Научная статья на тему 'Нигилизм и антинигилизм интеллигенции: диалектика исторических трансформаций'

Нигилизм и антинигилизм интеллигенции: диалектика исторических трансформаций Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
230
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / РЕВОЛЮЦИЯ / РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ / НИГИЛИЗМ / АНТИНИГИЛИЗМ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / INTELLIGENTSIA (INTELLECTUALS) / REVOLUTION / REVOLUTIONARY SUBJECTS / NIHILISM / ANTINIHILISM / HISTORICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Назаров Юрий Николаевич, Возилов Владимир Владимирович

Анализируется проблема нигилизма русской интеллигенции. Интеллигенция трактуется как социальная группа, которая, руководствуясь тем или иным мировоззрением, играет революционную или антиреволюционную роль в историческом процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NIHILISM AND ANTINIHILISM OF THE INTELLIGENTSIA: THE DIALECTICS OF THE HISTORICAL TRANSFORMATION

This article contains analysis the problem of nihilism the Russian intelligentsia. Nihilism represents the subjective denying of the being in the whole or just separate sides of social life. Playing the role of revolutionary or antirevolutionary subjects of activity, the intellectuals (intelligentsia) can either support or be against objective tendencies of the historical process.

Текст научной работы на тему «Нигилизм и антинигилизм интеллигенции: диалектика исторических трансформаций»

фи&офшт. Културлоия

Вестник Нижег®р®дс?к®г® университета им ЛИ. Л«Цгиев?к©г®. Серят Сщиалше науки С0Ю, № 3 09\ с 147—50

УДК

НИГИЛИЗМ И АНТИНИГИЛИЗМ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ: ДИАЛЕКТИКА ИСТОРИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

© 2010 г. Ю.Н. Назаров1, В.В. Возилое2

1 Шуйский государственный педагогический университет 2' Ярославский госуниверситет им. П. Г. Демидова

уигпа/агоу @ mail.ru

Поступила в редакцию 30.06.2010

Анализируется проблема нигилизма русской интеллигенции. Интеллигенция трактуется как социальная группа, которая, руководствуясь тем или иным мировоззрением, играет революционную или антиреволюционную роль в историческом процессе

Ключевые слова: интеллигенция, революция, революционеры, нигилизм, антинигилизм, исторический процесс.

Одним из важных вопросов дискуссий в социальных науках нашего времени является анализ духовно-идеологических позиций интеллигентов, выражающих их отношение к окружающей действительности. Для характеристики мировоззренческих установок интеллигенции можно использовать понятия «омнизм» и «нигилизм». В совокупности они представляют собой две крайние мировоззренческие позиции человека: позицию отрицания и позицию признания окружающего мира. Если понятие «нигилизм» имеет длительную историю в европейской философской и общественно-политической мысли, то понятие «омнизм» введено в научный оборот сравнительно недавно [1, с. 180; 2, с. 21].

Социальная жизнедеятельность человека, начиная с античности, обозначается термином «общество». В языке науки противоположность общества и природы описывается нередко посредством понятий «культура» (лат. cultura) и «натура» (лат. natura). В общетеоретическом смысле понятие «культура» совпадает по своему содержанию с понятием «общество». Всякий элемент культуры возникает в обществе, представляет собой общественное образование, и, напротив, всякая часть общества есть элемент культуры, создаваемой умом и руками человека

- общественного существа.

Конкретно-историческая деятельность человека - индивида, группы, народа - осуществляется, как известно, на основе того или иного мировоззрения. Наиболее заметную роль в историческом процессе играют социальные группы, мировоззрение которых предстает в форме той или иной идеологии. Она является резуль-

татом умственной деятельности особой группы людей - интеллигентов. Именно они используют собственную «интеллигенцию», свой разум для систематизации обыденного сознания отдельных социальных групп. Оформляя теоретическими средствами чувства и мысли простых людей - субъектов исторического процесса, действующих во всех областях общественного производства, идеологи-интеллигенты предлагают различным социальным слоям, народу, обществу многообразные формы мировоззренческого знания.

Всякий человек, являясь изначально существом разумным, создает, образовывает себя сам, находя в окружающем мире многообразные ценности и проясняя для себя их смыслы. Это оказывается возможным потому, что всякий человек имеет сознание, в котором выражается его отношение к миру объективной реальности. Отношение homo sapiens к самому себе оформляется в самосознании, которое позволяет ему определить свое место среди людей и предназначение в истории. Другая сторона сознания - мировоззрение, предметом которого является внешний мир. Мировоззрение - это наиболее общее представление человека о мире, в котором он живет, о мире природном и мире общественном. Субъектом мировоззрения является не только индивид, но и группа людей - род, племя, семья, сословие, политическая партия, религиозная конфессия, - а также народ, всякое общество как некая целостность. Конкретно-историческая деятельность homo intelligentis осуществляется на основе того или иного мировоззрения.

Наиболее общими идеями для всех эпох являются: мысль, утверждающая бытие природы

и человека, и мысль, отрицающая бытие в целом или отдельные его стороны. Наиболее ярко они проявляются в двух противоположных мировоззренческих позициях человека, присущих всем историческим эпохам. Одна из них - позиция человека, отвергающего те или иные стороны жизни или даже бытие в целом, - известна под названием нигилизма (от лат. nihil - ничто). Противоположная позиция обозначается термином омнизм (от лат. omne - всё). Омнизм представляет собой положительную мирооценку человека, принимающего действительность во всем многообразии ее сложностей и противоречий. Между омнизмом и нигилизмом как мировоззренческими принципами существует сложное диалектическое отношение, оказывающее заметное воздействие на процессы духовноидеологического и социально-политического развития общества. Борьба идей, столкновение мировоззрений являются выражением действия универсального закона единства и борьбы противоположностей.

Противостояние «родного» и «вселенского», «самобытного» и «иноземного» характерно для многих, если не для всех культур. Практическое противостояние народов и культур обусловливается мировоззренческими установками, стихийно формирующимися в процессе повседневной жизни и сознательно вырабатываемыми интеллигентами-идеологами разных эпох. Самое общее различение людей, социальных групп по мировоззренческому признаку может быть выражено посредством предложенных терминов «омнизм» и «нигилизм». Большинство людей действуют на основе омнистического мироотношения, то есть принимают условия своего бытия как естественные и необходимые. Повседневная жизнедеятельность человека требует от него целостного омнистического миро-видения, положительного отношения к себе и к миру. Противоположное отношение к миру открывает другую сторону человеческого существования, которая также является неотъемлемой частью миробытия и наиболее ярко проявляет себя в предреволюционные и революционные эпохи. Диалектическое единство созидания и разрушения лежит в основе существования и развития природы и общества. Однако в этом единстве положительной стороной является созидание, а разрушение имеет для человека смысл лишь постольку, поскольку оно расчищает место для нового, более ценного и привлекательного, которое обеспечивает сохранение и развитие целого.

Социальная эволюция включает в себя две стороны: количественные и качественные изме-

нения. Исходя из того или иного мировоззрения, человеческие индивиды и социальные группы могут содействовать или противодействовать объективным тенденциям исторического процесса, выступая в роли революционных или антиреволюционных субъектов деятельности. Наиболее ярко разумность субъектов исторического процесса проявляется в периоды коренных изменений, называемых социокультурными переворотами, или революциями. Такие перевороты, время от времени происходившие на длительном пути развития человечества, получили наименование «неолитической» революции (Г. Чайлд), «аграрной» революции (Г. Кунов), «индустриальной» революции (П. Манту, А. Тойнби, Ф. Штернберг), «кибернетической» революции (З. Бжезинский) и т. п.

На уровне теоретического сознания революцией принято называть коренные, качественные изменения, или скачки-перевороты, которые могут происходить в отдельных сферах общества (политической, экономической, технической, научной и т.д.) или охватывать весь социальный организм. В последнем случае их называют социальными революциями, социальными переворотами, общественными переворотами.

Основываясь на современных научных представлениях об обществе и его развитии, в системе социальной революции как всеобъемлющем общественном перевороте выделяют три основные части: производственную революцию

- переворот в материальной жизни общества, обеспечивающий смену технологических и экономических способов производства; духовноидеологическую революцию, в ходе которой утверждается новое общественное мировоззрение; политико-управленческую революцию, приводящую к власти общественные силы, являющиеся носителями новых экономических отношений [3, с. 260].

Переход от одной ступени развития общества к другой есть процесс весьма длительный и сложный. Признавая наличие качественных изменений в истории отдельных народов и человечества в целом, можно предложить общенаучное понятие, охватывающее всю совокупность революционных изменений, следствием которых является системное преобразование целостного общественного организма, - «социальная революция», которая в конкретноисторическом развитии системы материального производства одновременно охватывает как производительные силы, так и производственные отношения.

В большинстве случаев словом «революция», когда оно употребляется без уточняющего

определения, называют переворот в политической системе общества, т.е. политическую революцию. Тем самым ее противопоставляют так называемой социальной революции, изменяющей иные стороны жизни общества. В теоретическом языке революцией принято называть коренные, качественные изменения, причем революцией следует называть лишь восходящие качественные изменения. В отечественном об-ществознании было выработано понятие революции как прогрессивно-направленного скачка-переворота, присущего и развитию общества (культуры в целом), и развитию различных его элементов. Скачки-перевороты могут происходить в отдельных сферах общества (хозяйственной, духовно-идеологической, политикоуправленческой) или охватывать весь социальный организм. В последнем случае их называют социальным, или социокультурным, переворотом.

Существенную роль в прогрессивном движении общества играет смена экономических способов производства. Для обозначения качественных изменений в сфере материальной жизни общества исследователи пользуются различными терминами: научно-техническая, промышленная, индустриальная, производственная революция. Название «производственная революция» наиболее точно выражает содержание изменений в сфере материального производства, охватывавших в разные исторические эпохи не только промышленность (индустрию), но и сельское хозяйство. Вместе с тем производственная революция ведет к преобразованию способов управления трудовой деятельностью. Открытия и изобретения, приводящие к существенным изменениям в технике и технологии производства, делаются именно теми людьми, которых принято называть интеллигентами. Эти люди являются не только создателями новых идей, но также и теми, кто воплощает идеи в орудиях труда и способах организации производственной деятельности.

Изменения, назревающие в материальнопроизводственной и духовно-идеологической областях общественной жизни, с необходимостью подводят интеллигентов к осознанному выбору: содействовать этим изменениям или противостоять им. Борьба вокруг этого вопроса из сферы теоретико-идеологической перетекает в сферу практико-политическую. Изменение основных способов управления жизнедеятельностью людей происходит в общественной сфере, которую принято называть политической. Главным средством, с помощью которого люди изменяют условия жизни и самих себя, является

политическая революция. В системе всеобъемлющего социального переворота политическая революция занимает важнейшее место. Завершение революционных изменений в сфере материального производства и распространение их на область духовного производства предполагает переход собственности из рук одних социальных групп в руки других. Поскольку охрана наличных средств производства является исключительной задачей государства, борьба революционных сил за новые социальные идеалы, за установление новых общественных отношений приобретает форму борьбы против определенной политической системы, а также против тех социальных институтов, которые поддерживают государство. Ярким примером борьбы за новое социальное устройство является деятельность русской радикальной интеллигенции в конце XIX - начале XX века.

Политическая революция является необходимым условием коренного изменения экономических отношений, лежащих в основе существования и развития всякого социального организма. Вопрос о государственной власти, о переходе ее к революционным силам является главным вопросом всякой политической революции, а следовательно, и социального переворота в целом. Борьба за власть включает в себя, таким образом, основное содержание всей общественной деятельности, субъектами которой выступают социальные группы. Лидеры социальных групп, общественных классов создают идейные союзы и политические партии, духовные вожди которых, интеллигенты-теоретики, вырабатывают политическую идеологию, необходимую социальным группам как духовное оружие в процессе завоевания политической власти.

Выработка революционных идей (научных, технических, политических, религиозных, философских и т.д.) осуществляется умственно образованными людьми - интеллигентами, принадлежащими к различным социальным группам и действующими в различных областях общественного производства и управления. Выдающуюся роль интеллигенты играют в подготовке и совершении социальных переворотов, время от времени происходящих в истории. Задача интеллигентов-революционеров состоит в том, чтобы в ходе политической революции привести ту или иную социальную группу к завоеванию государственной власти, посредством которой данная группа сможет обеспечить условия для осуществления собственных экономических интересов. Неизбежно при этом, что наиболее заметной составной частью рево-

люционной идеологии выступает нигилизм, направленный против отрицательных сторон прежнего политического строя.

Так, например, характеризуя русскую революцию ХХ столетия, Г.Г. Шпет подчеркивал ее идеологическую (религиозную, нравственную) сторону, участие интеллигентов (теоретиков и практиков) в выработке и осуществлении революционного замысла: «Революция наша есть не только каузальное следствие и результат, но также осуществление замысла, - утверждал философ. - Этот замысел выносила, лелеяла, себя сама на нем воспитывала наша интеллигенция девятнадцатого века. Революция осуществляется не во всем так, как, может быть, мечталось и хотелось этой интеллигенции, но что же это означает: недействительность революции или недействительность интеллигентского идеала и, следовательно, самой интеллигенции, насколько она жила этим идеалом? Я склонен думать последнее. Оттого отход и отказ значительной части интеллигенции от революции есть закат и гибель этой интеллигенции. Другая часть той же интеллигенции, в революцию воплотившаяся, также перестала быть интеллигенцией, но по основаниям другим: из «интеллигенции» она превратилась в «акцию» и «агента». Интеллигенции, таким образом, нет, а революция есть» [4, с. 14-15].

Роль русской интеллигенции в идеологическом обосновании исторического пути народа проявлялась в двух основных направлениях: деятельном участии интеллигентов в государственном строительстве и во внутреннем проти-

востоянии государственных и антигосударственных элементов. На протяжении всей истории русского государства политики-интеллигенты осуществляли разнообразные реформы в политико-управленческой системе общества. Видное место занимали интеллигенты в духовной подготовке и практическом осуществлении коренных преобразований, в социальных переворотах, обеспечивавших переход русского общества на более высокие ступени развития. Заметным направлением интеллигентской деятельности была идейная борьба представителей различных мировоззрений -традиционалистов и революционаристов, почвенников и западников и т.п. В диалектике социальных трансформаций, борьбе омнисти-ческого и нигилистического мировоззрений, ярко вырисовывается национальное лицо русской интеллигенции, стремящейся активно преобразовывать окружающую социальную действительность.

Список литературы

1. Назаров Ю.Н. Русское мировоззрение: мифология, идеология, философия. Шуя: Изд-во Шуйского ун-та, 1998.

2. Возилов В.В., Назаров Ю.Н. Философия интеллигенции: Разум как революционная сила истории. Иваново: Издательский дом «Референт», 2002.

3. Назаров Ю.Н. Революция (социальнофилософское исследование). Шуя, 2006.

4. Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии // Соч. М.: Правда, 1989.

NIHILISM AND ANTINIHILISM OF THE INTELLIGENTSIA:

THE DIALECTICS OF THE HISTORICAL TRANSFORMATION

Yu.N. Nazarov, V. V. Vozilov

This article contains analysis the problem of nihilism the Russian intelligentsia. Nihilism represents the subjective denying of the being in the whole or just separate sides of social life. Playing the role of revolutionary or antirevolutionary subjects of activity, the intellectuals (intelligentsia) can either support or be against objective tendencies of the historical process.

Keywords: intelligentsia (intellectuals), revolution, revolutionary subjects, nihilism, antinihilism, historical process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.