Научная статья на тему 'Независимое общественное наблюдение как залог честных выборов'

Независимое общественное наблюдение как залог честных выборов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
370
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАБЛЮДЕНИЕ / ВЫБОРЫ / ИНСТИТУТ НЕЗАВИСИМОГО НАБЛЮДЕНИЯ / НЕЗАВИСИМЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ЧЕСТНЫЕ ВЫБОРЫ / MONITORING / ELECTIONS / INSTITUTION OF INDEPENDENT MONITORING / INDEPENDENT PUBLIC ASSOCIATIONS / FAIR ELECTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вяткина Галина Олеговна

Обоснована роль независимого общественного наблюдения на выборах; рассмотрена необходимость существенного расширения возможностей участия общественных объединений в наблюдении за выборами. Дан анализ действующему избирательному законодательству на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации и возможности внесения поправок в него. Рассмотрены нововведения Центральной Избирательной комиссии Российской Федерации о возможности привлечения субъектов общественного контроля на выборах Президента Российской Федерации и дальнейших ориентирах на выборах других уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT PUBLIC MONITORING AS A GUARANTEE OF FAIR ELECTIONS

The author considers the role of independent public monitoring in elections, the need to expand the opportunities for public associations to participate in the election observation, analyzes the current electoral legislation at the Federal level and at the level of the subjects of the Russian Federation and the possibility of amending it. The paper considers the innovations of the Central Election Commission of the Russian Federation on the possibility of involving the subjects of public control in the presidential elections of the Russian Federation and further guidance in the elections of other levels.

Текст научной работы на тему «Независимое общественное наблюдение как залог честных выборов»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

УДК 342.84 DOI: 10.17277/pravo.2018.03.pp.122-126

Обоснована роль независимого общественного наблюдения на выборах; рассмотрена необходимость существенного расширения возможностей участия общественных объединений в наблюдении за выборами. Дан анализ действующему избирательному законодательству на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации и возможности внесения поправок в него. Рассмотрены нововведения Центральной Избирательной комиссии Российской Федерации о возможности привлечения субъектов общественного контроля на выборах Президента Российской Федерации и дальнейших ориентирах на выборах других уровней.

Ключевые слова: наблюдение; выборы; институт независимого наблюдения; независимые общественные объединения; честные выборы.

Галина Олеговна Вяткина, магистрант направления подготовки «Юриспруденция», ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет им. акад. И. Г. Петровского», Брянск, Россия;

galya.vyatkina.00@mail.ru

НЕЗАВИСИМОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ КАК ЗАЛОГ ЧЕСТНЫХ ВЫБОРОВ

Какую роль играет наблюдение на выборах? Зависит ли от его эффективности оценка избирателей процесса голосования? Безусловно, наблюдение на выборах имеет важное значение для повышения доверия людей к избирательному процессу. Оно способствует защите избирательных прав граждан, а вместе с тем прозрачности и открытости выборов. К сожалению, в настоящее время избирательное законодательство России весьма медленными темпами развивает систему наблюдения на выборах. Сегодня существует ряд требований к статусу организаций, обладающих правом выдвигать наблюдателей, которые существенно ограничивают возможности участия граждан в контроле над выборами и оказывают влияние на качество наблюдения. Обращаясь к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», видим, что осуществлять наблюдение чаще всего имеют право только представители участников выборов [5]. Во многих странах существуют непартийные общественные организации, деятельность которых связана с подготовкой наблюдателей и осуществлением независимого наблюдения на выборах. Есть такие организации и в России, но, к сожалению, избирательное законодательство не позволяют таким организациям назначать наблюдателей в избирательные комиссии [4].

Федеральным законодательством о выборах в настоящее время не предусмотрено обязательное предоставление общественным объединениям, которые не являются избирательными объединениями, и, следовательно, не заинтересованы в результатах выборов, права назначать наблюдателей в участковые избирательные комиссии. Однако возможность наделения таких объединений указанным правом не исключается. Так, в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» может быть предусмотрена возможность назначения наблюдателей иными общественными объединениями, но только при проведении референдума [5]. Безусловно, именно институт независимого наблюдения должен представлять обществу независимую в первую очередь от политических интересов участников избирательного процесса оценку этого процесса.

Таким образом, данный федеральный закон, оставляя вопрос наделения общественных объединений правом назначения наблюдателей на выборах за рамками своего правового регулирования, передал его в ведение субъектов Российской Федерации, что привело к тому, что регионы начали отменять институт общественных наблюдателей и в своих законах [1].

Для примера проанализируем законодательство регионов о муниципальных выборах. Как правило, субъекты Российской Федерации используют единые подходы к предоставлению общественным объединениям права назначения наблюдателей на всех муниципальных выборах в субъекте Российской Федерации. Вместе с тем встречаются и исключения. Так, в Республике Саха право назначения наблюдателей предоставлено общественным объединениям только на выборах депутатов представительных органов городских округов и муниципальных районов; Липецкой области - только на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований; Оренбургской области - только на выборах глав муниципальных образований [2].

Согласно статистике, очевидно, что в настоящее время право общественных объединений, не являющихся политическими партиями, их региональными отделениями или иными структурными подразделениями, избирательными объединениями, выдвинувшими кандидатов, списки кандидатов, назначать наблюдателей предусмотрено законодательством одной трети субъектов Российской Федерации на выборах глав муниципальных образований и одной трети субъектов Российской Федерации на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований. Вместе с тем две трети субъектов Российской Федерации в настоящее время не воспользовались полномочием по наделению общественных объединений правом назначения наблюдателей на муниципальных выборах [2]. Таким образом, регионы все-таки в большей степени следуют федеральному законодательству и не стараются самостоятельно расширять права общественных объединений.

Стоит заметить, что в России существует ряд общественных объединений, которые носят неполитический характер, но одной из своих целей считают борьбу за честные и справедливые выборы. Наблюдатели, на-

правляемые этими организациями, оказываются зачастую более квалифицированными и неравнодушными, чем наблюдатели от политических партий, и отчеты этих организаций более доступны широкой общественности.

Таким образом, в Российской Федерации возникает необходимость существенного расширения возможностей участия общественных объединений в наблюдении за выборами. Федеральному законодателю следует вернуться к вопросу регулирования рассматриваемого права на федеральном уровне, включив соответствующую норму императивного характера в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В ответ на запрос общества, в ноябре 2017 года в Государственную Думу РФ был внесен законопроект, по которому наблюдателей смогут направлять не только кандидат и выдвинувшая его партия, но и «субъекты общественного контроля», в частности Общественная палата РФ и общественные палаты субъектов РФ, которые как раз и состоят из разных представителей общественных организаций и, соответственно, являются политически нейтральными [7].

21 ноября 2017 года ЦИК России и Российский фонд свободных выборов провели Всероссийскую конференцию «Наблюдение на выборах в Российской Федерации». На этом мероприятии Секретарь Общественной палаты Российской Федерации Валерий Александрович Фадеев и Председатель ЦИК России Элла Александровна Памфилова подписали соглашение о сотрудничестве. Как сказала Э. А. Памфилова: «Мы будем помогать всем, кто добросовестно и честно занимается наблюдением, будем работать с любыми заинтересованными организациями. Важно отработать весь механизм наблюдения. Это должен быть живой, естественный процесс на основе интересов наших избирателей по обеспечению их избирательных прав» [6].

На мой взгляд, такие изменения в законодательстве значительно повысят эффективность наблюдения, от которого в большей степени зависит доверие граждан ко всему избирательному процессу в целом и их оценка выборов как честных и справедливых. Данные нововведения станут ключевыми в зарождении института независимого наблюдения.

Законопроект предполагает поправки только к закону «О выборах Президента Российской Федерации». В 2018 году идет бурное обсуждение вопросов о том, распространять ли нововведения на выборы других уровней. Безусловно, целесообразно было бы одобрить данную поправку и внести ее в Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Таким образом, наиболее объективный и эффективный контроль может быть осуществлен только независимыми общественными объединениями, которые являются политически нейтральными, заинтересованными не в победе какой-либо партии, а в том чтобы выборы прошли в соответствии с законом и на них было обеспечено равенство прав всех участников избирательного процесса. Безусловно, большое значение в данном вопросе

имеет само восприятие избирателей организации наблюдения на выборах и, в конечном счете, их одобрение. Такой контроль за ходом голосования является одним из залогов обеспечения легитимных выборов, которые избиратели будут оценивать как честные и справедливые. Как точно отметила Председатель Центральной Избирательной Комиссии Белоруссии Лидия Михайловна Ермошина на Международной конференции «Избирательные процессы на пространстве СНГ»: «... честность выборов не зависит от документов, регламентирующих деятельность наблюдателей, она определяется, прежде всего, нормами морали» [3].

Список литературы

1. Аналитика. Независимое общественное наблюдение за выборами. 2007 [Электронный ресурс]. URL: http://www.civildignity.ru/ru/info-show/analitika-1/nezavisimoe_obschestvennoe_nablyudenie_za_vyiborami (дата обращения: 15.08.2018).

2. Игнатов А. В. Независимое общественное наблюдение на муниципальных выборах: проблемы правового регулирования в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс] // Совершенствование законодательства в сфере защиты прав человека и гражданина: проблемы и перспективы: материалы Между-нар. науч.-практ. конф., Иркутск, 5 апреля 2013 г.: в 2 ч. Иркутск, , 2013, Ч. 1. С. 92 - 100. URL: http://civiluniversity.ru/file/6d/15/6d15a663-605e-42bb-a556-5488ce36537c (дата обращения: 17.08.2018).

3. Ермошина Л. Честность выборов определяется не документами, а нормами морали [Электронный ресурс]. URL: https://nn.by/?c=ar&i=138655&lang=ru (дата обращения: 18.08.2018).

4. Наблюдение за выборами: метод. пособие [Электронный ресурс] // Сост. Е. В. Мишанова; отв. ред. Г. В. Голосов. Изд. 2-е, исправ. и доп. СПб., 2010. 112 с. URL: http://www.vibory.ru/analyt/nabl.pdf (дата обращения: 10.08.2018).

5. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федер. закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 03.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2018) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_37119/ (дата обращения: 10.08.2018).

6. Общественный контроль и наблюдение на предстоящих выборах стали основными вопросами конференции ЦИК России: офиц. сайт ЦИК РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.cikrf.ru/nablyudatelyam-i-ekspertam/obuchenie-nablyudateley/arkhiv/30829/ (дата обращения: 18.08.2018).

7. Точенов А. Общественные палаты смогут направлять представителей на избирательные участки [Электронный ресурс] // Российский фонд свободных выборов. URL: http://www.rfsv.ru/practice/nabliudenie-mneniia-reportazhi/aleksandr-tochenov-obshchestvennye-palaty-smogut-napravliat-predstavitelei-na-izbiratelnye-uchastki (дата обращения: 17.08.2018).

References

1. http://www.civildignity.ru/ru/info-show/analitika-1/nezavisimoe_obschest-vennoe_nablyudenie_za_vyiborami (accessed 15 August 2018).

2. http://civiluniversity.ru/file/6d/15/6d15a663-605e-42bb-a556-5488ce36537c (accessed 17 August 2018).

3. https://nn.by/?c=ar&i=138655&lang=ru (accessed 17 August 2018).

4. http://www.vibory.ru/analyt/nabl.pdf (accessed 10 August 2018).

5. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37119/ (accessed 10 August 2018).

6. http://www.cikrf.ru/nablyudatelyam-i-ekspertam/obuchenie-nablyudateley/ arkhiv/30829/ (accessed 18 August 2018).

7. http://www.rfsv.ru/practice/nabliudenie-mneniia-reportazhi/aleksandr-tochenov-obshchestvennye-palaty-smogut-napravliat-predstavitelei-na-izbiratelnye-uchastki (accessed 17 August 2018).

INDEPENDENT PUBLIC MONITORING AS A GUARANTEE OF FAIR ELECTIONS

G. O. Vyatkina, Master's Student in Jurisprudence, I.G. Petrovsky Bryansk State University, Bryansk, Russia;

galya.vyatkina.00@mail.ru

The author considers the role of independent public monitoring in elections, the need to expand the opportunities for public associations to participate in the election observation, analyzes the current electoral legislation at the Federal level and at the level of the subjects of the Russian Federation and the possibility of amending it. The paper considers the innovations of the Central Election Commission of the Russian Federation on the possibility of involving the subjects of public control in the presidential elections of the Russian Federation and further guidance in the elections of other levels.

Keywords: monitoring; elections; institution of independent monitoring; independent public associations; fair elections.

© Г. О. Вяткина, 2018 Статья поступила в редакцию 25.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.