Научная статья на тему 'НИЩЕЛЮБИЕ И МИЛОСЕРДИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ЯВЛЕНИЯ'

НИЩЕЛЮБИЕ И МИЛОСЕРДИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ЯВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
89
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИЛОСЕРДИЕ / НРАВСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / СОПЕРЕЖИВАНИЕ / ЗАБОТЛИВОЕ ОТНОШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Назарова Г.И.

Статья посвящена изучению, анализу «нищелюбия и милоердия» как основополагающих понятий социально-религиозного явления. Рассматривается роль социальной философии в раскрытии понятий милосердия и нищелюбия в социальной работе. Приводится социально- гуманистическое исследование сущности этих понятий и их роль в жизни человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NIELABA AND COMPASSION AS A SOCIO-RELIGIOUS PHENOMENON

The article is devoted to the study, analysis of the "sidelobe and miloserdia" as fundamental concepts of socio-religious phenomena. Examines the role of social philosophy in discovering the concepts of mercy and sidelobe in social work. Given the socio - humanistic study of the nature of these concepts and their role in human life.

Текст научной работы на тему «НИЩЕЛЮБИЕ И МИЛОСЕРДИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ЯВЛЕНИЯ»

УДК: 241

Назарова Г.И. студент

Башкирский государственный университет

Россия, г. Уфа

НИЩЕЛЮБИЕ И МИЛОСЕРДИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ЯВЛЕНИЯ Аннотация. Статья посвящена изучению, анализу «нищелюбия и милоердия» как основополагающих понятий социально-религиозного явления. Рассматривается роль социальной философии в раскрытии понятий милосердия и нищелюбия в социальной работе. Приводится социально-гуманистическое исследование сущности этих понятий и их роль в жизни человека.

Ключевые слова. Милосердие, нищелюбие, нравственные отношения,любовь к ближнему, социальная философия, сопереживание, заботливое отношение.

Nazarova G.I.

Student

Bashkir State University Russia, Ufa

«NIELABA AND COMPASSION AS A SOCIO-RELIGIOUS

PHENOMENON» Abstract: The article is devoted to the study, analysis of the "sidelobe and miloserdia" as fundamental concepts of socio-religious phenomena. Examines the role of social philosophy in discovering the concepts of mercy and sidelobe in social work. Given the socio - humanistic study of the nature of these concepts and their role in human life.

Key word: Mercy, nielaba, moral relations, love of neighbor, social philosophy, empathy, caring attitude.

Истоки социальной работы следует искать еще в древности. Уже тогда, как отмечали историки, славянские народы отличались гуманным отношением к соплеменникам и даже к бывшим врагам. Нищелюбие же-добродетель, состоящая в оказании помощи нищим, одна из обязательных добродетелей канонизированных русских князей. По мнению А. Гуревича, «исцеление больных, раздача богатств, щедрые подаяния милости» -основные доказательства святости. В русских летописях они имели определенную формулу: многих канонизированных русских князей характеризовали как «мнихолюбив», «страннолюбив», «нищелюбив». Такие историки, как Н. Карамзин, В. Ключевский, С. Соловьев используют применительно к раннему периоду княжеской помощи христианские понятия «нищелюбие», «милосердие» и более позднему - светское понятие «благотворительность»[2, c.20].

В X веке возник и долго существовал институт нищелюбия, который

отождествляется с человеколюбием. Главной христианской заповедью стала любовь к ближнему: «Любовь к ближнему полагали прежде всего в подвиге сострадания к страждущему, её первым требованием признавали милостыню». Однако не только нравственная установка на ближнего, но и поступок является основой мироощущения и мировоззрения истинного христианина. Любовь и деятельность - неразрывное единство - понимаются не в своей самодостаточности, а только во взаимной связи. В этом смысловом единстве понимается и сущность таких понятий, как «призрение», «милование» [3, с. 21].

Сегодня феномен милосердия анализируется учеными -представителями разных областей отраслевого знания: социологии, психологии, педагогики, психиатрии. Рассмотрение милосердия с философской точки зрения предполагает прояснение генезиса, сущностных оснований этого явления, направленность и динамику последующих изменений. Социально философский анализ базируется на принципе взаимодополнительности наследования и развития, позволяя системно и целенаправленно подходить ко многим важным аспектам изучения деятельности человека. Социально-философский инструментарий позволяет раскрыть функции и сущность феномена милосердия [5, с.34-35].

Особенность методологической функции милосердия определяется пониманием того, что сопереживание, сочувствие и понимание являются внутренними моментами любого просоциального поведения. Примером просоциального поведения является оказание помощи, совместное пользование, дарение, сотрудничество и добровольная работа. Эти действия могут мотивироваться сопереживанием или озабоченностью благополучием и правами других лиц, а также эгоистическими или практическими соображениями[1, с.1-7].

В социальной философии создан широкий спектр категорий для выражения милосердия, для его понимания, оценки, интерпретации и включения в общественные отношения. Это, прежде всего, такие категории, как: «сострадание», «сочувствие», «альтруизм», «благотворительность», «помилование» и т.д. Все они выражают ту или иную грань общей социально-философской проблемы милосердия. Вместе с тем, возникает необходимость уточнить сущностные основания каждой из этих близкородственных категорий и определить отличия от категории «милосердие» [3, с. 22].

Спорным вопросом является и объект проявления милосердия. Эрих Фромм выступает за то, что «нет достижения в том, чтобы любить человека одной с тобой крови. Любовь проявляется только тогда, когда мы любим тех, кого не можем использовать в своих целях». Шутова

Г.А. склоняется к тому, что сначала ребёнок должен полюбить своих родных, увидеть, что они о нём заботятся, а потом эта любовь перерастёт в любовь к людям и человечеству в целом. Фридрих Ницше

призывает людей любить дальнего, а не ближнего, так как эта любовь (к

дальнему) является источником духовного развития человека, а любовь к ближнему есть дурная любовь к самим себе[4,с.145-147]

Споры идут и по поводу того, какой категорией должна являться гуманность. Владимир Мономах считает её духовной категорией, Джон Локк - категорией права и государства (должна быть закреплена в законах), Иван Тимофеевич Фролов - категорией общественных отношений. Мы считаем, что, прежде всего милосердие является категорией духовной, но в то же время нельзя отрицать его общественную природу, так как человек воспитывается в обществе и усваивает его ценности. В правовом аспекте нормы гуманизма также нашли своё проявление: «право на честное имя», «право на свободу вероисповедания», поэтому ни одно из утверждений нами не отвергается.

Опилаг Я.Г. рассматривает две точки зрения на воспитание милосердия, по одной из них воспитуемым можно передать те качества, которыми обладает воспитатель; по другой воспитать в человеке можно и те качества, которыми воспитатель не обладает. Мы придерживаемся второй точки зрения, так как воспитатели, как и все люди, несовершенны, но они пытаются развивать личность положительную во всех отношениях [3, с. 3438].

Подводя итоги выше изложенного, мы подчеркиваем, что милосердие должно быть деятельным. В человеке изначально заложены добро и зло, поэтому задача педагога воспитывать, раскрывать добрые чувства в личности, иначе отрицательные стороны проявятся в поступках. В воспитании добрых чувств большую роль играет семья, сначала у ребёнка проявляется любовь к родителям и близким потом в любовь к людям и человечеству в целом.

Изучив данный вопрос, можно сделать вывод, что милосердие - это сострадательное и заботливое отношение к слабому или страдающему человеку, которое оказывают не безразличные люди к проблемам других, при условии того, что это принесёт кому-нибудь пользу, мотивировав своё действие желанием помочь ближнему, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации.

Использованные источники:

1. Ключевский В.О. Статья «Добрые люди Древней Руси» - Петербургская Академия Наук, 1892г.

2. Полищук В. А. История социальной педагогики и социальной работы/ В. А. Полищук. Тернополь, изд. ТДПУ, 2009. - 256 с. .

3. Петрухин В.Я. Мифы финно-угров. М.: ACT: Транзиткнига, 2005. — 463 с.

4. Старшинова Алла Викторовна. Становление идеологии социальной работы в России: анализ актуальных противоречий [Текст] / А. В. Старшинова ;Федер. агентство по образованию, Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2006. - 321

5. Фирсов, М.В. Социальная работа в России: теория, история,

общественная практика: Автореферат диссертации на соискание степени доктора исторических наук (07.00.02.) / М.В. Фирсов. - М., 1997. - 59 с.

УДК638.111

Неустроева Е. Ю. студент магистратуры Естественнонаучный факультет кафедра зоологии

Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет

МЕДОНОСНЫЕ РЕСУРСЫ, КАК ИСТОЧНИК ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РОСТА

Аннотация:

Структуру экономики страны образуют множество составляющих, одна из которых - это ресурсы. В работе автор рассматривает основные виды ресурсов и их классификации. Обосновывает значение медоносных ресурсов для сельского хозяйства и экономики.

Ключевые слова: ресурсы, медоносные ресурсы, медоносные растения, нектаропродуктивность, медопродуктивность.

Neustroeva E. Y. Master student Faculty of Natural Sciences Department of Zoology Perm State Humanitarian Pedagogical University MELLIFEROUS RESOURCES AS SOURCE OF ECONOMIC

GROWTH

Abstract:

The structure of the country's economy consists of many components. One of these components is resources. In the work the author considers the main types of resources and their classification. She gives the grounds for importance of melliferous resources for agriculture and economy.

Key words: resources, melliferous resources, nectar bearing capacity, melliferous capacity.

В современном мире богатство страны определяется совокупностью ресурсов, которыми обладает данная страна. Ресурс, согласно определению С. И. Ожегова, это запасы или источники чего-либо. Каждая страна обладает множеством таких источников, особенно важными считаются, экономические ресурсы. К ним относят все человеческие и природные возможности, которые нацелены на удовлетворение потребностей общества. Как правило, говоря о ресурсах, подразумевают полезные ископаемые. Наиболее известными являются нефть, газ, торф, уголь, руды, а также, нерудные полезные ископаемые и драгоценные камни.

Не менее важными являются природные ресурсы. К ним относят

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.