Работы команд Краефеста
Участники команды «Заволжские Любознайки»:
Гордин Артем,
Нестеров Максим,
обучающиеся 6 «А» класса
МБОУ СШ №18
Статьина Валентина Владимировна,
научный руководитель проекта, МБОУ СШ №18 г. Заволжье Городецкого района Нижегородской области E-mail: [email protected]
Team members:
Artem Gordin,
Maxim Nesterov,
Students of 6th grade, School № 18
Valentina Statiina,
Scientific Supervisor, School № 18, Zavolzhye, Gorodetsky rayon (district), Nizhny Novgorod oblast (region)
4
Нижегородская ГЭС и объекты, связанные с ее строительством
Nizhny Novgorod Hydroelectric Power Plant and Facilities Related to Its Construction
Аннотация. В статье представлены итоги исследования школьников-участников команды «Заволжские Любознайки» об истории строительства Нижегородской (Горьковской) гидроэлектростанции. В ходе исследования анализировались источники по теме, происходил сбор интервью у работников ГЭС, а также жителей города. Кроме того, в ходе исследования совершались экспедиции к ГЭС, к объектам, связанными со строительством ГЭС. В результате была собрана и систематизирована вся информация, связанная с объектами строительства. Результаты работы предоставлены также в виде доски на портале Падлет. Ключевые слова: Нижегородская ГЭС, исследовательская работа, краеведение, промышленное краеведение
Abstract. The article presents the results of a study of schoolchildren, members of the team Zavolzhskie Lyuboznayki, about the history of construction of Nizhny Novgorod (Gorky) hydroelectric power plant. In the course of the study, different sources on the topic were analyzed, interviews of the hydroelectric power plant employees were collected, as well as interviews of city residents. In addition, during the research, several expeditions were organized to the hydroelectric power plant and objects related to its construction. As a result, all information about the construction was collected and systematized. The results of the study are provided on a board of the Padlet portal. Keywords: Nizhny Novgorod hydroelectric power plant, research paper, local studies, industrial local history
Введение
На первом этапе Краефеста, изучая улицы нашего города, мы заметили, что есть улицы, которые названы в честь строителей, руководителей, героев нашей местной Нижегородской ГЭС.
Гидроэлектростанция нашего города — это единственная станция в области. Нижегородская станция уникальна и неповторима. Тем более что она находится около музейной столицы Поволжья — около города Городца. Это выдающееся
I Команда «Заволжские Любознайки»
энергетическое сооружение, чудесный образец инженерной, строительной и научной мысли. Знакомство с таким объектом вызывает гордость за ум нашего народа, за талантливых ученых, которые создавали такие монументальные сооружения!
И нам захотелось узнать о том, как строилась наша ГЭС, какие объекты связаны со строительством ГЭС, пройти и посмотреть, изучить эти объекты.
Мы поставили перед собой цель исследования: изучение истории создания Горьковской (Нижегородской) ГЭС и изучение объектов, связанных со строительством ГЭС. А также определили задачи: изучить литературу о строительстве Горьковской ГЭС, собрать информацию об объектах, связанных со строительством ГЭС, встретиться с работниками ГЭС, корреспондентами, познакомить через социальную сеть широкую общественность с собранной информацией. Объектом исследования для нас стали объекты, связанные со строительством Нижегородской (Горьковской) ГЭС, сама ГЭС.
Методами исследования определили как теоретические — знакомство с статьями в газетах и интернете, исследовательскими работами по этой теме; так и практические — экспедиции к ГЭС, к объектам, связанными со строительством ГЭС, встречи с жителями города, экспедиции по городу и анализ старинных фотографий и видеоматериалов.
С каждым годом все меньше и меньше остается свидетелей тех лет, и наша задача — как можно больше успеть узнать об их трудовом подвиге (пока еще есть такая возможность). Несмотря на то, что многое уже стерлось из памяти, тот период они запомнили на всю жизнь. Они могут рассказать нам про трудовые будни, быт тех времен, о чем они знают и помнят. Зачем нужна память о строительстве ГЭС? В середине прошлого века, после Великой Отечественной войны наши предки с помощью кирки и лопаты возводили гигантское гидросооружение. В мороз, дождь, на палящем солнце с помощью энтузиазма шло строительство уникальной станции. Мы не должны забывать о трудовом подвиге нашего народа и должны ценить это. Мы, потомки, должны гордиться своими земляками.
Научная новизна работы определяется обобщением материала об объектах, связанных со строительством ГЭС. Если каждый житель города с детских лет будет интересоваться и знать историю своей местности, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьет интерес к истории своего родного края.
Что нам надо исследовать? Мы решили: совершить экспедицию в «Зону», на проспект Дзержинского, потом к памятнику Машине-труженице, исследовать железнодорожный вокзал, если сохранилась железная дорога, пройти по железной дроге до ГЭС, совершить экспедицию на берег реки Волги, где могут быть остатки землянок строителей и пристань, куда привозили
Работы команд Краефеста
Проспект Дзержинского, в народе называемый «зоной».
Фото Статьиной В. В.
строительные грузы, совершить экспедицию к Стеле, мемориальной плите, к самой ГЭС. Таковы будут этапы экспедиции. Мы решили так: посетим музей города, опросим жителей города, поработаем с документами, напишем работу, подготовим видео и фотоматериалы, а потом отчитаемся о проделанной работе.
«Зона»
Из рассказов жителей мы узнали, что в нашем городе Заволжье была зона, то есть тюремная колония!
А что, если в самом деле наш город и гидроэлектростанцию строили заключенные? Нас это очень заинтересовало. При общении с родными выходило, что зона и проспект Дзержинского — это один и тот же микрорайон. И мы пошли в город.
Из рассказов прохожих мы узнали, что, когда строилась ГЭС, в этой части города стояли бараки и в них жили заключенные. Все удобства были на улице, в комнатах стояли печки-буржуйки.
Из книги «Четвертая ступень» мы узнали, что большая часть гидроузлов на Волге строилась с участием заключенных. Свой вклад они внесли и в возведение Горьковской ГЭС, хотя и трудилось здесь гораздо меньше заключенных, чем на других объектах, чуть больше 1000 человек. В 1948 году была создана Городецкая исправительно-трудовая колония № 2 при строительстве Горьковской электростанции. Лимит наполнения колонии был определен в 2400 человек. Колония была создана в 1948 году, так как был дефицит рабочих-мужчин. Министерство электростанций обязывалось подготовить жилье для размещения заключенных. Колония просуществовала менее четырех лет.
Восстановить участие заключенных в создании ГЭС позволяют лишь единичные документы и народная топонимика Заволжья, часть которого в районе проспекта Дзержинского до сих пор старожилы именуют «зоной». Основной лагерь располагался на правом берегу. Заключенные участвовали в земляных работах, валили лес, строили дороги, жилье и вспомогательные объекты. Также заключенные участвовали в создании земляных плотин и дамб — так называемой обваловке. Они насыпали временные земляные валы, внутрь которых при гидронамыве подавалась смесь песка и воды. Производительность труда заключенных падала, постоянными стали бунты и отказы от работы. Самих заключенных не хватало для крупных строек. Новые репрессии советских граждан были нецелесообразны. Главный инженер ГорьковГЭСстроя Константин Севенард называл труд заключенных «подневольным» и «непроизводительным». Одним из способов стимулирования в то время было сокращение срока заключения в зависимости от количества рабочих дней. Система зачетов привела бы к массовому досрочному
Команда «Заволжские Любознайки»
освобождению людей, а это было невыгодно министерству. Не дало МВД и новых заключенных. 29 марта 1952 года колония была закрыта. И даже в закрытых отчетах ГорьковГЭСстроя заключенные именуются как «рабочая сила со стороны» и «этот контингент». Наибольшее количество спецконтингента было зафиксировано в 1950 году. Летом этого года на работы выходили 2290 заключенных Городецкой ИТК-2. При этом вольнонаемных строителей в этом году было более семи тысяч. Уже в 1951 году количество спецконтингента уменьшилось, а в первом полугодии следующего года он вообще выбыл со стройки. Все помещения, где жили заключенные, перешли в ведение ГорьковГЭСстроя для размещения новых строителей. Вклад строителей-заключенных в создание Горьковского гидроузла не являлся решающим, но он все же был. Помнить о нем, как и о других страницах истории нашей страны, необходимо.
Вот что мы узнали о зоне в нашем городе. Жители, которые встречались нам на проспекте, доступно объясняли нам, где находится и почему так раньше назывался проспект. На проспекте Дзержинского, именуемом в народе «зоной», стоит памятник машине-труженице.
Строительный самосвал МАЗ-205, г. Заволжье, просп. Дзержинского
МАЗ-205 — ныне редчайшая машина. Во всем бывшем Советском Союзе таких осталось лишь несколько, одна из них, в Заволжье — на проспекте Дзержинского.
Последний МАЗ-205 был сделан 31 декабря 1965 года. Изначально «двести пятый» был разработан Ярославским автозаводом, а в Минске его выпускали с 1947 по 1965 год. Эти самосвалы строили Волго-Дон, Волжскую, Горьковскую и Куйбышевскую ГЭС, помогали перекрывать Енисей и восстанавливать разрушенную Варшаву (туда в 1950 году ушла первая экспортная партия минских грузовиков), работали во Вьетнаме и на Кубе. Бормотов Евгений Михайлович (руководитель автобазы) рассказал: «Памятник машине был установлен в 1971 году, когда автобазой № 3 руководил Егоров Иван Михайлович. Он руководил автобазой со дня основания. Автобазы во время строительства ГЭС изначально не было. Машины приезжали с автобаз города Семенова, с Бора (Неклюдово), из Правдинска, где был филиал, где были вот эти большие машины-самосвалы. В 1953 году на территории, близлежащей к ГЭС, на болоте, решили построить автобазу, чтобы легче было снабжать стройку машинами. Машину и постамент реставрировали три раза, последний раз пять лет назад. Машина рабочая, она заводится, может ехать. В последний раз установили подсветки. Вечером было очень красиво. Машина вся сияла, но вандалы все вырвали. Пришлось подсветку убрать. Этот памятник — машине-труженице».
Работы команд Краефеста
Самосвал сыграл важную роль в перекрытии русла Волги. Готовились к этому событию заранее. Еще зимой во льду строители сделали полыньи и ссыпали в них крупные камни. Летом в месте перекрытия строители навели понтонный мост шириной 12 метров. С этого моста от берегов к центру самосвалами начали насыпать каменную дамбу — банкет. К концу августа две гряды стиснули коренное русло Волги, оставив разрыв шириной 250 метров, так называемый проран. Чем уже русло реки, тем выше скорость течения. Чтобы справиться с силой реки, строители заранее заготовили железобетонные кубы и «ежи», «лапы» которых должны были прочно цепляться друг за друга. На обоих берегах ждали 80 самосвалов и 17 экскаваторов. Ранним утром 24 августа начался решающий штурм Волги. Непрерывной чередой потянулись самосвалы на понтонный мост. Подъехав к краю понтона, они сбрасывали бетонные кубы, ежи и камень. Движение самосвалов контролировали регулировщики. Опорожнив кузов, машины ехали за новой порцией камня и бетона, который грузили экскаваторы. Двенадцать часов подряд продолжалось соревнование людей и техники со стихией. Всего при перекрытии Волги в основание русловой плотины было сброшено 1670 «ежей» и 1200 бетонных кубов. В шесть часов вечера по всей ширине прорана камни и бетонные конструкции показались на поверхности воды. Каменная насыпь перекрыла русло Волги. Только одного природного камня в тот день в русло было отсыпано 16 тысяч кубометров. Встретив сопротивление, вода начала подниматься и пошла через пролеты водосливной плотины. Река была укрощена. Ее перекрыли всего за один день — на тот момент это был рекордный срок остановки таких больших рек. Для сравнения, в Рыбинске на это ушло семь суток, в Угличе — двадцать пять. Успех был достигнут за счет тщательно продуманного плана перекрытия, четкой организации, новых технических решений. А также ювелирной работы шоферов, совершивших тысячи маневров на узком понтонном мосту. Чтобы вода не просачивалась сквозь банкет, поверх камня отсыпали гравий, а далее начался намыв песка. Каменная насыпь должна была стать лишь малой частью огромной земляной плотины, перекрывающей Волгу.
Железная дорога, станции
Не в каждом городе есть железная дорога!
В 1947 году молодые ребята и девчата стали рубить просеку до Правдинска, убирая деревья, освобождая место для строительства железнодорожных путей (книга «Огни зажглись»). К концу 1948 года было завершено строительство железной дороги от станции Правдинск до строительной площадки.
Команда «Заволжские Любознайки»
7 ноября 1948 года пришел первый поезд. С этого дня установилась прямая и надежная связь с областным центром. Для строительства ГЭС необходимы были самые разнообразные материалы. По железной дороге паровоз тащил до 30 и более вагонов грузов.
По экономичности и мощности паровоз уступает тепловозу и электровозу, однако превосходит по выносливости и неприхотливости. Паровоз способен выдерживать 400% перегрузок, а отапливаться может совершенно немыслимыми видами топлива, например, сырыми осиновыми дровами. Ремонт паровоза стоит дешевле. Паровоз остается одним из уникальных творений человечества, безраздельно господствовавшим на железнодорожном транспорте 130 лет. До 1957 года было разработано, построено и эксплуатировалось до 400 типов паровозов. Ввиду низкой экономичности постройка паровозов был прекращена с 1956 года.
Машинист паровоза Латышев Владимир Васильевич рассказывал: «Паровоз двигался медленно, так как тащил за собой много платформ, но зато какое количество грузов перевозил! Настоящий тяжеловоз! Топили его обычно углем, не было угля — дровами!» Железная дорога выполнила главную задачу стройки — снабдить всем необходимым строительство ГЭС!
В настоящее время пути от Вокзала города Заволжья в сторону ГЭС перекрыты, но железная дорога существует, она идет до ГЭС и по ГЭС.
Мы вышли на вокзал города Заволжья — сейчас сюда приходят в основном пассажирские поезда. Путь к ГЭС — перекрыт, но дорога существует, она нам напоминает о великой стройке!
Железная дорога ведет нас прямо на Горьковскую, ныне Нижегородскую ГЭС, мы видим эти железнодорожные пути, которые идут прямо на ГЭС. Мы знаем, что эти пути идут до машинного зала. Богатова Татьяна, работница ГЭС, нам рассказывает: «В сложившейся ситуации экскурсии на ГЭС не проводятся, даже мы, работники ГЭС, работаем на удаленке».
Экспедиция на берег реки Волги
Мы отправились на берег Волги, где, по-нашему мнению, должна быть пристань. Ведь грузы для строительства везли на машинах, по железной дороге и по реке, конечно же! Волга в середине XX века продолжала оставаться важнейшей водной артерией СССР.
Первоначально мы думали, что черное, возвышающееся около берега Волги сооружение — это и есть та самая пристань, где сгружали грузы для строительства гидроэлектростанции. Ведь первоначально грузы приходили на Городецкую пристань, потом построили пристань и на правом берегу реки Волги. А строительных материалов было необходимо очень
I Работы команд Краефеста
много: дерево — бревна, доски; щебень, песок, металлические конструкции.
Мы исследовали берег Волги недалеко от гидростанции. Случайно мы обнаружили деревянные сваи на берегу — они, конечно, покосились, но располагались они в определенном порядке, нашли крепления у этих бревен — скобы, крюки, а также заметили, что из воды выглядывают такие же конструкции, что и на берегу. Осмотрели эти бревна, крепления, размеры. Пришли к выводу — это и была пристань, где разгружали строительные материалы. Неожиданная находка!
Потом посмотрели в интернете, в книгах, как строили такие пристани в прошлом. Мы предполагаем, что деревянные сваи стояли и на берегу, и в воде, они скреплялись между собой, наверху, наверное, были положены доски, чтобы могли ходить по ним люди. Вода могла заходить даже под сваи, ведь уровень воды постоянно меняется.
Экспедиция к стеле с именами строителей, особо отличившихся при строительстве Горьковской ГЭС
В 1968 году в живописном месте Заволжья — на изгибе дамбы у развилки автотрассы Заволжье — Чкаловск — Городец был установлен памятник Трудовой Славы в честь трудового подвига строителей ГЭС в виде десятиметровой имеющей форму трилистника стелы. На гранях стелы, облицованной плитами красного карельского гранита, выбиты следующие надписи: «Организации и люди, особо отличившиеся при строительстве гидроузла: Гидроэнергопроект, ГорьковГЭСстрой, Спецгидромонтаж, Гидромеханизация, Гидромонтаж, Гидроэлектромонтаж». На стеле перечислены имена 143 особо отличившихся строителей Горьковской ГЭС. Автор памятника — архитектор Петр Михайлович Сталин (1900-1992), советский архитектор, художник. Он учился в Москве. В 1929 году окончил архитектурный факультет Высшего художественно-технического института (ВХУТЕИН). Работал проектировщиком в Московской государственной строительной конторе «Строитель» (создана по постановлению Моссовета в 1926 году). Контора занималась проектированием и строительством наиболее крупных заводов и фабрик («Калибр», «Фрезер», «Станколит»). При участии архитектора П. М. Сталина были построены многие промышленные объекты.
Мы посмотрели видео с дрона. Там четко видно, что грани стелы напоминают лопасти турбины. Вот какой был замысел автора памятника.
Команда «Заволжские Любознайки»
Экспедиция к Горьковской (Нижегородской) ГЭС
Мы стоим около проходной. Справа от нас бюст Ленина. И это не просто так — именно под его руководством был создан план электрификации страны.
Горьковская (Нижегородская) ГЭС — гидроэлектростанция на реке Волге у города Заволжье в Городецком районе Нижегородской области — это единственная гидроэлектростанция в Нижегородской области. Станция является четвертой ступенью Волжского каскада гидроэлектростанций. Плотины ГЭС самые протяженные среди плотин гидроузлов России и составляют 18,6 км. Горьковская (Нижегородская) ГЭС была построена в1948—1962 годах и решает множество задач. Это, прежде всего, выработка электроэнергии, а также задачи водного и автомобильного транспорта, водоснабжения.
Нижегородская ГЭС расположена в среднем течении Волги, вблизи городов Заволжье и Городец. Об основных сооружениях станции нам рассказал работник ГЭС Статьин Андрей: «Основные сооружения — это земляные плотины, дамбы, водосбросная плотина, здание ГЭС, судоходный шлюз, открытое распределительное устройство (ОРУ). Здание ГЭС и водосливная плотина размещены на месте протоки Волги — Воложки — это старое русло Волги».
От Урковской горы до здания ГЭС вдоль правого берега реки расположены две плотины. Здание ГЭС примыкают к правому берегу реки, потом идет водосливная плотина. В левобережной части гидроузла размещена пойменная земляная 5-я плотина, прерываемая судоходными шлюзами. В центральной части гидроузла находятся пойменная и русловая земляные 3-я и 4-я плотины. Напорные сооружения ГЭС имеют общую протяженность 18600 м. Напорные сооружения Нижегородской ГЭС имеют самую большую длину среди всех похожих сооружений России. Здание ГЭС пониженного типа — гидроагрегаты находятся в закрытом помещении машинного зала, а кран грузоподъемностью 500 т, предназначенный для монтажа гидроагрегатов, размещен открыто на крыше машинного зала; извлечение оборудования краном из машинного зала осуществляется через специальные проемы в крыше машинного зала, закрываемые люками. На станции установлено 8 гидроагрегатов. Производитель гидротурбин — наш российский Ленинградский металлический завод, генераторов — завод «Электросила», оба предприятия в настоящее время входят в концерн «Силовые машины».
Судопропускные сооружения гидроузла включают в себя аванпорт в верхнем бьефе, образованный дамбой, шлюзы № 13 и № 14, акваторию среднего бьефа, шлюзы № 15 и № 16 в нижнем бьефе. Шлюзы двухниточные двухкамерные,
Участники экспедиции: Гордин Артем и Нестеров Максим.
Фото В. В. Статьиной
Работы команд Краефеста
причем каждая камера реализована в виде отдельных сооружений в верхнем и нижнем бьефах, разделенных обширной акваторией среднего бьефа, в которой производится зимний отстой судов, а также расположены мощности Городецкого судоремонтного завода.
При строительстве ГЭС было перемещено 47,2 млн.м2 грунта, залито 1,42 млн.м2 бетона и железобетона, смонтировано 51,2 тыс. т металлоконструкций и оборудования. По плотине ГЭС проложена двухполосная автодорога, соединяющая Заволжье и Городец, с мостом в районе шлюзов (пешеходный переход через плотину ГЭС возможен по северной стороне). На территории ГЭС проложена железная дорога, заканчивающаяся непосредственно в машинном зале станции.
Напорные сооружения ГЭС образуют крупное Горьковское водохранилище сезонного регулирования. При нормальном подпорном уровне (отметка 84 м.) длина водохранилища составляет 430 км, наибольшая ширина 26 км, площадь зеркала 1591 км2, полный объем 8,8 км3, полезный объем 2,8 км3. Уровень мертвого объема водохранилища составляет 81 м, таким образом годовые колебания уровня в водохранилище могут достигать 3 м. При создании водохранилища было переселено население 60 деревень и 3 районных центров.
На строительство Горьковской (Нижегородской) ГЭС в 1948 г. съехалось более 15 тысяч человек. Необходимо было восстанавливать народное хозяйство после Великой отечественной войны. Нужно было строить новые промышленные предприятия. В деревнях жили по старинке — электричества тоже не было. Нужна была электроэнергия! Латышева Лидия Макарьевна, жительница города Заволжья, которая работала на Малаховской подстанции, рассказывала: «Электричество, которое придет в дома, после строительства ГЭС, будет стоить очень дешево — максимум 2 копейки! Подьем был небывалый! Все хотели быть участниками этой грандиозной стройки! Жили мы в бараках на Комсомольском поселке. Но сколько радости было! Был свой уголок, печка-буржуйка. В тесноте, но не в обиде!»
Юноши и девушки из близлежащих деревень учились в училищах, а потом шли работать на стройку. Некоторые проходили обучение на стройке, сразу овладевая несколькими профессиями. Почему молодежь ехала работать на стройку? Ответ мы нашли в книгах «Огни зажглись» 1957 г. и книге Голицина А. А. «Четвертая ступень»: в деревнях работали все за палочку, трудодень, а на стройке платили два раза в месяц деньгами — аванс и подрасчет. Приезжали семьями, комсомольскими бригадами. Жили в землянках, палатках, бараках, потом — сборных финских домиках.
Мы прошли по улице Баумана, где перпендикулярно дороге федерального значения, стояли бараки — Комсомольский
Команда «Заволжские Любознайки»
поселок. Потом посмотрели фотографии Горячева в городском музее. Бараки строителей были не только в этой части города, они были и на Финском поселке. Крысин Василий Николаевич, житель города, рассказывал: «О строительстве ГЭС я узнал в детстве от своих родных. На строительстве ГЭС работали бабушка, папа и мама. Бабушка подавала бетон, мама и папа строили плотину от Урковской горы до будущего здания ГЭС. В бригаде у мамы было 300 человек, папа у нее работал плотником. Там на стройке и познакомились. После рассказов родителей эта ГЭС и нам, детям, стала как родная!». Поскольку город строился «практически с нуля» в середине XX века на месте деревни, то новому крупному промышленному центру не по чину было оставаться с деревянными домами в центре. Потому в период с 1947 по 1950 годы велась систематическая застройка Заволжья по проекту Н. Шеломова в стиле модного тогда «сталинского ампира» с учетом местных условий.
С сайта администрации города Заволжья: «Многие предприятия Городца и Заволжья обязаны своим появлением ГорьковГЭСстрою. Все, кто приехал на стройку, даже не представляли, насколько тяжелая работа им предстоит. Кто не выдерживал, уезжал. Кто остался, а их было большинство — уже к 1951 г. сотворили настоящее чудо: их стараниями были возведены два микрорайона города — со школами, кинотеатром, Домом культуры, техникумом и больницей. Наш город — единственный в области, где были построены такие сооружения в полном объеме, даже баня!»
В апреле 1951 г. на месте будущей станции был уложен первый кубометр бетона. На дно первого блока была уложена мемориальная доска с надписью: «22 апреля 1951 г. заложена Горьковская ГЭС». 24 августа 1955 г. состоялось перекрытие русла Волги. В 1955 году, 2 ноября, в день запуска первого гидроагрегата, станция выработала свои первые киловатты электроэнергии, а в декабре 1956 г. строители ГЭС собрались на пуске последней, восьмой, турбины, ознаменовавшем начало работы ГЭС на полную мощность.
19 февраля 1991 г. Горьковская ГЭС была переименована в Нижегородскую, а в 1993 г. — реорганизована в Открытое акционерное общество «Нижегородская ГЭС».
Вот она какая, наша гидроэлектростанция!
Заключение
Подведем итоги экспедиции. Мы достигли цели, выполнили все задачи, а для этого мы изучили объекты, связанные со строительством гидроэлектростанции:
• железную дорогу;
• берег реки Волги, где неожиданно для себя нашли старую
пристань;
Работы команд Краефеста
Падлет-доска с результатами экспедиции
• памятник строителям ГЭС — стелу;
• машину-труженицу
• район города, где находилась зона;
• а также совершили экспедиции по городу, по берегу Волги, побывали около Нижегородской ГЭС!
Мы посетили библиотеки, изучили литературу, встретились с жителями города, избродили весь город вдоль и попрек, сняли видео. А самое главное, собрали и систематизировали всю информацию, связанную с объектами строительства ГЭС. От жителей города мы узнали много интересных фактов. Информацию предоставили широкой общественности через социальные сети и доску Падлет.
Теперь этой информацией могут воспользоваться и ученики, и взрослые, и педагоги, и музейные работники. Теперь по этим объектам можно совершить экскурсию. Тем более, что рядом находится город Городец — музейная столица Поволжья, самый старинный город нашей области — Нижегородской. А может, это даст стимул для дальнейших исследований? За время экспедиции мы много всего узнали. Наш город стал нам ближе, роднее. Мы любим свой город и будем продолжать исследования! Ш
Литература:
Вечный двигатель 2007 — Вечный двигатель. Волжско- Камский гидроэнергетический каскад: вчера, сегодня, завтра. Составитель С. Г. Мельник., Москва, 2007. 351 с.
Голицын 2020 — Голицын А. А. Четвертая ступень. 65 лет Нижегородской ГЭС. 2020.
Маленёв 2005 — Маленёв П. А. Пацаны выходят из бараков. Специальный выпуск издания «Крымский Афон» (Евпатория), № 4, 2005.
Огни зажглись 1957 — Огни зажглись. Очерки о строительстве Горьковской ГЭС. Составитель Елисеев А. И., Горький, 1957.
Достопримечательности — Достопримечательности города Заволжье (Нижегородская область). [Электронный ресурс] URL: http:// cityattr.ru/rossiya/dostoprimechatelnosti-goroda-zavolzhe-nizhegorodskaya-oblast.html (Дата обращения 29.04.2022).
Официальный сайт — Официальный сайт Администрации города Заволжья. [Электронный ресурс] URL: https://zavnnov.ru/bez-rubriki/ interesnye-fakty.html (Дата обращения 29.04.2022).