Научная статья на тему '«Никакого буйства или бесчинства манифестанты нигде себе не позволили, если не считать пения гимна...»: славянские манифестации в России весной 1913 г. и их разгон'

«Никакого буйства или бесчинства манифестанты нигде себе не позволили, если не считать пения гимна...»: славянские манифестации в России весной 1913 г. и их разгон Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
51
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Никакого буйства или бесчинства манифестанты нигде себе не позволили, если не считать пения гимна...»: славянские манифестации в России весной 1913 г. и их разгон»

Секция «История» 7

идейные позиции, однако, достаточно оригинальны и могут представлять определенный интерес для исследователей.

Горохова М.Е.

Российский государственный гуманитарный университет, Москва

Источники русской политической эмиграции в Чехословакии (1918-1938 гг.)

В последнее десятилетие немало написано о русском зарубежье и его многогранном культурном наследии. В то же время незаслуженно мало исследованы архивы русской эмиграции. Между тем собирание буквально по крупицам документальных памятников истории и культуры России, пронесенных русской эмиграцией, является наиболее ярким свидетельством духовности русского зарубежья, подчеркивает его роль в сохранении национального единения в изгнании, в продолжении исторических традиций русского народа. За Прагой прочно утвердилось звание интеллектуальной столицы русского зарубежья. Убедительным подтверждением этому является история формирования и деятельности Русского заграничного исторического архива, созданного в конце 1923 г. усилиями проживавших в Праге русских эмигрантов и их чешских единомышленников. Оказавшись за пределами России, многие русские эмигранты с начала своего пребывания в изгнании поняли необходимость сохранения того исторического и культурного наследия, которое было вывезено из России и создано ими в странах, их приютивших.

Гусев Н.С.

Институт славяноведения РАН, Москва

«Никакого буйства или бесчинства манифестанты нигде себе не позволили, если не считать пения гимна...»: славянские манифестации в России весной 1913 г. и их разгон

Весной 1913 г. в ходе Первой балканской войны под ударами болгаро-сербских войск пала турецкая крепость Адрианополь, что вызвало бурное празднование в Государственной думе, куда пригласили болгарских представителей, находившихся в российской столице. В Таврическом дворце произносились речи, хор депутатов исполнял молитвенные пения и государственные гимны. По городам страны прокатились массовые манифестации, наибольший масштаб имевшие в Петербурге. Власти, опасаясь неудовольствия и протестов со стороны Австро-

8 Секция «История»

Венгрии, приказали применить силу для разгона шествий. В итоге сложилась парадоксальная ситуация: полиция разгоняла людей, певших «Боже, Царя храни». Общество было потрясено и пыталось найти виновных.

В докладе рассматриваются ход событий и причины столь неожиданной реакции правительства.

Добротина О.В.

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород

Отражение процесса исламизации Балкан в эпосе «Салтук-наме»

В докладе производится анализ описаний распространения исламской религии на Балканах в тюркском эпосе XIII в. «Салтук-наме». Эпос объединяет в себе предания, повествующие о жизни, войнах и разнообразных чудесах дервиша Сары Салтука. Сложение преданий относится к XIII в., собирание же и письменная их фиксация были произведены османским придворным Эбюль-Хайром Руми около 1480 г.

Для освещения вопроса о распространении ислама на Балканах данный источник редко привлекается исследователями: он малопригоден для извлечения конкретных фактов, поскольку события, имевшие место в действительности, тесно переплетены в нем с фантастической их трактовкой. Даже сам главный герой преданий — дервиш Сары Салтук — хоть и имеет подтверждения своего существования в других исторических источниках, в самом эпосе предстает скорее как собирательный образ дервиша-гази, то силой, то хитростью обращающий в ислам население городов юго-востока Балканского полуострова.

Отсюда вытекает специфика использования «Салтук-наме» в качестве исторического источника. В преданиях о Сары Салтуке мы можем обнаружить стереотипные представления и ментальные категории, отразившиеся в способах повествования о периоде истории Балкан, связанном с началом османского завоевания. Однозначно ответить на вопрос о носителях данных представлений - той социальной среде, в которой бытовали предания, - не представляется возможным. Сам Эбюль-Хайр Руми обозначает своих информантов как «влюбленных и мудрецов». Очевидно, что по большей части это были обитатели многочисленных суфийских обителей, расположенных на Балканах и в Анатолии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.