Научная статья на тему 'Нигилизм и антинигилизм как политические принципы интеллигенции'

Нигилизм и антинигилизм как политические принципы интеллигенции Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2712
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / НИГИЛИЗМ / АНТИНИГИЛИЗМ / ИДЕОЛОГИЯ / ИДЕОСОФИЯ / РЕВОЛЮЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ / INTELLIGENTSIA / NIHILISM / ANTINIHILISM / IDEOLOGY / IDEOSOPHY / REVOLUTION / SOCIAL TRANSFORMATIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Возилов Владимир Владимирович

Статья посвящена актуальной проблеме нигилизма и антинигилизма как политико-мировоззренческих принципов интеллигенции, а также применения этих принципов в диалектике социальных трансформаций, где интеллигенции является движущей силой политических процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Возилов Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nihilism and antinihilism as political principles of intelligentsia

The article takes up the issue of nihilism and antinihilism as political principles of intelligentsia and application of these principles in dialectics of social transformations, where intelligentsia is a driving force of political processes.

Текст научной работы на тему «Нигилизм и антинигилизм как политические принципы интеллигенции»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 23 (314).

Политические науки. Востоковедение. Вып. 14. С. 49-55.

В. В. Возилов

НИГИЛИЗМ И АНТИНИГИЛИЗМ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

Статья посвящена актуальной проблеме нигилизма и антинигилизма как политико-мировоззренческих принципов интеллигенции, а также применения этих принципов в диалектике социальных трансформаций, где интеллигенции является движущей силой политических процессов.

Ключевые слова: интеллигенция, нигилизм, антинигилизм, идеология, идеософия, революция, социальные трансформации.

Особенностью общественно-политической деятельности интеллигенции являются мировоззренческие споры между представителями различных интеллигентских сообществ, руководствующихся противоположными идейными установками. Поэтому одним из наиболее важных вопросов интеллигентоведческих дискуссий является анализ главных политико-идеологических позиций интеллигентов, отражающих их отношение к окружающей социальной действительности. Для характеристики мировоззренческих установок интеллигенции можно использовать понятия ‘нигилизм’ и ‘антинигилизм’. В совокупности они представляют собой две крайние мировоззренческие позиции человека: позицию признания и позицию отрицания окружающего мира.

Изучение мировоззренческих установок деятельности интеллигенции - прежде всего, нигилизма и антинигилизма - имеет большое значение постольку, поскольку интеллигенция является социальной группой, выступающей в роли исторической силы, влияющей на процессы преобразования общества, целенаправленно упорядочивающей общественные отношения и организующей жизнь людей на основе определенных идеологических принципов.

В своей конкретно-исторической деятельности индивиды и большие социальные группы руководствуются тем или иным мировоззрением. Мировоззрение представляет собой совокупность взглядов и убеждений, выражающих то или иное отношение человека к окружающему миру и обществу, а также наиболее общее представление человека о мире, в котором он живет. Субъектом мировоззрения является не только индивид, но и группа людей - семья, род, племя, сословие, класс, политическая партия, религиозная конфессия, - а также народ, общество в целом.

Эффективная общественно-политическая деятельность социальной группы напрямую зависит от выработки у нее группового самосознания, группового мировоззрения. Наиболее заметную роль в историческом процессе играют социальные группы, мировоззрение которых предстает в форме политической, правовой, нравственной, эстетической, религиозной идеологии (группового систематизированного сознания). Она является результатом умственной деятельности особой группы людей - интеллигентов, которые используют свой разум для систематизации практического сознания отдельных социальных групп. Оформляя теоретическими средствами чувства и мысли простых людей - субъектов исторического процесса, действующих во всех областях общественного производства, идеологи-интеллигенты предлагают различным социальным слоям, народу, обществу многообразные формы мировоззренческого знания.

На определенных этапах истории проявляется стремление к идеософскому, т. е. научнообоснованному оправданию идеологических установок различных общественных групп. Например, в конце XIX - начале ХХ века большое влияние в России приобретают новые идеологические концепции, которые не укладываются в прежнюю модель государственно-политической идеологии. Социально-политическая идеология стремится к преобразованию общества на новых идейных началах, используя мобильность внутри общественных отношений. Подобным тенденциям противостоят интеллигенты-консерваторы, т. е. сторонники прежнего курса общественного развития.

Наиболее общими мировоззренческими идеями для всех времен и народов являются идея утверждения и идея отрицания бытия природы и человека в целом или отдельных его сторон. Эти идеи базируются на естественных

процессах организации и дезорганизации, т. е. негэнтропийных и энтропийных процессах, присущих различным природным и общественным явлениям, а также всем историческим эпохам. В наиболее общем виде противоположные теоретические и практические идеологические позиции могут быть определены понятиями ‘омнизм’ и ‘нигилизм’. Между омнизмом и нигилизмом как мировоззренческими принципами существует сложное диалектического отношение, оказывающее заметное воздействие на процессы духовно-идеологического и социально-политического развития общества. Борьба идей, столкновение мировоззрений, противостояние крайних духовных позиций являются выражением действия универсального закона единства и борьбы противоположностей.

Омнизм представляет собой положительную мирооценку человека, принимающего действительность во всем многообразии ее сложностей и противоречий. Омнизм (от лат. ‘omne, omnia’ - всё) - практическая и мировоззренческая позиция человека, воспринимающего мир таким, каков он есть; это всеобщая теория утверждения бытия мира и человека. В основе теоретического омнизма лежат идеи позитивного отношения к миру в целом и его отдельным сторонам, познаваемости мира в целом, признания ценности и смысла человеческой жизни, сохранения и приумножения основных социокультурных ценностей. Омни-стическое миропонимание строится на признании принципов всеобщности мира, многообразия его форм, а также всеобщей взаимосвязи явлений.

Человеческая культура строится на возделывании, творческом преобразовании окружающего мира; позиция нормального естественного человека - не разрушать, а сохранять и приумножать. Большинство интеллигентов как в теории, так и в практике склонны утверждать бытие мира, предпочитая постепенное улучшение жизни резким общественным переворотам. Вместе с тем, в любой национальной культуре действует небольшое активное меньшинство, исповедующее отрицательное отношение к миру, обществу, государству и т. п. Эти люди не желают мириться с «естественным» или «искусственным» течением событий, поэтому они предлагают обществу те или иные социальные проекты, настаивают на проведении реформ, призывают к революционным действиям, мятежам, бунтам и восстаниям. Среди таких людей всегда находятся и сторонники

крайних мнений, радикальных мер - те, кого традиционно называют нигилистами. Однако, как бы ни велика была приверженность идее отрицания у отдельных личностей и социальных групп, все общество не может состоять из нигилистов (как и, напротив, все общество не может состоять только из консерваторов).

В исторической действительности отдельные индивиды и социальные группы в силу объективно-социальных или субъективнонравственных обстоятельств действуют, используя нигилистические средства и методы. Таким образом, нигилизм выступает как мировоззренческий принцип, часть группового сознания, сущностным признаком которого является неприятие отдельных элементов мира или мира в целом. Нигилизм всегда проявляется там, где разрушение и отрицание становится самоцелью. Подобный негативизм преследует смерть старого, поскольку положительные стороны, как правило, не отрицаются.

Всякий нигилизм обусловлен объективными закономерностями бытия людей (половозрастными, социально-политическими, социокультурными, религиозными и другими). Постоянно происходящие изменения в материальной и духовной жизни общества требуют от людей делать выбор в пользу жизнеспособных форм. Так, обрезая засохшие ветви кустарников, улучшая свое жилище, заботясь о собственном здоровье, человек сознательно отрицает некоторые негативные вещи. Человеку приходится постоянно делать выбор между модернизмом и консерватизмом, выступать защитником прежних форм и новатором новых. В этом случае человек предпочитает то, что, на его взгляд, является в данный момент наиболее предпочтительным, эффективным, выгодным. Истинность принимаемых решений подтверждается практическими результатами человеческой деятельности, оценка которых и дает представление о положительном или отрицательном характере тех или иных шагов.

В кризисные, переломные моменты истории проблема нигилизма интеллигенции приобретает особую актуальность. Нигилизм чаще всего обусловлен объективными законами развития общества и выступает необходимой частью исторического прогресса. М. Хайдеггер, анализируя историческую сущность нигилизма, писал, что «нигилизм есть история»: «... Для понимания существа нигилизма мало что дает пересказ и портретные зарисовки из истории нигилизма по отдельным столетиям. Все

должно быть нацелено, главное, на то, чтобы увидеть в нигилизме закономерность исто-рии»1. То же самое можно сказать и о противостоящем нигилизму антинигилистическом мировоззрении. Только исследуя закономерности социальной эволюции, анализируя борьбу идей в истории как важную часть общественной жизни, можно понять диалектическую взаимосвязь двух явлений, противостояние которых играет важнейшую роль в развитии общества.

Возникновение антинигилистических тенденций в общественном сознании также представляет большой интерес. Например, в России антинигилизм возникает как реакция на усиление революционных тенденций в общественной жизни в 1860-е годы. Русские «антинигилисты» (умеренные либералы, консерваторы, почвенники и другие) выступили против отрицательных доктрин радикальной интеллигенции, предлагая взамен идеи усиления позитивной работы во всех областях общественной жизни. Однако в словарях определения понятия ‘антинигилизм’ до настоящего времени не встречается. С теоретической точки зрения антинигилизм есть мировоззренческая позиция отрицания разрушительных идей, планов коренного переустройства социального бытия, неприятие стремления к переоценке ценностей. Следует отметить, что антинигилистиче-ские концепции не всегда соответствуют объективным тенденциям общественного развития, чаще всего являясь крайним выражением консервативной идеологии.

Интеллигенция во все времена оказывалась в центре социально-политической борьбы, ей приходилось делать выбор между двумя главными направлениями общественной жизни -консервативно-охранительным и революционно-разрушительным. От этого выбора зависело утверждение тех или иных типов общественного поведения, определение перспектив развития страны, постановка ценностных ориентиров, избрание методов достижения поставленных целей. Мировоззренческие установки интеллигенции становились базой для духовно-идеологического обоснования пути развития общества. Рассматривая историю русской интеллигенции в контексте истории социокультурных переворотов, следует отметить значительную роль интеллигенции в утверждении и обосновании новых духовных принципов.

Роль русской интеллигенции в идеологическом обосновании исторического пути народа

проявлялась в двух основных направлениях: деятельном участии интеллигентов в государственном строительстве и во внутреннем противостоянии государственных и антигосударственных элементов. На протяжении всей истории русского государства политики-интеллигенты осуществляли разнообразные реформы в политико-управленческой системе общества. Видное место занимали интеллигенты в духовной подготовке и практическом осуществлении коренных преобразований, в социокультурных переворотах, обеспечивавших переход русского общества на более высокие ступени развития. Заметным направлением интеллигентской деятельности была идейная борьба представителей различных мировоззрений - традиционалистов и революци-онаристов, почвенников и западников и т. п. В диалектике социальных трансформаций, борьбе нигилистической и антинигилистической позиций ярко вырисовывается национальное лицо русской интеллигенции, стремящейся активно преобразовывать окружающую социальную действительность.

Диалектика социальных трансформаций (эволюция и революция, прогресс и регресс, реформы и контрреформы и т. п.) детерминирует процессы, происходящие внутри различных групп интеллигенции. Борьба представителей разнообразных направлений внутри класса интеллигенции оказывает влияние на общественное развитие в целом, выбор направлений развития социума. В истории значительное место занимает борьба интеллигентских элит, смена которых происходит путем общественных переворотов. Наиболее яркой формой социальной трансформации, приводящей новые группы интеллигенции к власти, является революция.

Широкому использованию слова ‘революция’ в России способствовала Французская и Испанская революции. «.Сии происшествия, - говорил П. И. Пестель, - ознакомили умы с революциями, с возможностями и удобностями оные производить»2. Постепенно это слово входит в русскую языковую среду, особенно с началом активного распространения идей утопического социализма. «Век анализа и разрушений, начавшийся Реформациею, окончился революциею», - писал А. И. Герцен Н. П. Огареву 31 августа 1833 года3. Если декабристы обратили внимание на опыт Испанской революции, то русские общественные деятели 1830-1840-х годов (И. В. Киреевский, В. Г. Бе-

линский, Т. Н. Грановский и другие) спорили

об историческом значении Французской революции.

Энциклопедический словарь, составленный в начале ХХ века в неонародническом духе, так определял революцию: «.Массовое восстание народа против господствующих классов в целях уничтожения старых, стеснительных для общества политических и социальных форм и замена их новыми, отвечающими потребностям большинства»4. В этом определении сошлось и романтическое восприятие революции, и ее внешние формы, и внутренняя сущность.

В. И. Ленин писал: «...Революция есть такое преобразование, которое ломает <...> старое в самом основном и коренном, а не переделывает его осторожно, медленно, постепенно, стараясь ломать как можно меньше»5. В советском обществознании понятие революции применялось для характеристики коренных преобразований в различных сферах общественной жизни, ее суть понималась как прогрессивно направленный скачок в развитии общества в целом или отдельных его элементов6. В связи с этим Ю. Н. Назаров пишет: «Скачки-перевороты, характеризующиеся ломкой старой качественной основы и возникновением новой, присущи как развитию общества в целом, так и развитию различных его элементов. Они могут происходить в отдельных сферах общества (научной, технической, идеологической), в нескольких сферах одновременно (научной и технической, политической и идеологической, экономической и культурной) или охватывать весь социальный организм»7.

Встречаются два основных отношения к революции. Прежде всего, это признание объективного характера основополагающих общественных изменений, которые совершаются независимо от того, нравятся они людям или нет. С другой стороны, отрицательные последствия революций побуждают некоторых мыслителей рассматривать революцию как зло, болезнь, как неприемлемый для цивилизованного общества путь насильственного разрушения мира. Ф. Ницше писал: «Существуют политические и социальные фантазии, которые пламенно и красноречиво призывают к перевороту всего общественного порядка, исходя из веры, что тогда тотчас как бы сам собой воздвигнется великолепнейший храм прекрасной человечности. В этой опасной мечте слышен еще отзвук суеверия Руссо, которое верит в чу-

десную первичную, но как бы засыпанную посторонними примесями благость человеческой природы и приписывает всю вину этой непро-явленности учреждениям культуры - обществу, государству, воспитанию. К сожалению. из исторического опыта известно, что всякий такой переворот снова воскрешает самые дикие энергии - давно погребенные ужасы и необузданности отдаленнейших эпох; что, следовательно, переворот никогда не бывает гармонизатором, строителем, художником, завершителем человеческой природы»8. Именно насильственная сторона революции, боязнь народной стихии и потери человеческого облика пугала русских консерваторов.

Социальные институты гражданского общества формируются условиями и потребностями народной жизни. Установившуюся систему социальных связей можно изменить либо путем социального переворота, либо медленными реформами. Наиболее заметным процессом в истории является революция, традиционно понимаемая как общественный переворот. Революции имеют не только социальные, но и биологические предпосылки. Эволюцию можно рассматривать как цепь мутационных изменений, происходящих как в отдельных биологических организмах, так и в больших биологических системах. Каждую такую мутацию можно рассматривать как микрореволюцию, приводящую либо к появлению нового качества, либо к количественным изменениям биологических систем9. Как писал Андрей Белый, эволюция человечества изорвана революционными взрывами; он считал, что революция

- это «проявление творческих сил», но «акт революции двойственен; он - насильственен; он - свободен; он есть смерть старых форм; он

- рождение новых; но эти два проявленья - две ветви единого корня.»10. В истории всегда существовали качественные социальные изменения, охватывающие все сферы общества и приводящие к системным преобразованиям целостного общественного организма.

Революция является апробированным в истории средством трансформации общества; в периоды революционных событий ярко видны организующие и идеологические функции интеллигенции. Многие отечественные интеллигенты были склонны считать революцию одним из возможных (наряду с реформой, модернизацией и т. д.) способов решения социальных проблем. Социально-политический смысл понятия революция тесно связан с процессами

управления, которые являются неотъемлемой стороной интеллигентской деятельности, ее экономического, политического и духовноидеологического бытия. Решение вопроса о месте и роли интеллигенции в революции в немалой степени зависит от мировоззренческих и методологических позиций исследователя.

Революционаризм представляет собой стремление к общественному перевороту, социальной революции. Революционер - это, прежде всего, практический деятель, воплощающий через отрицание новые социальные идеи. Русские радикалы и экстремисты предполагали коренное, полное переустройство существующего быта, не останавливаясь перед самыми крайними мерами. Но всякое ли отрицание можно называть революционным нигилизмом? Нигилистами часто именуются «зряшные», пустые, болтающие отрицатели и скептики, для которых особое значение имеет «отрицание ради отрицания»; их нигилизм не предполагает воплощения позитивной программы. Революционаризм же направлен не только на ниспровержение старого, но и на осуществление нового. Даже нигилисты 1860-х годов, мировоззрение которых обычно рассматривается как «чистое» отрицание, стремились к воплощению новых социальных идеалов. Известные слова литературного персонажа Базарова «сначала нужно место расчистить» предполагали, что на этом месте будет строиться новое общество.

В обществоведческой литературе обычно различают два типа революции: социальную и политическую. Иногда к ним добавляется понятие ‘культурной революции’. В теоретическом смысле социальная революция предполагает осуществление основополагающих преобразований в духовно-идеологической, общественно-политической и социально-экономической сферах жизни общества. Для проведения подобных преобразований требуется наличие социальной группы, вооруженной новым мировоззрением и обладающей достаточными экономическими и практическими средствами для осуществления общественного переворота. При этом скрытой пружиной революционных переворотов являются интеллигентские группировки, подготавливающие необходимые изменения.

«Всякая действительная революция, - отмечал Ф. Энгельс, - есть социальная революция, поскольку она приводит к господству новый класс и дает ему возможность преобразовать

общество по своему образу и подобию»11. Как писал в связи с этим В. И. Ленин, «переход государственной власти из рук одного в руки другого класса есть первый, главный, основной признак революции как в строго-научном, так и в практически-политическом значении этого понятия»12. Комментируя приведенные высказывания, необходимо отметить, что власть (господство), т. е. управленческие функции, находятся в руках интеллигенции, следовательно, общественный переворот не решает вопрос о переходе власти из рук одного класса к другому, а стремится привести к власти новые интеллигентские группировки, в чьих руках скопились к этому времени ресурсы (духовные, экономические, политические), которые могут позволить им претендовать на реальную власть во всех сферах общественной жизни.

Формируясь в ходе исторического развития, интеллигенция, как и любая другая социальная группа, всегда стремится осознать собственное место и роль в обществе. Всякая группа выдвигает из своей среды мыслящих личностей, выполняющих функции идеологов, т. е. выразителей интересов данной группы, которые призваны решать: заниматься революционным преобразованием общества или сохранять его в неизменном виде. В конце XIX века российская общественно-политическая мысль пришла к пониманию необходимости политологического анализа интеллигенции как особой общественной группы, играющей важную роль в историческом процессе вообще и в общественной деятельности в особенности. В связи с этим большое значение в то время приобретает вопрос об отношении интеллигенции к власти и участию в государственной работе, а также

о выборе революционного или эволюционного путей преобразования общества.

Общественная мысль 2-й половины XIX -начала XX века рассматривала интеллигенцию преимущественно с двух позиций: как силу государственную и как силу антигосударственную. С одной стороны, деятельно участвующую в государственном строительстве, с другой, возглавляющую антигосударственные элементы. Исторический опыт свидетельствует, что в истории государств мира интеллигенция осуществляла, прежде всего, реформы в политико-управленческой системе своих обществ. Полагаем, далеко не случайно относил Г. Г. Шпет ее лучших представителей к правительственной интеллигенции. Видное место они занимали в духовной подготовке и прак-

тическом осуществлении коренных преобразований, т. е. в социокультурных переворотах. Заметным проявлением интеллигентской деятельности была идейная борьба представителей различных мировоззрений - традиционалистов и революционаристов, почвенников и западников и т. п. В борьбе консервативного и революционного мировоззрений русская интеллигенция, стремившаяся активно преобразовывать окружающую социальную действительность, становилась элементом диалектических процессов социальных трансформаций.

В начале 1870-х годов среди властителей умов русской радикальной интеллигенции прошла дискуссия о путях и тактике подготовки революции в России и роли в этом «интеллигентного меньшинства». Одним из участников этой дискуссии был П. Л. Лавров, которому принадлежат знаменитые «Исторические письма» (1868-1869 годы), оказавшие огромное влияние на формирование мировоззрения радикальной интеллигенции того времени.

П. Л. Лавров свои мысли об историческом генезисе и эволюции интеллигенции в России наиболее полно представил в статье «История и русские революционеры» (1889), которая интересна тем, что автор в ней исходил из общетеоретических и общеисторических предпосылок. По его мнению, работа сознательной мысли приводит к улучшению техники, разделению труда, установлению классового господства, а также созданию наций и государств. Но параллельно с этим появляется критическая мысль, направленная против существующего порядка, выражающая интересы новых классов. В России такой силой стала интеллигенция, поставившая задачи отмены крепостных отношений и ограничения власти императора, что сделало ее «классом по преимуществу оппозиционным, а затем и революционным»13. В серии программных статей П. Л. Лавров сформулировал задачи, которые интеллигенция должна была решать в первую очередь. В статье «Вперед! - Наша программа» (1873) он писал: «Мы обращаемся <...> к той доле цивилизованного русского меньшинства, которое понимает, что будущее принадлежит народу <...> На этой доле цивилизованного русского меньшинства лежит обязанность не навязывать народу свои идеи ввиду облагодетельствования большинства, но уяснить народу его истинные потребности, наилучшие средства удовлетворения этих потребностей и ту силу, которая лежит в народе.»14.

М. А. Бакунин, который признавал только один путь революции - «боевой, бунтовской», призвал радикальную интеллигенцию идти в народ для активной революционной пропаганды и подготовки революционного взрыва15. В свою очередь П. Н. Ткачев предполагал, что революция может быть подготовлена организацией революционеров, которая должна была указать народу путь общественных преобразований. В статье П. Н. Ткачева «Революция и государство» (Набат. 1876. № 2-3) провозглашалось: «Мы говорим: революция должна быть осуществлена более или менее интеллигентным, революционно настроенным мень-шинством»16

Революционные идеи, вырабатываемые интеллигентами, распространяются в общественном сознании и приводят к существенным изменениям в социальной психологии и мировоззрении отдельных общественных групп. Для обозначения существенных изменений в умах людей, замены наиболее распространенной в обществе идеологии можно использовать понятие ‘духовно-идеологическая революция’. Ведущая роль в этих революциях, как и во всех других, принадлежит «идеологическому сословию», т. е. активной части интеллигенции, наиболее образованной и целенаправленно использующей свои знания и умения для решения социально значимых задач.

Интеллигенты играют выдающуюся роль не только в подготовке, но и в совершении социальных переворотов. Задача революционеров состоит в том, чтобы в ходе политической революции привести ту или иную интеллигентскую группу к завоеванию государственной власти, посредством которой данная группа сможет обеспечить условия для осуществления собственных социально-экономических и политических интересов. Неизбежно при этом, что наиболее заметной составной частью революционной идеологии выступает нигилизм, направленный против отрицательных сторон прежнего политического строя.

Роль интеллигенции в диалектике социальных трансформаций определяется ее иде-ократическими и практическими функциями. Борьба интеллигентских идей, переходящая в практическую плоскость общественного противостояния, является частью столкновения противоположных тенденций общественного развития, имеющих социально-экономические и духовно-политические причины. Анализ этих явлений с позиций классической диалек-

тики далеко не завершен и требует дальнейшего углубленного изучения.

Примечания

1 Хайдеггер, М. Время и бытие : (Статьи и выступления). М., 1993. С. 93.

2 Замалеев, А. Ф. М. А. Фонвизин. М., 1976. С. 11.

3 Утопический социализм в России : хрестоматия. М., 1985. С. 81.

4 Энциклопедический словарь. Настольная книга для всех. СПб., 1912. С. 294-295.

5 Ленин, В. И. Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 44. М., 1978. С. 222.

6 Селезнев, М. А. Социальная революция (методологические проблемы). М. : Изд-во Моск. ун-та, 1971. С. 168.

7 Назаров, Ю. Н. Социальная революция как ступень общественного прогресса // Социаль-

ная революция и общественный прогресс. Владимир, 1978.С. 19.

8 Ницше, Ф. Сочинения : в 2 т. : пер. с нем. Т. 1. М., 1990. С. 440.

9 Гумилев, Л. Н. Этногенез и биосфера земли. Л., 1990. С. 322.

10 Белый, А. Символизм как миропонимание. М., 1994. С. 297.

11 Маркс, К. Сочинения. 2-е изд. Т. 18 / К. Маркс, Ф. Энгельс. М., 1960. С. 541.

12 Ленин, В. И. Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 31. М., 1969. С. 133.

13 Лавров, П. Л. История и русские революционеры // Русская идея. М., 1992. С. 214.

14 Утопический социализм в Россиис : хрестоматия. М., 1985. С. 423.

15 Бакунин, М. А. Философия. Социология. Политика. М., 1989. С. 505, 520-523.

16 Ткачев, П. Н. Сочинения : в 2 т. Т. 2. М., 1976.

С.142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.