Научная статья на тему 'НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ПИРОГОВ - ПЕДАГОГ БОЖЬЕЙ МИЛОСТЬЮ'

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ПИРОГОВ - ПЕДАГОГ БОЖЬЕЙ МИЛОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
658
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н.И. ПИРОГОВ / ПЕДАГОГИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевченко Ю.Л.

Представлены аргументы, указывающие на исключительную роль Н.И. Пирогова в развитии отечественного образования и педагогики. Подчеркнуто непреходящее значение духовного наследия великого ученого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NIKOLAI IVANOVICH PIROGOV-TEACHER BY THE GRACE OF GOD

The arguments pointing to the exceptional role of N.I. Pirogov in the development of national education and pedagogy are presented. The permanent significance of the great scientist’s spiritual heritage is emphasized.

Текст научной работы на тему «НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ПИРОГОВ - ПЕДАГОГ БОЖЬЕЙ МИЛОСТЬЮ»

Шевченко Ю.Л.

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ПИРОГОВ - ПЕДАГОГ БОЖЬЕЙ МИЛОСТЬЮ

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ПИРОГОВ - ПЕДАГОГ БОЖЬЕЙ МИЛОСТЬЮ

Шевченко Ю.Л.* ЭС!: m2588VBPNMSC.2020.24.36.001

ФГБУ «Национальный медико-хирургический Центр имени НИ. Пирогова» Минздрава России, Москва

Резюме. Представлены аргументы, указывающие на исключительную роль Н.И. Пирогова в развитии отечественного образования и педагогики. Подчеркнуто непреходящее значение духовного наследия великого ученого.

Ключевые слова: Н.И. Пирогов, педагогика, образование, духовное наследие.

NIKOLAI IVANOVICH PIROGOV-TEACHER BY THE GRACE OF GOD

Shevchenko Yu.L.*

Pirogov National Medical and Surgical Center, Moscow

Abstract. The arguments pointing to the exceptional role of N.I. Pirogov in the development of national education and pedagogy are presented. The permanent significance of the great scientist's spiritual heritage is emphasized.

Keywords: N.I. Pirogov, pedagogy, education, religious heritage.

«К чему вы готовите вашего сына?» — кто-то спросил меня. «Быть человеком», — отвечал я. Дайте выработаться и развиться внутреннему человеку! Дайте ему время и средства подчинить себе наружного, и у вас будут и негоцианты, и солдаты, и моряки, и юристы; а главное, у вас будут люди и граждане».

Н.И. Пирогов

210-я годовщина со дня рождения Н.И. Пирогова (Рис. 1) — весомый повод для благодарных потомков воздать должное памяти этого великого учёного, государственного деятеля, истинного патриота Отечества. Его мировая слава, всеобщее признание увековечены многочисленными памятниками, географическими названиями, имя Пирогова носят многие лечебные, научные и образовательные учреждения не только в России. А колоссальное научное наследие, казалось бы, досконально изучено и оценено в бесчисленных научных трудах, освещено в научно-популярных изданиях, образ гениального хирурга запечатлён кинематографистами и в художественной литературе. Однако до сих пор нет всесторонней оценки его педагогической деятельности. Тем более что сам Н.И. Пирогов указывал, что просвещение — «предмет, сделавшийся уже конечной целью моей жизни».

2010 год останется в памяти образованного человечества как год 200-летия со дня рождения Николая Ивановича Пирогова. Юбилейные торжества приобрели грандиозный международный масштаб. Их кульминацией стал Всероссийский национальный вечер, состоявшийся 25 ноября в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. Тогда я обратился к присутствующим с величественным и сердечным «Словом о Н.И. Пирогове»,

1

Рис. 1. Николай Иванович Пирогов, 1810-1881 гг.

в котором отметил глубину и неиссякаемость духовного наследия Николая Ивановича и подчеркнул, что лишь тот, кто откроет свое сердце помыслам великого соотечественника, проникнется его духовным наследием — состоится не только как врач, но и как гражданин. Накануне юбилея нашими стараниями переиздано уникальное произведение Н.И. Пирогова — «Вопросы жизни (Дневник старого врача)» (Рис. 2), а так же — топографоанатомический атлас (известный во всем мире как «Ледяная анатомия») в 2-х томах, где впервые авторские комментарии были переведены на русский язык (Рис. 3). В духе пироговских традиций атлас безмездно передан в библиотеки ведущих медицинских вузов и лечебных учреждений.

А в 210-ю годовщину со дня рождения Пирогова было принято решение сосредоточить внимание на его педагогическом наследии. Поэтому впервые в истории для реализации этой идеи в 2019 году изданы педагогические и публицистические сочинения великого учёного (Рис. 4).

О том, что практически вся жизнь ученого была так или иначе связана с образованием, красноречиво свиде-

* e-mail: nmhc@mail.ru

Шевченко Ю.Л.

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ПИРОГОВ - ПЕДАГОГ БОЖЬЕЙ МИЛОСТЬЮ

Рис. 2. Юбилейное издание, посвященное 200-летию со дня рождения Н.И. Пи-рогова.

Рис. 3. «Ледяная анатомия» Н.И. Пирогова.

Рис. 4. Пирогов Н.И. Педагогические и публицистические сочинения. «Избранное» /Составление и литературное редактирование: Ю.Л. Шевченко, К.В. Забелин. Издание посвящено 210-й годовщине со дня рождения Н.И. Пирогова.

тельствуют данные его биографии. В 11 лет он был отдан в пансион выдающего московского педагога В.С. Кряжева, в 14 лет поступил в Московский университет, окончил его медицинский факультет со степенью лекаря в 1828 году (Рис. 5) и поступил в Дертский профессорский институт (при университете) для подготовления к учёному званию (Рис. 6); в 1836 г. был избран профессором в Дерпте, в 1841 году перешёл в Медико-хирургическую академию (Рис. 7), где впервые организовал кафедру и клинику госпитальной хирургии. Я чрезвычайно благодарен

Рис. 5. Главный корпус Московского Университета, начало XIX века.

Богу за счастье расти на этой кафедре и в этой клинике от курсанта до профессора и руководителя отделения сердечно-сосудистой хирургии. В 1856 г. Пирогов вышел в отставку по военно-медицинскому ведомству, и в июле 1856 года был назначен попечителем Одесского учебного округа, а в 1858 г. — Киевского. В 1861 г. был командирован за границу для руководства молодыми людьми, проходившими там подготовку к профессорству в России, в 1866 г. был «освобождён» графом Д.А. Толстым от «возложенных на него поручений, как по исполнению разных трудов по учебной и педагогической части, так и по руководству лиц, отправленных за границу для приготовления к званию профессоров и преподавателей». В 1870 г. Н.И. Пирогова объехал, по приглашению Красного

Шевченко Ю.Л.

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ПИРОГОВ - ПЕДАГОГ БОЖЬЕЙ МИЛОСТЬЮ

Рис. 6. Дерптский Университет, XIX век.

Рис. 7. Императорская Медико-хирургическая Академия, XIX век.

Креста, театр франко-прусской войны, в 1877-1878 гг. — русско-турецкой (Рис. 5). Главный корпус Московского Университета, начало XIX века.

Масштаб и глубина государственного подхода Пи-рогова к образованию, как самого ревностного радетеля о развитии и преобразовании просвещения в России, позволяют поставить его в один ряд с великим реформатором науки предшествующей эпохи М.В. Ломоносовым. То, что Н.И. Пирогов в 1859 году в Киеве при подольском училище открыл первую русскую воскресную школу, будучи глубоко убеждённым, что именно это более всего соответствует жизненной потребности края, сделало его вклад в народное просвещение в России бесценным.

Богатый собственный опыт преподавания, многолетние занятия научными исследованиями, глубокие нравственно-религиозные убеждения привели Н.И. Пи-рогова к однозначному выводу: прогресс просвещения возможен исключительно при условии, если будет опираться на органичное единство науки, образования и воспитания. Его многочисленные высказывания об этом можно ранжировать от констатирующих умозаключений до безапелляционных требований к подопечным чиновникам от образования высокого ранга. Вот некоторые из них:

«... наука составляет главную основу воспитания будущего поколения»;

«. я не отвергаю и нравственного влияния нашей школы; но я ищу его в одной науке и потому требую, чтобы наставники, представители науки, были вместе и воспитателями»;

«Отделить учебное от научного в университете нельзя. Но научное без учебного всё-таки светит и греет. А учебное без научного, как бы ни была для национальности приманчива его внешность, только блестит»;

«... без университетского образования немыслим ни один истинный врач»;

«А как воспитывать без образования и образовывать, не уча и не просвещая, нельзя, то, стало быть, воспитывать, не уча, можно разве в таком возрасте, когда человек ещё бессловесен.

Но и учить, не образуя и не воспитывая, также нельзя. Вся наша нравственность, правда, добро, свет — всё

Рис. 8. Современный вид исторического здания Военно-медицинской академии.

учение. И учить, не воспитывая, не образуя, значило бы не учить, а делать что-то другое»;

«Воспитание без учения не может быть; тем более кто учится, тем более и образуется, тем более и воспитывается»;

«Наука — дело великое, безграничное, едва достижимо и для жизни, не только для жизни, не только для школы. Если школе удастся сделать учеников восприимчивыми к науке, дать им сознательное научное направление, поселить в них любовь к самостоятельным занятиям наукой, то больше ничего и требовать нельзя»;

«Школа только тогда достигает своего назначения, когда вышедший из неё ученик будет понимать, что такое научная истина, когда ему будет указано, что такое истинная наука и когда он научится вырабатывать её из себя самого, сознательно и самостоятельно»;

«В науке кроется такой нравственно-воспитательный элемент, который никогда не пропадает, какие бы ни были её представители. Наука берёт своё и, действуя на ум, действует и на нравы».

Вступив в должность попечителя Одесского учебного округа в 1856 г., Н.И. Пирогов практически все свои знания, опыт, энергию посвятил педагогической деятельности. Сохранившиеся документы, дневниковые записи, переписка позволяют с позиции современности воздать должное его действиям, требованиям к подопечным, планам и проектам. Первое, что он совершил — инспек-

Шевченко Ю.Л.

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ПИРОГОВ - ПЕДАГОГ БОЖЬЕЙ МИЛОСТЬЮ

ционная поездка практически по всем образовательным учреждениям учебного округа. Основательность инспекции однозначно ощущается в изданном по её итогам циркуляре и дальнейших последствиях. Попечитель оценивал не только состояние помещений, их пригодность для образовательного процесса, но и качество питания обучающихся, методический уровень преподавания, наличие и состояние библиотек, наглядных пособий. Как результат: вместо маршировки введены занятия гимнастикой (чем не предтеча физической культуры), запрещено использовать вываренное мясо в качестве вторых блюд (а это уже будущая гигиена питания). Наибольшее расстройство у Пирогова вызвал низкий уровень профессиональной подготовки самих педагогов. Принято решение о создании педагогической семинарии при Ришельевском лицее в Одессе (Рис. 9).

Вызывает искреннее восхищение тот факт, что за немыслимо короткое время Н.И. Пирогов подготовил обоснованный с позиции государственного деятеля проект преобразования Ришельевского лицея в Новороссийский университет. В качестве веских причин острой необходимости открытия учебного заведения такого уровня он привёл чрезвычайную востребованность населения Новороссии в образовании. Пирогов учёл и геополитические интересы России в этом регионе. По его проекту университет в Одессе должен был стать культурно-образовательным центром для южных славян, в то время ещё находившихся в крайне бесправном положении в составе Османской империи. Появление такого учебного заведения, по его мнению, укрепило бы культурные и научно-образовательные связи с народами Северного Кавказа и Закавказья в противовес турецкой экспансии. К сожалению, пироговский проект был осуществлён только 13 мая 1865 года (Рис. 10).

В настоящее время это Одесский национальный университет имени И.И. Мечникова (Республика Украина). Самой высокой оценки заслуживает деятельность Н.И. Пирогова за короткие два года в этом округе. От преподавателей всех учебных заведений округа он настойчиво требовал тесно увязывать учебный процесс с изучением географических особенностей округа, богатейшей истории края, удивительным многообразием культуры населяющих его народов, природных богатств. Глубокое уважение вызывают предложения Н.И. Пиро-гова в решении извечного еврейского вопроса. Учёный прозорливо видел прогресс не в изоляции еврейского населения, а в его ненасильственном постепенном сближении с русскоязычным населением. Начинать он предлагал с разрешения совместного обучения детей в начальной и средней школе. Н.И. Пирогов подчёркивал природную одарённость еврейской молодёжи для восприятия наук, её особые способности к изучению иностранных языков. При этом, по его мнению, должна была неукоснительно соблюдаться веротерпимость.

Ненамного дольше длилось пребывание Н.И. Пи-рогова в Киеве в качестве попечителя учебного округа (Рис. 11).

Рис. 9. Ришельевский лицей в Одессе, XIX век.

Рис. 10. Императорский Новороссийский университет в Одессе (1865-1917 гг.).

Рис. 11. Киевский Университет св. Владимира, XIX век.

Но здесь ещё ярче проявился педагогический талант учёного. Обладая богатым собственным опытом, он пришёл к однозначному выводу, что организационным ядром любой кафедры является доцентура. Именно доценты организуют и проводят практические занятия, готовят учебные программы, методические пособия, порой заменяя профессора на лекциях. И он прилагал немалые усилия к развитию и укреплению доцентства в университете. При этом последовательно отстаивая принципы избрания по конкурсу, используя здоровую конкуренцию как движущую силу в развитии учебного процесса. Н.И. Пирогов настойчиво боролся с явлением непотизма в учебных заведениях (сейчас это понятие привычнее обозначают терминами кумовство, фавори-

Шевченко Ю.Л.

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ПИРОГОВ - ПЕДАГОГ БОЖЬЕЙ МИЛОСТЬЮ

тизм). Примечательно, что только в XXI веке ВАК России ввела правило, запрещающее присваивать учёное звание «профессор», если соискатель не обладает аттестатом доцента.

Отстаивая приоритет университетского образования в системе просвещения, Н.И. Пирогов прозорливо предвидел нарастающую потребность в подготовке инженерно-технических кадров. И он настойчиво предлагал развивать специальное образование с самых ранних этапов подготовки учащихся. Учёный оказался абсолютно прав в отсутствии непреодолимого конфликта между университетским и специальным образованием. Это две ветви единого процесса. Технический прогресс (революция) привёл к стремительному росту количества и многообразию инженерно-технических, технологических учебных заведений. Но при этом не пострадала востребованность в классическом университетском образовании, которое, несомненно, испытало колоссальное влияние новых исторических условий.

Пожалуй, в качестве кредо педагогической деятельности Н.И. Пирогова следует выделить его последовательную и беспрестанную борьбу за правовую автономию учёных советов вузов, педагогических советов средних учебных заведений. Он добивался при занятии вакантных должностей максимально сохранять конкурсную основу. В конкуренции он видел реальную возможность назначения наиболее достойных лиц, привлечение на кафедру учёных из других университетов. Пирогов Н.И. неоднократно указывал на значительную пользу от приглашения на кафедру иностранных учёных и специалистов.

Особо хочется остановиться на мыслях Н.И. Пирогова о руководстве кафедрой. Он не только допускал, но и предлагал реальный механизм смены руководителя кафедры. Предъявляя высокие требования к деятельности заведующего — в течение пяти лет подготовить не менее одного доцента, способного принять участие в конкурсе на замещение вакантной кафедры, Н.И. Пирогов требовал каждый срок руководства кафедрой продлевать исключительно на конкурсной основе. В этом он видел надёжный механизм защиты от непотизма. Великий педагог призывал смиренно и доброжелательно уступать своё место новому поколению, своим ученикам или ученикам других учителей, помогать им по необходимости, без ревности и предвзятости к их таланту, активности и способностям. Если профессор, долгие годы возглавлявший кафедру, не проходил по конкурсу, учёный предлагал ввести должность «заслуженный профессор». И при желании опытный педагог мог продолжить преподавательскую деятельность в новом качестве. Эта идея Н.И. Пирогова полностью осуществлена в Институте усовершенствования врачей Пироговского Центра. Решением Учёного Совета Центра наиболее достойным руководителям кафедр присваивается почётное звание «Заслуженный профессор Пироговского Центра» с вручением особого знака и удостоверения.

Особого внимания заслуживают рассуждения Н.И. Пирогова об экзаменах. Вспоминая свой опыт, он отмечал, что сдача любого экзамена у него в памяти осталась исключено в негативном свете. Ничто так быстро не забывается, как учебный материал, выученный к очередному экзамену. Глядя шире на эту проблему, он указывал, что страдают от излишнего количества экзаменов (особенно переводных) не только учащиеся (зубрежка вместо глубокого усвоения и осмысления учебного материала), но и профессора (трата учебного времени вместо лекций и практических занятий). Учёный, кстати, предлагал отменить вступительные экзамены в университеты, а профессорам изучать результаты выпускных экзаменов в гимназиях и лицеях. А ведь, по сути, это идея современного единого государственного экзамена в России!

Министр народного просвещения статс-секретарь Александр Васильевич Головнин (в историю его руководство образованием в России вошло как счастливое для университетов время), высоко оценив достоинство Н.И. Пирогова как знаменитого учёного и общественного деятеля, вызвал его из деревенского уединения в 1862 году и предложил отправиться за границу с целью руководить вновь учреждённым профессорским институтом. Уведомляя Н.И. Пирогова о командировании его за границу, А.В. Головин писал: «Государь повелел командировать вас на четыре года за границу для исполнения разных трудов по учебной и педагогической части. Главное поручение, которое возлагается на вас по воле Государя, состоит в руководстве и направлении тех молодых учёных, коих Министерство народного просвещения отправит за границу для приготовления к профессорскому званию и коим предписано будет являться к вам и действовать по вашим наставлениям». Следует указать, что Н.И. Пирогов сам стал инициатором этой командировки. Вот что он написал в своих трудах: «Предложение моё я уже имел честь сообщить г. министру народного просвещения. иметь такого постоянно корреспондента и наблюдателя за ходом просвещения за границей, как военное ведомство имеет по своей части. Я взялся бы тщательно рассмотреть всё дело; взялся бы для распространения верных сведений об успехах педагогики издавать периодическое сочинение. Мне можно было бы поручить руководство молодыми учёными, посылаемыми за границу для приготовления к занятию профессорских кафедр. Я бы мог находиться в постоянном сношении со всеми заграничными педагогами и следить за их действиями».

В духе пироговских традиций уже в первые годы существования Национального медико-хирургического Центра имени Н.И. Пирогова нами были организованы редакционная коллегия и редакционный совет научно-практического журнала, который непрерывно издаётся с 2006 года (Рис. 12).

Н.И. Пирогов приложил много усилий для становления и развития женского образования в России. Пророческими стали его слова: «. При нашем недостатке в учителях нужно допустить и женщин к преподаванию,

Шевченко Ю.Л.

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ПИРОГОВ - ПЕДАГОГ БОЖЬЕЙ МИЛОСТЬЮ

ВЕСТНИК

НАЦИОНАЛЬНОГО МЕЯ! (КОХНРУИ'ПЧКПЮШ ЦЕНТРА Им. 1М1 ЦНРОГОЦА

2020

том 15. ипм«'|) 2

Рис. 12. Научно-практический журнал Пироговского Центра.

как это делается в Америке». Ещё в прошлом веке профессия учителя стала самой распространённой женской профессией, наряду с медицинской сестрой и воспитателем детского сада. В решении женского вопроса в России Н.И. Пирогову принадлежит исключительная в историческом плане роль. Вот как он вспоминал свою вторую встречу с её высочеством великой княгиней Еленой Павловной (Рис. 13): «Тут она мне объяснила её гигантский план — основать организованную женскую помощь больным и раненым на поле битвы, и предложила мне самому избрать медицинский персонал, и взять управление всего дела. .Я был убеждён в великом значении женского участия. В октябре 1854 года Кресто-воздвиженская община получила высочайшее соизволение, а в ноябре того же года она находилась уже на театре войны в полной деятельности. О мисс Нейтингель и о её «высокой души дамах» мы в первый раз услыхали только в начале 1855 г.». Н.И. Пирогов приводит свои слова, обращённые к великой княгине Елене Павловне: «. и женщина должна занять место в обществе, более отвечающее их человеческому достоинству и их умственным способностям». Это ли не призыв к гендерному равенству из середины XIX века!

А вот как великий учёный сформулировал идеальные условия для человечества: «Когда учиться, образоваться и просветиться — сделается такой же инстинктивной потребностью общества, как питаться и кормиться телу.».

Не менее важным аспектом педагогической деятельности Н.И. Пирогова является воплощение в жизнь

Рис. 13. Великая княгиня Елена Павловна (1806-1873 гг.).

принципа преемственности и непрерывности учебного процесса. В наше время мечты великого учёного в России воплотились в форме реальных образовательных учреждений. В Санкт-Петербурге в составе Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена образованы и функционируют: Институт довузовской подготовки, Институт повышения квалификации и переподготовки, НИИ непрерывного педагогического образования, Институт естествознания, Институт гуманитарного образования, Межвузовский центр международного сотрудничества, Международный центр образовательных инноваций, Центр дистанционного обучения и телекоммуникационной поддержки образования, Лингвистический центр, Центр технологий обучения, Центр международного образования «Российские Исследования». А в Москве Российская Медицинская Академия Последипломного Образования преобразована в Российскую Медицинскую Академию Непрерывного Профессионального Образования. По сути это реализация основного кредо педагогики, которое сформулировал ещё античный философ Сенека Луций Анней Младший: «Обучая учусь».

Особо следует остановиться на отношении Н.И. Пи-рогова к религиозному образованию. Обретя окончательно истинную православную веру в зрелом возрасте, он до конца жизни оставался убеждённым и последовательным христианином. Многие годы сомнений и критических размышлений потребовались Пирогову, прежде чем ему удалось определить, в чём заключается главный из вопросов жизни. На закате своих лет учёный окончательно

Шевченко Ю.Л.

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ПИРОГОВ - ПЕДАГОГ БОЖЬЕЙ МИЛОСТЬЮ

утвердился на подлинно христианском разрешении этого самого насущного из жизненных вопросов, решительно сказав, что «главный вопрос жизни — вопрос о Боге». Искренне желая, чтобы все люди смогли обрести христианскую веру, Пирогов Н.И. в своей деятельности проявлял веротерпимость, с должным уважением относился к религиозным убеждениям иноверцев. Это особенно ярко проявилось на театре Кавказской войны (1847 год) (сам Н.И. Пирогов назвал своё участие в этих событиях — «научное путешествие по Кавказу»), при решении еврейского вопроса в Одесском учебном округе. В статье «Университетский вопрос» учёный писал: «К национальной разнохарактерности мы привыкли, а для веротерпимости у нас нет препятствий: наши университеты — не церковные учреждения». В ней же он высказал своё твёрдое убеждение о недопустимости обязательных лекций богословия, так как считал, что «обязательность вообще не совместима с университетским учением, потому что для масс она легко переходит в бесплодную формальность... она вредит и свободному развитию научной деятельности, и развитию таланта». Свою позицию он объяснял: «... ещё более желаю, чтобы религиозные истины и чувства укрепили молодые поколения; но я слишком уважаю и научное, и нравственное достоинство религии и потому не желаю видеть кафедру богословия, поставленной в университете для одного только приличия». И далее: «. ни обязательность учения вообще, ни обязательное посещение лекций богословия в особенности не сделают университет учреждением воспитательным. . Внесение богословского учения в университеты — с целью противодействия материальному направлению других наук — требует отчётливого и глубокого изложения всех его элементов в научной связи. Иначе оно представится в глазах учащихся чем-то отрывочным, слабым, не имеющим органической связи с другими предметами и, наконец, чисто формальным decorum, — если посещение лекций будет ещё к тому обязательным для всех. В какой мере можно всего этого достигнуть у нас, я судить не берусь. Это — вопрос, требующий глубоких соображений. От решения его зависит не только будущность наших университетов, но и вообще судьба нашей русской науки». О том, насколько исключительно важным считал Н.И. Пирогов религиозное образование, свидетельствует его циркуляр по Киевскому округу «Преподавание Закона Божия», где попечитель писал: «.предлагаю всем законоучителям Киевского учебного округа не давать ничего детям учить наизусть, за исключением одних текстов и молитв». Учёный был убеждён, что предмет Святого Писания гимназисты должны изучать осознанно, испытывая в этом внутреннюю потребность. Он допускал, что для достижения высокой цели славянский язык Библии можно переводить на современный русский язык.

Крайне широк круг актуальных проблем и вопросов педагогики, которые занимали мысли Н.И. Пирогова. Знаменательно то, что его умозаключения, многочисленные проекты и предложения по коренному улучшению

Праведный и Чудесный доктор Николай Пирогов:

нрач, ученый, педагог, философ и религиозный мыслитель (материалы к канонизации)

I loi) редакцией академика РАН, доктора медицинских наук, доктора богословских наук, профессора К \ . 1. Шевченко (архимандрита Георгия)

Рис. 14. Материалы к канонизации Н.И. Пирогова.

народного просвещения властным структурам зачастую реализовывались потомками. Это подтверждает их истинность и непреходящую ценность. Но и некоторые современники осознавали то исключительное место в истории, которое по праву занял выдающийся гуманист. Достаточно вспомнить слова Сергея Петровича Боткина: «... Пирогов был значительно выше того времени, в котором ему приходилось действовать. Опередив свой век в науке, он опередил его и в общественной деятельности». Педагогическое наследие великого учёного, глубоко убеждён, требует дальнейшего тщательного изучения в интересах современного общества и наших потомков. Но даже поверхностное знакомство с его педагогическими трудами переполняет гордостью за соотечественника, чьё имя заняло достойнейшее место в истории человечества.

Как известно великие народы прославляют своих великих людей. А дело великих людей прославлять свой народ, своё Отечество. Жизненный путь великого сына России Николая Ивановича Пирогова, его беспримерное самоотверженное служение науке, образованию, врачебному искусству, насквозь пронизанные идеями гуманизма, подлинного христианского смирения, закономерно породили непреодолимое стремление ка-

Шевченко Ю.Л.

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ПИРОГОВ - ПЕДАГОГ БОЖЬЕЙ МИЛОСТЬЮ

Рис. 15. Икона. Праведный и Чудесный доктор Пирогов Николай.

нонизировать праведника. Многолетний кропотливый труд по изучению научного, духовного, педагогического и литературного наследия Пирогова увенчался подготовкой и изданием уникального сборника материалов к канонизации, о прославлении в лике святых великого хирурга России (Рис. 15).

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов (The author declare no conflict of interest).

ЛИТЕРАТУРА/REFERENCES

1. Российская Военно-медицинская академия (1798-1998). Под ред. Ю.Л. Шевченко. — СПб.: ВМедА; 1998. — 728 с. [Rossiiskaya Voenno-medits-inskaya akademiya (1798-1998). Ed by Shevchenko JuL. Saint Petersburg: VMedA; 1998. 728 p. (In Russ).]

2. Шевченко Ю.Л. Слово о Николае Ивановиче Пирогове на Всероссийском национальном вечере, посвященном 200-летию со дня рождения Н.И. Пирогова. — М.: РАЕН; 2010. — 21 с. [Shevchenko YuL. Slovo o Nikolae Ivanoviche Pirogove na Vserossiiskom natsional'nom vechere, posvyashchennom 200-letiyu so dnya rozhdeniya N.I. Pirogova. Moscow: RAEN; 2010. 21 p. (In Russ).]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Пирогов Н.И. Педагогические и публицистические сочинения. «Избранное» / Под ред. Ю.Л. Шевченко, К.В. Забелинa. — М.: Странникъ; 2019. — 560 с. [Pirogov NI. Pedagogicheskie i publitscisticheskie sochin-eniya. «Izbrannoe». Ed by Shevchenko JuL, Zabelin KV. Moscow: Strannik; 2019. 560 p. (In Russ).]

4. Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Дневник старого врача. — М.: НМХЦ им. Н.И. Пирогова; 2010. — 440 с. [Pirogov NI. Voprosyzhizni. Dnevnik starogo vracha. Moscow: NMHC im. N.I. Pirogova; 2010. 440 p. (In Russ).]

5. Бурденко Н.Н. О Н.И. Пирогове с исторической точки зрения.

— Юрьев; 1908. — 14 с. [Burdenko NN. O N.I. Pirogove s istoricheskoi tochkizreniya. Yur'ev; 1908. 14 p. (In Russ).]

6. Кони А.Ф. Пирогов и школа жизни. — СПб.: Школа и жизнь; 1911.

— 105 с. [Koni AF. Pirogovishkola zhizni. Saint Petersburg: Shkola i zhi-zn'; 1911. 105 p. (In Russ).]

7. Праведный и Чудесный доктор Николай Пирогов: врач, учёный, педагог, философ и религиозный мыслитель (материалы к канонизации). Под ред. Ю.Л. Шевченко. — М.: Странникъ; 2020. — 264 с. [Pravednyi i Chudesnyi doktor Nikolai Pirogov: vrach, uchenyi, pedagog, filosof i religi-oznyi myslitel' (materialy k kanonizatsii). Ed by Shevchenko YuL. Moscow: Strannik; 2020. 264 p. (In Russ).]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.