такие как Национальная компания французских железных дорог (SNCF) [11]. На вокзалах, в поездах и на официальном сайте размещаются рекламные материалы акции с указанием наиболее ярких мероприятий и ближайших участников акции, предусмотрены льготные тарифы, разрабатываются логистические решения для провинциалов, желающих посмотреть столичные музеи, и, наоборот, для парижан, планирующих посетить пригородные музеи.
Посредником между музеями и производственным сектором экономики служит Объединение национальных музеев (Réunion des musées nationaux), образованное в 2011 году «общественное объединение промышленного и коммерческого характера» (EPIC). Его функция - это распространение и реализация изображений экспонатов с целью пополнения за счет полученной прибыли музейных коллекций. Штаб-квартира организации находится в Большом дворце (Гран-Пале) в Париже - постоянном участнике Европейской ночи музеев. Последнее перед масштабной реконструкцией мероприятие прошло в 2019 году (посвящено российскому соцреализму), в 2020 году из-за эпидемии ковида акция проводилась в аудиоформате. Список EPIC не очень большой, но в него входят крупные научно-исследовательские и производственные компании. Например, Французский монетный двор открыл двери для Ночи музеев - 2021 для демонстрации публике и производственного процесса, и современного танца [15]. Идея сотрудничества музея и производственного сектора масштабируется и развивается в регионах. К примеру, объединение всех четырех музеев небольшого острова Реюньон в Ночь музеев - 2022 сотрудничало с компьютерным ателье «Роботик 974», представившим конференцию «Что такое робот?» и собственные продукты [10]. Тем не менее анализ информационных ресурсов членов EPIC не выявил особой заинтересован-
ности или креативности в участии в Европейской ночи музеев. Перспективы сотрудничества музеев и бизнес-сообщества в рамках Европейской ночи музеев расширяются в связи с популярностью событийного туризма. Например, в доковидном 2019 году во Франции в Ночи музеев приняли участие более двух миллионов человек, львиную долю которых составили туристы. Туристические фирмы предлагают специализированные туры выходного дня, точки общепита и коммерческий транспорт продлевают часы работы.
Во Франции развита культура общественных инициатив. Музейное дело и музеи также являются объектами внимания общественности и инс-титуционализации общих усилий заинтересованных граждан. Французская федерация обществ друзей музеев (FFSAM), объединяющая около 300 организаций, опекает 350 музеев, в том числе 230 провинциальных [8]. Общества друзей музеев выполняют три миссии: просветительскую (распространение культуры посещения музеев среди всех слоев населения), рекламно-имиджевую (продвижение музеев как публичных учреждений культуры) и протекционистскую (пополнение и защита музейных коллекций).
Федерация обществ выполняет координирующую и посредническую функции. В качестве координатора Ассоциация создает сетевые сервисы для обмена опытом работы региональных обществ друзей музеев, а в качестве посредника она доводит общие интересы друзей музеев до органов управления, бизнес-структур и учреждений культуры. В 2020 году FFSАМ яростно протестовала против закрытия учреждений культуры из-за пандемии, считая музеи не только жизненно важными местами приобщения людей к культуре, объединения, идентичности, но и спасения от печальной реальности «в мечтах и чувствах прекрасного». Общественная организация функционирует уже 40 лет, публикует журнал «Друг музея» (60 номеров). Федерация является официальным партнером Министерства культуры в проведении Ночи музеев. Специфику Европейской ночи музеев ее президент Рене Фор видит в необычном взгляде на артефакты и в развитии интерактивных музейных технологий: «Для меня Ночь музеев - это время настоящих чудес» [9].
Локальные сообщества традиционно заинтересованы в сотрудничестве с местными музеями, хранящими их культурное наследие. Как правило, муниципальные краеведческие музеи и частные провинциальные учреждения культуры имеют однотипные коллекции, скудно финансируются и малоинтересны отечественным и зарубежным туристам. Ночь музеев для провинциалов - это и повод заявить о себе в национальном и европейском масштабах, и возможность объединить местное сообщество вокруг культурных инициатив, и демонстрация современного потенциала локальных музеев и музейных объектов. Успешный пример показывает г. Руан, где с 2016 года реализуется проект «Комната посетителей», позволяющий местным жителям самим выбрать в запасниках восьми местных музеев произведения, которые будут экспонироваться. Первый же опыт привлек 17 тысяч участников [5].
Важно подчеркнуть, что во французской концепции Ночи музеев ее основная целевая аудитория - молодежь. Закон о музеях Франции от 04.01.2002 предписывает наличие отдельного образовательного сервиса в каждом учреждении, наделенном этим статусом. Такой сервис может находиться как в структуре конкретного музея, так и распределяться между несколькими учреждениями культуры и образования. Поэтому Министерство культуры и Министерство образования, молодежи и спорта активно сотрудничают и реализуют совместные проекты. Дошкольные организации, школы и колледжи являются активными и многочисленными партнерами музеев.
На наш взгляд, самым интересным и плодотворным примером межведомственной кооперации является акция «Один класс, один шедевр!» («La classe, l'œuvre!»). Формально она не нацелена на Ночь музеев, однако сложившаяся практика показывает, что педагоги приурочивают разовые акции или завершение длительных проектов именно к этой дате для представления их результатов более многочисленной публике. Мероприятие проводится с 2013 года, его задачи - приобщение молодежи к культурному наследию, развитие ее творческого потенциала, организация интересного и полезного досуга. Сущность проекта -собственная интерпретация детьми музейного экспоната. На тематической платформе проек-
та (https://www.reseau-canope.fr/la-classe-loeuvre/ accueil.html) размещена 2061 коллаборация 165 музеев и 223 школ. Например, в 2022 году Музей рыбалки в приморском Фекане (Нормандия) организовал акцию вокруг произведения Бертрана Дорни «Топляк № 5», представляющего собой деревянный щит с абстрактной композицией из деревянных плашек, дощечек, щепок, выброшенных на берег волнами. Школьникам предлагалось собрать на берегу подходящие материалы и в командах по четыре человека создать собственный вариант этой картины [3]. В древнем Клермон-Ферране пятиклассники реализовали аудиопро-ект по латинскому языку. В течение года ученики посещали местный музей и воссоздали на основе его экспонатов повседневную жизнь галло-рим-ской семьи. В Ночь музеев их проект могли прослушать все желающие [21].
Участие государственных учреждений, международных организаций, общественных объединений, по нашему мнению, все еще носит формальный, созерцательный характер информационной поддержки. Существенным недостатком освещения Европейской ночи музеев СМИ и официальными сайтами участников акции являются отсутствие аналитики, научной рефлексии, преобладание статистических и рекламных материалов, погоня за количественными показателями и очередными рекордами участников, посещений, постов в социальных сетях. Фактически организаторы акции не оказывают методическую или консалтинговую помощь участникам, все отдавая на откуп деятельности музеев. Это придает легковесность мероприятию, не оставляющему глубокого культурного следа.
На сайте Министерства культуры размещена интерактивная карта участников акции. В преддверии Ночи музеев - 2022 к ней добавилась футуристическая рекламная статья «2050: экскурс в будущее Европейской ночи музеев». Прежде всего, в описании бросается в глаза технологический прогресс в музейной работе. Посетители в шлемах виртуальной реальности, связанных с мобильным телефоном, гуляют в компании виртуальных персонажей - Моны Лизы, Тулуз-Лотрека и Рене Магритта. В Тулузе Ночь музеев - 2050 пройдет под звуки 5-й симфонии Бетховена в формате 4.0 в исполнении 150 дронов и тысячи светящихся
микродронов. Через шлемы виртуальной реальности зрители всего мира смогут присоединиться к концерту. В Лувре Ночь итальянского Ренессанса пройдет в необычной форме. Персонажи картин Рафаэля и Тициана оживут внутри своих рам, у зрителей создастся иллюзия присутствия в двух временах одновременно, наблюдения за работой современного художника и его виртуальным образом, перенесенным в эпоху Ренессанса. Цифровое искусство займет центральное место в искусстве будущего. В Ночь музеев будут представлены образцы сотрудничества человека и искусственного интеллекта. Например, музей «Бассейн» в г. Рубо покажет дэйта-скульптуру, созданную при участии публики на основе метаданных в виртуальном пространстве [1].
Таким образом, Европейская ночь музеев во Франции - это заметное мероприятие в культурной жизни страны. С каждым годом расширяется круг ее участников. Организатором и координатором акции выступает Министерство культуры. Юридические лица, желающие принять участие в мероприятии, должны зарегистрироваться на сайте министерства. Ежегодно министерством разрабатывается оригинальный бренд-бук Ночи музеев для рекламно-информационных материалов.
Все учреждения, имеющие статус музеев Франции, принимают участие в акции, получая информационную и материальную поддержку государства. Огромное количество достопримечательностей и массированный туристический поток стимулируют партнерство локальных сообществ, частных лиц, общественных организаций и бизнеса для проведения Ночи музеев.
Тем не менее, на наш взгляд, постепенно утрачивается связь мероприятий с музейными коллекциями, они превращаются в развлекательное шоу на свежем воздухе или под крышей музея с едой, напитками, детскими игровыми зонами, дружеской коммуникацией, модными артистами и экстрасенсами и пр. Лувр в 2019 году пригласил на Ночь музеев Бейонсе и Джей-Зи, в 2022 году хип-хоп исполнители танцевали «Bal boom» среди экспозиции времен кардинала Ришелье. В Руане в 2021 году в рамках Ночи музеев был организован «Конкурс волчьего воя», победители
которого получили каталог экспозиции о волках и сладости. Все это меняет представления о музее в сознании публики, и еврочиновники пока не решили, к лучшему ли такие изменения. Например, двойственное отношение к Ночи музеев у Анн-Солен Роллан, директора Службы Музеев Франции (Service des Musées de France), уполномоченной проводить государственную политику в музейной деятельности. По ее мнению, с одной стороны, завоевание новой публики не происходит за один вечер и 60 % французов не посещают музеи. С другой стороны, публика воспринимает визит в музей слишком серьезно, поэтому спорные перформансы Ночи музеев идут ей на пользу - дают возможность играть, развлекаться, ломать стереотипы [18].
На наш взгляд, отстаивая авторство проекта и лидерство (по количеству участников и мероприятий) в Европейской ночи музеев, Министерство культуры Франции разрушает единство акции,
теряет контроль над ее проведением, распыляет финансовую поддержку. В результате провинциальные музеи предоставлены сами себе, лишены возможности организовывать грамотные, с точки зрения музейного дела, интересные и оригинальные, но затратные мероприятия. При обилии заинтересованных государственных учреждений и служб до сих пор отсутствует внятная официальная концепция проведения Ночи музеев, а участие в акции общественных организаций и международных партнеров кажется порой хаотичным и формальным. Тем не менее именно Франция является флагманом апробации новых практик и форм коллабораций, широкое понимание французами формата проекта постоянно пополняет ряды участников, большой общественный резонанс и значительное увеличение государственного финансирования культуры в постковидный период привлекают некоммерческие и бизнес-структуры к сотрудничеству в Ночи музеев.
Литература
1. 2050: immersion dans le futur de la Nuit européenne des musées [Электронный ресурс]. - URL: https://nuitdes-musees.culture.gouv.fr/actualites/2050-immersion-dans-le-fu1:ur-de-la-nuit-europeenne-des-musees (дата обращения: 07.02.2023).
2. Année France-Russie, une réussite qui a dépassé les prévisions [Электронный ресурс]. - URL: https://fr.rbth.com/ articles/2010/12/24/annee_france-russie_une_reussite_qui_a_depasse_les_previsions (дата обращения: 07.02.2023).
3. Compositions - Paysage - La classe, l'œuvre! [Электронный ресурс]. - URL: https://www.reseau-canope.fr/ la-classe-loeuvreAes-projets/projet/compositions-paysage.html (дата обращения: 07.02.2023).
4. Cornu M. Le label «Musée de France», l'émergence d'une novelle catégorie juridique // 2002 Gènese d'une loi sur les musées / Under the dir. of M. Cornu, J. Fromageau, D. Poulot. - Paris: La documentation francaise, 2022. -P. 275-287.
5. Démarches participatives: fondements et pratiques actuelles dans les institutions muséales [Электронный ресурс]. -URL: https://journals.openedition.org/insitu/27176 (дата обращения: 07.02.2023).
6. Essonne: et si vous passiez la nuit au musée? [Электронный ресурс]. - URL: https://www.leparisien.fr/essonne-91/ essonne-et-si-vous-passiez-la-nuit-au-musee-18-05-2018-7723227.php (дата обращения: 07.02.2023).
7. Europa Expérience, un lieu d'exposition gratuit et immersif sur l'Union européenne à Paris [Электронный ресурс]. - URL: https://www.sor1iraparis.com/arts-culture/exposition/articles/274647-europa-experience-un-lieu-d-exposition-gratuit-et-immersif-sur-l-union-europeenne-a-paris (дата обращения: 07.02.2023).
8. Fédération Française des Sociétés d'Amis de Musées [Электронный ресурс]. - URL: https://www.ffsam.org (дата обращения: 07.02.2023).
9. Interview de René Faure [Электронный ресурс]. - URL: https://nuitdesmusees.culture.gouv.fr/actualites/interview-de-rene-faure (дата обращения: 07.02.2023).
10. La Nuit des Musées à la Cité du Volcan [Электронный ресурс]. - URL: https://museesreunion.fr/event/la-nuit-des-musees-a-la-cite-du-volcan (дата обращения: 07.02.2023).
11. La Nuit Européenne des Musées 2022 [Электронный ресурс]. - URL: https://wwwsncf-connect.com/article/la-nuit-europeenne-des-musees-96582 (дата обращения: 07.02.2023).
12. La Nuit européenne des musées: quelle histoire! [Электронный ресурс]. - URL: https://nuitdesmusees.culture. gouv.fr/l-evenement/la-nuit-europeenne-des-musees-quelle-histoire (дата обращения: 07.02.2023).
13. Loi n° 2002-5 du 4 janvier 2002 relative aux musées de France [Электронный ресурс]. - URL: https://www.legi-france.gouv.fr/jorf/id/JORFTEXT000000769536 (дата обращения: 07.02.2023).
14. Musées [Электронный ресурс]. - URL: https://www.culture.gouv.fr/Thematiques/Musees (дата обращения: 07.02.2023).
15. Nuit des musées 2021 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.monnaiedeparis.fr/en/nuit-des-musees-2021 (дата обращения: 07.02.2023).
16. Nuit des Musées 2022 à la Tour aux figures de Jean Dubuffet dans les Hauts de Seine [Электронный ресурс]. -URL: https://www.sortiraparis.com/actualites/nuit-des-musees/articles/275023-nuit-des-musees-2022-a-la-tour-aux-figures-de-jean-dubuffet-dans-les-hauts-de-seine (дата обращения: 07.02.2023).
17. Nuit des Musées 2022 au Musée du Quai Branly - Jacques Chirac [Электронный ресурс]. - URL: https://www. sortiraparis.com/actualites/nuit-des-musees/articles/71564-nuit-des-musees-2022-au-musee-du-quai-branly-jacques-chirac (дата обращения: 07.02.2023).
18. Nuit des musées: «La conquête de nouveaux publics ne se fait pas en une soirée» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.lefigaro.fr/culture/nuit-des-musees-la-conquete-de-nouveaux-publics-ne-se-fait-pas-en-une-soi-ree-20190518 (дата обращения: 07.02.2023).
19. Nuit européenne des musées [Электронный ресурс]. - URL: https://nuitdesmusees.culture.gouv.fr (дата обращения: 07.02.2023).
20. Qu'est-ce qu'un musée de France? [Электронный ресурс]. - URL: https://www.culture.gouv.fr/Thema tiques/Musees/Les-musees-en-France/Les-musees-de-France/Qu-est-ce-qu-un-musee-de-France (дата обращения: 07.02.2023).
21. Voix Arvernes - La classe, l'œuvre! [Электронный ресурс]. - URL: https://www.reseau-canope.fr/la-classe-loeuvre/ les-projets/projet/voix-arvernes.html (дата обращения: 07.02.2023).
References
1. 2050: immersion dans le futur de la Nuit européenne des musées [2050: immersion in the future of the European Night of Museums]. (In Fr.). Available at: https://nuitdesmusees.culture.gouv.fr/actualites/2050-immersion-dans-le-futur-de-la-nuit-europeenne-des-musees (accessed 07.02.2023).
2. Année France-Russie, une réussite qui a dépassé les prévisions [France-Russia Year, a success that exceeded forecasts]. (In Fr.). Available at: https://fr.rbth.com/articles/2010/12/24/annee_france-russie_une_reussite_qui_a_ depasse_les_previsions (accessed 07.02.2023).
3. Compositions - Paysage - La classe, l'œuvre! [Compositions - Landscape - The class, the work!]. (In Fr.). Available at: https://www.reseau-canope.fr/la-classe-loeuvre/les-projets/projet/compositions-paysage.html (accessed 07.02.2023).
4. Cornu M. Le label «Musée de France», l'émergence d'une novelle catégorie juridique [The "Musée de France" label, the emergence of a new legal category]. 2002 Gènese d'une loi sur les musées [2002 Genesis of a law on museums]. Under the dir. of M. Cornu, J. Fromageau, D. Poulot. Paris La documentation francaise Publ., 2022, pp. 275-287. (In Fr.).
5. Démarches participatives: fondements et pratiques actuelles dans les institutions muséales [Participatory approaches: foundations and current practices in museum institutions]. (In Fr.). Available at: https://journals.openedi-tion.org/insitu/27176 (accessed 07.02.2023).
6. Essonne: et si vous passiez la nuit au musée? [Essonne: how about spending the night at the museum?]. (In Fr.). Available at: https://www.leparisien.fr/essonne-91/essonne-et-si-vous-passiez-la-nuit-au-musee-18-05-2018-7723227. php (accessed 07.02.2023).
7. Europa Expérience, un lieu d'exposition gratuit et immersif sur l'Union européenne à Paris [Europa Experience, a free and immersive exhibition space on the European Union in Paris]. (In Fr.). Available at: https://www. sortiraparis.com/arts-culture/exposition/articles/274647-europa-experience-un-lieu-d-exposition-gratuit-et-immersif-sur-l-union-europeenne-a-paris (accessed 07.02.2023).
8. Fédération Française des Sociétés d'Amis de Musées [French Federation of Societies of Friends of Museums]. (In Fr.). Available at: https://www.ffsam.org (accessed 07.02.2023).
9. Interview de René Faure [Interview with René Faure]. (In Fr.). Available at: https://nuitdesmusees.culture.gouv.fr/ actualites/interview-de-rene-faure (accessed 07.02.2023).
10. La Nuit des Musées à la Cité du Volcan [Museum Night at the Cité du Volcan]. (In Fr.). Available at: https:// museesreunion.fr/event/la-nuit-des-musees-a-la-cite-du-volcan (accessed 07.02.2023).
11. La Nuit Européenne des Musées 2022 [The European Night of Museums 2022]. (In Fr.). Available at: https:// www.sncf-connect.com/article/la-nuit-europeenne-des-musees-96582 (accessed 07.02.2023).
12. La Nuit européenne des musées: quelle histoire! [The European Night of Museums: what a story!]. (In Fr.). Available at: https://nuitdesmusees.culture.gouv.fr/l-evenement/la-nuit-europeenne-des-musees-quelle-histoire (accessed 07.02.2023).
13. Loi n° 2002-5 du 4 janvier 2002 relative aux musées de France [Law n° 2002-5 of January 4, 2002 relating to the museums of France]. (In Fr.). Available at: https://www.legifrance.gouv.fr/jorf/id/J0RFTEXT000000769536 (accessed 07.02.2023).
14. Musées [Museums]. (In Fr.). Available at: https://www.culture.gouv.fr/Thematiques/Musees (accessed 07.02.2023).
15. Nuit des musées 2021 [Night of Museums 2021]. (In Fr.). Available at: https://www.monnaiedeparis.fr/en/nuit-des-musees-2021 (accessed 07.02.2023).
16. Nuit des Musées 2022 à la Tour aux figures de Jean Dubuffet dans les Hauts de Seine [Night of Museums 2022 at the Tower with the figures of Jean Dubuffet in the Hauts de Seine]. (In Fr.). Available at: https://www.sortiraparis.com/ actualites/nuit-des-musees/articles/275023-nuit-des-musees-2022-a-la-tour-aux-figures-de-jean-dubuffet-dans-les-hauts-de-seine (accessed 07.02.2023).
17. Nuit des Musées 2022 au Musée du Quai Branly - Jacques Chirac [Night of Museums 2022 at the Quai Bran-ly Museum - Jacques Chirac]. (In Fr.). Available at: https://www.sortiraparis.com/actualites/nuit-des-musees/ articles/71564-nuit-des-musees-2022-au-musee-du-quai-branly-jacques-chirac (accessed 07.02.2023).
18. Nuit des musées: «La conquête de nouveaux publics ne se fait pas en une soirée» [Night of Museums: "Winning new audiences is not done overnight"]. (In Fr.). Available at: https://www.lefigaro.fr/culture/nuit-des-musees-la-conquete-de-nouveaux-publics-ne-se-fait-pas-en-une-soiree-20190518 (accessed 07.02.2023).
19. Nuit européenne des musées [European Night of Museums]. (In Fr.). Available at: https://nuitdesmusees.culture.gouv. fr (accessed 07.02.2023).
20. Qu'est-ce qu'un musée de France? [What is a museum in France?]. (In Fr.). Available at: https://www.culture.gouv. fr/Thematiques/Musees/Les-musees-en-France/Les-musees-de-France/Qu-est-ce-qu-un-musee-de-France (accessed 07.02.2023).
21. Voix Arvernes - La classe, l'œuvre! [Voix Arvernes - The class, the work!]. (In Fr.). Available at: https://www.reseau-canope.fr/la-classe-loeuvre/les-projets/projet/voix-arvernes.html (accessed 07.02.2023).
УДК 130.2
Doi: 10.31773/2078-1768-2023-63-39-49
ПРОФАННОЕ И САКРАЛЬНОЕ В СМЕНЕ «ВРЕМЕН СУТОК» ЕВРОПЕЙСКОЙ ИСТОРИИ
Казаков Евгений Федорович, доктор культурологии, профессор, профессор кафедры философии и общественных наук, Кемеровский государственный университет (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
В статье исследуются этапы европейской истории, соотносящиеся со сменой времен суток. Материалом для исследования служат образы европейского изобразительного искусства и литературы. Способами исследования предстают сравнительно-исторический анализ и метод вчувствования (предложенный «философией жизни») для постижения образов искусства. Смена времен суток в материальном и духовном мире обусловлена движением профанного и метафизического (сакрального и инфернального) солнц. Основанием для идентификации времен суток предстает степень определенности, отчетливости явлений профанного и метафизического (на примере моральных и религиозных представлений) миров. «Предрассветом» европейской истории является синкретичная первобытность: контуры предметов профанного и метафизического миров только начинают проступать. «Рассветом» выступает Античность: отчетливость явлений повышается, но сохраняется их слабая отдифференцированность