УДК 316.73 И807
Ирицян Гурген Эдмондович
кандидат философских наук, доцент кафедры социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин Новороссийского филиала Пятигорского государственного лингвистического университета
Girits@yandex.ru
НОВАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА:
Ф. НИЦШЕ И ПОСТМОДЕРНИЗМ
Аннотация:
В работе анализируется влияние «философии жизни» Ф. Ницше на становление культурологической теории. Ницше стал основателем новой культурологической парадигмы, которую позже подхватили и развили представители постмодернизма. Ницше осмыслил системный кризис классической философии культуры, тем самым подготовив почву для современного типа культурологизирования.
Ключевые понятия: «философия жизни», новая культурологическая парадигма, классическая философия культуры, постмодернизм, становление культурологической теории, современный тип культурологизирования.
В настоящее время Россия и мировое сообщество в целом находятся в состоянии социокультурного кризиса. Кризисность остается характерной чертой современного бытия, и для преодоления этого состояния необходимо четкое, научно обоснованное понимание происходящих изменений в культуре. Роль культурологии как науки, как теоретической дисциплины, изучающей культуру во всей полноте ее проявлений, во всем многообразии исторических формообразований, в этих условиях объективно повышается. Культурология как отдельная наука, динамично развиваясь, все еще, находится на стадии своего становления, поэтому проблема изучения ее генезиса представляется достаточно актуальной. Для прояснения этого вопроса необходимо обратиться к богатой традициями истории философии, а в частности к «философии жизни» Ф. Ницше и имеющим определенное отношение к ней постмодернистским модуляциям. Нам представляется, что Ф. Ницше своей антиклассической и иррационалистической «философией жизни» совершил культурологический поворот, в определенной степени подготовив почву для становления культурологии как отдельной независимой от философии культуры дисциплины.
Проблема перехода от философии культуры к культурологии, а также их соотношения активно обсуждается в отечественной гуманитаристике, она, в частности, разрабатывалась такими исследователями как В.М. Межуев, А.Я. Флиер, М.С. Каган, П.С. Гуревич, С.Н. Иконникова,
В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, Г.В. Драч, Е.Я. Режабек и некоторыми другими.
Так, В.М. Межуев выделяет два этапа в развитии философии культуры - классический и постклассический. Постклассический этап выражает ограниченность и несостоятельность классического, пересматривает просвещенческие основания культуры, осознает кризис классической модели культуры [1]. Начиная с «философии жизни» (Шопенгауэр, Ницше), справедливо считает Межуев, главной проблемой философии культуры становится тема кризиса культуры. Культурология, по Межуеву, представляет собой всю сумму общественных и гуманитарных наук, эмпирически изучающих «культурное поведение человека и человеческих общностей».
В отношении отличия философии культуры от культурологии можно отметить еще несколько подходов, первый представлен М.Б. Туровским, который считает, что любая философия есть по определению философия культуры. Второй подход определяет философию культуры в качестве части или раздела общей философии, данная концепция представлена такими исследователями, как М.С. Каган и П.С. Гуревич.
А.Я. Флиер считает, что выделение культурологии из комплекса социально-гуманитарных наук отражает объективную необходимость заполнения некоего «вакуума» в знаниях о культуре. Объектом культурологии являются «любые виды и формы человеческой жизнедеятельности», и в этом наука о культуре не отличается от истории, психологии и социологии. Предметом научного анализа становятся «ценностно-нормативные установки и механизмы, регулирующие
всякую социальную практику и в особенности взаимодействие и взаимопонимание между людьми» [2, с. 126-127].
С.Н. Иконникова утверждает, что «культурология выявляет инвариантные структуры культурных феноменов, определяет динамику их изменений» и представляет собой целый «комплекс наук о культуре» [3, с. 43].
Довольно разносторонне и глубоко проблема формирования культурологии прорабатывается в коллективных трудах философов и культурологов Южного федерального университета (Ростов-на-Дону). В них рассматривается, как современные культурологические теории берут начало в европейской философии XIX-XX вв. и выражают ситуацию крушения целостного культурного проекта, все еще связанного с эпохой Просвещения и поиском рациональных оснований развития общества и культуры. В этих работах, выполненных под руководством профессора Г.В. Драча, уже содержится обоснование необходимости исследования роли Ф. Ницше в генезисе культурологии как самостоятельной науки. В них говорится о том, что культурологи-зирование как осмысление феномена культуры зарождается в начале XX в., в частности, в творчестве таких известных мыслителей, как О. Шпенглер, Й. Хейзинга, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер. Культурология же как самостоятельная научная дисциплина оформляется в середине XX в. в трудах Л. Уайта, Б. Малиновского и др. [4].
Что касается вклада Ф. Ницше в дело формирования современной культурологической теории, то мы считаем, что его работы способствовали осознанию неоднозначности и полифо-ничности культурных явлений, они расширили представление о культуре. «Философия жизни», по сути дела, стала «мостиком», который был, перекинут от философии культуры к современному типу культурологизирования. Идеи, содержащиеся в «философии жизни», не укладываются в рамки классической философии культуры и готовят почву для более широкого и многообразного осознания культуры, в том числе, постмодернизмом, хотя, конечно, постмодернистом в полном смысле этого слова Ницше назвать нельзя. Немецкий мыслитель закладывает новую культурологическую парадигму, в корне отличающуюся от идей философии культуры, выраженных представителями Просвещения и классической немецкой философии.
Постмодернистский дискурс, широко заявивший о себе в последней трети ХХ в., внес несомненную новизну и плюрализм в сферу теоретизирования о культуре. Его практика критики и преодоления классической философии культуры свидетельствует о том, что искания постмодернистов в значительной степени развиваются в русле идей Ницше. Постмодернизм, в числе прочих, опираясь и на Ницше, формирует свои дискурсы о культуре, характерной чертой которых является восприятие культуры как кризисной. Необходимо отметить и другие важнейшие особенности постмодернистского дискурса: отрицание онтологических оснований (религиозных, философских, этических и любых других); кризис идеологии классического гуманизма; иррационализм; плюрализм концепций и мнений; сомнение в реальности исторического прогресса; предпочтение искусства перед наукой, художника перед ученым; смешение жанров; эссеистика и моделирование текстов вместо философских и научных трактатов; прагматисткая концепция истины.
Совершая «прорыв» в постмодернистскую культуру, Ницше не был одинок - рядом с ним можно поставить имена и других мыслителей XIX в. (прежде всего немецких романтиков С. Кьеркегора и А. Шопенгауэра). И это связано с их философской критикой культа Разума и вариантами поисков выхода за его пределы. Но Ницше здесь первый среди равных. Как иррационалист он был наиболее радикальным, последовательным, и поэтому еще в XIX в. он предвосхитил в своем творчестве важнейшие особенности постмодернизма и примерные ориентиры. Тезис о наследовании идеологами постмодернизма творчества Ницше может быть подтвержден путем обращения к текстам их работ. Достаточно упомянуть некоторые из них, посвященные осмыслению творческого наследия немецкого мыслителя. Например, статья Ж. Делеза «Тайна Ариадны» и его же работы «Ницше и философия», «Ницше», труды Ж. Деррида «Шпоры: стили Ницше» и «О грамматологии», произведения М. Фуко «Ницше, Фрейд, Маркс» и «Ницше, генеалогия, история», «Слова и вещи», «О трансгрессии», книга П. Клоссовски «Ницше и порочный круг». В этих и во многих других философско-культурологических произведениях европейские и американские мыслители второй половины ХХ в., творчески осмысливая идеи немецкого философа, вырабатывают свое собственное осознание феномена культуры.
Мы обращаем внимание на то, что сам Ницше не выделял специальную область исследования культуры и не создал целостного учения. Культурологический комплекс идей развивался в его «философии жизни» в рамках тематики кризиса Западной культуры, критики христианства, диалектики аполлоновского и дионисийского, сверхчеловека как субъекта культуры, элитарной и массовой культуры и некоторых других. В целом же до сих пор изучение и осмысление наследия немецкого философа происходило без ясного понимания его влияния на становление культурологии как отдельной науки.
Позиция Ницше отразила ситуацию качественного изменения - неспособность европейского рационализма разрешить острые жизненные проблемы западной культуры конца XIX в., опираясь на классическую философию культуры. Критикуя культурную парадигму Нового времени, Ницше открывает простор для бесконечного, широкого поиска и эксперимента над истиной, право каждого на свое уникальное мнение, на субъективность. Постмодерн - это современность, но уже у Ницше обнаруживаются многие программные основы этой культуры. Его отрицание метафизики, идея об отсутствии истины в последней инстанции, релятивизм, иррационализм, отождествление языка с жизнью и развитием культуры, мысль о бытии как вечном становлении и др. были восприняты и по-своему переработаны постмодернистами прошлого века. Когда Ницше заявил о том, что «Бог умер», утверждает один из представителей постмодернизма Р. Рорти, то тем самым он отменяет стремление людей служить каким бы, то ни было высшим целям и посвящать свою жизнь поискам истины. «Не существует ни «духа», ни разума, ни мышления, ни сознания, ни души, ни воли, ни истины: все это фикции, ни к чему не пригодные» [5, с. 243].
Постмодернистская программа современной философии и культуры генетически восходит к неклассическому типу философствования, которое, в числе прочих, начинается с «философии жизни» Ницше. Постмодернистские направления, такие как постструктурализм и структурный психоанализ, на наш взгляд, в определенной степени обязаны немецкому мыслителю, расчистившему путь и указавшему примерные ориентиры дальнейшего движения мысли. Можно утверждать, что целый ряд мыслителей постмодернистского направления формировали свои представления о культуре и ее кризисе в тесном взаимодействии и под определенным влиянием теоретико-мировоззренческих построений Ф. Ницше. Мы выявляем то, что постмодернисты подхватили знамя борьбы с осмыслением культуры, в рамках классической философии культуры, тем самым, вслед за Ницше, перебрасывая мостик к современной науке о культуре.
Мыслители постмодернисты Делез, Фуко, Деррида, Рорти и другие создавали свои теории буквально «пропуская» Ницше через себя, через свои плоть и мозг. Постмодернистская эмоциональная, порой доходящая до экзальтации манера философствования, а также неординарная стилистика многих представителей постмодернизма и постструктурализма находит свои истоки в «философии жизни» Ницше. При этом Ницше для постмодернистов вовсе не икона, не догма, так как они не занимаются простым переносом концептов немецкого философа в свои построения. Идеи певца Заратустры творчески перерабатываются в процессе созидания своих собственных подходов понимания феномена культуры в трудах постмодернистов. Можно говорить о полифоничности восприятия наследия Ницше в постмодернистском дискурсе. Немецкий мыслитель в своих произведениях предстает как философ различия и именно с этой позиции критикует философию тождества Гегеля и других классиков. Постмодернисты интерпретируют идеи певца Заратустры в том же духе философии различия, что и приводит их к плюрализму и полифонии в восприятии теоретико-мировоззренческого наследия Ницше. Кроме того, все в комплексе идеи великого немца просто не вмещаются в постмодернизм, представители постмодернизма пользуются ими выборочно по своему усмотрению, что рассматривается нами как типичная ситуация для постмодернистской манеры использования материала, наработанного предшественниками. В связи с этим, и в определенной степени, выявляется противоречивость восприятия наследия Ницше постмодернизмом. Вопрос о преемственности принципов «философии жизни» Ф. Ницше в методологии постмодернистского мышления представляется достаточно сложным и неоднозначным, требующим дальнейшего и тщательного анализа.
Идеи Ницше, разрушающие философские традиции в осмыслении культуры и приуготовляющие теорию культуры, были восприняты, по своему интерпретированы и использованы в практике постмодернистского мышления. Многое из наследства немецкого теоретика было осмыслено и использовано постмодернистами как «точка отсчета вступления в постмодерн», а что-то не вошло, «невместилось» в постмодернистское теоретизирование. Но, не подлежит сомнению то, что осмысление Ницше кризиса философии культуры, произведенное в столь радикальной и неординарной манере, стало началом основания традиции в социогуманитарной сфере - это традиция есть новая культурологическая парадигма, предшествовавшая современной науке о культуре. Данная традиция была востребована, возобновлена и продолжена в рамках постмодернистского теоретизирования о культуре. Целый ряд мыслителей, относимых к разряду постмодернистов, ощущают и описывают состояние современной культуры как кризисное, при этом действительное и формальное выражение кризиса, конечно, может, в определенной степени,отличаться от персоналии к персоналии.
Критическое отношение Ницше к философии культуры, отождествляющей культуру с развитием только разумных, мыслительных способностей человека, показало ограниченность такого подхода, и послужило толчком для перехода к более широкому пониманию феномена
культуры в рамках его «философии жизни». Во многом, отталкиваясь от подобного понимания культуры, постмодернисты и моделируют свои теории и концепции, в которых интерпретации культуры и ее кризиса предстают в довольно неординарном и неожиданном виде. Культура как «поверхность» (ризома), культура как язык и дискурс, культура как плюрализм и диффузия, наконец, культура как «пост-философия» - вот далеко не полный перечень интерпретаций, предложенных постмодернистскими интеллектуалами конца прошлого и начала нынешнего века.
Итак, ранний этап процесса становления культурологии как отдельной самостоятельной науки, проходил под определенным влиянием немецкого мыслителя Ф. Ницше. Его культурологические идеи существенно расширили представление о феномене культуры и заложили основы осмысления кризиса культуры, что и позволяет рассматривать «философию жизни» как предпосылку становления науки о культуре. В свою очередь постмодернисты продолжили дело, начатое немецким мыслителем, они занимаются дальнейшим расширением и углублением понимания кризиса философии культуры и культуры вообще, содержательных и формальных оснований этого кризиса, а также предпринимают попытки поиска теоретических путей по выходу из подобного кризисного состояния.
Ссылки:
1. См.: Межуев В.М. Культурология и философия культуры. URL:
http://www.countries.ru/library/sophia/mezuev.htm.
2. Флиер А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура // Общественные науки и современность. 1997. № 2.
3. Иконникова С.Н. Контуры исторической культурологии. // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора М.С. Кагана. Материалы международной научной конференции. Серия «Symposium». Выпуск № 12. СПб., 2001. C. 42-51.
4. См.: Культурология / ред. Г.В. Драч. Ростов-н/Д., 2010.
5. Ницше Ф. Воля к власти. Посмертные афоризмы. Минск, 1999.