riLiFJcA^fVliJcA^rV^
православная педагогика
Воробьева Наталия Владимировна «Нищелюбие и благотворительность во второй половине XVII века»
удк 94(470)
-х----'V®-2^-
НИЩЕЛЮБИЕ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII ВЕКА
Наталия Владимировна Воробьева, доктор исторических наук, доцент, проректор по научной работе Омской духовной семинарии
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению особенностей денежных пожертвований Святейшего Патриарха Никона на основании изучения расходной книги патриаршей канцелярии казначейства (Патриарший Казенный приказ) за период патриаршества Никона (1652-1658).
Ключевые слова: история Русской Православной Церкви, патриарх Никон, благотворительность
CHARITY IN THE SECOND HALF OF THE XVII CENTURY
N.V. Vorobiova, Doctor of History, associate professor, Vice-Rector for Scientific Affairs of Omsk orthodox Theological Seminary
Abstract. The article is devoted to consideration of features of the monetary donations of his Holiness Patriarch Nikon on the basis of studying expenditure books of the Patriarchal Chancellery of the exchequer (Treasury of the Patriarchal order) for the period of the Patriarchate of Nikon (1652-1658).
Key words: history of Russian Orthodox Church, Patriarch Nikon, charity. f|
II ассмотрим особенности денежных пожертвований патриарха Никона физи-| ческим лицам (вдовам, сиротам, заключенным, другим случайным просите-ЛЩ лям) и группам (в поддерживаемых церковью богадельнях в самом Кремле и за его пределами, в тюрьмах и канцеляриях и т.д.) на основании изучения расходной книги патриаршей канцелярии казначейства (Патриарший Казенный приказ) за период патриаршества Никона (1652-1658) - фонд 235 Патриарший (Синодальный) казенный приказ, г. Москва Российского государственного архива древних актов опись 2 «Указные книги патриархов, Монастырского приказа, Синода, Приходные и расходные книги» [1]. Святейший патриарх Никон проявил себя добродетельным пастырем, о чем свидетельствуют источники в течение указанного периода; рассмотрим обрядность, географию патриаршей благотворительности, т. е. специфические, применяемые при распределении денег, сроки таких пожертвований в связи с церковным календарным годом, и места пожертвований за пределами Кремля; публичного посыла и символизма проецируемого актами благотворительной щедрости. Нищелюбие и благотворительность всегда были социально значимыми качествами предстоятелей Русской православной церкви. Главной христианской заповедью является любовь к ближнему. Милостыня как угодное Богу деяние должна совершаться в соответствии с правилами благочестивого поведения праведного христианина, в первую очередь в храме и других отведенных для этого местах - монастырях, больницах, тюрьмах и дома у благотворителя: «в монастыри, и в больницы, и в пустыни, и в темници заключенных посещай, и милостыню по силе всяких потребных подавай,
штш
омской православной духовной семинарии
С
елико требуют; и види беду их, и скорбь, и всякую нужду, и елико возможно помогай им, и всякого скорбна, и нища, и бедна, и нужна не презри, и введи в дом свои, напои и накорми, согрей, одежи со всею любовию и чистою совестию...» [2, с. 39].
В XVII в. существовала высокая степень институционализации помощи бедным со стороны московского патриархата, что повлекло за собой классификацию бедных в различные группы, содержание учреждений для помощи бедным (богадельни) и регулярность финансовых и материальных пожертвований в течение года. В Москве в XVII в. нищие прозывались по-разному, в зависимости от того места, где обитали. Так, были нищие царские, кладбищенские, патриаршие, соборные, монастырские, церковные, гулящие и леженки. Леженками назывались нищие, лежащие на голой земле, чаще всего на мостах и перекрестках. Церковные жили при приходских храмах, например «при церкви Иоанна Богослова в Бронной помещалось сто богаделенных нищих» [3, с. 40; 4, с. 120-129; 5, с. 782-817]. Соборные жили при главных московских соборах - Архангельском, Покровском, Успенском, причем так называемые «успенские» нищие образовывали своеобразную корпорация и имели своего старшину [6, с. 10].
Историк И.М. Снегирев дал интересное описание «царских» нищих, которым дал меткое определение - «Нищие и убогие в роде штатных». Царские нищие жили в верхних хоромах Кремлевского дворца. По описаниям англичанина С. Коллинса -придворного врача царя Алексея Михайловича в 1658-1666 гг. - это были старики по сто лет от роду. Царь Алексей Михайлович любил слушать их рассказы о старине [7, с. 37]. Они получали от царя полное содержание. По данным, приводимым одним из исследователей средневековой московской благотворительности, их было 13 человек в 1668 г., 20 - в 1670 г. и 35 - в 1689 г. [3, с. 41].
Одним из интересных, хотя и довольно зловещих по содержанию явлений, напрямую связанных с большим количеством нищих в Москве, было устройство «убогих домов». Они представляли собой специальные здания (ямы с крышами), выстроенные на особых кладбищах, где без отпевания и оплакивания родными хоронили бедных - бездомных, утонувших, убитых, казненных, замерзших, умерших без покаянья. Там был сторож - «божедом», который был обязан не только охранять кладбище, но также давать приют сиротам и подкидышам. От таких учреждений возникло старомосковское название Божедомка, и местностей таких в Москве было несколько. С упразднением убогих домов на их месте традиционно устраивали монастыри или церкви. Так, на другом месте расположения убогих домов, был основан в 1635 царем Михаилом Федоровичем в память отца Патриарха Филарета Покровский монастырь. Придворный врач царя Алексея Михайловича англичанин С. Коллинс писал своему другу в Лондон, что погибших на улицах Москвы бродяг (убитых или замерзших) привозили в Земский приказ, и там тела выставлялись на три-четыре дня. «Если сыщутся какие-нибудь родственники или знакомые, то они их увозят; в противном случае тела отсылаются в большое подземелье со сводами, которое называется Божьим домом (Bosky or Boghzi Dome), там складывают от ста до двух сот трупов и оставляют до весны, а весною приходят попы, погребают их и засыпают землею» [7, с. 8]. Окончательное закрытие убогих домов произошло к середине XVIII в.
Огромное количество нищенствующего населения подрывало равновесие общественного организма. И уже на Стоглавом соборе в 1551 г. было постановлено выявлять истинно нуждающихся, прокаженных и состарившихся и призревать их
№ 1, 2017 (2)
■^православная педагогика_
Воробьева Наталия Владимировна «Нищелюбие и благотворительность во второй половине XVII века»
по богадельням. Решение Стоглава гласило: «Да повелит благочестивый царь всех проклаженных и престаревшихся описати по всем градом... Да в коемждо граде устроити богадельни мужския и женския, и тех прокаженных и престаревшихся, не могущих нигдеже главы подклонити, устроити в богадельнях пищею и одежею» [7, с. 38]. То есть регламентировался порядок организации призрения в России. Этим и другими положениями Стоглава царь обращал внимание на необходимость сокращения нищенства. Однако это осознанное движение государства, конечно, не могло быть эффективным, главным образом, из-за того, что большинство нищих в Москве и других городах стали составлять праздношатающиеся, воры, пьяницы и другие изгои общества.
В царствование Алексея Михайловича был создан Приказ строения богаделен, в чем можно усмотреть стремление государственной власти систематизации и централизации помощи бедным. Приказ строения богаделен - центральное учреждение, относимое к числу дворцовых приказов. Существование его фиксируется с 1670 по 1680 гг., функция - организация и финансирование богаделен за счет средств приказа Большого дворца, возглавляли приказ 1669-1674 гг. Василий Мансурович Нальянов, дьяк Григорий Близняков, с 1674-1676 гг. - дьяк Григорий Близняков, 1676 г. - дьяк Петр Кудрявцев, 1676-1679 гг. Иван Андреевич Кабаков [8, с. 166]. Нальяновы и Кабаковы стали дворянами только при Михаиле Федоровиче [9, с. 330]. При Федоре Алексеевиче приказ был упразднен, а в 1682 г. вышел Указ предполагавший наказание взрослых нищих и исправление детей через школы. Из-за скорой смерти царя указ не был воплощен в жизнь. Указ видится как попытка воплощения в жизнь европейских практик вовлечения трудоспособных нищих в общественно полезный труд.
Через девять лет после указа, 30 ноября 1691 г., в котором говорилось, что «...на Москве гулящие люди, подвязав руки, також и ноги, а иные глаза завеся и зажмуря, будто слепы и хромы, притворным лукавством просят на Христово имя милостыню, а по осмотру они все здоровы, и тех людей имать ... ссылать, откуда пришли», нищий перестал быть для государства неприкосновенной особой.
Кроме того, существовала личная благотворительная деятельность патриарха московского в виде нерегулярных и случайных пожертвований в случаях посещения святынь или других мест за пределами Кремля, во время поездок или экскурсий. Патриаршая благотворительность в первую очередь была ориентирована на помощь и не являлась реформаторской. В то же время, она характеризовалась высокой степенью обрядности и рядом символических сообщений. Создавался образ московского патриарха - доброжелательного, щедрого благодетеля, который заботился о духовном и материальном благополучии своей паствы.
Публичные акты пожертвований совершались относительно учреждений - тюрем, больниц и богаделен и были составной частью «публичной» благотворительности, индивидуальная благотворительная деятельность патриарха распространялась на отдельных нуждающихся людей, тех, кому удалось привлечь к себе внимание самого патриарха или его окружения.
Если типологизировать благотворительную деятельность - на первом месте выступает «милостыня» - подразумевает личную раздачу высокопоставленным лицом (государем, патриархом) денег или продовольствия («хлеба», «калачи»). Милостыня подается тюремным сидельцам, беднякам, сиротам, военнопленным, но при этом в
№ 1, 2017 (2)
отдельную категорию можно выделить милостыню не нищенским категориям - епископам, архимандритам, игуменам, монахам.
Нищие делились на несколько групп - «соборные нищие» (при церквах Кремля - Успенский собор - «богородицкие нищие», церковь Введения пресвятой Богородицы); «больничные/богадельные нищие», «колодники», «леженки» (на патриаршем подворье и по кремлевским мостам). В расходных книгах патриашего приказа это обозначается как «нищим на милостыню», следующая категория - «на молебны и панихиды» (также и раздача милостыни «царевым богомольцам»), далее следует «милостыня указная» (по именному указу патриарха) и «поручная» (передаваемая лично, «из рук в руки»). «Богородицкие нищие» успенского собора Кремля составляли отдельную элитную группу, число их варьировалось от 10 до 12 человек (по числу апостолов), при царе Алексее Михайловиче их называли «великие богомольцы» или «верховные богомольцы» [5, с. 65-66]. Обычно их кормили в Крестовой палате, а позже раздавали поручную милостыню. «Колодники» или «тюремные сидельцы» - заключенные «Большой тюрьмы», что является названием Констан-тино-Еленинская (ранее Тимофеевская) башня стены Московского Кремля. Башня была построена в 1490 г. итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари (Петром Фрязиным) на месте Тимофеевских ворот белокаменного Кремля Дмитрия Донского. Современное название башня получила после постройки неподалёку в Кремле в XVII веке церкви Константина и Елены. Башня была предназначена для защиты подъездов к пристани на Москве-реке и близлежащих улиц Великого посада, идущих в сторону Зарядья: Всехсвятской и Великой. Первоначально Константи-но-Еленинская башня была проездной, с подъёмным мостом через ров и отводной стрельницей (дополнительной башней, соединённой с основной мостом). В 1680-х годах над основным квадратным четвериком надстроен арочный четверик со стройным шатровым верхом. После утраты в конце XVII века Великой улицей своего значения ворота были закрыты, а отводную стрельницу и нижний ярус башни превратили в тюрьму.
Остановимся на церемониях и географии благотворительности Святейшего патриарха Никона. За 1652 г. в источниках отмечены раздачи милостыни: старицам в Борошах у церкви Введения Пресвятой Богородицы (15 сентября), милостыня «гре-ченину» Дмитрию Евстафьеву (18 сентября), милостыня в Новоспассом монастыре (19 сентября), милостыня 10 рублей старцу Онфилофию Святогорцу (20 сентября), милостыня 28 рублей «гречанину» Дмитрию Иванову (24 сентября), торговому человеку Алексею Васильеву (26 сентября), «малому немчину» Кирюшке, которого изволил крестить патриарх Никон (28 сентября) поручная милостыня нищим (27 ноября, 6, 16, 21, 30 декабря), милостыня тюремным сидельцам (5, 19 декабря).
Попробуем соотнести раздачи милостыни и их типологию с литургическим годом.
15 сентября - воскресный день памяти вмч. Никиты (крестный ход в Басманники - в богадельни, милостыню раздавал подъячий Илья Гурьев).
18 сентября - среда, памяти прор. Захарии и прав. Елисаветы (индивидуальная милостыня в Крестовой палате).
19 сентября - четверг, памяти чуда, совершенного св. архистратигом Михаилом (крестный ход в Новоспасский монастырь - милостыню раздавал подъячий Илья Гурьев).
^Л^бУ^Л^ 207 Гб
■тж.
православная педагогика
Воробьева Наталия Владимировна «Нищелюбие и благотворительность во второй половине XVII века»
20 сентября - пятница, памяти мч. Созонта (индивидуальная милостыня в Крестовой палате).
24 сентября - вторник, памяти прп. Феодоры Александрийской (индивидуальная милостыня).
26 сентября - индивидуальная милостыня.
28 сентября - индивидуальная милостыня.
20 октября - воскресенье, памяти мч. Сергия и Вакха (поручная милостыня в с. Вельяминово).
27 ноября - среда, иконы Божией Матери Знамение (крестный ход в Знаменский монастырь, поручная милостыня).
5 декабря - четверг, памяти бл. кн. Михаила Тверского (тюремным сидельцам «Большой тюрьмы» выданы хлеба и калачи, милостыню раздавал подъячий Владимир Гурьев).
6 декабря - пятница, памяти свт. Амфилохия (поручная милостыня).
16 декабря - понедельник, памяти прп. Иоанна Молчальника (поручная милостыня).
19 декабря - четверг, св. Николая Мирликийского (тюремным сидельцам, раздавал милостыню черный дьякон Сергий).
21 декабря - суббота, памяти свт. Петра, митрополита Московского (поручная милостыня и трапеза 37 Успенским нищим в Крестовой палате).
30 декабря - понедельник, памяти прор. Аггея (поручная милостыня в с. Велья-миново).
Мы видим регулярную милостыню в период поста, внешнюю с поручными раздачами денег, раздачи «калачей» - в непостные дни. В большинстве своем они сосредоточены у Успенского собора в воскресные дни.
География патриаршей благотворительности: Крутицкое патриаршее подворье (Успенские нищие), Новоспасский монастырь (концентрическими кругами), Троицкое подворье, мосты Кремля, монастыри. Милостыня распределена концентрически не только по пространству, но и по времени - наиболее важные посты, особые дни памяти, важные даты, связанные с царем и царской семьей. Цитаделью благотворительности является территория Кремля, т.к. наиболее регулярные раздачи милостыни происходят там. Это место наиболее публичной репрезентации власти. Присутствие нищих в таком элитном месте, как Кремль было ли нужным и необходимым? Нищелюбие согласуется с учением Церкви.
Дар должен быть частью праведно нажитого имущества, иначе он не будет приятен Богу и не принесет пользы душе дателя: «К силным речено бысть: лучше не гра-бити, ниже милостыня дати от неправды». Это утверждение восходит к словам Евангелия от Луки: «Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть: тогда все будет у вас чисто» (Лук. 11, 41).
В 1653 г. - 20 благотворительных акций: раздавал калачи и хлеб на 2 рубля тюремным сидельцам (2, 29 января), денежная милостыня колодникам, а 100 рублей (8 января), нищим (17, 25 января, 6, 12, 13, 14, 17, 27 февраля, 7, 11 апреля, 27 декабря), денежная милостыня во владимирском Рождественском монастыре (27, 28 января), денежная милостыня посланникам иерусалимского патриарха Паисия (22 июля, 30 декабря).
В 1654 г. - денежная милостыня болящим 1 рубль (26 марта), денежная милостыня тюремным сидельцам (5 мая), милостыня нищему Елисею безрукому (3 рубля)
№ПЕ
омской православной духовной семинарии
С
(15 июня), поручная милостыня нищим 8 алтын (19 июня), милостыня нищим (24 июля).
В 1655 г. - денежная милостыня на монастырское строение 20 рублей (25 февраля), кормление нищих и поручная милостыня (8 апреля, 5 мая, 4, 29 июня, 7, 11, 17 июля, 12, 15, 19 августа, 21 декабря), денежная милостыня греческому архимандриту Иакову 5 рублей (28 мая), денежная милостыня старицам Саввинского девичьего монастыря (3 июня).
Н.И. Костомаров так описывает деяния патриарха Никона: «подвигами благочестивого нищепитательства Никон никому не становился на дороге, но вместе с тем он совершал иного рода подвиги, такие, которые тогда уже навлекли на него врагов: по царскому приказанию он посещал тюрьмы, расспрашивал обвиненных, принимал жалобы, доносил царю, вмешивался в управление, давал советы, и царь всегда слушал его» [10, с. 167].
В 1656 г. - милостыня нищим (1, 11 января 16 февраля, 16 марта, 6, 10, 13, 14 апреля, 15 мая, 1, 15 июня, 6, 8, 10 июля, 3, 15 августа), денежная милостыня тюремным сидельцам (17 февраля), милостыня 6 шуб бараньих богадельным нищим (24 февраля), богородицким нищим дана поденная милостыня на сентябрь.
В 1657 г. - богородицким нищим дана поденная милостыня на октябрь, ноябрь, декабрь, январь (10 января), денежная милостыня нищим и тюремным сидельцам (11 января), милостыня нищим (18, 24, 25 января, 5, 7, 8 февраля, 1 марта, 26 апреля, 11, 31 мая, 11, 12, 14, 16, 21, 23, 28 июня, 1, 5, 8, 14 июля 18, 23, 24, 25, 30 августа, 6, 18 сентября, 12, 20 декабря), милостыня архимандриту и 224 человекам братии в Хотьковский монастырь (26 января), милостыня певчим и нищим Иверского подворья (28 января), калачи и хлеб тюремным сидельцам (1 февраля), милостыня колодникам 240 гривенных (30 марта, 4 сентября), милостыня болящим (5 сентября), милостыня вдовам и старицам (7 сентября, 30 ноября, 11, 14, 15, 17 декабря).
В 1658 г. - милостыня нищим (2, 7 января, 17, 25 марта, 11, 12, 13, 14 апреля, 9, 22 мая), милостыня в тюрьмах, богадельнях, по приказам и на земском дворе (14 февраля), милостыня 3 рубля вдове на приданое дочери (20 февраля), денежная милостыня в Чудовом монастыре архимандриту и братии (20 мая), милостыня архимандриту Воскресенского монастыря (25 мая), милостыня архимандриту Виктору греческого Ендарского монастыря (3 июля).
Что касается географии благотворительности - она простиралась на территории Кремля и ближайших окружающих районов (за исключением монастырей за пределами Москвы - Саввино-Сторожевского, Хотьковского, Воскресенского). Наиболее регулярно, удостаивались помощи те нищие, которые выбрали местом для ожидания подаяния улицы, ближе расположенные к Кремлю.
Таким образом, уже в годы патриаршества стали явными его подвиги и раскрылись исключительные духовные дарования: ревностное служение, необычайное смирение, нищелюбие, исцеление болящих, дар прозорливости. В подавляющем большинстве подвиги нищелюбия творились патриархом Никоном в Великие Господские и Богородичные праздники (Богоявление, Благовещение, Пасха, Успение Богородицы), выражались в денежной милостыне, размеры которой варьировались от 2 гривен до 100 рублей. Иерархичность и ритуализированность были свойственны и милостыне патриарха, раздачи осуществляли государственные чиновники -дъяки и подъячие, она во время крестных ходов, паломнических поездок, в особо значимые дни литургического года.
№ 1, 2017 (2)
■^православная педагогика_
Воробьева Наталия Владимировна «Нищелюбие и благотворительность во второй половине XVII века»
Библиографический список:
1. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). ф. 235. оп. 2. д. 34. л. 87, 88, 97, 199, 199 об., 225, 97-97 об., 98-98 об., 101-102 об, 104 об. - 105 об., 107, 109-110, 111 об., 112-112 об., 113-114 об., 117-118 об. , 119 об. , 122-123, 126 об. -127 об., 247 об. - 248, 95-95 об., 339 об.; д. 36, л. 204, 206-206 об., 209 об., 210, 212-213 об.; д. 38, л. 138 об., 150 об., 69, 159 об., 70 об., 71 об., 72, 73-74, 76 об., 77, 434, 435, 561об.-563, 440 об.-441, 443-444 об., 445, 450, 451, 451 об., 453, 453 об., 456 об.; д. 41, л. 112, 458, 113, 113 об., 114 об., 115, 115 об.-117, 250, 117, 118-118 об., 119, 120 об., 122, 120 об.-121, 122 об., 125, 125 об. -127, 264-264 об., 127 об. -128, 130, 130 об., 131, 103, 103 об., 104, 105, 109, 109 об., 110, 110 об., 112, 113, 116 об.-117; д. 43, л. 239 об., 119 об.-120, 120 об.-122, 123, 124, 253 об., 253-253 об., 254 об.-255, 263 об.
2. Домострой. М., 1990.
3. Петров Л. Благотворительность в Древней Руси // Вестник благотворительности. 1898. № 9.
4. Максимов Е. Помощь бедным в Древней Руси // Трудовая помощь. - 1899. -Февраль. - С. 120-129.
5. Соколовский М. К вопросу о древнерусской благотворительности // Христианское чтение. - 1902. - Июнь. - 782-817.
6. Снегирев И. М. Московские нищие в XVII в. М., 1852.
7. Коллинс С. Нынешнее состояние России, изложенное в письме к другу, живущему в Лондоне // ЧОИДР. 1846. Кн. I. Отд.Ш.
8. Богоявленский С. К. Приказные судьи XVII в. [Список]. М.; Л.: изд-во Акад. наук СССР, 1946. 316 с.
9. Шватченко О.А. Светские вотчины в России в эпоху Петра (историко-географи-ческий очерк). М.: ИИ РАН, 2012.
10. Костомаров Н. И. Патриарх Никон // Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Господство дома Романовых. СПб., 1878. С. 157-220.