Н.И.ПИРОГОБ - ПЕДАГОГ, МЫСЛИТЕЛЬ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ
Метаморфоза религиозного мировоззрения Н.И.Пирогова
Ю.Л.Шевченко
Национальный медико-хирургический центр им. Н.И.Пирогова, Москва (Президент Центра - акад. РАМН, проф. ЮЛ.Шевченко)
Статья посвящена метаморфозе религиозного мировоззрения Н.И.Пирогова. Выделены три этапа в религиозном мировоззрении Н.И.Пирогова. Позиция ученого - отсутствие противоречия между наукой и религией. Ключевые слова: Н.И.Пирогов, религиозное мировоззрение
Metamorphosis of N.I.Pirogov's religious worldview
Yu.L.Shevchenko
N.I.Pirogov National Medical and Surgical Center, Moscow (President of the Center - Acad. of RAMS, Prof. Yu.L.Shevchenko)
Three phases of evolution of N.I.Pirogov's religious worldview are described in the article. It is stated the scientist's position on the absence of contradictions between science and religion. Key words: N.I.Pirogov, religious worldview
Главный вопрос жизни - вопрос о Боге.
Н.И.Пирогов
-летний юбилей великого сына нашего Отечества стал мощным стимулом к переосмыслению его колоссального научного и литературного наследия. Многие десятилетия по идеологическим причинам не изучались религиозные взгляды Николая Ивановича Пирогова. Поэтому глубоко символично, что 18 декабря 2009 года Торжественное совместное заседание Ученых Советов российского Национального медико-хирургического центра им. Н.И.Пирогова и Российского государственного медицинского университета им. Н.И.Пирогова, посвященное 150-летию со дня издания его беспрецедентного научного труда - «Топографической анатомии распилов замороженного человеческого тела...» - происходило в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя.
Николай Иванович Пирогов родился в религиозной семье и получил домашнее религиозное образование. Родители были верующими людьми, да и сама обстановка обязывала их быть таковыми, ведь они жили в церковном приходе. Они строго соблюдали посты, знали наизусть все молитвы и очень хорошо пели церковные песнопения. Столетний дед
Для корреспонденции:
Шевченко Юрий Леонидович, академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор,
Президент Национального медико-хирургического центра им. Н.И.Пирогова Адрес: 105203, Москва, ул. Нижняя Первомайская, 70 Телефон: (495) 464-5154 E-mail: [email protected]
Статья поступила 09.03.2010 г., принята к печати 26.05.2010 г.
Пирогова, живой свидетель петровской эпохи, Иван Мокеевич любил рассказывать внуку о Троице-Сергиевой лавре и об иноке Сергии Радонежском, благословившем Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Легко представить, какое колоссальное воздействие на душу юного Пирогова произвело само посещение лавры, этой веками намоленной обители.
Его детство и отрочество проходили в древней столице. Дом Ивана Ивановича Пирогова находился в Криво-ярославском переулке во втором участке Басманной части, в приходе церкви Святой Троицы, что в Сыромятниках, и поэтому церковное пение, особенно в большие праздники, когда пели два хора, можно было слышать и дома. Атмосфера, которая его окружала, очень колоритно запечатлена на полотне художника Василия Поленова «Московский дворик» (рис. 1). В таких условиях, естественно, должны были сформироваться религиозные чувства. В этом возрасте христианское учение воспринималось Пироговым как аксиома, не вызывая ни сомнений, ни особых раздумий. Но в детской вере есть особая прелесть: ее исключительная чистота и безгреховность. Когда для дружной семьи Пироговых наступили тяжкие испытания и над ее главой нависла реальная угроза суда, надеясь на то, что, может быть, все обойдется благополучно, все Пироговы молились, прося у Бога защиты для ее хозяина Ивана Ивановича. Мать проводила долгие часы за молитвою, а за ней и все остальные читали по требнику, Псалтырю и часовнику положенные молитвы, псалмы, акафисты и каноны. В праздничные и воскресные дни не пропускалась ни одна заутреня, всенощная и обедня.
1
Рис. 1. Василий Поленов. Московский дворик. 1878.
Все искали защиты и спасения у Бога. Все надеялись и верили, что он заступится за отца, и справедливость восторжествует. Николаю велено было учить акафист сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу.
Поступив раньше сверстников учиться на медицинский факультет Московского университета, а в дальнейшем переехав для продолжения образования в Дерпт, Пирогов целиком и полностью отдался учебе, науке, а впоследствии и преподаванию. Все это требовало большого напряжения душевных и физических сил. Вероятно поэтому, как вспоминал он, вопросы религии для него отошли на второстепенный план. По его же образному выражению, этот этап своих религиозных воззрений он назвал «блужданием в непроходимых дебрях и топях». Но это ничуть не свидетельствует о его вероотступничестве. Его образцовое служение высшим нравственным идеалам - Отечеству и страждущим людям - достойно самого глубокого уважения. Его неудержимое стремление познать законы природы, закономерности жизнедеятельности, сущности развития патологических состояний и, самое главное, найти способы помочь больным полностью соответствует понятиям христианского милосердия. В это время иногда с семьей он ходил в храм, хотя такие минуты в силу его занятости были очень редки. Как всякий православный русский человек, он носил нательный крест, читал Библию и Евангелие, а в церкви любил слушать чтение шестопсал-мия, которое раньше заменяло всю Псалтырь. Увлеченный мыслями о спасении страждущих людей и практически осуществляя это на деле, он берет с собой лишь те евангельские заповеди, где труд ради человека считается высшим абсолютом. Он сразу же понял, что вера ни в коем случае не должна стесняться всякого знания. Каждый человек, по мнению Пирогова, и особенно русский - такова уж его природа, - должен во что-нибудь верить. Неверующего ни во что человека Пирогов даже не мог себе представить и считал его существование на земле абсурдом.
Поэтому второй «фазис» религиозного мировоззрения ученого нельзя считать ни атеистическим, ни дуалистическим. В этом он признавался сам себе позже. Скорее
всего, это был искательный период. И чем дольше он продолжался, тем все тверже в своей вере становился Н.И.Пирогов. Последовательный отход от позиций атеизма был ускорен тяжелой болезнью, приключившейся с ним в феврале-марте 1842 г. Но главные события этого периода, потрясшие Н.И.Пирогова и ставшие причинами нового нравственного и житейского переворота, были еще впереди. К ним относилась новая семейная трагедия: неожиданная смерть первой жены в 1846 г., когда он остался с двумя малолетними детьми на руках. В скором времени (1848 г.) присоединились многочисленные служебные неприятности (разнос, учиненный Н.И.Пирогову военным министром после возвращения хирурга из многомесячной Кавказской командировки; огульные обвинения Н.И.Пирогова в научном плагиате и др.), в связи с которыми он был близок к оставлению профессорской деятельности в Императорской Медико-хирургической академии.
Осознанно к вопросам религии он обращается в достаточно зрелом возрасте (Евангелие он стал изучать только в 38 лет). Эту метаморфозу Н.И.Пирогов блестяще сформулировал сам. При прощании с различными учреждениями Киева он произносил речи, где высказывал свои за-
Рис. 2. Николай Чудотворец. Икона. XIII век.
Метаморфоза религиозного
Рис. 3. Илья Репин. Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных.
душевные мысли и волновавшие его чувства: «Я твердо знал, что необдуманные порывы молодости и поступки, противоречащие законам нравственности, будут исчезать сами собою, по мере того, как возрастает еще сильнее доверие, а с ним вместе - и значение нравственной власти». Пирогов никогда не забывал о Боге, связывая с ним и надежды, и уповая на его волю. В трудное время очередной опалы 26 ноября 1860 г. в письме Э.Ф.Раден он писал: «.я решил спокойно ждать отставки, - благодаря Бога и за то, что он сохранил мне чистую совесть и незапятнанную честь». Страдая от неизлечимой болезни на исходе жизни, он писал в дневнике: «Благодарю моего Господа Бога, что страдания не лишили меня способности живо вспоминать старое, думать и писать. Да будет воля святая Твоя!»
Апофеозом литературного наследия Н.И.Пирогова является «Дневник старого врача». Это кульминационное произведение является не только художественным, но и научно-философским, и в какой-то степени религиозным. Его грандиозное влияние на умы читателей будет проявляться в любую эпоху с неослабевающей силой. Слова откровения великого ученого звучат подобно гимну: «Из моего мировоззрения заключаю, что существование Верховного Разума, а следовательно и Верховной творческой воли, я считаю необходимым и неминуемым (роковым) требованием (постулатом) моего собственного разума, так что если бы я и хотел теперь не признавать существование Бога, то не мог бы этого сделать, не сойдя с
ировоззрения Н.И.Пирогова
Рис. 4. Храм Св. Николая Чудотворца, воздвигнутый на территории Пироговского центра.
ума. К такому твердому убеждению пришел мой семидесятилетний ум после разных блужданий, доходивших до полного отрицания. Веруя, что основной идеал учения Христа, по своей недосягаемости, останется вечным и вечно будет влиять на души, ищущие мира через внутреннюю связь с Божеством, мы ни минуты не можем сомневаться и в том, что этому учению суждено быть неугасаемым маяком на извилистом пути нашего прогресса. Для меня главное в христианстве - это недостижимая высота и освещающая душу чистота идеала веры; на нем целые века тьмы страстей и неистовств не оставили ни единого пятна; кровь и грязь, которыми мир не раз старался осквернить идеальную святость и чистоту христианского учения, стекали потоками назад на осквернителей. Для меня существование Верховного Разума и Верховной воли сделалось такой же необходимостью, как мое собственное умственное и нравственное существование. Из всех молитв самая благодатная завещана нам Спасителем; произнося ее, я призываю имя и царство Божие к себе и молю сообщить мне то настроение души, которое охранило бы меня от искушения и зла. Я полагаю, что каждый гражданин государства, имеющего свою государственную (господствующую) церковь, если он родился в лоне этой церкви, обязан остаться ей верным на целую жизнь». Подобно клятве или присяге воспринимаются его слова: «Если я спрошу себя теперь: какого я вероисповедания, то отвечу на это положительно: православного - того, в котором родился, и которое исповедовала вся моя семья».
В последние годы жизни к Пирогову приходит необыкновенное духовное озарение. «Передо мной все разверзлось», - любил говорить он. И действительно, в этот небольшой отрезок времени мы представляем себе Пирогова не только как великого хирурга и педагога, но и мыслителя, философа, а если точнее выразиться, то наставника и проповедника русского духа. «Вера в бессмертие, - пишет он, -основана на чем-то еще более высшем, чем самая любовь. Теперь я верю или, вернее, желаю верить в бессмертие не потому только, что люблю жизнь за любовь мою и истинную любовь ко второй жене и детям (от первой); нет, моя вера в бессмертие основана теперь на другом нравственном начале, на другом идеале».
МОЛИТВА
Николая Ивановича Пирогова
Господи, Боже мой,
Удостой меня быть орудием мира твоего,
Чтобы я прощал - где обижают,
Чтобы я воздвигнул веру - где давит сомнение,
Чтобы я возбуждал радость - где горе живет,
Господи, Боже мой! Удостой,
Не чтобы меня утешали, но чтобы я утешал,
Не чтобы меня понимали,
но чтобы я других понимал,
Не чтобы меня любили,
но чтобы я других любил,
Ибо кто дает - тот получает,
Кто себя забывает - тот обретает,
Кто прощает - тому прощается,
Кто умирает - тот просыпается
к ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ!
Пирогов родился перед началом рождественского поста 13 ноября 1810 года. Его назвали Николаем в честь святи-
теля Николая. Поэтому небесным покровителем Николая Ивановича Пирогова является Николай Чудотворец. Николай Угодник (?-342 г.), архиепископ Мирликийский, великий христианский святой (рис. 2), прославился чудот-ворениями при жизни и после смерти. Его чтут повсеместно более 10 веков, причем не только в христианской Восточной и Западной церквях, но даже среди мусульман и язычников. Одно из его деяний запечатлено на полотне Ильи Репина (рис. 3).
В честь этого святого в Москве на территории Национального медико-хирургического центра им. Н.И.Пиро-гова воздвигнута церковь (рис. 4).
Метаморфоза религиозного мировоззрения Н.И.Пиро-гова является великолепной иллюстрацией отсутствия противоречия между наукой и религией. Это положение блестяще сформулировал другой выдающийся отечественный ученый-хирург В.Войно-Ясенецкий (Архиепископ Лука): «Широкая образованность и глубокое приобщение к науке, большая самостоятельная работа на научном поприще не только не уводит от Бога, а, напротив, приводит к Нему всех тех ученых, которым свойственны глубокие вопросы духа».
Заглавная страница рукописи Н.И.Пирогова: «Вопросы жизни. Дневник старого врача, писанный исключительно для самого себя, но не без задней мысли, что может быть когда-нибудь прочтет и кто другой. Н.Пирогов. 1879. С.Вишня».