Научная статья на тему 'Николай сверчков - художник-анималист, жанрист и портретист'

Николай сверчков - художник-анималист, жанрист и портретист Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
680
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ЖАНРОВАЯ ЖИВОПИСЬ / REALIST GENRE PAINTING / ЖАНРОВЫЕ ПОЛОТНА / GENRE PAINTINGS / ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОЛОТНА / HISTORICAL PAINTINGS / БАТАЛЬНЫЕ ПОЛОТНА / СКУЛЬПТУРА / ЖИВОТНЫЕ / ANIMALS / ЛОШАДИ / HORSES / ДОРОЖНЫЕ СЦЕНЫ / ROAD SCENES / КАРТИНЫ ОХОТЫ / HUNTING PAINTINGS / КОННЫЕ ПОРТРЕТЫ / HORSE PORTRAITS / BATTLE-PIECES / SCULPTURES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Филиппова Ольга Николаевна

Николай Егорович (Георгиевич) Сверчков (1817 1898) один из ранних представителей реалистической жанровой живописи. В своих картинах он запечатлел природу России, с ее величественными лесами и необъятными полями, бесконечными дорогами и проселками. Н.Е. Сверчков впервые в русском искусстве развил мотив удалой «птицы-тройки», с образом которой народ связывал свои мечты о лучшей, свободной жизни. Творчество художника многообразно. Он писал не только жанровые, но и исторические и батальные полотна, занимался скульптурой. Редкого мастерства Н.Е. Сверчков достиг в изображении животных, особенно лошадей. Его дорожные сцены, картины охоты, конные портреты сыграли видную роль в истории русской живописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nikolai Sverchkov as an artist-animal painter, genre painter and portraitist (1817-1898)

Nikolai Yegorovich (Georgievich) Sverchkov (1817-1898) was one of the early representatives of the realist genre painting. In his paintings he captured the nature of Russia, with its majestic forests and vast fields, endless roads and country roads. N.E. Sverchkov for the first time in Russian art has developed the motif of daring "bird-Troika", with the image which the people placed their dreams of a better, free life. The artist's work in many ways. He did not write both genre and historical and battle paintings, studied sculpture. Rare skill N.E. Sverchkov have achieved in the depiction of animals, especially horses. His travel scenes, hunting paintings, horse portraits played a prominent role in the history of Russian painting.

Текст научной работы на тему «Николай сверчков - художник-анималист, жанрист и портретист»

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2017.04.004

УДК 7.03;7:001.12

НИКОЛАЙ СВЕРЧКОВ - ХУДОЖНИК-АНИМАЛИСТ, ЖАНРИСТ И ПОРТРЕТИСТ

Филиппова Ольга Николаевна Искусствовед, член Ассоциации искусствоведов (г. Москва). Россия, г. Москва. iscusstvo0891@mail.ru

Николай Егорович (Георгиевич) Сверчков (1817 — 1898) — один из ранних представителей реалистической жанровой живописи. В своих картинах он запечатлел природу России, с ее величественными лесами и необъятными полями, бесконечными дорогами и проселками. Н.Е. Сверчков впервые в русском искусстве развил мотив удалой «птицы-тройки», с образом которой народ связывал свои мечты о лучшей, свободной жизни. Творчество художника многообразно. Он писал не только жанровые, но и исторические и батальные полотна, занимался скульптурой. Редкого мастерства Н.Е. Сверчков достиг в изображении животных, особенно лошадей. Его дорожные сцены, картины охоты, конные портреты сыграли видную роль в истории русской живописи.

Ключевые слова: реалистическая жанровая живопись, жанровые полотна, исторические полотна, батальные полотна, скульптура, животные, лошади, дорожные сцены, картины охоты, конные портреты.

Библиографическое описание для цитирования:

Филиппова О.Н. Николай Сверчков — художник-анималист, жанрист и портретист // Искусство Евразии. - 2017. - №4(7). - С. 60-73. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2017.04.004. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/870405/15/

Николай Егорович Сверчков родился 6 марта 1817 года в Петербурге в небогатой семье. Его отец, выходец из крестьян, долгое время служил в придворных конюшнях, был старшим конюхом и кучером. Уже в раннем детстве у мальчика проявилась склонность к рисованию. С большим увлечением и старанием он делал с натуры зарисовки людей и животных. Поощряя способности сына, родители поместили его в 1827 году в Воспитательное училище при Академии художеств, которое было создано в 1764 году. Из его стен пришли в Академию, а затем вошли в историю искусства такие мастера, как М.И. Козловский, И.П. Мартос, А.А. Иванов, К.П. Брюллов и многие другие. Следует подчеркнуть, что оно являлось фактически общеобразовательной школой с художественным уклоном. Как писал Я.Б. Княжнин, «... хотя Императорская академия художеств соединена с Воспитательным училищем, но самое на две главы разделение устава изъясняет два различные взаимно себе воспомоществующия намерения, т.е. воспитанием приуготовлять юношество к благонравию и нужному учению, а потом благовоспитанных обучать художеством и мастерством, почему в первые десять лет, как дети, так и юноши должны быть достаточны выучены нижним словесным и классическим наукам...» [7, с. 260-261].

Аннотация

Создание Воспитательного училища явилось одной из конкретных мер воплощения «генерального учреждения о воспитании обоего пола юношества», когда были открыты воспитательные дома в Москве и Санкт-Петербурге и Воспитательное общество благородных девиц [5, с. 140]. Этот проект И.И. Бецкого, имевший много утопического, содержал гораздо больше рационального, принесшего реальные плоды в свое время и что может быть применено с пользой и в наши дни.

Через полтора года Н.Е. Сверчков из-за болезни не смог посещать классы и возвратился домой. Дальнейшее образование будущий художник получил в Петропавловском училище общего типа. В шестнадцать лет по желанию отца он поступает в хозяйственный департамент Министерства внутренних дел. Однако карьера чиновника совсем не прельщала молодого Н.Е. Сверчкова: он по-прежнему продолжал усердно заниматься рисованием, мечтая посвятить себя искусству. Даже в часы службы юноша набрасывал карандашом бойкие уличные сценки, происходившие перед окнами департамента. Его часто можно было видеть то на улицах шумного Петербурга, то за городом, где-нибудь в поле, у дороги, то в конюшнях. Эти наблюдения легли в основу его ранних этюдов и способствовали развитию художественного дарования талантливого юноши.

В 1839 году Н.Е. Сверчков посылает на академическую выставку свои первые картины: «Автопортрет», «Ездок», «Итальянка с гитарой» и «Портрет девицы Сверчковой», за которые ему присуждается звание свободного художника портретной живописи [8, с. 5]. Ободренный успехом и получив заказ от известного в то время богача С.А. Яковлева написать его лошадей, молодой художник решил оставить тяготившую его службу в департаменте. 1840 год он считал началом своей творческой деятельности. «С тех пор, — писал Н.Е. Сверчков в одном из писем, — я посвятил себя искусству, выбрав русский быт, наши охоты и путешествия по России» [2, с. 5]. В начале 1842 года он покидает канцелярию и в чине коллежского секретаря уходит в отставку.

Ранние выступления Н.Е. Сверчкова на выставках относятся к 1840-м годам. Это было время жесточайшей николаевской реакции, когда подавлялось всякое проявление свободной мысли. Но, несмотря на свирепый полицейский террор и гнет цензуры, передовая русская культура смело прокладывала дорогу к народу. Ведущее место в идейно-политической борьбе 1840-х годов занимает художественная литература. В произведениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя нашла выражение правда жизни, утвердилось реалистическое искусство. Литература, выдвигая требования национальной самобытности, народности, оказала огромное влияние на театр и музыку, живопись и графику. Изобразительное искусство этого времени обогащается новым содержанием, сюжетами и образами, взятыми из русской действительности и творений великих писателей. Большого успеха в этом направлении достигают такие художники-иллюстраторы, как А.А. Агин, В.Ф. Тимм, Е.И. Ковригин, Р.К. Жуковский, которые создают передовую реалистическую графику. В живописи А.Г. Венецианов и П.А. Федотов закладывают основы русского бытового жанра.

В эти годы формируется творчество Н.Е. Сверчкова. Он старается найти свой путь в искусстве, определить свое отношение к действительности. Сама жизнь подсказала ему темы будущих произведений, помогла наметить круг сюжетов. Рост общественного интереса к трудовому народу, к быту русской деревни оказал сильное влияние на молодого мастера и содействовал его обращению к жанровой живописи.

В период 1840-х годов молодой художник получил известность как замечательный анималист — искусный изобразитель мира животных. С ранних лет он мог наблюдать и изучать различные породы лошадей, и любовь к ним, привитая отцом, сопровождалась

увлечением конным спортом и охотой. Все это не могло не сказаться на характере анималистических работ Н.Е. Сверчкова. Мастерство, с которым он схватывал малейшие особенности той или иной лошади и передавал на полотне, было поразительным.

Долгое время Н.Е. Сверчков был художником Хреновского и Чесменского государственных конных заводов России и оставил изображения наиболее типичных орловских рысаков. Им создана обширная галерея самых разнообразных «портретов» лошадей («Волна», «Злобный», «Молодецкий», «Краса» и т.д.), исполненных с такой верностью натуре, с таким знанием анатомии, что они представляют интерес не только в художественном отношении, но и в научно -зоотехническом [8, с. 7].

1840-е годы Н.Е. Сверчков проводит в поездках по стране, выполняя многочисленные заказы известных коннозаводчиков: П.Н. Зубова, А.Ф. Орлова, А.Г. Орлова-Чесменского, К.К. Толя и других. Художник побывал в самых захолустных местах средней части России, ближе познакомился с жизнью крепостной деревни, узнал дикие нравы и обычаи поместного быта. Во время этих странствий у него зародилось чувство сострадания к судьбе простого народа, сильного и свободолюбивого, но угнетаемого помещиками. Позднее свои впечатления от увиденного он выразил в жанровых картинах, использовав путевые зарисовки и этюды с натуры.

К тому же периоду относятся занятия Н.Е. Сверчкова литографией. С 1844 года один за другим появляются выполненные им листы: «Пожарные в Санкт-Петербурге ночью» (рис. 1), «Кирасиры», «Казаки», «Лезгинский эскорт» и др. [8, с. 7].

Рис. 1. Сверчков Н.Е. Пожарные в Санкт-Петербурге ночью (1845). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Источник: Стрельцов С.А. Николай Егорович Сверчков. 1817-1898. — М.: Госуд. изд-во «Искусство». — 1954. — 36 с. - С. 7.

Для издательства Дациаро им была исполнена серия рисунков дорожных и городских уличных сцен — «Эскизы русского» (1845) [8, с. 7]. В ней уже отчетливо видны меткость и жизненность наблюдений, умение подмечать характерные детали окружающего. Издатель Фельтен выпускает «Альбом коннозаводчиков с портретами заводских жеребцов и маток лучших заводов в России, писанных с натуры и литографированных художником Н.Е. Сверчковым» (1846-1852 гг.) [8, с. 7]. Этим большим циклом, состоящим из 25 листов, в основном заканчиваются работы художника в литографии.

С 1844 года Н.Е. Сверчков постоянно участвует на академических выставках. Его первые жанры привлекли внимание общества и критики. Они отличались смелостью замыслов и новизной сюжетов, но по своему содержанию еще напоминали его литографии («Русские типы 1840-х годов», «Дилижанс в пути» и др.) [8, с. 7]. Однако, в картинах «Отдых в поле»

(рис. 2) и «На конской ярмарке» уже наметилась одна из основных тем творчества художника — изображение народного быта, жизни провинции [8, с. 8]. Продолжает Н.Е. Сверчков работать и в области портретной живописи. Он осваивает своеобразный жанр конного портрета, как например, в картине «Портрет штаб-ротмистра лейб-гвардии Конного полка М.П. Арнольди» (1854, рис. 3).

Рис. 2. Сверчков Н.Е. Отдых в поле. 1840-е гг. Х., м. 30,0 Х Рис. 3. Сверчков Н.Е. Портрет 35,5 см. Музей коневодства Московской сельскохозяйственной ротмистра лейб-гвардии Конного полка академии имени К.Е. Тимирязева, Москва. Источник: М.П.Арнольди. Х., м, 130,0 Х

Стрельцов С.А. Николай Егорович Сверчков. 1817-1898. — М.: 100,0. 1854 г. Новгородский Госуд. изд-во «Искусство». — 1954. — 36 с. — С. 8. государственный объединенный музей-

заповедник. Источник: Стрельцов С.А. Николай Егорович Сверчков. 18171898. — М.: Госуд. изд-во «Искусство». - 1954. - 36 с. - С. 8.

В 1850-х годах окончательно определяется направление творчества Н.Е. Сверчкова как жанриста. Талант его крепнет и приобретает новую силу, возрастает живописное мастерство. Постепенно художник избавляется от прежней сухости, находит яркие образные средства богаче и красочнее изображать действительность. Совершенствуя рисунок и композицию, он достигает большей выразительности, дает интересные жизненные обобщения. От ранних картин с малоразвитым сюжетом он переходит к тематическим многофигурным полотнам. Одной из таких работ была «Помещичья тройка» [8, с. 9]. За нее в 1852 году Н.Е. Сверчков получил звание академика «по живописи народных сцен» [8, с. 9]. Здесь перед нами не случайный эпизод, а целое художественное повествование, взятое из жизни, полное большого внутреннего напряжения.

В эти же годы Н.Е. Сверчков по-прежнему много путешествует по России, переезжая из губернии в губернию. Альбомы художника пополняются новыми рисунками. О его работоспособности можно судить хотя бы по ежегодным академическим отчетам. Так, например, только за 1854 год им было написано около пятидесяти картин маслом, не считая большого количества акварелей, рисунков, эскизов и этюдов.

Значительным творческим достижением Н.Е. Сверчкова была картина «Помещица в пути» (1855, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Рис. 4), принесшая ему заслуженную известность и профессорское звание [8, с. 10].

Рис. 4. Сверчков Н.Е. Помещица в пути. 1855 г. Х, м. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Источник: Стрельцов С.А. Николай Егорович Сверчков. 1817-1898. - М.: Госуд. изд-во «Искусство». - 1954. -36 с. - С. 10.

Шестерка изнуренных почтовых лошадей едва-едва тащит тяжелую карету по пыльной песчаной дороге. Летнее полуденное солнце палит нестерпимо. На козлах уже давно храпит дворовый, а сидящий рядом кучер лениво помахивает кнутом. Только мужик верхом на передней лошади еще как-то пытается подбодрить измученных животных. Из окна экипажа выглядывает барыня, придерживая собачонку, да горничная чуть видна в подвесном кузове. Около придорожного столба с прибитыми к нему иконой и крестом стоит, задумавшись, слепой старик. Подле него — мальчик-поводырь.

Из других работ этого периода следует отметить картины Н.Е. Сверчкова из крестьянского быта и жизни ямщиков. В них отразились его наблюдения, вынесенные из многочисленных поездок по России. Сказалось и влияние художественной литературы.

Рис. 5. Сверчков Н.Е. наперегонки на телегах (1857). Х, м. 109,0 Х 165,0 см. Частное собрание. Источник:

http://www. ebftour. ru/nikolai_ sverchkov.htm

Сильное воздействие на Н.Е. Сверчкова в 1850-е годы оказал Н.А. Некрасов. Н.Е. Сверчков подружился с ним, часто бывал у него дома, присутствовал на литературных вечерах. Много месяцев провел художник в усадьбе поэта в селе Карабихе Ярославской губернии. Их сближали любовь к народу, интерес к его жизни, увлекала красота родной

русской природы. Они вместе работали, ездили на крестьянские праздники, ярмарки, бывали на посиделках, часто ходили на охоту. Н.Е. Сверчковым было исполнено несколько картин и рисунков на некрасовские сюжеты: «Мороз, Красный нос», «Мужичок с ноготок» и др. [8, с. 12] Известен также «Портрет А.Я. Панаевой, жены поэта, на лошади» (Музей коневодства Московской сельскохозяйственной академии имени К.Е. Тимирязева, Москва. Рис. 6) [8, с. 12].

Рис. 6. Сверчков Н.Е. Портрет А.Я. Панаевой, жены поэта, на лошади. 1860-е гг. Х, м. 74,0 Х 101,0 см. Музей коневодства Московской сельскохозяйственной академии имени К.Е. Тимирязева, Москва. Источник: Стрельцов С.А. Николай Егорович Сверчков. 1817-1898. — М.: Госуд. изд-во «Искусство». — 1954. — 36 с. — С. 12.

Этот портрет часто сравнивают с брюлловскими «всадницами», но последние написаны в сладчайшей итальянской манере с неотразимой маэстрией кисти [4, с. 33]. Сверчковская «всадница» строже, скромнее, проще по типу письма и по антуражу [4, с. 33]. Это типично русская наездница в пространстве родного неброского пейзажа, к которому весьма часто прибегал живописец, отводя ему видную роль эмоционального стержня картины, некоего символического пространства. В те же годы Н.Е. Сверчков обращается к изображению жизни русских ямщиков, труд которых тяжел и безрадостен. Стоит вспомнить сверчковскую картину «В метель» (Кировский областной художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Вятка), чтобы понять, как трудна и опасна была ямская служба зимой и сколько нужно было проявить умения, находчивости, чтобы выбраться невредимым из бушующего снежного моря.

Рис. 7. Сверчков Н.Е. В метель. Вторая половина XIX века. Х, м. 55,2 Х 75,6 см. КОГБ УК «Вятский художественный музей». Источник: http:// www.art-spb.info/ community/jazzmen/ ?action= show&id=101

С 1856 года Н.Е. Сверчков начал заниматься скульптурой. Известны его восковые и бронзовые барельефы и модели лошадей, собак и других животных, выполненные с большим искусством. С середины 1850-х годов в творчестве Н.Е. Сверчкова, помимо работ на бытовые и дорожные темы, появляются первые картины из охотничьей жизни, которые займут видное место в деятельности художника последующего периода. Среди них: «Зимняя охота» (1856), «Беркутова охота, бывшая в Москве» (1856), многочисленные «Эскизы охоты» (1857-1858) и др. [8, с. 16]. Они заслуживают внимания, прежде всего, пейзажными зарисовками с натуры — ранними изображениями родной природы.

Второй период творчества Н.Е. Сверчкова приходится на 1860-1870-е годы. Для художника в это время были характерны композиции из народного быта, охотничьи и дорожные сцены. Появляются у него и новые жанры — исторический и батальный. В начале 1860-х годов Н.Е. Сверчков решает предпринять длительную поездку за границу. Художник живет в Париже, Лондоне, Брюсселе, где с большим успехом демонстрирует свои картины на международных выставках. Популярность его растет необычайно быстро. Вскоре русский талантливый мастер приобретает европейскую известность. Критика с похвалой отзывается о его работах, находя в них много нового и оригинального. Жюри Всемирной парижской выставки 1863 года за картины «Возвращение с медвежьей охоты», «Почтовая станция», «Ярмарка в Воронеже» присуждает ему орден Почетного легиона [ 8, с. 19].

Но европейская слава не привлекала художника. Он скучает по России, по приволью ее степей и лесов и стремится всем сердцем домой. В ноябре 1864 года Н.Е. Сверчков возвращается в Россию. Приехав в Петербург, он получает официальный заказ написать серию исторических картин. Сложная работа, затянувшаяся более чем на двадцать лет, потребовала от мастера большого творческого напряжения и отняла много сил и энергии.

Первое огромное полотно этого цикла — «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр войск в 1664 году» (рис. 9) — было окончено в 1866 году [8, с. 20]. Вслед за ним были выполнены: «Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте около Москвы» (1873, рис. 8) и «Поезд царя Ивана Грозного на богомолье» (1878, Оружейная палата) [8, с. 20]. Эти вещи интересны тем, что дают некоторое представление о старом быте и знакомят нас с русскими костюмами прошлых эпох.

Рис. 8. Сверчков Н.Е. Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте около Москвы. 1873 г. Х., м. 158,0 Х 269,0 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Источник: http://www.art-spb.infol community/jazzmen/?action=show&id=101

Рис. 9. Сверчков Н.Е. Выезд царя Алексея Михайловича на смотр войск в 1664 году. Вторая половина XIX века. Х, м. Музеи Московского Кремля. Источник: Ьирз://www.kreml.rul

Большое место среди произведений Н.Е. Сверчкова 1860-1870-х годов составляют его дорожные композиции с героями-ямщиками. Каких только троек тут нет: и во вьюгу, и при восходе или на закате солнца, и туманным утром, и морозным вечером, и в ночную пору. Н.Е. Сверчкова можно смело назвать художником северной зимы, зимней дороги с ее метелями, заносами, морозами. Пожалуй, никто другой из наших живописцев так часто не обращался к сюжетам, в которых чувствуются долгие часы странствий в кибитке по пустынным снежным полям и глухим лесным проселкам. В ряде работ этого жанра мастер достигает драматизма удачными эффектами освещения, выделяя из общего фона отдельные фигуры и группы, усиливая тем самым восприятие идеи картины.

Он хорошо передает пору сумерек с алыми полосками заката, порыжелый, рыхлый снег на заезженных дорогах, буйство метели, воздушную серовато -туманную мглу. Его «Ямская тройка на зимней дороге» (1860-1870-е гг., частная коллекция), превосходная по художественной форме, как бы навеяна пушкинской «Зимней дорогой»: то же настроение тоски и грустного одиночества, такое же печальное раздумье над безрадостной долей ямщика [8, с. 31].

Рис. 10. Сверчков Н.Е. Ямская тройка на зимней дороге. 1860-1870-е гг. Х, м. Частная коллекция. Источник: Стрельцов С.А. Николай Егорович Сверчков. 1817-1898. — М.: Госуд. изд-во «Искусство». — 1954. — 36 с. — С. 31.

В 1860-1870-х годах, работая над крестьянскими темами, Н.Е .Сверчков продолжает писать и охотничьи сцены. В «охотничьих» картинах Н.Е. Сверчкова передано все очарование русского пейзажа [2, с. 35]. Природа у него живет, радуется или печалится, сияет и переливается всеми своими красками. В полотне «Возвращение с охоты» (1870, Вологодская областная картинная галерея. Рис. 11) мы видим как будто бы задремавшего всадника на лошади, за ним бежит собака. Прохладные, немного тревожные тона создают бодрое настроение. Здесь пейзаж не только фон для действия, но и активное средство, помогающее раскрыть художественный образ, уяснить и понять содержание.

Рис. 11. Сверчков Н.Е. Возвращение с охоты. 1870 г. Х., м. 65,0 Х 55,0 см. Вологодская областная картинная галерея. Источник: http://www.art-spb.info/community/jazzmen/?action=show&id=101

Рис. 12. Сверчков Н.Е. Рабочая лошадь. 1859 г., Х, м. 57,0 Х 74,0 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Источник: http:// www.art-spb.info/ community/jazzmen/ ?action=show&id=101

Рис. 13. Сверчков Н.Е. Голова лошади. 1883 г. Частное собрание. Источник: http:// www.art-

spb.info/community/jazzmen/?action=show&i d=101

Любимцами Н.Е. Сверчкова были не холеные кони, а простые, неказистые на вид деревенские лошадки. Чаще всего это тощие, полуголодные мужицкие клячи, изнуренные, как и их хозяин, постоянным трудом, или возовые рабочие лошади, привлекающие силой и выносливостью, как, например, на картинах «Рабочая лошадь» (1859, Государственная Третьяковская галерея, Москва. Рис. 12) и «Голова лошади» (1883, частное собрание. Рис. 13) [2, с. 37].

Наряду с бытовыми, дорожными и охотничьими сценами Н.Е. Сверчков продолжает развивать и совершенствовать жанр конного портрета — изображение всадника или седока на лошади. К 1860-1870-м годам относятся лучшие реалистические портреты друзей художника, выполненные с большой теплотой и искренностью, например, «Орлов-Чесменский в санках на Барсе. Орловские рысаки» (1871, Музей коневодства Московской сельскохозяйственной академии имени К.Е. Тимирязева, Москва. Рис. 14) [2, с. 37]. От них отличаются многочисленные официальные портреты, которые мастер создавал на заказ и которые, несмотря на высокие живописные достоинства, суховаты, напыщенны и не так выразительны, как первые портреты.

Рис. 14. Сверчков Н.Е. Орлов-Чесменский в санках на Барсе. Орловские рысаки. 1871 г. Х, м. 100,0 Х 150,0 см. Музей коневодства Московской сельскохозяйственной академии имени К.Е. Тимирязева, Москва. Источник: http://www.art-spb.info/ community/jazzmen/ ?action=show&id=101.

Рис. 15. Сверчков Н.Е. Гусары. На перевале Умургач. 1877-1878 гг. Х, м. Частное собрание. Источник: https:/ / vsdn. ru/museum/ catalogue/ ?a=comment&mid=3665&replyto=.

Новым в творчестве художника было появление батальных полотен. Одно из них — это «Гусары. На перевале Умургач» (1877-1878 гг., частное собрание. Рис. 15) — посвящено событиям русско-турецкой войны 1877-1878 годов [2, с. 37].

Через горный перевал Умургач, сквозь бушующую вьюгу, в жестокий мороз движется гусарский полк. Проход настолько узок, что солдаты спешились и, держась за хвосты и гривы навьюченных лошадей, с величайшим трудом спускаются вниз. Сильный, порывистый ветер валит с ног, метель несет тучи снега, засыпая героев, но они упорно продолжают движение.

В последний период своей художественной деятельности Н.Е. Сверчков связан с петербургским кружком «Собрание понедельничных вечеров», основанным в 1881 году

живописцами-любителями для помощи нуждающимся семьям художников [2, с. 38]. Кружок состоял из видных мастеров того времени — И.И. Шишкина, К.Е. Маковского,

A.П. Боголюбова, Л.Ф. Лагорио, Н.А. Кошелева, К.Я. Крыжицкого и других. В нем участвовали также писатели, артисты и музыканты, например, известный балалаечник

B. Андреев, впоследствии организатор первого оркестра русских народных инструментов.

Члены общества устраивали ежегодные весенние выставки своих картин, акварелей и рисунков в Соляном городке Петербурга. Там все эти произведения или продавались по недорогим ценам, или разыгрывались в лотерее, и вырученные деньги распределялись среди бедных художников или их вдов и сирот. На таких выставках часто появлялись картины Н.Е. Сверчкова. Правда, он уже не имел прежнего успеха, но имя его продолжало оставаться популярным среди русских живописцев. Множество репродукций с его произведений можно было встретить в иллюстрированных журналах: «Ниве», «Гусляре», «Севере», «Живописном обозрении» и ряде других [8, с. 31].

Несмотря на преклонный возраст, художник был полон сил и удивлял современников своей неутомимостью. Правда, в его совершенных по техническому исполнению картинах теперь не чувствовалось прежнего вдохновения, подъема и легкости; все чаще стали проглядывать условность и схематичность. Он перестал изучать жизнь и расходовал ранее накопленные знания, не подкрепляя и не освежая их постоянным общением с природой. Жил художник уединенно в небольшом домике в Царском Селе, работал по целым дням и редко куда выезжал.

Искусство Н.А. Сверчкова в эти годы почти не дает чего-либо нового. В его композициях часто повторяются старые сюжеты или в иных вариантах трактуются прежние мотивы. И все же в последние годы он сумел создать отдельные полотна большой реалистической силы. В 1887 художник показал на выставке последнюю свою картину из исторической серии, начатой им еще в 1860-е годы, — «Бой с медведем при Иване Грозном» (1886) [2, с. 41].

Из жанровых произведений этого периода заслуживают внимания «Дровяники», «Ледокол» и особенно «Отъезд помещицы из деревни в город» (Днепропетровский художественный музей), «В ссылку. Праздник Фрола и Лавра в деревне» (Музей коневодства Московской сельскохозяйственной академии имени К.Е.Тимирязева, Москва) [2, с. 42]. С увлечением продолжает Н.Е. Сверчков работу над охотничьими сценами. В 1885 году он заканчивает картину «Охота на медведя» (Витебский художественный музей, Беларусь. Рис. 16) [8, с. 33]. В ней заметно влияние реалистического пейзажа передвижников. От запорошенного снегом хвойного леса, от стройных сосен и пушистых елей, освещенных вечерним желто-розовым закатом, веет эпической силой, величавым спокойствием русской зимы.

Рис. 16. Сверчков Н.Е. Охота на медведя. 1885 г. Х, м. 70,0 Х 130,0 см. Витебский художественный музей, Беларусь. Источник: Стрельцов С.А. Николай Егорович Сверчков. 1817-1898.

— М.: Госуд. изд-во «Искусство». — 1954.

- 36 с. - С. 33.

Последние годы жизни Н.Е. Сверчкова были очень тяжелы для него и его семьи. Нужда и лишения сопровождали его старость. К тому же резко обострились отношения с Академией художеств, с которой он давно уже не ладил. Трудности последних лет отразились и на искусстве Н.Е. Сверчкова. Исчез яркий, жизнерадостный колорит прежних работ. Стали преобладать холодные, бледно-зеленоватые тона. Краски как будто выцвели и потускнели. От былой красочности не осталось и следа. Исчезло и бурное движение в самой композиции; она стала более статичной. В этом отношении очень показательна картина «Холстомер» на сюжет одноименного рассказа Л.Н. Толстого [8, с. 34].

H.Е. Сверчков ушел из жизни в 1898 году в возрасте 81 года. Он успел создать более 350 картин, 1000 рисунков и 12 скульптур. Работы Н.Е. Сверчкова в небольшом количестве можно увидеть в Русском музее и в Третьяковской галерее, в ряде областных собраний. Но основной корпус наследия художника сосредоточен в Москве — в Музее коневодства Московской сельскохозяйственной академии имени К.Е. Тимирязева, это около четырех с половиной сотен картин, акварелей, рисунков, литографий. В реалистической живописи портретов лошадей у Н.Е. Сверчкова было и есть немало последователей, которые по мере сил изображали лошадей с зоотехнической достоверностью. В XX веке выдающимися мастерами-анималистами стали, к примеру, художники С.С. Ворошилов, В.В. Семенский,

B.Н. Ляхов и наш современник А.Н. Глухарев.

Таким образом, в историю русского искусства Н.Е. Сверчков вошел как художник-анималист, жанрист и портретист. Он не получил специального художественного образования, но сумел один, без учителей и руководителей, упорным трудом развить свое природное дарование, постоянно рисуя с натуры и изучая работы современных ему мастеров. В его картинах все детали композиции, каждый элемент играет заметную роль в раскрытии основного замысла.

Литература

I. Алимова И.А. Птица-тройка — прекрасные крылья России. Художник Николай Егорович Сверчков / / Коневодство и конный спорт. — 2012. — №3. — Май-июнь. — С. 35-36.

2. Артемов В.В. Николай Сверчков. — М.: Изд-во «Белый город». — 2007. — 47 с.

3. Горин В.А. Орловские рысаки в творчестве художника Н.Е. Сверчкова / / Коневодство и конный спорт. — 2005. — №1. — С. 31-32.

4. Иванов Н. «Всадник» живописи Н.Е. Сверчков / / Юный художник. — 2015. — №12. —

C. 30-34.

5. Мозговая Е.Б. Некоторые вопросы обучения в Академии художеств во второй половине XVIII века (Преподавание в Воспитательном училище) / / Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сборник научных трудов. — Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена. - 1989. - С. 139-145.

6. Портнова И.В. Тема русской тройки в творчестве художников второй половины, конца XIX века / / Искусство и образование. — 2010. — №4. — С. 4-11.

7. Сборник материалов для истории Императорской С.-Петербургской академии художеств за сто лет ее существования. Изданный под редакцией П.Н. Петрова и с его примечаниями. ЧЛ. 1758-1811. — СПб.: В типографии комиссионера Императорской Академии художеств Гогенфельдена и К°. — 1864. — 613 с.

8. Стрельцов С.А. Николай Егорович Сверчков. 1817-1898. — М.: Госуд. изд-во «Искусство». — 1954. — 36 с.

9. Чегодаева М.А. История одной картины / / Русская галерея. — 2000. — №1-2. — С. 26.

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2017.04.004

NIKOLAI SVERCHKOV AS AN ARTIST-ANIMAL PAINTER, GENRE PAINTER AND PORTRAITIST (1817-1898)

Olga Filippova Art critic,

member of the Association of art critics (Moscow). Russia, Moscow. iscusstvo0891@mail.ru

Nikolai Yegorovich (Georgievich) Sverchkov (1817-1898) was one of the early representatives of the realist genre painting. In his paintings he captured the nature of Russia, with its majestic forests and vast fields, endless roads and country roads. N.E. Sverchkov for the first time in Russian art has developed the motif of daring "bird-Troika", with the image which the people placed their dreams of a better, free life. The artist's work in many ways. He did not write both genre and historical and battle paintings, studied sculpture. Rare skill N.E. Sverchkov have achieved in the depiction of animals, especially horses. His travel scenes, hunting paintings, horse portraits played a prominent role in the history of Russian painting.

Keywords: realist genre painting, genre paintings, historical paintings, battle-pieces, sculptures, animals, horses, road scenes, hunting paintings, horse portraits.

Bibliographic description for citation:

Filippova O. N. Nikolai Sverchkov as an artist-animal painter, genre painter and portraitist (1817-1898). Iskusstvo Evra%ii — The Art of Eurasia, 2017, No 4(7), pp. 60-73. Available at: https://readymag.com/u50070366/870405/15/ DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2017.04.004. (In Russian).

1. Alimova I.A. Ptitsa-troika — prekrasnye kryl'ya Rossii. Khudo%hnik Nikolai Egorovich Sverchkov [The three-bird is the beautiful wings of Russia. Artist Nikolay Egorovich Sverchkov]. Konevodstvo i konnyt sport — Horse breeding and equestrian sport, 2012, No 13 (May — June), pp. 35-36.

2. Artemov V.V. Nikolai Sverchkov [Nikolay Sverchkov]. Moscow, Belyi gorod Publ., 2007, 47 p.

3. Gorin V.A. Orlovskie rysaki v tvorchestve khudo%hnika N.E. Sverchkova [Orlov trotters in the works of the artist N. E. Sverchkov]. Konevodstvo i konnyi sport — Horse breeding and equestrian sport, 2005, No 1, pp. 31-32.

4. Ivanov N. "Vsadnik" %hivopisi N.E. Sverchkov ["Rider" of painting N. E. Sverchkov]. Yunyi khudozhnik — Young artist, 2015, No 12, pp. 30-34.

5. Mozgovaya E.B. [Some issues of education in the Academy of Arts in the second half of the XVIII century (Teaching in the School of Education)]. Vzaimodeistvie iskusstv v pedagogicheskom

Abstract

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

protsesse. Me%hvu%ovskii sbornik nauchnykh trudov [Interaction of arts in the pedagogical process. Interuniversity collection of scientific works]. Leningrad, 1989, pp. 139-145.

6. Portnova I.V. Tema russkoi troiki v tvorchestve khudo%hnikov vtoroi poloviny, kontsa XIX veka [The theme of the Russian troika in the works of artists of the second half, the end of the XIX century]. Iskusstvo i obrazovanie — Art and Education, 2010, No 4, pp. 4-11.

7. Sbornik materialov dlya istorii Imperatorskoi S.-Peterburgskoi akademii khudo%hestv %a sto let ee sushchestvovaniya. I%dannyi pod redaktsiei P.N. Petrova i s ego primechaniyami. Chast' I. 1758 -1811 [A collection of materials for the history of the Imperial St. Petersburg Academy of Arts for a hundred years of its existence. Published under the editorship of P.N. Petrov and with his notes. Part I. 17581811]. St. Petersburg, Typography of the commissioner of the Imperial Academy of Arts Hohenfelden and Co., 1864, 613 p.

8. Strel'tsov S.A. Nikolai Egorovich Sverchkov. 1817-1898 [Nikolay Egorovich Sverchkov. 18171898]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1954, 36 p.

9. Chegodaeva M.A. Istoriya odnoi kartiny [The story of one painting]. Russkayagalereya — Russian gallery, 2000, No 1-2, p. 26.

Статья поступила в редакцию 11.10.2017 г.

Received: October 10, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.