Научная статья на тему 'НИШЕВЫЕ ВИДЫ ТУРИЗМА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ'

НИШЕВЫЕ ВИДЫ ТУРИЗМА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / нишевые виды туризма / йога-туризм / «темный» туризм / психологический туризм / региональный туризм / туристская локация / туристская дестинация / tourism / niche types of tourism / yoga tourism / «dark» tourism / psychological tourism / regional tourism / tourist location / tourist destination

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — В С. Куимов, Т В. Пермякова

В статье рассмотрены нишевые (редкие, немассовые) виды туризмайога-туризм, «темный» туризм, психологический туризм, осуществлен теоретико-понятийный анализ их сущности и особенностей, выявлены имеющиеся и потенциальные локации данных направлений туризма, показана их роль в функционировании внутреннего туризма и перспективном развитии отдельных регионов и территорий. Нишевые виды туризма могут существенно расширить спектр предложений на внутреннем туристском рынке, внести определенный вклад в экономику отдельных территорий, способствовать удовлетворению немассовых, но актуальных для реальных и потенциальных туристов потребностей, выполняя тем самым экономическую и социальную функции. Предметом исследования выступает нишевый туризм как новое туристское направление, цель – анализ и теоретическое осмысление некоторых его видов, выявление причин их появления и актуализации в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — В С. Куимов, Т В. Пермякова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NICHE TYPES OF TOURISM AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF THE REGIONAL ECONOMY

The article considers niche (rare, non–mass) types of tourism yoga tourism, "dark" tourism, psychological tourism, a theoretical and conceptual analysis of their essence and features is carried out, existing and potential locations of these tourism directions are identified, their role in the functioning of domestic tourism and the prospective development of individual regions and territories is shown. Niche types of tourism can significantly expand the range of offers on the domestic tourism market, make a certain contribution to the economy of individual territories, contribute to meeting non-mass, but relevant needs for real and potential tourists, thereby fulfilling economic and social functions. The subject of the study is niche tourism as a new tourist destination, the purpose is to analyze and theoretically comprehend some of its types, identify the causes of their appearance and actualization in modern conditions.

Текст научной работы на тему «НИШЕВЫЕ ВИДЫ ТУРИЗМА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ»

EDN: VVNIIP

В.С. Куимов - ст. преподаватель кафедры философии, социологии и социальной работы, Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected],

V.S. Kuimov - Senior lecturer of the Department of philosophy, sociology and social work, Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia;

Т.В. Пермякова - к.социол.н., доцент кафедры философии, социологии и социальной работы, Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected],

T.V. Permyakova - Candidate of Sociology, Associate professor of the Department of philosophy, sociology and social work, Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

НИШЕВЫЕ ВИДЫ ТУРИЗМА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ NICHE TYPES OF TOURISM AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF THE REGIONAL ECONOMY

Аннотация. В статье рассмотрены нишевые (редкие, немассовые) виды туризма - йога-туризм, «темный» туризм, психологический туризм, осуществлен теоретико-понятийный анализ их сущности и особенностей, выявлены имеющиеся и потенциальные локации данных направлений туризма, показана их роль в функционировании внутреннего туризма и перспективном развитии отдельных регионов и территорий. Нишевые виды туризма могут существенно расширить спектр предложений на внутреннем туристском рынке, внести определенный вклад в экономику отдельных территорий, способствовать удовлетворению немассовых, но актуальных для реальных и потенциальных туристов потребностей, выполняя тем самым экономическую и социальную функции. Предметом исследования выступает нишевый туризм как новое туристское направление, цель - анализ и теоретическое осмысление некоторых его видов, выявление причин их появления и актуализации в современных условиях.

Abstract. The article considers niche (rare, non-mass) types of tourism - yoga tourism, "dark" tourism, psychological tourism, a theoretical and conceptual analysis of their essence and features is carried out, existing and potential locations of these tourism directions are identified, their role in the functioning of domestic tourism and the prospective development of individual regions and territories is shown. Niche types of tourism can significantly expand the range of offers on the domestic tourism market, make a certain contribution to the economy of individual territories, contribute to meeting non-mass, but relevant needs for real and potential tourists, thereby fulfilling economic and social functions. The subject of the study is niche tourism as a new tourist destination, the purpose is to analyze and theoretically comprehend some of its types, identify the causes of their appearance and actualization in modern conditions.

Ключевые слова: туризм, нишевые виды туризма, йога-туризм, «темный» туризм, психологический туризм, региональный туризм, туристская локация, туристская дестинация.

Keywords: tourism, niche types of tourism, yoga tourism, «dark» tourism, psychological tourism, regional tourism, tourist location, tourist destination.

В современных условиях актуализации развития внутреннего туризма становится необходимым поиск новых видов туризма, которые стали бы значимым экономическим ресурсом развития той или иной территории. Такие поиски привели к появлению понятия «нишевый туризм», обозначающий новые, нестандартные, немассовые виды туризма, которые, тем не менее, имеют определенный потенциал, могли бы найти своего потребителя и стать источником развития регионов, не обладающих традиционным туристско-потребительским потенциалом. В Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2035 года нишевые виды туризма определяются предельно кратко как «редкие виды туризма» [18]. Будучи новым направлением нишевый туризм находится в стадии первоначального исследовательского интереса: в научных публикациях представлены первые определения, попытки выявить особенности нишевых видов, показать их потенциал, наиболее интересные и востребованные локации, роль в развитии внутреннего туризма. Цель данного исследования заключается в выявлении особенностей и причин актуализации некоторых видов нишевого туризма в современных российских условиях, их общих черт, возможностей реализации в регионах и развития как регионального, так и внутреннего туризма в целом.

Какие виды туризма можно отнести к нишевым применительно к современной российской ситуации?

Йога-туризм. Данное направление относится к восстановительному туризму, основной целью которого является оздоровление в любой его форме, восстановление сил и укрепление физического и психологического здоровья. Научное изучение данного вида туризма только начинается, тем не менее, можно выделить ряд исследовательских аспектов, представленных в научной литературе.

Прежде всего следует отметить попытки определения йога-туризма, выделения его характерных особенностей [2; 10; 14]. Йога-туризм - это новое направление, отличающееся тем, что «кроме посещения природных и культурно-исторических достопримечательностей, в программу входят физические и энергетические практики, направленные на развитие физических возможностей, духовного потенциала и восстановления гармонии. Йога-туры направлены на оздоровление, улучшение возможностей организма и предназначены для людей с разным уровнем физической подготовленности» [2, с. 13]. Таким образом, специфика данного вида туризма заключается в возможности не только обычной рекреации, но и в использовании нетрадиционных для российской культуры восточных практик, направленных на восстановление физическое, психических, ментальных ресурсов.

Исследователи йога-туризма обращаются к анализу статистики и наиболее интересных локаций, где можно реализовать данный вид туризма. Так, по оценкам ТурСтат, в 2017 году рынок йога-туризма в России оценивался в «более 300 тысяч человек ежегодно, включая туристов, отправляющихся в йога-туры по России и за рубеж. На участие в йога-туре по России расходуют в среднем от 10 до 30 тысяч рублей, не включая стоимость проезда, а в йога-туры по России отправляются в большинстве из городов Москва и Санкт-Петербург» [11].

Традиционными мировыми локациями для специализированных йога-туров признаны Тибет, Индия, Непал, Бали, Таиланд. Эти страны предлагают туристам особый вид обучающих программ для овладения теорией и практикой йоги. Также популярны йога-туры в Италию, Испанию, Грецию, Черногорию, Болгарию, Швецию, Норвегию, страны Северной и Южной Америки [2].

Российская география йога-туров по сравнению с мировым опытом очень узка и представлена территориями Алтая, Бурятии, озером Байкал и Санкт-Петербургом. Развиваются в этом направлении Краснодарский и Ставропольский края, Московская, Калужская и Иркутская области, Адыгея и Карелия [1]. Остальные регионы пока слабо представлены на рынке йога-туризма, однако потенциал имеют многие из них в т.ч. и Урал [9].

Для более глубокого и всестороннего изучения любого нового вида туризма важна его классификация. Сегодня сделаны лишь первые шаги в этом направлении. Небогатый, но интересный эмпирический материал для изучения рынка йога-туризма и классификации йога-туров дают предложения как центров йоги по различным локациям («места силы») и регионам, так и готовых йога-туров, представленные в сети интернет [13].

Внимание исследователей обращено и к особенностям организации данного вида туризма. Управлением и организацией йога-туризма в России в основном занимаются такие структуры, как Федерация Йоги России, сеть клубов «Йога практика», множество частных школ, клубов и центров, а также отдельные инструкторы и тренеры [1].

Процесс организации йога-тура является как правило результатом взаимодействия туристского агентства или оператора со специализированным йога-центром или студией. Стороны в равной степени участвуют в составлении содержания тура, туристская организация отвечает за трансферы, размещение, страховку и питание, а йога-центр осуществляет подбор практик и назначает инструктора [5]. Самостоятельно туроператоры практически не занимаются разработкой и продвижением таких туров, поскольку ориентированы прежде всего на массовый спрос и массового потребителя, а йога-туризм на данный момент отличается особой спецификой и индивидуальным характером.

Кроме этого организацией йога-туров занимаются индивидуальные предприниматели в сфере фитнес-тренинга, имеющие юридически закреплённое право на выездные мероприятия. Организаторы таких туров, как правило, предлагают программу занятий непосредственно на месте, а вопросы трансферов и страховки возлагаются на самого туриста [10].

В целом, по мнению исследователей, данный вид туризма весьма перспективный и число йога-туристов растет. Организация подобных туров в восточных регионах России могла бы стать хорошим дополнением внутреннего туррынка, импульсом для экономического развития отдельных регионов.

В условиях диверсификации внутреннего туристского рынка и стремления создать комплексный туристский продукт, отвечающий новым потребностям туристов, появился психологический туризм, который также можно отнести к нишевым видам туризма. Социальным контекстом, способствующим появлению данного вида туризма (как и йога-туризма), является рост психологических проблем россиян под воздействием неблагоприятных экономических и политических факторов, последствий пандемии СОУГО-19: переутомление, эмоциональное и профессиональное выгорание, высокий уровень стресса. Уже давно замечено, что путешествия -один из наиболее эффективных психотерапевтических средств, позволяющее снизить накал психологических проблем [3; 4]. Таким образом, появление психологического туризма на рынке туристских услуг является реакцией на возникшие потребности психологического свойства. Это не так давно появившееся направление ещё не имеет научно подтвержденной теоретической основы, но активно применяется на практике, что свидетельствует о его востребованности. Психологический туризм, выступая средством разрешения психологических проблем, отвечает стремлению современного потребителя к получению новых впечатлений, познанию себя, снижению уровня стресса и цифровой детоксикации.

Психологический туризм - это вид рекреационного туризма, включающий профессиональное психологическое сопровождение туристов во время выездной программы для восстановления или развития психологических ресурсов [16]. Таким образом, наиболее важной отличительной чертой психологического туризма является сопровождение группы людей (туристов) куратором-психологом. Специалист-психолог не просто сопровождает группу или туриста, но находится с ними в постоянном взаимодействии, осуществляя психотерапевтическую помощь или психологическую коррекцию.

Задача, которую ставит перед собой психологический туризм - это решение психологических проблем через постижение собственного внутреннего мира, понимания себя, развитие способности выстраивать социальные контакты, взаимодействовать с внешним миром, брать на себя ответственность за собственные мысли, чувства, поступки [8; 15]. Следовательно, содержательным отличием психологического туризма является саморазвитие и самосовершенствование в качестве основных целей психологического тура.

В настоящее время можно выделить несколько вариантов психологического туризма в зависимости от его цели. Базовым видом психологического туризма можно назвать путешествие во внутренний мир человека. Туристы вместе с наставником (психологом/психотерапевтом) выезжают на природу (в горы, парки, заповедники) и посредством бесед, тренингов осуществляют погружение в собственный внутренний мир. Такой вариант подходит для интравертов, не любящих компаний и предпочитающих индивидуальный подход. Второе направление совмещает организованный отдых в курортно-оздоровительных центрах или на природе и занятия с психологом или психотерапевтом. Такой вид психологического туризма подходит для большинства людей. Весьма распространенным вариантом психологического туризма является посещение «мест силы», выезд группы туристов на место, которое, по их мнению, энергетически насыщенно. Одним из видов психологической работы над собой в процессе турпоездки можно считать тригер-туризм, то есть путешествия как средство преодоления своих страхов. Турист в рамках данного путешествия выходит из зоны комфорта, тем самым преодолевая себя и решая имеющиеся проблемы [16]. Кроме того, можно выделить психологический ретрит - направление психологического туризма, реализуемое в уединенном месте с целью восполнения жизненных ресурсов и

энергии при помощи психолога, реализующего групповую терапевтическую практику.

Как видно из рассмотренных видов психологические туры во многом сходны по своим задачам с йога-туризмом, но существенно отличаются от обычных, поскольку имеют специфическую цель и собственные методы решения психологических проблем в рамках туристской поездки. Организовывать психологические туры могут не только обычные турпредприятия, но также психологические центры, общественные организации и другие предприятия, чьи услуги и предложения сконцентрированы на решении именно психологических проблем, что подчеркивает специфику психологических туров и их уникальность по сравнению с другими.

Продажами психологических туров в России в большей степени занимаются частные лица. Психологи создают свои проекты и организуют туры, следовательно, данный вид туризма относится к самодеятельному и чаще всего индивидуальному виду туризма. Психологический туризм может быть реализован в любом регионе России, поскольку красивыми природными локациями наша страна никогда не была обделена.

Весьма специфическим видом туризма, имеющим явно выраженный нишевый характер, является «Темный» туризм. Данный вид туризма пока не имеет общепринятого названия, что находит отражение в имеющих место терминологических дискуссиях. Наряду с понятием «темный туризм» используются понятия «мрачный туризм», «смертельный туризм», «танатотуризм», «черный туризм» [7; 17]. Такие разночтения связаны во многом с трудностями перевода и различиями в интерпретации термина «dark tourism», являющегося основным в западной литературе, где этот вид туризма привлек внимание исследователей в конце прошлого столетия [21]. В качестве примера приведем дефиницию Дж. Леннона и М. Фоули, которые определяют этот феномен как «интерес туристов к недавним смертям, катастрофам и злодеяниям», порожденный «фундаментальным изменением в том, как те, кто предлагает сопутствующие туристические продукты, относятся к смерти, катастрофам и злодеяниям» [20]. Менее эмоциональное и более точное определение приводится в Macmillan Dictionary, рассматривающего «тёмный» туризм как практику поездок специально для посещения мест трагедии или катастрофы [19]. Достаточно близкие по смыслу определения используют и отечественные исследователи, определяя «темный» туризм как специфический вид туризма, предполагающий посещение мест, связанных со смертью, катастрофами, человеческими страданиями [7; 12].

Объектами «темного» туризма могут быть: места массовых или индивидуальных смертей (Освенцим, дом Ипатьева в Екатеринбурге), кладбища, катакомбы, склепы, военные мемориалы, мавзолеи, музеи с орудиями смерти (музей пыток в Санкт-Петербурге), одеждой жертв и другими подобными артефактами, публичные акты смерти. Подобные объекты есть в любом регионе, а значит, имеется потенциал для создания специфических турпродуктов. Объекты определяют виды данного вида туризма: кладбищенский (некропольный), туризм катастроф (катастрофический), мистический, туризм войн, тюремный [6; 7; 12].

«Темный» туризм можно отнести к специальным видам туризма (или туризму специальных интересов). Туризм специальных интересов определяется особой мотивацией и специфическими интересами, а также своеобразным характером впечатлений, что определяет его важную роль в развитии современной туристской индустрии - как в России, так и за рубежом. Специалисты наблюдают увеличение спроса на специальные виды туризма, отмечается постоянный рост этого сегмента.

Главной целью «тёмного» туризма является получение эмоций. «Темный» туризм удовлетворяет те же потребности, что и фильмы ужасов, давно ставшие привычными объектами массовой культуры. Посещение объектов «темного» туризма и пережитые эмоции могут вызвать не только страх, но и приятное возбуждение. Кроме того, исследователи полагают, что такого рода острые ощущения необходимы современному человеку как возможность «игрового» переживания «страшного» и расширения эмоционального и психологического опыта. По мнению экспертов, главная проблема, возникшая с развитием данного вида туризма, - это вопрос об этической составляющей: «насколько этично предлагать человеку смерть за деньги?» [17]. Вместе с тем, «темный» туризм - это не только форма удовлетворения любопытства и получения острых ощущений, но и способ сохранения национальной памяти и поддержки интереса населения и особенно молодежи к прошлому. История любой страны, как и любого ее региона не может складываться исключительно из светлых эпизодов и грандиозных достижений, она всегда включает трагические и мрачные периоды и события, также являющиеся элементами культурного наследия и национальной памяти.

Подводя итог, отметим, что рассмотренные нишевые виды туризма объединяет несколько факторов, прежде всего сходство целей, обусловленное сложностью, интенсивностью, высоким темпом современной жизни, что порождает острую потребность во временном «уходе от действительности», «перезагрузке» для сохранения физических, эмоционально-психических, ментальных ресурсов человека, находящихся сегодня под угрозой. Диверсификация туристского продукта, предложение новых необычных программ и туров, использование в них эзотерических практик и небанальных туристских объектов может способствовать снижению остроты проблемы физического и психического здоровья россиян, повышению качества жизни. Не менее значимым является экономический аспект развития нишевых видов туризма, позволяющих использовать возможно пока невидимый (необнаруженный) потенциал отдельных территорий, превращать их в привлекательные туристские объекты и дестинации, способствовать привлечению инвестиций, появлению новых рабочих мест, развитию смежных с туризмом отраслей экономики.

Источники:

1. Анашкина Н.А. Йога-туризм: особенности и перспективы развития [Электронный ресурс] / Н.А. Анашкина // Современные тенденции и актуальные вопросы развития туризма и гостиничного бизнеса в России: материалы международной научно-практической конференции, 9-10 марта 2017 г. / под ред. С.В. Дусенко, Н.Л. Авиловой. М.: РГУФКСМиТ, 2017. С. 181-184. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29145713 (дата обращения: 21.09.2023).

2. Анисимова В.А. Особенности проектирования йога-тура [Электронный ресурс] / В.А. Анисимова, В.С. Плотникова // Современные проблемы туризма и сервиса: сборник статей научных докладов по итогам Всероссийской научно-практической конференции 29 апреля 2021 г. / под ред. О.Е. Афанасьева, Е.В. Юдиной. М.: РГУТиС, 2021. С.12-22. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46146590 (дата обращения: 15.10.2023).

3. Арпентьева М.Р. Тревел-психотерапия или психотерапевтический туризм [Электронный ресурс] / М. Р. Арпентьева // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018. № 2. С. 91-98. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/trevel-psihoterapiya-ili-psihoterapevticheskiy-turizm-1 (дата обращения: 28.11.2023).

4. Аршинова В.В. Тревел-психотерапия или психотерапевтический туризм [Электронный ресурс] / В. В. Аршинова, О. В. Токарь, Н. В. Кузнецова, М.Р. Арпентьева, М.Е.Киричкова, А.В. Новаков // Сервис в России и за рубежом. 2018. № 3 (81). С. 6-24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trevel-psihoterapiya-ili-psihoterapevticheskiy-turizm (дата обращения: 28.11.2023).

5. Бритвина В.В. Специфика организации фитнес-туров [Электронный ресурс] / В.В. Бритвина, С.В. Дусенко // Фитнес-аэробика: материалы Всероссийской научной интернет-конференции, Москва, 11-12 декабря 2015 года. М.: РГУФКСМиТ, 2015. С. 30-35. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25370915 (дата обращения: 15.10.2023).

6. Бугрий Е.В. Некропольный туризм: зарубежный опыт [Электронный ресурс] / Е.В. Бугрий // Все о туризме: туристическая библиотека. URL: https://tourhb.net/stattl_tourlsm/bugrlj2.htm?yschd=lpjdl3r6ko570051345 (дата обращения: 29.11.2023).

7. Бугрий Е.В. О терминологии и типологии мрачного туризма [Электронный ресурс] / Е.В. Бугрий // Все о туризме: туристическая библиотека. URL: https://tourlib.net/statti_tourism/bugrij.htm?ysclid=lpjcxs4dp3828872139 (дата обращения: 29.11.2023).

8. Буряк Л.Г. Психологический туризм: что это такое? [Электронный ресурс] / Л. Г. Буряк. URL: https:// https://dsht.forum24.ru/?1-11-0-00000001-000-0-0 (дата обращения: 28.11.2023).

9. Заглодина Т.А. Состояние и перспективы развития йога-туризма на Урале [Электронный ресурс] / Т.А. Заглодина // Развитие территории в условиях современных вызовов (X Рязанские социологические чтения): материалы Национальной научно-практической конференции, Рязань, 12-13 ноября 2020 г.; отв. редактор Р.Е. Маркин. М.: ООО «Издательство Ипполитова», 2020. С. 264-269. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44670545 (дата обращения: 30.11.2023).

10. Иванова Л.Ф. Специфика йога-туров как разновидности спортивно--оздоровительных путешествий [Электронный ресурс] / Л.Ф.Иванова // The newman in foreign policy. 2019. № 46(90). С. 92-94.' URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_37160090_99778573.pdf (дата обращения: 28.11.2023).

11. Йога-туризм в России: Популярные Йога-Туры по России [Электронный ресурс] // ТурСтат: официальный сайт. URL: http://turstat.com/yogatoursrussla2017 (дата обращения: 30.11.2023).

12. Копылова А.А. Мрачный туризм: к вопросу об изучении феномена / А.А. Копылова // Туризм: технологии и тренды: материалы II научно -практической конференции. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2016. С. 40-50.

13. Куда поехать на ретрит в России [Электронный ресурс]. URL: https://www.avlasales.ru/psgr/artlcle/retweet; Digital--детокс: куда поехать в России? [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ru/a/XQjw4u6e-gCv7rjo; 8 ретрит-центров в Московской области для тотальной перезагрузки [Электронный ресурс]. URL: https://journal.tinkoff.ru/short/retreat-moscow/ (дата обращения: 18.11.2023).

14. Мозокина С.Л. Перспективы развития оздоровительного туризма / С.Л. Мазокина // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2012. № 2 (74). С. 95-99.

15. Пайгунова Ю.В. Психологический туризм как фактор восстановления личностной идентичности и способ разрешения внутренних конфликтов [Электронный ресурс] / Ю.В. Пайгунова, О. Г. Лопухова // Russian Journal of Education and Psychology. 2018. № 8. С. 105-122. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-turizm-kak-faktor-vosstanovleniya-lichnostnoy-identichnosti-i-sposob-razresheniya-vnutrennih-konfliktov (дата обращения: 28.11.2023).

16. Поздникина С. Что такое Психологический туризм - виды, туры и примеры [Электронный ресурс] / С. Поздникина. URL: https://gilber.one/psixologicheskij-turizm.html?ysclid=lpi5z698u849810886 (дата обращения: 18.112023).

17. Рыбакова Е.В. Темный туризм в России: современное состояние, проблемы изучения / Е.В. Рыбакова // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2013. №3 (17). С. 180-186.

18. Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2035 года: распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/FjJ74rYOaVA4yzPAshEulYxmWSpB4lrM.pdf (дата обращения: 18.112023).

19. Dark Tourism [Electronic resource] // Macmillan Dictionary. URL: https://www.macmillandictionary.com/dictionary/british/dark-tourism (date of access: 25.09.2023).

20. Lennon J. Dark Tourism / J. Lennon, M. Foley. London and New York: Continuum, 2000. 184 p.

21. Seaton A.V. Guided by the dark: From thanatopsis to thanatourism / A.V. Seaton // International Journal of Heritage Studies. 1996. V. 2. No 4. P. 234-244.

EDN: DBHXYQ

Л.И. Кулакова - д.э.н., доцент, заведующий кафедрой «Экономика и управление», Дальневосточный филиал Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России, Петропавловск-Камчатский, Росия, [email protected],

L.I. Kulakova - Doctor of Economics, Associate Professor, Head of the Department of Economics and Management, Far Eastern Branch of the All-Russian Academy of Foreign Trade of the Ministry of Economic Development of Russia, Petropavlovsk-Kamchatsky, Russia;

Е.В. Кан - старший преподаватель, Дальневосточный филиал Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России, Петропавловск-Камчатский, Росия, [email protected],

E.V. Kan - Senior Lecturer, Far Eastern Branch of the All-Russian Academy of Foreign Trade of the Ministry of Economic Development of Russia, Petropavlovsk-Kamchatsky, Russia;

О.Ю. Гадецкий - аспирант, Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, Росия,

O.Yu. Gadetsky - postgraduate student, Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, Russia.

УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ СТРАНЫ НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ ВИТАЛЬНОСТИ MANAGING THE COUNTRY'S WORKFORCE BASED ON THE THEORY OF VITALITY

Аннотация. В настоящей статье рассмотрены основные концепции теории витальности и сущность её применения в управлении трудовыми ресурсами. В исследовании рассматриваются проблемы управления трудовым потенциалом отдаленных территорий страны. Выявлена специфическая конфигурация принимаемых органами государственной власти управленческих решений и получаемых результатов, проявляющихся в стремительном оттоке населения из Дальневосточного, Сибирского и Уральского федеральных округов. Представлены результаты опроса населения Камчатского края о влиянии среды обитания на психологическое и физическое здоровье, социальную адаптацию и способность адекватно воспринимать реальность. Цель исследования заключается в формировании новых знаний о витальности через призму восприятия человеком экономики как таковой, окружающего его мира и социального устройства, оказывающих влияние на реализацию управленческих решений.

Abstract. This article discusses the basic concepts of the theory of vitality and the essence of its application in human resource management. The study examines the problems of managing the labor potential of remote territories of the country. The specific configuration of management decisions made by public authorities and the results obtained, manifested in the rapid outflow of population from the Far Eastern, Siberian and Ural Federal districts, is revealed. The results of a survey of the population of the Kamchatka Territory on the impact of the environment on psychological and physical health, social adaptation and the ability to adequately perceive reality are presented. The purpose of the research is to form new knowledge about vitality through the prism of a person's perception of the economy as such, the world around him and the social structure that influence the implementation of management decisions.

Ключевые слова: витальность, миграция, сохранение численности населения.

Keywords: vitality, migration, population conservation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.