Научная статья на тему 'Николай Николаевич Пальмов — историк византийского богослужения и основатель современного калмыковедения: к 150-летию со дня рождения'

Николай Николаевич Пальмов — историк византийского богослужения и основатель современного калмыковедения: к 150-летию со дня рождения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
62
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Киевская духовная академия / литургика / история Церкви / архивы / Астрахань / Калмыкия / Kyiv Theological Academy / liturgics / Church history / archives / Astrakhan / Kalmykia

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сафонов Дмитрий Владимирович

21 декабря 2022 года исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося российского учёного, литургиста и историка Русской Православной Церкви, профессора, основоположника калмыковедения Николая Николаевича Пальмова. 6 октября 2022 года в Элисте прошла Межрегиональная научно-практическая конференция «Н.Н. Пальмов: личность и время», посвященная этому юбилею. Мероприятие было организовано Национальным музеем Республики Калмыкия имени Н. Пальмова при поддержке Федерального агентства по делам национальностей, Элистинской и Калмыцкой епархии, Национального архива Калмыкии и Калмыцкого научного центра РАН. Публикация представляет собой доклад на этом форуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nikolai Nikolaevich Palmov — historian of Byzantine worship and founder of modern Kalmyk studies: on the 150th anniversary of his birth

December 21, 2022 marked the 150th anniversary of the birth of the outstanding Russian scientist, liturgist and historian of the Russian Orthodox Church, professor, founder of Kalmyk studies Nikolai Nikolaevich Palmov. On October 6, 2022, an Interregional scientific and practical conference «N.N. Palmov: Personality and Time» dedicated to this anniversary was held in Elista. The event was organized by the N. Palmov National Museum of the Republic of Kalmykia with the support of the Federal Agency for Ethnic Affairs, the Diocese of Elista and Kalmyk, the National Archive of Kalmykia and the Kalmyk Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. The publication is a report on this forum.

Текст научной работы на тему «Николай Николаевич Пальмов — историк византийского богослужения и основатель современного калмыковедения: к 150-летию со дня рождения»

Сафонов Дмитрий Владимирович

священник, кандидат исторических наук, кандидат богословия, доцент кафедры теологии, Московский государственный лингвистический университет

Адрес: 119034, г. Москва, ул. Остоженка дом 38 стр. 1 E-mail: dmisafonov@yandex.ru

Николай Николаевич Пальмов — историк византийского богослужения и основатель современного калмыковедения: к 150-летию со дня рождения*

DOI: 10.24412/2587-9316-2022-00260

21 декабря 2022 года исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося российского учёного, литургиста и историка Русской Православной Церкви, профессора, основоположника калмыковедения Николая Николаевича Пальмова. 6 октября 2022 года в Элисте прошла Межрегиональная научно-практическая конференция «Н.Н. Пальмов: личность и время», посвященная этому юбилею. Мероприятие было организовано Национальным музеем Республики Калмыкия имени Н. Пальмова при поддержке Федерального агентства по делам национальностей, Элистинской и Калмыцкой епархии, Национального архива Калмыкии и Калмыцкого научного центра РАН. Публикация представляет собой доклад на этом форуме.

Ключевые слова: Киевская духовная академия, литургика, история Церкви, архивы, Астрахань, Калмыкия.

Для цитирования: Сафонов Д.В. Николай Николаевич Пальмов — историк византийского богослужения и основатель современного калмыковедения: к 150-летию со дня рождения // Христианство на Ближнем Востоке. 2022. Т. 6. № 4. С. 85-97.

* Данная статья написана на основании доклада автора на Межрегиональной научно-практической конференции «Н.Н. Пальмов: личность и время», состоявшейся 6 октября 2023 г. в Элисте (Республика Калмыкия).

Dmitrii V. Safonov

Priest, Candidate of Historical Sciences, Candidate of Theology, Associate Professor at the Moscow State Linguistic University

Address: 119034, Moscow, Ostozhenka str., 38, building, 1 E-mail: dmisafonov@yandex.ru

Nikolai Nikolaevich Palmov — historian of Byzantine worship and founder of modern Kalmyk studies: on the 150th anniversary of his birth*

DOI: 10.24412/2587-9316-2022-00260

December 21, 2022 marked the 150th anniversary of the birth of the outstanding Russian scientist, liturgist and historian of the Russian Orthodox Church, professor, founder of Kalmyk studies Nikolai Nikolaevich Palmov. On October 6, 2022, an Interregional scientific and practical conference «N.N. Palmov: Personality and Time» dedicated to this anniversary was held in Elista. The event was organized by the N. Palmov National Museum of the Republic of Kalmykia with the support of the Federal Agency for Ethnic Affairs, the Diocese of Elista and Kalmyk, the National Archive of Kalmykia and the Kalmyk Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. The publication is a report on this forum.

Keywords: Kyiv Theological Academy, liturgics, Church history, archives, Astrakhan, Kalmykia.

For citation: Safonov D.V. Nikolai Nikolaevich Palmov — historian of Byzantine worship and founder of modern Kalmyk studies: on the 150th anniversary of his birth. Christianity in the Middle East, 2022, vol. 6, no. 4, pp. 85-97.

* This article was written on the basis of the author's report at the Interregional Scientific and Practical Conference "N.N. Palmov: personality and time", held on October 6, 2023 in Elista (Republic of Kalmykia).

Николай Николаевич Пальмов — потомок древнего священнического рода, и очень важно проследить его связь с научным церковным сообществом Астрахани, в частности, с Алексеем Афанасьевичем Дмитриевским, его учителем, который много лет преподавал в Киевской духовной академии, в 1907 году переехал в Санкт-Петербург для того, чтобы возглавить деятельность секретариата Императорского православного палестинского общества (ИППО). Ровно 16 лет назад мы проводили в ИППО (которое я тоже представляю как член совета общества) большую конференцию, посвященную А.А. Дмитриевскому (1856-1929)*, и много говорилось о том, насколько значительным было наследие этих ученых, и насколько много они трудились именно как археографы, источниковеды. Масштаб наследия Дмитриевского колоссален, до сих пор его невозможно оценить. Он без отдыха, без отпусков и выходных работал с греческими и древнерусскими богослужебными текстами, рукописями. Отпуска проводил на Православном Востоке, переписывая греческие рукописи византийского периода со сложной диакритикой. Таким же он воспитал и Н.Н. Пальмова — аскетом, человеком, всецело преданным науке. Напомню, что Николай Николаевич никогда не был женат, детей у него тоже не было, а соответственно, прямых потомков не осталось. Он, как и его учитель, Алексей Афанасьевич Дмитриевский, всю жизнь до конца отдал науке. Сначала церковной науке, а после 1918 года он посвятил себя деятельности по изучению истории калмыцкого народа. В переписке А.А. Дмитриевского, которая недавно была введена в научный оборот исследователем из ПСТГУ Н.Ю. Суховой, упоминается об этом. В 1926 году Дмитриевский пишет своему коллеге, что

23 марта 2006 года в Паломническом центре Московского Патриархата прошла церковно-научная конференция «Историк Православного Востока и Русской Палестины (к 150-летию со дня рождения секретаря Императорского Православного Палестинского общества А.А. Дмитриевского)». Организаторами конференции являлись Отдел внешних церковных связей и Паломнический центр Московского Патриархата, Императорское православное палестинское общество, Научный совет РАН «Роль религии в истории».

Николай Николаевич совершенно «окалмычился», только и думает, и пишет о калмыках. Дмитриевский немного даже подтрунивает над Николаем Николаевичем, что тот кажется столь изможденным, что его отец, протоиерей, в свои 83 года, выглядит свежо как майский огурчик, а Николай Николаевич — как сугубый старец, хотя его отец был намного старше: Николаю Николаевичу не было еще и 60.

Преданность науке отличала Николая Николаевича с самого начала его деятельности. Он закончил Астраханскую семинарию, поступил в Киевскую духовную академию, в которой собрались тогда лучшие научные силы из всех губерний юга России.

Тема наследия нашей дореволюционной духовной школы активно изучалась другим Николаем Николаевичем — Н.Н. Лисовым ^ 2019), наследием которого я занимаюсь много лет. Когда в 1976 году была задумана большая работа о научном наследии дореволюционных профессоров академии, там упоминался и Н.Н. Пальмов. Но тогда о нем знали только, что его деятельность прерывается в 1920 году. Не имея возможности найти информацию о послереволюционной деятельности Пальмова, Н.Н. Лисовой указал, что ученый умер в 1920 году. Несколько позже в том же 1976 году калмыцкими исследователями была опубликована подробная биография Н.Н. Пальмова ^ 1934).

Научное наследие Пальмова уникально тем, что в отличие от профессоров дореволюционных, даже более маститых, более, может быть, значимых для церковной науки (таких как, например, Дмитриевский, — забытых, к которым только сейчас обращаются исследователи), благодаря тому вниманию, которое ему уделяют калмыцкие исследователи еще с советского времени, оно гораздо более изучено и востребовано. Конечно, в этом огромная заслуга и самого Николая Николаевича, с преданностью и любовью относившегося к истории калмыцкого народа, и конечно, ученым-калмыкам, которые изучают его наследие уже более 50 лет.

Николай Николаевич Пальмов был археографом, занимался церковной археологией, изучал древние греческие рукописи под руководством А.А. Дмитриевского. Его кандидатское сочинение — «О пострижении в монашество» (которое он защитил в 25 лет), в 1914 году в расширенном варианте же стало магистерской диссертацией.

В 1912 году Пальмов возглавил кафедру церковной археологии и истории христианского искусства Киевской духовной академии [Киевская духовная академия]. А в 1914 году вышел в свет его труд «Пострижение в монашество...» [Пальмов, 1914. С. 486-496] — его основное произведение в области церковной истории и последняя «фундаментальная работа на русском языке, посвящённая историческому описанию чинов монашеского пострига» [Диодор (Ларионов)].

Личная переписка Н.Н. Пальмова и А.А. Дмитриевского, опубликованная Н.Ю. Суховой в 2015 году [Сухова, 2015. С. 164-241], отражает все коллизии, всю боль, которую испытывал Николай Николаевич, трудясь в Киевской духовной академии. Известно, что судьба церковных исследователей, ученых, посвятивших жизнь церковной науке, часто очень драматична — и в дореволюционную эпоху, и в советский период, и в наше время. В качестве примера достаточно назвать имя выдающегося церковного историка советского времени архимандрита Иннокентия (Просвирнина), который всю жизнь трудился на поприще церковной науки и испытал много скорбей на этом пути.

Когда А.А. Дмитриевский закончил преподавание в Киевской духовной академии и переехал в Петербург, он оставил кафедру своим преемникам. В этот период Н.Н. Паль-мов писал своему учителю, насколько несправедливо к нему иногда относятся. Особенно это проявилось во время конкурса на занятие кафедры. В 1912 году кафедра литургики была разделена на кафедры литургики и церковной археологии. Пальмов участовал в конкурсе. Его оппонентом был

молодой киевский ученый Барвинок, применявший в борьбе за кафедру самые недостойные методы: он клеветал на Пальмова, всячески дискредитировал его в вышестоящих кругах. Но несмотря на это научная честность и огромное трудолюбие, которые отличали Николая Николаевича, позволили ему занять кафедру. Хотя впоследствии в письмах к А.А. Дмитриевскому Пальмов сообщал, что удовлетворения эта должность ему не приносит, и он, скорее всего, будет искать чиновничью работу в светском учреждении, потому что отношение к нему в Киевской духовной академии оставалось достаточно сложным.

Перечислю лишь некоторые работы, которые до сих пор являются крайне важными для церковно-исторической науки, хотя они малоизвестны и в наше время не переиздавались. Помимо основного труда о пострижении в монашество, это многочисленные статьи в трудах Киевской духовной академии, в частности, «О просфорах и проскомидии» [Пальмов, 1902]. Он также занимался эортологией (наукой о праздниках) и опубликовал статьи о праздниках Рождества Христова [Пальмов, 1903] и Богоявления [Пальмов, 1904].

Н.Н. Пальмов исследовал тексты богослужебных ектений, изучая как источниковед различные их варианты. Интереснейшая работа «Об омофоре, саккосе и митре» [Пальмов, 1912] впервые раскрыла для научного сообщества историю происхождения богослужебных архиерейских облачений, в частности, омофора. Пальмов показывает, что омофор имеет сугубо светское происхождение: сначала этот предмет парадного облачения носили римские консулы, а впоследствии — императоры. И только в IX веке широкий императорский лор (деталь парадного императорского облачения, украшенная длинная полоса ткани), как знак императорского достоинства, был пожалован Константинопольскому патриарху, а затем уже постепенно, как награда, перешел в архиерейское облачение. Если посмотреть на древние изображения и мозаики, то мы увидим, что епископы изображены с та-

кими же узкими омофорами, как епитрахиль священника; а вот широкий архиерейский омофор по происхождению, собственно, и есть императорский лор.

Н.Н. Пальмов показывает в своем труде, что митра является не чем иным, как царской диадемой, которая была пожалована императором сначала Константинопольскому патриарху, а впоследствии стала достоянием всех архиереев. К нам на Русь все эти элементы облачения пришли достаточно поздно, и в древности наши святители не носили таких облачений. Впоследствии они были даны архиереям уже императорами российскими, в частности, Екатериной II. Архиерейский саккос, который носят на богослужении, тоже происходит от императорского далматика (одной из парадных одежд византийских императоров, изготовленной из дорогой ткани красного цвета и украшенной золотом и драгоценными камнями). Это подчеркивает очень важную историческую связь Византийской империи и Церкви. Однако это отдельная тема, которой много трудов посвятил упомянутый мной Н.Н. Лисовой. Именно он и обратился впервые к малоизвестному труду Н.Н. Пальмова «Об омофоре, саккосе и митре» в своем вышедшем в 2001 году исследовании о наградах Русской Православной Церкви [Лисовой, 2001].

Также Н.Н. Пальмов обращался в своих трудах к теме Святой Софии: «Святая София Константинопольская. » [Пальмов, 1915] (эта работа также не переиздана). Это одна из самых непростых тем даже для сегодняшнего богословского осмысления. Что такое София, софийное мышление в Византии и в Древней Руси? Об этом до сих пор спорят исследователи, историки. Н.Н. Пальмов был одним из первых, кто обратился к этой теме как богослов и церковный археолог.

В 1919 году Николай Николаевич возвратился в родной город и возглавил кафедру археологии и истории искусства Астраханского государственного университета [Н.Н. Пальмов]. В марте 1921 года Пальмов возглавил архивно-музей-

ную секцию Калмыцкого областного отдела народного образования, а в 1923-м стал заведующим Калмыцким архивным бюро [Курапов, 2018. С. 20]. Работая с калмыцкими архивами, Пальмов «нашёл себя как учёного-историка» [Богае-ва]. Ставя перед собой задачу изучить и систематизировать огромное количество архивных документов, хранящихся в Калмыцком архиве в Астрахани, исследователь публикует «Очерк истории калмыцкого народа за время его пребывания в пределах России» [Пальмов, 1922].

Связь Н.Н. Пальмова и А.А. Дмитриевского, который в конце жизни в основном трудился в Императорском православном палестинском обществе, не прерывалась до конца жизни последнего. Но Дмитриевский, в отличие от своего ученика, не смог встроиться в новую жизнь и даже критиковал Пальмова за то, что на обложках его трудов был напечатан лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». А.А. Дмитриевский в 1929 году умер от голода в своей служебной петроградской квартире.

Н.Н. Пальмов понимал, что наступила новая эпоха, и нужно работать в тех условиях, которые дал Господь. Он всегда оставался верующим православным человеком. Это был настоящий подвижник, аскет. Как уже говорилось выше, он никогда не был женат и даже не имел собственного крова, жил с престарелым отцом, протоиереем Николаем. В 1926 году они последний раз упоминаются вместе в переписке А.А. Дмитриевского, Пальмов в своих письмах жаловался, что не имеет собственного крова, столуется у чужих людей, голодает, нуждается. Известно, что он умер от сердечного приступа 11 февраля 1934 года. В архивном документе — справке о смерти, представленном на полях форума (спасибо организаторам экспозиции), приведена такая формулировка: «По дороге на работу разорвалось сердце».

Это, действительно, характеризует Николая Николаевича, человека, который всю жизнь без остатка, «до разрыва сердца», отдавал себя служению науке — сначала церковной,

затем — изучению истории калмыцкого народа. Он никогда не брал отпуск и даже не получал вознаграждения, положенные за неиспользованный отпуск. Такое отношение к своему делу, кстати, объединяло ученых старой школы: так же поступал и А.А. Дмитриевский, который подвижнически трудился ради науки.

Работы Н.Н. Пальмова и сегодня имеют колоссальное значение для церковной науки. Его труды постепенно входят в современный научный оборот, к ним обращаются студенты духовных школ, в частности, Московской духовной академии.

Дай Бог, чтобы наследие Н.Н. Пальмова было изучено и опубликовано. В отношении его вклада в изучение истории калмыцкого народа можно быть спокойным: здесь, в Калмыкии, его помнят и продолжают исследовать его труды [Ку-рапов, 2018. С. 20; Богаева]. Совсем недавно познакомился с защищенной в прошлом году замечательной кандидатской диссертацией об архивной деятельности Н.Н. Пальмова в Калмыкии в 1920-е годы [Манджикова, 2021]. Также хочу обратить внимание на труды доцента Екатеринбургской семинарии С. Ю. Акишина, особенно на его кандидатскую диссертацию, посвященную изучению деятельности в Киевской духовной академии А.А. Дмитриевского и его учеников, в частности Н.Н. Пальмова [Акишин, 2022].

В 2002 году был опубликован очерк истории русской богословской науки Н.Н. Лисового, подготовленный им в 1970-е годы для издания на немецком языке по проекту Издательского отдела Московской Патриархии. В этом очерке он привел основной список трудов Н.Н. Пальмова в области церковной истории и литургики [Лисовой, 2002. С. 86].

Сейчас в Калмыкии ведется огромная работа по изучению и публикации работ Н.Н. Пальмова в области калмы-коведения, молодые исследователи изучают эту тему. Но для нас, церковных ученых, важно, чтобы и дореволюционное наследие Н.Н. Пальмова так же было востребовано и изучалось.

Литература

Акишин С.Ю. Преподавательская, научная и общественная деятельность профессора А.А. Дмитриевского в киевский период его жизни (1884-1907 гг.) : автореф. дисс. ... канд. ист. наук. Екатеринбург, 2022. 26 с.

Манджикова Л.Б. Становление и развитие архивного дела в Республике Калмыкия (1920 — начало 2000-х гг.). Диссертация кандидата исторических наук. Элиста, 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ncfu.ru/export/ uploads/dokumenty-dissertacii/Dissertaciya-Mandjikovoi-L.B.pdf (дата обращения: 21.09.2022).

Богаева С.В. Сохранивший нашу историю. К 145-летию профессора Н.Н. Пальмова [Электронный ресурс]. URL: https://elista.bezformata.com/ listnews/145-letiyu-professora-n-n-palmova/63596512/?ysclid=l8bcdbxn gp656214986 (дата обращения: 21.09.2022).

Диодор (Ларионов), иером. О духовной и канонической ответственности рясофорных иноков [Электронный ресурс]. URL: https://monasterium. ru/publikatsii/monastyri-i-monashestvo-traditsii-i-sovremennost/372-o-dukhovnoj-i-kanonicheskoj-otvetstvennosti-ryasofornykh-inokov/?ysclid=l8julj6 d1j816230600 (дата обращения: 26.09.2022).

Киевская духовная академия [Электронный ресурс] // Православная энциклопедия. URL: https://www.pravenc.ru/text/1684525.html#part_16 (дата обращения: 26.09.2022).

Курапов А.А. Н.Н. Пальмов о буддийском духовенстве калмыков в XVII-XVIII вв. // Вестник Калмыцкого университета. 2018. № 2 (38). С. 19-25.

Лисовой Н.Н. Награды Русской Православной Церкви. М.: Ферт, 2001. 78 с.

Лисовой Н.Н. Обзор основных направлений русской богословской академической науки в XIX — начале XX столетия // Богословские труды. М., 2002. № 37. С. 5-127.

Н.Н. Пальмов [Электронный ресурс] // Правительство Республики Калмыкия. URL: http://kalmregion.ru/100-let-arkhivnoy-sluzhbe/n-n-palmov. php (дата обращения: 21.09.2022).

Пальмов Н.Н. О чинах пострижения в монашество по памятникам Греческой Церкви // Труды Императорской Киевской Духовной Академии. 1914. Июль — август. С. 486-496.

Пальмов Н.Н. Святая София Константинопольская. М., 1915. 74 с.

Пальмов Н.Н. Богоявленское водоосвящение // Руководство для сельских пастырей. 1904. № 2.

Пальмов Н.Н. Канун праздника Рождества Христова. Киев, 1903. 23 с.

Пальмов Н.Н. О просфорах и проскомидии. Киев, 1902. 49 с.

Пальмов Н.Н. Об омофоре, саккосе и митре: Историко-археологический этюд // Труды Киевской Духовной Академии. 1912. № 7-8. С. 375-424.

Пальмов Н.Н. Очерк истории калмыцкого народа за время его пребывания в пределах России. Астрахань: Калмыцкое гос. изд-во, 1922. 137 с.

Пальмов Н.Н. Свет Христов просвещает всех // Руководство для сельских пастырей. 1904. № 9, 12.

Сухова Н.Ю. Учитель и ученик: Письма 1897-1914 гг., связующие А.А. Дмитриевского и Н.Н. Пальмова // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2015. Вып. 4 (12). С. 164-241.

References

Akishin S.Yu. Teaching, scientific and social activities of Professor A. A. Dmitrievsky in the Kyiv period of his life (1884-1907): Author. diss. ... cand. hist. Sciences. Yekaterinburg, 2022. 26 p.

Bogaeva S.V. Preserving our history. To the 145th anniversary of Professor N.N. Palmova [Electronic resource]. URL: https://elista.bezformata.com/ listnews/145-letiyu-professora-n-n-palmova/63596512/?ysclid=l8bcdbxn gp656214986 (date of access: 09/21/2022).

Diodor (Larionov), Hierom. On the spiritual and canonical responsibility of cassock monks [Electronic resource]. URL: https://monasterium.ru/ publikatsii/monastyri-i-monashestvo-traditsii-i-sovremennost/372-o-dukhovnoj-i-kanonicheskoj-otvetstvennosti-ryasofornykh-inokov/?ysclid=l8julj6 d1j816230600 (date of access: 26.09. 2022).

Kurapov A.A. N. Palmov on the Buddhist clergy of the Kalmyks in the 17th-18th centuries. Bulletin of the Kalmyk University, 2018, no. 2 (38), pp. 19-25.

Kyiv Theological Academy [Electronic resource] // Orthodox Encyclopedia. URL: https://www.pravenc.ru/text/1684525.html#part_16 (date of access: 09/26/2022).

Lisovoy N.N. Awards of the Russian Orthodox Church. Moscow, 2001, 78 p.

Lisovoy N.N. Review of the main directions of Russian theological academic science in the 19th — early 20th centuries. Theological Works. Moscow, 2002, no. 37, pp. 5-127.

Mandzhikova L.B. Formation and development of archives in the Republic of Kalmykia (1920 — early 2000s). Dissertation ... candidate of historical sciences. Elista, 2021.

N.N. Palmov [Electronic resource]. Government of the Republic of Kalmykia. URL: http://kalmregion.ru/100-let-arkhivnoy-sluzhbe/n-n-palmov.php (date of access: 09/21/2022).

Palmov N.N. On the ranks of monastic vows according to the monuments of the Greek Church. Proceedings of the Imperial Kyiv Theological Academy, 1914, July —August, pp. 486-496.

Palmov N.N. Saint Sophia of Constantinople. Moscow, 1915, 74 p.

Palmov N.N. About prosphora and proskomedia. Kyiv, 1902. 49 p.

Palmov N.N. About the omophorion, sakkos and miter: Historical and archaeological study. Proceedings of the Kyiv Theological Academy, 1912, no. 7-8, pp. 375-424.

Palmov N.N. Bogoyavlenskoye consecration. Guide for rural pastors, 1904, no. 2.

Palmov N.N. Essay on the history of the Kalmyk people during their stay in Russia. Astrakhan: Kalmyk state. publishing house, 1922, 137 p.

Palmov N.N. The eve of the feast of the Nativity of Christ. Kyiv, 1903, 23 p.

Palmov N.N. The light of Christ enlightens all. Guide for rural pastors, 1904, no. 9-12.

Sukhova N.Yu. Teacher and student: Letters of 1897-1914 connecting A.A. Dmitrievsky and N.N. Palmov // Bulletin of the Yekaterinburg Theological Seminary, 2015, no. 4 (12), pp. 164-241.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.