Нигерия: либерализация нефтегазового сектора в контексте экономической политики правительства Мухаммаду Бухари (2015-н.в.)
сч со £
Б
а
2 о
Гаврилова Нина Германовна
старший преподаватель кафедры финансов, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А.Тимирязева», ninagavrilova1976@gmail.com
В статье рассматривается стратегия дерегулирования (либерализации) нефтегазового сектора Нигерии в контексте «политики перемен», сформулированной правительством президента Мухаммаду Бухари. Делается обзор истории открытия месторождений нефти в Нигерии и его последствий для экономического развития страны. Указывается, в частности, что обнаружение больших запасов «черного золота» побудило власти страны еще в 1970-е годы сместить фокус своего внимания с сельского хозяйства на нефтедобычу. Делается вывод, что сопровождавший режим субсидирования взлет коррупции и отсутствие подотчетности в получении и распределении доходов от продажи сырой нефти оставались важнейшими препятствиями на пути развития нигерийской экономики в течение пяти десятилетий..
Ключевые слова: Нигерия, найра, Мухаммаду Бухари, либерализация, нефтегазовый сектор, нефть, нефтепродукты, экономическая политика, дерегулирование, субсидии на нефть.
Многие современные экономисты уделяют пристальное внимание изучению рынка нефти развивающихся стран, но все же остается нерешенным ряд прикладных и методологических вопросов его функционирования в Африке (Нигерия). В частности, недостаточно внимания уделяется изучению взаимосвязи процессов монокультуриза-ции экономики и последствий данного явления.
Указанные обстоятельства показывают необходимость преодоления методологических трудностей и определяют актуальность последующих исследований в заданном направлении.
Развитие экономики Нигерии, отошедшей от аграрного направления и опирающейся теперь на экспорт нефтегазовых ресурсов, привело к росту ВВП и основных показателей различных секторов экономики, но пагубно сказалось на благосостоянии большинства простых граждан, так как доходы от нефтяного сектора получает лишь «элита» страны. В статье поднимается вопрос субсидирования отрасли, рассматриваются «за» и «против» их отмены. Автор считает целесообразным проведение дальнейшего анализа эффективности субсидирования нефтегазового сектора в Нигерии для дальнейшей разработки путей стабильного развития отрасли и повышения благосостояния населения Нигерии.
Научная новизна заключается в разработке рекомендаций в части субсидирования нефтяного сектора экономики в Нигерии.
Цель исследования - всесторонне проанализировать эффективность управления нефтяной отраслью. Для достижения цели ставятся следующие задачи:
- рассмотреть исторические аспекты становления нефтяной отрасли в Нигерии, определить влияние ее развития на экономику страны, рассмотреть последствия мо-нокультуризации экономики;
- проанализировать современные правовые основы управления отраслью в целом;
- разработать и предложить пути дальнейшего развития нефтяной сферы, основываясь на экономически обоснованных рекомендациях.
Экономика Нигерии является второй по величине в Африке (после ЮАР), и ее развитие опирается на экстенсивные факторы производства: добыча и экспорт углеводородного сырья, главным образом сырой нефти, а также природного газа.
Динамика экономического развития независимой Нигерии определялась рядом основных факторов. Прежде всего, ускоренным промышленным освоением нефтегазовых ресурсов, начавшимся в конце 1960-х годов. Одновременно наблюдался упадок производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции, что в 1970-е годы привело к изменению роли страны в международном разделении труда. Нигерия утратила роль ведущего поставщика на мировой рынок некоторых видов аграрного сырья, сохранив монокультурный характер и сырьевую ориентацию. С этого времени страна прочно заняла место в десятке ведущих мировых экспортеров нефти. Вплоть до начала XXI в. экспорт углеводородного сырья приносил стране свыше 95% валютных поступлений и около 80% доходов государственного бюджета [1, с. 174].
Таким образом, Нигерия - это аграрное государство с развитой нефте- и газодобывающей промышленностью. Страна располагает богатыми запасами «черного золота» и является шестым среди стран - членов Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и восьмым по величине экспортером нефти в мире.
После открытия нефтяных месторождений внимание нигерийских властей почти полностью сфокусировалось на эксплуатации нефтяного богатства. В 1970-1980-е годы, в период «нефтяного бума», Нигерия могла почти полностью удовлетворять свои импортные потребности и финансировать планы развития за счет экспорта нефти [2, 3]. В 1971 г. Нигерия присоединилась к ОПЕК и в том же году была создана первая национальная нефтяная компания - Нигерийская национальная нефтяная корпорация (НННК) для контроля над отраслью.
С тех пор продажа нефти стала главным источником твердой валюты. Доля экспорта сырой нефти в объеме валютных поступлений выросла с 2,5% до 58,1% в 1970 г., до 93,6% в 1975 г. и превысила 98% в первой половине 1980-х годов. В настоящее время доходы от экспорта нефти составляют примерно 80% экспортных доходов [2].
Получив взамен аграрно-сырьевой топливно-минеральную производственную и, соответственно, экспортную специализацию, Нигерия смогла решить ряд экономических проблем. В 1970-е годы «нефтяной бум» развивался на фоне взлета мировых цен на нефть. Возросшая валютная выручка от продажи углеводородного сырья позволила стране частично осуществить модернизацию производственной, транспортной и социальной инфраструктуры. В частности, в рамках решения задач социального развития были созданы предпосылки для повышения образовательного уровня населения путем введения обязательного начального образования.
Начиная со времени «нефтяного бума», за счет увеличения на мировом рынке цен на «черное золото» и, соответственно, объемов экспорта нефти возрастали сумма выручки, стоимость национальной валюты; доходность инвестиций в нефтегазовой промышленности стала самой высокой по сравнению с другими отраслями. В итоге практически все свободные валютно-финансовые ресурсы стали перетекать в добычу и экспорт углеводородного сырья: это стало одним из главных препятствий на пути комплексного развития нигерийской экономики, и с первой половины 1970-х годов страна оказалась подверженной т.н. голландской болезни. Большой проблемой для экономики стала и волатильность мировых цен на нефть: их падение уже в первой половине 1980-х годов привело к просрочкам в погашении накопленного внешнего долга, к его росту и сокращению средств, выделявшихся на реализацию социально-экономических программ.
Из-за неустойчивости цен на углеводородное сырье экономика Нигерии переживала перманентные подъемы и спады. Так, если в 2014 г. страна стала первой экономикой Африки с ВВП в 568,5 млрд. долл. [4], обогнав по этому показателю ЮАР, то последовавшее вскоре резкое падение цен на нефть предопределило наступление экономической рецессии. В 2016 г. объем ВВП Нигерии снизился до 404,6 млрд. долл., и страна
вновь оказалась по этому показателю на втором месте в Африке.
В 2000-е - 2010-е годы в Нигерии были приняты несколько планов и программ, нацеленных на развитие и реформирование экономики. В 2007 г. администрация УмаруЯр'Адуа предложила программу развития страны, нацеленную на снижение зависимости страны от экспорта углеводородов. В 2010 г. была сформулирована программа «Vision 202020», в случае полной реализации которой Нигерия к 2020 г. смогла бы войти в группу крупнейших экономик мира; в 2014 г., в годы правления Гудлака Джонатана, были приняты Национальный план промышленной революции и Магистральный план комплексного развития инфраструктуры; в 2016 г. - Стратегический план реализации «бюджета перемен» нынешнего президента страны Му-хаммаду Бухари. Хотя все эти инициативы увенчались определенным успехом, их реализация оказалась очень сложной.
В соответствии с традицией частого принятия различных экономических планов администрация Бухари предложила еще один, на этот раз План экономического восстановления и роста (ПЭВР), который впервые за годы существования Четвертой республики (1999-н.в.) был сформулирован на фоне экономического спада, вызванного падением цен на нефть - основной экспортный продукт страны - со 112 долларов за баррель в 2014 г. до менее 50 долларов в 2016 г. [4]. Заявленной в Плане целью стало возвращение страны на путь «устойчивого и ускоренного развития» в течение 2017-2020 годов.
Надо сказать, что из года в год углубляющийся дисбаланс в сторону нефтяного сектора пагубно отражается на состоянии других отраслей, отодвигая их на задний план в приоритетах правительства. Экономика Нигерии фактически разделилась на две части: более или менее благополучный нефтегазовый сектор, обладающий устойчивым положением за счет ориентации на внешний рынок, и ненефтяной, состояние которого определяется последствиями длительного отсутствия государственной поддержки и инвестиций.
Доходы от продажи нефти позволяют Нигерии приобретать на внешних рынках все самое необходимое: от продовольственных и потребительских товаров до промышленного оборудования, которое проще купить, чем производить на месте[5].
Именно поэтому одним из важнейших решений, принятых администраци-
ей Мухаммаду Бухари после его инаугурации 29 мая 2015 г., стало «дерегулирование нефтяного сектора», или его либерализация, что формально, прежде всего, привело к прекращению выплаты субсидий нигерийским импортерам нефтепродуктов [6]. Аргумент федерального правительства состоял в том, что в 2010-е годы, т.е. до прихода М. Бухари к власти, в среднем 1 трл ннайр (6,25 млрд. долл.) ежегодно выплачивался в виде субсидий - предприятиям и физическим лицам - на топливо, несмотря на увеличение внешней задолженности и острую нехватку инфраструктуры, в том числе и нефтяной ^оИ, 2016). Так, в середине 2015 г. организация Нигерийская инициатива по обеспечению прозрачности опубликовала аудиторский отчет, указав, что федеральное правительство потратило около 4,5 трлннайр в период с 2006 по 2012 гг. на субсидирование импорта нефтепродуктов. Утрата казной в результате выплаты субсидий огромных средств не вела, тем не менее, к улучшению материального положения простых нигерийцев, поскольку огромные суммы - из-за коррупции, достигшей в условиях Нигерии колоссальных масштабов, - передавались отдельным лицам - клиентам правительства, причем зачастую не связанным с поставками в страну нефтепродуктов[7].
Ненадлежащее управление нефтяными ресурсами обусловило появление комплекса социально-экономических и политических проблем, в том числе в сфере трудовых отношений и охраны окружающей среды. Несмотря на массивный приток нефтедолларов, Нигерия начала страдать от «ресурсного проклятия» из-за неэффективного управления отраслью [8].
Чтобы снизить уровень коррупции в нефтяном секторе, правительство Гудлака Джонатана (2011-2015) сделало попытку его «дерегулирования», но это решение столкнулось с сильным сопротивлением нигерийцев, в том числе с протестами рабочих и служащих, общественных организаций и религиозных групп, не уловивших его сути, и в результате не было реализовано, хотя «дерегулирование» при Джонатане означало всего лишь ослабление государственного контроля над конкретной отраслью в целях повышения в ней уровня конкуренции [9]. Решение о частичной либерализации нефтяного сектора, принятое правительством Бухари, было связано с выполнением ПЭВР путем диверсификации экономики, приватизации крупных государ-
© 3
Ю
5
г
2 а
8
сч со £
б
а
2 о
ственных предприятий и повышения уровня конкуренции. В ПЭВР намечались реформы в ключевых отраслях хозяйства, прежде всего в нефтяной. Во время предвыборной кампании 2015 г. Бухари, в частности, заявил: «Я привержен делу превращения Нигерии в страну, где процветает предпринимательство... Правительство уйдет с вашего пути, чтобы вы могли создавать богатство и выстраивать экономику»[6].
Режим нефтяных субсидий в Нигерии и его противоречия.
Субсидирование цен на нефтепродукты было попыткой избежать инфляции и смягчить для населения проблемы, связанные с ростом цен на внутреннем рынке электроэнергии, смягчить последствия роста цен на нефтепродукты и компенсировать разницу в ценах на них и на местную сырую нефть. Историю нефтяных субсидий в Нигерии можно проследить до начала 1970-х годов, когда политические элиты Севера страны вынудили центральное правительство объявить режим «одинаковых цен на нефтепродукты», чтобы создать равные условия для южных нефтедобывающих штатов и северных районов, где нефть не производится. Многие северяне в 1970-х годах считали, что «единые цены» на нефтепродукты по всей стране обеспечат равные экономические возможности и уровни благосостояния для всех граждан. Северные политические элиты, к сожалению, одержали победу, оказав на правительство давление: режим равных цен был введен в 1975 г., в 1982 г. к нему были сделаны поправки [7]. Правительство должно было нести ответственность за установление цен на основные продукты - бензин, дизельное топливо и керосин, а также за их поставки. Чтобы обеспечить бесперебойную работу системы, НННК во многих местах построила специальные хранилища, где компании-потребители покупали нефтепродукты. Финансовые проблемы решались Фондом выравнивания цен на нефть, который должен был компенсировать нефтяным компаниям убытки от продажи по «единым ценам», что и стало основой субсидирования. Однако с 1978 г. цены на нефтепродукты постоянно менялись в зависимости от цен на сырую нефть.
Одним из главных последствий режима субсидирования, породившего бесконечные дебаты среди нигерийцев, стал взлет коррупции, которая свела на нет все позитивные результаты процесса. Появилось множество теорий, указывавших на необходимость отмены субсиди-
рования. Отмечалось, например, что коррупция подрывает доверие людей к политической и экономической системам, государственным институтам и лидерам и что режим субсидирования топлива наносил невосполнимый ущерб нигерийской экономике в целом. Действительно, за период с 2006 по 2013 г. объем субсидий достиг 5,4 трлннайр, или 33,8 млрд. долл. (без субсидий на керосин). Эта сумма на 10,61% была больше национального бюджета 2013 г. (4,93 трлн. найр или 30,8 млрд. долл.) и на 15,57% -бюджета 2014 г. (4,69 трлн. найр или 23,5 млрд. долл.). Кроме того, сумма субсидий почти в два раза - на 196% превышала объем ассигнований на образование в бюджете 2014 г. (495,28 млрд. найр или 2,67 млрд. долл.). То есть энергетические субсидии проглатывали национальный бюджет; выгоды в основном получали самые крупные потребители нефтепродуктов, а государственные расходы на образование, здравоохранение и инфраструктуру сокращались.
Надо сказать, что нигерийцы беспокоились не из-за размера показателей, а из-за того, как это могло сказаться на материальном положении обычных граждан, улучшение которого, по сути, являлось главной целью этой политики. Многие эксперты утверждали, что из-за коррупции субсидирование принесло больше вреда, нежели пользы экономике страны. Нигерийский экономист Дж. Олу-феми утверждал, что Нигерия смогла бы профинансировать бюджет 2015 г. в размере 4,36 трлн. найр (21,2 млрд. долл.) и выплатить внешний долг в 2,08 трлн. найр (10,1 млрд. долл.), если бы не потеряла в предшествовавшие годы 6,4 трлн. найр (32 млрд. долл.) из-за масштабной коррупции, сопровождавшей продажу нефти и нефтепродуктов, осуществлявшуюся НННК. Причем среди крупнейших нефтяных коррупционеров указывались бывшие президенты Нигерии Сани Абача (1993-1998), Олусегун Обасанд-жо (1999-2007), бывший генеральный инспектор полиции М.Д. Юсуф (19961998) и другие высокопоставленные должностные лица [10].
Исследование Института управления добычей природного газа показало, что в 2014 г. более 32 млрд. долл., полученных от экспорта нефти, были утрачены из-за плохого управления НННК. Более того, не было обнаружено никаких доказательств того, что в 2004-2014 гг. НННК направил в казну какую-либо выручку от продажи нефти с месторождения «Око-но», где ежегодно добывается более 100
млн. баррелей нефти на сумму в 12,3 млрд. долларов. Нигерия входит в число самых коррумпированных стран, где доходы от продажи сырой нефти зачастую просто «испаряются» [11].
До 2016 г. нигерийские нефтеперерабатывающие заводы оставались в коматозном состоянии и почти 70% объема нефтепродуктов импортировалось. Общая мощность этих заводов превышала внутренние потребности в продуктах переработки, однако предприятия работали намного ниже своих возможностей (по разным причинам: из-за плохого управления, хищений, старения оборудования, отсутствия квалифицированной рабочей силы и т.д.), поэтому импорт нефтепродуктов становился неизбежным. Между тем те более чем 4 трлн. найр, утраченных в результате субсидирования, могли бы пойти на возрождение собственных нефтеперерабатывающих заводов.
Режим дерегулирования
С 37,2 млрд. баррелей доказанных запасов нефти Нигерия является одним из крупнейших мировых производителей «черного золота». Однако эксплуатация природных богатств страны не привела к заметному улучшению качества жизни большинства нигерийцев. Чтобы обуздать рост коррупции, правительство Му-хаммаду Бухари решило отменить выплату нефтяных субсидий. Помимо коррупции существуют и другие проблемы, связанные с нефтяной промышленностью. Среди них: контрабанда нефти и нефтепродуктов, произвольное ценообразование, фальсификация продуктов, относительно низкий уровень инвестирования в сектор, высокие технические издержки производства из-за использования устаревшего оборудования, деградация окружающей среды.
Потребляемое в Нигерии топливо почти полностью импортируется. НННК обменивает сырую нефть на нефтепродукты, чтобы обеспечить около 50% местных потребностей в топливе. Остальные 50% импортируются крупными нигерийскими дилерскими компаниями. Однако с 2015 г. импорт нефтепродуктов заметно уменьшился, так как из-за финансового кризиса импортеры не могли приобретать необходимые объемы валюты в Центробанке Нигерии.
Отмена субсидий на нефтепродукты вызвала недовольство части нигерийцев. В то же время многие специалисты считают, что правительство не должно определять цены, по которым нефтепродукты продаются населению. По их мне-
нию, лишь импортеры нефтепродуктов без вмешательства государства могут определить, в каком объеме они способны ввозить продукты и по какой цене продавать его местным потребителям[6]. Действительно, если правительство стремится к обеспечению эффективности нефтяного сектора посредством его дерегулирования, оно должно не ограничивать импортеров в ввозе и распределении нефтепродуктов.
Приватизацию государственных нефтеперерабатывающих заводов предполагается осуществить на последнем этапе процесса дерегулирования, когда в условиях свободной рыночной экономики местные импортеры будут создавать собственные нефтеперерабатывающие заводы, а не ввозить очищенный продукт по высокой цене. В результате будут достигнуты экономия на перевозке и увеличение прибыли.
Дерегулирование и его связь с новой нигерийской экономической политикой
Обещание перемен, благодаря которому Мухаммаду Бухари стал в 2015 г. президентом Нигерии, было с энтузиазмом воспринято во всех уголках страны. По словам нигерийского исследователя Ф.М. Чике, само слово «перемены» вызывало среди нигерийцев надежды на улучшения [12]. Между тем политик, ведущий предвыборную кампанию под лозунгами «перемен», должен по крайней мере задаваться вопросами: что должно быть изменено, как, когда и почему? Кто будет руководить процессом? Есть ли для этого средства и возможности? Принесет ли это пользу населению? Поскольку ответы на эти вопросы даны не были, большинство нигерийцев считали обещание перемен пропагандистским лозунгом, но голосовали в 2015 г. за человека, чувствительного к страданиям беднейших слоев населения, обладающего высокими моральными качествами и не замешанного в коррупционных скандалах.
Одним из результатов дерегулирования нефтяного сектора - в случае если оно будет полностью реализовано - станет разрушение монополии государства путем приватизации принадлежащих ему нефтеперерабатывающих заводов и ликвидации режима контроля над ценами. Дерегулирование будет способствовать росту конкуренции, поскольку импортеры будут покупать и продавать продукты по ценам, совместимым с их стоимостью. Если правительство откажется от регулирования цен на нефтепродукты, решится вопрос с длинными очередями и постоянным дефицитом бензина, по-
тому что импортеры будут делать все возможное, чтобы удовлетворить потребности рынка.
Дерегулирование позволит снизить затраты на субсидирование сектора, которое в настоящее время достигает 1,5 млрд. долл. в год. Эти суммы могут быть перенаправлены в развитие образования, здравоохранения,сельского хозяйства и на экономическую диверсификацию. Режим дерегулирования позволит сократить разрыв между текущими и капитальными расходами и снизить импорт нефтепродуктов, так как будут построены новые мелкие и средние местные нефтеперерабатывающие предприятия. Дерегулирование будет способствовать решению четырех важных вопросов, связанных с нефтегазовым сектором, - роста доходов, рентабельности предприятий, снижения уровня безработицы и развития рынка. Правительство может понести убытки от продажи нефтеперерабатывающих заводов, поскольку некоторые из них будут продаваться как предприятия, требующие массированных финансовых вливаний, но рост прибыли обычно происходит после приватизации по мере сокращения издержек и избыточных сотрудников.
Чтобы развивать экономику посредством диверсификации и инвестирования в ключевые отрасли промышленности, частные предприниматели должны быть допущены к руководству нефтяной промышленностью страны. Лучший способ уничтожить коррупцию в отрасли - это обеспечить дерегулирование и отмену субсидий, чтобы создать пространство для конкурентоспособного экономического развития и обрести финансовые ресурсы для создания необходимой инфраструктуры.
Автор обращает особенное внимание на то, что сокращение и прекращение выплат субсидий нельзя осуществлять быстрыми темпами. Единомоментное прекращение государственных выплат может привести к перекосу экономики, которая сейчас основана на доходах, получаемых от нефтяного сектора.
Также добыча нефти в Нигерии малорентабельна из-за низкой производительности вследствие изношенности и морального устаревания оборудования. Отмечается, что большая часть экспортируемой нефти реализуется именно в чистом виде, а не в виде продукции переработки нефти [12].
Необходимость сокращения и прекращения субсидирования уже была доказана, но чтобы не нанести вред экономике
резкими действиями, правительству следует учесть несколько моментов. Необходимо установить некоторый период, в течение которого субсидирование отрасли все же будет продолжаться. При этом необходимо отрегулировать само распределение субсидируемой суммы. Опять же, по оценкам специалистов, необходимо ежегодное вливание весомых сумм, которые должны распределяться только на модернизацию оборудования.
Например, в начале финансового года добывающие компании должны предоставить план модернизации: необходимый список оборудования для закупки, затраты на введение его в эксплуатацию, а также ожидаемую доходность от этих действий. Автор предполагает, что на модернизацию отрасли необходимо отправлять не менее 40% ежегодных субсидий нефтяного сектора, за которые компании, их получающие, должны отчитываться в конце периода, а в случае невозможности отчитаться - возвращать выделенные государством суммы.
Финансирование модернизации отрасли в первую очередь скажется на себестоимости добычи нефти, а значит повысит эффективность функционирования отрасли в целом. В дальнейшем субсидирование модернизации позволит строить перерабатывающие нефтяные предприятия, и это тоже будет иметь положительные последствия для экономики: продукцию переработки можно будет продавать по более высоким ценам, чем сырую нефть.
Итак, в заключение можно сказать о том, что субсидирование нефтяной отрасли необходимо сократить и в дальнейшем свести на нет, но сначала посредством субсидий следует модернизировать нефтяной сектор, наладить более рентабельную добычу нефти, а также развить переработку сырой нефти для увеличения доходов от ее реализации.
Литература
1. Нигерия. Справочно-монографи-ческое издание. М.: ИАфрРАН, 2013.
2. http://Www.opec.org/ Organization of Petroleum Exporting Countries (датаобра-щения 04.03.2018).
3. Aniefiok E. (2013), Petroleum Exploration and Production, Past and Present Environment Issues in the Nigeria's Niger Delta // American Journal of Environment Protection, № 1269, Pp. 7879.
4. Aliyu M.K., Adeowu A.W. Appraising the Socio - Economic and Political Policies of the Federal Government of Nigeria. // Ife
О
3
CS
s
ff
2 e
8
Social Sciences Review, 2017, № 25,Pp. 112-123. P. 112-113.
5. Денисова Т.С. Нигерия после президентских выборов 2011 года // Год планеты: ежегодник. Вып. 2012 г.: экономика, политика, безопасность. М.: Идея-Пресс, 2012. С. 429-441.
6. Anka A.S. Politics of Oil De-regulation and Nigeria's Change Agenda // International Journal of Innovate Research and Development. 2018, Vol. 7, Issue 1. Pp. 17. P. 1.
7. Adeleye A. (2015), Deregulating the Downstream Sector of the Oil Industry // Vanguard News Paper - Retrieved from www.vanguardngr.org (датаобращения 03.03.2018).
8. Aniefiok E. (2013), Petroleum Exploration and Production, Past and Present Environment Issues in the Nigeria's Niger Delta // American Journal of Environment Protection, № 1269, Pp. 7879 - www.researchgate.net (датаобращения 03.03.2018).
9. Olalekan W. A (2016), Not on this One Buhari - www.dailytrust.com (датаобращения 03.03.2018).
10.Olufemi J. (2015), Nigeria Lost Over N6.4 Trillion to Corruption Ridden Oil Sales / / NRGI Report. -www.premiumstimesng.com(датаобращения 03.03.2018).
11.Donwa P. A, Mgbame C. O and Ogbude O. C (2015), Corruption in the
Nigerian Oil and Gas Industry: an Implication for Economic Growth // International Journal of African and Asian Studies. Vol. 14.
12. Chike F. M. (2016), Change Agenda in the Petroleum Sector // The Guardian News Paper - www.allafrica.com (gaTao6pa^eHMfl 06.03.2018).
Nigeria: liberalization of the oil and gas sector in the context of the economic policy of the government of Muhammadu Buhari (2015-) Gavrilova N.G.
Russian Timiryazev State Agrarian University The article examines the strategy of deregulation in Nigeria's oil and gas sector in the context of the «policy of change» formulated by the government of President MuhammaduBuhari. The author reviews the history of the discovery of oil deposits in Nigeria and the corresponding implications for the economic development of the country. It is indicated, in particular, that the discovery of large reserves of «black gold» in the 1970s prompted the authorities of the country to shift the focus of their attention from agriculture to oil production. It is concluded that the rise of corruption that accompanied subsidies and the lack of accountability for the receipt and distribution of crude oil revenues have remained major obstacles to the development of the Nigerian economy for the past five decades. Keywords: Nigeria, Naira, MuhammaduBuhari, liberalization, oil and gas sector, petroleum, economic policy, deregulation, oil subsidies.
References
1. Nigeria. Reference monograph. Moscow:
Institute for African Studies, 2013.
2. http://www.opec.org/ Organization of Petroleum
Exporting Countries (Accessed on 04.03.2018).
3. Aniefiok E. (2013), Petroleum Exploration and
Production, Past and Present Environment
Issues in the Nigeria's Niger Delta // American Journal of Environment Protection, № 1269, Pp. 78-79.
4. Aliyu M.K., Adeowu A.W. Appraising the Socio -
Economic and Political Policies of the Federal Government of Nigeria. // Ife Social Sciences Review, 2017, № 25,Pp. 112-123. P. 112113.
5. Denisova T.S. Nigeria after the Presidential
Elections of 2011 // Year of the Planet: yearbook. 2012 issue: economics, politics, security. Moscow: Idea-Press, 2012. P. 429441.
6. Anka A.S. Politics of Oil De-regulation and
Nigeria's Change Agenda // International Journal of Innovate Research and Development. 2018, Vol. 7, Issue 1. Pp. 1-7. P. 1.
7. Adeleye A. (2015), Deregulating the Downstream
Sector of the Oil Industry // Vanguard News Paper - Retrieved from www.vanguardngr.org (Accessed on 03.03.2018).
8. Aniefiok E. (2013), Petroleum Exploration and
Production, Past and Present Environment Issues in the Nigeria's Niger Delta // American Journal of Environment Protection, № 1269, Pp. 78-79 - www.researchgate.net (Accessed on 03.03.2018).
9. Olalekan W. A (2016), Not on this One Buhari -
www.dailytrust.com (Accessed on 03.03.2018).
10. Olufemi J. (2015), Nigeria Lost Over N6.4 Trillion to Corruption Ridden Oil Sales // NRGI Report. - www.premiumstimesng.com (Accessed on 03.03.2018).
11. Donwa P. A, Mgbame C. O and Ogbude O. C (2015), Corruption in the Nigerian Oil and Gas Industry: an Implication for Economic Growth / / International Journal of African and Asian Studies. Vol. 14.
12. Chike F. M. (2016), Change Agenda in the Petroleum Sector // The Guardian News Paper - www.allafrica.com (Accessed on 06.03.2018).
сч
CO £
6 a
2 ©