УДК 947.073 ББК 63.3.(2)472.
Афанасьев Игорь Борисович, аспирант кафедры Истории России Воронежский государственный педагогический университет (г. Воронеж)
НИКОЛАЙ I -
ИНЖЕНЕР, ОФИЦЕР И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ
Аннотация. Статья раскрывает состояние Российской империи и необходимость преобразований в техническом оснащении, военном устройстве и государственном управлении в начале и середине XIX века. Развитие автомобильной и железнодорожной сети России. Восточный вопрос и его разрешение: военное строительство и войны.
Ключевые слова: экономические и административные реформы, экономика. Железные и автомобильные дороги. Николай 1, Восточный вопрос, войны.
О Николае I писалось и говорилось вроде бы и много, но как-то однобоко, с отрицательным ореолом.
Советский энциклопедический словарь: — Николай I (1796-1855) российский император с 1825, третий сын Павла I, подавил восстание декабристов, создал Третье отделение (политическую полицию для борьбы с революционным движением); жестоко преследовал свободомыслие (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.И. Герцен, Т.Г. Шевченко и др.). Выступая как «жандарм Европы», разгромил Польское восстание (1830-31) и революцию в Венгрии (1848-49) [11, 901].
В данной статье хочу рассмотреть его как инженера, офицера, государственного деятеля.
Важнейшие даты царствования:
• 1826 — Основание при Императорской канцелярии Третьего отделения — тайная полиция для слежения за состоянием умов в государстве.
• 1826—1832 — Кодификация законов Российской империи М. М. Сперанским.
• 1826—1828 — Война с Персией.
• 1828 — Основание Технологического института в Петербурге.
• 1828—1829 — Война с Турцией.
• 1830—1831 — Восстание в Польше.
• 1832 — Отмена конституции Царства Польского, утверждение нового статуса Царства Польского в составе Российской империи.
• 1834 — Основан Императорский университет Святого Владимира в Киеве (университет был основан указом Николая I 8 ноября 1833 года как Киевский Императорский университет св. Влади-
мира, на базе закрытых после Польского восстания 1830—1831 годов Виленского университета и Кре-менецкого лицея).
• 1837 — Открытие первой в России железной дороги Петербург — Царское село.
• 1837—1841 — Реформа государственных крестьян, проведенная Киселёвым;
• 1841 — Запрещена продажа крестьян поодиночке и без земли;
• 1839—1843 — Финансовая реформа Кан-крина;
• 1843 — Запрещена покупка крестьян безземельными дворянами;
• 1839—1841 —Восточный кризис, в котором Россия выступала совместно с Англией против коалиции Франция — Египет.
• 1848 — Крестьяне получили право выкупаться на волю с землей при продаже имения помещика за долги, а также право приобретать недвижимую собственность.
• 1849— Участие российских войск в подавлении Венгерского восстания.
• 1851— Окончание постройки Николаевской железной дороги, соединившей Петербург с Москвой. Открытие Нового эрмитажа.
1853—1856 — Крымская война, Николай не доживает до её конца. Зимой простужается и умирает в 1855 году.
По описаниям своих современников Николай I вёл аскетический и здоровый образ жизни; никогда не пропускал воскресных богослужений. Не курил и не любил курящих, не употреблял крепких напитков, много ходил пешком, занимался строевыми упражнениями с оружием. Известно было его
строгое следование распорядку дня: рабочий день начинался с 7 часов утра, ровно в 9 часов — приём докладов. Предпочитал одеваться в простую офицерскую шинель, спал на жёсткой кровати.
В его царствование появились первые железные дороги. Вероятно, что Николай I впервые ознакомился с технологиями паровозостроения и строительства железных дорог в возрасте 19 лет во время поездки в Англию в 1816 году, где будущий император посетил железную дорогу инженера Стефен-сона [6]. Николай I, детально изучив технические данные предполагаемых к строительству железных дорог, потребовал расширения российской колеи по сравнению с европейской (1524 мм против 1435 в Европе), исключив тем самым возможность доставки вооружённых сил потенциального противника в глубь России. Принятая Императором ширина колеи была предложена строителем дороги американским инженером Уистлером и соответствовала принятой в то время в Северной Америке ширине колеи в 5 футов. (Возможно, думал и об освоении Русской Америки) это через сотню лет существенно затруднило снабжение немецких оккупационных войск и их манёвр из-за нехватки локомотивов для широкой колеи. Так, в ноябрьские дни 1941 года войска группы армий «Центр» получали только 30% военных грузов, необходимых для успешного наступления на Москву. Суточный подвоз составлял только 23 эшелона, когда для развития успеха требовалось 70. К тому же, когда возникший на африканском фронте у Тобрука кризис потребовал быстрой переброски на юг части войсковых контингентов, снимавшихся с московского направления, эта переброска была чрезвычайно затруднена по этой же причине [1, 124]. Впервые в истории России при Николае I началось интенсивное строительство и шоссейных дорог с твердым покрытием: были построены трассы Москва-Петербург, Москва-Иркутск, Москва-Варшава. Из 7700 миль шоссейных дорог, построенных в России к 1893 году, 5300 миль (около 70%) было построено в период 1825-1860 годов. Было также начато строительство железных дорог, построено около 1000 верст железнодорожного полотна, что дало стимул к развитию собственного машиностроения.
Морская оборона Петербурга при строительстве опиралась на систему деревоземляных укреплений возле Кронштадта, вооружённых устаревшими пушками с малой дальнобойностью, позволявшей противнику с дальних дистанций беспрепятственно их уничтожить. Уже в декабре 1827 года по указанию Императора были начаты работы по замене деревянных укреплений на каменные.
Николай I лично рассматривал проекты предлагаемых инженерами укреплений и утверждал их. А в некоторых случаях (например, при строительстве форта«Император Павел Первый»), делал конкретные предложения, позволяющие удешевить и ускорить строительство.
Император внимательно подбирал исполнителей работ. Так, он покровительствовал ранее малоизвестному инженер-капитану Иосифу Заржецко-му, ставшему главным строителем кронштадтских Николаевских доков. Работы были проведены своевременно, и к моменту, когда на Балтике появилась английская эскадра адмирала Нэпира, оборона
столицы, обеспеченная сильными укреплениями и минными банками, стала настолько неприступной, что первый лорд адмиралтейства Джеймс Грэхем указал Нэпиру на гибельность любой попытки захвата Кронштадта. В результате петербургская публика получила повод для развлечения путём выезда в Ораниенбаум и Красную Горку для наблюдения эволюций вражеского флота. Созданная при Николае I впервые в мировой практике минно-артиллерийская позиция оказалась непреодолимой преградой на пути к столице государства [9].
Состояние дел в промышленности к началу царствования Николая I было наихудшим за всю историю Российской империи. Промышленности, способной конкурировать с Западом, где в то время уже подходила к концу промышленная революция, фактически не существовало. В экспорте России было лишь сырье, почти все виды промышленных изделий, необходимые стране, приобретались за рубежом.
К концу царствования Николая I ситуация сильно изменилась. Впервые в истории Российской империи в стране начала формироваться технически передовая и конкурентоспособная промышленность, в частности, текстильная и сахарная, развивалось производство изделий из металла, одежды, деревянных, стеклянных, фарфоровых, кожаных и прочих изделий, начали производиться собственные станки, инструменты и даже паровозы. С 1825 по 1863 годы годовая выработка продукции русской промышленности на одного рабочего выросла в 3 раза, в то время как в предыдущий период она не только не росла, но даже снижалась [12, 426427]. С 1819 по 1859 годы объём выпуска хлопчатобумажной продукции России увеличился почти в 30 раз; объём машиностроительной продукции с 1830 по 1860 годы вырос в 33 раза [12, 42 6-
427]. бурное развитие промышленности привело к резкому увеличению городского населения и росту городов. Доля городского населения за период
СХР
царствования Николая I выросла более чем в 2 раза — с 4,5 % в 1825 году до 9,2 % в 1858 году [10, 7, 274-275].
Видим из дел императора, что понимал Николай Павлович, без сильной и боеспособной армии могучего государства не построишь. Историк М. Н. Покровский указывал, что введение жесткой дисциплины в армии, в первые годы царствования Николая I, в последующем поддерживавшейся, было связано с чрезвычайной распущенностью, которая воцарилась в русской армии в последнее десятилетие царствования Александра I (после окончания войны с Наполеоном). Офицеры нередко ходили не в военной форме, а во фраках, даже на учениях, надев сверху шинель. В Семеновском полку солдаты занимались ремеслом и торговлей, а вырученные деньги сдавали ротному командиру. Появились «частные» военные формирования. Так, Мамонов, один из богатейших людей России, сформировал свой собственный кавалерийский полк, которым сам же командовал, при этом высказывал крайние антимонархические взгляды и называл царя (Александра I) «скотиной» [7, 286, 314, 321]. При Николае I армейская «демократия», граничащая с анархией, была свернута и восстановлена жесткая дисциплина.
Во время войн, ведомых Россией в царствование Николая 1, нередко случалось, что для постройки незначительного полевого укрепления работами по его постройке руководил саперный унтер-офицер, так как офицер-пехотинец (или даже сапер, окончивший кадетский корпус, а не Михайловское или Инженерное училище) не имел ни малейшего понятия об основах полевой фортификации. При таком положении, «саперный унтер-офицер дирижировал работами, пехотные солдаты были рабочею силой, а их офицеры у него надсмотрщиками».
В разгар Крымской войны, из-за значительной убыли офицеров на фронте, одним из распоряжений императора было введение обучения строевой подготовке в гражданских гимназиях и высшим военным наукам (фортификации и артиллерии) в университетах. Таким образом, Николая I можно считать основоположником начальной военной подготовки в России.
От каждого учебного часа в гимназиях было взято по четверти часа, и из этих четвертушек составилось по два часа ежедневно, которые были посвящены ротному и батальонному учению, для чего были командированы из ближайшего кадетского корпуса офицеры.
Николай I, сознавая необходимость реформ,
считал их проведение делом длительным и осторожным. Он смотрел на подчинённое ему государство, как инженер смотрит на сложный механизм, в котором всё взаимосвязано и надёжность одной детали обеспечивает правильную работу других. Идеалом общественного устройства была полностью регламентированная уставами армейская жизнь.
Порядок, строгая, безусловная законность, никакого всезнайства и противоречия - всё вытекает одно из другого; никто не приказывает, прежде чем сам не научится повиноваться; никто без законного обоснования не становится впереди другого; все подчиняются одной определённой цели, всё имеет своё предназначение [13, 147].
Некоторые современники писали о его деспотизме. Вместе с тем, как указывают историки, казнь пяти декабристов была единственной казнью за все 30 лет царствования Николая I, в то время как, например, при Петре I и Екатерине II казни исчислялись тысячами, а при Александре II — сотнями. Не лучше обстояло дело и в Западной Европе: например, в Париже в течение 3 дней было расстреляно 11 ООО участников парижского июньского восстания 1848 года [4, стр. 95-96]. Отмечают также, что при Николае I не применялись пытки в отношении политических заключенных. Даже критически относящиеся к Николаю I историки не упоминают о каком-либо насилии на следствии по делу декабристов (к которому было привлечено в качестве подозреваемых 579 человек) и петрашевцев (232 человека) [5, 62, 81]. Историк Н. А. Рожков пишет, что царь «задабривал» декабристов (хотя по их вине погибло около полутора тысяч человек в ходе 2 восстаний), а после вынесения приговора в обоих случаях смягчил его, заменив для 31 декабриста и 21 петрашевца смертную казнь более мягкими наказаниями [10, 220, 361]. В то же время историк М. Н. Покровский указывал, что при Александре II насилия над политзаключенными опять возобновились: так, в ходе Процесса 193-х («хождение в народ») следователи пороли арестованных розгами (всего было арестовано 770 человек) [8, 242]. В то же время А. И. Герцен писал в главе VI т. 1 «Былое и думы» о бесследных пропажах людей, вслед за которыми «являлись какие-то люди за его бумагами и пожитками и велели об этом не говорить», что свидетельствует скорее о тайных репрессиях, подчистках (или отсутствии) документов и переписывании истории (возможно в более поздний период).
Важнейшим направлением внутренней политики стала централизация власти. В период правления Николая I возобновились гонения на старообрядчество; были воссоединены с православием
т
униаты Белоруссии и Волыни (1839).
Вступив на престол, Николай Павлович отказался от господствовавший на протяжении предыдущего столетия практики фаворитизма. Он ввёл умеренную систему поощрений для чиновников (в виде аренды поместий/имущества и денежных премий), которую в значительной мере сам и контролировал. В отличие от предыдущих царствований, историками не зафиксированы крупные подарки в виде дворцов или тысяч крепостных, пожалованных какому-либо вельможе или царскому родственнику. Для борьбы с коррупцией впервые при Николае I были введены регулярные ревизии на всех уровнях. Суды над чиновниками при Николае I стали обычным явлением. Так, в 1853 году под судом находилось 2540 чиновников [2, 177]. Сам Николай I критически относился к успехам в этой области, говоря, что в его окружении не воруют только он сам и наследник.
Важной стороной внешней политики явился возврат к принципам Священного союза. Возросла роль России в борьбе с любыми проявлениями «духа перемен» в европейской жизни. Именно в правление Николая I Россия получила нелестное прозвание «жандарма Европы». Так, по просьбе Австрийской империи Россия приняла участие в подавлении венгерской революции, направив 140-тысячный корпус в Венгрию, пытавшуюся освободиться от гнёта со стороны Австрии; в результате был спасён трон Франца Иосифа. Последнее обстоятельство не помешало австрийскому императору, опасавшемуся чрезмерного усиления позиций России на Балканах, вскоре занять недружественную к Николаю позицию в период Крымской войны и даже угрожать ей вступлением в войну на стороне враждебной России коалиции, что Николай I расценил как неблагодарное вероломство; русско-австрийские отношения были безнадёжно испорчены вплоть до конца существования обеих монархий.
Впрочем, австрийцам император помогал не просто из благотворительности. «Весьма вероятно, что Венгрия, победив Австрию, в силу сложившихся обстоятельств вынуждена была бы оказать деятельное содействие замыслам польской эмиграции», — писал биограф генерал-фельдмаршала Па-скевича кн. Щербатов.
Особое место во внешней политике Николая I занимал Восточный вопрос.
Россия при Николае I отказалась от планов по разделу Османской империи, которые обсуждались при предыдущих царях (Екатерине II и Павле I), и начала проводить совершенно иную политику на
Балканах — политику защиты православного населения и обеспечение его религиозных и гражданских прав, вплоть до политической независимости. Впервые эта политика была применена в Аккер-манском договоре с Турцией 1826 года. По этому договору Молдавия и Валахия, оставаясь в составе Османской империи, получили политическую автономию с правом избрания собственного правительства, которое формировалось под контролем России. Спустя полвека существования такой автономии на этой территории было образовано государство Румыния— по Сан-Стефанскому договору 1878 года. «Совершенно таким же порядком, — писал В. Ключевский, — шло освобождение и других племен Балканского полуострова: племя восставало против Турции; турки направляли на него свои силы; в известный момент Россия кричала Турции: „Стой!"; тогда Турция начинала готовиться к войне с Россией, война проигрывалась, и договором восставшее племя получало внутреннюю независимость, оставаясь под верховной властью Турции. При новом столкновении России с Турцией вассальная зависимость уничтожалась. Так образовалось Сербское княжество по Адрианопольскому договору 1829 года, греческое королевство — по тому же договору и по Лондонскому протоколу 1830 г...» [3].
Наряду с этим, Россия стремилась обеспечить своё влияние на Балканах и возможность беспрепятственного мореходства в проливах (Босфор и Дарданеллы).
В ходе русско-турецких войн 1806—1812 гг. и 1828—1829 годов Россия добилась больших успехов в осуществлении этой политики. По требованию России, объявившей себя покровительницей всех христианских подданных султана, султан был вынужден признать свободу и независимость Греции и широкую автономию Сербии (1830); по Ункяр- Искелесийскому договору (1833), ознаменовавшему пик российского влияния в Константинополе, Россия получила право блокировать проход иностранных кораблей в Чёрное море (которое было ей утрачено в результате заключения Второй Лондонской конвенции в 1841 году).
эти же причины: поддержка православных христиан Османской империи и разногласия по Восточному вопросу, — толкнули Россию на обострение отношений с Турцией в 1853 году, следствием чего стало объявление ею войны России. Начало войны с Турцией в 1853 году было ознаменовано блестящей победой русского флота под командованием адмирала Нахимова, разгромившего противника в Синопской бухте. Это был последний крупный бой парусного флота.
СХР
Военные успехи России в начале Крымской войны вызвали негативную реакцию на Западе. Ведущие мировые державы не были заинтересованы в усилении России за счет дряхлеющей Османской Империи. это создало основу для военного союза Англии и Франции. Просчёт Николая I в оценке внутриполитической обстановки в Англии, Франции и Австрии привел к тому, что страна оказалась в политической изоляции. В 1854 году Англия и Франция вступили в войну на стороне Турции. Из-за технической отсталости России было сложно противостоять этим европейским державам. Основные военные действия развернулись в Крыму. В октябре 1854 года союзники осадили Севастополь. Русская армия потерпела ряд поражений и не смогла оказать помощи осаждённому городу-крепости. Несмотря на героическую оборону города, после 11 -месячной осады, в августе 1855 года, защитники Севастополя были вынуждены сдать город. В начале 1856 года по итогам Крымской войны подписан Парижский мирный трактат. По его условиям, России запрещалось иметь на Чёрном море военно-морские силы, арсеналы и крепости. Россия становилась уязвима с моря и лишалась возможности вести активную внешнюю политику в этом регионе.
Ещё более серьёзными были последствия войны в экономической области. Сразу после окончания войны, в 1857 году, в России был введен либеральный таможенный тариф, практически отменивший пошлины на западноевропейский промышленный импорт, что являлось одним из условий мира, навязанных России Великобританией; в течение XIX в. Великобритания неоднократно прибегала к военному и политическому давлению на разные страны для заключения договора о свободной торговле. Примерами могут служить (ещё не цветные и цветочные революции) поддержка Великобританией греческого восстания и других сепаратистских движений внутри Османской империи, завершившаяся подписанием договора о свободной торговле в 1838 году, опиумная война Великобритании с Китаем, завершившаяся подписанием с ним в 1842 году такого же договора и т. д. (напоминает склонение Европы со стороны США к Трансатлантической зоне свободной торговли). Такая же ситуация сложилась в отношении России накануне Крымской войны. Как писал историк М.Покровский о периоде, предшествовавшем началу Крымской войны, «Под именем «русского варварства», о защите против которого английские публицисты взывали к общественному мнению и своей страны, и всей Европы, речь шла, в
сущности, о борьбе с русским промышленным протекционизмом» [8, 28]. Результатом стал промышленный кризис: уже к 1862 году выплавка чугуна в стране упала на 1/4, а переработка хлопка — в 3,5 раза [8, 101]. Рост импорта привел к утечке денег из страны, ухудшению торгового баланса и хронической нехватке денег в казне.
В период царствования Николая I Россия участвовала в войнах: Кавказской войне 1817—1864, Русско-персидской войне 1826—1828, Русско-турецкой войне 1828-29, Крымской войне 1853-56.
Литература:
1. Гудериан Гейнц. Опыт войны с Россией/ Пер. с немецкого. «Итоги Второй мировой войны». Изд-во иностранной литературы. М. 1957. стр124
2. Зайончковский П. А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. М., 1978.
3. Ключевский В. Курс русской истории. Лекция LXXXII. Проверено 27 июля 2015. Архивировано из первоисточника 27.07.2015.
4. Кожинов В. Россия. Век ХХ-й. М., 2008.
5. Колесникова В. С. Николай Первый. Лики масок государя: Психологические этюды. М., 2008.
6. Марговенко, Алексей «Дороги царей» (рус.), журнал «Урал» 2004 год, №10. Проверено 27 июля 2015. Архивировано из первоисточника 27.07.2015.
7. Покровский М. Н. Русская история с древнейших времен. При участии Н.Никольского и В.Сторожева. М., 1912, т. 4.
8. Покровский М. Н. Русская история с древнейших времен. При участии Н.Никольского и В.Сторожева. М., 1918, т. 5.
9. Раздолгин А. А., Скориков Ю. А. Кронштадтская крепость.- Л.: Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1988, 420 с. ил. Проверено 27 июля 2015. Архивировано из первоисточника 27.07.2015.
10. Рожков Н. А. Русская история в сравнительно-историческом освещении (основы социальной динамики) Ленинград — Москва, 1926—1928, т. 10.
11. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. - 4-изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989, - 1632 с., ил.
12. Струмилин С. Г. Очерки экономической истории России. М. 1960.
13. Шильдер Н. К. Император Николай Первый: Его жизнь и царствование: в 2 т. СПб. Д903.Т.1.
Г9Н
Москва. Памятник «Создателям российских железных дорог» у Казанского вокзала — бронзовый бюст императора Николая 1 в окружении известных деятелей железнодорожной отрасли его царствования. Открыт 1 августа 2013 года.
пю
Граф Егор Францевич (Георг Людвиг) Канкрйн(16 [27] ноября 1774 — 9 [21] сентября 1845) — писатель и государственный деятель, генерал от инфантерии, министр финансов России в 1823—1844 годах.
При нём была в 1839—1843 годах осуществлена денежная реформа, установившая систему серебряного монометаллизма, был начат обмен всех ассигнаций на государственные кредитные билеты, обменивающиеся на золото и серебро, эмиссия платиновой монеты.
Николай I Павлович (25 ИЮНЯ [6 июля] 1796, Царское Село —18 февраля [2 марта] 1855, Петербург) — император Всероссийский с 14 Декабря (26 декабря) 1825 по 18 февраля(2 марта) 1855 года, царь Польский и великий князь Финляндский. Третий сын императора Павла I и Марии Фёдоровны, родной брат императора Александра I, отец императора Александра II.
пл
Afanasyev I. В., the applicant's degree of the Department of Russian History, Voronezh state
pedagogical University
NICHOLAS 1 - ENGINEER, OFFICER AND STATESMAN
Abstract. The article reveals the conditions of the Russian Empire and the need for the reforms in the engineering provision, military structure and the state governing at the beginning and middle XIX century. Development of the railway and road network in Russia. Eastern issue and it's solution, military building measures and wars.
Key words: economic and administrative reforms, economy. Railway automobile roads. Nikolas I, Eastern issue, wars.