Научная статья на тему 'Ни туда ни сюда (о производстве литиевых аккумуляторов в Новосибирске)'

Ни туда ни сюда (о производстве литиевых аккумуляторов в Новосибирске) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
567
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"РОСНАНО" / ЛИТИЙ-ИОННЫЕ АККУМУЛЯТОРЫ / "ЛИОТЕХ" / "РОСАТОМ" / ЛИТИЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / "КАТОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ" / RARE EARTH INDUSTRY / RARE METALS / RARE EARTH-CONTAINING DEPOSITS / ROSATOM / EXTRACTION OF RARE EARTHS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Веселова Э. Ш.

Непоследовательная политика государственных корпораций в отношении собственных проектов в Новосибирске ставит под удар не только благополучие и состоятельность последних, но и перспективы формирования в России новой высокотехнологичной отрасли. Побочным эффектом является возможная утрата одного из значимых налогоплательщиков Новосибирской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lithium Batteries Production in Novosibirsk: No-Go

Russia intends to revive the rare-earth industry which had crumbled during collapse of the Soviet Union, and return to the promising market of rare earth products. The goal adopted in 2012 the relevant state program is to increase the production and consumption of rare earth metals from the current 2.5 to 8.5-10 tons (the level of 1991).How justified are these ambitions? Do we have enough of this mineral, technology, human resources, financial resources? What are the most obvious limitations and constraints on the way?

Текст научной работы на тему «Ни туда ни сюда (о производстве литиевых аккумуляторов в Новосибирске)»

Ни туда ни сюда

(о производстве литиевых аккумуляторов в Новосибирске)

Непоследовательная политика государственных корпораций в отношении собственных проектов в Новосибирске ставит под удар не только благополучие и состоятельность последних, но и перспективы формирования в России новой высокотехнологичной отрасли. Побочным эффектом является возможная утрата одного из значимых налогоплательщиков Новосибирской области. Ключевые слова: «Роснано», литий-ионные аккумуляторы, «Лиотех», «Росатом», литиевые технологии, «Катодные материалы»

Строительство в Новосибирской области завода по выпуску литий-ионных аккумуляторов (ЛИА) (ООО «Лиотех») называли одним из самых амбициозных проектов ОАО «Роснано»1, который знаменовал собой появление в стране новой высокотехнологичной отрасли и обеспечивал доступ на молодой и чрезвычайно перспективный мировой рынок ЛИА.

Новая отрасль

Литий-ионными называют аккумуляторные батареи, катоды которых изготовлены из различных соединений лития. Первые образцы появились еще в 1970-х годах, но лишь в 1991 г., после значительного усовершенствования технологии, фирма Sony приступила к производству ЛИА, изготовленных на основе кобальтата лития и кокса. В конце 1990-х - начале 2000-х появились батареи на основе других солей лития, были созданы аккумуляторы с полимерным электролитом.

По сравнению с аккумуляторными батареями предыдущих поколений ЛИА обладают наибольшей удельной плотностью энергии (как объемной, так и весовой), обеспечивают наибольшее напряжение питания на элементе (3,6В, что втрое выше, чем у никелевых, и почти вдвое, чем у свинцово-кислотных аккумуляторов), требуют минимального количества времени на подзарядку

1 ОАО «Роснано» - российская компания (до 11 марта 2011 г. - государственная корпорация), созданная в 2007 г. для инвестирования средств в частные проекты по созданию новых нанотехнологических производств. В течение 2010-2012 гг. при участии «Роснано» в России появилось 30 производств, объём выпущенной ими продукции в 2012 г. составил 25 млрд руб.

ЭКО. - 2014. - №7 ВЕСЕЛОВА Э.Ш.

(до 90% емкости за 30-40 минут), имеют наибольший ресурс (2-7 тыс. циклов разряда/заряда). Отсутствие в составе ЛИА тяжелых металлов (свинец) делает экологически безопасными их использование и утилизацию.

Выбор в пользу лития объясняется в первую очередь его ближайшими и отдаленными перспективами. Улучшенные модификации ЛИА, основанные на новых химических и конструктивных составляющих, по отзывам экспертов, появляются в среднем каждые полгода2.

В настоящее время ЛИА стали наиболее распространенными аккумуляторами в портативной электронике, перспективы роста их потребления связаны в первую очередь с развитием рынка электро- и гибридных автомобилей и растущими потребностями в стационарных аккумуляторных батареях большой емкости. В 2011-2020 гг. среднегодовой темп прироста в этих сегментах ожидается на уровне 37%, а их объем к 2020 г. может достичь 37 млрд долл.

По данным немецкой компании Roland Berger Strategy Consultants, на конец 2012 г литий-ионные батареи производились более чем сотней компаний по всему миру, при этом до 70% рынка контролировали несколько ведущих игроков: AESC (20%), LG Chem (15%), Panasonic / Sanyo (13%), A123 (11%) и SB LiMotive (9%). По мнению исследователей, в дальнейшем тенденция к концентрации рынка сохранится, а определяющим условием успеха станет возможность вести работы по улучшению технологии3. «Некоторые производители аккумуляторов имеют очень амбициозные планы по расширению. Это отражается уже сейчас в том, что другие производители постепенно уходят с рынка», - полагает Томас Вендт, ведущий автор исследования Roland Berger.

Размеры рынка России, по самым оптимистичным оценкам, не превышают 2% от мирового. До конца 2011 г. коммерческого производства ЛИА в стране не существовало. Такие компании, как АК «Ригель» и ОАО «Энергия», производили литий-ионные

2 URL: http://www.dig.by/book/export/html/10

3 URL: http://www.facepla.net/index.php/the-news/eco-transportation-mnu/2377

аккумуляторы главным образом для нужд ВПК (95%)4 . Поэтому проект строительства в России современного промышленного производства ЛИА рассматривался организаторами не только как пропуск России на перспективный мировой рынок литий-ионных технологий, но и как драйвер развития внутреннего рынка.

Радужные надежды

Новосибирский завод «Лиотех» по производству литий-ионных аккумуляторов большой емкости должен был стать крупнейшим в мире. Установленная мощность производства к моменту его запуска в 2011 г планировалась на уровне 300 млн А^ч в год, а в 2012 г. - 400 млн А^ч.

Финансировали проект ГК «Роснано» и китайская Thunder Sky Group, на тот момент - один из мировых лидеров в производстве ЛИА большой емкости.

«Thunder Sky разработала одну из самых эффективных в мире технологий производства литий-ионных батарей. Она первой создала литиевые аккумуляторы огромной емкости - до 30000 А^ч на один элемент (именно один элемент, а не сборку из нескольких!). При этом батареи быстро заряжаются, пропуская большой ток без ущерба для себя, и допускают до 5000 циклов перезарядки, а это свыше десяти лет работы. Да и стоят в полтора-два раза дешевле аналогов от известных брендов в сфере ЛИА - около 2 долл./А^ч», - рассказывал первый директор ООО «Лиотех» А. Ерохин в одном из своих интервью5.

В качестве катодного сырья для новосибирского предприятия был выбран наноструктурированный литий-железо-фосфат, позволяющий достигать наилучших характеристик аккумуляторов при их промышленном производстве.

Уставный капитал ООО «Лиотех» партнеры поделили почти поровну (49,9999% «Роснано» и 50,0001% - Thunder Sky. ГК «Роснано» внесла 2,09 млрд руб. деньгами, Thunder Sky - 1,45 млрд руб. деньгами и на 0,64 млрд лицензий сроком на 10 лет). В дальнейшем госкорпорация предоставила «Лиотеху» заем в размере 5,5 млрд руб. и свое поручительство

4 Годовой отчет АК «Ригель» за 2012 г. URL: http://www.rigel.ru/rigel/fakts. html

5 URL: http://newsland.com/news/detail/id/756878/

в 3,5 млрд руб. по кредиту Сбербанка, а Thunder Sky поставила на производство оборудование на 6,43 млрд руб.6

Официально завод был введен в строй в начале декабря 2011 г., серийное производство продукции началось через три месяца. Как сообщал при открытии предприятия председатель правления ГК «Роснано» А.Б. Чубайс, к 2015 г. объем продаж батарей должен был превысить 35 млрд руб. в год.

На период становления отечественного рынка ЛИА свыше 80% объема выпуска предполагалось экспортировать в Китай. В частности, у Thunder Sky было подписано соглашение с FAW (один из крупнейших в Китае производителей автомобилей) по совместному созданию электробусов. Кроме того, еще на этапе строительства завода большую заинтересованность в его продукции высказывала компания-производитель автобусов из китайского г. Чанчунь.

Параллельно началась подготовка к организации отечественного рынка электротранспорта. Так, новосибирское ООО «Сибирский троллейбус» уже в 2010 г. разработало модель троллейбуса с автономным ходом - предполагая в будущем развернуть их производство, используя в качестве накопителей энергии ЛИА местного производства.

Однако этим планам не суждено было сбыться.

Гладко было на бумаге

В 2012 г. ООО «Лиотех» вместо запланированных 60 млн А^ч выпустил лишь 24 млн. На предприятии начались задержки с зарплатой, перебои с поставкой сырья.

«По условиям контракта китайцы обязаны были поставлять сырье для производства катодной массы, а наш институт анализировал эти образцы, - рассказывает директор Института химии твердого тела и механохимии СО РАН Н.З. Ляхов. - Мы обнаружили, что в каждой партии сырья шел разный материал (по консистенции и плотности) - явно с разных производств. Насколько я понимаю, Thunder Sky, когда вступала в проект, не рассчитывала, что в Китае так резко увеличится внутренний спрос на литий-железо-фосфат (с момента подписания договора

6 Согласно отчету Счетной палаты РФ: отчет ОМ 89/12-04 от 16 мая 2013 г. URL: http://www.ach.gov.ru/userfiles/loadfiles/201305rosnano.pdf

до запуска завода прошло четыре года), и теперь ей приходилось собирать сырье буквально с миру по нитке»...

Однако российский партнер не захотел мириться с трудностями «болезней роста». Китайскую компанию сначала оштрафовали на 10% акций - за нарушение дисциплины поставок, а потом и вовсе вынудили выйти из проекта.

«На основании соглашения. от 14 марта 2012 года. компания Thunder Sky Group Limited произвела отчуждение части своей доли в уставном капитале ООО "Лиотех" номинальной стоимостью 38,0 млн рублей (10%) в пользу ОАО "Росна-но"», - говорится в отчете Счетной палаты по фактам проверки деятельности «Роснано» в 2009-2012 гг.7 И далее: «В связи с неисполнением ООО "Лиотех" своих обязательств по договору займа от 28 апреля 2010 г. № С1-0002, выразившемся в неуплате процентов по займу, было принято решение о выходе компании Thunder Sky Group Limited из проекта на условиях. соглашения о расторжении и взаимном освобождении от обязательств от 6 сентября 2012 года».

В какую сумму оценивалась задолженность ООО «Лиотех» по займу, полученному от «Роснано» (5,5 млрд руб.) по состоянию на сентябрь, отчет Счетной палаты умалчивает. Почему по финансовым обязательствам «Лиотеха» отвечал лишь один из учредителей - тоже непонятно. На конец 2012 г. задолженность по процентам составила 1,534 млрд руб. (28% от суммы кредита). Но к тому времени ОАО «Роснано» было уже единственным учредителем предприятия и продлило льготный период по процентам на 10 месяцев (за что ему, кстати, впоследствии пеняла Счетная палата, обвинив в сокрытии реальных финансовых результатов реализации проекта).

Однако время было упущено, китайские партнеры, покинув проект, оставили его без сырья и без рынка сбыта. В течение года готовую продукцию ООО «Лиотех» реализовывало по цене почти вдвое ниже ее себестоимости - констатировали аудиторы Счетной палаты. В результате по итогам 2012 г. убытки предприятия превысили 2 млрд руб. Еще 3,5 млрд руб. «Роснано» пришлось заплатить Сбербанку, которому убыточная компания задолжала по кредиту.

7 URL: http://www.ach.gov.ru/userfiles/loadfiles/201305rosnano.pdf

В начале 2013 г. ОАО «Роснано» сменило руководство предприятия. На смену А. Ерохину на пост гендиректора пришел сначала И. Чапаев, затем А. Сурков. В лучших российских традициях, все ошибки и просчеты при планировании стратегии предприятия учредители списали на опальных оперативных руководителей8.

«В "Лиотехе" мы обновили менеджмент три месяца назад, и новое руководство нам приносит нехорошие факты по тому, что происходило в компании. Это вещь для нас неприятная и болезненная, по этому поводу мной принято решение о проведении служебного расследования. Возможно, будем предъявлять претензии к бывшему директору, уволенному нами», - подчеркивал Анатолий Чубайс в одном из интервью в июне 2013 г., когда стало известно о возбуждении уголовного дела против ОАО «Роснано» по фактам проверки Счетной палаты РФ.

Ошибки на старте

Сегодня отдельные эксперты утверждают, что многих ошибок можно было избежать при внимательном отношении к мнению профессионального сообщества.

Так, в материалах Счетной палаты РФ цитируется доклад ООО «Эрнст энд Янг-Оценка», озвученный на заседании научно-технического совета ГК «Роснано» еще в 2008 г., где было отмечено, что в течение ближайших 10 лет Китай будет единственным рынком сбыта для продукции проектной компании. Во всех прочих странах, на территории которых разрешена коммерциализация производимой... продукции, существенного спроса на литиево-ионные аккумуляторные батареи для электрических транспортных средств не будет по причине отсутствия государственной поддержки отрасли».

Очевидно, наиболее емкое и выглядевшее перспективным «транспортное» направление было выбрано не без влияния Thunder Sky, для которой транспортный рынок - родной. Но тогда тем более опрометчивым выглядит решение «Роснано» отстранить от проекта китайского партнера, обеспечивавшего 80% сбыта, потому что в одиночку ни одна иностранная компания

8 Помимо «Лиотеха» Счетная палата вскрыла нарушения еще в нескольких проектах «Роснано», приведшие к утрате государственных средств. URL: http://www.ach.gov.ru/userfiles/loadfiles/201305rosnano.pdf

на высококонкурентный китайский аккумуляторный рынок не пробьется.

В надежде на будущие заказы транспортных компаний учредители «Лиотеха» оставили практически без внимания другой значимый сегмент рынка - энергетику. Хотя энергетическое направление, в отличие от транспортного, имело гораздо больше перспектив внутри России.

«Если посмотреть заявку о создании предприятия по производству ЛИА, которую мы помогали составлять для "Роснано", там автотранспорт шел одной строчкой, а троллейбусы вообще не упоминались, - вспоминает академик РАН Н.З. Ляхов. - В первую очередь речь шла об аккумуляторах для автономных источников энергии. Как раз в это время случилась пара блэкаутов - в Подмосковье, в Америке, произошел взрыв в Домодедовском аэропорту, и все поняли, что это направление нужно развивать. Второе применение тоже прописано в проекте - это системы для выравнивания частоты в сетях. По вечерам, когда в больших городах из-за повышенных нагрузок падает частота, огромное количество энергии теряется. В СССР, чтобы сгладить этот спад, строились огромные преобразовательные комплексы - фактически вторые электростанции. Но сегодня проблему можно решить, устанавливая на распределительных узлах современные частотные преобразователи, работающие на аккумуляторах. Толь -ко под эти потребности энергетиков весь объем производства "Лиотеха" можно было расписать на 10 лет вперед. И, кстати, к заявке прилагалось письмо от московских энергетиков, которые ставили эту проблему».

Тем не менее о стратегической ориентации ООО «Лиотех» на удовлетворение потребностей энергетического рынка учредители публично заявили только в конце 2013 г.

Второй крупный просчет, подрывающий конкурентоспособность ООО «Лиотех», - его искусственно зауженный ассортимент. Почему-то было решено установить на новосибирском заводе три одинаковые линии: для выпуска аккумуляторов емкостью 240 А^ч, и - под заказ - емкостью 380 и 770 А^ч, что заметно сужает его потенциальную нишу.

« В Китае самая массовая ниша для ЛИА на транспорте - это мототехника: мопеды, мотоциклы, скутеры, - объясняет Н. З. Ляхов. - Там требуются относительно небольшие, в пределах

20-30 А^ч, аккумуляторы, а следовательно - более доступные по цене и способные заряжаться от обычной сети. "Лиотех" выпускает аккумуляторы большой емкости, которые (если речь идет о транспорте) требуют специальной инфраструктуры для подзарядки. Такая инфраструктура даже за рубежом только начинает создаваться».

Интересно, что как раз на «домашнем» рынке - в России, отсутствие заряжающих станций не так сильно сдерживает развитие электротранспорта, как в других странах. По крайней мере - в части обеспечения городских пассажирских перевозок. «Мы с 2003 г ведем разработку гибридного транспорта и электромобилей и считаем, что оптимальным в наших условиях было бы использование возможностей тяговых троллейбусных электросетей для подзарядки такого транспорта, - рассказывает генеральный директор НИИ комбинированных энергоустановок С. Иванов. - Те накопители, которые сегодня существуют в мире и в России, не совсем годятся для автономного хода, но для троллейбусов - это находка. Тем более что таких разветвленных тяговых сетей нет ни в Европе, ни в Китае, потому что исторически при проектировании транспортных систем советских городов до 50% нагрузки закладывалось на электротранспорт (трамвай, троллейбус, метро)».

Но, во-первых, рынок троллейбусов с автономным ходом в России еще даже не начал формироваться, и судьба его полностью зависит от масштабной господдержки. Так, ООО «Сибирский троллейбус» в 2010-2013 гг. выпустило всего 10 таких троллейбусов с ЛИА, способных заряжаться от контактной сети. Мало того, что все это пилотные образцы, требующие доработки технических решений, технологий установки и режимов использования; стоимость таких троллейбусов в 2,5-3 раза превышает стоимость обычных автобусов, поэтому бизнесу они не интересны.

Во-вторых, из-за маркетинговых просчетов «Лиотеха» даже на пилотном этапе его продукция в сегменте городского электротранспорта терпит поражение от китайских конкурентов. «Из 10 наших троллейбусов на шести установлены аккумуляторы производства "Лиотеха", на остальных стоят китайские, - рассказывает генеральный директор ООО «Арс Терм» (представляет группу новосибирских компаний-производителей оборудования

для городского электротранспорта) Виктор Овдин. - Батареи "Лиотеха" на 240 А^ч весят более 1,5 т, и это негативно сказывается на ходовых системах, рулевом управлении, подвеске. Производители троллейбусов часто отказываются от такого варианта, и это вынуждает нас двигаться в сторону уменьшения емкости до 120-160 А^ч. Поскольку "Лиотех" их не производит, вот мы и вынуждены покупать батареи в Китае».

Смена курса на вираже

Очевидно, поняв всю бесперспективность попыток обосноваться на рынке электротранспорта, ОАО «Роснано» в конце 2013 г. приступило к разработке новой стратегии развития. Новым вектором, как и советовали новосибирские ученые пять лет назад, стала большая энергетика.

Согласно официальному сообщению «Роснано», теперь ООО «Лиотех» будет выпускать системы накопления энергии (СНЭ) на базе аккумуляторных батарей, ориентированные на энергетические компании. Для этого принято решение о выделении проекту дополнительного финансирования - 447 млн руб.

В декабре 2013 г. на форуме «Технопром-2013» глава ОАО «Роснано» А. Чубайс объявил, что ООО «Лиотех» заключил контракты с одной из венгерских компаний, готовой приобрести аккумуляторы на 200 млн евро, и планирует выйти на объемы производства в 2014 г. до 5 млрд руб. с последующим наращиванием».

Одновременно ведутся переговоры с потенциальными российскими потребителями аккумуляторов от «Лиотеха».

В частности, ОАО «РусГидро» уже официально объявило о своем намерении внедрять сетевые накопители энергии различной мощности на базе литий-ионных аккумуляторов на своих объектах в изолированных энергосистемах Дальнего Востока и арктических территорий - на основании генерального соглашения с ОАО «Роснано» о стратегическом партнерстве9.

Кроме того, «портфель заказов ОАО "Лиотех" включает ряд проектов в области транспорта и логистики, где востребованы источники бесперебойного питания», - цитируют «Ведомости» переписку с пресс-службой ОАО «Роснано». По данным издания,

9 иЯ1_: http://www.rushydro.ru/press/news/89565.html

2 ЭКО. - 2014. - №7

госкомпания рассчитывает, что на них придется 20% выручки «Лиотеха» в 2014 г10.

На «Технопроме-2013» главный инженер компании Oldham (занимается системами бесперебойного энергоснабжения промышленных объектов) А. Стенников рассказал о наиболее перспективных направлениях использования литиевых аккумуляторов в российской энергетике, которые уже сегодня разрабатывает его компания, в том числе на основе продукции ООО «Лиотех» и зарубежных производителей.

В первую очередь, по его словам, литиевые технологии начнут вытеснять свинцовые аккумуляторы из сегмента источников бесперебойного питания большой мощности (например, для энергообеспечения крупных потребителей, весьма чувствительных к надежности энергоснабжения: центров обработки данных, опасных объектов, обогатительных производств и т.д.). «До сих пор такие источники строились на давно известных и хорошо отработанных свинцовых технологиях, и эти технологии будут использоваться еще не один год. Но когда речь идет о мощности выше одного мегаватта, свинец создает очень большие проблемы, - объясняет эксперт. - Это тонны оборудования, это защищенные помещения с высокой несущей способностью, а также сложная и дорогостоящая инфраструктура. Литий не только компактнее в 3-5 раз, он экологически безопасен, а значит, не требует строительства защищенной инфраструктуры, что приводит к серьезной экономии капитальных вложений на этапе строительства (до 20% в зависимости от мощности системы)».

Другой крупный сегмент применения ЛИА - системы накопления энергии в так называемых «умных сетях» - Smart Grid11. Появление литиевых технологий придает дополнительный импульс развитию этого сегмента, поскольку литиевые аккумуляторы предполагают большое количество циклов использования (около 5-7 тыс. против 1 тыс. у свинцовых), что для такого рода систем - «одно из определяющих качеств в работе».

10 URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/615781 /lioteh-dlya-energetiki#ixzz2vizdldgI

11 Сети электроснабжения, в которых используются информационные и коммуникационные технологии для сбора информации об энергопроизводстве и энергопотреблении, позволяющие автоматически повышать эффективность, надёжность, экономическую выгоду, а также устойчивость производства и распределения электроэнергии.

Активно развивается сегмент систем оперативного постоянного тока для генерирующих электростанций (обеспечение надежности энергоснабжения наиболее критичных систем и оборудования).

Перспективным рынком в Oldham считают также автономные системы электропитания, в том числе с применением в гибридных энергосистемах (с использованием солнечных, ветро-, дизель-генераторов) в отдаленных и изолированных районах.

Бег с препятствиями

В то же время пока на быстрое продвижение ЛИА в российскую энергетику рассчитывать не приходится, даже несмотря на имеющиеся соглашения с крупными потребителями. «Развитие массового рынка ЛИА для энергетики сдерживает полное отсутствие нормативно-законодательной базы, - объясняет А. Стенников, компания которого работает на рынке уже более 20 лет. - Строго говоря, литиевые батареи у нас в стране вне закона. Когда мы приходим с какими-то предложениями в «Газпром», «Роснефть», ФСК, нас первым делом спрашивают: батареи, которые вы предлагаете, аттестованы для наших организаций, ведомственную сертификацию прошли? - Нет. А в правилах устройства электроустановок подобные системы описаны? - Нет. А хотя бы от пожарных есть бумага о том, что не нужно делать дополнительную вентиляцию, защищенное исполнение? - И этого нет. Пока речь идет о пилотных проектах, наверное, все это не так важно. Но такие пилотные проекты могут себе позволить немногие крупные компании, ни о массовом внедрении, ни о типовых решениях невозможно говорить в отсутствие нормативной базы. А эти вопросы не решить без соответствующих федеральных органов и широкого экспертного обсуждения, в том числе нужна ведомственная аттестация у крупнейших потребителей».

Следующая серьезная проблема, по его мнению, - это инерционность мышления заказчиков. Свинцовые системы эксплуатируются на протяжении десятков лет, потребители все о них знают, умеют их проектировать, эксплуатировать, утилизировать и так далее, поэтому их очень непросто убедить в преимуществах какой-то новой технологии, тем более что она еще и довольно дорогая». По мнению эксперта, на данный момент все 2*

без исключения проекты на основе ЛИА в России реализуются волевым решением отдельных руководителей.

Еще минус - это более высокая цена ЛИА по сравнению со свинцово-кислотными аккумуляторами. Но никто не учитывает, что в последнее время из-за массового закрытия экологически вредных производств в Китае выпуск свинцовых батарей сокращается, их стоимость - растет, а литиевые технологии год от года дешевеют. «Как только рынок начнет требовать все больше ЛИА, и будет развитие производства, их стоимость будет снижаться, - это законы экономики», - надеется А. Стенников.

Применительно к продукции «Лиотеха» эксперт считает достаточно серьезной проблемой узкую продуктовую линейку завода. «С одной стороны, аккумуляторы большой емкости - это хорошо: более мощные системы строить проще и дешевле, - рассуждает А. Стенников. - Но если говорить о довольно большом сегменте до двух сотен киловатт-часов, здесь, к сожалению, в силу завышенной емкости одного элемента решения "Лиотеха" становятся неконкурентоспособны. Если бы он выпускал батарею, например, 50 А^ч, рынок бы для нее нашелся, и нам бы жилось гораздо проще».

При этом эксперт утверждает, что когда речь идет о новой высокотехнологичной продукции, одним из решающих факторов при выборе поставщика является его физическая доступность: «Как показал опыт, при монтаже и эксплуатации новых систем возникает масса проблем, которые требуют непосредственной консультации и более активного участия производителей. У нас был опыт работы с американской компанией. В силу разных причин, той же разницы часовых поясов, мы далеко не всегда могли обеспечить оперативную реакцию на возникающие проблемы. В этом плане нам было бы удобнее работать с российскими партнерами».

Н.З. Ляхов указывает и на другие риски ООО «Лиотех», связанные с особенностями формирующегося рынка ЛИА. Во-первых, это отсутствие у новосибирского предприятия надежных источников сырья - катодной массы. Во-вторых, фактический отказ от научно-технического сопровождения - одного из непременных условий успеха на быстроразвивающемся рынке высокотехнологичной продукции.

Кто ответит за катоды

Разрыв отношений с китайским партнером и невозможность покупать катодную массу в Китае вынудили «Лиотех» обратиться к европейским поставщикам. В принципе, этот шаг можно было бы считать вынужденно логичным, в отсутствие других вариантов. Но при этом «Роснано» фактически приостановило реализацию своего же проекта по созданию катодной массы в Новосибирске - на базе Новосибирского завода химконцентратов (ОАО «НЗХК», входит в состав топливной компании ТВЭЛ госкорпорации «Росатом»), а это уже гораздо труднее объяснить.

«Я с удивлением узнал на "Технопроме", что А.Б. Чубайс принял решение покупать литий-железо-фосфат в Германии, -рассказывает Н.З. Ляхов. - А собственный проект по созданию катодной массы на НЗХК едва ли не заморожен». Это тем более странно, что критерий импортозамещения по комплектующим был едва ли не ключевым в момент принятия решения о создании ООО «Лиотех». «Научно-технический совет "Роснано" одобрил заявку лишь после того, как мы доказали, что в течение четырех лет полностью перейдем на российское сырье. К концу 2013 г. новосибирский завод должен был давать уже половину мощности - 1700 т литий-железо-фосфата в год. Этого бы хватило "Лиотеху" при нынешних его скромных возможностях реализации, чтобы полностью закрыть потребности, - полагает ученый. - Ключевым компонентом для аккумуляторов является именно катодная масса. Кто производит катод, тот держит в руках весь рынок».

Тем не менее «Роснано», которое могло бы сосредоточить под своим контролем максимальное число звеньев производственной цепочки ЛИА, похоже, совершенно перестало интересоваться производством катодов. На официальном сайте «Роснано» единственным упоминанием о совместном проекте с НЗХК является строчка в пресс-релизе от 2010 г. о намерении организовать производство катодов, изготовленных из нанокомпозиционного материала на основе литий-железо-фосфата, разработанного учеными СО РАН12, а название проектной компании - ООО «Катодные материалы» - вообще не встречается.

12 1Ж1_: http://www.rusnano.com/about/press-centre/news/75571

Между тем, согласно ЕГРЮЛ, ООО «Катодные материалы» зарегистрировано 5 сентября 2011 г., имеет уставный капитал в размере 97 406 600 руб. Соучредителями являются ОАО «Росна-но» (28,23% акций), ОАО «НЗХК» (32,83%) и ЗАО «Промышленные инновации» (38,94%) (входит в корпорацию ТВЭЛ).

«Договоренность с "Роснано" о том, что мы будем сообща производить все комплектующие для ЛИА, сегодня не выполняется. Совместная компания, сформированная для этих целей, не финансируется "Роснано"», - подтверждает заместитель генерального директора ОАО «НЗХК» А. Матвеев. По его словам, в «Росатоме» уже рассматривается вариант самостоятельного, без участия ОАО «Роснано», производства литий-ионных аккумуляторов на базе завода химконцентратов. То есть фактически речь идет о создании дублирующего производства ЛИА в Новосибирске.

«У завода химконцентратов нет другого выхода, - комментирует Н.З. Ляхов. - Производство топливных элементов для АЭС постепенно сворачивается, и для того чтобы продолжать существовать, заводу необходимо искать для себя новые рынки сбыта. Производство литиевых катодов стало бы для него спасением. Тем более, что на территории завода есть огромные хранилища лития, и его просто некуда больше девать: аккумуляторная отрасль - самый большой потребитель лития на сегодня».

Действительно, НЗХК еще в середине прошлого века начал аккумулировать у себя сырье для производства металлического лития и хлорида лития, используемых в ядерной энергетике в России и за рубежом. В 2012 г. завод произвел и реализовал 1300 кг изотопа лития-7 (70% мирового потребления по изотопному составу).

Сужение рынка ядерной энергетики и снижение цен на литий из-за открытия в конце 2000-х крупных месторождений лития в Южной Америке (с беспрецедентно низкой себестоимостью добычи) подтолкнуло НЗХК к увеличению степени передела этого металла. На предприятии была разработана технология промышленного производства литиевых шпинелей (на основе кобальтата и литий-железо-фосфата), которые используются в качестве катодного материала для литий-ионных аккумуляторов.

Идея организации по соседству с НЗХК аккумуляторного производства пришлась как нельзя более кстати, поэтому «Росатом»

быстро договорился с «Роснано» о софинансировании своего проекта. Фактически два взаимодополняющих предприятия могли бы стать основой для создания кластера автономных источников питания (и такие планы существуют до сих пор). Их согласованное развитие, подкрепленное грамотной инвестиционной политикой обеих госкорпораций, могло бы стать основой развития нового высокотехнологичного рынка в России.

К тому же «Росатом» является одновременно и одним из крупнейших потенциальных потребителей ЛИА в России - практически все его объекты предъявляют повышенные требования к надежности энергоснабжения, и этот факт гарантирует деятельное участие госкорпорации в развитии рынка. Представители инжиниринговых компаний называют ГК «Росатом» главным лоббистом литиевых технологий в стране.

Будет ли «Росатом» покупать аккумуляторы, в которых не используется его литий, сделает ли попытку самостоятельно развивать направление ЛИА, сейчас можно только предполагать. В декабре 2011 г., когда «Роснано» «разводилось» с Thunder Sky, в прессу просочилась информация о том, что ТВЭЛ рассматривает возможность приобретения доли китайской стороны в «Лиоте-хе»13, но сделка не состоялась.

Зато вполне очевидно, что сегодня «Росатому» или НЗХК для того, чтобы самостоятельно делать аккумуляторы и выходить с ними на рынок, необходимо как-то оформить взаимоотношения с ООО «Катодные материалы», которому переданы оборудование и патент на производство литий-железо-фосфата. «Эту технологию создавал наш институт совместно с НЗХК, и половина патента принадлежала СО РАН, - рассказывает Н.З. Ляхов. - При учреждении ООО "Катодные материалы" НЗХК внес в уставный капитал созданную нами по его заказу установку и свою долю патента, а нашу долю ООО обязалось выкупить за 35 млн руб. (отдельная история связана с тем, как мы искали механизм для передачи интеллектуальной собственности). Но этих денег мы до сих пор не увидели». Похоже, ни один из трех учредителей, два из которых относятся к структурам «Росатома», не спешит вкладывать средства в развитие проекта.

13 URL: http://www.appraiser.ru/default.aspx?SectionId=83&Id=5906&Con tId=301

Между тем созданная в конце 2000-х годов технология постепенно устаревает. В то время как крупнейшие мировые компании, работающие в сфере литиевых технологий, каждые полгода объявляют об улучшении характеристик своей продукции, «Катодные материалы», не имея финансирования, за два с лишним года существования не смогли создать ни своего оборудования, ни оснащения, ни технологии - говорит Н.З. Ляхов. По его словам, на предприятии до сих пор работает в экспериментальном режиме все та же единственная установка, которую оно получило от НЗХК, и она «очень скоро исчерпает свой ресурс», и используется все та же технология.

Балансируя на грани интересов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все изложенное - прекрасная иллюстрация того, как внутри-и межведомственные разногласия и маркетинговые просчеты катастрофически сказываются на судьбе перспективных высокотехнологичных проектов в России.

Стремление к быстрой прибыли и нежелание учитывать законы формирующегося рынка привели к скоропостижному разрыву отношений с китайским партнером, от которого полностью зависели поставки сырья и обеспечение сбыта. Не исключено, что отчасти к этому ГК «Роснано» вынудило давление Счетной палаты, которая жестко настаивает на выполнении формальных требований договоров. Так, например, в своем отчете аудиторы Счетной палаты РФ вменяют в вину «Роснано», что оно не сразу воспользовалось своим правом взыскания просроченной задолженности по займу, наложив взыскание на акции Thunder Sky, утверждают, что при переуступке доли китайской компании в проекте ООО «Лиотех» «Роснано» и - в ее лице - российский бюджет потеряли свыше 513 млн руб.14 (на том основании, что переданные китайской стороной в уставный капитал «Лиотеха» патенты использовались в течение не 10 лет, а меньше, а значит, при переуступке прав их нужно было переоценить с дисконтом, чего «Роснано» не сделало).

На наш взгляд, неудачной была сама модель, избранная «Рос-нано» для инвестирования в высокотехнологичные проекты.

14 http://www.ach.gov.ru/userfiles/loadfiles/201305rosnano.pdf

«Создание проектных компаний для выхода на новые высокотехнологичные рынки - это игра в одни ворота», - считает академик Н.З. Ляхов. По крайней мере, в той форме, как это практикуется в «Роснано», это способ страховать финансовые риски только одного из соинвесторов. Поступление от него средств напрямую зависит от выполнения проектной компанией плановых показателей, при малейшем отклонении от плана финансирование приостанавливается (в ряде случаев до реального выделения средств дело вообще не доходит, все ограничивается выдачей гарантийного письма), и накладывается взыскание на акции партнера.

Отметим, что вообще-то подобная схема - не редкость для венчурных инвестиций15. Но одно дело, когда подобная проектная компания создается с участием никому не известного изобретателя, практически ничего за душой не имеющего, кроме ноу-хау или даже голой идеи, и совершенно другое, когда партнером выступает действующее предприятие, со своими активами, с именем, а часто - и с опытом работы на данном рынке, которому элементарно не хватает оборотных средств для стратегического рывка и закрепления в новой для себя нише.

Действующее предприятие отдает в качестве вступительного взноса в такую компанию свое оборудование и свои самые перспективные разработки, но по действующей схеме оно вынуждено в одиночку нести все риски, практически не имея возможности самостоятельно принимать решения и формировать гибкую политику по продвижению на рынок. Хорошо, если партнер, как Thunder Sky, может позволить себе просто выйти из проекта. НЗХК, входящий в мощную федеральную структуру, тоже, наверное, найдет выход из положения. А, например, небольшая новосибирская компания «САН», стоявшая у истоков нового рынка наночернил (пусть и не слишком объемного), в 2013 г. была вынуждена объявить о собственном банкротстве, теперь существует только ООО «Сан», полностью контролируемое «Роснано» (новосибирцев из проекта «выдавили», когда они не смогли обеспечить плановые показатели).

15 См., например: Гайслер Е.В. Smart investment - задача для профессионалов // ЭКО. - 2013. - № 12. - С. 70-75.

Маркетинговые просчеты учредителей усугубили те сложности, которые неминуемо ждали молодую компанию -ООО «Лиотех» - при выходе на совершенно новый формирующийся мировой рынок. Но вместо того чтобы объединить усилия с партнером по исправлению ситуации и помочь предприятию оперативно скорректировать сбытовую политику, «Роснано» поспешило «отбить» собственные расходы, поставив под удар развитие дочерней компании.

Иначе чем скупостью и недальновидностью нельзя объяснить и отказ учредителей от научно-технологического сопровождения. На быстро развивающихся рынках наукоемкой продукции именно деятельность Я&Б-сектора гарантирует долгосрочный успех и удержание достигнутых позиций. «По моему настоянию (и по требованию научно-технологического совета "Роснано") в проект "Лиотеха" была заложена статья о создании научно-технологического центра сопровождения технологии, - рассказывает Н.З. Ляхов. - Но нас как-то незаметно от проекта отлучили. А.Б. Чубайс сказал прямым текстом, что науку финансировать он не будет. В результате получилось, что с момента принятия решения до сего дня прошло уже почти пять лет, а ведь ни одна компания, которая работает в этой сфере, на месте не стояла. И теперь, чтобы преодолеть отставание, "Лиотех" готов покупать катодную массу у немцев, вместо того чтобы эти же деньги вложить в производство, где более передовая технология и качество не хуже».

Впрочем, «Росатом» тоже не спешит с реализацией проекта «Катодные материалы», очевидно, надеясь на появление соинвестора или, по крайней мере, гарантий надежного сбыта. В частности, руководители НЗХК на форуме «Технопром-2013» объявили о начале работ по созданию ЛИА нового поколения, для силовых ведомств (аккумуляторы с кремниевым анодом). По словам представителя завода В.А. Иванова, есть как минимум девять направлений, перспективных для применения таких аккумуляторов. Это изготовление стартеров для бронетехники и автомобильной техники ВМФ, «холодное» управление системами вооружения, производство накопителей энергии и систем бесперебойного энергоснабжения, стартовые батареи ракетных комплексов, системы энергообеспечения космических аппаратов, а также энергообеспечение электронной экипировки

«солдата будущего. «Эта разработка стала результатом большого труда по созданию отечественной технологии литий-ионных батарей, которые имеют удельные характеристики не ниже 250-270 Вт^ч/кг, - уточнил В.А. Матвеев. - Направление, которое будет финансироваться ТВЭЛом по проектному принципу, позволяет создать к 1-2-му кварталу 2015 г. на базе НЗХК производство объемом 2,5 МВт^ч в год таких батарей».

Развитие военных технологий официально объявлено одним из приоритетов российской промышленной политики, а значит, проблем с финансированием данной тематики у ТВЭЛа не должно быть. Но вряд ли секретные разработки достаточно быстро окажутся на открытом рынке гражданской продукции, а это значит, что конкурировать они опять будут главным образом по качеству, но не по стоимости, как это очень часто происходит с изделиями российского ВПК16, и в долгосрочной перспективе могут быть обречены на экономическое поражение.

Приходится констатировать, что неумение или нежелание договориться о согласованной политике двух государственных компаний («Роснано» и «Росатом») и разных проектных команд внутри одной компании привело к убыткам одно уникальное высокотехнологичное производство и поставило в «подвешенное состояние» другое. Россия вместо синергетического эффекта от развития двух взаимосвязанных производств, способных стать основой кластера автономных источников энергии, получила один убыточный завод («Лиотех») и одно ООО с неясными перспективами («Катодные материалы»). Кроме того, в неприятной ситуации оказался один из крупнейших когда-то налогоплательщиков Новосибирской области - ОАО «НЗХК», вынужденный как-то разруливать ситуацию с «Катодными материалами» и самостоятельно искать пути выхода на рынок ЛИА.

В декабре 2013 г. А.Б. Чубайс объявил о реорганизации и новой стратегии госкомпании: на базе «Роснано» создаются сеть инвестиционных фондов и управляющая компания, которая будет ими управлять и привлекать в них инвесторов. «Суть стратегии -это привлечение 150 млрд руб. частных денег на те же самые задачи, которые мы начинали раскручивать за государственные

16 Соколов А.В., Бажанов В.А. Высокотехнологичное и наукоемкое производство: проблемы и неопределенность будущего // ЭКО. - 2014. - № 1. -С. 15-25.

бюджетные деньги», - отметил глава «Роснано» в интервью программе «Вести-24»17. По словам А.Б. Чубайса, в 2014 г. стоит задача привлечения первых 7 млрд руб. частных инвестиций, а до 2020 г. - 150 млрд руб.

При этом в течение года до 10% акций УК будут выкуплены ее менеджментом - чтобы повысить заинтересованность в эффективности инвестиций. По сути, это означает, что деятельность «Роснано» полностью переходит на коммерческую основу.

Однако коммерческие подходы вряд ли правильно ставить во главу угла, когда речь идет о стратегических интересах государства, агентами которого выступают «Роснано», «Росатом» и другие госкомпании, особенно из числа естественных монополий. Коль скоро задачи и интересы государства не исчерпываются обеспечением высокой доходности собственных активов, быстрая финансовая отдача на вложенные инвестиции может быть лишь одним из (и далеко не первостепенным) критериев успешности дорогостоящих и рисковых высокотехнологичных проектов, реализуемых с участием госкомпаний.

Гораздо большее значение имеют выход и закрепление высокотехнологичных предприятий на стратегических для России рынках, формирование внутреннего спроса на высокотехнологичную продукцию и услуги, укрепление технологического потенциала страны, поддержка сбалансированного социально-экономического развития территорий и т.д.

Безусловно, государство не может оставить в стороне вопросы экономической эффективности новых проектов. Без тщательной и многоаспектной проработки их бизнес-планов не обойтись. Но одновременно необходимо озаботиться и созданием механизмов, способствующих более справедливому распределению рисков между участниками проектов, проведению гибкой маркетинговой политики новых компаний. А главный вопрос повестки дня - выработка эффективных механизмов межведомственного сотрудничества и взаимодействия госкомпаний - в русле тех задач и интересов, которые ставит перед ними государство.

Материал подготовила кор. «ЭКО» Э.Ш. ВЕСЕЛОВА

17 иЯ1_: http://www.rusnano.com/about/press-centre/first-person/20131224-rossiya24-chubais-ob-itogakh-goda

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.