Научная статья на тему 'НИТЬ, КРАСКИ И ОБРАЗ. О ТВОРЧЕСТВЕ МЭДЭГМЫ ДАНДАРОН'

НИТЬ, КРАСКИ И ОБРАЗ. О ТВОРЧЕСТВЕ МЭДЭГМЫ ДАНДАРОН Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
84
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКРИЛ / БУРЯТИЯ / МЭДЭГМА ДАНДАРОН / ТАПИССЕРИЯ / ФАКТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Жамбаева Туяна Иннокентьевна

В статье рассматриваются авторские таписсерии Мэдэгмы Дандарон. В ее произведениях отражаются философское мировоззрение, созерцательный тип мышления автора, экспериментальные приемы. Изучение представленных произведений особенно актуально в связи с формированием современных тенденций в искусстве текстиля Бурятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THREAD, PAINTS AND IMAGE. ABOUT THE CREATIVE WORK OF MEDEGMA DANDARON

The article deals with the author’s tapestries by Medegma Dandaron. Her works reflect a philosophical outlook, the author's contemplative type of thinking, experimental techniques. The study of the presented works is especially important in connection with the formation of modern trends in the art of textiles in Buryatia.

Текст научной работы на тему «НИТЬ, КРАСКИ И ОБРАЗ. О ТВОРЧЕСТВЕ МЭДЭГМЫ ДАНДАРОН»

В к

• -Г •* A ïl Vi

H 'i'v

fer r'V i ^ЩМВЙЙЯ» кг у,if. 'jgjjp

, w _ | 'ihfi i

шшш est m

'.i'-; llffîll Mlu i .

Vï. г.-.*- ' ; t- 'V^^.'v-: ' ; jJ

. - lg »

тшШШ ШЯЁШР! ШШШ mC z^f

:

ж

m дис-

I

йЩв Я '». «w-T » цму,,

« H i Д*^

«¡SE

ifS**Pïfi

"'^^w'-rib'^vt. * ¡J^^^S^^ÊïРЧ BípIIÍ >% " t,e"

X* î . . .у jfé§rjf„ * * v mil PV. -

iPiäiifif 1*" <&ï V ' "v " -

DOI: 10.17516/2713-2714-0003

УДК 745.5-051(571.54)

THREAD, PAINTS AND IMAGE.

ABOUT THE CREATIVE WORK

OF MEDEGMA DANDARON

Zhambayeva Tuyana Innokentievna

East-Siberian State Institute of Culture

Ulan-Ude, Russian Federation

Abstract: The article deals with the author's tapestries by Medegma Dandaron. Her works reflect a philosophical outlook, the author's contemplative type of thinking, experimental techniques. The study of the presented works is especially important in connection with the formation of modern trends in the art of textiles in Buryatia.

Keywords: acrylic; Buryatia; Madegma Dandaron; tapestry; texture.

Citation.: Zhambayeva, T.I. (2022). THREAD, PAINTS AND IMAGE. ABOUT THE CREATIVITY WORK OF MEDEGMA DANDARON. IzobraziteVnoe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 1, № 1(10), pp. 26-33.

Т. И. Жамбаева

Восточно-Сибирский государственный институт культуры

Улан-Удэ, Российская Федерация

НИТЬ, КРАСКИ И ОБРАЗ. О ТВОРЧЕСТВЕ

МЭДЭГМЫ ДАНДАРОН

М. Дандарон. Дивный сад. 2019. Джут, лен, акрил, вышивка. 140x170

Собственность семьи

M. Dandaron. A wonderful garden. 2019. Jute, linen, acrylic, embroidery. 140x170

Family property

В статье рассматриваются авторские таписсерии Мэдэгмы Дандарон. В ее произведениях отражаются философское мировоззрение, созерцательный тип мышления автора, экспериментальные приемы. Изучение представленных произведений особенно актуально в связи с формированием современных тенденций в искусстве текстиля Бурятии.

Ключевые слова: акрил; Бурятия; Мэдэгма Дандарон; таписсерия; фактура.

Керамика, гобелен, художественное стекло, батик - с этими видами декоративно-прикладного искусства Бурятия знакомится во второй половине ХХ в., когда на родину вернулись выпускники столичных вузов, а на региональных и всесоюзных выставках появляются произведения Андрея Хомякова, Солбона Ринчинова, Светланы Ринчиновой, Тамары Ти-

миной; в 1980-1990-х гг. - Валентина Базарова, Рыгземы Жимбиевой, Елены Зонхоевой и др.

Надо сказать, что в основу произведений художников декоративно-прикладного искусства Бурятии часто ложатся этнические мотивы и образы, а используемые материалы подчеркивают связь с природой края: шамот, войлок, конский волос. Мы можем увидеть, как силуэт керамиче-

ских чашек напоминает конус бурятской шапки, тонкая роспись по ткани перекликается с резным декором храмов, в чеканке или резьбе по дереву присутствует образ тотема или очертания озера Байкал. В области текстиля в искусстве Бурятии начинают развиваться начиная с 1970-х годов гобелен, батик, аппликация, художественный войлок. Во многом эти виды декоративно-прикладного искусства опирались на благодатную почву традиций народного искусства.

В хозяйственно-бытовом укладе жизни бурятские женщины обрабатывали мех и шкуры животных, валяли войлок, плели хозяйственные предметы из конского волоса, шили одежду и постельные принадлежности, украшая их аппликацией, вышивкой; позже предбайкальские буряты освоили технику ткачества безворсовых ковров таар (бур.). С распространением буддизма и строительства бурятских буддийских монастырей - дацанов - женщины шили тканые ритуальные украшения для внутреннего храмового пространства. Известны своей тонкой работой бурятские буддийские танка, выполненные в технике аппликации и вышивки.

Сегодня бурятские художественные традиции звучат в произведениях декоративно-прикладного искусства Елены Зонхоевой (батик, Санкт-Петербург), Эржены Буиновой (аппликация, Улан-Удэ), Татьяны Дашиевой (гобелен, Улан-Удэ), Ираиды Асхаевой (войлок, гобелен, Улан-Удэ), Алимы Цырендоржиевой (гобелен, Улан-Удэ), Юлии Золотоевой, Софьи Поселено-вой и Татьяны Будажаповой (войлок, Улан-Удэ) и др.

«Гобелен», «батик» стали учебными дисциплинами в образовательных учреждениях республики под руководством педагогов С.П. Рин-чиновой, И.А. Асхаевой, Т.А. Бадуевой. Можно отметить, что наиболее интенсивно авторский поиск и эксперименты проходят в области моделирования этнической одежды и головных уборов. На наш взгляд, в целом художники обращаются к темам и мотивам бурятского фольклора, буддийского искусства, старомонгольской письменности, опираясь на достижения предшествующих десятилетий.

В развитии текстильного искусства ХХ в. обозначился вопрос обретения самостоятельности, некоей самодостаточности такого направления искусства, как тканые полотна; наблюдается стремление авторов отойти от плоскости стен и традиционной связи ткачества с живописью,

которая присуща шпалере. Идет поиск новых М. Дандарон.

средств выразительности в процессе создания Древо жит-и.

скульптурных и объемно-пространственных

. Лен, джут, акрил.

текстильных объектов: текстильных скульптур, ¡40x120

арт-объектов, инсталляций, энвайронментов. Собственность семьи

Надо отметить, что «обращение авторов все больше к нетекстильным материалам получило название "искусство волокна", или АЬегаЛ.

M. Dandaron. The tree of life. 2018. Linen,

Помимо пространственных инсталляций, вы- jute, acrylic. ставки 1980-х гг. продемонстрировали свобод- 140x120 ное обращение художников с технологиями и Family pr°perty материалами. Частью работ могли стать металл, бумага, дерево, плексиглас; в качестве технологий применяли сварку, прессовку, плавление металлов... Лозаннские Биеннале, проходившие с 1962 по 1995 гг., стали крупнейшим выставочным проектом, продемонстрировавшим эволюцию художественного текстиля в ХХ в.», - пишет Н.Н. Цветкова [4, с. 26].

В свете вышесказанного одна из актуальных задач в искусстве Бурятии состоит в формировании нового художественного языка в области текстиля, в том числе введении новых материалов, создании объемно-пространственных текстильных объектов, формировании тактильного восприятия произведений и т.д.

В области художественного текстиля Бурятии личность художника-любителя Мэдэгмы Дандарон выделяется новаторством, экспери-ментальностью. Руководствуясь интуитивным подходом, автор создает произведения художественно своеобразные и самодостаточные. Природа ее творчества естественна и гармонична и проявляется как отражение внутреннего духовного мира и видения красоты мира окружающего. «С детства я любила рисовать, мастерить

М. Дандарон. Полнолуние. 2018.

Джут, лен, акрил. 140x180

Собственность семьи

M. Dandaron. Full moon. 2018.

Jute, linen, acrylic. 140x180

Family property

своими руками. Помню себя маленькой, мне было, наверное, лет шесть... Я сшила из кусочка ткани собачку, удивив родителей», - вспоминает автор.

Мэдэгма Бидияевна Дандарон - удивительно разносторонний человек, доктор философских наук, профессор Восточно-Сибирского государственного института культуры, также получила ученую степень в области микробиологии. Она прекрасно ориентируется в истории искусства, являясь поклонником авангарда, модернизма и постмодернизма.

В 2014 г. в Москве состоялась выставка ее живописных работ «Путь Алая-Виджняны», посвященная 100-летию со дня рождения отца Бидии Дандаровича Дандарона - буддолога, философа, духовного наставника.

С 2016 г. персональные выставки Мэдэгмы Дандарон с успехом прошли в Москве, Париже, Улан-Баторе, Улан-Удэ. В 2016 г. в галерее Воссага в Париже на персональной выставке «Дух Сибири» она впервые представила свои работы в экспериментальной технике, соединив вязание полотна изо льна, джута и живопись акрилом. «Около года назад я обнаружила, что материал хорошо держит форму, поэтому попробовала создать серию кукол. Для лепки лиц использую паперклей, нередко готовлю его сама. Думаю, что в дальнейшем эксперименты с формой продолжатся». На текстильную основу наносятся краски и элементы декорирования: бусины, металлические детали, ветки. Фигуры кукол, несмотря на рост около 30-35 см, выглядят довольно величественно. В статичной позе угадывается горделивая осанка, а лица с тонкими чертами наделены некой индивидуальностью.

Мэдэгме Дандарон удается совмещать науку, преподавание, творчество. Она находится в живом творческом поиске, что наделяет ее произведения энергетикой. В них соединились искусство волокна и живопись, современные формы и этническое содержание. В этой технике созданы произведения: «Дракон» (2016), «Зам» (бурят. путь) (2017), «Полнолуние» (2018), «Дивный сад» (2019).

В ряде произведений тканое полотно грунтуется и служит более плотной и ровной основой для создания живописных образов, чаще образов девушек с загадочными ликами, например: «Сестры» (2020, джут, лен, акрил, 48x65), «Принцесса» (2020, джут, лен, акрил, 50x85), триптих

«Принцессы» (2020, джут, лен, акрил, 50x85), «Эго и Альтер-эго» (2020). Использование такой прядильной культуры, как джут, создает особую плотность поверхности.

К какому виду художественного текстиля можно отнести произведения Мэдэгмы Дан-дарон? В.Д. Уваров, доктор искусствоведения, исследователь искусства таписсерии в мировом искусстве, в одной из статей указывает, что в своих работах конца 1980-х гг. ввел в научный обиход единое международное понятие в искусстве текстиля - «таписсерия»: «Этот термин применяется в мировой практике для обозначения художественного текстиля в самом широком его понимании (фр. Tapisserie, англ. Tapestry, исп. Tapisseria). Он шире понятия "гобелен" и включает в себя изделия, выполненные различными техниками ткачества: узлами, трикотажными переплетениями, вышивкой, кружевом, аппликацией, всевозможными авторскими техниками как плоскостными, так и пространственными» [2, с. 22].

Кроме характерных экспериментальных подходов к материалам и техникам В.Д. Уваров указывает на интеграцию видов искусства, появление новых средств выражения, нетрадиционные приемы формообразования, художественно-образное и философское содержание - то, что выводит произведения за рамки прикладного искусства. Таким образом, его гипотеза основана на том, что «таписсьеры-новаторы создавали свои коды современного художественного творчества. Это были плюрализм пластических исканий, иконографические мотивы, попытки создать беспрецедентные открытые художественные структуры, новые возможности эмоционального наполнения художественного образа» [2, с. 27].

Его мнение сформировано в русле тенденций развития искусства таписсерии во второй половине ХХ века, связанных со стремлением авторов войти в ряд полноценных произведений постмодернистского искусства, выражающих их философскую концепцию. В этом смысле уместно привести мнение В. Хан-Магомедовой о современном прочтении древнего вида искусства: «Ткань, волокна - особая метафора человеческого существа и его права творить свою судьбу» [3].

Опираясь на вышесказанное, мы склонны отнести произведения Мэдэгмы Дандарон к авторским таписсериям, которые демонстрируют

М. Дандарон. Зам. 2017. Джут, лен, акрил. 140x180

Собственность семьи

M. Dandaron. Deputy 2017. Jute, linen, acrylic. 140x180

Family property

М. Дандарон. Дракон. 2016. Джут, лен, акрил. 140x180

Собственность семьи

M. Dandaron. Dragon. 2016. Jute, linen, acrylic. 140x180

Family property

эмоциональную наполненность и художественную выразительность произведений, а также экспериментальный подход в выборе материалов, посредством которых воплощена концепция или идея автора.

В произведениях Мэдэгмы Дандарон ярко прослеживается связь с искусством Востока, которая выражается в тяге к символам, созерцательному характеру. Вот как определяет характер символа в искусстве Востока Г.В. Зубко: «Символ - чрезвычайно важное для понимания искусства Востока понятие. Он обнаруживает свой чрезвычайно сложный архетип. Большое количество символов связано с космологией, природой. [...] Говоря о древнем искусстве, а в равной степени и о традиционном искусстве Востока, мы должны отмечать их ориентированность на духовный мир воспринимающего человека, на его подготовленность к соответствующему восприятию созданной "вещи" и в конечном счете на его совершенствование и постоянное продвижение к истине, красоте, гармонии» [1, с. 6].

Нередко в работах Мэдэгмы Бидияевны можно увидеть очертания мандалы - древней про-тобуддийской диаграммы Вселенной. С чертами свитка и формой тибетской танка перекликается прием грунтования, нанесения красочного слоя, а также его закрепление с помощью тканой подкладки, пришиваемой с оборотной стороны. Образы на ее работах перекликаются с архаическими изображениями петроглифов и онгонов бурятской земли. В поисках нового пластического языка, как и многие художники Бурятии, автор обращается к архаическому периоду на территории Забайкалья. Ее интересует период энеолита и открытие антропоморфных онгонов, предметы скифо-сибирского стиля культуры «плиточных могил», детали традиционного костюма периода номадизма.

Необходимо отметить значение народного искусства в интеграции видов искусства второй половины ХХ века: «Опыт национальных художественных школ Х1Х-ХХ вв., традиции народного искусства и архитектуры, а также появление в искусстве второй половины нашего века новых течений стимулировали процесс взаимодействия картины, фрески, мелкой пластики, декоративной скульптуры, художественного текстиля, перформансов, концептуального искусства, инсталляции. Это придало живописно-пластическим исканиям художни-

ков гибкость и широту, вызвало интенсивное творческое соприкосновение отдельных видов и направлений искусства» [2, с. 23].

В 2021 году состоялась выставка творческих работ Мэдэгмы Бидияевны Дандарон «Брико-лаж: гармония души и тела» в Восточно-Сибирском государственном институте культуры в рамках IX Международной научно-практической конференции «Культурное пространство России и Монголии: теоретические аспекты актуализации культурного наследия». В названии выставки передан характер творчества автора: экспериментальное обращение к различным материалам, поиск новых форм, некое перевоплощение традиционных форм и символов.

Произведения преобразили стены фойе, придав помещению особую атмосферу уюта и тепла. Рассматривая работы вблизи, еще раз убеждаешься, что с такой неровной, шероховатой фактурной поверхностью работать непросто.

Тема мирового дерева - одна из постоянных в творчестве Мэдэгмы Бидияевны, она образует своего рода серию из шести работ. «В таких произведениях можно прочитать больше, каждый находит что-то для себя, придает свое значение». Так, в истории мировой культуры и искусства образ мирового дерева объединяет время и пространство, народы и страны. Архетипич-ность образа несет универсальное представление о строении мира и его цикличности. «Древо жизни» символизирует сакральность образа: огромная крона переливается золотым блеском на сером фоне. Рельефными линиями вывязаны ствол и ветви дерева, в неровности и шероховатости линий чувствуется движение жизненных сил от самых корней к цветам и листьям.

В работе «Дивный сад» (2019) зритель погружается в пространство, наполненное фантастическими цветами. Длинные стебли поднимаются на всю высоту полотна. Словно тонкая паутинка, головки цветов притягивают взгляд хрупкими линиями стежков. Вышивка подчеркивает линии рисунка. Через прорези тканого полотна просвечивает ярко-оранжевая ткань. В этом варианте с тканью создан эффект бликов огня, которыми будто светится дивный сад; если пришить ткань другого цвета, то и настроение произведения станет другим.

Во многих произведениях Мэдэгмы именно цвет является главным средством выразительности, создает энергетику, ауру произведения.

«Полнолуние» (2018) окутывает зрителя насыщенным лиловым тоном ночи и света луны. Почти прозрачны и невесомы силуэты, напоминающие фигуры, высеченные на петроглифах Забайкалья. В хаотичном переплетении пятен и линий идеальным кругом подчеркнут лунный диск.

Огромная цепь цветных кристаллов будто пружинит и продолжает свое движение за пределами полотна «Зам» (2017), представляя мощный алгоритм движения. Контрастные сочетания желтого, голубого с вкраплениями розового, а также серого с голубым и розовым напоминают клеточную микроструктуру. Возможно, в этой работе нашли отражение познания автора в области микробиологии: «Взгляд через микроскоп на предметное стекло дает возможность увидеть целый микромир. Особенно удивительным и ярким, словно абстрактная картина, предстает вещество, окрашенное реагентами, изменяющими цвет некоторых веществ клеток».

Произведение «Дракон» (2016) вызывает различные ассоциации: абстрактная композиция из красного, желтого на синем фоне отсылает наше воображение к стихиям огня и воды; ряды прочерченных квадратов напоминают карту мира или фото Земли со спутника. Произведение можно отнести к прогностическим, а изображение - сравнить с поступающими на карту континентов сигналами. Белым квадратом светится знак, напоминающий актуальный сегодня, в условиях пандемии, QR-код.

Иногда основа вязаного полотна грунтуется, и на гладкой поверхности появляются загадочные лица, девичьи фигуры. Например, женский образ в работе «Принцесса» (2019) с короной в виде солнечного диска, с изображением птиц и меандра на одежде рождает мысль о мифических перерождениях, полуантропоморфных существах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Сестры» (2020): в зеркальном отражении две сестры объединены фигурной линией старинной прически монголоязычных народов. Черным цветом она окаймляет белоснежные лица и светлые одежды. Лица и плечи очерчены плавными линиями.

Воплощение космологической символики, своеобразных мандал можно увидеть в таких работах, как «Кокон» (2019), «Эго и Альтер-эго» (2019). Фигуры девушек пластично вписаны в геометрическую композицию квадрата и кру-

t'iм К.''.«У*л'J'rlWmJ'.<Шйk'ttii*' ■ :■.

щШ ''^-J&^'jjififfidKL •

ЖяеШи!* iJiiv^>"^KtimL^Jlk \ ST"" ^/'¡tlL /¿¡г л ' Jiji 'А^4'* -u'Jr, -1Фт,- 2' -Ч ' Шя Уш ^ '

Ш ■Уу?' дмРРШ ЕлЯШи

жШшшй щ ШшУжшШш

г W V / j ШШж

г 'iiiOTSb-' Jik'^rS^vni . \

ЯК здИВй.УиЕ^^ж! . . .-Л ■''ТЩж*ууy.'-jJdaa^BM

W'tt ' ШгЛ1**

ШШ • ЗшШмяКь. л • я? '»M^'iMfW^jl: Я ^ЩШШКЙШШ

X : ' ■ ШвЯшш^Шш^ш/вВШЯшЯ Si '.ЙМтаИ

га наподобие «телесных» пиктограмм. Композиция работ напоминает геометрическую диаграмму мандала - космологическую модель Вселенной. «Мы живем в своем тесном кругу и порой не видим, что происходит вне его. Круг символизирует сансару, если опираться на буддийскую терминологию. В микрокосмосе все находится в руках самого человека, только от него зависит, как трактуется мир. Поэтому вокруг каждой фигуры появляется свой определенный цвет, узор».

Таким образом, в удивительно цельных по своему замыслу произведениях раскрывается богатый внутренний мира автора. Глубокие по содержанию темы и образы обращены к философским мировоззренческим основам. Произведения притягивают взгляд естественной красотой и гармоничностью, подкупают искренним и смелым цветовым звучанием. В художествен-

М. Дандарон. Кокон. 2019. Джут, лен, акрил. 100x80

Собственность семьи

M. Dandaron. Cocoon. 2019. Jute, linen, acrylic. 100x80

Family property

М. Дандарон. Эго и Альтер-эго. 2019.

Джут, лен, акрил. 107x77

Собственность семьи

M. Dandaron. Ego and Alter ego. 2019.

Jute, linen, acrylic. 107x77

Family property

ной манере автора можно увидеть сочетание традиций Востока и абстрактного искусства ХХ в. Несомненно, что Мэдэгма Дандарон вносит свое слово в развитие искусства художественного текстиля Бурятии, выступая как новатор, создатель искусства авторской таписсерии, основанного на оригинальном прочтении традиций народной культуры.

Литература

1. Зубко, Г.В. Искусство Востока: курс лекций/Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, фак-т искусств. - Москва: Восточная книга, 2012. - 427 с.: ил.

2. Уваров, В.Д. Таписсерия как «модель» общих закономерностей развития мирового искусства // Дизайн и технологии. - Москва, 2017. - №59. - С. 22-29.

3. Хан-Магомедова, В.Терпение художника-паука. Текстильное искусство сегодня.- 2019. - 150 с. : ил.- URL: https://www.litres.ru/vita-han-magomedova/ terpenie-hudozhnika-pauka-tekstilnoe-iskusstvo-segodny/chitat-onlayn/ (дата обращения 03.02.2022).

4. Цветкова, Н.Н. Искусство волокна «fiberart» второй половины XX-XXI вв.: особенности развития // TERRAARTIS. Искусство и дизайн. - Санкт-Петербург, 2021. - №2. - С. 24-35.

References

1. Zubko G. V. Iskusstvo Vostoka: kurs lekcij [An oriental art: course of lectures]. Moscow State University named after. M. V. Lomonosov, faculty of arts. Moscow, Vostochnaya kniga, 2012, 427 p.

2. Uvarov V. D. Tapisseriya kak "model'" obshhix zakonomernostej razvitiya mirovogo iskusstva [Tapestry as a "model" of common patterns of a world art's development]./ Design and technology. Moscow, 2017, no. 59, pp. 22-29.

3. Khan-MagomedovaV. Terpenie xudozhnika-pauka. Tekstil'noe iskusstvo segodnya [The spider-artist's patience. A textile art today]. 2019, 150 p, available at: https://www.litres.ru/vita-han-magomedova/terpenie-hudozhnika-pauka-tekstilnoe-iskusstvo-segodny/chitat-onlayn/ (accessed 03.02.2022).

4. Czvetkova N. N. Iskusstvo volokna "fiberart" vtoroj poloviny' XX-XXI vv.: osobennosti razvitiya [The art of a fiber "fiberart" of the second half of XX - XXI centuries: development features]// TERRAARTIS. Art and design. Saint Petersburg, 2021, no. 2, pp. 24-35.

Об авторе

Жамбаева Туяна Иннокентьевна - кандидат искусствоведения, доцент кафедры культурологии и искусствоведения, Восточно-Сибирский государственный институт культуры, Улан-Удэ E-mail: tuyana75@mail.ru

Zhambayeva Tuyana Innokentievna

Candidate of Arts, Associate Professor at the Department of Cultural Studies and Art History, East-Siberian State Institute of Culture, Ulan-Ude

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.