Н. Спасский
ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ СПАССКИЙ (1896-1968) О ЖИЗНИ, ЦЕРКОВНОЙ, МУЗЫКАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Русская православная община в Париже, которая в Александро-Невском соборе сохраняет и поддерживает хоровую музыку восточного обряда, заставила услышать страстный и скорбный голос молчащей Русской Церкви и миллионов верующих по ту сторону железного занавеса. В пении русского хора есть что-то мистическое, что заставляет сравнить эту группу певцов... с фресками Беато Анджелико», — так в 1962 году газета «Аввенире д’Италиа» восприняла первое выступление в Италии хора Свято-Александро-Невского Собора под управлением Петра Васильевича Спасского.
Русские песнопения, писала римская «Фьере лет-терариа», «выражают большую радость, нежность, кротость, и в этом заключена вера в обещание Спасителя, который с благостной улыбкой смотрит из тишины золоченых икон... Во время исполнения маэстро П. Спасский руководил певцами только властью своих рук: белых, худых, нервных, иногда суровых и твердых, иногда успокаивающих... Пение хора, широта звучания и разлитость в воздухе голосов, низких, высоких, нежных и глубоких, к концу сливается в одно целое, настойчивое и определенное... В этой мольбе, в этой скорби и жалобе звучит душа людей, находящихся „на земле чужой“».
Это знаменитое выступление хора Свято-Алек-сандро-Невского собора состоялось осенью 1962 году во время большого музыкального праздника церковного пения, проходившего в Италии в рамках «экуменического года». Концерт прошел в известном храме XV в. Малатестиано, где находится известная фреска Джотто «Распятие». В концерте участвовали итальянские католические хоры и австрийские протестантские, в составе которых больше 100 певцов, и русский хор из 23 человек, который на протяжении многих лет возглавлял П. В. Спасский.
Петр Васильевич Спасский родился в 1896 году на Дону, на хуторе Караичеве станицы Гундоров-ской. Он был старшим сыном в семье диакона и с малых лет получил церковное воспитание, а от отца воспринял любовь к церковному пению и
богослужению. Учился Петр Васильевич в Новочеркасском духовном училище, а затем в [Новочеркасской] Духовной семинарии, где одним из его учителей был духовный композитор архимандрит Ерхан1. В 16-летнем возрасте Петр Спасский уже управлял хором на левом клиросе и организовал хоры на родном хуторе2. Наступила мировая война, а затем — гражданская. В его послужном списке: 16-я сотня, студенческий батальон, 2-й Донской пулеметный полк, Атаманское военное училище3, сильные контузии, награда Георгиевским крестом4.
После эвакуации Петр Спасский попал сначала на остров Лемнос, а затем в Болгарию, где создал полковой хор. Учась на физико-математическом факультете Софийского университета, он был избран председателем правления Общеказачьего студенческого землячества. Затем в 1924 году П. В. Спасский получил стипендию в католическом университете в Милане, там прошел трехлетний юридический курс, там же участвовал в создании православного русского прихода и там же, в мировом центре бельканто, прошел итальянскую школу оперного пения. Со студентами университета Петр Спасский ездил в Рим и был на приеме у папы Пия XI, который ласково к нему отнесся и сказал, что ежедневно молится за страждущий русский народ. В 1927 году П. В. Спасский был делегатом своего миланского прихода на епархиальном съезде в Париже, а вскоре совсем переселился во французскую столицу, где был назначен регентом и псаломщиком Свято-Николаевской церкви в Булони-Бийянкуре.
Именно в Париже расцвела его церковная и хоровая деятельность, которой он посвятил всю
1 Отвечая на вопросы Арк. Слизского, автора статьи к 70-летнему юбилею П. В. Спасского, Петр Васильевич называет среди наставников, прививших ему любовь к церковному пению, преподавателя пения и музыки В. М. Одноралова, а также протоиерея-регента М. Ерхана [1].
2 «С 15 лет я уже управлял малым семинарским хором и во время летних каникул организовывал хоры из молодежи у себя на хуторе» [1].
3 В оригинале «Донское и Атаманское училища».
4 П. В. указывает 2-й Донской пулеметный полк, студенческий батальон, Атаманское училище [ 1].
оставшуюся жизнь. Церковь св. Николая в Бийян-куре была построена в 1927 году на добровольные пожертвования русских рабочих завода «Рено», населявших этот пригород. Первым настоятелем храма был назначен протоиерей Иаков Ктитарев5. При нем в приходе шла активная просветительная работа, проходили концерты духовной музыки, действовали церковно-певческие курсы и детская школа. Кроме хора своего прихода, П. В. Спасский руководил и детским хором при школе Свято-Александро-Невского собора на улице Дарю, и участвовал во многих культурно-музыкальных и просветительных событиях русского Парижа.
В 1931 году Петр Васильевич женился на Таисии Васильевне, урожденной Петровой. Венчал их митрополит Евлогий, их духовный отец. Супруги Спасские совместно работали в церковно-приходских школах в Булони и при соборе на Дарю, устраивали концерты, детские елки, благотворительные вечера с участием известных артистов. Петр Спасский был классным наставником и законоучителем в русской гимназии и в четверговой школе при соборе. Прекрасный рассказчик, он увлекал учеников, повествуя о русской истории, русских обычаях, о русской старине. В год столетия со дня смерти Пушкина в Свято-Николаевском приходе был проведен «Пушкинский день», на котором выступили проф.
Н. Кульман, писатели Б. Зайцев, И. Шмелев и другие. П. В. Спасский принимал участие и во всех устраиваемых под председательством Е. Ковалевского «Днях русской культуры» для молодежи и «Днях православной русской культуры» на Сергиевском подворье под покровительством митр. Евлогия.
В 1936 году настоятелем в булонскую церковь был назначен о. Александр Чекан, с которым впоследствии Спасский духовно сослужил при Свято-Александро-Невском соборе. В трудное военное время, в 1940 году, когда многие эвакуировались из Парижа, митр. Евлогий собрал оставшихся представителей духовенства и мирян и обсудил организацию помощи голодающим русских приходов. Среди собравшихся были еп. Иоанн, прот. Н. Сахаров, прот. И. Ктитарев, архим. Никон, игум. Мефо-дий, иером. Савва, о. Дмитрий Клепинин, мать Мария (Пиленко), старосты и делегаты от разных приходов. Петр Спасский докладывал о сборе средств и устройстве обедов в своем приходе.
5 Ктитарев (в оригинале ошибочно Критарев) Яков Николаевич (1878-1953) [4].
В 1943 году церковь св. Николая в Булони была разрушена бомбардировкой, и приходу долго пришлось ютиться на частной квартире, а потом временно — при протестантской церкви. Тогда в 1947 году Петр Васильевич Спасский был назначен псаломщиком при Свято-Александро-Невском соборе и стал регентовать при «нижней» церкви, а в 1949 году он стал регентом митрополичьего хора собора. Работа была нелегкая: нужно было снова поставить хор на высший уровень, соединив прежних и новых певцов, и сберечь традиции. В этом Спасскому много помог протодиакон Николай Тихомиров, помогла и собственная духовная подготовка.
Дома у П. В. Спасского было невероятное количество книг, читал он много и обладал изумительной памятью. Им были подробно изучены христианские и нехристианские религии и философские течения, что позволило ему быть опытным проповедником православия. А церковно-музыкальное служение носит поистине высокий миссионерский характер. Эта сторона личности Петра Спасского накладывала несомненный отпечаток на его руководство церковным пением. Он тщательно выбирал репертуар, внимательно относился к просьбам прихожан, стремясь не идти в разрез с их молитвенным настроением. Особую важность он придавал словам молитвы, стараясь, чтобы музыкальное настроение, получаемое от пения, было в полном согласии с текстом. С равным вниманием он исполнял и многочисленные требы: крестины, свадьбы, молебны, панихиды, отпевания. После треб часто беседовал с людьми, чтобы порадоваться с ними или утешить.
Митрополичьим хором в парижском русском кафедральном соборе П. В. Спасский руководил на протяжении 20 лет. Репертуар хора был весьма обширен и в связи с неизбежными переменами состава хора (а хор обновился целиком более трех раз) заново изучался или же менялся. В 1953 году фирма «Филипс» предложила регенту записать долгоиграющую пластинку с русскими церковными песнопениями. Спасский решил — и этим принципом руководствовался во всех своих последующих записях, — что пластинка должна сохранить литургический порядок и смысл, а не быть набором красивых, но не связанных между собой песнопений. Он выбрал песнопения литургии в порядке ее исполнения. В записи участвовал протод. Николай Тихомиров, поразивший слушателей своим прекрасным голосом, в частности при исполнении Великой ек-тении и многолетия. Н. Тихомирову было тогда 72
года, и эта запись осталась единственной музыкальной памятью о необыкновенном, высококультурном протодиаконе, который украшал богослужения собора в течение сорока с лишним лет.
Пластинка с Божественной литургией вышла в 1954 году и получила высшую награду Музыкальной Академии «Шарль Кросс». Во французской прессе писали о «необыкновенно красочных голосах вечной России» и «строгой дисциплине хора». В русской — о том, что присуждение этой награды можно считать большой победой русской культуры и русской церковной музыки, которая все больше и больше привлекает внимание западноевропейских культурных кругов.
Через два года той же фирмой была выпущена новая пластинка, которую П. В. посвятил песнопениям Великого поста и Страстной седмицы. Заканчивалась она пением «Христос воскресе»... Обе пластинки были соединены в один альбом, который также получил высшую награду («Grand Prix du Disque») Музыкальной Академии. Со всеми другими награжденными пластинками они были замурованы в стены театра «Комеди франсез». (Эту торжественную церемонию тогда же описала «Русская мысль»). Запись эта очень широко распространялась, была переиздана в Америке, попала и в Советский Союз, где известный регент Н. Матвеев дал ей высокую оценку.
В 60-е годы американская фирма «Монитор» записала еще пять пластинок, включающих песнопения литургии и всенощной, пасхальные и рождественские песнопения, Богородичные песнопения и панихиду. К ним нужно еще присоединить пластинку рождественских колядок. Запись была сделана при участии протод. Михаила Стороженко (ныне еп. Михаила) с новым составом хора. Помимо грамзаписей и передач по радио, хор собора участвовал во многих концертах.
Развитие экуменизма и интереса к православию отразились и на интересе к православному пению. Хор приглашали в католические и в протестантские храмы, он пел в лучших залах Парижа, а в 1962 году, как мы уже отметили выше, «покорил сердца итальянцев».
Другое знаменательное выступление хора под руководством П. В. Спасского относится к 1966 году. Состоялось оно по случаю празднования 1000-летия монастыря на горе Сен-Мишель во Франции. Хор был приглашен дать два концерта с разными программами, и оба вечера аббатская цер-
ковь на самой вершине горы была переполнена. В программу концертов П. В. включил около 40 разных песнопений, дающих представление обо всем цикле православного богослужения. Газета «Фигаро» писала: «Слушатели особенно запомнят два незабываемых вечера, когда хор русского православного парижского собора под управлением Петра Спасского унес слушателей через пение Святой Руси к вратам рая».
Незадолго до этого выступления, в 1965 году в Свято-Александро-Невском соборе П. В. Спасского чествовали по случаю 50-летия его служения регентом. Божественную литургию и благодарственный молебен после нее совершил архиепископ Георгий в сослужении духовенства при протодиаконе Василии Дягтереве. Пело два хора: архиерейский -под управлением юбиляра, которого на молебне заменил Е. И. Евец, и финский хор из собора в Иоенсу, специально приехавший на юбилей. Юбиляру были вручены икона Вознесения от Казачьего союза, Георгиевских Кавалеров и Атаманцев и икона прп. Сергия и Германа Валаамских от финского хора. О. Петр Струве огласил длинный список писем и телеграмм, полученных к юбилею со всего света - от духовенства, общественных организаций, хоров, регентов, артистов, композиторов и частных лиц.
В 1968 году П. В. Спасский стал болеть сердцем, но скрывал свой недуг и продолжал ревностно служить на клиросе. В апреле, в Великую среду, после богослужения, во время которого он в последний раз исполнил песнопение «Чертог Твой вижу, Спасе мой, украшенный», ему стало плохо. Его отвезли в клинику, а через месяц в дом для выздоравливающих около г. Дре, где он отошел ко Господу 30 мая, в день праздника Вознесения Христова.
В связи с известными событиями «мая 68-го» въезд в Париж был запрещен, транспорта не было. Отпевание совершено было в Успенской кладбищенской церкви в Сент-Женевьев-де-Буа и погребение на местном русском кладбище. Отпевание совершил еп. Мефодий в сослужении прот. А. Чекана, прот. А. Ергина, прот. Н. Оболенского и протод. М. Стороженко, при пении хора в составе 26 певцов под управлением Е. И. Евеца. Перед отпеванием о. А. Чекан произнес слово о почившем перед многочисленными молящимися, которые сумели в эти трудные дни, употребляя всевозможные способы передвижения, приехать, чтобы сопроводить молитвами и пением новопреставленного чтеца Петра. Вечная ему память.
Париж © Русская мысль, № 4253, 14 января 1999 г.
Статья Н. П. Спасского об отце, а также сведения об авторе любезно представлены в редакцию альманаха музыковедом Светланой Георгиевной Зверевой, за что редколлегия альманаха выражает ей свою искреннюю признательность. Николаем Петровичем Спасским получено согласие редакции «Русской мысли» на публикацию статьи в нашем альманахе.
В текст мною внесены незначительные изменения, приводящие написание к современной литературной норме или устраняющие неточности и опечатки оригинала.
Николай Петрович Спасский - сын Петра Васильевича Спасского и Таисии Васильевны Спасской, урожденной Петровой - родился в 1935 году в Финляндии. В трехмесячном возрасте переехал с семьей во Францию. Учился в Русской гимназии в Париже. Служил чтецом в Александро-Невском кафедральном соборе в Париже. Активный член братства иподиаконов и прислужников при указанном соборе. Окончил Государственный химический институт в Париже (1957). Специалист в области химии полимеров. Доктор наук. Видный специалист по церковному пению. Один из организаторов и секретарь Общества ревнителей церковного пения - ассоциации изучения русского литургического пения во Франции (1969-1970). С 1984 года регент церковного хора храма св. Николая Чудотворца в г. Булонь-Бийанкур (предместье Парижа). Посвящен в иподиаконы. Некоторое время был регентом церковного хора храма св. Александра Невского и преп. Серафима Саровского в г. Льеж (Бельгия). Иконописец-любитель (учился у Г. В. Морозова и у Л. А. Успенского). Член общества «Икона» в Париже (1972). С 1979 года вице-председатель общества «Икона». Проживает в предместье Парижа (г. Севр).
ЛИТЕРАТУРА
1. Русская мысль 1965. № 2656.
2. Русская мысль 1968. № 2691.
3. Вздорнов Г., Залесская 3., Лелекова О. Обще
4. http://zarubezje.narod.ru/kl/k_037.htm.
5. Ы1р: //кНгоБ. ги/ stat/spasskij.html
ство «Икона» в Париже: В 2 т. Т. 1. М.; Па
риж: Прогресс-Традиция, 2002.
Публикация Т. Рудиченко