Научная статья на тему 'НИКОЛАЙ ПИРОГОВ ОБ ИДЕАЛЬНОЙ ЖЕНЩИНЕ И ЖЕНЕ, КОТОРАЯ ПОЛЮБИЛА БЫ ЕГО ДЕТЕЙ, КАК СВОИХ'

НИКОЛАЙ ПИРОГОВ ОБ ИДЕАЛЬНОЙ ЖЕНЩИНЕ И ЖЕНЕ, КОТОРАЯ ПОЛЮБИЛА БЫ ЕГО ДЕТЕЙ, КАК СВОИХ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
213
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИРОГОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ / ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ И ЖЕНЫ / ЕЛЕНА БЕРЕЗИНА / АЛЕКСАНДРА БИСТРОМ / ПРОФЕССОР ИВАН МОЙЕР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абдулхабиров Магомед Абдулхабирович

На основании многочисленных писем Н.И.Пирогова автор акцентирует внимание на сложные и строгие взгляды гениального Николая Ивановича на женщину вообще и на будущую жену, в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NIKOLAI PIROGOV ABOUT IDEAL WOMAN AND WIFE WHO LOVED HIS CHILDREN AS HER OWN

According to numerous N.I.Pirigov’s letters the author focuses on complicated and strict point of genius Nikolai Ivanovich’s view on women in general and on further wife in particular

Текст научной работы на тему «НИКОЛАЙ ПИРОГОВ ОБ ИДЕАЛЬНОЙ ЖЕНЩИНЕ И ЖЕНЕ, КОТОРАЯ ПОЛЮБИЛА БЫ ЕГО ДЕТЕЙ, КАК СВОИХ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Доцент Абдулхабиров Магомед Абдулхабирович

Российский университет Дружбы Народов Медицинский институт Кафедра травматологии и ортопедии

НИКОЛАЙ ПИРОГОВ ОБ ИДЕАЛЬНОЙ ЖЕНЩИНЕ И ЖЕНЕ, КОТОРАЯ ПОЛЮБИЛА БЫ ЕГО ДЕТЕЙ, КАК СВОИХ.

Docent Abdulkhabirov Magomed Abdulkhabirovich

Peoples' Friendship University of Russia Institute of Medicine Department of Traumatology and Orthopedics

NIKOLAI PIROGOV ABOUT IDEAL WOMAN AND WIFE WHO LOVED HIS CHILDREN AS HER OWN

DOI: 10.31618/ESSA.2782-1994.2021.5.75.180 Аннотация. На основании многочисленных писем Н.И.Пирогова автор акцентирует внимание на сложные и строгие взгляды гениального Николая Ивановича на женщину вообще и на будущую жену, в частности.

Annotation. According to numerous N.LPirigov's letters the author focuses on complicated and strict point of genius Nikolai Ivanovich's view on women in general and on further wife in particular

Крылатые слова. Пирогов Николай Иванович. Образ женщины и жены. Елена Березина. Александра Бистром. Профессор Иван Мойер

Key words. Pirogov Nicolay Ivanovich. Portray of woman and wife. Elena Berezina. Aleksandra Bistrom. Professor Ivan Moyer.

Введение. То, что Николай Пирогов -абсолютный гений в хирургии и анестезиологии, анатомической топографии, педагогике и патриотизме ни у кого не вызывает ни у кого никаких сомнений (Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что Николай Пирогов -абсолютный гений в хирургии, анатомической опографии, анестезиологии, педагогике). Н.И.Пирогов мог бы стать великим писателем, если бы служил литературе так же преданно, как хирургии и анатомии! (Если бы Н.И. Пирогов служил литературе так же преданно, как хирургии и анатомии, он мог бы стать великим писателем). Для меня, возможно и многим другим тоже, стало открытием и откровением то, что Николай Иванович обладал огромным талантом в эпистолярном жанре, а также уникальным ученым со своими особенными взглядами на создания семьи в частности и в требованиях к женщине, вообще. (Талант Николая Ивановича в эпистолярном жанре стал для меня открытием, а его взгляды на создание семьи и особенные требования к женщине - настоящим откровением). Попробуем понять и принять Николая Ивановича таким, каким он сам себя характеризовал в своих многочисленных письмах и желал найти жену, которая приняла бы его таким каким он является на самом деле. (Попробуем понять, каким был взгляд Николая Ивановича на самого себя и каким характером должна была обладать его избранница). Трудной и утомительной будет наша задача, если займемся подробным анализом всех писем

Пирогова, ибо в полном собрании они составляют большую книгу. (Сохранилось большое количество личных писем Н.И.Пирогова и в полном собрании сочинений они занимают значительную часть). Поэтому попытаюсь поведать о личностных акцентах в письмах гения. Что же мы можем узнать о характере гения в его письмах?

В самом начале мы должны согласиться с постулатом о том, что гении не бывают покладистыми. Аморфными, угодливыми, уродливыми, угождающими, казенными, стандартными, святыми, послушными,

аплодирующими, наклоненными, бесхребетными и безошибочными. И этот императив поможет нам не стать критиками гения, ибо не в этом наша миссия.

Безусловно, пироговская категоричность, честность и откровенность не будет понята и принята поколениями ХХ1 века, где однополые браки, гей-парады, проституция и так называемые «гражданские и временные браки на час», «браки на время презентации и путешествия» приобретают региональные, государственные, моральные и даже глобальные дозволения, одобрения, поощрения, популярность и притягательность. Религиозные браки типа «никах-уль-мута» на час, на суточное сожительство тоже становятся популярными, особенно в период военных конфликтов и в среде мигрантов. Такая аморальность не могла быть воспринята Пироговым никогда и ни при каких условиях. Такая аморальность в тандеме с дебилизацией не могла быть воспринята Пироговым никогда и ни при каких условиях. Не

стыдно стало быть прости тутами и проститутками. Культ сексуальной неразборчивости и распущенности, остервенело насаждаемый «либералами» США и Европы с участием СМИ и телевизионных каналов, были бы абсолютно противными духу и душе чистейшего и честнейшего ученого, каким был Николай Пирогов. Распущенные, бессовестные и бездарные типажи, что голыми фотографируются на фоне православных храмов отвратительны и противны анатомической, физиологической, нравственной, моральной архитектонике Николая Пирогова. И не только ему. Времена, когда отрицают половую, национальную и культурологическую особенность человека, не могла быть никогда приемлема для Николая Ивановича Пирогова.

К женитьбе тоже Николай Иванович относился не менее и даже более серьезно, более продуманно и более взвешенно, нежели к анатомии, хирургии и педагогике. Пирогов искал не просто жену, а друга и единомышленника на всю жизнь, искал со всей осторожностью и страстностью, ибо он сильно страдал от одиночества.

То ли век измельчился или же люди утеряли традиции эпистолярного жанра с глубокими размышлениями о жизни, но ощущается в обществе торопливость во всем, безапелляционность в суждениях и поспешность в деяниях. Бездумье и даже безумие приобретают прописку в политике, экологии, морали и поведении, что не может не привести к человеческому несчастью, локальным, региональным и даже глобальным бедам. Пора бы сбавить скорости одурения, обнуления и обнищания духа и совести! «Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее! Вы тугую не слушайте плеть! Но что-то кони мне попались привередливые. И дожить не успел, мне допеть не успеть». (Владимир Высоцкий). Писем уже не пишут и все перешли на СМС-приветы.

При этом, годы не так уходят, как и прежде: они улетают, исчезая в дешевых спорах и губительной вражде; десятилетия исчезают как песок в песочных часах, что были и ещё сохранились кое-где в предоперационных для контроля за временем мытья рук хирургами и операционными сёстрами. Эти минуты для сосредоточенного размышления о предстоящей операции очень важны для хирурга.

И мысли вновь о гениальном Николае Ивановиче Пирогове.

Гении свыше наделены стать и быть личностями. И наша задача не обсуждать и не осуждать их поступки, не искать ухабы в их мыслях и чувствах. «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, то будущее выстрелит в тебя из пушки» (Расул Гамзатов). Наша задача понять гения, потычь(?) его эпоху, принять его со всеми его «Пороками», Пророчествами, Пристрастиями, Особенностями, Уклонами и Отклонениями.

... Николай Иванович Пирогов был особенно уникальным в принципах создания семьи и

семейного комфорта. Безусловно. Для поколения, которому по первому каналу Российского телевидения ежевечерне рассказывают пошлые анекдоты и выясняют, кто от кого зачат, трудно понять аскетизм и нравственный кодекс Н.И.Пирогова и его времени, ибо это диаметрально противоположные полюса человеческого бытия на Земле.

«У меня нет друзей. В этом отношении я совершенно одинок на свете. Одних я слишком мало уважаю, других почти презираю, третьи не умели мне совершенно довериться вначале и тем не успели получить и мою доверенность. У меня есть несколько приятелей, ни одного неприятеля (это неверно, ибо недругов, доносчиков и даже клеветников, которые его считали психом, эгоистом, экспериментатором... даже у него тоже было немало - М.А.). Многие, правда, думают, что они мне неприятны, но я в душе, видит Бог, желаю им добра и готов его всегда сделать, если оно только не противоречит долгу и обязанности. Чтобы быть моим другом, чтобы заслужить полную мою доверенность, для этого нужно многое, чего я ни в одном из моих приятелей не нахожу. Я самолюбив и горд, но не суетен. Суетность для меня презрительна, я вооружаюсь против нее всею силою воли, как скоро замечаю ее движения... На тебе я женюсь решительно бескорыстно.» (Н.И. Пирогов. Из письма к будущей жене Александре Бистром. 10 марта 1850 г.). Пирогов не называл врагов врагами. Он говорил о них: «Люди, считающие меня врагом.они ничего не знают выше личности». Снисходителен?

К женитьбе Николай Иванович отнесся не менее и даже более серьезно, честно, продуманно и взвешенно, нежели к анатомии, хирургии и педагогике. Ему нужна была женщина, которая посвятит свою жизнь для водворения спокойствия в его душе. Она не должна ни в чем сомневаться, а должна понять и принять высокое предназначение мужа. К 30 годам Пирогов уже пять лет возглавлял профессорскую кафедру. Шестнадцать часов в день он работал. Он создал Анатомический институт (впервые в мире). Он вознёс анатомию на пьедестал медицины. Тысяч(а) вскрытий в год(у). А дома пожилая латышка Лена создавала ему видимость домашнего уюта, но он мечтал о подруге. Вспоминал он девушек, которых встречал в доме Мойера. И однажды побывал даже на молодежном бале, но был в ужасе от танцев и развязности девиц и поэтому ушел с бала. «Супружеское счастье человека образованного и с чувством тогда только может быть совершенно, когда жена вполне разгадает и поймет его». «Знай же - наука составляла с самых юных лет идеал мой; истина, составляющая основу науки, сделалась высокою целию (целью - М.А.), к достижению которой я стремился беспрестанно.Благодарность моя к избранной мною науке не иссякает до конца моей жизни; я люблю науку, как может только любить сын нежную мать». Этой бы пироговской серьезности при создании семьи всем молодым по

всему миру, чтобы счастливых, благополучных семей стало больше, нежели несчастных! И мало было бы разводов, сирот, брошенных детей и искалеченных судеб.

Даты из биографии. Для понимания судьбы Н.И.Пирогова приводим некоторые даты из его биографии. Родился он в Москве 13 ноября 1810 г. в многодетной семье тринадцатым ребенком. Студент МГУ в 14 лет. При поступлении в МГУ (24 сентября 1824 г.) с Николая Пирогова потребовали расписку: «Я, нижеподписавшийся сим объявляю, что я ни к какой масонской ложе и ни к какому тайному обществу ни внутри империи, ни вне ее не принадлежу и обязываюсь впредь к оным не принадлежать и никаких сношений с ними не иметь. В чем и подписываюсь. Студент медицинского отделения Николай Пирогов». Таковы были времена и требования, ибо происхождение Вселенной в МГУ изучали по Библии. Философию профессор М.М.Снегирев преподавал церковную, а знаменитый терапевт М.Я.Мудров говорил студентам о том, что «если лекарственные травы не помогают при тифе, то следует обращаться за помощью к Иверской иконе божьей матери - это средство обязательно подействует».

Первая любовь. Будучи студентом, Николай влюбился. «Предметом моей платонической любви была стройная блондинка с тонкими чертами, чрезвычайно мелодическим и звучным голосом и голубыми улыбающимися глазами. Эти глаза и этот голос, сколько я помню, и пленили мое сердце. Чем же обнаружилась моя первая любовь? Во-первых, тем, что во всякое свободное время я летал, хотя и пешком, из Кудрина к Илье-пророку на Басманную. Во-вторых, не упускал при этом ни единого удобного случая, чтобы не завить волосы барашками. В-третьих, я не упускал также случая, чтобы не поцеловать тонкую, нежную руку, как, например, играя с нею в мельники, в фанты и подавая ей что-нибудь со стола; и однажды, - о блаженство! - когда я хотел поцеловать ее руку, подававшую мне бутерброд, она загнула ее и поцеловала меня в щеку, возле самых губ».

Это была Наталия Семеновна Лукутина, дочь крупного московского фабриканта, крестного отца Пирогова. Была она двумя годами старше Николая Ивановича и до конца жизни сохраняла написанные Пироговым листки с немудреными загадками и плохенькими стихами. Николаю Ивановичу нравилось пение Наталии Лукутиной; особенный восторг вызывал у него французский романс, слова которого ему льстили и вызывали слезы восторга: «Вы идете к славе, мое сердце печально следует за вами; ступайте в храм бессмертия, но не забывайте меня». Об этом Пирогов вспомнит в «Дневнике

старого врача». О женитьбе тогда студент Коля Пирогов не думал, ибо «она была невеста известной в Москве фамилии почетного гражданина, прежнего миллионера, а я - мальчишка без средств, бравший иногда подаяние от ее отца».

Женился на Е.Д.Березиной в 1842 г. в возрасте 32 лет. От этого союза родились двое сыновей: Николай в 1843 г. и Владимир 5 января 1846 г., а 25 января 1846 г. после родов умерла Е.Д. Березина -жена Н.И. Пирогова. 8 июня 1847г. Н.И. Пирогов выехал на Кавказский театр войны. Вернулся в Петербург в декабре 1847 г. Женился в возрасте 44 лет в декабре 1855 г. на А.А.Бистром, с которой познакомился в ноябре 1850 г. Письма к Александре Антоновне продолжались в течение многих лет, они представляют особую ценность для понимания жизненных, нравственных и семейных принципов Н.И. Пирогова.

Пирогов Н.И. самоотверженно работал хирургом в Крымской войне (ноябрь 1854 г. -декабрь 1855 г.), но в 1856 г. его уволили из Медико-хирургической академии, хотя великому хирургу в то время исполнилось всего 45 лет. 1856 г. (сентябрь) - Н.И.Пирогов - попечитель Одесского учебного округа. Уволил его сам царь всея Руси. 1858 г. (июль) - назначен попечителем Киевского учебного округа. 1861 г. (март) -уволили с должности попечителя. Император и чиновники вдоволь измывались над гением. И вспоминаются слова принца Датского, с гневом им произнесенные Гильденштерну: «Меня можно расстроить, но играть на мне нельзя!» (Гамлет, 1601 г.). Николай Иванович никогда и никому не позволял им «играть». Н.И.Пирогов переехал в село Вишня. 1962-1866 гг. - вскоре ему поручили работу в Европе в качестве куратора молодых русских ученых. В 1879-1881 годах Н.И.Пирогов работал над книгой «Дневник старого врача». В мае 1881 г. было грандиозное трехдневное чествование Н.И. Пирогова в Москве в связи с его 70-летием. 23 ноября 1881 г. Н.И. Пирогов умер в возрасте 71 год. Бальзамирован и похоронен в имении Вишня.

О Н.И. Пирогове. «Пирогов сделал хирургию наукой, открыл в ней новую эпоху... Не только замечательные открытия позволяют нам называть Николая Ивановича Пирогова своим учителем, но и его подвижническое трудолюбие, неутомимость в поиске, умение отстаивать свои взгляды, безупречная научная принципиальность и честность. Пирогов учит нас интересы дела, интересы общественные ставить выше личных, выше самолюбия и мелкого тщеславия. Он «положил себе за правило» открыто признаваться в своих ошибках и заблуждениях, чтобы каждое деяние «не противоречило долгу и обязанности», осуждал людей, не желающих понять, что «есть обязанности в обществе, которые требуют войны против личности. Широко известны примеры гражданского мужества Пирогова: его самоотверженная работа в осажденном Севастополе, где «возможность умереть возрастает.до 36 400 раз в сутки (число неприятельских выстрелов)», его поездка, уже стариком, на театр русско-турецкой войны. Многие годы отделяют нас от пироговского времени. Колоссальные изменения произошли с тех пор. Но и сегодня мы стараемся трудиться по Пирогову:

«Но и сегодня Пирогов остается примером для нас, для нашей молодежи» (Б.В. Петровский, лауреат Ленинской премии, действительный член Академии медицинских наук, профессор, министр здравоохранения СССР - 1965 г.).

«Народ, имеющий своего Пирогова, имеет право гордиться, так как с этим именем связан целый период развития врачебноведения (врачевания - М.А.). Начала, внесенные в науку (анатомия, хирургия) Пироговым, останутся вечным вкладом и не могут быть стерты со скрижалей ее, пока будет существовать европейская наука, пока не замрет на этом месте последний звук богатой русской речи» (Н.В. Склифосовский).

«Невольно останавливаешься на мысли, как много может сделать один человек, одаренный талантом и запасом энергии. Он, как высокий артист на сцене, не только в совершенстве исполняет свою роль, но действует возвышающим образом на окружающую среду, производит обаятельную атмосферу, в которой и другие, менее талантливые, артисты чувствуют подъем сил» (В.М. Флоринсикй).

«Пирогов был не только великим русским хирургом, он был вообще одним из величайших хирургов, и имя его в истории медицины всегда будет стоять наряду с именами величайших деятелей науки» (Немецкий медицинский еженедельник». С.Я.Штрайх. ЖЗЛ. Москва. 1933 г.).

«Пирогов был глубоким поборником науки, которая должна указать пути к оздоровлению населения (министр здравоохранения СССР профессор Н.А.Семашко).

Посвящение. «Почитая первой и священной обязанностью посвящать мое искусство на службу страждущему человечеству, я готов употребить и остальное от других моих занятий время на исполнение предлагаемой мне Вами должности консультанта по части оперативной хирургии при больницах: Градской, Обуховской и Св. Марии Магдалины».

Женитьба. Остановимся на принципах Н.И.Пирогова, которым он следовал при выборе спутницы жизни и совместной жизни в семье. Думаю, что это поучительно и познавательно для всех и на все времена. Пирогов искал не только женщину, но жену на всю жизнь; не просто жену, а друга и единомышленника. Искал со всей осторожностью и страстностью, ибо он сильно страдал от одиночества. Он по-настоящему жаждал «овладевшей всем существом сладкой потребности женской любви и семейного счастья». Он искал утешение в работе, но работа не вылечивает от одиночества; оно даже вредит работе и самочувствию. Дело лучше спорится, когда знаешь, что тебя ждут дома. Это аксиома жизни.

Н.И.Пирогов был чрезвычайно занят работой, наукой, хирургией, анатомией. Он не заводил знакомств, не посещал театр и не «развлекался» в обществе, в тусовках не принимал участие. «В

театре анатомическом невесты не подберешь» -писал его биограф Владимир Ильич Порудоминский. «Не имея от природы призвания к чувственным наслаждениям, не перенося пресыщения, я уже по этой одной причине должен был посвящать себя исключительно научным занятиям».

Во время стажировки на профессорское звание в Дерптском университете благороднейший профессор Иван Филиппович Мойер стал главным учителем и попечителем Н.И.Пирогова. По настоянию Екатерины Афанасьевны Протасовой (тещи И.Ф.Мойера), Николай Иванович пять лет жил в доме Мойера. «Если бы не она (Е.А.Протасова - М.А.), то здешняя жизнь еще бы скучнее и однообразнее для меня тянулась». В Дерпте Н.И.Пирогов блестяще защитил докторскую диссертацию по перевязке брюшной артерии при аневризме.

«Отношение Мойера к Пирогову сродни отношению Жуковского к Пушкину. Это отношение побеждаемого учителя к побеждающему ученику» (В.И. Порудоминский). Василий Андреевич Жуковский и Иван Филиппович Мойер дружили. Николай Пирогов жил в семье Мойера как свой человек. «Уже давно думал я, что мне следовало бы жениться на дочери моего почтенного учителя; я знал его дочь еще девчонкой; я был принят в семействе Мойера как родной. Теперь же мое положение довольно упрочено - почему бы не сделать предложение?». И письмом он обращается к Е.А.Протасовой: «Письмо было длинное, сентиментальное и, как я теперь думаю, довольно глупое». Отец (Мойер) и бабушка (Протасова) сожалели, ибо их Катя «уже обещала давно сыну Елагиной, а все обстоятельства и родственные связи благоприятствуют этому браку».

Дело было еще в том, что Катенька Мойер питала к профессии Пирогова отвращение и говорила, что «жене Пирогова надо опасаться, что он будет делать эксперименты над нею, ибо он делал тысячи опытов над живыми кошками, собаками и кроликами для изучения разных болезней у людей». «Кровь на лекциях Пирогова лилась ручьями, пачкая одежду студентов, и профессор никогда не обращал внимания на свою внешность и всегда носил белье сомнительной чистоты». (С.Я.Штрайх). Н.И.Пирогов переживал этот отказ остро и поэтому долго не решался жениться, полагая, что «человеку, избравшему своим идеалом служение науке, нельзя связывать себя семейными узами, это успеется». После такого отказа Пирогов уже не решался свататься к Екатерине Войковой - другой внучке Е.А.Протасовой. Вскоре Николай Иванович заболел лихорадкой, и у него было время для размышления. И вспомнил он Катеньку Березину -подругу Кати Майер. Молодой профессор был уверен, что найдет в ней хорошую жену.

Она происходила из старинной, родовитой дворянской семьи от князей Константина

Ярославовича - потомка Рюрика. В возрасте 32 лет (в ноябре 1842 г.). решился жениться и сделал предложение Екатерине Дмитриевне Березиной. В доме отца - картежного игрока Екатерина Дмитриевна страдала от семейных передряг. Отец был заядлым картежником. Березиных удивил странный способ объяснения Пирогова с невестой, приславшего большое письмо-трактат. «Друг нежный, неоценимый, об одном прошу тебя -изучай меня и себя, убедись сначала мыслью, что мы, как и всякий для себя, стоим этого, что это изучение, хотя трудное, но возможно, может открыть истинные отношения наши друг к другу, к другим, к свету. Как давно уже прилежным изучением себя я открыл в себе то, что без того для всех казалось во мне несуществующим, для меня самого - не очевидным и скрытым, и теперь, проникая глубже в этот извилистый лабиринт, в котором то мысли текут в стройном порядке, то чувства скрываются, скопленные в безобразные группы, то гнездятся хищные страсти, я открываю сладкое чувство упования. Приди же, мой ангел-хранитель, и полным благодатной теплоты дыханьем эдема содействуй к развитию неземного на почве, иссохшей от сомнений и безверия».

Потом он описал (зачем?) все свои приключения с девушками в юности и пояснения о любви в его понимании. «Не правда ли, такой взгляд на любовь производит на тебя, милой друг, неприятное впечатление. Тебе хотелось бы, чтобы она была вечна, неизменяема - поверь, она тогда перестает быть тем, что она есть, и чтобы достигнуть желаемой прочности, мы должны всегда соединить любовь с другим чувством, не столько сладким, но более постоянным; счастливы те супруги, которые постигли эту тайну соединения.». «Вообще всем холостякам, дожившим до 30 с лишком лет, делается с каждым годом труднее и труднее решение жениться. Я (после женитьбы) должен посвящать свое время, мои занятия не одному только любимому идеалу, столько лет услаждавшему мое нравственное существование. Знаешь ли, сами женщины, образованные, не без чувства, которых я спрашивал об этом, качали головой и не советовали мне жениться. Я терял с каждым годом приятную надежду».

«Жена ученого должна посвятить свою жизнь, чтобы отрадной улыбкой, нежным поцелуем и всеми, всеми обнаруживаниями (обнаружениями -М.А.) внутреннего чувства доказать своему избранному, что и она сочувствует вполне его стремлению, содействует всеми силами, всею мощностью любви достижению предназначенной цели, услаждая ласково привязанностью к домашнему быту тем невыразимым немецким «вешиШ» (уют, сердечность) все неприятности, встреченные на пути. Только при этих условиях, только при этом сочувствии и содействии, только при такой усладительной гармонии домашнего быта с отвлеченным стремлением к идеалу, я могу быть щастливым (счастливым - М.А.). Только при

этих условиях я найду поэзию в недрах семейства, как доселе находил ее в умственных изысканиях истины». «Без порядка, без всякой постепенности передаю тебе заветные тайны души. Начинаю с самого любопытного для тебя. Расскажу тебе о моих бывших отношениях к твоему полу, о моих взглядах на загадочное существо-женщину. Благодарность моя к Провидению и к тебе, бесценный друг мой, невыразима.».

Пирогов не стремится понять (изучить) избранницу, зато требует от неё изучить его. Эгоистично или он хочет, чтобы молодая девушка узнала его, взрослого человека, особенности характера? «Друг нежный, неоцененный! Об одном еще прошу тебя - изучай меня и себя, убедись сначала мыслью, что мы, как и всякий для себя, стоим этого, что это изучение, хотя трудное, но возможное, может открыть нам истинные отношения наши друг к другу, другим, к свету». «Развывшись слишком рано, одаренный от природы чувством в избытке, окруженный родными женщинами, я уже давно начал думать о женщинах. Мне не было еще 17 лет, как я влюбился в одну дальнюю родственницу. В «Дневнике старого врача» Н.И.Пирогов вновь вспоминает о своей платонической влюбленности в Наталью Лукутину - в дочь своего крестного отца: «Предмет моей любви пел очаровательные два французских романса, из которых один: «Vous allez a la glorire» -«Вы шествуете к славе» я не мог слушать без слез . О взаимности, конечно, не могло быть и речи. Она была девушка-невеста известной в Москве фамилии почетного гражданина, тогда еще владевшего довольно хорошими средствами (прежнего миллионера); я - только что кончивший курс в университете, без средств и бравший иногда подаяние от ее отца. и знаешь ли, что скажу тебе? Она была похожа на тебя, те же нежные, тонкие черты лица, те же светло-русые волосы, те же глаза, напоминающие небо, уста, сотворенные для поцелуя, эфирная поступь - все это, теперь помню, приводило меня каждый раз в какой-то неизъяснимый восторг, когда я устремлял на нее мой взор, всякий раз, когда я брал ее руку, тихий, сладостный трепет пробегал во мне, вблизи ее я чувствовал себя невыразимо счастливым. Не знаю, замечала ли она это, она была старее меня, но думаю, что, несмотря на мой возраст, она не совсем была ко мне хладнокровна; как теперь помню, я приходил в прекрасное весеннее утро, когда она спала еще, в сад, садился перед окнами ее спальной, мечтал об ней, вздыхал и о чем-то плакал». Изысканный язык и высокий литературный слог!

«Сладки были эти слезы! Через 15 лет после того только теперь, смотря на тебя, однажды у меня показались в первый раз слезы, подобные тем. Зачем я не дал воли им течь, как они хотели, зачем?! Я все ещё думаю об этом сходстве между тобой и ею. Верно, в душе моей, при самом первом ее развитии, уже сформировался милый образ, который должен был, некогда осуществившись, слиться в одно с собственным и моим; чем более

припоминаю прошедшее, тем более нахожу, что всегда все очерки лица, сходные с твоими, мне нравились неизъяснимо. Кто разгадает тайны сердца?

.. .Твердо уверен, что всякая любовь непрочна; а я, напротив, твердо уверен, что всякая любовь в женщину основана преимущественно на наружности; я разумею под этим словом не одно лицо, но все, что действует на наши наружные чувства: можно ли влюбляться в одну добродетель, в поступки, пленительное обращение? Мне скажут, есть тысячи примеров тому; но та же эта любовь, то же ли сладкое упоительное чувство, которое разливается от одного взгляда, от одного прикосновения по всем нервам? Льется ли в отвлеченной любви струя неведомой силы из очей обожаемой женщины; ищут ли беспристрастной встречи глаза уста? Разливает ли живительную теплоту по телу прикосновение руки?» ... «Не правда ли, такой взгляд на любовь производит на тебя, милый друг, неприятное впечатление? Тебе хотелось бы, чтобы она была вечна, неизменяема, -но поверь, она перестает быть тем, чем она есть, и чтобы достигнуть желаемой прочности, мы должны всегда соединять любовь с другим чувством, не столько сладким, но более постоянным; счастливы те супруги, которые постигли эту тайну соединения!».

Абсолютно уверен (повторюсь), Н.И.Пирогов мог бы стать великим писателем, если бы служил литературе так же преданно, как хирургии и анатомии! У него богатый, изысканный, литературный язык. «Есть и такие чересчур образованные мужья, особливо между немцами, которые думают, что всякая женщина слишком ограничена, чтобы постигнуть всю важность их цели, и определяют ей единственный удел - кухню и погреб - и, благодаря благодетельным распоряжениям судьбы, как то часто случается, что и жены их твердо убеждены в том, что кухня, погреб и, разве еще спальня, составляют самый удобный приют для женских добродетелей, почерпнутых из поваренных книг, сравнительного созерцания расходных тетрадей и пр., пр. Но я не хотел бы, однако, иметь такую женщину, которая бы не только не хотела вникнуть в мои действия, которая бы не захотела примениться к ним, узнав сначала вернее идею или идеи, которые я преследую, проходя по извилистой тропе общественной жизни... Но судьба сделала все по-своему; я не утерпел и влюбился, я теперь слеп, и это-то внутреннее сознание моей слепоты наводит на меня мучительное сомнение о будущем моем счастии (счастье - М.А.). Меня пленило в тебе не внутреннее убеждение, что ты поймешь меня, но что-то необъяснимое милое, невыразимо прелестное в существе твоем, чистота души твоей, светлый взгляд на жизнь, твердость и уверенность, с которой ты, слабое, неопытное существо, выступаешь на ее поприще; ах! В женщине не до оценена эта свежесть чувств, эта безоблачность взгляда, напоминающего светлое небо, - я забыл

все, все и решился за блаженство, которое я нахожу возле тебя, пожертвовать всем, что составляло поэзию моей жизни, за счастие (счастье - М.А.) обладать тобою, решился быть несчастным чрез удаление от моего назначения. Ты видишь теперь, люблю ли я тебя и какой любовию (любовью -М.А.) люблю тебя? ... Любовь научит тебя. Я верю в это... И спокойный представлю руль моей будущности такому кормчему, как ты, мой бесценный друг, наставляемый любовью!".

Великий хирург испытал высочайшие чувства возвышенной любви! Это потрясает и ещё более приближает гения к вечности. Поистине, счастливы те, кого в земной жизни посетила чистая любовь! Но тяжело было на сердце у Екатерины Дмитриевны после прочтения громадного послания жениха. Это был манифест о семейной жизни в понимании Пирогова, где он был на пьедестале, а жена возле живого памятника, который она должна понимать и обожать. Невеселую картину рисовала его исповедь. Свадьба несколько раз откладывалась по разным причинам. Женитьба совпала с его переходом из Дерпта в Петербургскую Медико-хирургическую академию. Это был период осуществления его научных идеалов и борьбы с представителями прошлого в науке. Против Пирогова строили козни, и даже в журнале «Северная пчела» некий Фаддей Булгарин публиковал пасквили. Это было подло, коварно и фальшиво.

Все это вредило здоровью Н.И.Пирогова и отразилось на его отношении к жене, которая позавидовала Екатерине Мойер, отказавшейся от брака с знаменитым профессором. Она не смогла успокоить смятенную душу Николая Пирогова, и он стал винить жену в безучастном отношении к козням в его адрес на его работе. И она плакала от этих незаслуженных упреков, а он до поздней ночи уходил в свои анатомические бани. Ожидаемого счастья в семье Пироговых не наступило. Родные и приятельницы редко посещали ее, ибо обстановка в их семье была суровая, аскетическая. Пирогова дружила только с переводчицей Ахматовой, которая вспоминала о «несколько деспотическом взгляде» Н.И.Пирогова на женщин. «Он желал, чтобы жена его не бывала на балах и даже в театре, чтение романов, и короткое знакомство с кем бы то ни было он тоже запрещал». После рождения второго сына (5 января 1946 г.), Екатерина Пирогова умерла в страшных муках в возрасте 24 лет от роду.

Огонь-Даганская Е.И. И вскоре Н.И.Пирогов напишет своей приятельнице Е.Н.Огонь-Доганской: «Ее уже нет! Уже нет матери моих бедных двух сыновей! Она оставила меня так скоро, так неожиданно, что я еще не могу свыкнуться с этою мыслию (мыслью - М.А.), что я оставлен, я овдовел и осиротел; куда не посмотрю, так живо, так умилительно напоминает мне ее: вот комната, которую она сама убирала.какая участь предстоит им (сыновьям - М.А.) - провести первые годы своей жизни без материнских попечений, не

иметь перед собою матери, и какой еще матери: это горько, это так горько, что я не знаю, может ли в жизни человека встретиться что-нибудь горше, как провести свою юность без матери, говорят, что достойны сожаления только те, которые оплакивают смерть близких своему сердцу, а не те, которых оплакивают; но я плачу не за себя одного и не за одних детей; я плачу тоже и за ту, которую оплакиваю: ей еще хотелось пожить; за несколько недель она, проснувшись поутру, сказала мне, что она проплакала целую ночь, ей вдруг стало страшно умереть и покинуть Колю, она его привязала к себе и целовала и обнимала, как будто предчувствовала, и так жизнь ей была мила.Грустно, грустно, невыразимо грустно. Надо было иметь лошадиные нервы, чтобы хладнокровно видеть мучения, которые предшествовали смерти; ужасное воспаление мозговых оболочек развилось на десятый день после родов, с корчами, с раздирающим душу криком, с бредом; и, между тем, сознание не было еще совершенно уничтожено; она узнавала и меня, и предстоящих.. .Я знаю, вы ее любили и вам верно будет так же, как и мне, приятно горько поговорить о ней. Воспоминание - лучший памятник, возжигаемый нами усопшим; пусть в воспоминании заключается откровение бессмертия души; пусть воспоминание передает сыновьям моим прекрасные черты из жизни их матери; пусть они со временем узнают, что, несмотря на суровость судьбы, на нравственные огорчения, совершившиеся перед ней в самые восприимчивые дни детства и юности, она умела сохранить и нежное чувство, и светлый взгляд на жизнь».

«Я был эгоистом и не прилагал труда узнать ее, полагая, что я ее и так хорошо знаю, что душа женщины гораздо проще, мотивы ее известнее» -запоздалое прозрение ученого, полюбившего анатомию больше, нежели супругу. «... Я не доверяю ни людям, ни обстоятельствам до тех пор, пока не решится; особливо в предстоящем случае можно ли положиться на нрав человека, который меняется каждый день?». « .Если сам не задушишь твердою волею и размышлением о необходимости бедствий жизни, то они тебя задушат». Смерть жены и пересуды о семейной жизни тяжело отразились на Николае Ивановиче. Он не мог продолжать своих ученых исследований, перестал посещать клинику и больницу, прекратил чтение лекций.

Бистром А.А. (вторая жена Н.И. Пирогова). Четыре года вдовел Н.И.Пирогов. Воспитанием детей и хозяйством занимались его сестры и мать. Он пытался найти новую спутницу жизни. Женщина, призванная радостям и тревогам жизни Николая Ивановича, должна была стать матерью его детей от первого брака. Идеал такой женщины был основательно продуман, и главные черты его были изложены в большом очерке «Идеал женщины», которым зачитывались по всей Руси, и даже декабристами в Сибири. Генеральша Евгения Федоровна Козен познакомилась с Н.И.Пироговым

через живописца и портретиста Фёдора Антоновича Моллера; она и познакомила Николая Ивановича с его будущей второй женой, 20-летней Александрой Антоновной Бистром, своей двоюродной сестрой. И снова огромное письмо (трактат), переданное генеральшей своей молодой кузине... «Только два рода людей не задают себе вопросов при вступлении в жизнь. Во-первых, те, которые получили от природы жалкую привилегию на идиотизм. Во-вторых, те, которые, подобно планетам, получив однажды толчок, двигаются по силе инерции в данном им направлении. Оба эти рода не принадлежат к исключениям в обществе, но и не могут считаться правилами». За четыре года были написаны много писем, больших и обстоятельных, о разных формах семейной жизни. Чаще он писал ночью. Письма поучительные, приведем лишь краткие выдержки из 15 писем (снова трактаты-проповеди) Н.И.Пирогова до женитьбы и всего лишь 2 письма после венчания.

«Кто я? Кто ты? Нас разделяет глубокая пропасть времени, в которую свален весь дрязг, накопленный опытом. Мы подали друг другу руки над этой пропастью. И нельзя перетянуть меня на твою сторону. Твой край выше. Напрягаясь через силу, сама можешь упасть в пропасть. Итак, с Богом ко мне, ко мне, на мою сторону, смелей! Я понимаю, что тебе страшно сделать salto mortale (это смертельный прыжок - М.А.), да если бы и чужая была, такой скачок не шутка; можно упасть обоим. Надобно подумать, рассчитывать силы, узнать хорошенько и себя, и тебя. Делать мостик через эту пропасть и некогда, и неверно. Будь особливо осторожна со мною вначале, в первые месяцы брака. Сомнения, мысли о будущем невольно теснятся в голове, я должен собрать всю энергию воли, чтобы преодолеть их; но, борясь внутренне с собою, я делюсь раздражительным ко всему окружающему, и в это время неосторожная ошибка, незначащий разговор, который в другое время не сделал бы на меня никакого впечатления, вызывает целую вереницу самых черных мыслей. Если хочешь сделать наш союз счастливым, покажи полное и безусловное доверие ко мне, к моим взглядам, моим убеждениям, отдайся мне вполне, чтобы никто не был между нами судьею (судьей - М.А.) и ценителем наших действий. После, победив меня этим доверием, ты убедишься, в какой степени и я снисходителен к той, к которой получил доверие чрез ее доверенность ко мне. Вот тебе самое верное средство гармонировать со мною. Таков я и готов его всегда сделать, если оно только не противоречит долгу и обязанности. Чтобы быть моим другом. Тебе предстоит возможность сделаться моим настоящим другом, в тебе я чутьем нахожу эту способность и поэтому заключаю с тобою вечный союз; но от тебя теперь зависит осуществить эту мысль, если захочешь воспользоваться уроком моего самопознания. Я самолюбив и горд, но не суетен. Суетность для меня презрительна, я вооружаюсь против нее всею силою воли, как скоро замечаю ее движения. На

тебе я женюсь решительно бескорыстно. Я испытывал в этом отношении и глубоко мое сердце. Четыре года вдовства я многое передумал. Сначала я было решился не иначе жениться, как взяв капитал с женою. Если она вышла за меня замуж, будет от меня требовать, чтобы я удовлетворял ее потребностям, ее капризам, а у меня не будет к этому достаточных средств, то это значит наложить на себя такое бремя, от которого беспрестанно стонать и охать. Исполнение моих обязанностей относительно общества я ставил выше всех семейных - это было когда-то моею религией.. .Старайся, когда заметишь во мне эти мысли («вера моя недостаточна»), уничтожить их твоею верою и твоим вдохновением. Не пугайся меня в минуты моих сомнений, когда сердце мое холодеет; когда чувство прячется в глубину, безмолвием и сумрачным взглядом выражается тоска и грусть души. Знай, что нежность твоя всегда будет в силах расшевелить эту грустную душу, рассеять мрак, одушевить, согреть и осенить. Я это знаю, я это чувствую; не забудь, что в твоих руках теперь лежит все, что привязывает еще меня к здешней жизни.» (9 марта 1850 г.). И вновь Н.И.Пирогов требует, чтобы она его понимала.

«Все, что я пишу в моих письмах, пишу только для одной моей жены и надеюсь, что никто, кроме ее одной, не будет читать моих писем; так же, как и твои, должны быть писаны только для меня одного». (Надеюсь, что Николай Иванович и Александра Антоновна по истечении 170 лет уже иного, простительного мнения - М.А.) «.Нет других средств быть настоящим христианином, кроме трех: веровать, уповать и любить. Но в практической жизни нужно показать средства: как защитить веру от сомнений, как уповать без страха, как любить без пристрастия. Вера, упование и любовь должны непременно осуществлять и осенять каждого последователя этого учения; без этих трех свойств души нельзя быть истинным христианином.» (11 марта 1850 г.).

«Я не всегда одинаков, не всегда терпелив, не всегда хладнокровен и снисходителен, каким должен быть настоящий наставник. Иногда внешние, от меня не зависящие обстоятельства, болезни, неудачи выводят меня из моей настоящей колеи. Я уже, кажется, несколько раз писал и говорил, что есть минуты, в которые я думаю низко и худо, завидую, горжусь, не люблю, презираю, злюсь, сомневаюсь страшно; за эти минуты я считаю себя бездельником и даже подлецом.Так я, разгорячаясь за поступок кого-либо другого, который мне кажется глупым или скверным, готов наговорить тьму дерзостей. О, мне нужно еще много Веры, Упования и Любви. Чтобы очистить дух мой и сделать достойным бессмертия. Ты мне так мила, что я желал бы в тебе не видеть ни одного несовершенства, даже и орфографического.». (29 марта 1850 г.)

«Ты лежишь у меня на душе. Я предпринял жениться на тебе с твердым намерением, во что бы то ни стало, сделать тебя счастливою. Ты знаешь,

как нас Бог свел и как мы скоро сошлись. Узнав тебя, я был слишком счастлив и слишком восхищен, чтобы рассмотреть во всех подробностях, в какой мере я способен сделать тебя счастливою. Хотя не мы делаем счастливыми других и себя, а тот, кто выше нас. Он сам видит, я всеми силами тщусь возложить на Него мое упование. Враги обыкновенно образуются из завистников. Говорят, что у меня также есть неприятели, но отчего? Чему бы им было во мне завидовать? Правда, когда я был моложе, то имел о себе довольно высокое мнение, хотя никогда слишком высокое; но теперь, когда я открыл в себе столько слабостей и несовершенств, я вовсе о себе небольшого мнения; правда, дорожу моими убеждениями, купленными дорогою ценою трудов, дум, горьких заблуждений и обманутых надежд; но не навязываю никому моих убеждений и тогда только держусь их, когда мне нужно действовать, и ответственность за мои поступки лежит на мне самом. Я ни от кого не отбивал хлеба, а то, что сам достаю, право, не так много, чтобы возбудить совесть. Завидовать можно только счастливым, а мое счастие (счастье -М.А.), право, не таково, чтоб ему завидовать, по крайней мере, оно не должно быть велико в глазах тех, которые ищут совсем другого счастия (счастья - М.А.). Не щадят даже моих чувств, клевещут и на мой семейный быт. Может быть, именно оттого, что я не дорожу мнением, считаю его мнением черни, и еще более, может быть, оттого, что я показываю нередко, что не дорожу . Но было время, когда я, любя так же, как и теперь мое призвание, любил еще и страстно мою отчизну, мечтал, что в ней найду самое живое участие и сочувствие к моему стремлению быть ей полезным (как все молодые люди, которые мечтают, чувствую в себе и энергию, и способность быть им полезным). Не любя ничего делать вполовину, я составлял планы нововведения, с жаром и самоутверждением искал распространить их. Неопытный, я не знал еще всех скрытых пружин механизма, управляющего обществом, и, разумеется, обманулся в моих надеждах. Все-таки я не жалею о потерянном времени на эти попытки и думаю, что имею некоторое право на благодарность России; если не теперь, то, может быть, когда-нибудь после, когда мои кости будут гнить в земле, найдутся беспрестанные люди, которые, разглядев мои труды, поймут, что я трудился не без цели и не без внутреннего достоинства. Ах, милая Саша, ты не знаешь, каким ты обладаешь сокровищем - первобытной чистотой души, храни его и для тебя, и для меня, и для наших детей: мы все им будем пользоваться, все будем прибегать к тебе и тобой наслаждаться». (6 апреля 1850 г.).

«Милая бесценная Саша, душка, Ангел, ниспосылаемый мне Богом, можно ли мне не любить, не обожать тебя? Ты пишешь, чтобы я любил тебя для себя, а не для детей моих? Так значит, Женни (Е.Ф.Козен - М.А.) права, что она мне говорила? Значит, и ты как другие женщины!

Душка, Ангел, верь Богу в этом слове: я люблю тебя для детей моих несравненно, неизмеримо более самой чистой, самой глубокой, самой высокой любви, нежели, когда бы я тебе сказал просто: я тебя люблю только для себя одного. Дети и я не только одно целое; они для меня более меня самого; это мое земное бессмертие; удостоюсь ли я небесного и вечного, еще не знаю, и как оно ни высоко, ни утешительно, но узы, соединяющие нас с земною отчизною, такие же и так же святы, что нам нельзя не любить их и не жить ими.». «Читай, но не относи письма моей первой любви к себе, я не хочу этого, и именно потому, что я чувствую: что моя любовь к тебе несравненно, неизмеримо выше, чище, глубже, святее, беспристрастнее, идеальнее. Это истина. «Вспомни, что ты невеста человека, верующего в Идеал. Не забывай этого никогда, если хочешь меня сделать вполне счастливым, смотри на меня и суди меня всегда с этой стороны. Считаю долгом как честный человек познакомить тебя с моей худою стороною, показать тебе все неровности характера, все слабости; зная, впрочем, все-таки, что я в этом не совершенно успею; потому что многого нельзя ни писать, ни выразить словами. То только я про себя знаю, что я часто самонадеян, потому что был нередко окружен результатами моей самонадеянности, что ошибаюсь, увлекаясь и думая собственною силою достичь хорошей цели; но бесчестным и бессовестным я никогда не был в важных предприятиях моей жизни; и поэтому надеюсь, что я теперь, если любовию (любовью - М.А.) моей к тебе не сделаю счастия (счастья - М.А.), обманув тебя невольно и неумышленно в твоих надеждах, то, по крайней мере, не буду против тебя никогда бесчестен и сумею стерпеть и снести худое, происшедшее от моей ошибки. Я не люблю распространяться о чувствах моих; слово люблю произношу не часто, особливо теперь, когда опыт и время меня заставили обуздывать еще более мои чувства и хранить их в глубине души от взоров толпы; и поэтому мои письма могут тебе показаться холодными в сравнении с твоими, может показаться, как уже тебе и кажется, что я тебя люблю менее твоего . Если бы ты знала, что такое значит в жизни опыт, то ты бы мне поверила, по крайней мере, что я не лгун. Это так, моя несравненная.». (9 апреля 1850 г.).

Н.И.Пирогов препарирует любовь по анатомическому принципу. «Знаешь, что я скажу тебе о любви. Я знаю несколько примеров самого несчастного супружества после того, как узам супружества предшествовала с обеих сторон любовь, самая пламенная, самая восторженная, страстная до безумия. Не далее, как через год после свадьбы супруги ненавидели один другого так же сильно, как они любили друг друга до свадьбы. Мы легко обманываемся и так же легко привыкаем к обману, даже до такой степени, что, наконец, начинаем верить в то, что сами выдумали для обмана себя и других... Мы можем в один момент времени, например, любить восторженно,

благоговеть, молиться, чувствовать влечение к добру, а в другой момент времени, напротив, быть хладнокровными, апатичными, ненавидеть, сомневаться, увлекаться злом... Мы (мужчины -М.А.) более знакомы с фактическою стороною жизни, нежели женщины, видим яснее, какие пружины двигают человечеством, видим это беспрестанно на опыте, наши занятия требуют от нас именно того, чтобы мы сомневались: без сомнения не существуют ни критики, ни анализа, без критики и анализа нет ни настоящей науки, ни настоящего искусства. (9 апреля 1850 г. Утро)».

«... Стану на колени и буду молиться за тебя, хочу благодарить Творца за эти мгновенья, когда я себя чувствую выше и чище чрез любовь к тебе, моей несравненной, моему Ангелу-Хранителю, моей бесценной, моей душке, моей милой, задушевно милой Саше. Вот место, где упали на бумагу слезы умиления, пролитые в молитве за тебя, несравненная. Я молил Его, чтобы Он чаще посылал мне эти утешительные мгновения, когда мир и спокойствие осеняют душу, когда земные страсти и ничтожные помысли о будущем, когда все низкое, покрытое прахом земли, оставляет ее, когда она проникнута одною любовью и упованием. А за несколько часов пред этим страшная апатия обременяла сердце. Равнодушие к жизни, к смерти и к счастию (счастью - М.А.) тяготело над ним . Прощай до утра (1 час полночи) . Тебе угодно бы было воззвать меня в это мгновение из пределов земли в Твою необъятную вечность, я готов, я иду, благодаря Тебя, что дал мне насладиться счастием (счастьем - М.А.) любви, Тобой же ниспосланной в мое сердце, которое до самого последнего биения принадлежит ей, ей, ей. (2 часа за полночь) ... Я не утерпел, читая твои письма, прослезился и невольно показал тебе всю глубину моей любви. я спешил воспользоваться временем нашей разлуки, показать тебе в подробности все неровное, все худое во мне и познакомить тебя с моими взглядами на практику и жизнь также в подробности. Я знаю, что этого нельзя и даже жестоко требовать от той, которую любишь и которая любит; но я непроизвольно ищу Идеала, ищу совершенства в той, которую люблю. я вправе наслаждаться моим Идеалом, не слишком стремясь к существенности... Ты боишься, что по недостатку опыта, может, не всегда поймешь меня. Я тебе отвечаю на это: во-первых, чтобы между нами не было ни одного посредника, чтобы никто кроме меня и тебя не решал противоречий, чтобы никто кроме нас двоих не знал, в чем наши мнения не сходятся, чтобы наши дети даже этого не примечали, вот главное, особливо в начале нашей жизни, пожертвуй, уступи мне и без убеждения, и ты увидишь, что ты не будешь раскаиваться, и это самое лучшее средство вывести меня из заблуждения, в котором я тебе охотно после и сам сознаюсь, но не вооружай моего esprit dopposition (духа противоречия - М.А.), развитого у меня так, что я его укрощаю, собравши всю свою волю. Коли любишь, то изучи меня, ты

не останешься без награды, и лучшею твоею наградою за этот труд будет победа над моим эгоизмом и самая глубокая благодарность вместе с самою нежною любовью. С твоей стороны нужны пожертвования, не обращай внимание ни на кажущуюся мою холодность и апатию, будь тем нежнее ко мне, чем холоднее я кажусь, не слушайся самолюбия, прямо, прямо к сердцу - уголок отыщешь уже в нем, поместись и скоро все согреешь, уладишь, оживишь, а там моя благодарность; не ропщи на меня, не советуй мне неосторожно, уступай, люби, люби, и ты увидишь, прав ли я, сказав тебе, что будешь себя чувствовать после стократно счастливее... Из противоположностей слита моя натура. Итак, в первое время жертвуй, все делая для меня и не забывая себя, а после увидишь уже, что я буду делать для тебя, забывая себя. Молись и трудись. К моему приезду приготовь мне несколько бедных слепых и хромых, и мы проведем дни перед нашею свадьбою (свадьбой - М.А.) в оказании им помощи. Дети тебя целуют и твои ручки». (11 апреля 1850 г.).

Идеал женщины. Письмо Н.И.Пирогова к А.А.Бистром от 12 апреля 1850 г. (из Петербурга), которое начинается со слов «Христос Воскресе! Милая Саша!» составило основу статьи Н.И.Пирогова «Идеал женщины», оно в рукописи быстро распространялось по России. В самом начале просьба: «Прошу тебя, прочти это письмо с большим вниманием». Письмо огромное (на 18 страницах!). Эти фундаментальные размышления под девизом автора к будущей жене: «Молись, люби и трудись». Приведем здесь лишь отдельные фрагменты из этого письма, которое хранится в Институте русской литературы (СПБ).

«Надобно быть камнем, чтобы не обожать тебя, не восхищаться чудною твоею душою, которая теперь сделалась и моим счастьем, и моим утешением, и моею отрадой». «Я знаю из опыта, как трудно найти совестливых и искусных врачей тела: а во сколько раз труднее найти искусных врачей души!». «... мне нужна жена, или лучше идеал жены такой, как ты, моя Саша; в кругу твоем и наших детей я несравненно глубже буду проникнут благочестием, верою, упованием и любовью, нежели в храме, среди чужих моему сердцу. Будем священнодействовать в нашей семейной обители мира, любви и тишины». «Ты любишь теперь именно так, как я требую от женщины, чтобы она любила, чисто, глубоко, бескорыстно; ты любишь во мне меня; так же, как я люблю в тебе тебя; это значит - мы любим друг в друге идеал наш; ты - идеал мужа, который ты себе составила; я - идеал жены». «Я не знаю, так ли это для тебя ясно, как для меня, но я уверен, что и ты любишь меня так же, хотя, может быть, и не так отчетливо, как я тебя. Ты - мой идеал!». «... супруги должны себе дать обет воздержаться от пресыщения в телесных наслаждениях, блюсти за здоровьем и крепостью тела, необходимым для исполнения их высшего призвания, для их

семейного счастия (счастья - М.А.), особливо, если они хотят исполнять ревностно, совестливо и отчетливо это призвание - для этого нужна и душевная, и телесная крепость, несовместимая с пресыщением и эксцессом». «Быть рассадницей добра и истины в будущем поколении поручено ей самим Богом, мужем и обществом». «Ей нужно иметь хотя не глубокие, но ясные общие понятия об устройстве Вселенной, о нашей солнечной системе, наконец, о нашей родимой планете. Женщины обыкновенно пугаются этого. Грешно и совестно». «Твой навеки. Отослано 15 апреля». «.Мы все живем в одном только будущем. Происшедшее и настоящее для нас имеет только потому цену, что оно могло служить нам для нашего будущего. Я никогда не оперирую трудного больного из простых людей, когда он не скоро соглашается на операцию, говоря, что он умрет, и почти всегда видел, что предвещания их сбывались.».

Благословление матери. «Благослови тебя Господь, и твой дом, и твою подругу, и милых твоих детей. Устрой тебя Господь. Видит Бог, как я (слезы, падая, мочат бумагу, на которой пишу я теперь) Ему молилась, чтобы Он послал подругу дней твоих. О, сколько лежит утешительного для меня в простой речи! Все проповеди в мире не содержат для меня столько утешения, сколько лежит в этих словах больной, умирающей матери. О, так утешительны эти горячие слезы, которые потоком льются из глаз и служат мне свидетелями, что ни время, ни возраст, ни обстоятельства жизни не уничтожают детской любви в сердце, способном чувствовать и любить. Женщина, которой вдохновение не было сродни, которая погружена в житейский быт, пусть ищет услаждения, пусть закабаляет себя в приличия и форму и делает что ей угодно. Ее пути не сходятся с путями верующего в идеал. Но та, которая в минуты святого вдохновения, услышав призывающий голос высшей воли: иди - на благородное призвание сочувствием утешить участь, для будущего жить в борьбе, взаимной жертвой воодушевлять готовность жертвовать собою - та пусть протянет руку, сказав: «Да, я готова».

Александре Бистром. «Дорогая Саша! Я люблю тебя для детей моих.. В этих словах для меня заключается неизмеримо более самой чистой, самой глубокой, самой высокой любви, нежели, когда бы я просто сказал: я люблю тебя только для себя одного. Дети и я - не только одно целое. Они для меня более меня самого. Это мое земное бессмертие». «Но, дорогая Саша, привяжи меня к жизни, которая мне, по правде сказать, вовсе не дорога, поэтическою ее стороною, старайся поддержать во мне вдохновенье участием, собственным вдохновением и любовью к идеальному. Укрепляй меня в моих занятиях наукою и искусствами; старайся поселить это же направление и в наших детях». Н.И.Пирогов предельно честен перед самым собой, детьми и будущей женой.

Однажды Александра Антоновна Бистром не выдержала потока проповедей и написала Пирогову: «Вы в большом разладе с самим собою. Вы не справедливы против себя. Вы домогаетесь недосягаемого совершенства. Вы этим никогда не обретете мира, столь необходимого для нашего счастья. Может быть, со временем моя любовь одушевит вас, и вы также себя почувствуете тогда более способным писать о своих чувствах, нежели о всех возможных умозрениях». И Николай Иванович задумался. «Одна минута свидания в миллион раз более скажет и тебе, и мне, что мы чувствуем, чем полна душа - чем вся бумага, написанная с того времени, как существует свет. Вот тебе мой поцелуй». Даже в медовый месяц с молодой женой на Полотняном заводе в имении баронессы Бистром развернул бесплатную хирургическую деятельность. И при этом ему усердно помогала его молодая жена. Александра Антоновна умела слушать сетования своего ученого мужа, что и способствовало их долгому и счастливому союзу.

А.А.Бистром. «...Сегодня погребение тела моей матери. Я сожалею о том, что не присутствовал при смерти своей матери, но ничего не видел выше, ничего не чувствовал глубже, как смерть матери. Люби твою мать, Александрина, несмотря ни на что, ни на различие взглядов, ни на разность воспитания, люби ее и тогда, если бы она тебя не любила, любя и уважая мать, ты будешь сама достойною матерью, сама будешь вправе требовать любви и уважения от твоих детей». «.Меня понять будет не так легко во всех подробностях, особенно тебе, ещё так мало знакомой с опытом. Можешь ли ты требовать, чтобы моя любовь к тебе выражалась так, как твоя ко мне? Что я тебя люблю, глубоко люблю, люблю свято, чисто, бескорыстно, готов для тебя теперь отдать последнюю каплю крови. у меня опыт, время, долг, обязанность, горе, недуги, занятия, науки, дети не могут оставить любовь, одну любовь к тебе, цвести и зреть. Любовь моя к тебе, как молитва к Богу; она обнаруживается в минуту вдохновения и спокойствия. Это не значит, что я люблю тебя только в одни эти минуты». «Счастлив, кто сохранил до старости в груди юное сердце». «Ты открыла мой сокровенный рудник, ты оттаяла ледниковую кору, ты нашла драгоценный осадок, ты выкопала его из сердца, он твой, - ты его унесешь с собою и пустоту оставишь мне. Я был ничтожный лгун, если бы вздумал уверять тебя, что я люблю тебя той же любовью, как первую мою жену; плачь и сетуй, если ты хочешь именно той же любви, ее нет и не быть не может. Но благодари Бога и благословляй его, если ты понимаешь хорошо и ясно мою настоящую любовь к тебе; считай себя несравненно счастливее той, которая унесла с собою за пределы жизни порыв и пламя вспышек, оставив тебе одно святое и высокое, скрывающееся в глубине моей души, оставив тебе в залог этой истины не убеждение одно мое -двоих... два существа, которые ей были дороги на

свете...». «Знаешь ли, что значит заниматься наукой? Это значит -сомневаться. Нужно анализировать, измеривать (измерять - М.А.), взвешивать то, что уму необразованному казалось ясным и не подлежащим сомнению, то, что после строгого обсуждения и разбора не всегда выдерживает критику и падает». «У меня, например, есть примета, когда я увижу во сне кого-нибудь из моих больных выздоровевшим и веселым, то ему, верно, сделается худо или он умрет». «Дети и сестра тебя целуют. Я благословляю тебя, обнимаю, прижимаю к сердцу, целую и молюсь об тебе» (послано 16 апреля 1850 г.). «.Замени же мне то, чем была мне мама моя, когда я был ребенком. Видеть в муже отца, видеть в жене мать для нашего нравственного быта - это идеал в супружеской жизни. Но сколько нужно для этого нравственной силы, сколько чувства, сколько ума - и сколько Высшей благодати! Боже мой!». «Я люблю открывать слабости в тех, кого люблю, и потому все, что я тебе писал о твоей кузине, тебе должно служить доказательством, что я тебя люблю. Это много, потому часто я люблю. Это много, потому что я люблю немногих. Может быть, ты скажешь: «А разве не велено любить ближних, как самого себя?», но, к сожалению, я не люблю самого себя и потому мне немногого стоит любить других больше себя.».

О вере. Основываясь на письмах Н.И.Пирогова, можно утверждать, что он был человеком глубокой веры. «Ветхий Завет принимал так же, что человек создан по образу и подобию Божию. Бог говорил с избранным народом его языком, писал ему сам скрижали Завета. В мире христианском Божество, приняв образ человека, сообщило ему чрез Откровение связь, существующую между ним и Собою. Короче, человек всегда и везде чувствовал, что для него необходима эта связь, он искал всегда в этой связи опоры для своих слабостей, утешения для своих скорбей, награды для своих добродетелей.». «Я тебе писал уже однажды и теперь повторно: нельзя всем иметь одну и ту же религию...». «Один думает, что он воскреснет как он есть, в своем теле, чтобы жариться в печке или гулять в саду. Другой, постигая другим образом материю, верит и в другое бессмертие. Разрушать убеждения первого, не образовав его ума достаточными сведениями, жестоко и несправедливо, но несправедливо и упрекать в неверии другого; сначала нужно поставить себя на место каждого из них и тогда судить их, если кто хочет взять на себя обязанность судии.».

«Я благодарю, трёхкратно благодарю Всемогущего, что Он призвал меня быть врачом и наставником. Правда, изучение медицины меня несколько раз вовлекало в грубый материализм, охлаждало во мне любовь к людям, открывая черную и грязную сторону их души во всей ее наготе, еще и до сих пор оставило во мне сомнение, без которого ни одна опытная наука не может существовать и делается сбором всяких нелепостей

и предрассудков». «Спаситель сказал о фарисеях: «Скрытые гробы, по которым люди ходят и не знают этого». «Евангелическая беззаботность, основанная на вере и уповании, на беспредельной благости Творца, не отвергает любви к своим близким и заботливости об их участи». «Веру без дел я не постигаю». «Спаситель нам ничего не оставил письменного о Себе. Слова его совершаются». «Идеал христианства вечен, непреложен, единственен».

О женщине. «Воспитание у нас худо донельзя. Какое она получает понятие о муже и детях, ее главном назначении: жить и действовать для мужчины и детей. Говорят, что ее круг действий ограничивается только семейством и потому ей нужно настоящего реального воспитания. Близорукие! Они не знают, что в семейном кругу лежит будущность человечества и в нем же скрыта одна из главных пружин общественной деятельности в настоящем. Действовать в семейном кругу значит действовать в обществе, да еще как? - Так, что эти действия отзовутся чрез 25 лет в другом поколении. Призвание женщины, рассматриваемое с этой точки, заключает в себе идею даже более высокую, нежели призвание мужчин, принадлежащих к некоторым классам общества.». «Какая женщина, как бы легкомысленна и суетлива она не была, не принялась бы с ревностию (ревностно - М.А.) вникать в действия ее мужа, основательно изучать нравственный и материальный его быт, стараясь своими попечениями все приспособить в семейном кругу так, чтобы успокоить, утешить, освежить его, если бы она знала, если бы она убеждена была, что впечатления и ощущения, получаемые мужчиной в семейном его кругу, отзываются сильно в его общественных действиях?». «Слишком

самонадеянно желать воспитать и перевоспитать женщину, выходящую замуж, как бы она молода ни была». «Теперь, когда я стал старше и опытнее, когда горе, неудачи, обманутая надежда, разрушение мечты изменили и, сколько я могу судить о себе, улучшили меня, когда я начал искать прибежища и утешения в Непостижимом на земле, когда мысль о смерти и бессмертии чаще навещает меня, теперь мои занятия наукою и предложение моего искусства мне доставляют менее громкое, менее блестящее и мишурное, но глубокое и задушевное наслаждение. На всяком шагу, в приложении моего искусства, я могу исполнять и обязанности любви, и улучшаться, и утешить верою и упованием». «Ничего другого, лучшего на земле не желал бы я теперь и не применялся бы своим положением ни с кем на свете, если бы мне суждено было встретить закат моей жизни в месте более уединенном, в кругу более сосредоточенном, где б я мог разделить и мое время, и то, чем полна моя душа, между более ограниченным, но более совестливым, более внутренним исполнением обязанностей моего признания и моего семейства. Быть где-нибудь в теплом климате, возле моря, причем и заняться с женою взаимным

образованием и приготовлением к лучшей жизни, воспитанием детей - вот мои мечты! - старея, я еще не разучился мечтать! Итак, труд и занятия должны быть так направлены, чтобы они служили нам и сниканием пропитания, и к исполнению трех главных христианских добродетелей. Быть верным своему призванию, снискать чрез него столько, чтобы жить самому, помогать другим и воспитывать детей - вот образ, по которому мы должны распорядиться с нашим трудом и занятиями».

О детях. «Пусть мои дети будут бедняками и начнут свое поприще так же, как я, без копейки, но пусть они будут счастливее меня в другом отношении; пусть мачеха одушевит их верою непоколебимой на целую их жизнь. Видит Бог, я приношу теперь в жертву все мои корыстолюбивые помысли для этого идеального счастия (счастья -М.А.) моих детей и, следовательно, моего собственного. Если Ему угодна моя жертва, то да ниспошлет Он мне одну награду: истинную мать моих детей, истинную жену мне по душе и по чувству. Покуда я буду жив и здоров, мы с голода не умрем; но для лучшего воспитания наших детей и нас самих мы должны жить с расчетом. Сколько можем, мы должны оставлять и на черный день . Мне не хотелось бы отдавать детей в казенные заведения. Когда я умру, у тебя и у детей останется пансион - теперь половина, чрез 7 лет - полный, 1500 рубл (ей) серебром или 5000 рубл (ей) ассигнац (иями)». Сыновья Н.И.Пирогова избрали научную карьеру. Старший Николай стал талантливым физиком. Он умер рано. Младший Владимир стал историком. Николай и Владимир звали Александру Антоновну матерью. Своих детей у них (Н.И.Пирогова и А.А.Бистром), к сожалению, не было.

Цель земного бытия. «.Что были бы годы жизни, проведенные мною, если бы в них не было тех сладких мгновений и часов, которые доставляли мне занятия наукою, они заставляли меня забывать ничтожную мелочность предрассудков, с благодарной гордостью смотреть на низкие пошлости света и с внутренним сознанием собственного достоинства презирать бессмысленные толки черни». «Цель моего земного существования будет вполне достигнута, сколько позволено человеку достигнуть на земле своей цели, когда я найду в жене то, отрадной поэзией исполненное, существо, которое, поняв всю возвышенность, всю отвлеченность моего идеала, к достижению которого я посвятил всю энергию моей умственной и нравственной деятельности, посвятил также и свою жизнь, чтобы отрадой улыбки, нежного поцелуя и всеми, всеми обнаружениями внутреннего чувства доказать своему избранному, что она сочувствует всеми силами, всею мощностию (мощностью - М.А.) любви к достижению предначертанной цели, услаждая приветною ласкою, привязанностию (привязанностью - М.А.) к домашнему быту, тем невыразимым немецким «Gemuth» все

неприятности, встречаемые нами на пути, когда мы с самоотвержением и любовью стремимся приблизиться к нашему назначению».

Наставления, суждения и изречения Н.И.Пирогова. «Суди меня любя». «Любовь долго терпит, милосердствует; любовь не завидует, любовь превозноситься, любовь гордится; не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не помнит зла, не радуется неправде, а радуется истине; все прикрывает, всему верит, всего надеемся, все переносит (чудо, восхитительно!); любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и язык умолкнут, и знание исчезнет». «Учись, учись, учись и молись». «Ежели искусно разрезывает части хирург, надобно, чтобы он имел самые тонкие анатомо-патологические познания о тех частях, которые он разрезает; иначе он не заслуживает имени хирурга». «Медицина все более совершенствуется у постели больного». «Оставайся верен твоему призванию... Терпи, борись, иди вперед и дорожи твоим призванием так же, как жизнью». «Враги обыкновенно образуются из завистников». «Легковерие детства было заменено безверием юности». «Быть и казаться, известно, два разные, иногда два совершенно противоположные дела». «Во Христе не имеет силы ни обрезание, но вера, действующая любовию (любовью - М.А.)». «А теперь остаются нам только три эти: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». «Кто не любит, тот не познал Бога (что нам послал Сына Своего), потому что Бог есть любовь». «Страха нет в любви, но совершенная любовь изгоняет страх; ибо в страхе есть мучение». «Я знаю, что никогда не буду богатым». «Трудись не для того, чтобы сделаться богатым; богатство как средство к наслаждениям земным есть препятствие наследовать вечную жизнь - трудись, чтобы иметь наслаждение в использовании самого труда. Чтобы иметь это наслаждение, во-первых, трудись по мере сил твоих и способностей. Никогда не бери на себя того, что превышает твои силы и способности, но и не зарывай в землю данного свыше. А для этого необходимо знать и чувствовать ясно, какую роль предназначено тебе играть в жизни». «Кто не совестливо, без рвения, без любви исполнял обязанности своего назначения, тот не достигает цели земного своего бытия». «Я принимаю 3 рода человеческой подлости: мысленную, словесную и фактическую. 3 рода бездельничества. 3 рода глупости. 3 рода зла. 3 рода добра. Можно быть фактически во всех отношениях прекрасным человеком, но мысленным подлецом и бездельником. И наоборот. Можно быть фактически умным человеком, но мысленным дураком. И наоборот.». «.Вести скромную, тихую и сколько можно уединенную жизнь. Всякий признак блеска и роскоши противен осуществлению идеи предполагаемого образа жизни». «Искоренять идею любостяжания и мелочного страха за будущее. Не стоять в беспрестанном тревожном карауле для будущего земной жизни». «Атеистов и безбожников никогда

не было, их выдумали попы и старые бабы». «Мы легко обманываемся и так же легко привыкаем к обману даже до такой степени, что наконец начинаем верить в то, что сами выдумали для обмана себя и других». «Воспоминания - лучший памятник, возжигаемый нами усопшим». «Сомнение необходимо, неизбежно, оно есть следствие дуализма души, лежит уже в натуре души; без него нет борьбы с собою, без борьбы нет заслуги». «По прежнему шаблону нельзя воспитывать, если общество и государство желают иметь людей, а не обезьян и кукол». «Женщины и мужчины никогда не поймут друг друга». «Без взаимной любви и дружбы не могут совершаться дела святой любви к человечеству и ближним». «Идеал мы никогда не должны выпускать из мысли и из сердца». «Женщины должны занять место в обществе, более отвечающее их человеческому достоинству и их умственным способностями». «Женщина с мужским образованием и даже в мужском платье всегда должна оставаться женственной и никогда не пренебрегать развитием лучших дарований своей женской природы». «В медицине я как врач и начальник с первого же моего вступления на учебно-практическое поприще поставил в основание анатомию и физиологию, в то время, когда это направление, -теперь уже общее, - было еще ново, не всеми признано и даже многими (.) значительными авторитетами вовсе даже для хирургии отрицаемо». «Приехал и видел, что они лежат в грязи, как свиньи с отрезанными ногами. Я, разумеется, об этом тотчас доношу главнокомандующему, а там злись на меня кто как хочет, я плюю на все». (Из письма жене). «В моих «Анналах хирургической клиники» я объявил во всеуслышание, что главное достоинство клинического учителя состоит в откровенности и чистосердечии, требующих от него признания сделанных ошибок и промахов перед самими учениками, и в первых моих клинических анналах я дал пример этой откровенности, раскрыв все сделанные мною ошибки; критика, конечно, не трудная -появившаяся в немецких журналах тотчас по появлении моей книги на свет, показала, что я вложил перст в раны многих клинических учителей». «Всякий врач должен быть прежде всего убежден, что злоупотребления в таких предметах как пища, питье, топливо, белье, лекарство и перевязочные средства действуют так же разрушительно на здоровье раненых, как госпитальные миазмы и заразы». «Ораторами становятся, поэтами рождаются». «Одинаковых больных нет - есть люди, страдающие одной болезнью». «Необходимо держать нож, как скрипичный смычок, одними только пальцами». «Вместо человека, сознающего свою громадную ответственность перед народом, который он вовлек в тяжелую, неподготовленную войну, вместо начальника армии, понимающего, что ему надо делать, я увидел площадного шута, не умеющего даже соблюдать внешнее достоинство занимаемого

им поста» (это Н.И.Пирогов о главнокомандующем в Крымской войне князе А.С. Меньшикове, бездарном полководце). Когда сняли Меньшикова, Пирогов писал жене: «Я дождался, наконец, что этого филина сменили. Может быть, и мы этому кое-чем содействовали... Я рад, что его прогнали».

Пожалуй, на этом завершу выдержки из писем Н.И.Пирогова, не понимая, как он находил время и терпение написать столько больших и обстоятельных писем по многим проблемам жизни. Позволю завершить затянувшиеся размышления в связи с письмами Н.И.Пирогова словами Л.Н.Толстого.

Л.Н.Толстой. Рассматривая семейную ситуацию Н.И.Пирогова, уместно привести в заключение суждения другого гения - Льва Николаевича Толстого. Его роман «Анна Каренина» начинается со слов: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по- своему». Это и есть правда Жизни. И в заключении повторно отмечу, что мы-потомки не имеем юридического и морального права быть судьями личной жизни великого Н.И.Пирогова. И всё же если мы попытаемся характеризовать великого Николая Ивановича, то последуем его совету «Суди меня любя!»

Литература.

Геселевич А.М. «Научное, литературное и эпистолярное наследие Николая Ивановича Пирогова». М., 1956 г.

Малис Ю.Г. «Н.И.Пирогов». СПб, 1883 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Малис Ю.Г. «Севастопольские письма Н.И.Пирогова 1854-1855».

С-Петербург, 1907 г.

Могилевский Б.Л. «Н.И.Пирогов». М., 1961 г.

Проудминский «В.И. ПИРОГОВ». ЖЗЛ. Издательство «Молодая гвардия». 1989 г.

Штрайх С.Я. «Н.И.Пирогов». М., 1949 г.

Тюринов А.Д. «Н.И.Пирогов. Философско-педагогические письма».

Иваново, 2010 г.

Хохлов В.А. «Гении человечества. Николай Пирогов. Хирург от Бога». АСТ. Москва, 2015 г. стр. 62-68.

Афонский А.П. «Пирогов, его жизнь и педагогическая проповедь». М. 1911 г.

Бертенсон И.В. «Николай Иванович Пирогов». Спб, 1881 г.

Боткин С.П. «Речь о Пирогове». Протоколы общества русских врачей

Спб, 1881-1882.

Боткин С.П. «Письма из Болгарии. 1877». Спб, 1893 г.

Брежнев А. «Пирогов» М. Молодая гвардия. ЖЗЛ. 1990 г. стр. 1-477

Бурденко Н.И. «О Н.И.Пирогове с исторической точки зрения». Собр. Соч.

М., 1950-1952 гг. т.1.

Волкович В.А. «Друг человечества. Пирогов». Спб,1910.

Геселевич А. М. «Научное, литературное и эпистолярное наследие Николая Ивановича Пирогова» М., 1956 г.

Красновский А.А. «Педагогические идеи Н.И. Пирогова». М., 1949 г.

Прудоминский В.И. «Пирогов». М. Молодая гвардия. ЖЗЛ. 1965 г.

стр. 1-301

Старосивильский . «Пирогов, великий целитель тела и воспитатель души.и педагогические взгляды». Варшава, 1907 г.

Ушинский К.Д. «Педагогические сочинения Н.И. Пирогова». Журнал Министерства народного посвящения». 1862 г.

Штрайх С.Я. «Н.И.Пирогов» М., 1933 г.

УДК 159.95 М 48

Москатова А.К.

Доктор педагогических наук, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, заслуженный профессор, профессор. Российский государственный университет физической культуры, спорта,

молодёжи и туризма. Москва, Россия.

К САМОСОЗИДАНИЮ ЧЕРЕЗ САМОПОЗНАНИЕ И ОБНОВЛЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Moskatova A. K.

Doctor Pedagogical sciences, candidate Biological sci., Senior Researcher, Honoured professor, Professor Russian State University Physical Education, Sport, Youth & Tourism. Moscow, Russia

TOWARDS SELF-CREATION THROUGH SELF-KNOWLEDGE AND THE RENEWAL OF THE WORLDVIEW

DOI: 10.31618/ESSA.2782-1994.2021.5.75.182 Аннотация. Обсуждаются аспекты обновления вузовских программ, в содержании которых необходимо акцентировать познавательные интересы студентов в сферах космогенеза и антропогенеза, расширяющих горизонты мировоззрения и отвечающих требованиям прогресса самосозидательной деятельности и совершенствования Жизни Земли и Вселенной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.