Научная статья на тему 'ПЛАНЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ЧЕБОКСАРСКОЙ ГЭС В 1940-Е ГОДЫ'

ПЛАНЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ЧЕБОКСАРСКОЙ ГЭС В 1940-Е ГОДЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
107
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ / БОЛЬШАЯ ВОЛГА / ПРОЕКТНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ / ПЛОТИНА / СТВОР / ОЧЕРЕДНОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Минеева Елена Константиновна, Русинова Надежда Германовна

В год юбилея Чебоксарской гидроэлектростанции авторами в статье ставится цель исследовать вопрос становления гидроузла в начале 40-х гг. прошлого века. На основе принципов историзма и объективного анализа рассмотрены основные этапы по реализации плана строительства ГЭС. Представлены архивные документы, в которых рассматриваются проблемы принятия решений по сооружению объекта. Вопрос строительства гидроэлектростанций на Волге, в частности на территории Чувашии, исследовался еще в специально созданном Бюро «Большая Волга». Одновременно с возведением Чебоксарской ГЭС рассматривалось строительство еще двух станций - Ярославской и Балахнинской. Авторами приводятся сравнительные характеристики объектов. Чебоксарский гидроузел по своим показателям значительно превышал другие сооружения. В статье отмечается, что до начала строительства станции велась большая подготовительная и изыскательская работа, которая была ограничена сжатыми сроками. В результате изучения объемов работ, материальных ресурсов и трудозатрат строительство станции было отложено на более поздний срок. Ученые и инженеры признали первоочередную необходимость строительства менее мощных станций. Материалы статьи могут быть использованы для дальнейшего исследования данной темы, а также при написании краеведческих работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Минеева Елена Константиновна, Русинова Надежда Германовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLANS FOR THE CONSTRUCTION OF THE CHEBOKSARY HYDROELECTRIC POWER STATION IN THE 1940S

In the year of Cheboksary hydroelectric power station’s anniversary, the authors of the article aim to investigate the issue of the waterworks facility’s formation in the early 40s of the last century. Based on the principles of historicism and objective analysis, the main stages of implementing the HPP construction plan are considered. The article presents archival documents which examine the problems of decision-making on the construction of the object. The issue of constructing hydroelectric power stations on the Volga, in particular in the territory of Chuvashia, was studied in the specially created Bureau «The Great Volga». Simultaneously with the construction of Cheboksary HPP, the construction of two more stations - Yaroslav­skaya and Balakhninskaya - was considered. The authors present comparative characteristics of the objects. Cheboksary hydroelectric power plant in terms of its performance significantly exceeded other structures. The article notes that prior to the construction of the station, a lot of preparatory and survey work was carried out, which was limited by a tight deadline. As a result of examining the scope of work, material resources and labor costs, the construction of the station was postponed to a later date. Scientists and engineers recognized the priority need to build less powerful stations. The materials of the article can be used for further research of this topic, as well as when writing regional natural history works.

Текст научной работы на тему «ПЛАНЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ЧЕБОКСАРСКОЙ ГЭС В 1940-Е ГОДЫ»

РСН: 10.47026/1810-1909-2021-2-127-132

УДК 621.311.21(091)(470.344-25) ББК З157г(2Рос.Чув-2Чеб-21)Чебоксары

Е.К. МИНЕЕВА, Н.Г. РУСИНОВА

ПЛАНЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ЧЕБОКСАРСКОЙ ГЭС В 1940-е ГОДЫ

Ключевые слова: Чебоксарская гидроэлектростанция, Большая Волга, проектно-изыскательские работы, плотина, створ, очередность строительства.

В год юбилея Чебоксарской гидроэлектростанции авторами в статье ставится цель исследовать вопрос становления гидроузла в начале 40-х гг. прошлого века. На основе принципов историзма и объективного анализа рассмотрены основные этапы по реализации плана строительства ГЭС. Представлены архивные документы, в которых рассматриваются проблемы принятия решений по сооружению объекта. Вопрос строительства гидроэлектростанций на Волге, в частности на территории Чувашии, исследовался еще в специально созданном Бюро «Большая Волга». Одновременно с возведением Чебоксарской ГЭС рассматривалось строительство еще двух станций - Ярославской и Балахнинской. Авторами приводятся сравнительные характеристики объектов. Чебоксарский гидроузел по своим показателям значительно превышал другие сооружения. В статье отмечается, что до начала строительства станции велась большая подготовительная и изыскательская работа, которая была ограничена сжатыми сроками. В результате изучения объемов работ, материальных ресурсов и трудозатрат строительство станции было отложено на более поздний срок. Ученые и инженеры признали первоочередную необходимость строительства менее мощных станций. Материалы статьи могут быть использованы для дальнейшего исследования данной темы, а также при написании краеведческих работ.

В январе 2021 г. исполнилось 40 лет со дня пуска первого агрегата на Чебоксарской гидроэлектростанции. В 1980-е гг. станция являлась уникальным гидротехническим сооружением, и ее строительство было объявлено Всесоюзной комсомольской стройкой. В отечественных исследованиях фрагментарно рассматривался вопрос становления и развития станции [12]. История строительства гидроузла начиналась ещё в 40-х гг. прошлого века. В это время страна остро нуждалась в электрической энергии. В 1919-1920 гг. руководство страны строило планы по освоению рек и возможности их энергетического использования для подъема экономики молодой страны Советов. В плане ГОЭЛРО были сформулированы два основополагающих принципа развития советской гидроэнергетики: выбор наиболее экономически эффективных гидроэнергетических объектов и необходимость комплексного использования водных ресурсов. В частности, в плане указывалось, что в первую очередь необходимо обратить внимание на сооружения, исключительно выгодные как по естественным условиям, так и по возможно полному экономическому использованию [10. С. 82]. С целью проектирования и строительства гидроэлектростанций в 1930 г. был создан трест «Гидроэлектрострой». Это была головная организация, которая координировала все работы, связанные с проектированием гидроэнергетических сооружений [11. С. 12-13].

Уже в конце первой пятилетки (1931-1932 гг.) началось проведение отдельных подготовительных работ по строительству объектов на Волге. Вопрос сооружения гидроэлектростанций на территории региона исследовался в специально созданном Бюро «Большая Волга» под руководством профессора А.В. Чаплыгина. Это был грандиозный проект, предусматривающий создание тринадцати гидротехнических сооружений на Волге и Каме общей

мощностью свыше 10 млн кВт. В проект также входило и строительство Чебоксарской ГЭС, к ее созданию планировалось приступить уже в начале второй пятилетки [8. С. 12].

Летом 1930 г. при Нижегородском крайисполкоме было учреждено геологоразведочное управление, которое огромное внимание уделяло вопросу становления энергетики и строительству гидроэлектростанций в регионе [9. С. 420]. Осенью 1931 г. начались исследовательские и геологоразведочные работы правого и левого берегов Волги между Чебоксарами и Васильсурском.

Совет Народных Комиссаров Чувашской АССР 28 октября 1931 г. заслушал доклад начальника Нижегородского районного управления Волгостроя И.И. Линькова о «Большой Волге» и принял постановление о сооружении плотины Чебоксарской ГЭС между Сюктерским заводом и деревней Новое Илларионово. Директору Чувашского научно-исследовательского института М.С. Сергееву было предложено к 1 января 1932 г. завершить геологоразведочные работы на месте будущей плотины [5. Л. 1].

На заседании Комитета содействия строительству гидроэлектростанций в Нижегородском крае 11 января 1932 г. главный инженер Бюро «Большая Волга» профессор А.В. Чаплыгин выступил с докладом о ходе проектно-изыска-тельских работ по волжским гидроэлектростанциям. Одним из пунктов протокола собрания отмечалось решение: «Признать абсолютно необходимым и настаивать перед правлением энергоцентра и правлением ГИДЭСа на немедленном откомандировании в Бюро «Большая Волга» опытных технических руководителей изыскательскими и проектными работами, в том числе начальника строительства будущей станции для своевременного заключения договоров с соответствующими хозорганизациями на заготовку леса, бута, гравия, строительства бараков, жилых домов, для управления строительством и т.д.» [6. Л. 1].

Начальником строительного Управления ГЭС был назначен профессор Б.Е. Веденеев «...с персональной ответственностью за организацию и выполнение всех изыскательных и проектных работ по Волжским гидроэлектростанциям» [6. Л. 3]. Следует отметить, что одновременно с Чебоксарской ГЭС рассматривался вопрос о строительстве еще двух станций - Ярославской и Балахнинской. Но именно Чебоксарская гидроэлектростанция превышала по своим проектным показателям другие станции. Например, годовая отдача Чебоксарской ГЭС должна была составить до 2200 млн кВт-ч, подпор плотины планировался на уровне 19,5 м, что намного превышало показатели двух других станций. Ориентировочные характеристики основных параметров по станциям представлены в таблице [6. Л. 7].

Ориентировочные характеристики гидроэлектростанций

Наименование гидроэлектростанции Максимальный вероятный расход водослива, м3/с Подпор плотины, м Годовая отдача, млн кВт-ч Установленная мощность, кВт-ч

Ярославская 17 000 9 300-400 75 000-100 000

Балахнинская 23 000 13,5 700-900 15 000-180 000

Чебоксарская 51 000 19,5 1800-2200 400 000

В рамках составленного графика изыскательских работ в срок до 15 марта 1932 г. планировалось проведение буровых и топографических ра-

бот во всех трех районах - Ярославском, Юровец-Балахнинском и Чебоксарском. Работы велись ускоренными темпами, до 15 апреля необходимо было завершить все полевые работы, а к 1 мая закончить их камеральную обработку. В конце мая предполагалось начать выполнение эскизного проекта по выбранным вариантам. При этом параллельно продолжались все топографические, гидрогеологические и гидрологические работы для принятия окончательного эскизного проекта, который планировалось подготовить в окончательном варианте к 1 октября 1932 г.

Таким образом, были определены две конкретные даты по анализу и принятию предложенных проектных данных, затрагивавших проблему Верхней Волги. В первом случае к 1 мая 1932 г. с учетом проведенных полевых работ принималось окончательное решение по вопросу выбора района расположения гидроузлов. К 1 октября с учетом имеющегося эскизного проекта определялось расположение на местности створов основных сооружений. Это давало возможность приступить к строительным работам в кратчайшие сроки. Окончательное принятие решения по вопросу выбора очередности строительства гидроэлектростанции в Балахнинском либо Чебоксарском районах должно было быть принято только после получения полных геологических данных и уточнения гидрогеологических и водохозяйственных подсчётов [6. Л. 10].

В то же время сжатые сроки проведения изыскательских работ обусловили низкое качество разработанных проектов: нарушалась последовательность буровых и топографических работ, без соблюдения требований проводились зимние топографические съемки, предлагалось строительство по схематичным проектам, которые, как показывала практика, являлись недостаточно надежными. Это могло привести к ряду ошибочных операций и перерасходу материальных и денежных ресурсов. Не случайно главный инженер Бюро «Большая Волга» А.В. Чаплыгин говорил о том, что «в намеченном плане работ 1932 г. все указанные элементы его ненормальности неизбежны и необходимо санкционирование их высшим органом, если они признаются целесообразными, вследствие исключительной срочности дела» [6. Л. 10а]. Кроме того, строительство двух станций с меньшей производительностью и стоимостью не даст ожидаемый результат: «... мы можем считать, что делаем ударение на 2 мелких станциях, исходя из того, что мы их можем окончить строительством на 2-1,5 года раньше, чем Чебоксарскую, но тогда и эффективность будет меньше, поэтому здесь вопрос заключается не во времени» [6. Л. 19а].

Реконструктивные мероприятия бассейна р.Волги должны были затронуть и улучшение транспортных коммуникаций, решить проблему с речным транспортом. Так, в письме от 29 декабря 1931 г. Народный комиссариат водного транспорта предложил 3 варианта очередности строительства трех станций, настаивая на третьем варианте. В нём говорилось, что в 1932 г. необходимо начать изыскивать, проектировать и приступить к подготовительным работам по строительству Ярославской и Чебоксарской гидроэлектростанций. Закончить строительство Ярославской гидроэлектростанции планировалось к 1935 г., а Чебоксарской - к 1937 г. Этот вариант позволил бы к 1937 г. иметь 3-метровую глубину реки на пути канала Волга - Москва [6. Л. 14].

В мае 1932 г. в Москве состоялась Всесоюзная конференция по утверждению генерального плана электрификации СССР. В ее решениях записано: «. На второе пятилетие в качестве энергетических объектов строительства были намечены по Нижегородскому краю две гидростанции: станция у Чебок-

сар мощностью 300 тыс. кВт и вторая - у Балахны на Волге мощностью 85 тыс. кВт» [2. С. 62]. Также мы видим, что в документах статуправления Чувашской АССР в проекте плана II пятилетки предусмотрено строительство Чебоксарской ГЭС. Полная проектная мощность будущей станции предполагалась в пределах 400 тыс. кВт, установленная мощность 100 тыс. кВт. Выработка электроэнергии в 1937 г. должна была составить 569 млн кВт-ч [7. Л. 61].

Таким образом, еще в начале 40-х гг. прошлого века вопрос очередности строительства Чебоксарской ГЭС регулярно обсуждался на совещаниях руководителей различного уровня. В то же время параллельное ведение подготовительных работы по всем трем станциям в сжатые сроки изыскательских и геологических работ могли привести к ошибкам в проектировании станции.

Одновременно с решением вопроса об очередности строительства Чебоксарской ГЭС затрагивалась тема по определению местоположения сооружения. Так, в октябре 1931 г. Нижегородское районное геологоразведочное управление произвело рекогносцировочный осмотр правого и левого берегов Волги между Чебоксарами и Васильсурском [3. Л. 2]. Как возможное место створа плотины Чебоксарской гидроэлектростанции был рекомендован район деревни Новое Илларионово выше города Чебоксары [11. С. 13], в это же время предлагались и другие варианты. На заседании комитета содействия строительству гидростанции в Нижегородском крае рассматривались три варианта предполагаемых створов в Чебоксарском районе: «...верхним створом является створ, расположенный выше Чебоксар. Дальше створ выше Мари-инского Посада. Наконец, последний створ недалеко от Козловки» [6. Л. 15].

Чувашская областная и Нижегородская краевая партийные организации на своих заседаниях неоднократно обсуждали вопрос строительства Чебоксарского гидроузла. При Нижегородском крайисполкоме было учреждено геологоразведочное управление для изучений условий края по вопросу становления энергетики [4. Л. З60]. Чувашский областной комитет ВКП(б) и Совнарком ЧАССР 20 января 1932 г. приняли решение «О Чебоксарской электростанции на Волге». Для Чувашской республики этот объект должен был сыграть судьбоносную роль, стать основой для её превращения в передовой промышленный район страны [9. С. 421]. В марте 1932 г. возобновились геологические, гидрогеологические и другие изыскания, которые должны были окончательно определить будущее местоположение Чебоксарской ГЭС.

Следует отметить, что кроме изысканий в это же время проводились и были реализованы другие подготовительные мероприятия, а именно: проложена железнодорожная линия Канаш-Чебоксары протяженностью 105 км для доставки строительных материалов, были построены пять восьмиквар-тирных брусковых дома для размещения инженерно-технического персонала и квалифицированных рабочих. В районе предполагаемого створа плотины создавалась материальная база - складские помещения, мастерские и т.д. [11. С. 20]. Но не обходилось и без трудностей: масштабное строительство неоднократно откладывалось из-за низкой и некачественной проработки вопроса в части изыскательских работ. Кроме того, одной из основных причин замедления строительства явилось незавершенное сооружение кольцевых сетевых магистралей линий электропередач [1. С. 9]. В итоге при всестороннем рассмотрении строительства станций в бассейне р. Волга ученые и инженеры все-таки признали первоочередную необходимость гидростроительства в районах Ярославля и Балахны, а к созданию грандиозного Чебоксарского узла приступить позднее [9. С. 421].

В строительстве гидроэлектростанции в первую очередь были заинтересованы Министерство энергетики, Народный Комиссариат водного транспорта СССР, руководство Чувашской АССР, Чувашский областной комитет ВКП(б) и Совнарком ЧАССР. Сооружение Чебоксарской ГЭС дало бы значительный рывок к оживлению республики в экономическом плане, превращению ее в промышленный район, созданию крупного железнодорожного узла, улучшению водных коммуникаций, решению проблем с речным транспортом, строительству новых фабрик и заводов, вспомогательных и обслуживающих промышленных производств, что, в свою очередь, повлекло бы и развитие республики в целом, создание новых рабочих мест и привлечение высококлассных специалистов.

К сожалению, работы по сооружению Чебоксарской ГЭС были приостановлены в военный период и возобновились только в начале 70-х годов прошлого века. Тогда же было принято окончательное решение по местоположению станции.

Литература

1. Авданин В.В. Сто лет электрификации: исторический опыт и современные вызовы // Исторический поиск. 2020. Т. 1, № 3. С. 5-13. йО!: 10.47026/2712-9454-2020-1-3-5-13.

2. Генеральный план электрификации СССР. М.; Л.: Гос. соц. экон. изд-во, 1932. Т. 8. 855 с.

3. Государственный исторический архив Чувашской Республики (далее - ГИА ЧР). Ф. 210. Оп. 12. Д. 55.

4. ГИА ЧР. Ф.Р.-147. Оп. 1. Д. 643.

5. ГИА ЧР. Ф. 210. Оп. 12. Д. 80.

6. Государственный архив современной истории Чувашской Республики (далее - ГАСИ ЧР). Ф.П-1. Оп. 13. Д. 118.

7. ГАСИ ЧР. Ф. П-1. Оп. 13. Д. 71.

8. Кукель-Краевский С.А. Энергоэкономический анализ технической реконструкции Большой Волги. Л.: Изд-во АН СССР, 1934. 74 с.

9. Минеева Е.К. Становление Марийской, Мордовской и Чувашской АССР как национально-территориальных автономий (1920 - 1930-е годы). Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2009. 594 с.

10. План электрификации РСФСР. М: Госполитиздат, 1955. 665 с.

11. Риманов И.Ф., Юдковский А.Г. Чебоксарская ГЭС. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1979. 112 с.

12. Русинова Н.Г. Становление и развитие Чебоксарской ГЭС: к историографии вопроса // Исторический поиск. 2020. Т. 1, № 3. С. 75-80. йО!: 10.47026/2712-9454-2020-1-3-75-80.

МИНЕЕВА ЕЛЕНА КОНСТАНТИНОВНА - доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]; ОКОЮ: https://orcid.org/0000-0001-8301-9951).

РУСИНОВА НАДЕЖДА ГЕРМАНОВНА - аспирантка кафедры отечественной истории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]; ОКОЮ: https://orcid.org/0000-0003-0983-141X)._

Elena K. MINEEVA, Nadezhda G. RUSINOVA

PLANS FOR THE CONSTRUCTION OF THE CHEBOKSARY HYDROELECTRIC POWER STATION

IN THE 1940s

Key words: Cheboksary hydroelectric power station, the Great Volga, design and survey works, dam, dam location, construction sequence.

In the year of Cheboksary hydroelectric power station's anniversary, the authors of the article aim to investigate the issue of the waterworks facility's formation in the early 40s of the last century. Based on the principles of historicism and objective analysis, the main stages of implementing the HPP construction plan are considered. The article presents archival documents which examine the problems of decision-making on the construction of the object. The issue of constructing hydroelectric power stations on the Volga, in particular in the territory of

Chuvashia, was studied in the specially created Bureau "The Great Volga". Simultaneously with the construction of Cheboksary HPP, the construction of two more stations - Yaroslav-skaya and Balakhninskaya - was considered. The authors present comparative characteristics of the objects. Cheboksary hydroelectric power plant in terms of its performance significantly exceeded other structures. The article notes that prior to the construction of the station, a lot of preparatory and survey work was carried out, which was limited by a tight deadline. As a result of examining the scope of work, material resources and labor costs, the construction of the station was postponed to a later date. Scientists and engineers recognized the priority need to build less powerful stations. The materials of the article can be used for further research of this topic, as well as when writing regional natural history works.

References

1. Avdanin V.V. Sto let elektrifikatsii: istoricheskii opyt i sovremennye vyzovy [100 years of electrification: historical experience and modern challenges). Historical Search, 2020, vol. 1, no. 3, pp. 5-13. DOI: 10.47026/2712-9454-2020-1-3-5-13.

14. General'nyi plan elektrifikatsii SSSR [General plan of electrification of the USSR]. Moscow, 1932, vol. 8, 855 p.

15. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Gosudarstvennyi Respubliki. Fond 210. Opis' 12 Dokument 55 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives 210 Anagraph 12 Document 55].

16. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Gosudarstvennyi Respubliki. Fond R-147. Opis' 1. Dokument 643 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives R-147. Anagraph 1. Document 643].

17. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Gosudarstvennyi Respubliki. Fond 210. Opis' 12. Dokument 80 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives 210. Anagraph 12. Document 80].

18. Gosudarstvennyi arkhiv sovremennoi istorii Chuvashskoi Respubliki. Fond P-1. Opis' 13. Dokument 118 [State Archive of the Modern History of the Chuvash Republic. Archives P-1. Anagraph 13. Document 118].

19. Gosudarstvennyi arkhiv sovremennoi istorii Chuvashskoi Respubliki Fond P-1. Opis' 13. Dokument 71 [State Archive of the Modern History of the Chuvash Republic. Archives P-1. Anagraph 13. Document 71].

20. Kukel'-Kraevskii S.A. Energoekonomicheskii analiz tekhnicheskoi rekonstruktsii Bol'shoi Volgi [Energy-economic analysis of the technical reconstruction of the Great Volga]. Leningrad, AN USSR Publ., 1934, 74 p.

21. Mineeva E.K. Stanovlenie Mariiskoi, Mordovskoi i Chuvashskoi ASSR kak natsional'no-territorial'nyx avtonomiy (1920 - 1930-e gody) [The formation of the Mari, Mordovian and Chuvash Autonomous Soviet Socialist Republic as national-territorial autonomies (1920-1930s)]. Cheboksary, Chuvash State Univesity Publ., 2009, 594 p.

22. Plan elektrifikatsii RSFSR [Plan for electrification of the RSFSR]. Moscow, Gospolitizdat Publ., 1955, 665 p.

23. Rimanov I.F., Yudkovskii A.G. Cheboksarskaya GES [Cheboksary HPP]. Cheboksary, Chuvashknigoizdat Publ., 1979, 112 p.

24. Rusinova N.G. Stanovlenie i razvitie Cheboksarskoi GES: k istoriografii voprosa [Evolvement and development of Cheboksary HPP: to the historiography of the issue]. Historical Search, 2020, vol. 1, no. 3, pp. 75-80. DOI: 10.47026/2712-9454-2020-1-3-75-80.

ELENA K. MINEEVA - Doctor of Historical Sciences, Professor, Russian History Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary ([email protected]; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8301-9951).

NADEZHDA G. RUSINOVA - Post-Graduate Student, Russian History Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary ([email protected]; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0983-141X)._

Формат цитирования: Минеева Е.К., Русинова Н.Г. Планы строительства Чебоксарской ГЭС В 1940-е годы // Вестник Чувашского университета. - 2021. - № 2. - С. 127-132. 001: 10.47026/1810-1909-2021-2-127-132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.