Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ФОЛЬКЛОРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДА САХА В НАУЧНО-ОРГАНИЗАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Н.В. ЕМЕЛЬЯНОВА'

ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ФОЛЬКЛОРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДА САХА В НАУЧНО-ОРГАНИЗАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Н.В. ЕМЕЛЬЯНОВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
15
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОРИСТИКА / ЭПОС / ОЛОНХО / СЮЖЕТ / СОБИРАНИЕ / НАУЧНАЯ ШКОЛА / ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ / АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Илларионов Василий Васильевич, Романова Лидия Николаевна

Научная новизна. В статье дана оценка научной и научно-организационной деятельности известного якутского фольклориста, эпосоведа, доктора филологических наук, заслуженного ветерана Сибирского отделения АН СССР, члена Международной тюркской академии Николая Васильевича Емельянова (1921-2000). Цель статьи - оценить вклад Н.В. Емельянова в становление и развитие якутской фольклористики, представить масштабы его деятельности как исследователя, организатора науки, определившего основные направления развития современной фольклористики и воспитавшего целое поколение специалистов-фольклористов. Методы исследования: С применением элементов биографического метода воссоздается научная и научно-организационная деятельность Емельянова, оценивается его вклад в развитие якутской фольклористики. Результаты. В статье воспроизведена в хронологическом порядке научная биография Н.В. Емельянова. Показан процесс становления ученого, с одной стороны, как исследователя, одним из первых начавшего изучение поэтики фольклорных жанров; с другой - как организатора науки. Oсобое внимание уделено научно-организаторской деятельности Н.В. Емельянова. Дана его характеристика как полевого исследователя, организатора фольклористических экспедиций и как руководителя отдела фольклора ИЯЛИ, взрастившего целое поколение молодых специалистов. Также оценен его вклад в популяризацию и академическое издание якутских народных песен, поговорок и пословиц, эпоса олонхо. Авторами показано, что Николай Васильевич был одним из авторитетнейших ученых, утвердивших академические принципы издания памятников фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Освещена плодотворная работа Николая Васильевича по подготовке научных кадров, специалистов-фольклористов, продолживших его дело.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ФОЛЬКЛОРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДА САХА В НАУЧНО-ОРГАНИЗАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Н.В. ЕМЕЛЬЯНОВА»

formation of Yakut folklore and literary studies, as well as to the formation of the science of Olonkho as an independent discipline. The aim and tasks. The authors, based on the use of the historical and biographical method, attempted to reconstruct and analyze the circumstances associated with the period of N. V. Emel'yanov's education at school and his pedagogical activity (1930-1953). Research methods. The study was carried out on the basis of handwritten materials and sources of personal origin, published in small-circulation publications, collected by the authors of the article during fieldwork in 2016. The article also uses anniversary materials and biographical articles about the scientist. Results. For the first time, biographical information about the childhood, school years and teaching activities, and about the family life of N. V. Emel'yanov is introduced into scientific circulation. More complete historical and biographical data allow us to look at the personality of the scientist not only from the point of view of her professional and creative activity, but also through life circumstances and historical events, allowing us to present a living biography of the Yakut Soviet folklorist of the twentieth century.

Keywords: history of Yakut Soviet folklore studies, N.V. Emel'yanov, historical and biographical method, Russian epos studies

В.В. Илларионов, Л.Н. Романова

DOI: 10.25693/SVGV2021.35.2.012 УДК 001.89:398(=512.157)

Проблемы сохранения и популяризации фольклорного наследия народа саха в научно-организаторской деятельности н.в. Емельянова

Научная новизна. В статье дана оценка научной и научно-организационной деятельности известного якутского фольклориста, эпосоведа, доктора филологических наук, заслуженного ветерана Сибирского отделения АН СССР, члена Международной тюркской академии Николая Васильевича Емельянова (1921-2000).

Цель статьи - оценить вклад Н.В. Емельянова в становление и развитие якутской фольклористики, представить масштабы его деятельности как исследователя, организатора науки, определившего основные направления развития современной фольклористики и воспитавшего целое поколение специалистов-фольклористов.

Методы исследования: С применением элементов биографического метода воссоздается научная и научно-организационная деятельность Емельянова, оценивается его вклад в развитие якутской фольклористики.

Результаты. В статье воспроизведена в хронологическом порядке научная биография Н.В. Емельянова. Показан процесс становления ученого, с одной стороны, как исследователя, одним из первых начавшего изучение поэтики фольклорных жанров; с другой - как организатора науки.

Особое внимание уделено научно-организаторской деятельности Н.В. Емельянова. Дана его характеристика как полевого исследователя, организатора фольклористических экспедиций и как руководителя отдела фольклора ИЯЛИ, взрастившего целое поколение молодых специалистов. Также оценен его вклад в популяризацию и академическое издание якутских народных песен, поговорок и пословиц, эпоса олонхо.

Авторами показано, что Николай Васильевич был одним из авторитетнейших ученых, утвердивших академические принципы издания памятников фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Освещена плодотворная работа Николая Васильевича по подготовке научных кадров, специалистов-фольклористов, продолживших его дело.

Ключевые слова: фольклористика, эпос, олонхо, сюжет, собирание, научная школа, фольклорные экспедиции, академическое издание

© Илларионов В.В., Романова Л.Н., 2021

I. Введение. Сегодня пришло время осмыслить вклад ученого в становление и развитие якутской фольклористики. Николай Васильевич Емельянов был учеником и продолжателем научной школы основателя якутской фольклористики Г.У. Эргиса. По приглашению Георгия Устиновича после окончания заочного отделения Якутского пединститута в 1955 г. он поступил в аспирантуру ЯФ СО АН СССР Свою научную деятельность начал с изучения традиционной культуры, фольклора ессейских якутов и малых жанров якутского фольклора. На основе изучения архивных документов и предыдущих исследований, скрупулезного анализа этимологии и структуры 2500 пословиц и поговорок, Емельянов в 1962 г. издал сборник «Якутские пословицы и поговорки» [Емельянов, 1962]. В 1963 г при специальном Совете Ленинградского института литературы имени А.С. Пушкина успешно защитил кандидатскую диссертацию на эту тему.

Емельянов - автор более 80 работ по жанровой специфике фольклора саха, мифологии и героическому эпосу олонхо. Ученый всесторонне исследовал разные жанровые формы фольклора: пословицы и поговорки, народные песни-тойуки, эпические тексты и т.д. Ему принадлежит заслуга систематизации сюжетов олонхо, что стало первым шагом в изучении поэтики якутского героического эпоса. Его работы отличаются системным подходом к изучаемому материалу, позволившим раскрыть целостность объектов исследования, выявить их внутреннюю структуру в тесной взаимосвязи с внешней средой.

Научная и научно-организационная деятельность Н.В. Емельянова мало освещена и недостаточно охарактеризована в историографии фольклористики. Оценка научных исследований Н.В. Емельянова дана в основном в виде рецензий на книги в газетных и журнальных статьях, сборниках [Алексеев, 1962; Григорьев, 1962; Элиасов, 1965; Иванова, 1980; Еремеев, 1981; Илларионов, 1981; Васильев, 1990]. Обзорный анализ научных работ Емельянова присутствует в монографиях Г.У. Эргиса [Эргис, 1974] и В.Т. Петрова [Петров, 1978]. Научная биография ученого также освещена в работах одного из авторов представляемой статьи [Илларионов, 2011; Илларионов, 2021].

II. Материалы и методы. Материалом для статьи служит научная биография ученого, основанная на фактологических данных (биографических фактах, оценках и воспоминаниях современников, личных воспоминаниях автора статьи). С применением элементов биографического метода воссоздается научная деятельность Емельянова, начиная с его ранних исследований. Выделены разные стороны деятельности Николая Васильевича: экспедиционная работа (полевые исследования), собственно-научная деятельность (систематизация жанровых форм и сюжетов эпоса); целенаправленная работа по изданию памятников якутского фольклора; научно-организационная работа.

III. Результаты. Полевые исследования Н.В. Емельянова. Емельянов многому научился у своего учителя Г.У. Эргиса. Прежде всего полевой работе по сбору, записи и систематизации уникальных фольклорных текстов. Идеи и убежденность основателя якутской фольклористики о неукоснительной необходимости этой работы Николай Васильевич принимал всем сердцем и душой.

Закончив аспирантуру в 1959 г., он с коллегой М.С. Воронкиным, изучавшим ессейский диалект, предпринял длительную экспедицию через Красноярск и г. Туру в Ессей, чтобы собирать фольклор местных якутов. Ессейские якуты - выходцы из Вилюйского улуса, большинство из которых, общаясь и живя среди местных эвенков и долганцев, переняли эвенкийский быт. Работа этой экспедиции отличается широким охватом материала, глубиной аналитического обзора. Именно в этой экспедиции Николаем Васильевичем впервые была использована запись информантов на магнитофон, впоследствии она была расшифрована и сдана в виде рукописи в архив ЯНЦ СО РАН. Весь собранный материал экспедиции: эпос, народные песни, тойуки, сказки и легенды - был издан в сборнике «Ессейский фольклор» в 2002 г. [Дьэhиэй..., 2002]. Им собраны и опубликованы тексты олонхо: «Грозная девушка-богатырка» («Кыйдааннаах Кыыс бухатыыр»), «Богатырь Тиигэнэй в беличьей дохе» («Тиин ^нноох Ти-игэнэй бухатыыр»), «Богатырь Могучий Орёл» («Хотой Бёгё») М.И. Ёспёка. Позднее в своих научных трудах Н.В. Емельянов часто сравнивал сюжеты олонхо саха с сюжетами ессейского

эпоса. Особое внимание исследователь обращал на языковые особенности собранных текстов, показывающих специфику национального самосознания ессейских якутов.

Спустя год Николай Васильевич в качестве руководителя фольклорной экспедиции выезжал в Нюрбинский и Сунтарский улусы. Первый ее состав: Г.М. Васильев, В.А. Семенов -работал в Сунтарском районе. Второй состав: Н.В. Емельянов, П.Е. Ефремов - в Нюрбинском улусе. В Нюрбе были сделаны записи олонхо таких известных олонхосутов, как И.М. Хари-тонов-Саакырдаах, Н.Г. Тагров, С.В. Петров, Г.В. Дуяков, С.В. Чочанов, В.Д. Егоров. Из участников экспедиции запись на магнитофон делал только Николай Васильевич. В те времена портативных и мобильных магнитофонов не было. Аппаратура была громоздкая и тяжелая, магнитные ленты были маловместительными, поэтому в полном объеме исполнение сказителей записать было сложно. Тем не менее Емельянов стал в этом деле новатором, внедрившим в полевое исследование фольклора новые методы сбора материала, позволяющие сегодня услышать живой голос исконных сказителей. Так, в фонотеке Рукописного фонда ИГИиПМНС СО РАН хранится уникальная запись олонхо «Куллуйа Куллустуур», исполненного знаменитым сказителем И.Г. Тимофеевым-Теплоуховым в 1959 г. на республиканском семинаре олонхосутов. Фольклористом П.Е. Ефремовым написана статья об итогах этих экспедиций [Ефремов, 1961], в которой отражена работа Н.В. Емельянова как умелого руководителя фольклорной экспедиции.

Находясь в экспедиции в Борогонцах Усть-Алданского района, Н.В. Емельянов встретился с известным олонхосутом Р.П. Алексеевым и зафиксировал момент создания олонхо «Алаатыр Ала Туйгун». Сказитель во время записи был намерен закончить олонхо двумя периодами, но Николай Васильевич посоветовал ему докончить повествование, чтобы полный объем текста сдать в архив. Олонхосут прислушался к совету фольклориста, и была записана третья часть олонхо «Ала Туйгун», рассказывающая о героических подвигах богатыря Тустуулаах Дьоруо Бе^е. Впоследствии текст этого олонхо полностью вошел в 21-томную серию «Саха бо-отурдара» («Богатыри Саха») тремя книгами.

После этого Н.В. Емельянов в связи с возрастом не принимал личного участия в экспедициях. Но, будучи руководителем отдела литературы и фольклора, организовал тесное сотрудничество с краеведами, фольклористами районов республики, которые на местах производили записи различных жанров устного народного творчества. Так, Н.Т. Степанов в Нюрбе, Г.Е. Федоров в Сунтарах, И.К. Васильев, Л.Ф. Николаев в Верхневилюйске, Е.М. Николаев в Вилюйске,

B.Р. Уломжинский в Мегино-Кангаласском районе собрали уникальные материалы от местных сказителей и певцов. Этот материал также вошел в научный фонд института, был обработан и проанализирован. Позже ученые института П.Н. Дмитриев, В.П. Еремеев, В.В. Илларионов,

C.Д. Мухоплева, Н.А. Дьяконова успешно продолжили традицию сбора уже более современных вариантов устно-поэтических жанровых форм по районам республики.

Благодаря подвижнической деятельности Н.В. Емельянова как организатора и руководителя экспедиций, значительно расширившего границы полевой собирательской работы и внедрившего новые методы сбора и записи фольклорных источников, Рукописный фонд ИГИ-иПМНС СО РАН обогатился уникальными материалами по якутскому фольклору, собранными во второй половине ХХ в. Именно его новаторские методы позволили сохранить живые голоса народных сказителей в фонотеке архива.

Впоследствии Н.В. Емельянов постоянно поддерживал сотрудничество с фольклористами-краеведами, способствовал публикации локальных текстов олонхо в качестве консультанта и редактора, плотно работал с носителями живой фольклорной традиции, участвовал в фольклорных фестивалях и районных ысыахах. Его заслуга как популяризатора фольклорного наследия народа саха неоценима.

Издание олонхо сериями. Н.В. Емельянов неоднократно ставил вопрос об издании серии книг олонхо перед Ученым советом института и на общих собраниях коллектива (в т.ч. обращался к председателю филиала СО РАН Якутии Н.В. Черскому). Но на протяжении многих лет вопрос оставался открытым. Приводя в пример серию десятитомных книг «Алтай баатырдара» («Богатыри Алтая») алтайского коллеги фольклориста С.С. Суразакова, он также говорил о

необходимости издания подобной серии книг якутских олонхо. Научный замысел ученого был реализован отделом олонхо под руководством С.Д. Мухоплевой, которая вместе с Н.А. Дьяконовой инициировала движение по созданию Ассоциации олонхо в республике. В качестве главной задачи Ассоциации ставилось издание серии книг «Саха боотурдара». В свою очередь серийный выпуск преследовал цели сохранения эпического наследия якутов, создания целостного представления об эпической традиции каждого района (улуса), введения в научный оборот малоизвестных архивных текстов олонхо, популяризации устной эпической традиции. Новизна серии заключается в территориальном принципе издания, который позволял представить широкий ареал распространения эпической традиции. Каждый том серии представляет локальную разновидность эпической традиции центральных, вилюйских, северных и южных районов Якутии. Структура томов включает в себя вступительную статью, текст олонхо на якутском языке, научные комментарии (текстологические примечания, объяснения непонятных, диалектных слов, малоизвестных широкому кругу читателей), указатели реалий, имена персонажей, локусов, краткий пересказ сюжета и приложения. В рамках серии впервые были введены в научный оборот и опубликованы хранящиеся в Рукописном фонде Архива ЯНЦ СО РАН рукописные тексты олонхо, записанные научными сотрудниками и внештатными корреспондентами Института языка и культуры при СНК ЯАССР в 30-40-х годах ХХ в.

Н.В. Емельянов настаивал на том, чтобы все сохраненные в научном архиве ЯНЦ СО РАН 160 рукописей олонхо по возможности были изданы и широко распространены. Из этого архива под его руководством и редакцией издан подготовленный к печати Э.К. Пекарским еще в дореволюционное время текст олонхо известного амгинского сказителя Т.В. Захарова-Чээбийэ «Ала Булкун» с рукописи В.Н. Васильева. Николай Васильевич составил классификацию стихотворных текстов, сделал текстологические комментарии, подготовил вступительную статью, посвященную Т.В. Захарову-Чээбий. В книгу в качестве приложения вошел перевод олонхо Г.В. Баишева-Алтан Сарына, подготовленный В.М. Никифоровым. К слову, Николай

Васильевич очень бережно относился к материалам, подготовленным Э.К. Пекарским.

Работа по изданию академических книг. Большое внимание изданию материалов фольклора в академическом формате уделял Г.У. Эр-гис. В этом направлении он в свое время проделал огромную работу для издания переводных текстов «Ньургун Боотур стремительный», «Исторические предания и рассказы», «Якутские сказки», оснащенных вступительными статьями с подробными текстологическими разъяснениями. Г.У. Эргис требовал от своего ученика Н.В. Емельянова академического подхода в работе над диссертацией. Делавший первые шаги в науке аспирант собрал народные поговорки, сделал разделы по темам, перевел их на русский язык и издал в 1962 г. сборник «Якутские пословицы и поговорки». Георгий Устино-вич высоко оценил этот сборник. В «Очерках по якутскому фольклору» он написал, что «Сборник Н.В. Емельянова» - одна из лучших научных публикаций. «Сборник якутских пословиц и поговорок» интересен и полезен с разных точек зрения: как познавательный материал для изучения и развития народного сознания, как памятник художественного слова для обогащения литературы и литературного языка, как выражение народной морали в целях воспитания молодежи» [Эргис, 2008: 95-96]

Г.У. Эргис искренне благодарил своего ученика за эту работу и доверил ему подготовку к изданию четырехтомника «Саха народнай ыры-алара» («Якутские народные песни»). Под руководством Н.В. Емельянова было издано три тома [Якутские..., 1976, 1977, 1980]. П.Е. Ефремов, С.П. Ойунская, А.А. Билюкина сделали перевод народных песен и подготовили научные комментарии. Четвертый том «Тойуктар» («Тойуки») составила и выпустила С.П. Ойунская [Якутские..., 1983]. Все тома редактировал сам Н.В. Емельянов, но вступительная статья осталась незавершенной, т.к. в то время не нашлось специалиста, имеющего опыт записи одновременно музыкальной и вербальной составляющих народных песен.

Важно отметить роль Н.В. Емельянова в издании серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». В 1977 г. якутские фольклористы добились организации и проведения всесоюзной научной конференции «Эпи-

ческое творчество народов Сибири и Дальнего Востока», в результате которой были сделаны первые реальные шаги по созданию концепции «Памятников...». В работе конференции приняли участие известные эпосоведы Б.Н. Путилов, Е.М. Мелетинский, В.М. Гацак, Х.Х. Кер-Оглы, фольклористы Сибири С.С. Суразаков, А.И. Уланов, П.А. Трояков и др.

На конференции бурятские ученые В.Ц. Най-даков и М.И. Тулохонов поставили вопрос о необходимости академического издания фольклорных памятников Сибири и Дальнего Востока на двух языках, и этот вопрос был внесен в резолюцию конференции. Впоследствии член-корреспондент РАН СССР А.Н. Соктоев вплотную работал над реализацией резолюции конференции. Он несколько раз приезжал в Якутию для решения вопросов по изданию серии с руководством отдела литературы и фольклора института и Якутского филиала СО АН СССР.

Именно данная конференция дала толчок для проведения семинаров, круглых столов, конференций в Улан-Удэ, Горном Алтае и Новосибирске, где обсуждались вопросы издания серий памятников фольклора Сибири и Дальнего Востока. Было запланировано 60 томов, отражающих все жанровые формы фольклора. В отличие от предыдущих академических изданий было принято решение о том, что каждый том должен быть с музыковедческой статьей, нотами и компакт-дисками.

Научная концепция серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» была ориентирована на достоверную источни-ковую базу, представляющую лучшие образцы художественного поэтического творчества народов, населяющих огромную сибирско-даль-невосточную территорию. Создатели серии руководствовались идеей показать живое бытование фольклора, ввести в научный оборот новые не изданные ранее фольклорные образцы на двух языках (национальном и русском), продемонстрировать фольклорное богатство в его полифункциональности - в единстве слова-действия-музыки.

В отношении якутского корпуса текстов было принято соглашение об издании 6 томов: 3 тома эвенского и эвенкийского фольклора, по одному тому юкагирского и долганского фоль-клоров. В итоге одну четвертую часть серии по-

ставили в план издания для якутских фольклористов. Была организована редколлегия под руководством академика А.П. Деревянко. В состав этой редколлегии вошел и Николай Васильевич Емельянов. Позднее заместителем руководителя редколлегии был назначен крупный ученый, этнограф и фольклорист Н.А. Алексеев.

Н.В. Емельянов с сотрудниками своего отдела составил план работы, в котором было принято решение о том, что в 6 томов будут включены два олонхо, повествовательное произведение, обрядовые песни и тойуки, сказки и народные песни. Было принято решение опубликовать в «Памятниках...» героический эпос «Кыыс Дэбилийэ» и «Могучий Эр Соготох», «Предания, мифы, легенды саха (якутов)», «Обрядовая поэзия саха (якутов)», «Якутские народные сказки».

Н.В. Емельянов, будучи членом редколлегии, принимал самое активное участие и выступал консультантом при утверждении томов памятников фольклора других народов Сибири. При утверждении шорского эпоса возникли большие споры. Профессор А.И. Чудояков при составлении и переводе текстов фольклора вносил изменения и использовал формы художественной литературы, что было недопустимо для аутентичной фольклорной записи. Авторитет Николая Васильевича сыграл решающую роль в исправлении ошибок и в издании памятника в соответствии с требованиями современной фольклористики.

Под руководством Николая Васильевича якутские фольклористы из запланированных шести томов издали пять томов, остался неизданным том «Саха народнай ырыалара» (Якутские народные песни).

Н.В. Емельянов - эпосовед. Н.В. Емельянов, начиная с 1970 г., до конца своих дней исследовал сюжеты олонхо. Было очевидно, что все рукописи, хранящиеся в архиве (160 полных записей олонхо), издать невозможно, поэтому Николай Васильевич начал работу по описанию сюжетов олонхо. На основе 75 текстов он выделил три основные сюжетные группы: заселение Среднего мира племенами ураанхай саха (сюжеты № 1-16); олонхо о родоначальниках ура-анхай саха (сюжеты № 17-49); олонхо о защитниках племени айыы (сюжеты № 50-75). В каждой из трех групп сюжетов выделены тематиче-

ские подгруппы. Анализ олонхо состоял из обширного текстологического описания рукописей, характеристики композиционного строя, пространственно-временной организации и персонажной системы. При этом анализ текстов был дан в диахроническом срезе: от наиболее архаичных текстов к более поздним вариантам. Результатом многолетней скрупулезной работы Николая Васильевича стала опубликованная в издательстве «Наука» в Новосибирске монография «Сюжеты якутских олон-хо» [Емельянов, 1980].

Его работа по типологии сюжетов олонхо послужила основой для дальнейшего глубокого изучения героического эпоса. По его замыслу, каждая из вышеуказанных трех сюжетных групп требовала отдельного, более углубленного исследования. Так, по итогам первого монографического исследования он написал еще три монографии, углубившие изучение структуры олонхо.

В 1983 г. он выпустил книгу «Сюжеты ранних типов якутских олонхо» [Емельянов, 1983], в которой анализируются принципы эпического сюжетосложения, характеризующегося насыщенностью, многообразием сюжетных линий и повествовательных тем. В этой книге он изучил и раскрыл специфику трех подгрупп сюжетов «Заселение Среднего мира потомками Юрюнг Айыы Тойона», «Заселение Среднего мира отверженными потомками айыы» и «Женщины богатырки — первые люди Среднего мира».

В 1990 г. увидела свет монография «Сюжеты о родоначальниках племени» [Емельянов, 1990]. Здесь автор выделил сюжеты олонхо о жизни богатырей в срединном мире, их победы, их основную роль в создании и продлении рода племени айыы. При этом автор отметил, что каждое олонхо имеет свои отдельные сюжеты и идейно тематическое содержание, указал на особую роль образа удаганки в сюжетах олонхо как помощницы и советницы богатырей, способной предвидеть события. Емельянов обоснованно доказывает, что такие взаимоотношения персонажей наблюдаются в наиболее ранних, архаичных текстах олонхо.

Последняя монография Николая Васильевича «Сюжеты олонхо о защитниках племени айыы» вышла уже после его ухода из жизни в 2000 г. в издательстве «Наука» в г. Новосибир-

ске [Емельянов, 2000]. В книге представлена глубоко продуманная концепция эволюции сюжета, объяснены закономерности трансформаций эпического текста, обусловленные историческими изменениями в обществе - ослабление мифологического и сказочного начал, усиление героического начала и появление в текстах реалий исторической действительности.

Для Николая Васильевича основным принципом исследования текстов олонхо был исторический принцип, он рассматривал развитие сюжетов эпического текста в эволюционном аспекте, отталкиваясь от наиболее архаичных автохтонных текстов, и указывал на историческую обусловленность модификации эпических текстов, подчеркивая при этом мифологическую основу эпического повествования.

О высоком научном уровне монографий Н.В. Емельянова свидетельствует тот факт, что редакторами его научных трудов выступили фольклористы-эпосоведы мирового уровня Б.Н. Путилов, С.Ю. Неклюдов, Е.С. Новик.

Изучение сюжетов олонхо имеет большую научную значимость для современного эпосове-дения. Емельяновские исследования стали ключевыми не только для изучения якутского олонхо, но и для изучения эпосов других народов. Подтверждением этому является то, что бурятские и алтайские эпосоведы, опираясь на его труды, составили указатель эпосов своих народов. В качестве сравнительного материала труды Емельянова используются тувинскими эпо-соведами [Орус-Оол, 2001]. Переведенная на турецкий язык профессором Метин Эргуном монография «Сюжеты олонхо о родоначальниках племени» (2016) служит опорой для изучения древних тюркских текстов. Все это свидетельствует о том, что Н.В. Емельянов, безусловно, является специалистом мирового значения.

IV. Заключение. Несмотря на то, что Н.В. Емельянов пришел в науку в достаточно зрелом возрасте, более сорока лет он плодотворно занимался сбором фольклорного материала и его научным изучением, изданиями серий памятников фольклора. Как исследователь и организатор науки Николай Васильевич был во многих областях фольклористики первопроходцем. Это касается новаторских способов сбора первоисточников, системного изучения поэтики эпического текста и малых жанров фольклора,

эдиционной практики, популяризации, пропаганды народного творчества.

Ученый был зачинателем системного изучения жанров якутского фольклора. Его работа по классификации народных поговорок, издание сборника исторических преданий, загадок, сказок, обрядовых алгысов, скороговорок стали основой для системного изучения всех жанровых форм фольклора. Он проделал титаническую работу, систематизировав множество пословиц и поговорок, народных песен-тойу-ков, сюжетов олонхо.

Якутские фольклористы под руководством Н.В. Емельянова первыми в фольклорной экспедиции собрали уникальный фольклорный материал таймырских долганов и ессейских якутов, который лег в основу изучения региональных (локальных) особенностей народного творчества.

Фольклорные экспедиции, которые он организовывал в 1960-90 гг. по районам республики, были нацелены на установление неразделимой связи традиционного фольклора и самодеятельного исполнения. И этот материал, несомненно, позволил расширить сферу изучения и сохранения устного народного творчества. Проблемы региональной якутской фольклористики, сформулированные и разработанные Н.В. Емельяновым, не только не утратили своей актуальности в наше время, но и с позиции современных теоретико-методологических подходов получили новые аспекты изучения.

список литературы:

Алексеев Н. Кладезь мудрости народной // Соц. Якутия. 1962. Вып.: 15 окт. С. 3.

Васильев Т. Олонхо т^унан (Об олонхо) // Кыым. 1990. Вып.: 10 авг. С. 4.

Григорьев Н. Актуальные проблемы якутской филологии // Соц. Якутия.1966 г. Вып.: 25 мая. С. 3.

Дьэhиэй сахаларын фольклора (Фольклор ессей-ских якутов) [Сост. Н.В. Емельянов, А.И. Саввинов; ред. А.И. Саввинов]. Якутск, 2002. 227 с.

Емельянов Н.В. Сюжеты олонхо о защитниках племени. Новосибирск: Наука, 2000. 192 с.

Емельянов Н.В. Сюжеты олонхо о родоначальниках племени. М.: Наука, 1990. 216 с.

Емельянов Н.В. Сюжеты ранних типов якутских олонхо. М.: Наука, 1983. 246 с.

Емельянов Н.В. Сюжеты якутских олонхо. М.: Наука, 1980. 375 с.

Емельянов Н.В. Якутские пословицы и поговорки. Якутск: Якут. кн. изд-во, 1962. 96 с.

Еремеев В. Рецензия на книгу Емельянова Н.В. «Сюжеты якутских олонхо» // За науку в Сибири. 1981. Выпуск: 16 апр. С. 7.

Ефремов П.Е. О фольклоре Нюрбинского и Сун-тарского районов // Научные сообщения. Вып. 6. Якутск: Изд во ЯФСО АН СССР, 1961. С. 83-89.

Иванова К. Сюжеты олонхо // Соц. Якутия. 1980. 16 нояб. С. 4.

Илларионов В.В. Аксакал якутской фольклористики (к 100-летию со дня рождения Н.В. Емельянова) // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Серия «Эпосове-дение. Epic Studies». № 1 (21). 2021. С. 155-158. URL: https://epossvfu.ru/index.php/epos/article/view/382 (дата обращения: 1.04.2021).

Илларионов В., Еремеев В. Норуот айымньыла-рын Yeрэтээччи (Ученай фольклорист) // Кыым. 1981. 6 фев. С. 4.

Илларионов В.В. К 90-летию со дня рождения эпосоведа Николая Васильевича Емельянова // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. 2011. Т. 8. № 4. С. 134-136.

Кыыс Дэбилийэ: якут. героич. эпос. Новосибирск: Наука,1993. 326 с.

Манчаары норуот номо^ор (Манчаары в преданиях народа) [Сост. И.Г. Березкин]. Якутск: Кн. изд-во, 1972. 384 с.

Могучий Эр Соготох (Модун Эр Со^отох): якут. героич. эпос. Новосибирск: Наука, Сиб. издат. фирма РАН, 1996. 437 с.

Ойуун [Сост. С.Д. Мухоплева, Л.Ф. Рожина]. Якутск: Якутполиграфиздат. 1993. 64 с.

Орус-Оол С.М. Тувинские героические сказания. Текстология, поэтика, стиль. М.: Макс Пресс, 2001. 423 с.

Петров В. Т. Фольклорные традиции в якутской советской литературе. М., 1978. С. 4.

Саха былыргы сэhэннэрэ уонна кэпсээннэрэ (Якутские исторические предания и рассказы) [Сост. И.Г. Березкин]. Якутск: Кн. изд-во, 1977. C. 304.

Элиасов Л. Е. Книга о якутских пословицах и поговорках // Фольклор народов Сибири. Улан-Удэ, 1965. С. 187-189.

Эргис Г.У Очерки по якутскому фольклору. М.: Наука, 1974. 402 с.

Якутские народные песни в 3-х частях [Сост. Г.У. Эргис, Н.В. Емельянов и др.]. Якутск: Кн. изд-во. Ч.1. 1976. 232 с.; Ч.2. 1977. 424 с.; Ч.3. 1980. 296 с.

Якутские народные песни-тойуки [Сост. С.П. Ой-унская, ред. Н.В. Емельянов]. Якутск: Кн. изд-во, 1983. 280 с.

References:

Alekseev N. Kladez' mudrosti narodnoy [A mine of folk wisdom]. Sotsialisticheskaya Yakutiya [Socialist Yakutia]. 1962. Release: October 15. Pp. 3 (In Rusian).

Vasil'ev T. Ob Olonkho [About Olonkho]. Kyym [Kyym]. 1990. Release: August 10. Pp. 4 (In Yakut).

Grigor'ev N. Aktual'nye problemy yakutskoy filologii [Actual problems of Yakut philology]. Sotsialisticheskaya Yakutiya [Socialist Yakutia]. 1966 r. Release: May 25. Pp. 3(In Russian).

Fol'klor esseyskikh yakutov. Sostaviteli N.V Emel'yanov, A.I. Savvinov; redaktor A.I. Savvinov [Folklore of the Essene Yakuts. Compiled by N.V. Emel'yanov, A.I. Savvinov; editor A.I. Savvinov]. Yakutsk, 2002. 227 p. (In Yakut).

Emel'yanov N.V. Syuzhety olonkho o zashchitnikakh plemeni [Olonkho plots about the defenders of the tribe]. Novosibirsk: Science Publ., 2000. 192 p. (In Russian).

Emel'yanov N.V. Syuzhety olonkho o rodonachal'nikakh plemeni [Olonkho plots about the ancestors of the tribe]. Moscow: Science Publ., 1990. 216 p. (In Russian).

Emel'yanov N.V. Syuzhety rannikh tipov yakutskikh olonkho [Plots of the early types of Yakut Olonkho]. Moscow: Science Publ., 1983. 246 p. (In Russian).

Emel'yanov N.V. Syuzhety yakutskikh olonkho [Plots of the Yakut Olonkho]. Moscow: Science Publ., 1980. 375 p. (In Russian).

Emel'yanov N.V. Yakutskie poslovitsy i pogovorki [Yakut proverbs and sayings]. Yakutsk book publishing house, 1962. 96 p. (In Russian).

Eremeev V. Retsenziya na knigu Emel'yanova N. V. "Syuzhety yakutskikh Olonkho" [Review of the book Emel'yanov N. V. "Plots of the Yakut Olonkho"]. Za nauku v Sibiri [For science in Siberia]. 1981. Release: April 16. Pp. 7. (In Russian).

Efremov P.E. O fol'klore Nyurbinskogo i Suntarskogo rayonov [About the folklore of the Nyurba and Suntarsky districts]. Nauchnye soobshcheniya [Scientific communications]. Release 6. Yakutsk: Yakutsk Branch of the Siberian Branch of the Academy of Sciences Union of Soviet Socialist Republics, 1961. Pp. 83-89. (In Russian).

Ivanova K. Syuzhety olonkho [Olonkho plots]. Sotsialisticheskaya Yakutiya [Socialist Yakutia]. 1980. Release: November 16. Pp. 4 (In Russian).

Illarionov V. Aksakal yakutskoy fol'kloristiki (K 100-letiyu so dnya rozhdeniya N. V. Emel'yanova) [Aksakal of the Yakut folklore studies (to the 100th anniversary of the birth of N.V. Emel'yanov)]. Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta imeni M.K. Ammosova. Seriya "Eposovedenie" [Journal of the North-Eastern Federal University named after M.K.

Ammosov. "Series Epic Studies"]. № 1(21). 2021. C. 155-158. URL: https://epossvfu.ru/index.php/epos/ article/view/382 (date of the application: 1.04.2021). (In Russian).

Illarionov V., Eremeev V. Uchenyy-fol'klorist [Folklorist]. Kyym [Kyym]. 1981. Release: February 6. Pp. 4 (In Yakut).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Illarionov V.V. K 90-letiyu so dnya rozhdeniya eposoveda Nikolaya Vasil'evicha Emel'yanova [On the occasion of the 90th anniversary of the birth of the epic scholar Nikolai Vasilyevich Emel'yanov]. Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta imeni M.K. Ammosova. Seriya "Eposovedenie" [Journal of the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov. "Series Epic Studies"]. 2011. Volume 8. № 4. Pp. 134-136. (In Russian).

Kyys Debiliye: yakutskiy geroicheskiy epos [Kyys Debiliye: Yakut heroic epic]. Novosibirsk: Science Publ., 1993. 326 p. (In Russian).

Manchaary v predanijah naroda . Sostavitel' I. G. Berezkin [Manchaars in the legends of the people. Compiled by I.G. Berezkin]. Yakutsk: Book publ., 1972. 384 p. (In Yakut).

Moguchij Jer Sogotoh: jakutskij geroicheskij jepos [Mighty Er Sogotokh: Yakut heroic epic]. Novosibirsk: Science Publ., Siberian publishing firm The Russian Academy of Sciences, 1996. 437 p. (In Russian).

Ojuun. Sostaviteli S.D. Muhopleva, L.F. Rozhina [Shaman. Compiled by S.D. Mukhopleva, L.F. Rozhina]. Yakutsk: Yakutsk polygraphic publ., 1993. 64 p. (In Yakut).

Orus-Ool S.M. Tuvinskie geroicheskie skazanija. Tekstologija, pojetika, stil' [Tuvan heroic legends. Tex-tology, poetics, style]. Moscow: Max Press, 2001. 423 p. (In Russian).

Petrov V.T. Fol'klornye tradicii v jakutskoj sovetskoj literature [Folklore traditions in the Yakut Soviet literature]. M., 1978. Pp. 4. (In Russian).

Jakutskie istoricheskie predanija i rasskazy. Sostavitel' I.G.Berezkin [Yakut historical legends and stories. Compiled by I.G. Berezkin]. Yakutsk: Book publ., 1977. Pp. 304. (In Yakut).

Jeliasov L. E. Kniga o jakutskih poslovicah i pogov-orkah [A book about Yakut proverbs and sayings]. Fol'klor narodov Sibiri [Folklore of the peoples of Siberia]. Ulan-Ude, 1965. Pp. 187-189. (In Russian).

Jergis G.U. Ocherki pojakutskomu fol'kloru [Essays on Yakut folklore]. Yakutsk: Bichik publ., 2008. 400 p. (In Russian).

Jakutskie narodnye pesni v 3 h chastjah. Sostaviteli Jergis., N.V. Emel'janov i drugie [Yakut folk songs in 3 parts. Compiled by Ergis, N.V. Emel'yanov and others]. Yakutsk: Book publ. Part 1. 1976. 232 p.; Part 2. 1977. 424 p.; Part 3. 1980. 296 p. (In Russian).

Ceeepo-BocmouHMÜ eyMaHumapHMÜ eecmHUK, 2021, № 2 (35)

Jakutskie narodnye pesni tojuki. Sostavitel' S.P. Ojunskaja, redaktor N.V Emel'janov [Yakut folk songs of toyuki. Compiled by S.P. Oyunskaya, editor N.V

Emel'yanov]. Yakutsk: book publ., 1983. 280 p. (In Russian).

V.V. Illarionov, L.N. Romanova

N.V. Emel'yanov in Scientific Research and Popularization of Yakut Folklore

Scientific novelty. This article provides an assessment of the scientific and scientific-organizational activities of the famous Yakut folklorist, epic scholar, Doctor of Philology, Honored Veteran of the Siberian Branch of the USSR Academy of Sciences, member of the International Turkic Academy Nikolai Vasilyevich Emel'yanov (1921-200). The aim of the article is to evaluate the contribution of N.V Emel'yanov to the formation and development of Yakut folklore studies, to present the scope of his activities as a researcher, organizer of science, who determined the main directions of the development of modern folklore studies and brought up a whole generation of specialists-folklorists. Research methods: Using the elements of the biographical method, the author recreates the scientific and scientific-organizational activities of Emel'yanov, evaluates his contribution to the development of Yakut folklore. Results. The article reproduces in chronological order the scientific biography of N.V. Emel'yanov. The author shows the process of becoming a scientist is shown, on the one hand, as a researcher, one of the first who began to study the poetics of folklore genres; on the other, as an organizer of science.

Particular attention is paid to the scientific and organizational activities of N.V. Emel'yanov. He is characterized as a field researcher, organizer of folkloristic expeditions, and as the head of the folklore department of the Institute of Language, Literature and History, who has brought up a whole generation of young specialists. His contribution to the popularization and academic publication of Yakut folk songs, sayings and proverbs and the epic of Olonkho was also appreciated. The author shows that Nikolai Vasilievich was one of the most authoritative scientists who approved the academic principles of publishing folklore monuments of the peoples of Siberia and the Far East. The fruitful work of Nikolai Vasilyevich on the training of scientific personnel, specialists in folklorists, who continued his work, is highlighted.

Keywords: folklore studies, epos, Olonkho, plot, collection, scientific school, folklore expeditions, academic publication

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.