Научная статья на тему 'Николай Алексеевич Тольский. К 175-летию со дня рождения'

Николай Алексеевич Тольский. К 175-летию со дня рождения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
747
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПЕДИАТРИЯ / Н.А. ТОЛЬСКИЙ / МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / КЛИНИКА ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ / N.A.TOL'SKY / CLINIC OF CHILDREN'S DISEASES / HISTORY OF MEDICINE / NATIONAL PEDIATRICS / UNIVERSITY OF MOSCOW

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Микиртичан Гл

СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА НАУЧНОЙ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, ОРГАНИЗАЦИОННОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НИКОЛАЯ АЛЕКСЕЕВИЧАТОЛЬСКОГО (1832-1891), ОДНОГО ИЗ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДИАТРИИ. ОН ЯВИЛСЯ СОЗДАТЕЛЕМ КЛИНИКИ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ НА МЕДИЦИНСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ ИМПЕРАТОРСКОГО МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (НЫНЕ МОСКОВСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ ИМ. И.М. СЕЧЕНОВА), УТВЕРЖДАЛ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДИАТРИИ, СПОСОБСТВОВАЛ ЕЕ ПРЕВРАЩЕНИЮ ИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ В КЛИНИЧЕСКУЮ ДИСЦИПЛИНУ. ЕГО УЧЕНИКАМИ БЫЛИ ВЫДАЮЩИЕСЯ ПЕДИАТРЫ Н.Ф. ФИЛАТОВ, Н.П. ГУНДОБИН, Н.С. КОРСАКОВ И ДР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NIKOLAI ALEXEYEVICH TOL'SKY. TO COMMEMORATE THE 175™ ANNIVERSARY

THE ARTICLE IS DEDICATED TO THE SCIENTIFIC, PEDAGOGICAL, ORGANIZATIONAL AND PUBLIC WORK OF NIKOLAI ALEXEYEVICH TOL'SKY (1832-1891), ONE OF THE FOUNDERS OF NATIONAL PEDIATRICS. HE ORGANIZED THE CLINIC OF CHILDREN'S DISEASES AT THE DEPARTMENT OF MEDICINE, HIS MAJESTY'S UNIVERSITY OF MOSCOW (NOW MOSCOW ACADEMY OF MEDICINE NAMED AFTER I.M. SECHENOV), INSISTED ON THE INDEPENDENCE OF PEDIATRICS, HELPED IT TRANSFORM FROM THEORY TO THE CLINICAL DISCIPLINE. AMONG HIS PUPILS WERE SUCH OUTSTANDING PEDIATRICIANS AS N.F. FILATOV, N.P. GUNDOBIN, N.S. KORSAKOV, ETC

Текст научной работы на тему «Николай Алексеевич Тольский. К 175-летию со дня рождения»

Из истории педиатрии

Г.Л. Микиртичан

Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия

Николай Алексеевич Тольский. К 175-летию со дня рождения

СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА НАУЧНОЙ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, ОРГАНИЗАЦИОННОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НИКОЛАЯ АЛЕКСЕЕВИЧА ТОЛЬСКОГО (1832-1891), ОДНОГО ИЗ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДИАТРИИ. ОН ЯВИЛСЯ СОЗДАТЕЛЕМ КЛИНИКИ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ НА МЕДИЦИНСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ ИМПЕРАТОРСКОГО МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (НЫНЕ МОСКОВСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ ИМ. И.М. СЕЧЕНОВА), УТВЕРЖДАЛ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДИАТРИИ, СПОСОБСТВОВАЛ ЕЕ ПРЕВРАЩЕНИЮ ИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ В КЛИНИЧЕСКУЮ ДИСЦИПЛИНУ. ЕГО УЧЕНИКАМИ БЫЛИ ВЫДАЮЩИЕСЯ ПЕДИАТРЫ Н.Ф. ФИЛАТОВ, Н.П. ГУНДОБИН, Н.С. КОРСАКОВ И ДР.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ, ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПЕДИАТРИЯ, Н.А. ТОЛЬСКИЙ, МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, КЛИНИКА ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ.

Контактная информация:

Микиртичан Галина Львовна,

доктор медицинских наук, профессор,

заведующая кафедры гуманитарных

дисциплин и биоэтики Санкт-Петербургской

государственной педиатрической

медицинской академии

Адрес: 194100, Санкт-Петербург,

ул. Литовская, д. 2,

тел. (812) 542-55-65

Статья поступила 14.02.2007 г.,

принята к печати 08.06.2007 г.

Николай Алексеевич Тольский принадлежит к тому поколению педиатров, которые утверждали самостоятельность педиатрии, способствовали ее превращению из теоретической в клиническую дисциплину.

Родился Н.А. Тольский 19 января 1832 г. в Липецке Тамбовской губернии в семье врача. Фамилия Тольских произошла от названия Толгского монастыря, где дьяконом был дед со стороны его отца [1].

В 1848-1853 гг. Н.А. Тольский обучался на медицинском факультете Императорского Московского университета, где в эти годы преподавали замечательные ученые: зоолог К.Ф. Рулье, физиолог И.Т. Глебов, патофизиолог и патологоанатом А.И. Полунин. Не менее блестящие имена были у клиницистов: факультетской терапевтической клиникой заведовал прекрасный лектор и врач А.И. Овер, госпитальной терапевтической клиникой — профессор И.В. Вар-винский, кафедрой факультетской хирургии руководил выдающийся хирург и общественный деятель Ф.И. Иноземцев. Кафедру акушерства, женских и детских болезней возглавлял В.И. Кох, который в большей степени отдавал предпочтение акушерству и гинекологии. Он был хорошим лектором, и по оценке известного гинеколога профессора А.П. Губарева «большая выдержка и обдуманное уменье себя держать еще более усиливали выгодное впечатление... Содержание курса было составлено очень толково и умно. Оно передавало все практически важные факты и явления по этому предмету. Лекциями его бывали довольны и на них не скучали» [2]. Детские болезни преподавал адъюнкт Н.П. Николаев.

Профессор В.И. Кох сыграл важную роль в судьбе Н.А. Тольского, заметив трудолюбие и способности молодого человека. После окончания с отличием медицинского факультета Н.А. Тольский был в октябре 1854 г. принят на должность ассистента в клинику акушерства, женских и детских болезней. Он с большим усердием стал совершенствоваться в своей специальности, много времени проводил в клинике, овладевая практическими навыками, читал иностранную и русскую литературу. Одновременно он работал над диссертацией на тему об искусственных преждевременных родах — «Ое раПи-аПе таШап^о», которую успешно защитил 23 мая 1858 г. Свой труд

G.L. Mikirtichan

St. Petersburg State Pediatric Medical Academy

Nikolai Alexeyevich Tol'sky. To commemorate the 175th anniversary

THE ARTICLE IS DEDICATED TO THE SCIENTIFIC, PEDAGOGICAL, ORGANIZATIONAL AND PUBLIC WORK OF NIKOLAI ALEXEYEVICH TOL'SKY (1832-1891), ONE OF THE FOUNDERS OF NATIONAL PEDIATRICS. HE ORGANIZED THE CLINIC OF CHILDREN'S DISEASES AT THE DEPARTMENT OF MEDICINE, HIS MAJESTY'S UNIVERSITY OF MOSCOW (NOW MOSCOW ACADEMY OF MEDICINE NAMED AFTER I.M. SECHENOV), INSISTED ON THE INDEPENDENCE OF PEDIATRICS, HELPED IT TRANSFORM FROM THEORY TO THE CLINICAL DISCIPLINE. AMONG HIS PUPILS WERE SUCH OUTSTANDING PEDIATRICIANS AS N.F. FILATOV, N.P GUNDOBIN, N.S. KORSAKOV, ETC.

KEY WORDS: HISTORY OF MEDICINE, NATIONAL PEDIATRICS, N.A.TOL'SKY, UNIVERSITY OF MOSCOW, CLINIC OF CHILDREN'S DISEASES.

123

Из истории педиатрии

124

Н.А. Тольский посвятил отцу: «Благороднейшему и самому дорогому моему отцу Алексею Яковлевичу приносит в дар в знак благоговейной признательности его сын, после того как 5 лет усердно занимался врачебными науками».

В 1859 г. медицинский факультет предоставляет Н.А. Толь-скому возможность заграничной научной командировки на 2 года. Он около года находился в Берлине, где занимался химией, физикой, физиологической химией, гистологией, эмбриологией, патологической анатомией с микроскопией. В течение второго года молодой врач знакомился с ведущими клиниками и больницами Парижа, Вены и Праги, совершенствуясь по акушерству и детским болезням, и дополнительно в Вене — по кожным болезням и сифилису. В дальнейшем он неоднократно ездил за границу, знакомился с постановкой работы детских клиник и детских больниц.

После завершения заграничной командировки в 1861 г. Н.А. Тольский вернулся на кафедру акушерства, женских и детских болезней, но уже на должность адъюнкта. В 1863 г. он избирается доцентом, имея к этому времени уже основательные знания в педиатрии. Прежде всего, молодой преподаватель составил программу преподавания детских болезней, которая была зачитана и одобрена на собрании медицинского факультета. Программа лекций Н.А. Тольского разделялась на введение, общую часть и частные отделы. По сравнению с программами В.И. Коха и Н.П. Николаева, в ней уделялось равное внимание патологии всех периодов детства, тогда как у его предшественников акцент делался на период новорожденности и младенческий возраст ребенка. Это объясняется профессиональными интересами и специализацией и В.И. Коха, и Н.П. Николаева как акушеров. Программа Н.А. Тольского содержала новые разделы, например, очерк эмбриологии. Кроме того, патология детского возраста излагалась по органам и системам, перечень болезней расширен и систематизирован, например, болезни нервной системы разделялись им на болезни головного мозга, болезни спинного мозга и болезни с недостаточно еще определенной локализацией. При изложении всех разделов он самое пристальное внимание обращает на признаки болезней, семиотическое значение отдельных симптомов.

Недостатком того времени было отсутствие в Московском университете детской клиники, что затрудняло Н.А. Толь-скому в полной мере передавать студентам свой опыт и знания, поддерживать их интерес к изучению детских болезней, которые они могли наблюдать лишь в амбулатории акушерского отделения, то есть на приходящих больных самого младшего возраста. Поэтому Н.А. Тольский делает все возможное для увеличения амбулаторного приема детей, и если в 1860-1861 учебном году их число составляло 94, то в 1862-1863 г. — 218, а в 1865-1866 г. — уже 790 детей.

Неудовлетворенный теоретическим преподаванием, Н.А. Тольский начинает активно добиваться создания детской клиники. В Московском университете этот вопрос поднимался не одно десятилетие. Еще в 1855 г. медицинский факультет предполагал образовать детскую клинику, отделив по 10 кроватей от терапевтической (А.И. Овер) и хирургической (Ф.И. Иноземцев) факультетских клиник с согласия их руководителей. Однако через полтора года они отказались пойти на это. Благодаря активной преподавательской деятельности, которую развил Николай Алексеевич, тому авторитету, который он

завоевал как специалист-педиатр, положение стало меняться. В 1863 г. медицинский факультет высказался за организацию клиники детских болезней. В 1865 г. он вновь поднимает вопрос о клинике на заседании медицинского факультета.

К середине 1860-х годов во главе клиник были уже другие профессора, в частности, терапевтическую клинику возглавлял Г.А. Захарьин. Он согласился выделить 10 кроватей для детской клиники. Это было вызвано тем, что Г.А. Захарьин был хорошо осведомлен о проблемах преподавания на кафедре акушерства, женских и детских болезней. Будучи ассистентом факультетской терапевтической клиники у профессора А.И. Овера, он избрал для своей диссертации тему о послеродовых заболеваниях и работал над ней в акушерской клинике профессора В.И. Коха, которого высоко ценил. Г.А.Захарьин со студенческих лет был знаком с Н.А. Тольским и с уважением относился к нему [4]. Благодаря пожертвованию от неизвестного благотворителя к 10 кроватям была присоединена еще одна. Для детской клиники было отведено место в нижнем этаже главного корпуса факультетских клиник на Рождественке, где в двух простенках надо было установить стеклянные двери и голландские печи. Первоначально оно представляло собой две особые палаты, но вскоре в связи с неудобством приема приходящих больных детей в общей приемной со взрослыми, одна из них была отдана для приема амбулаторных больных.

25 февраля 1866 г. детское отделение было открыто. Таким образом, в Московском университете было осуществлено слияние теоретического и практического преподавания детских болезней. В таком виде клиника просуществовала 25 лет — до 1891 г. [5]. В среднем через клинику в год проходило 60 больных, амбулаторный помощь получали 1 040 детей.

Н.А. Тольский стремился оснастить клинику современным оборудованием. Им приобретаются разные «снаряды и инструменты, безотлагательно необходимые для детского отделения», в том числе «осветительный аппарат для ларингоскопических исследований», микроскоп и др. Все это используется при обучении студентов, которым прививаются навыки владения методами исследования у постели больного. Очень беспокоило Н.А. Тольского отсутствие условий в детской клинике для изоляции больных с острыми инфекциями. Он неоднократно обращался по этому поводу к администрации медицинского факультета с предложением помещать таких больных «в отдельном флигеле, а не в одном корпусе с прочими больными, как это теперь делается». Однако для острозаразных больных детей была выделена еще одна палата рядом с детской клиникой, что, конечно, не могло устранить и внутрибольничных заражений, и распространения эпидемий. Из-за этого клиника неоднократно закрывалась. Вскоре палата для «сыпных» болезней была ликвидирована. Все это отражалось на преподавании, так как исчезла возможность демонстрировать студентам заболевания, почти исключительно встречающиеся у детей.

При открытии клиники Н.А. Тольский прочел вступительную лекцию, в которой изложил свое видение о роли клиник и клинического преподавания педиатрии, проблем соотношения теоретического и клинического знания. Он подчеркивал, что только клиника позволяет решить главную задачу — «возможно полное и многостороннее изучение той объективной формы выражения, которую в каждом отдельном случае принимают болез-

ненные процессы в детском организме, возможно полное усвоение тех способов, которые делают для нас доступной патологическую жизнь дитяти в ее бесконечном частном разнообразии...».

Преподавание детских болезней Н.А. Тольский вел на 3-м и 4-м курсах. Теоретическое учение о детских болезнях Николай Алексеевич читал в течение V-го и VI-го семестров по два лекционных часа в неделю и дополнительно один так называемый совещательный час в неделю. Клинические лекции (2 ч в нед) и занятия (1 ч в нед) проводились на VII-м и VIII-м семестрах.

Все, слышавшие лекции Н.А. Тольского, высоко отзывались о их содержании и форме изложения, подчеркивали глубокое знание им специальности, его виртуозное искусство разбора больных, необыкновенное владение словом, образную речь, четкую дикцию, что привлекало на его лекции не только студентов, но и врачей [2, 6].

На экзаменах Н.А. Тольский не был строг, а, наоборот, был снисходительным: спрашивал самое существенное и считал, что «было бы странно требовать, чтобы студент узнал детские болезни в год так же, как я их знаю, занимаясь несколько лет, да преимущественно одними детскими болезнями. Если бы меня теперь экзаменовать в комиссии по всем предметам, то я непременно провалился бы». В случае ошибочного ответа студентов или молодых врачей он ободрял смутившегося: «На ошибках мы учимся». «...Не ошибается только тот, кто ничего не делает» [7]. Чтобы привлечь внимание студентов, он нередко образно «украшал» изложение своих лекций, а затем студенты на экзаменах отвечали на вопрос этими словами профессора. В таких случаях Николай Алексеевич, по воспоминаниям его ученика Д.М. Глаголева, говорил: «Иногда, чтобы уж очень не заскучали студенты, скажешь этакую фразу, а он тебе на экзамене ту же самую фразу преподносит, — так и бросит всего тебя в краску» [8].

С 1870 по 1874 г. Н.А. Тольский исполнял должность главного врача Московской детской больницы на Бронной. Это было продиктовано желанием иметь больше клинического материала для наблюдения и обучения студентов. В 1873 г. после отказа В.И. Коха от дальнейшего продления срока службы в университете Н.А. Тольский был утвержден экстраординарным профессором по кафедре акушерства, женских и детских болезней, где он преподавал учение о детских болезнях, вел детскую клинику и читал лекции по акушерству.

В 1879 г. Н.А. Тольский был утвержден в звании ординарного профессора по кафедре акушерства, женских и детских болезней. По новому университетскому уставу 1884 г. детская клиника отдельно не значится, но в утвержденном в 1888 г. уставе детской больницы названа кафедра детских болезней. Следуя этому документу, утвержденному министром просвещения, произошло разделение акушерства, женских и детских болезней. С 1888 г. профессором по детским болезням был Николай Алексеевич, и эту дату можно считать фактическим созданием кафедры детских болезней в Московском университете, однако юридического статуса у кафедры еще не было.

Характеризуя вклад Н.А. Тольского в педиатрию, в первую очередь необходимо отметить выраженную клиническую направленность его преподавательской и врачебной деятельности, разработку тщательного объективного изучения больного ребенка, учета его особенностей, индивидуального подхода к лечению. Этому он следовал всю свою жизнь. Особым было его отношение к маленьким пациен-

там, он всегда был ласков с ними, спокойно переносил все капризы детей. Он был блестящим диагностом и всегда утверждал, что для детского врача симптомы проявления болезней имеют гораздо большее значение, чем в практике взрослых. Лечебная тактика Николая Алексеевича основывалась на следовании консервативному методу, использовании испытанных на практике средств и очень осторожному применению новых средств. Учитывая специфику ребенка, он старался избегать средств, неприятных или беспокоящих его.

Н.А. Тольский изучал влияние школы на детский организм, считал необходимым знакомить студентов со школьной медициной. С докладом на эту тему он выступал на представительном И-м Всероссийском съезде естествоиспытателей в Москве 20-30^Ш 1869 г. [12]. Этой же проблеме было посвящено и его последнее публичное выступление — Актовая речь 12 января 1891 г. В ней он приводил факты вредного влияния условий школьной жизни на здоровье ее воспитанников, статистику распространения среди школьников миопии, сутулости, сколиоза, неврастении, малокровия, физической слабости и других проявлений.

Учениками Н.А. Тольского были выдающиеся педиатры. Прежде всего, это Н.Ф. Филатов, выбравший под влиянием Тольского своей специальностью педиатрию [13]. В научной и педагогической деятельности Нила Федоровича ясно прослеживается влияние Н.А. Тольского: это и ярко выраженная клиническая направленность его исследований, и глубокая разработка методов объективного исследования ребенка, и интерес к детским инфекционным болезням, к болезням нервной системы и др. Н.В. Яблоков, учившийся в одно время с Н.Ф. Филатовым и слушавший лекции Н.А. Тольского, впоследствии главный врач Софийской больницы, говорил о Н.Ф. Филатове: «С теми задатками, которые имелись налицо, с тем рвением, с которым он стремился к работе, несомненно, из него одинаково вышел бы талантливый представитель любой специальности; и если наша юная отрасль медицины — педиатрия — в лице Нила Федоровича получила такого выдающегося представителя, то этим мы всецело обязаны первому в нашем университете профессору детских болезней Н.А. Тольскому: его советам и указаниям последовал Нил Федорович, чтобы затем сделаться его преемником и славным продолжателем начатого дела» [14].

Из одиннадцати врачей, состоявших ординаторами у профессора Н.А. Тольского в клинике детских болезней Московского университета, семь защитили диссертацию на степень доктора медицины, из них трое стали профессорами по детским болезням, двое — ассистентами в детской клинике. Его ученик Н.С. Корсаков с 1902 по 1922 г. возглавлял кафедру детских болезней Московского университета. С 1886 по 1889 г. ординатором клиники был Н.П. Гундобин, получивший здесь хорошую клиническую подготовку; с 1897 по 1908 г. он руководил кафедрой детских болезней Военно-медицинской академии в Петербурге и стал одним из основателей петербургской научной школой педиатров. Также учениками Н.А. Тольского были известные педиатры своего времени Д.А. Бетхер, Г.А. Вельский, Н.Ф. Гагман, П.П. Киндяков, Б.А. Остроградский, С.Д. Сазыкин, В.И. Стемпковский, А.А. Полиевктов,

А.Н. Филиппов и др.

Существовавшие маленькие клиники не давали возможность Н.А. Тольскому, как заведующему кафедрой, развернуть полноценное преподавание педиатрии. В 1882 г. в

125

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ/ 2007/ ТОМ 6/ № 3

Из истории педиатрии

126

университет поступили крупные пожертвования от частных лиц на постройку клиник для медицинского факультета. Н.А. Тольский вместе с другими профессорами приступил к составлению планов строительства, затем под руководством известного архитектора К.М. Быковского занялся разработкой проектов постройки новых клиник. Под непосредственным руководством Николая Алексеевича были сооружены два комплекса детской клиники. На средства университета на Девичьем поле строилось инфекционное отделение клиники детских болезней, состоящее из 4-х инфекционных бараков на 32 кровати (скарлатинозный, коревой, дифтерийный и для больных оспой), открытых 22 декабря 1890 г.

Второе отделение на 25 кроватей, соматическое, сооружалось на частные пожертвования Михаила Алексеевича Хлудова, сына известного фабриканта и собирателя древних рукописей А.И. Хлудова. Проект клинки разрабатывался архитектором К.М. Быковским при участии знаменитого гигиениста — профессора Ф.Ф. Эрисмана и Н.А. Тольского, руководившего строительством клиники практически до его завершения. После открытия больницы в ней функционировало отделение для приходящих больных детей, в котором они бесплатно получали врачебный совет, лекарства, ванны, все другие назначенные пособия и могли оставаться для отдыха в течение нескольких часов. Амбулаторный прием вели не только врачи-педиатры, но и врачи-специалисты — хирург, ортопед и оториноларинголог [10].

Н.А. Тольский всегда живо и энергично интересовался делами факультета и пользовался большим уважением профессоров. Его называли «душой медицинского факультета» [11]. С 1880 по 1882 г. он состоял деканом медицинского факультета.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бетюцкая А.В. Н.А. Тольский. — М., 1953. — 222 с.

2. Губарев А.П. В.Ф. Снегирев. — М., 1917. — С. 40, 32.

3. Московская медицинская газета — 1858. — № 23. — 188 с.

4. Голубов Н.Ф. Г.А.Захарьин / Врачебное дело. — 1927. — № 3. — 14 с.

5. Тольский Н.А. Клиника детских болезней / Новые клиники и институты (клинический городок) Императорского Московского университета на Девичьем поле. — М., 1891. — 98 с.

6. Филатов П.Ф. Юные годы // Русская старина. — 1913. — Т. 154. — 150 с.

7. Краткий отчет о состоянии Императорского Московского университета за 1891 г. — М., 1891. — 199 с.

8. Глаголев Д.М. Профессор Н.А. Тольский // Медицинское обозрение. — 1891. — № 3. — 329 с.

9. Снегирев В.Ф. Труды I съезда акушеров и гинекологов в Петербурге в 1903 г. — СПб., 1904.

10. Устав детской больницы имени М.А. Хлудова в Москве. — М., 1888. — С. 1-20.

Н.А. Тольский много сил посвятил деятельности научных обществ. Он был активным членом Физико-медицинского общества при Московском университете, основанного в 1804 г. Во главе общества в разные годы стояли замечательные ученые А.И. Полунин, Г.А. Захарьин, Д.Н. Зернов,

В.Ф. Снегирев и др. Н.А. Тольский в течение 12 лет — с

1872 г. до конца 1884 г. был президентом общества, а до этого секретарем и вице-президентом. Он часто выступал на заседаниях общества с научными докладами и рефератами новейших трудов. На него как на председателя с

1873 по 1876 г. была возложена обязанность редактировать «Московский врачебный вестник». Общество и журнал были всегда первой и самой горячей его заботой, он тратил на них не только свое время и труд, но и собственные средства, стремился сохранять высокий научный уровень публикуемых материалов, превратил его в солидный медицинский журнал [15].

3 февраля 1891 г., за 3 мес до открытия детской больницы для незаразных больных (больницы им. М.А. Хлудова), Н.А. Тольский скоропостижно скончался. Директором открытой в мае 1891 г. клиники на Большой Царицынской (ныне Большой Пироговской улице) и профессором кафедры был назначен его ученик Н.Ф. Филатов. И в настоящее время здесь располагается клиника детских болезней Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова.

Многие периодические издания откликнулись на смерть

Н.А. Тольского. Везде признавались его заслуги в организации детских клиник Московского университета, «основательное и образцовое их устройство лучше всего свидетельствует о личности устроителя и бесспорно служит ему вечным памятником» [1]. Похоронен Н.А. Тольский на Ваганьковском кладбище.

11. Исаева Л.А., Баженова Л.К. Педиатрическая школа Московского университета Н.Ф. Филатова — В.И. Молчанова — Ю.Ф. Домбровской. Всесоюзная научная конференция, посвященная 225-летию медицинского факультета Московского университета — 1 Московского медицинского института — Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова (1765-1990). — М., 1990. — С. 198-201.

12. Н.А. Тольский. О значении гигиены в общественной жизни и в особенности в применении ее к нашим учебным заведениям. Труды II съезда русских естествоиспытателей в Москве 20-30^Ш 1869 г. — М., 1870. — 23 с.

13. Сперанский Г.Н. Московские педиатрические школы. — М., 1949. — 8 с.

14. Яблоков Н.В. Н.Ф. Филатов в молодые годы по воспоминаниям его сверстника. Труды VI Всесоюзного съезда детских врачей. — М., 1948. — 46 с.

15. Заседание Физико-медицинского общества // Московская медицинская газета. — 1877. — № 7. — 203 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.