Научная статья на тему 'Запас хода'

Запас хода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-журнал
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александр Кремков

Как и сто лет назад, массовое распространение электромобилей сдерживается несовершенством батарей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Запас хода»

ТЕМА ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТЯГА

Запас хода

Как и сто лет назад, массовое распространение электромобилей сдерживается несовершенством батарей.

Александр Кремков

техническим директор компании «Лиотех» (Новосибирск)

Электромобиль в ближайшие пять-семь лет, к великому сожалению, не сможет приблизиться к автомобилям с двигателем внутреннего сгорания по такой важной технической и потребительской характеристике, как величина пробега на одной «заправке». Серийные электромобили на базе литий-ионной аккумуляторной батареи, как правило, имеют заявленный запас хода в 170-180 км. В реальности при эксплуатации в неблагоприятных климатических условиях или в режиме городской езды пробег может составлять и того меньше — 140-150 км. Стало быть, чтобы сравниться с бензиновыми, автомобилям на электрической тяге

«Лиотех»: ионы лития made in Russia

> Дата запуска производства — декабрь 2011 года.

> Специализация — выпуск литий-ионных аккумуляторов для электротранспорта и энергетики.

> Проект запущен РОСНАНО совместно с китайской компанией Thunder Sky.

> Суммарный объем инвестиций в проект составил 13,58 млрд рублей.

> Выход на проектную мощность планируется к 2014 году.

> В соответствии с планами развития компании доля ее продукции на мировом рынке литий-ионных аккумуляторов для электромобилей к 2015 году должна составить 16%.

необходимо двукратно увеличить эту характеристику.

Между тем наука и техника подошли к естественному пределу, преодолеть который можно, лишь выйдя на новый технологический уровень. Проблема с аккумуляторными батареями в основном физико-химическая: требуется увеличить количество энергии, которое можно снять с существующего объема. Те материалы, которые сейчас используются, обладают определенным электрохимическим потенциалом; это природная характеристика. Выжать что-то из конструкции самого аккумулятора можно, но это будет совсем несущественная прибавка — максимум 15%. Значит, для повышения энерговооруженности электромобиля в рамках существующих технологий по большому счету приходится использовать лишь экстенсивный путь — наращивать объем или число аккумуляторных батарей. Для развития массового электротранспорта этот путь не подходит, поскольку значительно увеличивает стоимость и вес электромобиля.

Одно из направлений вероятного прорыва — нанотехнологии. Основные задачи — поиск эффективных электрохимических решений по увеличению ионной, электронной проводимости и исследования межфазной среды «электролит — электрод».

В конце прошлого года компания «Лиотех» запустила завод по выпуску литий-ионных аккумуляторов, используемых в качестве накопителей энергии для электромобилей и энергетики. Мы увере-

ны, что в ближайшие пять-десять лет именно литий-ионная технология будет преобладающей на рынке. По соотношению «цена — технические характеристики» для массового рынка электротранспорта и решений для сетевой энергетики ей пока нет равных.

На базе ионов лития существует около десятка электрохимических систем. Уже сегодня есть перспективные наработки, позволяющие получать лучшие удельные характеристики, но пока они еще далеки от широкого практического применения. Основу нашей продуктовой линейки составляют средне- и высокоемкие аккумуляторы, построенные на базе литий-железо-фосфатной системы, хотя не исключаю, что со временем мы будем переходить на другие катодные материалы и электролиты. Эта та область, где сейчас очень активно идут исследования.

Поэтому, с учетом нынешнего состояния аккумуляторных технологий, сценарий развития электрического транспорта таков. Сначала начнется постепенный переход на электрическую тягу городского пассажирского транспорта — автобусов и троллейбусов с повышенным автономным ходом. (Кстати, по улицам Новосибирска уже с прошлого года курсирует троллейбус с автономным ходом до 30 км, укомплектованный аккумуляторами производства «Лиотех»; мы пока нарабатываем опыт эксплуатации.) А вот частный сектор станет массово приобщаться к электрическим технологиям значительно позже. Предположительно, лишь в конце десятилетия. ■

40

бизнес-журнал март #3 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.