Научная статья на тему 'Ницше Ф. , постмодернизм и традиция осмысления кризиса культуры'

Ницше Ф. , постмодернизм и традиция осмысления кризиса культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
74
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ирицян Г. Э.

В тезисах рассматриваются этапы формирования традиции осмысления кризиса культуры. Культурологические идеи Ф. Ницше представляются как основание теории кризиса культуры. В ХХ веке тема социо-культурного кризиса, благодаря Ницше, реализуется в теоретических построениях постмодернистов и становиться доминирующей в гуманитаристике, в частности в современных философии и культурологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ницше Ф. , постмодернизм и традиция осмысления кризиса культуры»

4. Беляева Л.И. Сценарий // Кино. Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1986.

5. Sartre J.H. Un theatre de situations, Gallimard, Paris 1973.

6. Токарев Д.В. Существует ли литература абсурда? // Русс. лит. -1999. - № 4.

7. Барт Р. Избранные работы. - М., 1994.

8. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - М., 1970.

9. Поламишев А.М. Событие - основа спектакля. - М.: «Сов. Россия», 1977.

10. Mink L.O. Philosophical Analysis and Historical Understanding // Review of Metaphisics. - 1968. - Vol. 20.

11. Шмид В. Проза как поэзия. - СПб., 1998.

12. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.

13. Станиславский К.С. Собрание сочинений в восьми томах. - М., 1961. - Т. 4.

14. Горчаков Н. Режиссерские уроки К.С. Станиславского. - М., 1952.

15. Брехт Б.Театр. Пьесы. Статьи. Т. 5/2. - М., 1965.

16. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. - М., 1996.

НИЦШЕ Ф., ПОСТМОДЕРНИЗМ И ТРАДИЦИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ КРИЗИСА КУЛЬТУРЫ

© Ирицян Г.Э.*

Новороссийский филиал Пятигорского государственного лингвистического университета, г. Новороссийск

В тезисах рассматриваются этапы формирования традиции осмысления кризиса культуры. Культурологические идеи Ф. Ницше представляются как основание теории кризиса культуры. В ХХ веке тема социокультурного кризиса, благодаря Ницше, реализуется в теоретических построениях постмодернистов и становиться доминирующей в гумани-таристике, в частности в современных философии и культурологии.

В последние десятилетия в философии культуры и культурологии наиболее обсуждаемыми являются проблемы динамики культуры: ее развития, застоя и в особенности, кризисов. Современное состояние культуры принято характеризовать как кризисное - наступила эра кризисов - об этом пишут и говорят на разные лады философы и культурологи, социо-

* Доцент кафедры Социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин, кандидат философских наук, доцент.

логи, политологи, экономисты. Как считают современные исследователи, кризисность современной культуры инвариантна, и внутренне присуще ей, это проявляется в дисбалансе социальных институтов их разорванности и размытости, наличии ситуации аномии (О.М. Штомпель). Можно констатировать то, что в социо-гуманитарной сфере сложилась традиция по осмыслению кризиса культуры, так как проблему кризиса не обходит своим вниманием ни одна значительная школа, ни один крупный теоретик культуры.

Тема осмысления кризиса культуры непосредственно связана с проблемой формирования культурологии как самостоятельной дисциплины. По мнению авторитетных исследователей: «современное понимание культуры складывалось как осознание кризиса культуры» и через это осознание происходит выход в культурологизирование как теоретическое осмысление культуры [1, с. 70]. Тем самым осуществляется переход от философии культуры к культурологии. Так, по мнению Г.В. Драча Ф. Ницше, а вслед за ним О. Шпенглер создают «предпосылки для формирования устойчивого интереса к культурпроблематике и превращения ее в самостоятельную область, достойную внимания интеллектуалов» [1, с. 70]. То есть анализ осознания кризиса культуры от Ф. Ницше в XIX веке и до постмодернизма в конце XX века раскрывает, в определенной мере, этапы и содержание генезиса науки о культуре. В этом случае, по нашему мнению, происходит разрушение панлогизма классической модели культуры и как следствие переход к постмодернистскому дискурсу. Начинает формироваться тип культурологизирования, который опирается на конкретику, эстетику и поэтику, что является мостиком к современным модуляциям о культуре в рамках, как постмодернизма, так и собственно культурологии.

Такое положение вещей в научных представлениях о динамике культуры существовало не всегда. В Новое время философы рационалисты и эмпирики в один голос заявляли о светлых перспективах и анализировали эволюционные, прогрессивные процессы в обществе, базирующиеся на принципах гуманизма, логицизма и сциентизма. Складывалась, так называемая «классическая модель культуры» (В.М. Межуев). Аналогичный подход был характерен для просветителей материалистов 18 века и для представителей классической немецкой философии, и для теоретиков позитивизма в 19-го начала 20-го веков. Но еще во второй половине 19-го века появились одинокие голоса мыслителей заявивших о системном кризисе культуры - одним из первых и ярких из этой плеяды ученых был немецкий философ Фридрих Ницше. Ницше в своих произведениях произвел своеобразный анализ кризиса культуры, используя при этом свои оригинальные методы и свою неординарную стилистику. Он, по нашему мнению, начал формировать традицию по осмыслению кризиса культуры - эта традиция была подхвачена и проработана целым рядом знаковых фигур в истории западной мысли от О. Шпенглера и М. Хайдеггера и до представителей постмодернизма. После Ф. Ницше тема кризиса культуры,

ее трагедии, декаданса прочно входит в современную философию и культурологию, становится, по сути дела, доминирующей.

Проблемы, затронутые Ф. Ницше не оставили равнодушными многих философов, литераторов, религиозных деятелей, политиков. Сейчас мы имеем обширнейшее ницшеведение, но в нем Ницше рассматривается как философ и философский антрополог, историк, политолог и филолог. А вот роль Ницше как мыслителя, показавшего всесторонний и системный кризис современной ему культуры и этим способствовавшего формированию традиции осмысления кризиса культуры рассматривается не достаточно широко. Можно выделить лишь те или иные аспекты этой проблемы, что и характеризует актуальность темы данной работы.

Мы отмечаем то, что осмысление кризиса у Ницше не представляет собой некой целостно и системно изложенной теории, но при этом, все же, у него обнаруживается общий пронизывающий все его работы пафос по осознанию и описанию кризисности западных духовных ценностей, находящихся в основании культуры. Как пишут А.Г. Кутлунин и М.А. Малышев: «При всем изобилии экскурсов в историю античности более всего Ницше интересовала современная ему культура ... он был глубоко убежден в том, что современная культура не только не превосходит лучшие достижения античности, но даже и не приближается к ним. А причиной этому, по его мнению, является болезнь западноевропейской культуры. Признаки ее нездоровья, на его взгляд, очевидны: утрачено чувство стиля, отсутствует тяга к величию и подлинной красоте, повсюду происходит усреднение людей, оскудение их духовного потенциала. Культура, считал Ницше, составляет душу общества и ее болезнь свидетельствует о нездоровье всего организма. Чтобы установить диагноз болезни, нужно обратиться к здоровой культуре и, сравнивая, посмотреть, чего же не хватает нашей современности» [2, с. 68-69]. Для Ницше, всегда, одной из насущнейших проблем требующих особой рефлексии была проблема осознания, описания и анализа кризиса культуры.

Итак, одна из важнейших культурологических идей мыслителя - это кризис Западной культуры. К основным чертам, составляющим этот кризис по мысли Ницше, и перечисленным в предыдущей цитате можно добавить еще потерю жизненной мощи, оторванность от реальной жизни, спекулятивность европейской культуры, кризис христианской идеологии. Идея кризиса Западной культуры находится в прямой противоположности идеям классической философии культуры о прогрессе, историзме, гуманистических началах и светлом будущем Западного мира и мира в целом. Ницше усматривает большую долю иррационализма и делает зачастую пессимистические прогнозы относительно будущего европейской культуры. Он считает, что Западная культура нежизнеспособна - это «декаданс» т.е. упадок - таково глубокое убеждение Ф. Ницше: «Я понимаю испорченность, как об этом уже можно догадаться, в смысле decadence: я утверждаю, что все ценности, к которым в настоящее время человечество стремится, как к

наивысшим, - суть ценности decadence» [3, с. 301]. И он призывает к варварству, которое называет «культурой творческой силы», дионисийскую мощь творцов не ограниченных путами рационализма и гуманизма.

Идеи Ницше о культуре неразрывно связаны с отказом от тотального рационализма и утверждением плюрализма. Он через свои культурологические идеи идет до конца в деле отрицания метафизики, старается ограничиться только миром реальным, эмпирическим. «Так, Ницше решительно переосмысляет исходные принципы традиционной метафизики» -утверждает отечественный исследователь П.П. Гайденко: «Именно Ницше принадлежит приоритет в утверждении фундаментальных принципов постмодернизма; он возвестил не только «смерть Бога», но и «смерть субъекта» [4, с. 132]. Переоценивая все прежние ценности, немецкий мыслитель предлагает оставить лишь те из них, которые способствуют земной человеческой жизни. И одним из отдаленных последствий переоценки всех прежних ценностей стало возникновение современной социально-гуманитарной научной культуры с ее релятивизмом, конкуренцией мнений, постоянным обновлением научных парадигм.

Постмодернистский дискурс, проявившийся в последней трети прошлого века, внес определенную новизну и плюрализм в сферу теоретизирования о культуре, разрушая классическую философию культуры. В деле критики и «деконструкции» классической философии культуры дискурс постмодернистов движется в русле культурологических идей Ницше, при этом, идет дальше своего «генератора идей», раздвигая горизонты. Большинство выразителей идей постмодернизма обращаются к идеям Ницше, находя в них некоторые основы для своего миропонимания. Они считают, вслед за Ницше, что авангардом культуры становится поэт, творец новых словарей, мифов, образов. И они уверены, как и Ницше, что состояние современной культуры можно оценивать как кризисное. К числу таких мыслителей можно отнести корифеев постмодернизма М. Фуко, Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Деррида, Ж. Делеза, Р. Рорти, П. Клоссовски - и это далеко не полный перечень исследователей постмодернистов, которые посвятили статьи и книги анализу идей Ницше. Они, вдохновлялись идеями немецкого философа, создавая на их основе свое понимание феномена культуры, свои концепты крушения рационалистически фундированного проекта модерн.

Аналитик теории постмодернизма Ю. Хабермас в своей работе «Философский дискурс о модерне» отмечает, что идеи Ницше являются «точкой отсчета вступления в постмодерн». «Философия жизни» Ницше, уверен Хабермас, стала поворотным пунктом, после которого начинается критическое переосмысление фундаментальных оснований просвещенческого проекта рационалистически осмысленной культуры. Связь, которая обнаруживается Хабермасом между теоретическими построениями представителей постмодернизма и Ницше, представляется существенной в деле осознания

перехода от модерна к постмодерну. Согласно Хабермасу, Ницше проводит радикальную критику рационализма, лежащего в основе классической модели культуры. Эта критика находит свое отражение в теориях культуры таких представителей постмодернизма как Ж. Деррида, М. Фуко и др. [5].

Постмодернизм не представляет собой целостной системы знаний, но он в некоторой степени расширяет представления о культуре, что является важным объектом исследования для культурологии и теории культуры. Культурология, как отмечалось выше, возникла «на волне» осознания кризиса культуры, на современном этапе она встает перед необходимостью определения своего отношения к постмодернистским модуляциям о культуре.

Одна из актуальных проблем современной культурологии - это построение «генетики» культуры, при этом одна из задач в этой проблематике - анализ «генетических мутаций», оказывающих расшатывающее воздействие на культурно-исторические образования (Г.В. Драч). В этом контексте идеи Ф. Ницше о кризисе культуры и постмодернистский дискурс можно рассматривать как своего рода факторы, расшатывающие «гены» классической модели культуры, как вид иррационалистического культу-рологизирования. При этом, учитывая, что полного решения задачи по построению «генетики» культуры пока еще нет.

Список литературы:

1. Драч Г.В. Наука о культуре в эпоху постмодерна // Cogito. Альманах истории идей. - Ростов-н/Д: НМЦ «Логос», 2007. - Вып. 2.

2. Кутлунин А.Г., Малышев М.А. Эстетизм как способ понимания жизни в философии // Философские науки. - 1990. - № 9.

3. Ницше Ф. Антихрист // По ту сторону добра и зла. Казус Вагнер. Антихрист. Ecce homo. - Мн., 1997.

4. Гайденко П.П. Постметафизическая философия как философия процесса // Вопросы философии. - 2005. - № 3.

5. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне / Пер. с нем. - М., 2003.

ИСТОКИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ: ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В ПАМЯТНИКАХ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

© Николаевская Т.Е.*

Институт профессиональных инноваций, г. Москва

В статье обозревается история философии и литературы Руси Х1-ХУП вв. как целостный культурологический процесс.

* Преподаватель кафедры Гуманитарных наук, кандидат философских наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.