Научная статья на тему 'БОГОРОДИЦКО-СМОЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ СЕЛА КРАСНЫЙ ЯР'

БОГОРОДИЦКО-СМОЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ СЕЛА КРАСНЫЙ ЯР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
82
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОГОРОДИЦКО-СМОЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ / КРАСНЫЙ ЯР / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ПРАВОСЛАВИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бурдин Е.А., Воркова К.Н., Лямаева Д.А.

На основе архивных, картографических и устных источников рассматривается история ныне не существующего деревянного Богородицко-Смоленского храма в селе Красный Яр (Чердаклинский район Ульяновской области).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BOGORODITSKO-SMOLENSKAYA CHURCH OF THE VILLAGE OF KRASNY YAR

On the basis of archival, cartographic and oral sources, the history of the now defunct wooden Bogoroditsko-Smolensky Church in the village of Krasny Yar (Cherdaklinsky district of the Ulyanovsk region) is considered.

Текст научной работы на тему «БОГОРОДИЦКО-СМОЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ СЕЛА КРАСНЫЙ ЯР»

of the Ulyanovsk Region (SAUR). F. 88. C. 2. Inv. 2044].

2. GAUO. F. 134. Op. 2. D. 84 [SAUR. F. 134. C. 2. Inv. 84].

3. GAUO. F. 147. Op. 15. D. 147 [SAUR. F. 147. C. 15. Inv. 147].

4. GAUO. F. P-200. Op. 2. D. 578 [SAUR. F. R-200. C. 2. Inv. 578].

5. GAUO. F. R-200. Op. 2. D. 1249 [SAUR. F. R-200. C. 2. Inv. 1249].

6. GAUO. F. R-1526. Op. 5. D. 1 [SAUR. F. R-1526. C. 5. Inv. 1].

7. Informaciya predostavlena D. A. Kochetkovim [Information provided by D. A. Kochetkov].

8. Martynov P. Seleniya Simbirskogo uezda (Materiali dlya istorii Simbirskogo dvoryanstva i chastnogo zemlevladeniya v Simbirskom uezde) [Villages of Simbirsk Uyezd (Materials for the history of the Simbirsk gentry and private land ownership in Simbirsk Uyezd)], Simbirsk, Tipo-lithogr. A. T. Tokareva, 1903, 601 p.

9. Sinegubov L. N. Vospominaniya [Memoirs] / zapisali E. A. Burdin i D. A. Kochetkov 22.08.2016 g. v s. Shilovka_ Ulyan. obl. [recorded by E.A. Burdin and D A. Kochetkov 08/22/2016 in the village Shilovka, Ulyan. reg.], 5 p.

10. Cerkov vo imya apostolov Petra i Pavla _s. Shilovka, [Elektronnii resurs] [Church in the name of the apostles Peter and Paul (v. Shilovka) [Electronic resource]. - Access mode: http://hautiev-sh.livejournal.com/100952.html.

Бурдин Евгений Анатольевич, профессор кафедры философии и культурологии, доктор исторических наук, Ульяновский государственный педагогический университет. Лямаева Дарья Анатольевна, студентка 3-го курса, Ульяновский государственный педагогический университет.

Поступила 21.11.2019 г

УДК 94(470)"17/21"

Е. А. БУРДИН, К. Н. ВОРКОВА, Д. А. ЛЯМАЕВА БОГОРОДИЦКО-СМОЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ СЕЛА КРАСНЫЙ ЯР

На основе архивных, картографических и устных источников рассматривается история ныне не существующего деревянного Богородицко-Смоленского храма в селе Красный Яр (Чердаклинский район Ульяновской области).

Ключевые слова: Богородицко-Смоленская церковь, Красный Яр, культурное наследие, православие.

На карте «Царство Казанское с окольными провинциями и частью реки Волги» в Российском атласе 1745 г. село под названием «Красное» обозначено как поселение, имеющее храм. Поэтому можно смело утверждать, что первая деревянная церковь в Красном Яре существовала как минимум за 100 лет до возведения в 1848 г. новой.

Деревянный храм на каменном фундаменте с одним холодным престолом - во имя Смоленской Божией Матери, был построен в 1848 г. [5, л. 173]. Сведений о ранней церкви нет, но есть

© Бурдин Е. А., Воркова К. Н., Лямаева Д. А., 2020

косвенные свидетельства её существования: опись церковного имущества 1834 г., копии метрических книг с 1799 г. и т.д. [5, л. 173 об.]. Должность священника с 1848 г. занимал Гурий Степанович Помряскинский (до него был Егор Петров, умер). Диаконом был Максим Егоров (с 1813 по 1829 гг. служил в с. Сосновка, с 1840 - в Красном Яре). Дьячком с 1845 г. являлся Николай Фёдоровский. В 1843 г. за венчание малолетнего брака и неисправное ведение обыскной и метрической книг оштрафован в пользу бедных духовных денежной пеней [5, л. 174 об.]. Пономарём служил Григорий Красноярский (в 1818-1826 в с. Тургенево) [5, л. 175 об.].

В клировой ведомости за 1910 г. уточнялось, что храм построили в 1848 г. вместо

обветшавшего старого, а в 1849 г. его освятили по благословению епископа Симбирского и Сызранского Феодотия [6, л. 38]. Также отмечались вместимость - около 400 человек, наличие деревянной ограды, сторожки и особо отведённого кладбища, огороженного плетнём. Престол был один - во имя Пресвятой Богородицы и иконы её Смоленской. В церковной библиотеке хранилось 167 томов книг, предназначенных для чтения [6, л. 39 об.]. В 1891 г. в Красном Яре открыли одноклассную смешанную церковноприходскую школу, помещавшуюся в доме сельского общества, которое отпускало на её содержание 116 рублей в год (1910 г. - 66 мальчиков и 25 девочек).

Священником с 1899 г. являлся сын крестьянина, имевший свидетельство на звание учителя церковно-приходской школы и окончивший курс в Саратовской миссионерской школе - Гавриил Иванович Кузнецов [6, л. 40 об.]. Именно ему выпала нелёгкая доля руководства возведением нового храма в 1912-1913 гг., но об этом позже. В 1899-1902 гг. также состоял в должности окружного миссионера в 3, 4 и 5 благочинных округах Ставропольского уезда, а затем стал окружным миссионером в сёлах всего уезда [6, л. 41 об.]. Г. И. Кузнецов имел немало наград: набедренник (1905), благодарность епархиального начальства за полезную миссионерскую деятельность (1908) и бархатную фиолетовую скуфью [6, л. 40 об.]. Штатным псаломщиком с 1909 г. был Авраамий Тимофеевич Курицын [6, л. 42 об.].

Время шло, храм ветшал и в начале XX в. не вмещал и половины желающих помолиться в праздничные и воскресные дни. Поэтому 25 сентября (здесь и далее по ст. стилю) 1911 г. сельский сход 193 домохозяев Красного Яра во главе со старостой Алексеем Ивановичем Прохоровым решил построить новую однопрестольную церковь во имя Смоленской Богородицы и Святителя и поручить архитектору Самарского губернского правления Клейнерману составить её план [4, л. 4]. В Самарскую духовную консисторию кроме него были направлены прошение местного церковно-приходского попечительства (подписано священником Гавриилом Кузнецовым и членами Михаилом Кашицыным, Ефимом Гришиным и Григорием Сидоровым) и рапорт благочинного священника Александра Капонерова, причём в последнем указывалось, что на сооружение храма имеется 10788 рублей 24 копейки наличных денег [4, л. 2]. Как говорится, процесс пошёл. Подрядчиком стал крестьянин с. Порец-кое Сенгилеевского уезда Юрлов Пётр Степанович, живший в Симбирске [4, л. 33 об.]. Бессрочный договор на постройку деревянного

храма на сумму 11700 рублей был заключён с ним 5 июня 1912 г.

Проект из Самарской консистории в октябре 1911 г. направили на проверку в строительное отделение Самарского губернского правления, а в ноябре его утвердили. Причт и прихожане сделали вывод о том, новую церковь можно возвести только на месте старой [4, л. 9]. С востока близко располагались жилые дома прихожан, с севера, юга и запада - сильные уклоны под гору. В феврале 1912 г. уполномоченный от общества крестьян с. Красный Яр священник Г. Кузнецов обратился к Святейшему Синоду с просьбой об отпуске из Красноярской лесной дачи леса на сооружение новой церкви [4, л. 13].

15 апреля 1913 г. в селе произошло чрезвычайное событие, сильно осложнившее процесс возведения церкви. Причт и прихожане писали: «... по Божией воле сгорело село наше Красный Яр, причём сгорели: церковь со всей утварью, причтовые дома, школа. Храм наш был только что разобран, чтобы на месте его начать постройку нового и в таком виде тут же на церковной площади сгорел. Страховой отдел при Святейшем Синоде на законном основании страховое вознаграждение нам не выдал. Ввиду того, что пожар случился при очень сильном ветре, почти буре, огонь ничего не щадил на своём пути, несомненно, и храм, и не будучи разобран, сгорел бы, мы просили страховой отдел, в исключение из правил, выдать нам страховое вознаграждение, но ходатайство наше было отклонено. Приход наш небольшой и почти наполовину с раскольническим населением, после пожара обеднел, средств на достройку нового храма не осталось никаких, так что прихожане положительно не в силах закончить храм своими средствами, тем более что и причтовые дома ещё не закончены постройкой (орфография и пунктуация частично выправлены - авторы статьи)» [4, л. 35]. Это прошение архиепископу Самарскому и Ставропольскому Питириму от 21 января 1914 г. заканчивалось просьбой посодействовать выплате пособия из сумм страхового отдела или других средств на достройку церкви. Этот лист в деле - последний, поэтому финал истории неизвестен. Судя по другим документам, положение осложнялось необходимостью возведения крестьянами новых домов и надворных построек после пожара. Между тем на достройку церкви (внутренняя отделка, внешняя обшивка и богослужебная утварь) по состоянию на 21 сентября 1913 г. требовалось до 6 тысяч рублей [4, л. 25].

12 сентября 1913 г. благочинный А. Капонеров рапортовал Самарской духовной консистории об

окончании основного периода строительства нового храма в Красном Яре и отсутствии препятствий к поднятию на него креста и колоколов, тем более что главный колокол имел сравнительно незначительный вес - 50 пудов (819 кг) [4, л. 21]. Священник А. Капонеров освятил церковь 22 октября 1913 г.

В 1930-е гг. красноярские священники подверглись репрессиям. Так, 10 декабря 1936 г. Чердаклинским райотделом НКВД было начато и 16 апреля 1937 г. закончено дело № П-3614 «Об антисоветской агитации, проводимой священником с. Красный Яр Чердаклинского района Степановым Ф.И.» [3, с. 655-656]. Из документов дела следует, что он служил священником в селе с апреля 1935 г., арестован 8 декабря 1936 и осуждён 21 мая 1937 г. к 10 годам лишения свободы. Почти через два года Ф.И. Степанов умер на Колыме. Тот же райотдел НКВД 4 ноября 1937 г. возбудил дело № П-4757 «Об антисоветской деятельности священника с. Красный Яр Чердаклинского района Смирнова В.Д.», закрытое 11 ноября того же года [3, с. 715]. В итоге его приговорили к 10 годам концлагеря, откуда священник уже не вернулся.

На заседании Чердаклинского райисполкома 18 января 1953 г. обсуждался вопрос «О передаче здания бывшей Красноярской церкви колхозу «Победа» для постройки клуба» [1, л. 49]. В протоколе говорилось, что на территории Красноярского сельсовета находилось здание бывшей церкви, в 1942 г. переоборудованное под мастерскую МТС, но в настоящее время нигде неиспользуемое и поэтому ветшавшее. Правление колхоза «Победа» просило передать это здание под строительство сельского клуба. В итоге решением районных властей храм передали колхозу. Клуб, сооружённый при помощи стройматериалов, полученных от разбора церкви, до сих пор стоит в центре села, увешанный различными яркими баннерами.

Коренная жительница Красного Яра Анна Васильевна Кулагина (1938 г.р.) подробно рассказывала о событиях, связанных с уничтожением храма: «Большая церковь была, деревянная. В ней были зимний и летний престолы. Как называлась, не помню, но в Красном Яре поклонялись Николаю Чудотворцу. Примерно в 1940 - 1950-е гг. церковь закрыли, а в 1954 г. сломали, причём ломали несколько дней. Сначала снимали купола (а также 3 больших колокола и несколько маленьких - наверное, их в город увезли) - трактористы. Стены разобрали, половина брёвен пошла на клуб, половину взяли жители. В первый день, когда начали ломать храм, собрались местные уроженцы (они были против этого), да-

же те, которые жили в городе, но ничего сделать не смогли. Разборкой церкви командовал Владимир Осипович Арефьев (председатель сельсовета), видимо, поступил приказ сверху. Икон уже не было - их увезли в город. Трактористы сначала отказывались ломать, но третий из них - Григорий Иванович Прямов, согласился. Потом на эту семью посыпались несчастья (умирали, дом сгорел, один попал в тюрьму, а внучка Прямова недавно приняла мусульманство). В церкви сушили хлеб, она как-то загоралась. В первый день разрушения храма верующие принесли моей маме большой деревянный крест, чтобы она его спрятала (прятали на сеновале), а сейчас этот крест в новой церкви. Из зоны затопления перенесли 2 улицы [2, с. 1].

«Церковный дурман», как говорили в то время, пытались вырвать с корнем: местным властям показалось, что просто уничтожить церковь мало, поэтому вместе с небольшим приходским кладбищем был до основания срыт холм, на котором она стояла, а на его месте устроили песчаный карьер. До недавнего времени в заброшенном котловане находилась стихийная свалка. Сейчас на высоком холме, прилегающем к лесу и селу, стоит деревянный храм Николая Чудотворца, возведённый в 2003-2007 гг. по благословению архиепископа Симбирского и Меле-кесского Прокла при попечении аудитора Счётной палаты РФ С.Н. Рябухина. Его освящение состоялось 28 января 2007 г. Помимо большого деревянного креста из старого храма здесь находится икона небесных покровителей влюблённых - благоверных князей Петра и Февронии с частицами их мощей - подарок игумена Кирилла из Мурманского монастыря, сделанный в 2005 г. после установки купола. Недалеко от церкви находится каменная колокольня - факт достаточно редкий, ведь обычно они совмещаются.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственный архив Ульяновской области (ГАУО). Ф. Р-3038. Оп. 2. Д. 811.

2. Кулагина А. В. Воспоминания / записал Е. А. Бурдин 28.05.2014 г. в с. Красный Яр Черд. р-на Ульяновской области. - 3 с.

3. Скала А. Церковь в узах: история Симбирской-Ульяновской епархии в советский период (1917-1991 годы). - Ульяновск: ОАО «ИПК «Ульяновский Дом печати», 2007. - 968 с.

4. Центральный государственный архив Самарской области (ЦГАСО). Ф. 32. Оп. 7. Д. 4980.

5. ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 16. Д. 1.

6. ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 16. Д. 192.

REFERENCES

1. Gosudarstvennii arhiv Ulyanovskoi oblasti (GAUO). F. R-3038. Op. 2. D. 811 [The State Archive of the Ulyanovsk Region (SAUR). F. R-3038. C. 2. Inv. 811].

2. Kulagina A. V. Vospominaniya [Memoirs] / zapisal E.A. Burdin 28.05.2014 g. v s. Krasnii Yar Cherd. r_na Ulyanovskoi oblasti [recorded by E.A. Burdin 05/28/2014 in the village. Red Yard Cherd. district of the Ulyanovsk region], 3 p.

3. Skala A. Cerkov v uzah: istoriya Simbirskoi_Ulyanovskoi eparhii v sovetskii period 1917-1991 godi [Church in bonds: the history of the Simbirsk-Ulyanovsk diocese in the Soviet period (1917-1991)]. Ulyanovsk: OAO IPK Ulyanovsk Printing House, 2007, 968 p.

4. Centralnii gosudarstvennii arhiv Samarskoi oblasti (CGASO). F. 32. Op. 7. D. 4980. Central State Archive of Samara Region (CSSR). F. 32. C. 7. Inv. 4980.

5. CGASO. F. 32. Op. 16. D. 1 [CSSR. F. 32. C. 16. Inv. 1].

6. CGASO. F. 32. Op. 16. D. 192 [CSSR. F. 32. C. 16. Inv. 192].

Бурдин Евгений Анатольевич, профессор кафедры философии и культурологии, доктор исторических наук, Ульяновский государственный педагогический университет. Воркова Кристина Николаевна, студентка 3-го курса, Ульяновский государственный педагогический университет.

Лямаева Дарья Анатольевна, студентка 3-го курса, Ульяновский государственный педагогический университет.

Поступила 21.11.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.