УДК 338.48
DOI: 10.24412/1995-0411-2021-2-19-26
МОРОЗОВА Наталья Степановна
Российский новый университет (Москва, РФ) доктор экономических наук, профессор; [email protected]
методологические подходы к изучению нишевых видов туризма и их роль в развитии туристских
дестинаций
В статье рассматриваются методологические вопросы исследования нишевых (редких) видов туризма, включая изучение понятийного аппарата, особенностей и недостатков нишевого туризма. Описаны основные виды нишевого туризма. Отмечено, что в настоящее время зафиксирован рост востребованности туризма специальных интересов, что обусловлено как сменой поколений, так и тенденцией персонификации туристских услуг, которая укладывается в парадигму нишевого туризма. Ключевым отличием нишевого туризма от традиционного массового туризма является уникальность целей путешествия, которая определяется индивидуальным интересом конкретного туриста или группы туристов. Кроме того, особую важность нишевому туризму придает то, что он удовлетворяет специфическую потребность туриста в получении особенных эмоциональных ощущений, впечатлений, туристского опыта, который невозможно получить в рамках типового массового туристского продукта. Значительный уровень уникальности нишевых туристских продуктов имеет и негативные стороны, в частности, нишевой туристский продукт имеет более высокую стоимость по сравнению с массовыми туристскими продуктами, достаточно ограниченную целевую аудиторию. Подчеркивается важность формирования аналитической информации о нишевых туристах на основе цифровой технологии Big Data с целью изучения предшествующего туристского опыта и прогноз о будущих предпочтениях туристов. Показаны направления государственной поддержки нишевого туризма и его роль в развитии туристских дестинаций.
Ключевые слова: туризм, нишевой туризм, туризм специальных интересов, нишевой туристский продукт, дестинация, Big Data, персонификация.
Для цитирования: Морозова Н.С. Методологические подходы к изучению нишевых видов туризма и их роль в развитии туристских дестинаций // Современные проблемы сервиса и туризма. 2021. Т.15. №2. С. 19-26. DOI: 10.24412/1995-0411-2021-2-19-26.
Дата поступления в редакцию: 15 февраля 2021 г. Дата утверждения в печать: 18 марта 2021 г.
UDC 338.48
DOI: 10.24412/1995-0411-2021-2-19-26
Natalia S. MOROZOVA
Russian New University (Moscow, Russia)
PhD (Dr.Sc.) in Economics, Professor; e-mail: [email protected]
methodological approaches to studying niche types of tourism and their role in the tourist destinations
development
Abstract. The article deals with the methodological issues of researching niche (rare) types of tourism, including the study the conceptual apparatus, features and disadvantages of niche tourism. The author describes main types of niche tourism. It is noted that at present there has been an increase in the demand for tourism of special interests, which is due to both the change of generations and the trend of personification of tourist services, which fits into the paradigm of niche tourism. The key difference between niche tourism and traditional mass tourism is the uniqueness of travel goals, which is determined by the individual interest of a particular tourist or group of tourists. In addition, niche tourism is of particular importance because it satisfies the specific need of a tourist in receiving special emotional sensations, impressions, and tourist experience that cannot be obtained within the framework of a typical mass tourist product. A significant level of uniqueness of niche tourism products also has negative aspects, in particular, a niche tourism product has a higher cost compared to mass tourism products, a fairly limited target audience. The importance of forming analytical information about niche tourists based on digital Big Data technology is emphasized in order to study the previous tourist experience and forecast future tourist preferences. The article shows the directions of state support for niche tourism and its role in the development of tourist destinations.
Keywords: tourism, niche tourism, special interest tourism, niche tourism product, destination, Big Data, personification.
Citation: Morozova, N. S. (2021). Methodological approaches to studying niche types of tourism and their role in the tourist destinations development. Service and Tourism: Current Challenges, 15(2), 1926. doi: 10.24412/1995-0411-2021-2-19-26.
Article History
Received 15 February 2021 Accepted 18 March 2021
© 2021 the Author(s)
This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons. org/licenses/by-sa/4.0/
Disclosure statement
No potential conflict of interest was reported by the author(s).
Введение
Развитие туризма в последние годы происходило очень быстро. По данным Всемирной туристской организации ООН (UNWTO), до начала пандемии в 2019 году было осуществлено 1,5 миллиарда международных поездок. Активно развивались массовые виды туризма, при этом особый интерес у части населения вызывают нестандартные виды и формы путешествий, так называемый туризм нестандартных интересов или нишевые виды туризма. В связи с пандемией 2020 год оказался катастрофическим для всего мирового туризма, объемы туристских потоков резко упали, число международных прибытий снизилось на 74% по сравнению с 2019 годом, т.е. на 1 миллиард прибытий. Экспортные доходы от туризма упали на 1,3 триллиона долларов, что в 11 раз больше, чем были потери во время мирового финансово-экономического кризиса 2009 года. В сфере туризма утрачено от 100 до 120 миллионов рабочих мест.1
Для российского туристского рынка последствия пандемии COVID-19 также оказались чрезвычайно тяжелыми. В 2020 году объем платных туристских услуг в России сократился на 86,9 млрд рублей и оказался в два раза меньше, чем в 2019 году, а выручка организаций, оказывающий туристские услуги, упала на 52,4%.2
Одним из путей восстановления туристской индустрии является не только ориентация на массовые туристские направления, но и развитие нестандартных (нишевых) видов туризма. Важным преимуществом нишевых видов туризма является небольшой размер туристских групп и практически персонифицированное обслуживание, что с точки зрения обеспечения безопасности в условиях продолжающейся пандемии является весьма привлекательным для туристов. Нишевые виды туризма могут выступать драйверами возрождения
1 2020: Worst year in tourism history with 1 billion fewer international arrivals [Электронный ресурс] https://www.unwto.org/news/2020-worst-year-in-tourism-history-with-1-billion-fewer-international-arrivals
2 Социально-экономическое положение России [Электронный ресурс] https://rosstat.gov.ru/stor-age/mediabank/f9w652x0/osn-12-2020.pdf
и роста для ряда туристских дестинаций, которые обладают уникальными туристскими ресурсами [16].
Анализ публикаций по проблематике исследования
Исследование проблем, связанных с развитием нишевых (редких) видов туризма в настоящее время осуществляется недостаточно активно. В основном статьи посвящены изучению отдельных необычных видов туризма [13], кинотуризма [17]. В работе Брасалес Э.Д., Тапиа П.Х., Королевой И.С. [2] и Спорыхиной М.М. [12] рассматривается альтернативный туризм, Зайцев А.А. описывает экстремальные виды туризма [3], в работе Костина К.Б., Ли Н. изучены тенденции развития темного туризма [4], Сайбель Н.Ю. характеризует экзотический туризм [10]. Имеются работы, в которых изучаются редкие виды туризма в региональном разрезе [1].
На момент подготовки статьи по запросу «нишевые (редкие) виды туризма» в elibrary не нашлось ни одной публикации, по запросу «нестандартные виды туризма» обнаружено две статьи, по запросу «специальные виды туризма» найдено 37 работ, по запросу «туризм специальных интересов» найдено 7 материалов. При этом запросы по конкретным разновидностям нишевого туризма находят больше статей, например, запрос «темный туризм» выдает 32 работы, по запросу «экзотический туризм» найдено 11 работ, по запросу «военный туризм» - 31 работа, по запросу «эзотерический туризм» найдено 22 публикации, «сакральный туризм» - 29 работ и т.д.
В некоторых исследованиях, в частности, в статье Малетина С.С. сделана попытка рассмотреть проблему туризма специальных интересов комплексно, включая анализ понятийного аппарата, что чрезвычайно важно в современных условиях многочисленности существующих трактовок различных видов туризма [5].
Следует отметить работы зарубежных ученых, таких как Derrett R. [14], Kim S., Kim S., King B. [15], Trauer B. [18], Wen J., Wu M-Y [19], в которых изучались проблемы развития особенных и нестандартных видов туризма.
В настоящее время исследуются в основном конкретные нишевые виды туризма, однако практически не используется системный подход при проведении научных исследований нишевых видов туризма. цель исследования Целью исследования является рассмотрение методологического подхода к изучению нишевых (редких) видов туризма и их влияния на повышение привлекательности туристских дестинаций и их развитие.
Результаты исследования Массовый туризм является одним из источников формирования туристских потоков в большинство туристских дестинаций [6]. Традиционные и хорошо известные виды туризма, такие как оздоровительный, культурно-познавательный, спортивный и
другие, пользуются популярностью у населения многих стран. Однако у определенной группы людей существуют уникальные туристские потребности, которые не могут быть удовлетворены теми предложениями, которые представлены на рынке массового туризма. Именно такие туристские потребности лежат в основе нишевых видов туризма.
В исследованиях, посвященных удовлетворению уникальных туристских потребностей, встречается многообразие терминов, обозначающих этот вид туризма. В табл. 1 представлены синонимичные понятия, которые характеризуют туристскую деятельность, связанную с удовлетворением уникальных туристских потребностей.
Таблица 1 - Понятийный аппарат нишевых видов туризма
Table 1 - Conceptual apparatus of niche types of tourism
Понятия-синонимы Пояснение
Нишевые виды туризма Редкие виды туризма
Туризм специальных интересов (Special Interest Tourism - SIT), Путешествия, отвечающие конкретным туристским интересам групп и отдельных лиц, отличительными чертами которых является получение ярких впечатлений, удовольствия, участие в чем-то уникальном
Специальные виды туризма Путешествия потребителей, у которых выбор отдыха определяется особой мотивацией, а уровень удовлетворенности определяется полученными в результате путешествия впечатлениями
Альтернативный туризм (Alternative tourism) Самодеятельный туризм, организуемый туристами самостоятельно своими силами и средствами без привлечения организаций или индивидуальных предпринимателей, оказывающих туристские услуги, как правило, путешествие предусматривает нестандартные маршруты и транспортные средства, нетипичные достопримечательности и т.п.
Адъективный туризм (Adjectival Tourism) Нишевые или специализированные формы туризма, которые обозначаются прилагательным, обычно связанным с целью путешествия
Как следует из табл. 1, приведенные понятия являются идентичными и все они связаны прежде всего с уникальным туристским интересом, который удовлетворяется в процессе путешествия.
В зарубежных исследованиях понятие туризма специальных интересов (Special Interest Tourism - SIT) было впервые введено Трауэр Б [18]. SIT трактуется как путешествия, обусловленные уникальными интересами отдельных лиц и групп туристов. Трауэр Б. отмечает, что в центре внимания массового туризма стоит вопрос туриста о том, куда он сможет поехать в отпуск, в то время как туризм специальных интересов акцентирует внимание
на том, какой интерес преследуется в процессе путешествия [18]. Таким образом, в основе мотивации SIT лежит уникальная и зачастую специфическая потребность получить особые ощущения, впечатления, туристский опыт, который не может быть удовлетворен в рамках массового туризма. В этом случае обеспечивается максимальный уровень персонификации туристского продукта, что в последнее время является важной тенденцией в развитии туристских услуг [11].
UNWTO определяет туризм с особыми интересами как специализированный туризм, включающий индивидуальные или групповые путешествия, участники
которых хотят развивать и удовлетворять свои интересы и посещать дестинации, связанные с их интересами.
В отличие от массового туризма нишевой туризм или туризм с особыми интересами позволяет удовлетворять уникальные индивидуальные потребности отдельных туристов или их групп.
Ключевой особенностью нишевых видов туризма является:
- особая (специфическая, нестандартная, самобытная) цель путешествия,
- малочисленность туристской группы или индивидуальный туризм,
- особая важность впечатлений от путешествия,
- небольшая (ограниченная) целевая аудитория потенциальных туристов,
- низкий уровень стандартизации ни-шевых туристских продуктов,
- возможность предоставления персонифицированного обслуживания.
К недостаткам нишевого туризма следует отнести следующее:
- достаточно высокая стоимость нише-вого туристского продукта, обусловленная его уникальностью, трудоемкостью формирования и малочисленностью туристской группы,
- присутствие высокого уровня риска для некоторых видов нишевого туризма, например, приключенческого, джайлоо-туризма и т.п.,
- малочисленность целевой аудитории не позволяет масштабировать этот вид туризма.
Развитие нишевых видов туризма может базироваться на освоении новых природных сред, например, космический туризм, или территорий, например, арктический туризм [3].
На данный момент отсутствует официально определенный перечень (нишевых) редких видов туризма. Обычно к нишевому туризму относят следующие виды туризма:
- кинотуризм - путешествия по местам съемок знаменитых кинофильмов,
- фототуризм - путешествия с целью получения или совершенствования фотографических навыков и (или) получения уникальных фотографий,
- темный (мрачный, черный) - посещение мест и достопримечательностей, исторически связанных со смертью, трагедией,
- военный - посещение исторических мест боевых действий, участие в реконструкциях знаменитых сражений и т.п.,
- эзотерический - путешествия по местам, которые способствуют духовному развитию, посещение исторических, археологических или ландшафтных достопримечательностей, совмещенное с процессом единения с природой, занятиями йогой и медитацией, философией и самопознанием,
- генеалогический (туризм предков) -путешествия с целью изучения родословной, мест проживания предков,
- джайлоо-туризм - это путешествия в малоизведанные страны или посещение экзотических мест,
- base-jumping - путешествия для совершения или наблюдения за прыжками с парашютом с небоскребов, телевизионных башен, скал и т.п.
Следует отметить, что состав нишевых (редких) видов туризма с течением времени меняется. Например, если совсем недавно экологический, гастрономический, сельский, винный туризм рассматривались как редкие и экзотические, то сейчас они стали массовыми видами туризма.
В настоящее время востребованность нишевого туризма возрастает, что обусловлено как сменой поколений, так и усилением тенденции в персонификации (индивидуализации) туристского обслуживания. Все большее число путешественников-мил-лениалов предпочитают приключенческие виды туризма. По экспертным оценкам Future Market Insights (FMI), рынок туризма по интересам (SIT) будет экспоненциально расти в период с 2020 по 2030 год3. Наиболее быстрорастущим сегментом нишевого туризма является приключенческий туризм. По экспертным оценкам, 57% путешественников предпочитают получать персонифицированные туристские продукты и
3 Special Interest Tourism Market: Industry Analysis, Size, Share. URL: https://www.futuremar-ketinsights.com/reports/special-interest-tourism-sector-overview-and-analysis.
услуги на основе их личных предпочтений, прошлых выборов и поведения. Причем 36% клиентов готовы платить больше за путешествия, основанные на их личных интересах [20]. Компании, предоставляющие такого рода туристские продукты, имеют больше шансов выдержать конкуренцию.
Создание персонифицированных туристских продуктов, основанных на имеющемся опыте и с учетом известных и прогнозных предпочтений туристов, может быть реализовано только в том случае, если будет сформирована исчерпывающая информационная база о туристах [7]. Обработка больших массивов информации о туристских запросах и предпочтениях возможна с использованием цифровых технологий Big Data, которые позволяют спрогнозировать будущие потребности и поведение клиентов. Именно прогнозные данные о намерениях клиентов и их предпочтениях могут служить основой для привлечения туристов. Такого рода исследования туристской аудитории на основе аналитики Big Data проводит медиахолдинг Profi.Travel.
Проблемы развития нишевых видов туризма и пути их решения
К основным проблемам развития нишевых (редких) видов туризма можно отнести следующее:
- уникальность туристского продукта, что требует специальных узкоспециализированных знаний, которыми должны обладать разработчики туристского продукта (сотрудники туроператорских компаний),
- высокая стоимость необходимого снаряжения для некоторых нишевых видов туризма, например, спелеотуризма,
- недостаток специалистов-проводников, способных обеспечить безопасное сопровождение путешествия,
- сложность организации путешествий с точки зрения получения разрешения на посещение ряда территорий, например, посещение зон аварий на атомных станциях и т.п.
Для успешного развития нишевого туризма необходимы исследования, которые позволят выявить:
- мотивы путешествий в зависимости от вида нишевого туризма,
- целевые аудитории нишевого туризма,
- профиль туристов, готовых совершить путешествие,
- выявить и спрогнозировать поведение и мотивацию туристов,
- оценить уровни удовлетворенности туристов после совершения путешествия.
Важным моментом является эффективное информационное сопровождение туристского бизнеса и продвижение ни-шевого туристского продукта как в России, так и за рубежом с целью формирования въездного потока [9]. Наряду с телепередачами о путешествиях, популярными туристическими каналами, такими как RTG и другие, реалити-шоу в экзотических местах эффективным инструментом продвижения нишевого туризма стали социальные сети [8]. Туристские дестинации, ориентированные на развитие нишевого туризма, должны максимально использовать различные цифровые коммуникационные каналы для продвижения этого вида туризма.
Заключение
В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что в настоящее время нишевые (нестандартные, редкие) виды туризма набирают популярность и могут оказаться тем драйвером, которые помогут возродить и развить внутренний и въездной туризм. В «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» подчеркнуто, что одним из вариантов поддержки нишевых видов туризма может быть государственная поддержка лизинга туристского оборудования, включая транспортные средства, которая необходима как для доставки туристов в труднодоступные дестинации, так и для организации самих путешествий, например, экстремальных туров на снегоходах в Арктике и т.п. Государственная поддержка развития внутреннего туризма, в том числе и ни-шевого, осуществляется путем организации чартерных рейсов, способствующих снижению стоимости турпродуктов. Ярким примером может служить разработка туристских продуктов на зимний Байкал и старт 6 февраля 2021 года чартеров из Москвы и Екатеринбурга в Улан-Уде. Нишевые туристские продукты могут быть источником формирования и поддержания туристской привлекательности российских дестинаций.
Список источников
1. Байбаков Э.И., Рубцов В.А., Булатова Г.Н., Биктимиров Н.М. Оценка развития редких видов туризма в условиях республики Татарстан. В сб.: Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма в России: Мат. IV Всерос. с междунар. уч. науч.-практ. конф. Симферополь, 2020. С. 178-182.
2. Брасалес Э.Д., Тапиа П.Х., Королева И.С. Альтернативный туризм как вид устойчивого туризма // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2020. Т.6. №2. С. 3-19.
3. Зайцев А.А. Специальные виды туризма как фактор развития рекреационных возможностей туристских регионов. В сб.: Тур-фактор 2014: Стратегии развития туристско-рекреационной сферы региона: Мат. VII Междунар. науч.-практ. конф. 2014. С. 49-51.
4. Костин К.Б., Ли Н. Тенденция развития «темного туризма» в России и в мире // Журнал правовых и экономических исследований. 2019. №4. С. 13-20.
5. Малетин С.С. Туризм специальных интересов: концептуальные подходы исследования // Вестник НГУЭУ. 2014. №4. С. 218-225.
6. Морозов М.А. Маркетинговые исследования российского рынка туризма // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. №5. С. 50-64.
7. Морозов М.А., Морозов М.М. Цифровые коммуникации как инструмент формирования единого информационного пространства в туризме // Вестник Российского нового университета. Сер.: Человек и общество. 2019. №2. С. 69-72.
8. Морозов М.М., Савин М.А. Маркетинговые коммуникации в социальных сетях как способ продвижения турпродукта. Туризм и региональное развитие: Сб. науч. статей. Вып. 10. Смоленск: Универсум, 2017. С. 73-76.
9. Морозова Н.С., Морозов М.М. Информационное сопровождение туристского бизнеса // Туризм и региональное развитие: Сб. ст. Смоленск: Смоленский гуманитарный ун-т, 2016. С. 60-64.
10. Сайбель Н.Ю., Венкова В.А. Проблемы и перспективы развития экзотического туризма в России // Актуальные вопросы современной экономики. 2020. №6. С. 258-266.
11. Сервис и туризм в условиях цифровизации российской экономики: Монография / Под ред. Г.А. Карповой. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2018. 176 с.
12. Спорыхина С.Н. Альтернативный туризм: вопросы терминологии // Научный взгляд в будущее. 2019. Т.2. №5. С. 64-68.
13. Фаизов Э.М., Стафеев К.В., Баутиста Х. Необычные виды туризма в России // «Тур-фактор 2018» -«Событийный туризм как главный фактор развития территории»: Мат. IX Междунар. науч.-практ. конф. 2018. С. 82-86.
14. Derrett R. Special interest tourism: Starting with the individual // Special interest tourism / N. Douglas, N. Douglas, & R. Derret (Eds.). Wiley, 2001. Pp. 1-28.
15. Kim S., Kim S., King B. Nostalgia film tourism and its potential for destination development // Journal of Travel & Tourism Marketing. 2019. Vol.36. Iss.2. Pp. 236-252.
16. Morozov M.A., Morozova N.S. Attractive tourist destinations as a factor of its development // Journal of Environmental Management and Tourism. 2016. Vol.7. Iss.1(13). Pp. 105-111.
17. Morozova N.S., Yankovich A.I. Film-induced tourism as an innovative component of the experience economy. Service and Tourism: Current Challenges. 2020. Vol. 14. Iss.2. Pp. 18-27.
18. Trauer B. Conceptualizing special interest tourism - frameworks for analysis // Tourism Management. 2006. Vol.27. Iss.2. Pp.183-200.
19. Wen J., Wu M-Y. How special is special interest tourism - and how special are special interest tourists? A perspective article in a Chinese context // Current Issues in Tourism. 2020. Vol.23. Iss.16. Pp. 1968-1972. doi: 10.1080/13683500.2020.1750575.
References
1. Baibakov, E. I., Rubtsov, V. A., Bulatova, G. N., & Biktimirov, N. M. (2020). Ocenka razvitija redkih vidov turizma v uslovijah respubliki Tatarstan [Assessing the rare types of tourism development in the Republic of Tatarstan]. Prior-itetnye napravlenija i problemy razvitija vnutrennego i mezhdunarodnogo turizma v Rossii [Priority directions and problems of development of domestic and international tourism in Russia]: Materials of the IV All-Russian scientific and practical conference with international participation. Simferopol, 178-182. (In Russ.).
2. Brasales, E. D., Tapia, P. H., & Koroleva, I. S. (2020). Al'ternativnyj turizm kak vid ustojchivogo turizma [Alternative tourism as a type of sustainable tourism]. Nauchnyj rezul'tat. Tehnologii biznesa iservisa. [Scientific Result. Business and Service Technologies], 6(2), 3-19. (In Russ.).
3. Zaitsev, A. A. (2014). Special'nye vidy turizma kak faktor razvitija rekreacionnyh vozmozhnostej turistskih regionov [Special types of tourism as a factor in the development of recreational opportunities in tourist regions]. Tur-faktor 2014: Strategii razvitija turistsko-rekreacionnoj sfery regiona [Tour-factor 2014: Strategies for the development of the tourist and recreational sphere of the region]: Materials of the VII International Scientific and Practical Conference, 49-51. (In Russ.).
4. Kostin, K. B, & Li, N. (2019). Tendencija razvitija "temnogo turizma" v Rossii i v mire [The tendency in the development of "dark tourism" in Russia and in the world]. Zhurnal pravovyh i ekonomicheskih issledovanij [Journal of Legal and Economic Research], 4, 13-20. (In Russ.).
5. Maletin, S. S. (2014). Turizm special'nyh interesov: konceptual'nye podhody issledovanija [Tourism of special interests: conceptual research approaches]. Vestnik NGUEU [Vestnik NSUEU], 4, 218-225. (In Russ.).
6. Morozov, M. A. (1998). Marketingovye issledovanija rossijskogo rynka turizma [Marketing research of the Russian tourism market]. Marketing v Rossii i za rubezhom [Marketing in Russia and Abroad], 5, 50-64. (In Russ.).
7. Morozov, M. A., & Morozov, M. M. (2019). Cifrovye kommunikacii kak instrument formirovanija edinogo informa-cionnogo prostranstva v turizme [Digital communications as a tool for the formation of a single information space in tourism]. Vestnik Rossijskogo novogo universiteta. Serija: Chelovek i obshhestvo [Bulletin of the Russian New University. Series: Man and Society], 2, 69-72. (In Russ.).
8. Morozov, M. M., & Savin M. A. (2017). Marketingovye kommunikacii v social'nyh setjah kak sposob prodvizheni-ja turprodukta [Marketing communications in social networks as a way to promote a tourist product]. Turizm i regional'noe razvitie [Tourism and regional development]: Coll. scientific articles, 10. Smolensk: Universum, 73-76. (In Russ.).
9. Morozova, N. S., & Morozov, M. M. (2016). Informacionnoe soprovozhdenie turistskogo biznesa [Information support for the tourist business]. Turizm i regional'noe razvitie [Tourism and regional development]: Digest of articles. Smolensk: Smolensk Humanitarian University, 60-64. (In Russ.).
10. Saybel, N. Yu., & Venkova, V. A. (2020). Problemy i perspektivy razvitija ekzoticheskogo turizma v Rossii [Problems and prospects for the development of exotic tourism in Russia]. Aktua'nye voprosy sovremennoj ekonomiki [Actual problems of modern economics], 6, 258-266. (In Russ.).
11. Karpova, G. A. (ed.). (2018). Servis i turizm v uslovijah cifrovizacii rossijskoj ekonomiki [Service and tourism in the context of digitalization of the Russian economy]: A monograph. St. Petersburg, SPbGEU publishing house. (In Russ.).
12. Sporykhina, S. N. (2019). Al'ternativnyj turizm: voprosy terminologii [Alternative tourism: terminology issues]. Nauchnyj vzgljad v budushhee [Scientific look into the future], 2(5), 64-68. (In Russ.).
13. Faizov, E. M, Stafeev, K. V, & Bautista, H. (2018). Neobychnye vidy turizma v Rossii [Unusual types of tourism in Russia]. "Tur-faktor 2018"- Sobytijnyj turizm kak glavnyj faktor razvitija territorii [Tour factor 2018" - "Event tourism as the main factor in the development of the territory]: Materials of the IX International Scientific and Practical Conference, 82-86. (In Russ.).
14. Derrett, R. (2001). Special interest tourism: Starting with the individual. In: N. Douglas, N. Douglas, & R. Derret (Eds.) Special interest tourism, 1-28.
15. Kim, S., Kim, S., & King, B. (2019). Nostalgia film tourism and its potential for destination development. Journal of Travel & Tourism Marketing, 36(2), 236-252.
16. Morozov, M. A., & Morozova, N. S. (2016). Attractive tourist destinations as a factor of its development. Journal of Environmental Management and Tourism, 7, 1(13), 105-111.
17. Morozova, N. S., & Yankovich, A. I. (2020). Film-induced tourism as an innovative component of the experience economy. Service and Tourism: Current Challenges, 14(2), 18-27.
18. Trauer, B. (2006). Conceptualizing special interest tourism - frameworks for analysis. Tourism Management, 27(2), 183-200.
19. Wen, J., & Wu, M-Y. (2020). How special is special interest tourism - and how special are special interest tourists? A perspective article in a Chinese context. Current Issues in Tourism, 23(16), 1968-1972. doi: 10.1080/13683500.2020.1750575.