Научная статья на тему 'НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ЕМЕЛЬЯНОВ: СТРАНИЦЫ РАННЕЙ БИОГРАФИИ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ'

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ЕМЕЛЬЯНОВ: СТРАНИЦЫ РАННЕЙ БИОГРАФИИ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
26
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н.В. ЕМЕЛЬЯНОВ / ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ УЧЕНОГО / ИСТОРИЯ ЯКУТСКОЙ СОВЕТСКОЙ ФОЛЬКЛОРИСТИКИ / ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД / РОССИЙСКОЕ ЭПОСОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мухоплева Светлана Дмитриевна, Романова Лидия Николаевна

Научная новизна. В статье на основе документов личного происхождения и воспоминаний современников рассмотрены ранее изданные и неизвестные факты из жизни якутского советского фольклориста ХХ в. Николая Васильевича Емельянова (1921-2000), которые могут послужить основой для создания целостного образа ученого. Впервые в научный оборот вводятся биографические данные о раннем (так называемом «донаучном») периоде жизни ученого в обобщенном виде. Также сделана попытка оценить вклад ученого в становление современных направлений якутской фольклористики и литературоведения. Цели и задачи. Перед автором статьи стояла цель исследовать особенности становления личности Н.В. Емельянова от сына «врага народа», учителя до ученого российской величины, определившего основные направления формирования и развития региональной фольклористики, особенно сибирского эпосоведения. Для выполнения целевой установки решались следующие задачи: проанализировать источники личного происхождения (в основном воспоминания современников ученого), реконструирующие ранний период жизни (детские, школьные годы, работа учителем сельской школы); представить в обобщенном виде научно-исследовательскую деятельность Н.В. Емельянова. Методы исследования: исследование основано на историко-биографическом методе, который дает возможность обратиться не только к чисто научным источникам (научным работам, архивным данным, документальным свидетельствам и т.д.), но и к текстам ненаучного плана - мемуарам, личным письмам, семейным историям, которые при всей своей субъективности создают живой облик исследуемой личности. Результаты. Установлено социальное происхождение родителей Н.В. Емельянова, несправедливо раскулаченных в 1930-х гг., выяснен круг его школьных друзей, выпускников школы 1941-1942 гг., с которыми Н.В. Емельянов поддерживал связь всю свою жизнь. Исследованы обстоятельства и результаты его работы в системе школьного и среднего образования в течение 14 лет. Дана характеристика личности и научно-исследовательской деятельности ученого, внесшего большой вклад в развитие якутской фольклористики и литературоведения во второй половине ХХ в. и в значительной мере повлиявшего на новые исследовательские стратегии в изучении тюрко-монгольских эпосов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ЕМЕЛЬЯНОВ: СТРАНИЦЫ РАННЕЙ БИОГРАФИИ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Leningrad State University Publ., 1986. 365 p. (In Russian).

Seleeva C.B. "Geroicheskoe svatovstvo" v sin'czjan-ojratskoj versii "Dzhangara": sjuzhetnyj sostav i kom-pozicionnaja struktura ["Heroic matchmaking" in the Xinjiang Oirat version of "Jangar": plot composition and compositional structure]. Novyjfilologicheskij vest-nik [New philological bulletin]. 2019. № 2(49). Pp. 65-78. (In Russian).

Ubushieva D.V. Motivy "tuul'-uligera" (arhai-cheskogo jeposa) v geroicheskom jepose "Dzhangar" [Motives of "tuul-uliger" (archaic epic) in the heroic

epic "Dzhangar"]. Novyj filologicheskij vestnik [New philological bulletin]. 2019. № 1(48). Pp. 57- 69. (In Russian).

Zhirmunskij V.M. Skazanie ob Alpamyshe i bogatyr-skaja skazka [The Legend of Alpamysh and the Heroic Tale]. Moscow: Vostochnaya Literatura Publ., 1960. 335 p. (In Russian).

^aцhr. Hal'mg baat'rl'g duul'vr (25 belgin tekst: 1-2 bot') = Dzhangar. Kalmyckij geroicheskij jepos (teksty 25 pesen) [Dzhangar. Kalmyk heroic epic (texts of 25 songs)]. Moscow: Science, 1978. Volume 1. 441 p. Volume 2. 417 p. (In Russian).

B.B. Mandzhieva Epic Motifs of Maloderbet's Cycle of the Epos "Dzhangar"

Scientific novelty. The motives of Maloderbet's cycle of the epos "Dzhangar" are for the first time considered as one of the components of the epic plot, built according to a single model: 1) heroic collision; 2) selection / self-selection of a hero (departure for a hike); 3) overcoming the path (enduring obstacles); 4) heroic deed; 5) restoring peace. The aims. The article examines the plot-forming motives of the song "Kurl Erdn manhs haag bogd Zhanhr deretsalgsn belg" ('The song about how bogdo Jangar khan of the mangasses Kyurul Erdeni conquered') of Maloderbetov's cycle "Dzhangara" in order to identify the sequence and analysis of the motive of their narrative units. Research methods. When analyzing epic motives, comparative, comparative-comparative methods are used. Results. As a result of our research, we came to the conclusion that plot-forming motives, being part of the narrative structure, appear in the form of a predicative structure, which has its own sequence, where each complex of motives has an indissoluble connection with each other. So, the motive for stealing the herd, representing a conflict situation, entailed the self-selection of a hero, sending him on a military campaign in which the hero had to overcome obstacles on the way, perform a heroic feat, having entered into single combat with the enemy, fail and be captured in the upper world, enter in single combat with the antagonist khan and win the victory, destroy the snake-devouring, with the help of the mythical bird descend from the upper world, experience adventures in the mask of a bald hero and return to the Bumbai country.

Keywords: epos "Dzhangar", Maloderbetovsky cycle, song, motive, hero, bogatyr, mangas, upper world

С.Д. Мухоплева, Л.Н. Романова

DOI: 10.25693/SVGV2021.35.2.011 УДК 001:398(571.56)(092)

Николай Васильевич Емельянов: страницы ранней биографии и научная деятельность

Научная новизна. В статье на основе документов личного происхождения и воспоминаний современников рассмотрены ранее изданные и неизвестные факты из жизни якутского советского фольклориста ХХ в. Николая Васильевича Емельянова (1921-2000), которые могут послужить основой для создания целостного образа ученого. Впервые в научный оборот вводятся биографические данные о раннем (так называемом «до© Мухоплева С.Д., Романова Л.Н., 2021

научном») периоде жизни ученого в обобщенном виде. Также сделана попытка оценить вклад ученого в становление современных направлений якутской фольклористики и литературоведения.

Цели и задачи. Перед автором статьи стояла цель исследовать особенности становления личности Н.В. Емельянова от сына «врага народа», учителя до ученого российской величины, определившего основные направления формирования и развития региональной фольклористики, особенно сибирского эпосоведе-ния. Для выполнения целевой установки решались следующие задачи: проанализировать источники личного происхождения (в основном воспоминания современников ученого), реконструирующие ранний период жизни (детские, школьные годы, работа учителем сельской школы); представить в обобщенном виде научно-исследовательскую деятельность Н.В. Емельянова.

Методы исследования: исследование основано на историко-биографическом методе, который дает возможность обратиться не только к чисто научным источникам (научным работам, архивным данным, документальным свидетельствам и т.д.), но и к текстам ненаучного плана - мемуарам, личным письмам, семейным историям, которые при всей своей субъективности создают живой облик исследуемой личности.

Результаты. Установлено социальное происхождение родителей Н.В. Емельянова, несправедливо раскулаченных в 1930-х гг., выяснен круг его школьных друзей, выпускников школы 1941-1942 гг., с которыми Н.В. Емельянов поддерживал связь всю свою жизнь. Исследованы обстоятельства и результаты его работы в системе школьного и среднего образования в течение 14 лет. Дана характеристика личности и научно-исследовательской деятельности ученого, внесшего большой вклад в развитие якутской фольклористики и литературоведения во второй половине ХХ в. и в значительной мере повлиявшего на новые исследовательские стратегии в изучении тюрко-монгольских эпосов.

Ключевые слова: Н.В. Емельянов, жизненный путь ученого, история якутской советской фольклористики, историко-биографический метод, российское эпосоведение

I. Введение. В январе 2021 г. исполнилось 100 лет со дня рождения одного из крупнейших российских эпосоведов ХХ в. Николая Васильевича Емельянова. Н.В. Емельянов принадлежал к поколению якутских исследователей, живших и творивших в советское время, переживших суровые годы Великой Отечественной войны. Он справедливо считается продолжателем дела основателя якутской фольклористики Г.У Эрги-са, одним из создателей олонховедения как отдельной научной дисциплины. Ныне расширяется влияние его трудов в связи с возрастанием научного интереса к исследованиям в области якутского эпоса и фольклора в целом. Как известно, выдвижение олонхо в круг центральных проблем общественной мысли вызвано признанием ЮНЕСКО олонхо шедевром устного нематериального культурного наследия человечества в 2005 г.

В настоящее время работы Н.В. Емельянова продолжают издаваться. В 2016 г. его монография «Сюжеты олонхо о родоначальниках племени» [Емельянов, 1990] переведена на турецкий язык профессором университета Гази М. Эргуном (г. Анкара) и издана в Турции [Ете1уапо^ 2016]. В 2017 г. «Сборник якутских пословиц и поговорок», ставший библиографической редкостью, опубликован в сокращенном

варианте национальным книжным издательством «Бичик» [Саха ehYн хо^онноро, 2017]. Сборник был составлен Н.В. Емельяновым и издан более полувека назад [Саха ehYн хо^оннорун хомуура, 1965]. Кроме того, в научный оборот продолжают поступать полевые материалы, собранные им в 60-70-х гг. ХХ в. Особо следует отметить издание образцов фольклора ессейских якутов [Дьэhиэй сахаларын фольклора, 2002], собранных в 1959 г. Сборник был подготовлен к печати Н.В. Емельяновым еще при жизни совместно с этнографом А.И. Саввиновым, но был опубликован только после кончины собирателя.

Сегодня без монографий Н.В. Емельянова по сюжетам якутских олонхо не может обойтись ни один исследователь мирового эпического наследия. Как известно, якутским фольклористом впервые был дан систематизированный свод изложений сюжетов олонхо на основе целого корпуса архивных рукописей и изданных текстов якутских олонхо, где сюжетные темы были подразделены на три типовые группы: 1) олонхо о заселении племенем айыы аймага Среднего мира; 2) олонхо о родоначальниках ураангхай саха; 3) олонхо о защитниках племени. В российском эпосоведении данная классификация является первым уникальным опытом в плане

описания сюжетов. Исследования Н.В. Емельянова по сюжетике олонхо [Емельянов, 1980, 1983, 1990, 2000], его работы по якутским пословицам и поговоркам [Емельянов, 1962; Саха ehYн хо^оннорун хомуура, 1965], можно сказать, стали классическими, общеизвестными. Между тем деятельность Н.В. Емельянова не ограничивалась только изучением этих жанров якутского фольклора, она была весьма многогранной. Как фольклорист, Н.В. Емельянов мыслил себя продолжателем научной школы, основанной Г.У Эргисом, и добился развития якутской фольклористики по трем основным направлениям. За годы его работы полевая фольклористика, научная эдиция и исследование фольклорных жанров получили свое наибольшее развитие, что подробно освещено в статьях его ученика В.В. Илларионова и молодых исследователей олонхо [Данилова, Ороси-на, 2016; Илларионов, 2011; Илларионов, 2012].

В данной статье читатели ознакомятся с малоизвестными широкому кругу читателей страницами биографии фольклориста: с детскими и юношескими годами Н.В. Емельянова, его педагогической и научно-организационной деятельностью. Эти материалы в дальнейшем позволят воссоздать жизненный путь фольклориста в полном объеме, представить его как многогранную личность в контексте исторических событий.

II. материалы и методы. В целях реконструкции школьных годов жизни Н.В. Емельянова, начального периода его трудовой деятельности в статье использованы документальные (канцелярские) и повествовательные (личные) источники, представляющие собой два рода письменных исторических источников. Из документальных источников использованы такие канцелярские документы, как личный листок по учету кадров Н.В. Емельянова 1986 г., а также его автобиография от 06.12.1990. Листок и автобиография представляют собой автографы, написанные от руки (документы хранятся в архиве отдела фольклора и литературы ИГИиПМНС СО РАН).

Кроме канцелярских документов, в статье применены повествовательные личные документы. Это рукописные посмертные воспоми-

нания о Н.В. Емельянове. Авторами их являются родственники (О.М. Попова, двоюродная сестра Н.В. Емельянова, и дочь Г.Н. Попова), а также учитель, кандидат педагогических наук Г.И. Васильев, с которым будущий фольклорист работал в Мархинской школе с 1945 по 1951 гг. и поддерживал дружескую связь в течение всей жизни. Воспоминания собирались в 2001, 2016 гг. в связи юбилейными датами ученого, они хранятся в архиве отдела фольклора и литературы ИГИиПМНС СО РАН. Источником восстановления круга школьных друзей Н.В. Емельянова стали документы, опубликованные в книгах о первых выпускниках Нюрбинской средней школы № 1 [Маннайгы выпускниктар, 2007; Школа окнами на Вилюй, 2012].

Исследование основано на историко-биогра-фическом методе (реконструированы детские и школьные годы Н.В. Емельянова, описаны обстоятельства его работы в школе и институте).

III. результаты. детские и школьные годы. Николай Васильевич Емельянов, родившийся 8 января 1921 г., является представителем первого советского поколения, ставшего очевидцем и участником сложных периодов становления советской власти в Якутии. Первые пять лет учебы будущего фольклориста в школе совпали с коллективизацией сельского хозяйства Якутии, и его семья оказалась в центре классовой борьбы, когда их крестьянское хозяйство было подвергнуто раскулачиванию [Санни-кова 2007: 99, 102]. Николай Васильевич, по сегодняшним данным, не оставил биографического материала на такую для него, несомненно, болезненную тему. Эта жизненная ситуация была вскользь затронута в воспоминаниях О.М. Поповой, двоюродной сестры Николая Васильевича, при описании отца Н.В. Емельянова: «Василий Федорович Емельянов для своего времени был довольно образованным, начитанным и с тонким юмором человек, читал, писал по-русски и на староякутском1. Работал старостой в Жарханском наслеге, главным бухгалтером рай-союза2 в Нюрбе, был несправедливо раскулачен, отобрали дом, скот - все, что имелось в хозяйстве, затем посадили в 1930-1934 гг. После реабилитации работал в Мархе председателем,

'Староякутский - имеется в виду якутская письменность на латинской графике.

2Райсоюз - районный союз потребительских союзов.

главным бухгалтером наслежного отделения сельского потребительского общества (НО-СПО)»1.

Сегодня можно только догадываться, как и насколько тяжело проходило взросление Николая Васильевича при таких противоречивых социальных отношениях семьи и общества. Однако ясно одно - он прошел испытания, сумел подружиться с одноклассниками. Одним из частных, но важных в психологическом плане маркеров успешного «врастания» его в школьный социум является то, что никто из сверстников его не дразнил «сыном кулака» даже в те лихие годы, когда его отец отбывал несправедливое наказание как «классовый враг»2.

При изучении биографии Николая Васильевича как личности следует обратить внимание на одноклассников, с которыми он учился в старших классах. Это был первый выпуск Нюр-бинской средней школы N° 1, который состоялся 18 июня 1941 г., за четыре дня до начала войны. Как пишет учитель-краевед А.Г. Николаева, собравшая большой объем личных документов о жизни и деятельности учеников этого класса, «<...> В этот день 22 выпускника получили аттестаты зрелости, класс был дружный, сплоченный <...>. Парни, как только узнали о вероломном нападении фашистской Германии, сразу пошли в военкомат - проситься на фронт. Но в первый год войны никого из них не взяли. Обучив на краткосрочных курсах, всех отправили в разные школы района <работать учителями. -С.М.>» [Школа окнами на Вилюй, 2012: 25]. Тут следует пояснить, что Николай Емельянов два года учился с выпускниками 1941 г., однако по болезни вынужден был отстать от своих одноклассников и числился как выпускник 1942 г. Между тем дружбу с выпускниками 1941 г. он пронес через всю свою жизнь [Маннайгы вы-пускниктар, 2007: 51-52].

Начиная с июня 1942 г., его бывшие одноклассники Афанасий Николаев, Алексей Со-

фронов, Уар Яковлев, Иван Иванов, Василий Егоров, Гаврил Дмитриев были призваны в армию, с ними и ребята из Сунтарского района Егор Саввинов и Борис Максимов. Девять первых выпускников ушли воевать, из них вернулись на родину пятеро, а четверо сложили головы на полях сражений, в том числе и друг Николая Емельянова Егор Саввинов. Судьба Николая Васильевича Емельянова в это время складывалась по-другому из-за начавшегося туберкулеза. Он получил «белый билет» - свидетельство об освобождении от военной службы по состоянию здоровья и остался работать в тылу.

Сегодня сохранились личные документы этих выпускников 1941 г.: фотографии тех времен, их письма в личном архиве Н.В. Емельянова. Кроме того, материалы об учениках были собраны и опубликованы в малотиражных трудах школьного учителя, краеведа А.Г. Николаевой [Маннайгы выпускниктар, 2007; Школа окнами на Вилюй, 2012]. Эти документы представляют собой свидетельства о войне военнослужащих действующей армии, граждан, переживших работу в тылу в суровые годы войны - первых выпускников Нюрбинской средней школы №1, в том числе Н.В. Емельянова. Документальное отражение Великой Отечественной войны в их субъективном восприятии и опыте впоследствии может станет объектом особого исследования.

Педагогическая деятельность. Выпускник Нюрбинской средней школы № 1 Н.В. Емельянов сразу после окончания школы был направлен на работу в Мархинскую среднюю школу Нюрбин-ского района в качестве учителя якутского языка и истории3. Это был 1941 г. Как известно, с началом войны все учителя призывного возраста были мобилизованы на фронт. Нехватка учителей повсеместно компенсировалась за счет увеличения нагрузки оставшихся учителей, принятия на работу выпускников школ и учителей-пенсионеров [Школа окнами на Вилюй, 2012: 19]. Так началась педагогическая деятель-

'Попова О.М. Семья Николая Васильевича Емельянова: Рукопись // Архив отдела фольклора и литературы ИГИиПМНС СО РАН.

2Об этой ситуации Н.В. Емельянов не раз упоминал при устных беседах с коллегами, в том числе и с автором статьи. При этом он подчеркивал, что испытывает безмерное чувство благодарности своим одноклассникам за их тактичность и деликатность, проявленные в те тяжелые для него времена в детстве [С.Д. Мухоплева].

3Личный листок по учету кадров: Н.В. Емельянов // Архив отдела фольклора и литературы ИГИиПМНС СО РАН.

ность Н.В. Емельянова, продолжавшаяся до 1955 г.

Четырнадцать лет жизни ученого, посвященные народному образованию, были наполнены напряженной работой в школе и в селе, трагическими событиями в личной жизни, преодолением трудностей, борьбой за выживание в годы войны. В школе молодому учителю через два года работы доверили обязанности заведующего учебным процессом. На этой должности он верно и добросовестно проработал с 1943 по 1953 гг. По воспоминаниям его коллеги, заслуженного работника образования Республики Саха (Якутия), кандидата педагогических наук Г И. Васильева, Николай Васильевич в качестве завуча очень ответственно относился к образовательному процессу школы: обязательно проводил обсуждения после каждого открытого урока. Как пишет Герасим Иванович, ссылаясь на архивные документы, в 1943-1944 учебных годах завуч Мархинской школы Н.В. Емельянов посетил, обсудил с коллегами и проанализировал 129 уроков. Помимо этого, он совместно с директором школы Н.Н. Григорьевым провел 21 собрание педсовета, тем самым коллектив школы послужил ярким примером для других школ района1.

В тяжелые годы войны учителя, кроме своей работы, агитировали сельское население помогать фронту, собирали теплые вещи, постоянно проводили субботники среди населения, организовывали субботники школьников, которые наравне со взрослыми работали в тылу, выполняя все виды работ. По сведению А.Г. Николаевой, «в колхозе имени Кирова учащиеся младших классов [ученики Мархинской школы - М.С., П.Н.] собирали колосья на полях после жатвы. Каждый ученик собрал по 5-6 килограммов колосьев» [Школа окнами на Вилюй, 2012: 19]. Это все проводилось под лозунгом «Все для фронта! Все для победы!». Школьники и педагоги помогали стране как могли, но и образовательный процесс не останавливался в это трудное время.

Суровые годы войны коснулись каждого жителя Якутии. Как отмечает С.И. Сивцева, «...

рождаемость населения уменьшилась за 19411945 гг. на 23,4 % (3460 чел.)...» [Сивцева, 2000: 105], «.смертность в Якутии была выше почти в 2 раза (в 1,9 раза) смертности в Сибири.» [Сивцева, 2000: 111]. В эти сухие цифры вписались и трагические события в жизни Николая Васильевича Емельянова. В 1944 г. из-за плохого отопления в помещении Мархинской школы царил холод, в результате пятеро из 11 учителей умерли от переохлаждения, трое стали инвалидами, на всю школу остались только три учителя. В тот же год у молодого завуча школы умирают его жена, молодая учительница Евдокия Семеновна Андреева, родная сестра Екатерина Васильевна Емельянова в возрасте 17 лет и брат матери Михаил Егорович Кузьмин. Эти годы были самыми тяжелыми для всей семьи Емельяновых и коллектива школы, о чем пишет О.М. Попова2.

В годы работы в школе Николай Васильевич целеустремленно трудился над повышением уровня своих знаний, много читал, усиленно занимался самообразованием. В этот период был заложен его интерес к якутскому фольклору, литературе. Между тем он заочно окончил русское отделение филологического факультета педагогического института. Во время учебы он был замечен первым профессиональным фольклористом Г.У. Эргисом и по его рекомендации поступил в аспирантуру ЯНЦ СО РАН. С этого периода начинается его насыщенный научный путь от аспиранта, младшего научного сотрудника до заведующего отделом литературы и фольклора.

научно-организационная деятельность. Значительный след в якутской науке оставила научно-организационная деятельность Н.В. Емельянова. В 1964-1972 гг. он заведовал большим коллективом отдела литературы и фольклора, а в последующие 14 лет руководил сектором фольклора Института языка и литературы Якутского филиала СО АН СССР Перед самым началом его работы Якутским обкомом КПСС было принято постановление «Об исправлении ошибок в освещении некоторых вопросов в

•Васильев Г.И. Эрдэттэн чинчийэр улэ^э талааннаа^а: Рукопись // Архив отдела фольклора и литературы ИГИиПМНС СО РАН.

2Попова О.М. Семья Николая Васильевича Емельянова: Рукопись // Архив отдела фольклора и литературы ИГИиПМНС СО РАН.

истории якутской литературы» (1962). В связи с этим в институте началось активное изучение наследия А.Е. Кулаковского, А.И. Софронова, Н.Д. Неустроева. В этой атмосфере «оттепели» Н.В. Емельянов не только руководил коллективом, который выработал новую оценку творчества писателей, но и сам активно включился в дело изучения творчества А.Е. Кулаковского. Он обратил свое внимание на эпистолярное наследие А.Е. Кулаковского [Емельянов, 1964: 80-83], дал обзор его научных трудов [Емельянов, 1964: 67-72]. В дальнейшем совместно с известным якутским языковедом П.А. Слепцовым Н.В. Емельянов подготовил к печати научные труды А.Е. Кулаковского, хранящиеся в архиве, и ввел их в научный оборот [Кулаковский, 1979]. В дальнейшем это издание дало новый толчок в изучении А.Е. Кулаковского не только как поэта, основоположника якутской литературы, но и как исследователя культуры, языка и фольклора народа саха.

В институте изучение темы «фольклор и литература» связано с именами Г.У Эргиса, Г.М. Васильева, И.В. Пухова, Г.С. Сыромятникова, Н.В. Емельянова, В.А. Семенова, В.Т. Петрова. В 1960-80-х гг. фольклористами и литературоведами эта тема продолжала активно разрабатываться. Н.В. Емельянов вложил много сил в становление традиции изучения литературно-фольклорных взаимосвязей не только как руководитель коллектива и редактор научных трудов, посвященных проблеме взаимодействия фольклора и литературы [Семенов, 1966; Васильев, 1973; Петров, 1972], но и как автор статей. В связи с этим обращает на себя внимание его статья «П.А. Ойунский и якутское устное народное творчество» [Емельянов, 1959], где Н.В. Емельянов рассмотрел П.А. Ойунского как одного из первых исследователей якутского фольклора и якутского народного стиха, а также поставил вопрос о фольклорных истоках его литературных произведений: сказок, рассказов, повестей, дра-магических произведений и олонхо.

Н.В. Емельянов работал в институте, руководил полевыми, издательскими и научно-исследовательскими проектами фольклористов в течение 42 лет. Он заслуженно считается исследователем, который определил основные тенденции развития якутской фольклористики в ХХ в. В данной статье мы затрагиваем отдельные

аспекты его полевой и издательской деятельности. Собирательская работа фольклористов института, начатая с масштабной экспедиции С И. Боло и А.А. Саввина в 1938-1941 гг., продолжала развиваться в рамках научно-исследовательской работы института до распада СССР. Начиная с 1950-х гг., эта работа в институте проводилась преимущественно участниками фольклорно-диалектологических экспедиций, снаряжаемых в составе двух-трех человек. Н.В. Емельянов участвовал в таких экспедициях и как член экспедиции, и как руководитель. На сегодня известны две экспедиции с его участием. Это работа Ессейского отряда фольклорно-диа-лектологической экспедиции Якутского института языка, литературы и истории, проведенная в 1959 г. В составе отряда были фольклорист Н.В. Емельянов и диалектолог М.С. Воронкин. Фольклорные материалы этой экспедиции были изданы спустя 43 года после смерти собирателей [Д^иэй сахаларын фольклора, 2002]. В экспе-диционно-собирательской практике института того времени это был первый опыт по сбору фольклорного материала среди локальных групп саха, расселенных в другом регионе. Вторая экспедиция была фольклорной, она была организована в 1960 г. под руководством Н.В. Емельянова. Первый состав экспедиции (Г. М. Васильев, В.А. Семенов) работал в Сунтарском улусе, второй (Н.В. Емельянов, П.Е. Ефремов) - в Нюрбин-ском. На левобережной части Нюрбинского района фольклористами был собран непревзойденный по своему богатству не только рукописный фольклорный материал, но и уникальные фонозаписи образцов фольклора, которые ныне хранятся в аудиовизуальном архиве отдела фольклора и литературы ИГИиПМНС СО РАН и еще не вошли в научный оборот.

Основоположником якутской фольклористики Г.У Эргисом была заложена научная традиция двуязычного научного издания собранных фольклорных материалов по жанрам, которая была продолжена коллективом фольклористов под руководством Н.В. Емельянова. Научному коллективу в 1976-1983 гг. удалось подготовить и завершить научное издание якутских народных песен в четырех частях, а в 1993-2008 гг. были составлены и изданы пять томов якутского корпуса серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Восто-

ка» [Данилова, Оросина: 2016: 115-116]. В научный оборот поступил большой объем малоизвестного мировой культуре фольклорного материала, представленного на языке оригинала и в русском переводе без каких-либо искажений и литературного вмешательства, с обязательным сохранением подлинной народной речи, диалектных форм языка. Наравне с научным двуязычным изданием фольклорных материалов в эти годы Н.В. Емельянов занимался публикацией научного наследия предшественников. Им в соавторстве были подготовлены к печати труд И.А. Худякова «Краткое описание Верхоянского округа» [Худяков, 1969] и сборник исторических преданий репрессированного Г. В. Ксенофонтова «Эллэйада» [Ксенофонтов, 1977], что явилось большим научным достижением того времени.

IV. Обсуждение. Николай Васильевич Емельянов, известный в науке исключительно как эпосовед, являлся многогранным ученым, чья исследовательская и организационная деятельность определили основные тенденции развития якутской фольклористики и в определенной мере способствовали развитию литературоведения Якутии в ХХ в. Исследование его установок, ценностей представляют интерес для изучения роли Н.В. Емельянова как ученого и организатора научных исследований в развитии якутской филологической науки ХХ в. Полагаем, что собранная информация и представляемая статья в будущем послужат материалом для глубокого изучения истории формирования и развития внутреннего мира личности Н.В. Емельянова и прояснения социального и исторического контекста его жизненного пути. Кроме того, история жизни известного фольклориста будет интересна и для исследователей якутской интеллигенции советской эпохи как социальной прослойки в рамках новой биографики, предметного поля современной исторической науки [Новая биографика, 2014].

V. Результаты. В статье сделана попытка через призму источников личного происхождения (воспоминаний его одноклассников, коллег и родственников) выстроить его эволюцию как личности и ученого-организатора, внесшего значительный вклад в развитие якутской фольклористики. Основное внимание в статье, во-первых, уделено становлению его личности в детские, школьные годы и годы учительства в

сельской школе; во-вторых, его научно-организаторской работе, направленной на развитие новых направлений в якутской фольклористике. Субъективные данные источников личного происхождения позволили представить портрет Н.В. Емельянова в годы формирования его характера, личностных качеств. Этот период биографии ученого является базовым для понимания его дальнейшей судьбы как ученого. Освещение научно-организаторской работы Николая Васильевича носит более обзорный характер, но по возможности охватывает все поле его деятельности как руководителя фольклорно-лите-ратурного направлений в институте, в особенности выделения эпосоведения и изучения фольклорно-литературных взаимодействий как отдельных исследовательских направлений.

В итоге хочется отметить, что создание научной биографии Н.В. Емельянова, оценка его вклада в собирание фольклорного наследия, комплектование архива института, разработки методологических подходов в изучении малых жанров фольклора и эпического текста, расширения границ фольклорно-литературных направлений исследования - дело будущего. Фольклористам еще предстоит научно осмыслить опыт полевой, издательской и исследовательской деятельности Н.В. Емельянова.

Список литературы:

Васильев Г.М. Живой родник: об устной поэзии якутов. Якутск: Якутское книжное изд-во, 1973. 115 с.

Данилова А.Н., Оросина Н.А. Николай Васильевич Емельянов (К 95-летию со дня рождения) // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2016. №1. С. 115-118.

Дьэhиэй сахаларын фольклора [ТYмэн онордулар: Н.В. Емельянов, А.И. Саввинов]. Дьокуускай: Агро-информ, 2002. 227 с.

Емельянов Н.В. П.А. Ойунский и якутское устное народное творчество // Платон Алексеевич Ойунский (1893-1939): доклады к 65-летию со дня рождения. Якутск: Якутское книжное издательство, 1959. С. 58-65.

Емельянов Н.В. Письмо А.Е. Кулаковского к Э.К. Пекарскому // Кулаковский: сборник докладов к 85-летию со дня рождения Алексея Елисеевича Кулаковского. Якутск: Якутское книжное изд-во, 1964. С. 80-83.

Емельянов Н.В. Сюжеты олонхо о защитниках племени. Новосибирск: «Наука», Сиб. издат. фирма РАН, 2000. 187 с.

Емельянов Н.В. Сюжеты олонхо о родоначальниках племени. М.: Наука, 1990. 205 с.

Емельянов Н.В. Сюжеты ранних типов якутских олонхо. М.: Наука, 1983. 244 с.

Емельянов Н.В. Сюжеты якутских олонхо. М.: Наука, 1980. 374 с.

Емельянов Н.В. Труды Кулаковского по якутскому фольклору // Кулаковский: сборник докладов к 85-летию со дня рождения Алексея Елисеевича Кулаковского. Якутск: Якутское книжное изд-во, 1964. С. 67-72.

Емельянов Н.В. Якутские пословицы и поговорки. Якутск: Якутское книжное изд-во, 1962. 93 с.

Илларионов В.В. К 90-летию со дня рождения эпосоведа Николая Васильевича Емельянова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, 2011. Т. 8, №4. С. 134-136.

Илларионов В.В. Саха фольклористарын аксакала Н.В. Емельянов // Олонхо ьЛыа^а: бугуннугэ уонна кэлэр кэскилэ. Дьокуускай: Бичик, 2012. С. 123-126.

Ксенофонтов Г.В. Эллэйада: материалы по мифологии и легендарной истории якутов. Москва: Наука, 1977. 245 с.

Кулаковский А.Е. Научные труды. Якутск: Якут. книжное изд-во, 1979. 483 с.

Маннайгы выпускниктар (1941) [Хомуйан онордо А.Г. Николаева]. Сунтар, 2007. 98 с.

Петров В.Т. Роль фольклора в зарождении якутской литературы. Якутск: Кн. изд-во, 1972. 95 с.

Санникова Я.М. Политика раскулачивания крестьянских хозяйств // Санникова Я.М. Коллективизация сельского хозяйства в Якутии (1929-1940 гг.). Якутск: Бичик, 2007. С. 85-107.

Саха ehYн хо^онноро. 2-е изд, перераб. Якутск: Бичик, 2017. 256 с.

Саха ehYн хо^оннорун хомуура. Якутскай: Саха сиринээ^и кинигэ издательствота, 1965. 246 с.

Семенов В.А. Фольклорные сюжеты и мотивы в творчестве П.А. Ойунского. Якутск: Якутское книжное изд-во, 1966. 76 с.

Сивцева С.И. Якутия в годы Великой Отечественной войны: социально-демографический аспект (1941-1945 гг.). Якутск: ЯНЦ СО РАН, 2000. 149 с.

Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1969. 437 с.

Школа окнами на Вилюй /Сост. А.Г. Николаева. Якутск, 2012. 256 с.

Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. М.: Наука, 1974. 402 с.

Emelyanov N.V. Soy atalari hakkinda olongho konulari /Qevirmen Metin Ergun. Ankara: Komen Yayinlari, 2016. 203 p.

Словари:

Новая биографика // Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. М., 2014. С. 334-335.

References:

Danilova A.N., Orosina N.A. Nikolay Vasil'evich Emel'yanov (K 95-letiyu so dnya rozhdeniya) [Nikolay Vasil'evich Emel'yanov. To the 95th anniversary of the birth]. Severo-Vostochnyy gumanitarnyy vestnik [NorthEastern Journal of the Humanities]. 2016. №1 (14). Pp. 115-118. (In Russian).

D'ehiey sakhalaryn fol'klora. Podgotovili k pechati Emel'yanov N.V, Savvinov A.I.. [Folklore of the Essey Yakuts. ^mpiled by Emel'yanov N.V., Savvinov A.I.]. Yakutsk: Agroinform Publ., 2002. 227 p. (In Yakut).

Emel'yanov N.V. P.A. Oyunskiy i yakutskoe ustnoe narodnoe tvorchestvo [P.A. Oyunsky and Yakut oral folklore]. In: Platon Alekseevich Oyunskiy (1893-1939): doklady k 65-letiyu so dnya rozhdeniya [Platon Alekseevich Oyunsky (1893-1939): reports on the 65th anniversary of his birth]. Yakutsk: Yakutsk book publishing house, 1959. Pp. 58-65. (In Russian).

Emel'yanov N.V. Pis'mo A.E. Kulakovskogo k E.K. Pekarskomu [A.E. Kulakovsky's letter to E.K. Pekar-sky]. In: Kulakovskiy: sbornik dokladov k 85-letiyu so dnya rozhdeniya Alekseya Eliseevicha Kulakovskogo [Kulakovsky: collection of reports dedicated to the 85th anniversary of the birth of Alexei Eliseevich Kulakovsky]. Yakutsk: Yakutsk book publishing house, 1964. Pp. 80-83. (In Russian).

Emel'yanov N.V. Soy atalari hakkinda olongho ko-nulari. Perevod professora Metin Ergun [The plots of the Yakut Olonkho about the Tribal Progenitors. Translated by professor Metin Ergun]. Ankara: Kormen Publ., 2016. 203 p. (In Turkish).

Emel'yanov N.V. Syuzhety olonkho o rodonachal'nikakh plemeni [The plots of the Yakut Olonkho about the Tribal Progenitors]. Moscow: Nauka Publ., 1990. 205 p. (In Russian).

Emel'yanov N.V. Syuzhety olonkho o zashchitnikakh plemeni [The plots of the Yakut Olonkho about the Tribal Defenders]. Novosibirsk: Nauka, Sib. publish. RAS firm, 2000. 187 p. (In Russian).

Emel'yanov N.V. Syuzhety rannikh tipovyakutskikh olonkho [The plots of the earlier types of the Yakut Olonkho]. Moscow: Nauka Publ., 1983. 244 p. (In Russian).

Emel'yanov N.V. Syuzhety yakutskikh olonkho [The plots of the Yakut Olonkho]. Moscow, Nauka Publ., 1980. 374 p. (In Russian).

Emel'yanov N.V. Trudy Kulakovskogo po yakuts-komu fol'kloru [Kulakovsky's proceedings on Yakut folklore]. In: Kulakovskiy: sbornikdokladov k85-letiyu so dnya rozhdeniya Alekseya Eliseevicha Kulakovskogo [Kulakovsky: collection of reports dedicated to the 85th anniversary of the birth of Alexei Eliseevich Kulakovsky]. Yakutsk: Yakutsk book publishing house, 1964. Pp. 67-72. (In Russian).

Emel'yanov N.V. Yakutskie poslovitsy i pogovorki [Yakut proverbs and sayings]. Yakutsk: Yakutsk book publishing house, 1962. 93 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ergis G.U. Ocherki po yakutskomu fol'kloru [Essays on the Yakut folklore]. Moscow: Nauka Publ., 1974. 402 p. (In Russian).

Illarionov V.V. K 90-letiyu so dnya rozhdeniya ep-osoveda Nikolaya Vasil'evicha Emel'yanova [On the 90th anniversary of the birth of the researcher of the epic Nikolai Vasilievich Emel'yanov]. Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta [Vestnik of North-Eastern Federal University]. V. 8. № 4 (2011). Pp. 134-136. (In Russian).

Illarionov V.V. Sakha fol'kloristaryn aksakala N.V. Emel'yanov [Aksakal of the Yakut folklorists Nikolai Vasilievich Emel'yanov] In: Olonkho yhyaga: bygynnyte uonna keler keskile [National holiday Ysyakh to the heroic epic "Olonkho": present and future]. Yakutsk: Bi-chik Publ., 2012. Pp. 123-126. (In Yakut).

Khudyakov I.A. Kratkoe opisanie Verkhoyanskogo okruga [Brief description of the Verkhoyansk District]. Leningrad: Nauka Publ., Leningrad branch, 1969. 437 p. (In Yakut, in Russian).

Ksenofontov G.V. Elleyada: materialy po mifologii i legendarnoy istorii yakutov [Ellayada. Materials on the mythology and legendary history of Yakuts]. Moscow: Nauka Publ., 1977. 248 p. (In Russian).

Kulakovskiy A.E. Nauchnye Trudy [Scientific Works]. Yakutsk: Yakutsk book publishing house, 1979. 483 p. (In Russian).

Mawnaygy vypuskniktar. A.G. Nikolaeva belem-neete (1941) [The first graduates of the school (1941).

Compiled by A.G. Nikolaeva], [Suntar], 2007. 98 p. (In Yakut).

Novaya biografika [New biography]. In: Teoriya i metodologiya istoricheskoy nauki. Terminologicheskiy slovar' [Theory and methodology of historical science. Terminological dictionary]. Moscow, 2014. Pp. 334335. (In Russian). https://vk.com/doc-23433303_442381148?hash=363aaec502a5e1c3b3

Petrov V.T. Rol' fol'klora v zarozhdenii yakutskoy lit-eratury [The role of folklore in the origin of Yakut literature]. Yakutsk: book-publishing house, 1972. 95 p. (In Russian).

Sakha shyn khohoonnoro [Yakut proverbs and sayings], 2nd ed, revised. Yakutsk: Bichik Publ., 2017. 256 p. (In Yakut, In Russian).

Sakha shyn khohoonnorun khomuura [Collection of Yakut proverbs and sayings]. Yakutsk: Yakutskbook publishing house, 1965. 246 p. (In Yakut, in Russian).

Sannikova Ya.M. Politika raskulachivaniya krest'yanskikh khozyaystv [The policy of dispossession of peasant farms]. In: Sannikova Ya.M. Kollektivizatsi-ya sel'skogo khozyaystva v Yakutii (1929-1940 gg.) [Collectivization of agriculture in Yakutia (19291940)]. Yakutsk: Bichik Publ., 2007. Pp. 85-107. (In Russian).

Semenov V.A. Fol'klornye syuzhety i motivy v tvorchestve P.A. Oyunskogo [Folklore plots and motives in the works of P.A. Oyunsky]. Yakutsk: Yakutskbook publishing house, 1966. 76 p. (In Russian).

Shkola oknami na Vilyuy. Podgotovila k pechati A.G. Nikolaeva [School overlooking the Vilyui River. Compiled by A.G. Nikolaeva]. Yakutsk, 2012. 256 p. (In Russian).

Sivtseva S.I. Yakutiya v gody Velikoy Otechestvennoy voyny: sotsial'no-demograficheskiy aspekt (1941-1945 gg.) [Yakutia in the years of the Great Patriotic War: so-cio-demographic aspect (1941-1945)]. Yakutsk: YaNC SO RAN, 2000. 149 p. (In Russian).

Vasil'ev G. M. Zhivoy rodnik: ob ustnoypoeziiyakutov [The living fountain: about the oral poetry of the Yakuts]. Yakutsk: Yakutsk book publishing house, 1973. 115 p. (In Russian).

S.D. Mukhopleva, L.N. Romanova

Yakut Folklorist Nikolai Vasilyevich Emel'yanov: Unknown Stories from the Biography

Scientific novelty. The article is devoted to the study of the scientific biography of N. V Emel'yanov (1921-2000), who went down in the history of Russian folklore studies as a researcher who made an invaluable contribution to the

formation of Yakut folklore and literary studies, as well as to the formation of the science of Olonkho as an independent discipline. The aim and tasks. The authors, based on the use of the historical and biographical method, attempted to reconstruct and analyze the circumstances associated with the period of N. V. Emel'yanov's education at school and his pedagogical activity (1930-1953). Research methods. The study was carried out on the basis of handwritten materials and sources of personal origin, published in small-circulation publications, collected by the authors of the article during fieldwork in 2016. The article also uses anniversary materials and biographical articles about the scientist. Results. For the first time, biographical information about the childhood, school years and teaching activities, and about the family life of N. V. Emel'yanov is introduced into scientific circulation. More complete historical and biographical data allow us to look at the personality of the scientist not only from the point of view of her professional and creative activity, but also through life circumstances and historical events, allowing us to present a living biography of the Yakut Soviet folklorist of the twentieth century.

Keywords: history of Yakut Soviet folklore studies, N.V. Emel'yanov, historical and biographical method, Russian epos studies

В.В. Илларионов, Л.Н. Романова

DOI: 10.25693/SVGV2021.35.2.012 УДК 001.89:398(=512.157)

Проблемы сохранения и популяризации фольклорного наследия народа саха в научно-организаторской деятельности Н.В. Емельянова

Научная новизна. В статье дана оценка научной и научно-организационной деятельности известного якутского фольклориста, эпосоведа, доктора филологических наук, заслуженного ветерана Сибирского отделения АН СССР, члена Международной тюркской академии Николая Васильевича Емельянова (1921-2000).

Цель статьи - оценить вклад Н.В. Емельянова в становление и развитие якутской фольклористики, представить масштабы его деятельности как исследователя, организатора науки, определившего основные направления развития современной фольклористики и воспитавшего целое поколение специалистов-фольклористов.

Методы исследования: С применением элементов биографического метода воссоздается научная и научно-организационная деятельность Емельянова, оценивается его вклад в развитие якутской фольклористики.

Результаты. В статье воспроизведена в хронологическом порядке научная биография Н.В. Емельянова. Показан процесс становления ученого, с одной стороны, как исследователя, одним из первых начавшего изучение поэтики фольклорных жанров; с другой - как организатора науки.

Особое внимание уделено научно-организаторской деятельности Н.В. Емельянова. Дана его характеристика как полевого исследователя, организатора фольклористических экспедиций и как руководителя отдела фольклора ИЯЛИ, взрастившего целое поколение молодых специалистов. Также оценен его вклад в популяризацию и академическое издание якутских народных песен, поговорок и пословиц, эпоса олонхо.

Авторами показано, что Николай Васильевич был одним из авторитетнейших ученых, утвердивших академические принципы издания памятников фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Освещена плодотворная работа Николая Васильевича по подготовке научных кадров, специалистов-фольклористов, продолживших его дело.

Ключевые слова: фольклористика, эпос, олонхо, сюжет, собирание, научная школа, фольклорные экспедиции, академическое издание

© Илларионов В.В., Романова Л.Н., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.