Научная статья на тему 'Метаморфоза религиозного мировоззрения Н. И. Пирогова'

Метаморфоза религиозного мировоззрения Н. И. Пирогова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
418
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н.И.ПИРОГОВ / РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / N.I.PIROGOV / RELIGIOUS WORLDVIEW

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шевченко Юрий Леонидович

Статья посвящена метаморфозе религиозного мировоззрения Н.И.Пирогова. Выделены три этапа в религиозном мировоззрении Н.И.Пирогова. Позиция ученого отсутствие противоречия между наукой и религией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Metamorphosis of N.I.Pirogov's religious worldview

Three phases of evolution of N.I.Pirogov's religious worldview are described in the article. It is stated the scientist's position on the absence of contradictions between science and religion.

Текст научной работы на тему «Метаморфоза религиозного мировоззрения Н. И. Пирогова»



Н.И.ПИРОГОБ - ПЕДАГОГ, МЫСЛИТЕЛЬ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ

Метаморфоза религиозного мировоззрения Н.И.Пирогова

Ю.Л.Шевченко

Национальный медико-хирургический центр им. Н.И.Пирогова, Москва (Президент Центра - акад. РАМН, проф. ЮЛ.Шевченко)

Статья посвящена метаморфозе религиозного мировоззрения Н.И.Пирогова. Выделены три этапа в религиозном мировоззрении Н.И.Пирогова. Позиция ученого - отсутствие противоречия между наукой и религией. Ключевые слова: Н.И.Пирогов, религиозное мировоззрение

Metamorphosis of N.I.Pirogov's religious worldview

Yu.L.Shevchenko

N.I.Pirogov National Medical and Surgical Center, Moscow (President of the Center - Acad. of RAMS, Prof. Yu.L.Shevchenko)

Three phases of evolution of N.I.Pirogov's religious worldview are described in the article. It is stated the scientist's position on the absence of contradictions between science and religion. Key words: N.I.Pirogov, religious worldview

Главный вопрос жизни - вопрос о Боге.

Н.И.Пирогов

-летний юбилей великого сына нашего Отечества стал мощным стимулом к переосмыслению его колоссального научного и литературного наследия. Многие десятилетия по идеологическим причинам не изучались религиозные взгляды Николая Ивановича Пирогова. Поэтому глубоко символично, что 18 декабря 2009 года Торжественное совместное заседание Ученых Советов российского Национального медико-хирургического центра им. Н.И.Пирогова и Российского государственного медицинского университета им. Н.И.Пирогова, посвященное 150-летию со дня издания его беспрецедентного научного труда - «Топографической анатомии распилов замороженного человеческого тела...» - происходило в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя.

Николай Иванович Пирогов родился в религиозной семье и получил домашнее религиозное образование. Родители были верующими людьми, да и сама обстановка обязывала их быть таковыми, ведь они жили в церковном приходе. Они строго соблюдали посты, знали наизусть все молитвы и очень хорошо пели церковные песнопения. Столетний дед

Для корреспонденции:

Шевченко Юрий Леонидович, академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор,

Президент Национального медико-хирургического центра им. Н.И.Пирогова Адрес: 105203, Москва, ул. Нижняя Первомайская, 70 Телефон: (495) 464-5154 E-mail: [email protected]

Статья поступила 09.03.2010 г., принята к печати 26.05.2010 г.

Пирогова, живой свидетель петровской эпохи, Иван Мокеевич любил рассказывать внуку о Троице-Сергиевой лавре и об иноке Сергии Радонежском, благословившем Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Легко представить, какое колоссальное воздействие на душу юного Пирогова произвело само посещение лавры, этой веками намоленной обители.

Его детство и отрочество проходили в древней столице. Дом Ивана Ивановича Пирогова находился в Криво-ярославском переулке во втором участке Басманной части, в приходе церкви Святой Троицы, что в Сыромятниках, и поэтому церковное пение, особенно в большие праздники, когда пели два хора, можно было слышать и дома. Атмосфера, которая его окружала, очень колоритно запечатлена на полотне художника Василия Поленова «Московский дворик» (рис. 1). В таких условиях, естественно, должны были сформироваться религиозные чувства. В этом возрасте христианское учение воспринималось Пироговым как аксиома, не вызывая ни сомнений, ни особых раздумий. Но в детской вере есть особая прелесть: ее исключительная чистота и безгреховность. Когда для дружной семьи Пироговых наступили тяжкие испытания и над ее главой нависла реальная угроза суда, надеясь на то, что, может быть, все обойдется благополучно, все Пироговы молились, прося у Бога защиты для ее хозяина Ивана Ивановича. Мать проводила долгие часы за молитвою, а за ней и все остальные читали по требнику, Псалтырю и часовнику положенные молитвы, псалмы, акафисты и каноны. В праздничные и воскресные дни не пропускалась ни одна заутреня, всенощная и обедня.

1

Рис. 1. Василий Поленов. Московский дворик. 1878.

Все искали защиты и спасения у Бога. Все надеялись и верили, что он заступится за отца, и справедливость восторжествует. Николаю велено было учить акафист сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу.

Поступив раньше сверстников учиться на медицинский факультет Московского университета, а в дальнейшем переехав для продолжения образования в Дерпт, Пирогов целиком и полностью отдался учебе, науке, а впоследствии и преподаванию. Все это требовало большого напряжения душевных и физических сил. Вероятно поэтому, как вспоминал он, вопросы религии для него отошли на второстепенный план. По его же образному выражению, этот этап своих религиозных воззрений он назвал «блужданием в непроходимых дебрях и топях». Но это ничуть не свидетельствует о его вероотступничестве. Его образцовое служение высшим нравственным идеалам - Отечеству и страждущим людям - достойно самого глубокого уважения. Его неудержимое стремление познать законы природы, закономерности жизнедеятельности, сущности развития патологических состояний и, самое главное, найти способы помочь больным полностью соответствует понятиям христианского милосердия. В это время иногда с семьей он ходил в храм, хотя такие минуты в силу его занятости были очень редки. Как всякий православный русский человек, он носил нательный крест, читал Библию и Евангелие, а в церкви любил слушать чтение шестопсал-мия, которое раньше заменяло всю Псалтырь. Увлеченный мыслями о спасении страждущих людей и практически осуществляя это на деле, он берет с собой лишь те евангельские заповеди, где труд ради человека считается высшим абсолютом. Он сразу же понял, что вера ни в коем случае не должна стесняться всякого знания. Каждый человек, по мнению Пирогова, и особенно русский - такова уж его природа, - должен во что-нибудь верить. Неверующего ни во что человека Пирогов даже не мог себе представить и считал его существование на земле абсурдом.

Поэтому второй «фазис» религиозного мировоззрения ученого нельзя считать ни атеистическим, ни дуалистическим. В этом он признавался сам себе позже. Скорее

всего, это был искательный период. И чем дольше он продолжался, тем все тверже в своей вере становился Н.И.Пирогов. Последовательный отход от позиций атеизма был ускорен тяжелой болезнью, приключившейся с ним в феврале-марте 1842 г. Но главные события этого периода, потрясшие Н.И.Пирогова и ставшие причинами нового нравственного и житейского переворота, были еще впереди. К ним относилась новая семейная трагедия: неожиданная смерть первой жены в 1846 г., когда он остался с двумя малолетними детьми на руках. В скором времени (1848 г.) присоединились многочисленные служебные неприятности (разнос, учиненный Н.И.Пирогову военным министром после возвращения хирурга из многомесячной Кавказской командировки; огульные обвинения Н.И.Пирогова в научном плагиате и др.), в связи с которыми он был близок к оставлению профессорской деятельности в Императорской Медико-хирургической академии.

Осознанно к вопросам религии он обращается в достаточно зрелом возрасте (Евангелие он стал изучать только в 38 лет). Эту метаморфозу Н.И.Пирогов блестяще сформулировал сам. При прощании с различными учреждениями Киева он произносил речи, где высказывал свои за-

Рис. 2. Николай Чудотворец. Икона. XIII век.

Метаморфоза религиозного

Рис. 3. Илья Репин. Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных.

душевные мысли и волновавшие его чувства: «Я твердо знал, что необдуманные порывы молодости и поступки, противоречащие законам нравственности, будут исчезать сами собою, по мере того, как возрастает еще сильнее доверие, а с ним вместе - и значение нравственной власти». Пирогов никогда не забывал о Боге, связывая с ним и надежды, и уповая на его волю. В трудное время очередной опалы 26 ноября 1860 г. в письме Э.Ф.Раден он писал: «.я решил спокойно ждать отставки, - благодаря Бога и за то, что он сохранил мне чистую совесть и незапятнанную честь». Страдая от неизлечимой болезни на исходе жизни, он писал в дневнике: «Благодарю моего Господа Бога, что страдания не лишили меня способности живо вспоминать старое, думать и писать. Да будет воля святая Твоя!»

Апофеозом литературного наследия Н.И.Пирогова является «Дневник старого врача». Это кульминационное произведение является не только художественным, но и научно-философским, и в какой-то степени религиозным. Его грандиозное влияние на умы читателей будет проявляться в любую эпоху с неослабевающей силой. Слова откровения великого ученого звучат подобно гимну: «Из моего мировоззрения заключаю, что существование Верховного Разума, а следовательно и Верховной творческой воли, я считаю необходимым и неминуемым (роковым) требованием (постулатом) моего собственного разума, так что если бы я и хотел теперь не признавать существование Бога, то не мог бы этого сделать, не сойдя с

ировоззрения Н.И.Пирогова

Рис. 4. Храм Св. Николая Чудотворца, воздвигнутый на территории Пироговского центра.

ума. К такому твердому убеждению пришел мой семидесятилетний ум после разных блужданий, доходивших до полного отрицания. Веруя, что основной идеал учения Христа, по своей недосягаемости, останется вечным и вечно будет влиять на души, ищущие мира через внутреннюю связь с Божеством, мы ни минуты не можем сомневаться и в том, что этому учению суждено быть неугасаемым маяком на извилистом пути нашего прогресса. Для меня главное в христианстве - это недостижимая высота и освещающая душу чистота идеала веры; на нем целые века тьмы страстей и неистовств не оставили ни единого пятна; кровь и грязь, которыми мир не раз старался осквернить идеальную святость и чистоту христианского учения, стекали потоками назад на осквернителей. Для меня существование Верховного Разума и Верховной воли сделалось такой же необходимостью, как мое собственное умственное и нравственное существование. Из всех молитв самая благодатная завещана нам Спасителем; произнося ее, я призываю имя и царство Божие к себе и молю сообщить мне то настроение души, которое охранило бы меня от искушения и зла. Я полагаю, что каждый гражданин государства, имеющего свою государственную (господствующую) церковь, если он родился в лоне этой церкви, обязан остаться ей верным на целую жизнь». Подобно клятве или присяге воспринимаются его слова: «Если я спрошу себя теперь: какого я вероисповедания, то отвечу на это положительно: православного - того, в котором родился, и которое исповедовала вся моя семья».

В последние годы жизни к Пирогову приходит необыкновенное духовное озарение. «Передо мной все разверзлось», - любил говорить он. И действительно, в этот небольшой отрезок времени мы представляем себе Пирогова не только как великого хирурга и педагога, но и мыслителя, философа, а если точнее выразиться, то наставника и проповедника русского духа. «Вера в бессмертие, - пишет он, -основана на чем-то еще более высшем, чем самая любовь. Теперь я верю или, вернее, желаю верить в бессмертие не потому только, что люблю жизнь за любовь мою и истинную любовь ко второй жене и детям (от первой); нет, моя вера в бессмертие основана теперь на другом нравственном начале, на другом идеале».

МОЛИТВА

Николая Ивановича Пирогова

Господи, Боже мой,

Удостой меня быть орудием мира твоего,

Чтобы я прощал - где обижают,

Чтобы я воздвигнул веру - где давит сомнение,

Чтобы я возбуждал радость - где горе живет,

Господи, Боже мой! Удостой,

Не чтобы меня утешали, но чтобы я утешал,

Не чтобы меня понимали,

но чтобы я других понимал,

Не чтобы меня любили,

но чтобы я других любил,

Ибо кто дает - тот получает,

Кто себя забывает - тот обретает,

Кто прощает - тому прощается,

Кто умирает - тот просыпается

к ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ!

Пирогов родился перед началом рождественского поста 13 ноября 1810 года. Его назвали Николаем в честь святи-

теля Николая. Поэтому небесным покровителем Николая Ивановича Пирогова является Николай Чудотворец. Николай Угодник (?-342 г.), архиепископ Мирликийский, великий христианский святой (рис. 2), прославился чудот-ворениями при жизни и после смерти. Его чтут повсеместно более 10 веков, причем не только в христианской Восточной и Западной церквях, но даже среди мусульман и язычников. Одно из его деяний запечатлено на полотне Ильи Репина (рис. 3).

В честь этого святого в Москве на территории Национального медико-хирургического центра им. Н.И.Пиро-гова воздвигнута церковь (рис. 4).

Метаморфоза религиозного мировоззрения Н.И.Пиро-гова является великолепной иллюстрацией отсутствия противоречия между наукой и религией. Это положение блестяще сформулировал другой выдающийся отечественный ученый-хирург В.Войно-Ясенецкий (Архиепископ Лука): «Широкая образованность и глубокое приобщение к науке, большая самостоятельная работа на научном поприще не только не уводит от Бога, а, напротив, приводит к Нему всех тех ученых, которым свойственны глубокие вопросы духа».

Заглавная страница рукописи Н.И.Пирогова: «Вопросы жизни. Дневник старого врача, писанный исключительно для самого себя, но не без задней мысли, что может быть когда-нибудь прочтет и кто другой. Н.Пирогов. 1879. С.Вишня».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.