Научная статья на тему 'Никольская жемчужина (Из истории Казанско-Богородицкой церкви села Никольского)'

Никольская жемчужина (Из истории Казанско-Богородицкой церкви села Никольского) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
37
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
церковь / Никольское / архитектура

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бурдин Евгений Анатольевич

В статье автор описывает церковь, расположенную в селе Никольском Спасского района. Церковь поистине была достоянием села, однако с приходом советской власти на неё начались гонения. Далее церковь в результате удара молнией лишилась креста, однако всё равно оставалась местным украшением. К настоящему моменту церковь находится в аварийном состоянии и требует ремонта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Никольская жемчужина (Из истории Казанско-Богородицкой церкви села Никольского)»

ольская

[сторш Казанско-Богородицкой церкви

села Никольского)

В центре села ского района вейшая церковь. Я видел района, как ныне канувшие в Лету, на мой взгляд, ко Никольская сы, взорванная церковь стоит берега реки Без, крываются пре реку и бывшую с парком. Длин

ольского Спас-аходится краси-ко-Богородицкая сельские церкви ествующие, так и по красоте с ней, ла сравниться толь-ковь в селе Пичкас-1955 г. Никольская

живописном взгорье ы. С колокольни от-

асные виды на село, олоствовскую усадьбу храма, не считая паперти, 29 метров 10 см, ширина — 12 метров 55 см.

Трехпрестольный храм был по-видимо, на месте де-1. Деньги на постройку села Никольско-гвардии в отставке . Строительство велось основательно и с размахом. Даже сейчас, когда церковь находится далеко не в лучшем своем состоянии, она поражает гармоничностью своих форм, монументальностью, размерами и красотой. Толщина стен первого этажа составляет

строен в 1795 г ревянной церкви выделил владелец го прапорщик Х. Л. Молоствов

* Молоствов Христофор Львович (1757-1842), спасский уездный предводитель дворянства (1788-1790, 1837-1840), дядя попечителя Казанского учебного округа В. П. Молоствова и брат казанского губернского предводителя дворянства П. Л. Молоствова.

пять кирпичей. Около церкви возведена каменная ограда с железной решеткой.

К сожалению, мы не знаем, кто был архитектором проекта. Известный знаток церковной архитектуры из села Куз-нечиха Спасского района А. Ю. Рыбаков считает, что это был архитектор школы М. Ф. Казакова. Такое предположение можно укрепить тем обстоятельством, что Х. Л. Молоствов до отставки служил в Преображенском полку в Санкт-Петербурге. Значит, он мог обратиться к одному из столичных архитекторов с просьбой сделать проект храма.

В ограде церкви сохранилась часть некрополя членов семьи Х. Л. Моло-ствова и его наследников в виде надгробных памятников. Сами же могилы, увы, разрушены и осквернены. За северной стороной церковной ограды в советское время и позже при земляных работах находили остатки гробов, останки людей и разные вещи. Возможно, здесь было кладбище первых поселенцев, настолько старое, что о его местонахождении просто забыли.

В августе 1866 г. в Казанско-Бого-родицкой церкви побывал 21-летний цесаревич Александр Александрович (будущий Александр III), посетивший имение Молоствовых. Вот что вспоминал об этом знаменательном событии

Валериан Таврионович Молоствов*: «По пути наследник приказал подъехать к церкви, где при входе их высочеств было пропето многолетие царскому семейству и священник Порфирий Егорович Фортунатов дожидался с крестом. Цесаревич спросил священника о численности его прихода, давно ли он здесь служит и когда построена Никольская церковь. Перед тем как выйти из церкви, их высочества приложились к явленной иконе Казанской Богоматери и к кресту, после чего отправились в обратный путь»2.

В 1890 г. В. Т. Молоствов с помощью прихожан построил напротив церкви каменную часовню (сейчас около этого места находится памятник погибшим в Великой Отечественной войне) в память о спасении царской семьи во время крушения поезда 17 октября 1888 г.3

Никольская церковь, судя по «Главной описи Казанско-Богородицкой церкви села Никольского Спасского уезда Казанской епархии», составленной в 1898 г., была красивым и богатым сельским храмом с роскошным внутренним убранством и хорошей библиотекой. Всего в описи указывается 650 наименований (включая книги из книгохрани-лища)4. В церковном книгохранилище насчитывалось 268 наименований книг и журналов в 485 томах, в основном духовного содержания. Самая старинная книга датирована 1687 г.5 Со стороны помещиков и со стороны крестьян была развита благотворительность в пользу церкви, в том числе путем подношения икон. К сожалению, из всего этого великолепия мало что осталось — несколько икон, книг, да немного из облачения духовенства, ныне выставленных в музее истории города Болгар.

Трудные времена для церкви наступили после Октябрьского переворота. В 1922 г. большевики издали Декрет об изъятии церковных ценностей под предлогом помощи голодающим. Церковь согласилась на передачу ценностей, но с двумя оговорками: не могут быть переданы священные сосуды, используемые в богослужении, нужен контроль, чтобы ценности расходовались именно

* Молоствов Валериан (Владимир) Таврионович (18281909), почетный мировой судья, действительный статский советник, владелец с. Никольского.

на голодающих. Оговорки были восприняты как враждебная акция.

По декрету 1922 г. в Казанско-Бого-родицкой церкви с. Никольского были изъяты многие ценности. Но на этом реквизиции и гонения не закончились. В 1937 г. церковь в Никольском была закрыта и впоследствии использовалась в качестве продуктового и винного склада. Сохранился список священнослужителей Спасской волости за 1929 г. В нем указывается священник с. Никольского Победоносцев Александр Александрович, 1885 года рождения, исправлявший эту должность с 1906 г.6 Перечислю выявленных по архивным источникам священников Казанско-Богородицкой церкви (без дьяконов и церковнослужителей, в скобках указаны годы, когда они исправляли должность): К. В. Прозоров (1811-1821), Е. Ф. Фортунатов (18211848), П. Е. Фортунатов (1848-1884), П. М. Теплов (1889-1900), К. В. Архангельский (1901-1915), А. А. Победоносцев (примерно 1915-1937)7. Судя по их биографиям, это были высокообразованные люди, приложившие много усилий для духовного просвещения народа.

В начале 1950-х гг. молния ударила в крест на колокольне, и он упал. Вскоре районное партийное руководство приняло решение о сломе храма, но жители села вышли на его защиту и выдержали натиск властей, совершив тем самым духовный подвиг. В Никольском была сильная церковная община, о чем свидетельствует резко критическая статья «Никольские церковники», опубликованная в районной газете «Колхозный путь» в 1954 г. В ней читаем: «Стоял жаркий день 30 июня 1954 г. К полудню погода стала быстро меняться. Небо заволокло тучами, разразилась гроза. От удара молнии в селе Николь-ске загорелся дом, затем другой... Прибежавшие на пожар колхозники и рабочие завода стали тушить огонь, спасать имущество из горящих домов. В это время с наветренной стороны горящего дома послышались церковные песнопения. Небольшая группа мужчин и женщин приблизилась к пожарищу и, напевая молитвы, остановилась в безопасном месте, подальше от пожара. И в то время, когда все остальные бо-

-<226>

В БЛОКНОТ ИСТОРИКА. АРХИВНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП

Вид на с. Никольское. Предположительно 1870-е гг.

Казанско-Богородицкая церковь с. Никольского. 2006 г.

ролись с огнем, эти люди усердно творили молитву, прося Всевышнего о помощи. А потом, когда кончился пожар, они говорили: "Наши мольбы дошли до Бога: в нашу сторону огонь не пошел. Огонь не пошел"... Во время пожара сгорело 5 домов. Возможно, их сгорело бы меньше, если бы эта группа церковников, прибывшая на пожар в самом начале, приняла активное участие в его ликвидации. Такой факт — не единичное явление. Церковники используют и другие предлоги для того, чтобы проявить себя и в соответствующем духе обработать недостаточно образованных людей. В Никольске, например, устраиваются летом моления о дожде... В начале июня в Никольске церковники ежегодно отмечают праздник "Казанская". С пением молитв группы людей в этот день идут в село на ключ, где якобы когда-то появилась "нерукотворная икона"... Нередко в селе устраиваются так называемые "поминки" по умершим. На этих "поминках" после церковных песнопений организуется обильное угощение с выпивкой, которое нередко заканчивается ссорами и скандалами... Уже давно в Никольске по требованию большинства граждан была закрыта церковь. И вот организация церковников, так называемый "церковный совет", обманывая простодушных людей, не один раз за последние годы организовывала поездку в Москву этой Ахаевой якобы с ходатайством об открытии церкви. На эту цель церковники собирали изрядные средства, которые и расходовали, ни перед кем не отчитываясь... Казалось бы, наличие в Никольске активной деятельности церковников должно было бы насторожить партийные организации конного завода № 57 и колхоза им. Свердлова, а также общественность села. Однако до последнего времени партийные организа-

НИКОЛЬСКАЯ ЖЕМЧУЖИНА (ИЗ ИСТОРИИ КАЗАНСКО-БОГОРОДИЦКОЙ ЦЕРКВИ СЕЛА НИКОЛЬСКОГО)

121

ции нейтрально относились к религиозным пережиткам.»8.

22 ноября 1961 г. комиссия в составе трех человек в присутствии трех представителей религиозного общества верующих произвела «проверку культового имущества и инвентаря, находящихся в церкви»9. Налицо оказались 75 наименований предметов в количестве 354 штук, а также здание церкви с оградой и каменная сторожка10. По рассказам старожилов в 1963 г. к церкви подъехала машина из райцентра, и многое из церковного имущества было увезено. Скорее всего это произошло после так называемой инвентаризации, и кто-то потом видел церковные люстры в домах у районного начальства, а облачение духовенства — в районном клубе. Храм был окончательно разграблен. Все ненужное сжигалось или выбрасывалось. Так, ненужными оказались метрические книги (росписи) с 1780 г. и книги из церковной библиотеки.

В заключение приведем выдержку из труда краеведа и поэта из с. Кузне-чиха Спасского района А. Ю. Рыбакова: «Казанско-Богородицкая церковь построена по типовому проекту, вероятнее всего, одного из петербургских зодчих в 1795 г. Налицо те же тенденции обмирщения, свойственные культовым сооружениям Петербурга. Трапезная с двумя приделами, посвященными чудотвор-

цам Николаю и Дмитрию Ростовскому, имеет черты гражданского строения, а именно прямоугольная в плане апсида и средняя часть храма имеет те же черты, и выделяет их только большой круглый барабан, укрепленный на четверике с помощью тромпов...

В настоящее время церковь передана (церковь действует уже 10 лет — с 1993 г.) местной церковной общине, настоятелем храма является отец Александр — выпускник Ленинградской духовной семинарии, назначенный Казанским епархиальным управлением. При нем сделано обновление обоих боковых приделов, которые были заново распи-саны»11.

Еще в 1970-е гг., судя по фотографиям, церковь была в хорошем состоянии. Но сейчас ее состояние вызывает тревогу и постепенно приближается к аварийному. В конце концов все-таки нашелся человек, который решил возродить храм. Им стал глава сельской администрации Е. А. Синицын. У него есть конкретные выкладки по стоимости капитально ремонта Никольской церкви, есть предложения от строительных организаций, его поддерживает и районная администрация. Надеемся, что к общему благородному делу подключатся уроженцы с. Никольского и Спасского района.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. НА РТ, ф. 5, оп. 33, д. 13, л. 206.

2. Молоствов В. Т. Цесаревич Александр Александрович в с. Никольском в 1866 году // Исторический вестник. - № 1. - 1912. - С. 290.

3. Бурдин Е. А. Главная опись Казанско-Богородицкой церкви села Никольского Спасскаго уезда Казанской епархии — источник по церковной истории села Никольского. - Ульяновск, 2003. -С. 70.

4. Там же. - С. 56.

5. Там же. - С. 47-48, 52.

6. Спасские сказания. - Казань, 2003. - С. 116.

7. НА РТ, ф. 5, оп. 33, д. 13, л. 68 об.; оп. 39, д. 4, л. 187 об.; оп. 66, д. 17, л. 288 об.; ф. 4, оп. 132, д. 57, л. 2032 об.; оп. 142, д. 92, л. 949 об.

8. Никольские церковники // Колхозный путь. - 1954. - № 103 (1898).

9. Бурдин Е. А. Указ. соч. - С. 66.

10. Там же. - С. 66-69.

11. Рыбаков А. Ю. Православные архитектурные памятники Спасского района. - Пермь, 2002. -С. 17-19.

Фото из личного архива автора.

Евгений Бурдин, кандидат исторических наук

В БЛОКНОТ ИСТОРИКА. АРХИВНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.