Научная статья на тему 'Николай Спасский. Петр Васильевич Спасский (1896-1968). О жизни, церковной, музыкальной и культурно-просветительной деятельностиА'

Николай Спасский. Петр Васильевич Спасский (1896-1968). О жизни, церковной, музыкальной и культурно-просветительной деятельностиА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
290
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
П. В. СПАССКИЙ / ДИРИЖЕРЫ / ДУХОВНАЯ ХОРОВАЯ МУЗЫКА / P.V.SPASSKY / CONDUCTORS / SPIRITUAL CHORAL MUSIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рудиченко Татьяна Семеновна

В публикации Т. Рудиченко представлены биографические сведения о жизни и творчестве представителя русского музыкального зарубежья П. В. Спасского. Автор рассказывает о судьбе дирижера, его концертах в храмах разных стран, звукозаписях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nikolay Spassky. Pyotr Vasilievich Spassky (1896-1968). About life, church, music, cultural and enlightening activityа

Biographical material about the representative of Russian music in foreign countries P. V. Spassky's life and creative art is given in the article. The author speaks about the conductor's destiny, his concerts in the churches of different countries, his records

Текст научной работы на тему «Николай Спасский. Петр Васильевич Спасский (1896-1968). О жизни, церковной, музыкальной и культурно-просветительной деятельностиА»

Н. Спасский

ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ СПАССКИЙ (1896-1968) О ЖИЗНИ, ЦЕРКОВНОЙ, МУЗЫКАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Русская православная община в Париже, которая в Александро-Невском соборе сохраняет и поддерживает хоровую музыку восточного обряда, заставила услышать страстный и скорбный голос молчащей Русской Церкви и миллионов верующих по ту сторону железного занавеса. В пении русского хора есть что-то мистическое, что заставляет сравнить эту группу певцов... с фресками Беато Анджелико», — так в 1962 году газета «Аввенире д’Италиа» восприняла первое выступление в Италии хора Свято-Александро-Невского Собора под управлением Петра Васильевича Спасского.

Русские песнопения, писала римская «Фьере лет-терариа», «выражают большую радость, нежность, кротость, и в этом заключена вера в обещание Спасителя, который с благостной улыбкой смотрит из тишины золоченых икон... Во время исполнения маэстро П. Спасский руководил певцами только властью своих рук: белых, худых, нервных, иногда суровых и твердых, иногда успокаивающих... Пение хора, широта звучания и разлитость в воздухе голосов, низких, высоких, нежных и глубоких, к концу сливается в одно целое, настойчивое и определенное... В этой мольбе, в этой скорби и жалобе звучит душа людей, находящихся „на земле чужой“».

Это знаменитое выступление хора Свято-Алек-сандро-Невского собора состоялось осенью 1962 году во время большого музыкального праздника церковного пения, проходившего в Италии в рамках «экуменического года». Концерт прошел в известном храме XV в. Малатестиано, где находится известная фреска Джотто «Распятие». В концерте участвовали итальянские католические хоры и австрийские протестантские, в составе которых больше 100 певцов, и русский хор из 23 человек, который на протяжении многих лет возглавлял П. В. Спасский.

Петр Васильевич Спасский родился в 1896 году на Дону, на хуторе Караичеве станицы Гундоров-ской. Он был старшим сыном в семье диакона и с малых лет получил церковное воспитание, а от отца воспринял любовь к церковному пению и

богослужению. Учился Петр Васильевич в Новочеркасском духовном училище, а затем в [Новочеркасской] Духовной семинарии, где одним из его учителей был духовный композитор архимандрит Ерхан1. В 16-летнем возрасте Петр Спасский уже управлял хором на левом клиросе и организовал хоры на родном хуторе2. Наступила мировая война, а затем — гражданская. В его послужном списке: 16-я сотня, студенческий батальон, 2-й Донской пулеметный полк, Атаманское военное училище3, сильные контузии, награда Георгиевским крестом4.

После эвакуации Петр Спасский попал сначала на остров Лемнос, а затем в Болгарию, где создал полковой хор. Учась на физико-математическом факультете Софийского университета, он был избран председателем правления Общеказачьего студенческого землячества. Затем в 1924 году П. В. Спасский получил стипендию в католическом университете в Милане, там прошел трехлетний юридический курс, там же участвовал в создании православного русского прихода и там же, в мировом центре бельканто, прошел итальянскую школу оперного пения. Со студентами университета Петр Спасский ездил в Рим и был на приеме у папы Пия XI, который ласково к нему отнесся и сказал, что ежедневно молится за страждущий русский народ. В 1927 году П. В. Спасский был делегатом своего миланского прихода на епархиальном съезде в Париже, а вскоре совсем переселился во французскую столицу, где был назначен регентом и псаломщиком Свято-Николаевской церкви в Булони-Бийянкуре.

Именно в Париже расцвела его церковная и хоровая деятельность, которой он посвятил всю

1 Отвечая на вопросы Арк. Слизского, автора статьи к 70-летнему юбилею П. В. Спасского, Петр Васильевич называет среди наставников, прививших ему любовь к церковному пению, преподавателя пения и музыки В. М. Одноралова, а также протоиерея-регента М. Ерхана [1].

2 «С 15 лет я уже управлял малым семинарским хором и во время летних каникул организовывал хоры из молодежи у себя на хуторе» [1].

3 В оригинале «Донское и Атаманское училища».

4 П. В. указывает 2-й Донской пулеметный полк, студенческий батальон, Атаманское училище [ 1].

оставшуюся жизнь. Церковь св. Николая в Бийян-куре была построена в 1927 году на добровольные пожертвования русских рабочих завода «Рено», населявших этот пригород. Первым настоятелем храма был назначен протоиерей Иаков Ктитарев5. При нем в приходе шла активная просветительная работа, проходили концерты духовной музыки, действовали церковно-певческие курсы и детская школа. Кроме хора своего прихода, П. В. Спасский руководил и детским хором при школе Свято-Александро-Невского собора на улице Дарю, и участвовал во многих культурно-музыкальных и просветительных событиях русского Парижа.

В 1931 году Петр Васильевич женился на Таисии Васильевне, урожденной Петровой. Венчал их митрополит Евлогий, их духовный отец. Супруги Спасские совместно работали в церковно-приходских школах в Булони и при соборе на Дарю, устраивали концерты, детские елки, благотворительные вечера с участием известных артистов. Петр Спасский был классным наставником и законоучителем в русской гимназии и в четверговой школе при соборе. Прекрасный рассказчик, он увлекал учеников, повествуя о русской истории, русских обычаях, о русской старине. В год столетия со дня смерти Пушкина в Свято-Николаевском приходе был проведен «Пушкинский день», на котором выступили проф.

Н. Кульман, писатели Б. Зайцев, И. Шмелев и другие. П. В. Спасский принимал участие и во всех устраиваемых под председательством Е. Ковалевского «Днях русской культуры» для молодежи и «Днях православной русской культуры» на Сергиевском подворье под покровительством митр. Евлогия.

В 1936 году настоятелем в булонскую церковь был назначен о. Александр Чекан, с которым впоследствии Спасский духовно сослужил при Свято-Александро-Невском соборе. В трудное военное время, в 1940 году, когда многие эвакуировались из Парижа, митр. Евлогий собрал оставшихся представителей духовенства и мирян и обсудил организацию помощи голодающим русских приходов. Среди собравшихся были еп. Иоанн, прот. Н. Сахаров, прот. И. Ктитарев, архим. Никон, игум. Мефо-дий, иером. Савва, о. Дмитрий Клепинин, мать Мария (Пиленко), старосты и делегаты от разных приходов. Петр Спасский докладывал о сборе средств и устройстве обедов в своем приходе.

5 Ктитарев (в оригинале ошибочно Критарев) Яков Николаевич (1878-1953) [4].

В 1943 году церковь св. Николая в Булони была разрушена бомбардировкой, и приходу долго пришлось ютиться на частной квартире, а потом временно — при протестантской церкви. Тогда в 1947 году Петр Васильевич Спасский был назначен псаломщиком при Свято-Александро-Невском соборе и стал регентовать при «нижней» церкви, а в 1949 году он стал регентом митрополичьего хора собора. Работа была нелегкая: нужно было снова поставить хор на высший уровень, соединив прежних и новых певцов, и сберечь традиции. В этом Спасскому много помог протодиакон Николай Тихомиров, помогла и собственная духовная подготовка.

Дома у П. В. Спасского было невероятное количество книг, читал он много и обладал изумительной памятью. Им были подробно изучены христианские и нехристианские религии и философские течения, что позволило ему быть опытным проповедником православия. А церковно-музыкальное служение носит поистине высокий миссионерский характер. Эта сторона личности Петра Спасского накладывала несомненный отпечаток на его руководство церковным пением. Он тщательно выбирал репертуар, внимательно относился к просьбам прихожан, стремясь не идти в разрез с их молитвенным настроением. Особую важность он придавал словам молитвы, стараясь, чтобы музыкальное настроение, получаемое от пения, было в полном согласии с текстом. С равным вниманием он исполнял и многочисленные требы: крестины, свадьбы, молебны, панихиды, отпевания. После треб часто беседовал с людьми, чтобы порадоваться с ними или утешить.

Митрополичьим хором в парижском русском кафедральном соборе П. В. Спасский руководил на протяжении 20 лет. Репертуар хора был весьма обширен и в связи с неизбежными переменами состава хора (а хор обновился целиком более трех раз) заново изучался или же менялся. В 1953 году фирма «Филипс» предложила регенту записать долгоиграющую пластинку с русскими церковными песнопениями. Спасский решил — и этим принципом руководствовался во всех своих последующих записях, — что пластинка должна сохранить литургический порядок и смысл, а не быть набором красивых, но не связанных между собой песнопений. Он выбрал песнопения литургии в порядке ее исполнения. В записи участвовал протод. Николай Тихомиров, поразивший слушателей своим прекрасным голосом, в частности при исполнении Великой ек-тении и многолетия. Н. Тихомирову было тогда 72

года, и эта запись осталась единственной музыкальной памятью о необыкновенном, высококультурном протодиаконе, который украшал богослужения собора в течение сорока с лишним лет.

Пластинка с Божественной литургией вышла в 1954 году и получила высшую награду Музыкальной Академии «Шарль Кросс». Во французской прессе писали о «необыкновенно красочных голосах вечной России» и «строгой дисциплине хора». В русской — о том, что присуждение этой награды можно считать большой победой русской культуры и русской церковной музыки, которая все больше и больше привлекает внимание западноевропейских культурных кругов.

Через два года той же фирмой была выпущена новая пластинка, которую П. В. посвятил песнопениям Великого поста и Страстной седмицы. Заканчивалась она пением «Христос воскресе»... Обе пластинки были соединены в один альбом, который также получил высшую награду («Grand Prix du Disque») Музыкальной Академии. Со всеми другими награжденными пластинками они были замурованы в стены театра «Комеди франсез». (Эту торжественную церемонию тогда же описала «Русская мысль»). Запись эта очень широко распространялась, была переиздана в Америке, попала и в Советский Союз, где известный регент Н. Матвеев дал ей высокую оценку.

В 60-е годы американская фирма «Монитор» записала еще пять пластинок, включающих песнопения литургии и всенощной, пасхальные и рождественские песнопения, Богородичные песнопения и панихиду. К ним нужно еще присоединить пластинку рождественских колядок. Запись была сделана при участии протод. Михаила Стороженко (ныне еп. Михаила) с новым составом хора. Помимо грамзаписей и передач по радио, хор собора участвовал во многих концертах.

Развитие экуменизма и интереса к православию отразились и на интересе к православному пению. Хор приглашали в католические и в протестантские храмы, он пел в лучших залах Парижа, а в 1962 году, как мы уже отметили выше, «покорил сердца итальянцев».

Другое знаменательное выступление хора под руководством П. В. Спасского относится к 1966 году. Состоялось оно по случаю празднования 1000-летия монастыря на горе Сен-Мишель во Франции. Хор был приглашен дать два концерта с разными программами, и оба вечера аббатская цер-

ковь на самой вершине горы была переполнена. В программу концертов П. В. включил около 40 разных песнопений, дающих представление обо всем цикле православного богослужения. Газета «Фигаро» писала: «Слушатели особенно запомнят два незабываемых вечера, когда хор русского православного парижского собора под управлением Петра Спасского унес слушателей через пение Святой Руси к вратам рая».

Незадолго до этого выступления, в 1965 году в Свято-Александро-Невском соборе П. В. Спасского чествовали по случаю 50-летия его служения регентом. Божественную литургию и благодарственный молебен после нее совершил архиепископ Георгий в сослужении духовенства при протодиаконе Василии Дягтереве. Пело два хора: архиерейский -под управлением юбиляра, которого на молебне заменил Е. И. Евец, и финский хор из собора в Иоенсу, специально приехавший на юбилей. Юбиляру были вручены икона Вознесения от Казачьего союза, Георгиевских Кавалеров и Атаманцев и икона прп. Сергия и Германа Валаамских от финского хора. О. Петр Струве огласил длинный список писем и телеграмм, полученных к юбилею со всего света - от духовенства, общественных организаций, хоров, регентов, артистов, композиторов и частных лиц.

В 1968 году П. В. Спасский стал болеть сердцем, но скрывал свой недуг и продолжал ревностно служить на клиросе. В апреле, в Великую среду, после богослужения, во время которого он в последний раз исполнил песнопение «Чертог Твой вижу, Спасе мой, украшенный», ему стало плохо. Его отвезли в клинику, а через месяц в дом для выздоравливающих около г. Дре, где он отошел ко Господу 30 мая, в день праздника Вознесения Христова.

В связи с известными событиями «мая 68-го» въезд в Париж был запрещен, транспорта не было. Отпевание совершено было в Успенской кладбищенской церкви в Сент-Женевьев-де-Буа и погребение на местном русском кладбище. Отпевание совершил еп. Мефодий в сослужении прот. А. Чекана, прот. А. Ергина, прот. Н. Оболенского и протод. М. Стороженко, при пении хора в составе 26 певцов под управлением Е. И. Евеца. Перед отпеванием о. А. Чекан произнес слово о почившем перед многочисленными молящимися, которые сумели в эти трудные дни, употребляя всевозможные способы передвижения, приехать, чтобы сопроводить молитвами и пением новопреставленного чтеца Петра. Вечная ему память.

Париж © Русская мысль, № 4253, 14 января 1999 г.

Статья Н. П. Спасского об отце, а также сведения об авторе любезно представлены в редакцию альманаха музыковедом Светланой Георгиевной Зверевой, за что редколлегия альманаха выражает ей свою искреннюю признательность. Николаем Петровичем Спасским получено согласие редакции «Русской мысли» на публикацию статьи в нашем альманахе.

В текст мною внесены незначительные изменения, приводящие написание к современной литературной норме или устраняющие неточности и опечатки оригинала.

Николай Петрович Спасский - сын Петра Васильевича Спасского и Таисии Васильевны Спасской, урожденной Петровой - родился в 1935 году в Финляндии. В трехмесячном возрасте переехал с семьей во Францию. Учился в Русской гимназии в Париже. Служил чтецом в Александро-Невском кафедральном соборе в Париже. Активный член братства иподиаконов и прислужников при указанном соборе. Окончил Государственный химический институт в Париже (1957). Специалист в области химии полимеров. Доктор наук. Видный специалист по церковному пению. Один из организаторов и секретарь Общества ревнителей церковного пения - ассоциации изучения русского литургического пения во Франции (1969-1970). С 1984 года регент церковного хора храма св. Николая Чудотворца в г. Булонь-Бийанкур (предместье Парижа). Посвящен в иподиаконы. Некоторое время был регентом церковного хора храма св. Александра Невского и преп. Серафима Саровского в г. Льеж (Бельгия). Иконописец-любитель (учился у Г. В. Морозова и у Л. А. Успенского). Член общества «Икона» в Париже (1972). С 1979 года вице-председатель общества «Икона». Проживает в предместье Парижа (г. Севр).

ЛИТЕРАТУРА

1. Русская мысль 1965. № 2656.

2. Русская мысль 1968. № 2691.

3. Вздорнов Г., Залесская 3., Лелекова О. Обще

4. http://zarubezje.narod.ru/kl/k_037.htm.

5. Ы1р: //кНгоБ. ги/ stat/spasskij.html

ство «Икона» в Париже: В 2 т. Т. 1. М.; Па

риж: Прогресс-Традиция, 2002.

Публикация Т. Рудиченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.